Благотворительная деятельность в развитии отечественного предпринимательства и образования в XVIII – XIX веках 4





Скачать 201.84 Kb.
НазваниеБлаготворительная деятельность в развитии отечественного предпринимательства и образования в XVIII – XIX веках 4
Дата публикации21.11.2014
Размер201.84 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы

Оглавление





Оглавление 2

Введение 3

Благотворительная деятельность в развитии отечественного предпринимательства и образования в XVIII – XIX веках 4

Алексеев, Николай Александрович (предприниматель) 10

Заключение 18

Список литературы 19



Введение

История российского предпринимательства — тема весьма ак­туальная и вызывающая живой научный и общественный интерес. Среди современных ученых-гуманитариев существуют разные под­ходы к трактовке проблем российского предпринимательства.

Современная историческая наука также проявляет большой ин­терес к развитию российского предпринимательства и имеет свои задачи. Они заключаются в конкретном рассмотрении проблемы предпринимательства на основе исторических фактов в их хроно­логической взаимосвязи. Наиболее интенсивно разрабатывалась и разрабатывается тематика предпринимательской деятельности в Рос­сии второй половины XIX — начала XX в., появляются работы на­учно-популярного характера. Вместе с тем становление российского предпринимательства, его ранние этапы (с эпохи средневековья до середины XIX в.) остаются вне комплексного изучения, хотя существует немало ценных трудов, посвященных более частным вопросам.

Для развитой стадии предпринимательства характерны тесная связь с рынком, кооперация и разделение труда, самоокупаемость, отсутствие принуждения, свобода выбора способа действий, само­стоятельность принятия решений, использование, наряду с личным участием предпринимателя, в той или иной степени наемного тру­да, ориентация на получение прибыли.

Лишь наличие всех (в крайнем случае, подавляющего боль­шинства) указанных выше признаков позволяет уверенно называть определенный вид экономической деятельности предприниматель­ством.

Благотворительная деятельность в развитии отечественного предпринимательства и образования в XVIII – XIX веках
Петровские реформы существенно трансформировали и русскую культуру, и русское сознание. Они способствовали формированию и утверждению новой системы ценностей, среди которых образование и просвещение постепенно выдвигаются на передний план, сливаясь с идеей служения государю и Отечеству. В совокупности все это постепенно становится благодатной почвой для интенсивного развития общественного сознания, а вместе с ним новой по своему содержанию и побудительным началам благотворительности, которая из стихийной и хаотической начинала превращаться в осмысленную и организованную.

Петровские преобразования, просветительская деятельность Екатерины II способствовали утверждению новой системы ценностей, имеющей европейское происхождение. Это нашло свое отражение и в деле дальнейшего развития благотворительности, которая начинает пользоваться поддержкой и даже поощряться государственной властью. По мнению П.В. Власова, в России на рубеже XVIII–XIX столетий произошел подъем благотворительности. Он был обусловлен не только «развитием общественных производительных сил и укреплением материальной базы общества, но также новыми веяниями, родившимися в общественном сознании под воздействием европейского просвещения. Истоки этого подъема благотворительности лежат в смене гедонистических наклонностей общества на новые общественные духовные ценности, выразившиеся в обостренной гражданственности, в престижности идеи общественной пользы» [8, с. 35].

В лице Марии Федоровны вверенные ей учреждения получили мощную поддержку, заключающуюся не только в материальной помощи, но и в непосредственном управлении, которое оказалось столь благородным, что в конечном счете из нескольких учреждений выросла мощная благотворительная система.

Императрице Марии Федоровне принадлежит заслуга основания в России женского педагогического образования. После окончания института способные девушки из бедных семей оставались на год для прохождения педагогической практики, и наиболее способные поступали или в классные дамы, или гувернантками в частные дома. Таким образом, до основания высших женских курсов они были самыми образованными женщинами России [17].

За годы правления императрицы Марии была практически создана социальная программа для бедных, больных и лишившихся кормильцев. Она упорядочила систему, созданную при Екатерине II, и именно в этот период стали активно развиваться и реорганизовываться образовательные и лечебные учреждения.

Реформаторская деятельность Марии Федоровны коснулась практически всей социальной системы этой эпохи. Ей удалось объединить лечебные и образовательные учреждения и создать систему ведомственных учреждений. Именно тогда такие понятия, как милосердие и сострадание, вошли в быт русского народа [14], недаром в молениях Даниила Заточника говорится: «Как олово пропадает, когда его часто плавят, так и человек, когда он много бедствует. Никто ведь не может ни пригоршнями соль есть, ни в горе разумным быть» [3, с. 384].

Благотворительные инициативы государственной власти «были поняты верноподданной аристократией как призыв к активности в новом направлении общественных отношений, как новые манеры, новые правила хорошего тона, от которых зависело положение в глазах императора и, соответственно, положение в придворной иерархии» [9, с.39].

Дело в том, что конец XVIII–начало XIX века были отмечены крупными благотворительными делами просвещенных дворян-филантропов. Суть этой благотворительной деятельности заключается в том, что она стремилась стать в полном смысле общественной. Просвещенные русские дворяне по собственной инициативе, побуждаемые философско-религиозными идеями, объединяются в благотворительные общества, преследующие гуманные и просветительские цели.

В годы правления Екатерины II русское светское общество не без влияния императрицы увлеклось модным в Европе вольтерьянством, однако освоило и усвоило его весьма специфически. В русской среде «протестующий философский смех перерождается в безразборчивое зубоскальство надо всем, а отрицание предрассудков – в забвение приличий, – словом, из свободы мысли выходило озорство почуявшего волю холопского темперамента… Философский смех освобождал нашего вольтерьянца от законов божеских и человеческих, эмансипировал его дух и плоть, делал его недоступным ни для каких страхов, кроме полицейского…» [12, с. 371].

Согласование европейского и национального предполагало именно усвоение и распространение в России европейской общественности и образованности в союзе с лучшими образцами русской нравственности, сложившимися на почве традиционного православия, неукоснительно учившего любви, состраданию и милосердию ко всем людям, независимо от их социального неравенства и сословного положения. И в русском обществе «среди суетливого безделья и дарового довольства нашлось десятка два большею частью богатых или зажиточных и образованных людей, которые решились жертвовать своим досугом и своими средствами, чтобы содействовать заботам правительства о народном просвещении» [12, с. 380].

Помимо ранней общественной и государственной благотворительности продолжала развиваться, хотя и с отмеченными ограничениями, благотворительность частная. Многие из дворян того времени принимали в ней участие. Результатом становилось появление учреждений общественно-культурного назначения, связанное с именами представителей ряда уже упоминавшихся аристократических фамилий.

Приняли участие в этом процессе и знаменитые Демидовы, получившие от Петра I дворянство за свои заслуги в развитии российской промышленности. Так, в 1772 г. в Москве на средства П.А. Демидова было основано коммерческое училище для мальчиков, чтобы «сделать воспитанников из российских подданных знающими купцами» [10, с. 113].

П.Г. Демидов основал юридический лицей в Ярославле, который в дальнейшем постепенно преобразовался в Ярославский университет. Это лишь единичные факты дворянской благотворительности, которые не составляют и тысячной части тех благодеяний, которые тайно практиковались в дворянской среде.

Истинный же расцвет «деяний на общее благо» приходится в России на вторую половину XIX века, когда на общественной сцене начинает все смелее демонстрировать себя русская буржуазия. Отмена крепостного права вызвала бурное развитие частной инициативы и предприимчивости. Наметились, казалось бы, весьма благоприятные условия для развития капиталистических отношений и буржуазной идеологии, ориентирующей человеческий труд на безудержное накопительство, обеспечившее как тогдашнее, так и современное благополучие стран Западной Европы и Америки. Если следовать той логике капиталистических отношений, которая была разработана на основе осознания общественных процессов, имевших место на Западе, Россия должна была бы, хотя и с опозданием, повторить этот путь и занять достойное ее место в общем цивилизационном движении на основе законов капиталистического накопления.

Однако в России наряду с внешними условиями развития капиталистических отношений еще с древних времен существовало весьма специфическое и традиционно устойчивое отношение к деньгам и богатству, веками формировавшееся под влиянием православия. Это было связано с особенностями российского бытия, в рамках которого «отношение «предпринимателя» к своему делу было несколько иным, чем теперь на Западе или в Америке. На свою деятельность смотрели не только и не столько как на источник наживы, а как на выполнение задачи, своего рода миссию, возложенную Богом или судьбою. Про богатство говорили, что «Бог его дал в пользование и потребует по нему отчета, что выражалось отчасти в том, что именно в купеческой среде необычно были развиты и благотворительность, и коллекционерство, на которые смотрели как на выполнение какого-то свыше назначенного долга» [6, с.100].

В отличие от Западной Европы, где протестантская этика, сложившаяся под влиянием критики католицизма, открывала морально-нравственные шлюзы к утверждению культа богатства и капитала, что было прекрасно осознано и описано М. Вебером в его знаменитой «Протестантской этике» [7, с. 44].

В России такого культа и его идеологического оправдания не только не было, но даже наоборот – царило поддерживаемое общественной системой ценностей неоднозначное отношение к нему: «В России человек мог заслужить общественное признание знатностью рода, высокими чинами, общественной деятельностью, ратными подвигами, научными и литературными занятиями и многим другим, но никак не успехами в коммерческой деятельности» [4, с.19].

В России в отличие от многих других стран мира культ богатства не был безусловным даже в среде купцов и предпринимателей. Конечно, следуя общей логике капиталистических отношений, они и торговали, и наживали, боролись за свои капиталы, не стесняясь при этом жульничать, обманывать и обворовывать не только сограждан, деловых партнеров, но и казну, государство.

Однако для русского человека, воспитанного в условиях православной культуры, вопрос о христианском спасении души не был пустым, бессодержательным. Духовное начало заставляло корректировать свои дела, а наиболее неблаговидные с морально-нравственной точки зрения поступки искупать покаянием и благотворительностью. А поскольку более всего такого рода неблаговидных дел совершалось ради накопления и приращения капиталов, то и искупление должно было совершаться путем передачи капиталов, порой весьма значительных, на благотворительные дела стихийной помощи обездоленным или осознанной деятельности по финансированию и поддержанию общественных, государственных или церковных дел.

Именно в период капитализма благотворительность в России стала тем социальным феноменом, многие особенности которого до сих пор вызывают восхищение и удивление. В это время продолжает интенсивно развиваться традиционная благотворительность как призрение бедных. И одновременно начинается дополнение традиционного понимания благотворительности новым содержанием, которое предполагает ее распространение не только на призрение бедных, но и на помощь и реализацию проектов, имеющих общественное и государственное значение, стимулирующих интенсификацию духовной и культурной жизни. Как следствие, русские купцы и предприниматели начинают безвозмездно финансировать строительство школ, институтов, исследовательских центров, библиотек, театров, музеев, картинных галерей и других центров образования, просвещения и культуры.

После отмены крепостного права в 1861 г. в России начинается бурный рост общественных филантропических организаций. Возникает множество благотворительных учреждений, ориентированных на решение конкретных социальных проблем, например, «Общество пособия несовершеннолетним, освобожденным из мест заключения», «Общество спасения падших девушек», «Общество защиты детей от жестокого обращения», «Общество попечения над малолетними преступниками». Такие благотворительные частные общества, а также религиозные сообщества и отдельные благотворители создавали приюты, воспитательные учреждения, строили больницы и школы. «К концу XIX века в России насчитывалось 7349 благотворительных обществ и 7505 благотворительных заведений, 75% средств, расходуемых на благотворительность, составляли частные пожертвования и 25% – средства казны, земств, городов и сословных учреждений» [2, с. 57].

Ранее преимущественно религиозный смысл духовного бытия русских купцов и предпринимателей начинает наполняться государственным, общественным и культурным содержанием, пониманием необходимости для России интенсивного развития образования и культуры, успех которых ставится теперь в зависимость не только, как это было в недавнем прошлом, от государственной, но и от общественной и частной инициативы. Купеческая благотворительность наполняется новым содержанием. Она становится все более цивилизованной, наполняется светским общественным содержанием.

Красноречивым примером такой цивилизованной, общественно организованной благотворительности в конце XIX – начале XX века может служить деятельность московского городского головы Н.А. Алексеева.
Алексеев, Николай Александрович (предприниматель)

Николай Алексеев


Николай Александрович Алексеев — городской голова Москвы в 1885—1893

Дата рождения:
1852 год

Дата смерти: 13 марта 1893 год

Никола́й Алекса́ндрович Алексе́ев (1852 — 13 марта 1893) — московский предприниматель, благотворитель, политик, организатор городского хозяйства, происходит из купеческой династии Алексеевых. В 1885—1893 — городской голова Москвы. Алексееву Москва обязана строительством современных систем водопровода, канализации, школ и больниц.

Николай Александрович родился в купеческом роду Алексеевых, из которого также вышел К. С. Станиславский — его двоюродный брат. Со времен пожара 1812 года Алексеевы базировались у Рогожской заставы, в Алексеевских улицах (позже переименованных в Коммунистические). Мать, урождённая Бостанжогло — из греческого купеческого рода. «Он соединил в себе хитрость и утонченность грека с разнузданностью русской натуры» (Б. Н. Чичерин, предшественник Алексеева на посту городского головы).

К тридцати годам Николай — во главе Правления торгового и промышленного Товарищества «Владимир Алексеев». Управлял крупными предприятиями в Пушкине, Харькове и Подмосковье. Одновременно он входит в городскую политику: с 1881 Алексеев — гласный Московской городской думы. В ноябре 1885 года тридцатитрехлетний Алексеев избран городским головой Москвы.

Алексеев повернул хозяйство города на путь независимого от имперской власти, муниципального развития. Для этого были нужны собственные источники доходов (налоговые поступления составляли не более трети бюджета), и Алексеев проявил талант управленца в создании таких источников, в управлении муниципальной собственностью. По инициативе Алексеева город создавал коммерческие муниципальные предприятия, которые строились на заёмные деньги, начиная с 1887 года. В 1892 город выпустил облигационный займ на сумму, примерно равную годовому доходу (7 млн.руб.). Муниципальные предприятия в целом вышли на прибыль только во второй половине 1890-х гг, после гибели Алексеева, а к 1913 году их вклад в бюджет достиг 55 % доходной части.

Алексеев также консолидировал воедино инициативы московских благотворителей, начиная с самого себя, и направлял их на первоочередные нужды города. От жалованья (12000 рублей в год) он отказался. За десятилетие (1887—1897), доходы города выросли с 4.7 до 10.8 млн.руб., а дефицит сократился с 1.3 млн.руб. до нуля. Прирост доходов позволил приступить к давно необходимой модернизации коммунального хозяйства.

Важнейшей постройкой по инициативе Алексеева стали московский водопровод и канализация. Ранее вода из Мытищинского водопровода поступала самотёком к водоразборным фонтанам. В 1883 Дума передала строительство водопровода концессионерам, но этот проект провалился. При Алексееве город самостоятельно выстроил насосные станции, позволившие довести водопровод до каждого дома, и реконструировал магистральные водоводы. Две напорные башни у Крестовской заставы (впоследствии уничтоженные) были оплачены Алексеевым лично.

По инициативе Алексеева все скотобойни были выведены из города и сконцентрированы в Калитниках (нынешний Микояновский мясокомбинат). Завершена постройка Исторического музея (архитектор Шервуд, Владимир Осипович) и построено здание Городской Думы (впоследствии Музей Ленина).





Канализационно-насосная станция в Крутицах — сегодня 
музей Мосводоканала

Николай Александрович являлся попечителем нескольких начальных учебных заведений, директором Попечительного о тюрьмах комитета, директором Русского музыкального общества, почетным членом Общества для пособия нуждающимся студентам Московского университета, казначеем Дамского комитета Общества Красного Креста. При нём в городе было выстроено 30 городских училищ. Именно при Алексееве (1892) П. М. Третьяков передал в дар городу коллекцию своей галереи.

Алексееву принадлежит инициатива строительства московской психиатрической больницы N1. Деньги собирались по подписке с московских благотворителей. Существует легенда, что один из купцов (предположительно, Ермаков) заявил Алексееву: «Поклонись при всех в ноги — дам миллион (по другим источникам — 300 000) на больницу». Алексеев так и сделал — и получил деньги. Для строительства был приобретён земельный участок за Серпуховской заставой у купца Канатчикова (отсюда «Канатчикова дача»), а на деньги Ермакова был позже выстроен Ермаковский корпус.

Именно душевнобольной застрелил Алексеева 9 марта 1893 в его думском кабинете. Умирая, Н. А. Алексеев завещал 300000 рублей на содержание больницы. Две первые очереди Алексеевской больницы открылись после его гибели — в 1894 и 1896. Алексеев был похоронен в Новоспасском монастыре; в советские времена его могилу, как и всё монастырское кладбище, уничтожили.

Александра Владимировна, вдова Николая Александровича, унаследовала его место в руководстве предприятиями Алексеевых и также выделяла средства на благотворительность, входила в попечительские советы московских школ и больниц. Всего супруги Алексеевы передали на благотворительность свыше двух миллионов рублей.





Музыкальная школа имени Алексеева

В память об Алексееве названы:

Любопытно, что название родовой вотчины семьи Алексеевых — бывшая Большая Алексевская улица (до второй половины 2008 г. — Большая Коммунистическая ул., со второй половины 2008 г. — ул. Александра Солженицына; на храме Мартына Исповедника висит табличка «Алексеевская улица»; бывшая Малая Алексеевская — ныне Улица Станиславского, названная так в честь другого знаменитого отпрыска семьи) — к Алексеевым отношения не имело, так как улицы были названы так по наименованию ближнего храма.

Заключение

На протяжении длительного исторического периода российское предприниматель­ство прошло сложный путь от простых торгово-посреднических операций к сочетанию товарообмена с промышленным предприни­мательством и, наконец, к организации непосредственно фабрично-заводского производства. Соединение занятий торговлей и про­мышленным предпринимательством в XVIII в. свидетельствовало, что эпоха чисто торгового капитала подходила к концу, наступал период постепенного занятия приоритетных позиций производи­тельным капиталом, что означало дальнейшее развитие капитали­стического уклада и постепенное превращение его в XIX в. в ве­дущую форму хозяйства.

В исторической и экономической литературе не всегда правомерно противопоставлялся капитал торговый и производительный. Дей­ствительность являла собой исключительное многообразие пере­ходных форм, которые очень трудно «разложить по полочкам». Деятельность скупщика, торгового посредника нередко приобрета­ла черты прямых и долговременных связей с группами мелких то­варопроизводителей и по своему характеру уже смыкалась с про­стой кооперацией и рассеянной мануфактурой. Процесс накопле­ния капиталов происходил прежде всего в сфере торговли, системе откупов и мелких крестьянских промыслов.

Предпринимательство в России в указанный период отличает­ся, как следует из проведенного исследования, не только поступа­тельным развитием «вглубь», но и «вширь», то есть существовали и воспроизводились наряду с новыми, более передовыми также и архаичные формы производства и обмена. Однако ведущая тен­денция рассматриваемой эпохи состояла в постепенном переходе от мануфактуры к фабрично-заводской стадии как ведущей форме промышленного производства.

В XV — первой половине XIX в. шел процесс формирования национального типа российского предпринимателя, главными чер­тами менталитета которого были патриотизм и приверженность православным ценностям. Этические нормы православия смягчали стяжательский элемент предпринимательской деятельности, обла­гораживали социальный облик предпринимателя. Однако, с другой стороны, эти же нормы, в частности отрицательное отношение к ростовщичеству, объективно затрудняли функционирование торго­вого, а затем производственного капитала.

Так, и российских реалиях, в обстановке абсолютизма склады­вался весьма своеобразный, во многом противоречивый менталитет национальной буржуазии, особенности которого в полной мере проявили себя во второй половине XIX — начале XX в.

Это был выдающийся по российским меркам общественный деятель, внесший огромный вклад в дело благотворительности. Известный русский писатель того времени А.В. Амфитеатров писал о нем следующее: «Алексеев был не из тех, кто гоняется за дешевою, но громкою и рекламною филантропией. Он в благотворительности был, прежде всего, делец и практик. Бестолкового швыряния деньгами, как своими, так и общественными, на дела, скрывающиеся под маской благотворительности, он терпеть не мог. Он не понимал грошовой милостыни, крохотных подачек, которых польза лишь в том одном, что несчастный человек продолжает на какие-нибудь лишние сутки агонию своего несчастья, а затем должен впасть в, еще пуще прежнего, отчаяние перед своею злополучною судьбой, – впасть, к удивлению и даже негодованию грошовых филантропов: помилуйте! Ведь только что помогли человеку! Чего же он, неблагодарный, жалуется?! Девизом алексеевской филантропии было: уж помогать, так помогать! Так помогать, чтоб человека сразу на ноги поставить – «к месту его определить и счастье его составить». Словом, все, что, на здравый взгляд и практическую сметку Алексеева, стоило помощи, получало эту помощь в размерах, поистине грандиозных» [1, с. 256].

Будучи весьма богатым человеком, Алексеев не щадил своих собственных средств на дела благотворительности и меценатства. Но еще более масштабной была его деятельность по сбору городских пожертвований и решению с помощью этих средств насущных городских проблем. «Городу был нужен дом умалишенных – и город оглянуться не успел, как Алексеев преподнес ему миллион, точно роем пчел с ветру налетевший, – возникла Канатчикова дача. С каким упрямством и из каких кряжей умел Алексеев выбивать деньгу, свидетельствует лучше всего… анекдот о пресловутом поклоне Алексеева в ноги своему бывшему приказчику за пожертвование 300 000 рублей» [1, с. 257].

Действуя личным примером, Алексеев умел заставить раскошелиться русского купца, довольно равнодушного к общественной деятельности и гражданским обязанностям. Но весьма ревнивого к чести своего капитала: «Али у нас денег нет?» И там, где Алексеев клал тысячу, его капиталистические ровни старались идти вровень с ним «либо перешибать его деньгою. А мизинные торговые люди тоже раскошеливались более пропорционально состоянию, чем это делалось обыкновенно при других благотворительных затеях других, менее авторитетных филантропов» [1, с. 259].

Усилиями Алексеева для города создавались больницы, богадельни, училища. «О нем кричит каждая московская улица в каменном поясе Садовой. Он ее облагообразил и украсил. О нем напоминают москвичу грандиозные бойни, одни из лучших, если не лучшие в Европе, городские ряды, и размерами, и красотой далеко оставившие за собой петербургский гостиный двор и с невероятной быстротой выросшие на месте старых, чуть не допетровских развалин и гнилушек. Он оставил Москве в наследство водопровод; еще год – и это наследство было бы увенчано канализацией. Тридцать новых городских училищ, Канатчикова дача, Баевский дом призрения, новая Дума... куда ни повернись – Алексеев, Алексеев и Алексеев. Точно тень его невидимкою летает по Москве, ища приюта в созданиях рук своих» [1, с. 262].

Такая масштабная деятельность требовала больших организаторских усилий по аккумулированию капиталов, которые в то время могли дать на нужды города только весьма состоятельные люди, задетые за живое красивой идеей, небывалым замыслом, способным возвысить и прославить тех, кто принял участие в их реализации. В результате традиционная благотворительность и побудительные причины к ней перерастают свои пределы и постепенно начинают выливаться в деятельность, близкую к благотворительности, но все же не совсем тождественную с ней, – в меценатство. Все большее число людей начинает принимать участие в финансировании и поддержке культурно значимых проектов, имеющих не только городское, но и общероссийское значение.

Это подтверждается и тем фактом, что именно под влиянием и давлением Н.А. Алексеева Москва получила в подарок знаменитую Третьяковскую галерею и сделалась тем самым центром русского искусства. Н.А. Алексеев в качестве душеприказчика С.М. Третьякова настоял на том, чтобы пожертвованная городу Третьяковская галерея была передана наследниками последнего в городское владение сразу же, без всяких отсрочек и промедлений.

Заключение
В целом изучение тенденций становления отечественного института благотворительности в XVIII и XIX веках позволяет говорить о духовных, прагматичных и просветительских основаниях деятельности по оказанию нуждающимся помощи и поддержки. Просветительская деятельность Екатерины II способствовала утверждению новой системы ценностей, имевшей европейское происхождение. Это нашло свое отражение и в развитии благотворительности, которая стала поощряться государственной властью. В результате на рубеже XVIII–XIX вв. в России произошел подъем благотворительной деятельности. Строительство частных приютов, создание образовательных учреждений, покровительство искусству и наукам стало делом престижа.

Список литературы


  1. Амфитеатров А.В. Недавние люди. СПб., 1901.

  2. Аникин А.В. История финансовых потрясений. Российский кризис в свете мирового опыта. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2002

  3. Балкина А., Додонова Л. Аристократы капитала: Очерки истории российского предпринимательства и благотворительности X–XX вв. Тюмень, 1994.

  4. Барышников М.Н. История делового мира России. Пособие для студентов вузов. М., 1994

  5. Боханов А.Н. Деловая элита России: 1914 г. М.: ИРИ, 1994.

  6. Бурышкин П.А. Московское купечество. М.: Столица, 1990.

  7. Голаган А.А. История российского предпринимательства. От купца до банкира. Пособие для вузов. М., 1997

  8. Индивидуальная трудовая деятельность: Сборник нормативных актов – М.: Юрид. лит., 1989

  9. История предпринимательства в России / Книга первая. От средневековья до середины XIX века. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2000

  10. Карамзин Н.М. Предания веков: сказания, легенды, рассказы из «Истории государства Российского». М.: Правда, 1988.

  11. Ключевский В.О. Воспоминание о Н.И. Новикове и его времени. Исторические портреты. М.: Правда, 1990.

  12. Кузьмичев А.Д., Шапкин И.Н. Отечественное предпринимательство: Очерки истории. Учебное пособие. М., 1995

  13. Сметанин С.И. История предпринимательства в России: Курс лекций. – М.: Палеотип, Логос, 2004.

  14. Сущенко В.А. История российского предпринимательства. Учебное пособие для студентов. Р н/Д, 1997.

  15. Экономическая история России XIX-XX вв.: Современный взгляд.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Благотворительная деятельность в развитии отечественного предпринимательства и образования в XVIII – XIX веках 4 iconУрок на тему: «Дворянская усадьба Василёво в XVIII xix веках»
Приложение 10. Урок на тему: «Дворянская усадьба Василёво в XVIII – XIX веках». Автор: Смирнова И. М. учитель истории гоу торжокская...
Благотворительная деятельность в развитии отечественного предпринимательства и образования в XVIII – XIX веках 4 iconМетодические рекомендации по выполнению самостоятельной внеаудиторной...
Этапы эволюции частного и государственного хозяйства. Этапы развития капиталистического предпринимательства в конце XIX века и начала...
Благотворительная деятельность в развитии отечественного предпринимательства и образования в XVIII – XIX веках 4 iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 10. 01. 01 «Русская литература»
Программы, предполагающие знакомство с источниками и научной литературой, включенными в приведенные ниже списки. Первый и второй...
Благотворительная деятельность в развитии отечественного предпринимательства и образования в XVIII – XIX веках 4 iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 10. 01. 01 «Русская литература»
Программы, предполагающие знакомство с источниками и научной литературой, включенными в приведенные ниже списки. Первый и второй...
Благотворительная деятельность в развитии отечественного предпринимательства и образования в XVIII – XIX веках 4 iconЗадание для выполнения Контрольной работы
В каждом варианте представлены темы из всех разделов курса: Античность, Средневековье (Древняя Русь), Возрождение, Просвещение, Архитектура...
Благотворительная деятельность в развитии отечественного предпринимательства и образования в XVIII – XIX веках 4 iconРабочая программа 7 класс линия «сфера» всеобщая история
Планирование соответствует программе и Федеральному государственному стандарту основного общего образования по истории и обеспечена...
Благотворительная деятельность в развитии отечественного предпринимательства и образования в XVIII – XIX веках 4 iconВечерняя программа: 18: 00 23: 00 Аничков дворец Невский пр., 39
Оказаться на балу в Аничковом дворце! Об этом когда-то могли мечтать только самые знатные особы! В «Ночь музеев» здесь можно увидеть,...
Благотворительная деятельность в развитии отечественного предпринимательства и образования в XVIII – XIX веках 4 iconРеферат Развитие математики в России в XVIII и XIX столетиях
Развитие математики в России в XVIII и XIX столетиях. Возникновение в России систематической научной работы неразрывно связано с...
Благотворительная деятельность в развитии отечественного предпринимательства и образования в XVIII – XIX веках 4 icon«Русское общество и крестьянский вопрос в прошлом и настоящем России»
России по крестьянской проблеме. Крестьянский вопрос являлся ключевым в политическом развитии, общественном движении России в XIX...
Благотворительная деятельность в развитии отечественного предпринимательства и образования в XVIII – XIX веках 4 iconМиссия учителя как предмет теоретического осмысления в истории отечественного...
Работа выполнена на кафедре педагогики негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский...
Благотворительная деятельность в развитии отечественного предпринимательства и образования в XVIII – XIX веках 4 iconУрока Тема урока Планируемые результаты освоения
Песни о Степане Разине. 20-е годы XVII века начало XVIII века. Солдатские песни XVIII –xix веков
Благотворительная деятельность в развитии отечественного предпринимательства и образования в XVIII – XIX веках 4 iconПрограмма дисциплины «Русская литература XVIII-XIX вв в кросс культурной...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 45....
Благотворительная деятельность в развитии отечественного предпринимательства и образования в XVIII – XIX веках 4 iconПрограмма дисциплины «Русская литература XVIII-XIX вв в кросс культурной...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 45....
Благотворительная деятельность в развитии отечественного предпринимательства и образования в XVIII – XIX веках 4 iconДоклад о состоянии и развитии малого и среднего предпринимательства...
Влияние государственного регулирования на развитие и конкурентоспособность малого и среднего предпринимательства
Благотворительная деятельность в развитии отечественного предпринимательства и образования в XVIII – XIX веках 4 iconСловарь исторических терминов для подготовки к егэ абсолютная монархия (абсолютизм) ф
Ее характеризуют высокая степень централизации, постоянная армия и полиция, разветвленный бюрократический аппарат. Расцвет абсолютизма...
Благотворительная деятельность в развитии отечественного предпринимательства и образования в XVIII – XIX веках 4 iconПрограмма дисциплины «Русская литература XVIII-XIX вв в кросс культурной...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск