Тема «Русское общество и крестьянский вопрос в прошлом и настоящем России».
Пояснительная записка.
Данный курс предназначен для учащихся 10-11 классов. Курс расширяет и углубляет знания, получаемые в процессе изучения истории России по крестьянской проблеме. Крестьянский вопрос являлся ключевым в политическом развитии, общественном движении России в XIX –XX веках, от его решения зависело развитие страны в целом. Крестьянский вопрос имеет важное значение для понимания многих событий, явлений прошлого и настоящего России.
В основу программы положен хронологический принцип. Определяющим фактором служат хронологические рамки, в которых протекала политика власти и жизнь российского общества. Разделы состоят из тем, отражающих особенности того или иного этапа жизни страны, которые проявились наиболее ярко и определяли в целом развитие общества, социальных групп.
Курс рассчитан на 33 часа в рамках профильной подготовки учащихся и предполагает изучение этой проблемы с XIX в. по начало XXI в. Цель курса:
сформировать целостную систему знаний по решению крестьянского вопроса в истории России;
расширить представления об особенностях развития крестьянского вопроса в России в XIX-XX вв;
помочь учащимся увидеть альтернативы развития страны на определенных этапах ее развития от вариантов решения крестьянского вопроса;
воспитание современного исторического сознания и развитие самостоятельного мышления.
Задачи курса:
повысить интерес к историческим явлениям, проблемным вопросам истории России;
формировать и развивать у учащихся интеллектуальные и практические умения для более глубокого осмысления исторической действительности;
формировать умения самостоятельно приобретать и применять на практике знания, полученные в ходе занятий, для определения собственных позиций в общественно-политической жизни, для решения познавательных и практических задач;
создавать предпосылки для дальнейшего образования и самообразования учащихся.
Содержание программы предоставляет возможность формировать следующие умения:
использовать конкретно исторические сведения, касающиеся определенных аспектов истории России;
излагать суждения о причинно- следственных связях исторических событий;
осуществлять самостоятельный поиск информации по предложенной теме, критически анализировать факты и мнения;
представлять результаты исследований в виде выступлений на семинарах, презентаций, эссе;
обсуждать результаты исследований, анализировать свою деятельность.
Методика работы предполагает следующие формы и приемы:
анализ исторической литературы и исторических источников;
лекция с последующим опросом;
семинары;
беседы;
практические занятия.
Измерителем обученности учащихся могут быть:
проблемные задания;
исторические диктанты;
обобщающие вопросы;
тесты;
составление таблиц
Условия успешного освоения содержания элективного курса: обеспечение доступа учащихся к исторической литературе; возможность создания и демонстрация электронных презентаций; наличие раздаточного материала.
Итогом работы по данному курсу могут стать самостоятельные рефераты или сообщения учащихся, творческие работы (исторические портреты, электронные презентации)
Учебно-тематический план
№ п/п
| Наименование тем курса
| Всего часов
| В том числе
| Форма контроля
| Лекции
| Практические занятия
| Семинары
|
| Введение
| 1
| 1
|
|
| Опорный конспект
| 1
| Предыстория вопроса. Этапы закрепощения крестьян
| 2
|
| 2
|
| Хронологическая таблица, анализ текста документов
| 2
| XVIII век – зарождение антикрепостнической идеологии
| 2
| 1
|
| 1
| Опорный конспект, реферат, оценка личности, анализ информационных источников
| 3
| Крестьянский вопрос в первой пол. XIX в.
| 3
|
|
|
| Анализ текста документов, сообщения, выступление на семинарах, проблемные задания
| 3.1
| Александр I и решение крестьянского вопроса
Законодательство о крестьянах и их значение в период царствования
Николая I
| 2
|
|
| 2
| 3.2
| « … весь русский вопрос заключался в вопросе о крепостном праве».
| 1
|
| 1
|
| 4
| Отмена крепостного права: окончание феодальной эпохи России или ее новый этап?
| 4
|
|
|
| Тесты, анализ текста документов, проблемные задания, таблица, выступления на семинарах
| 4.1
| Факторы отмены крепостного права
Подготовка реформ
|
1
|
|
| 1
| 4.2
| Основные положения реформы
| 2
|
|
| 2
| 4.3
| Отношение общества к реформе. Итоги
| 1
|
|
| 1
| 5
| Мог ли аграрный вопрос стать причиной надвигающейся революции?
| 4
|
|
|
| Тесты, анализ текста документов, проблемные задания, выступление на семинарах, опорный конспект
| 5.1
| Русское общество и крестьянский вопрос в 80гг- нач XX вв
| 2
| 1
| 1
|
| 5.2
| Политика Александра III и Николая II по отношению к крестьянству.
| 2
|
|
| 2
| 6
| Столыпинская аграрная реформа 1906-1917 гг
| 4
|
| 2
| 2
| Развернутый план, тесты, схема, выступление на семинарах, анализ информационных источников
| 7
| Аграрные преобразования Советской власти (1918-1936 гг)
| 6
|
|
|
|
| 7.1
| Крестьянство и политика большевиков в первые годы советской власти
| 3
|
| 1
| 2
| Анализ информационных источников, схема, тесты, план, реферат, выступление на семинаре
| 7.2
| Коллективизация – великий перелом деревни?
| 3
|
| 1
| 2
| 8
| Попытки реформирования государственного социализма в 50-80 годы XX столетия
| 3
|
| 1
| 2
| Таблица, анализ информационных источников, выступление на семинаре
| 9
| Современное российское село: на переломе эпох и реформ
| 2
|
|
| 2
| План, анализ информационных источников, выступление на семинаре
| 10
| Обобщающее повторение
| 3
|
|
|
| Тест, презентации, рефераты
|
|
|
|
|
|
|
|
| итого
| 33
| 3
| 9
| 21
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Содержание программы Введение ( 1 час)
Почему был создан этот курс. Знакомство с его содержанием. Изучение памятки для работы с историческим документом.
Тема 1. Этапы закрепощения крестьян.
Теории В.О.Ключевского и Карамзина о закрепощении крестьян. Судебник Ивана III – начало государственного закрепощения крестьян. Судебник 1550 г. Указ 1581 г. О «заповедных летах». « Указ об урочных летах» 1597 г. Соборное уложение 1649 г. Казацко-крестьянское восстание под предводительством С.Т. Разина. Тема 2. XVIII век – зарождение антикрепостнической идеологии.
Рост крепостничества: расширение зоны применения крепостного труда; увеличение числа крепостных за счет государственных крестьян; усиление власти помещиков над крестьянами. Противоречивость реформ Екатерины II. Вольное экономическое общество. Восстание Емельяна Пугачева как попытка разрешения крестьянского вопроса. Н.И. Новиков – лидер радикального направления. «Бунтовщик хуже Пугачева». Тема 3.1 Александр I и решение крестьянского вопроса. Николай I и крестьянские реформы.
Личность Александра I и его взгляды на крепостное право в России. Проект Аракчеева. Указы Александра I (1803,1804, 1809 гг) - попытки государства смягчить зависимость крестьян. Отмена крепостного права в Прибалтике. Позиция дворянства к проведенным реформам.
Отношение Николая I к крепостному праву. Реформа государственных крестьян 1837-1841 гг, указ об «обязанных крестьян» и др. (более 100 указов). Тема 3.2 «… весь русский вопрос заключался в вопросе о крепостном праве».
Декабристы об отмене крепостного права. Взгляды западников и славянофилов на крепостное право. А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский и крестьянский социализм 40-50 гг XIX в. Тема 4 Отмена крепостного права: окончание феодальной истории России или ее новый этап?
Факторы отмены крепостного права: а)социально-экономический кризис; б) социальные предпосылки; в) политические предпосылки; г) духовные факторы; д) внешнеполитические предпосылки; е) личные качества Александра II. Подготовка реформы: а) первый импульс; б)деятельность Главного комитета и Редакционных комиссий; в) проекты реформ: варианты консерваторов; предложения либералов; радикалы и их отношения к реформе; проект, составленный Редакционными комиссиями. Основные положения реформы. Отмена крепостного права. Наделение крестьян землей: уставная грамота, размеры наделов, размеры выкупа, сроки проведения реформы, форма собственности, чересполосица. Крестьянская община.
Реформа государственной деревни, реформы на «национальных окраинах». Отношение крестьян к реформам. Отношение общества к реформам. Итоги реформ. Тема 5. Мог ли аграрный вопрос стать причиной надвигающейся революции? Тема 5.1 Русское общество и крестьянский вопрос в 80 гг XIX в. – начала XX в.
Крестьянский вопрос как один из факторов активизации общественного движения. Представление о реформах 1860-1870 гг как главном источнике бед страны, стремление верхов и консервативных сил к стабилизации. Либералы о будущем России. Народническое движение и крестьянство. Крестьянский вопрос в программах эсеров и РСДРП. Тема 5.2 Политика Александра III и Николая II по отношению к крестьянству (до 1906 г).
Политика Александра III по отношению к крестьянству: а) меры либерального характера; б) консервативная политика.
Крестьянское движение в начале XX в.
Проекты крестьянской реформы С.Ю.Витте, Н.Н.Кутлер, В.И.Гурко. Революция и крестьянство.
|