Урок на тему: «Дворянская усадьба Василёво в XVIII xix веках»





Скачать 63.66 Kb.
НазваниеУрок на тему: «Дворянская усадьба Василёво в XVIII xix веках»
Дата публикации09.07.2014
Размер63.66 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок
Приложение 10. Урок на тему: «Дворянская усадьба Василёво в XVIII – XIX веках». Автор: Смирнова И. М. учитель истории ГОУ Торжокская школа – интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.



Урок – экскурсия

Примечание редактора. Данная экскурсия может быть проведена как в очной, так и заочной форме. О.В. Савинова

Урок – экскурсия имеет большое значение в приобщении детей к изучению истории своей малой Родины, её культуры, традиций. Это урок активной познавательной деятельности учащихся, направленной на приобретение знаний о родном крае, на формирование духовно – нравственных ценностей. Данный урок является первым в программе по изучению родного края в курсе краеведения. В программе курса идет работа по дальнейшему изучению родного края. На данных уроках даётся обширный материал для изучения родного края, который постепенно перерастает в материал для исследования. Ученики превращаются в активных субъектов его изучения: проводят экскурсии для начальной школы, читают доклады, проявляют интерес в изучении архивных материалов музея, пишут собственные небольшие исследования – размышления, проводят встречи с интересными людьми края, выступают на краеведческих чтениях.

Цели и задачи:

  • Формирование духовно – нравственных ценностей; уважение к истории своих предков, любви к Родине

  • Подвести учащихся к пониманию значительности изучения истории своей малой Родины и бережного отношения к архитектурным памятникам

  • Способствовать усвоению учениками фактического материала

Ход урока

Фронтальная беседа

  1. Родина. Как вы понимаете значение этого слова? Что значит малая Родина?

  2. Что вам известно о прошлом и настоящем вашей малой Родины?

Примечание редактора. На мой взгляд, данный вопрос предполагает слишком обширный, общий и формальный ответ, поэтому вряд ли целесообразно его задавать. О.В. Савинова

  1. Считаете ли вы, что важно знать историю родного края: его прошлое и настоящее, культуру традиции, людей? Почему?

Экскурсия / проведение экскурсии по бывшей усадьбе Василёво /.

В XVIII – XIX вв., здесь, на территории современного Митино, располагались старинные дворянские усадьбы Митино и Василёво, занимающие особое место в русской художественной культуре и в русской истории. Это архитектурно – ландшафтный комплекс, являющийся выдающимся образцом усадебного строительства XVIII – XIX вв., в создании которого важную роль сыграл архитектор Николай Александрович Львов. Здесь же проживал известный род новоторжских дворян Львовых, известен с XIV века.

Корни дворянской усадьбы Василево уходят в 1687 год. Эта была первая усадьба в этой местности, включавшая в себя земли по обе стороны реки. Это было время регенства Софьи при малолетних братьях Иване и Петре, дворянину Ивану Дмитриевичу Львову, закончившему военную службу, было пожаловано имение «в вотчину» за участие в Чигиринских походах. После смерти И.Д. Львова имение перешло к Ивану Ивановичу Львову. В конце XVIII в., усадьба принадлежала сыновьям И.И. Львова Дмитрию и Ивану Д.И. Львов завещал имение сыну Сергею Дмитриевичу. И лишь в конце XIX в. имение принадлежало Татьяне Петровне Балавинской, урожденной Олениной.

Чем был известен род Львовых в отечественной культуре и истории?

/Предполагаемый ответ: принадлежавший к либерально образованной части русского дворянства, военные, честно служившие стране, учителя, директора, инспектора, народных училищ, члены земской управы, дендролог и т.д../

Экскурсия начинается слевого берега реки. Тверца была река капризная: наряду с участками глубокого дна и спокойного течения было на ней много перекатов и порогов.

Что обозначает название реки с финно – угорского?

/предполагаемый ответ: стремительная, быстрая /.

Река была судоходна. По верхней террасе берега проходила сухопутная Новгородская дорога. В н. XIX в., дорогу реконструировали и она проходила по хозяйственной зоне усадьбы Митино. А в сер. XIX в., весь тракт Петербург – Москва был перестроен, выпрямлен, замощён, стал современном шоссе, трасса прошла в 1,5 км. от усадьбы Митино.

Таким образом, усадьба Василёво оказалась в труднодоступной зоне: отсутствие моста через Тверцу, связь с Торжком лишь проселочной дорогой. Возможность перебраться слевого Митинского берега на правый летом можно было паромом или лодкой, курсирующие через Тверцу. Переправа была дальше, чем сегодня находится мост. О перевозе возвещали 18 павлинов, взлетавшие на старую липу и громко кричали возвещая, что на противоположном берегу требуют перевоза. В зимнее время перевоз осуществлялся санным путем по льду реки. На берегу, от аллеи, дорога поворачивала на север вдоль берега. Здесь она была обсажена бальзамическим тополем, остатки этих деревьев сохранились.



Подъезд к усадьбе начинался с липовой аллеи. Длинна аллеи 200 метров, в ней сохранились 190 – 200 летние липы с шаровидной кроной, не доходя 30 метров до дома аллея обрывалась, разрыв не случаен, а предопределён, т.к. именно здесь проходила визуальная связь между домами в Василёво и Митино. Параллельно липовой алле проходила вторая аллея вдоль прудов и вела к усадебному дому. Это была парковая прогулочная аллея, украшенная скульптурами, вазонами.

Важную роль в создании единого Митинского – Василёвского ансамбля сыграла архитектор Николай Александрович Львов, восьмиюродный брат митинских Львовых.

Что известно вам о Н.А. Львове, человеке энциклопедически образованным деятельным?

/предполагаемый ответ: проявил себя в музыке, поэзии, истории, геологии, создатель сборников русских народных песен, создатель многих архитектурных построек и т.д./.

Обе усадьбы проектируются во взаимосвязанной композиции. Обе усадьбы расположены почти одна против другой по берегам Тверцы со сдвижкой их главных осей перпендикулярных к реке. Направление их главных осей определялись местоположением усадебных господских домов: на холмах, фасадом на реку и заречные дали. Вся композиция усадьбы построена на 3х террасах. Планировка в подробностях не сохранилась, но её основа и сегодня просматривается.

Задание: попытайтесь определить эти террасы на местности.

/предполагаемый ответ: 1 терраса поднимается от реки вглубь усадьбы; на возвышенном участке, где расположен парк, каскад прудов с гротами – 2 терраса; дом стоял на самой верхней 3ей террасе, где открывался вид на реку и дорогу/.

Н.А. Львов не участвовал в проектировании господского дома. Его постройка была осуществлена в первой половине 18 века. Дом был деревянным с флигелями и образовывал в плане «каре», внутри размещался парадный двор. Дом не сохранился; сохранился флигель – оранжерея, который был приспособлен после пожара в сер. XIX в. под усадебный дом. И всё же при всем великолепии старого дома удивляет несоответствие деревянного одноэтажного дома и богатейших, крупномасштабных, уникальных парковых сооружений архитектора Н.А. Львова. Это объясняется соседством разных эпох: эпоха зарождения и эпоха кульминации ансамбля усадьбы. Скорее всего, Н.А. Львов занимался проектированием в 80 – 90 годах XVIII века.

Совершенно уникальным сооружением является каскад прудов в парке по ручью Безымянному, протекающий по дну оврага и многочисленные роднички послужили для создания каскада из 3х прудов, расположенных на 3х террасах.

Сооруженные на нем мосты – «капризы» и гроты выложены из «дикого» камня – валуна. Гидротехническое устройство прудов создавало постоянное движение, шум, перелив воды, что особенно ценил Н.А. Львов в парках. Венцом каскадной системы является арочный каменный мост, выполненный из «дикого» камня, длинна проезжей части 100 метров, ширина 6 – 8 метров. Особенно впечатляет каменный архивольт среднего пролёта с вынесенным из плоскости арки огромным замковым камнем. Мост многофункционален: по нему проходила дорога из Торжка, в нем располагались вольеры для птиц, это прекрасное парковое сооружение.

Два нижних пруда являются украшением парка. Вдоль их берегов проходили прогулочные дорожки. Связь между берегами осуществлялась по дорожкам на плотинах. Плотина каждого из прудов обозначала, диагональной посадкой 2х берез /сохранились до наших дней/, что является оптимальным приемом в оформлении парка. Размещенные группами деревья (дуб, лиственница, липа, береза, ель, и др.) чередуясь обеспечивали смену впечатлений. Из кустарников в оформлении береговой линии использовали акацию, сирень. Плотина группы акации позволяли сохранять до нужного момента: беседку, площадку и т.д., создавая эффект неожиданности. Водопад был устроен на средней плотине, где был небольшой грот.




Вода падала с шумом на специально уложенные внизу большие камни – валуны. Нижний пруд осуществляет связь всего каскада с рекой.

Не сохранились до наших дней Красная и Белая башни, являющиеся оранжереями усадьбы, где выращивали персики, ренклоды, зрела шпанская вишня. Не дошла до наших дней и беседка - павильон, пруд – садок и многое другое, чем мы могли бы восхищаться, и гордится трудами наших предков.

В настоящее время Василёво – это этнографический музей деревянного зодчества, здесь проходит ежегодно фольклорный праздник. На территории бывшей усадьбы частично идут реставрационные работы.


Заключительный этап урока

1. Какое впечатление произвел на вас урок – экскурсия по бывшей дворянской усадьбе?

2. С какими архитектурными сооружениями усадьбы вы познакомились?

3. Имена каких известных людей помнит наша земля, наша малая родина?

4. Почему необходимо охранять и бережно относиться к памятникам старины?

Литература

  1. Суслов А. «Торжок и его окрестности».

  2. Краеведческий альманах №3 /2003г./

  3. Руммель В.В. Голубцов В.В. «Родословный сборник русских дворянских фамилий».

  4. Андреев Л.В., Подъяпольский СС.. Трактат реставрация усадьбы Василёво, 1987

  5. Архивные документы музея Василёво.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок на тему: «Дворянская усадьба Василёво в XVIII xix веках» iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 10. 01. 01 «Русская литература»
Программы, предполагающие знакомство с источниками и научной литературой, включенными в приведенные ниже списки. Первый и второй...
Урок на тему: «Дворянская усадьба Василёво в XVIII xix веках» iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 10. 01. 01 «Русская литература»
Программы, предполагающие знакомство с источниками и научной литературой, включенными в приведенные ниже списки. Первый и второй...
Урок на тему: «Дворянская усадьба Василёво в XVIII xix веках» iconЗадание для выполнения Контрольной работы
В каждом варианте представлены темы из всех разделов курса: Античность, Средневековье (Древняя Русь), Возрождение, Просвещение, Архитектура...
Урок на тему: «Дворянская усадьба Василёво в XVIII xix веках» iconБлаготворительная деятельность в развитии отечественного предпринимательства...
История российского предпринимательства — тема весьма ак­туальная и вызывающая живой научный и общественный интерес. Среди современных...
Урок на тему: «Дворянская усадьба Василёво в XVIII xix веках» iconВечерняя программа: 18: 00 23: 00 Аничков дворец Невский пр., 39
Оказаться на балу в Аничковом дворце! Об этом когда-то могли мечтать только самые знатные особы! В «Ночь музеев» здесь можно увидеть,...
Урок на тему: «Дворянская усадьба Василёво в XVIII xix веках» iconРеферат Развитие математики в России в XVIII и XIX столетиях
Развитие математики в России в XVIII и XIX столетиях. Возникновение в России систематической научной работы неразрывно связано с...
Урок на тему: «Дворянская усадьба Василёво в XVIII xix веках» iconРабочая программа 7 класс линия «сфера» всеобщая история
Планирование соответствует программе и Федеральному государственному стандарту основного общего образования по истории и обеспечена...
Урок на тему: «Дворянская усадьба Василёво в XVIII xix веках» iconУрок по истории России XIX в. «Быт и обычаи русского народа первой половины XIX века»
...
Урок на тему: «Дворянская усадьба Василёво в XVIII xix веках» iconПрограмма развития школьного краеведческого музея «Усадьба Смоленское»
«Усадьба Смоленское» на 2013-2017 годы «Школьный музей как образовательный и социокультурный центр села Смоленское»
Урок на тему: «Дворянская усадьба Василёво в XVIII xix веках» iconУрока Тема урока Планируемые результаты освоения
Песни о Степане Разине. 20-е годы XVII века начало XVIII века. Солдатские песни XVIII –xix веков
Урок на тему: «Дворянская усадьба Василёво в XVIII xix веках» iconПрограмма дисциплины «Русская литература XVIII-XIX вв в кросс культурной...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 45....
Урок на тему: «Дворянская усадьба Василёво в XVIII xix веках» iconПрограмма дисциплины «Русская литература XVIII-XIX вв в кросс культурной...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 45....
Урок на тему: «Дворянская усадьба Василёво в XVIII xix веках» iconСловарь исторических терминов для подготовки к егэ абсолютная монархия (абсолютизм) ф
Ее характеризуют высокая степень централизации, постоянная армия и полиция, разветвленный бюрократический аппарат. Расцвет абсолютизма...
Урок на тему: «Дворянская усадьба Василёво в XVIII xix веках» iconПрограмма дисциплины «Русская литература XVIII-XIX вв в кросс культурной...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700....
Урок на тему: «Дворянская усадьба Василёво в XVIII xix веках» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ее характеризуют высокая степень централизации, постоянная армия и полиция, разветвленный бюрократический аппарат. Расцвет абсолютизма...
Урок на тему: «Дворянская усадьба Василёво в XVIII xix веках» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сословно-представительная монархия на Руси в XIV- начале XVII в в. Трансформация сословно-представительной монархии в самодержавие...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск