Учебно-методический комплекс дисциплины





Скачать 179.2 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины
Дата публикации19.04.2015
Размер179.2 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > История > Учебно-методический комплекс






МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Кубанский государственный университет»

(ФГБОУ ВПО «КубГУ»)

ФИСМО

Кафедра новой, новейшей истории и международных отношений

Учебно-методический комплекс дисциплины
Международные процессы на Кавказе в прошлом и настоящем: документы и интерпретации

Для образовательной программы по специальности 030400.62 История

Форма обучения очная,

Курс 4 (семестр 8)
Составитель:

Кандидат исторических наук, доцент В.А. Кумпан,


Краснодар 2013

Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры «18» сентября 2013 г.,
протокол № 3

Зав. кафедрой __________доктор исторических наук, профессор А.Г. Иванов

Одобрено на заседании учебно-методической комиссии ФИСМО «01» сентября 2013 г.
Председатель УМК ФИСМО ____________ Э.Г. Вартаньян

аннотация дисциплины

Цель дисциплины: Углубление понимания студентами международных отношений как самостоятельной исторической реальности, развивающейся по своим собственным законам. В процессе изучения материала курса студенты должны приблизиться к осознанию того, как развивалась система международных отношений в период нового и новейшего времени, и каковы были особенности этой системы в столь сложном регионе как Кавказ.

Задачи дисциплины:

  1. изучить историю формирования региональной системы международных отношений на Кавказе;

  2. исследовать современные теории истории, в контексте интерпретации исторической реальности;

  3. рассмотреть социально-экономическое аспекты формирования и международных процессов на Кавказе

  4. проанализировать взаимовлияние глобальных и региональных факторов и акторов в кавказском регионе;

  5. сформировать системные знания об основных закономерностях развития международных отношений в рамках региональных подсистем;

  6. сформировать знания об основных комплексах документов по истории Кавказа;

  7. сформировать навыки самостоятельной аналитической и научно-исследовательской работы;

  8. развивать навыки работы с учебной и научной литературой.

Дисциплина ориентирована на изучение развития международных отношений на Кавказе, с привлечением теоретических характеристик системности и исторического контекста международных процессов. Особое внимание уделяется исследованию последовательности факт – источник –история – историография – учебная литература – общественное сознание.

Дисциплина ориентирует на учебно-воспитательный, научно-методический, профессиональный и культурно-просветительский виды профессиональной деятельности. Ее изучение способствует решению следующих типовых задач профессиональной деятельности

в области учебно-воспитательной деятельности:

  • осуществление процесса обучения в соответствии с образовательной программой;

  • планирование и проведение учебных занятий с учётом специфики тем и разделов программы в соответствии с учебным планом;

  • использование современных научно-обоснованных приёмов, методов и средств обучения;

  • применение современных средств оценивания результатов обучения;

  • воспитание у студентов уважительного отношения к историческому наследию, чувства толерантности по отношению к различным народам;

в области научно-методической деятельности:

  • анализ собственной деятельности с целью её совершенствования;

в области культурно-просветительской деятельности:

  • формирование общей культуры студентов;

  • воспитание у студентов чувства гуманизма.

Результаты обучения:

Знать

основные теории истории и историографии;

особенности исторических процессов в контексте изменения социального заказа;

общественно-политические процессы, связанные с появлением, развитием и основными этапами истории Кавказа;

основные закономерности развития истории и историографии как общественных наук;

значимые факты и события из истории Кавказа;

социально-психологические основы исторической памяти;

понятийный аппарат;

особенности и основные этапы формирования национальных историй;

общественно-политические процессы, происходившие в государствах Кавказа на разных этапах исторического развития;

важные исторические факты, даты, события, связанные с развитием Кавказа.

Уметь

применять полученные знания для обработки, анализа, синтеза информации;

применять полученные знания при определении категории (мировой, локальной, региональной) истории;

владеть понятийным языком истории;

анализировать и интерпретировать основные события по истории и историографии Кавказа;

сравнивать и сопоставлять исторические факты, делать аргументированные выводы.

Владеть

навыками работы с информацией из различных источников для решения профессиональных задач;

- основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации;

- базовыми теоретическими, знаниями, основами всеобщей и отечественной истории, международного права;

- методами применения научного знания в исследованиях;

- способностью использовать полученные знания на практике;

- методикой исследования объектов;

- учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности.

Занятия по курсу проводятся в форме лекционных занятий. В то же время курс предполагает самостоятельную работу студентов по обозначенным проблемам.

Текущий контроль знаний, умений, а также выработка навыков самостоятельного анализа проводится через коллоквиумы, проведение круглых столов, путем выполнения эссе, рефератов и других форм письменных и устных заданий по темам курса.

Семестровый контроль знаний и умений студентов курсу осуществляется в ходе зачета, который проходит в устной форме.

Объем курса – 80 часов:

Аудиторные занятия 18 часов. Самостоятельная работа студентов 52 часа. Контролируемая самостоятельная работа – не предусмотрена

Форма контроля – зачет.

При изучении данного курса привлекаются современные междисциплинарные подходы, используются данные смежных наук.

По содержанию курс тесно взаимосвязан со следующими дисциплинами учебного плана бакалавриата: Новая история, Новейшая история, История Отечества.

Овладение теорией и методологией данного курса необходимо для гуманитарного профиля вузовского образования..

«Международные процессы на Кавказе в прошлом и настоящем: документы и интерпретации» представляет собой дисциплину в рамках «Гуманитарного цикла» дисциплин. Требования к знаниям, умениям формируются на основе программы по Истории России, Всемирной истории, введения в специальность, политологии, психологии, экономики.

При разработке рабочей программы учитывались:

- содержание учебников и учебных пособий, рекомендованных федеральными органами образования;

- требования выпускающих кафедр;

- содержание программ дисциплин, изучаемых на последующих этапах обучения;

- материальные и информационные возможности университета;

- методическая обеспеченность всех видов учебной работы, особенно практических и семинарских занятий;

- новейшие достижения в области изучения всемирной истории.





МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Кубанский государственный университет»

(ФГБОУ ВПО «КубГУ»)

ФИСМО

Кафедра новой, новейшей истории и международных отношений

Рабочая программа дисциплины
Международные процессы на Кавказе в прошлом и настоящем: документы и интерпретации

Для образовательной программы по специальности 030400.62 История

Форма обучения очная,

Курс 4 (семестр 8)
Составитель:

Кандидат исторических наук, доцент В.А. Кумпан,

Краснодар 2013

Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры «18» сентября 2013 г.,
протокол № 3

Зав. кафедрой __________доктор исторических наук, профессор А.Г. Иванов

Одобрено на заседании учебно-методической комиссии ФИСМО «01» сентября 2013 г.
Председатель УМК ФИСМО ____________ Э.Г. Вартаньян

Рецензенты:

Выписка из государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования

СД. Р. 5 «Международные процессы на Кавказе в прошлом и настоящем: документы и интерпретации» относится к блоку специальных дисциплин
Учебно-тематический план



Наименование темы

Количество часов

Всего

Аудиторная работа


СРС

КСР

Л

ПЗ



Введение

2

2

0

0

0



Основы источниковедения и основные источниковые комплексы по истории Кавказа

1

1

0

2

0



Методология историографии. Историография проблемных вопросов истории Кавказа

1

1

0

2

0



Древняя и средневековая история народов Кавказа: источники и интерпретации

2

2

0

2

0



Социально-экономические и политические процессы на Кавказе в XVI – XVIII вв.: история и историография

2

2

0

2

0



Присоединение Кавказа к России в исторической литературе

2

2

0

4

0



Кавказская война: история и современность

2

2

0

4

0



Кавказ в конце XIX – начале XX в.

2

2

0

4

0



Советский период: от истории к историографии

2

2

0

2

0



Национальные истории народов Кавказа в условиях глобализации

2

2

0

2

0




Итого

18

18

0

52

0

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
  1. Введение


Актуальность, цель, задачи курса. Социальный заказ в науке. Проблемы фальсификации и мифологизации истории.
  1. Основы источниковедения и основные источниковые комплексы по истории Кавказа


Внутренняя и внешняя критика источников. Понятие источникового комплекса. Архивы кавказского региона. Материалы РГАДА, РГИА, РГВИА и ГАРФА по истории Кавказа.
  1. Методология историографии. Историография проблемных вопросов истории Кавказа


Методы и принципы в историографии. Эволюция методологии истории. Война картографий и историографий на Кавказе.
  1. Древняя и средневековая история народов Кавказа: источники и интерпретации


Древнейшие источники и мифология народов Кавказа. Археологические комплексы Кавказа и проблемы их интерпретации. Древние и средневековые государства Кавказа история и современные интерпретации.
  1. Социально-экономические и политические процессы на Кавказе в XVI – XVIII вв.: история и историография


Социально-экономический и политический строй народов Кавказа в XVI – XVIII вв. История России, Турции, Персии в XVI – XVIII вв.: переплетение судеб кавказских народов. Сравнительный анализ и сопоставление форм развития народов Кавказа, сопредельных государств и мирового исторического процесса.
  1. Присоединение Кавказа к России в исторической литературе


Дореволюционная и советская историография: эволюция исторических оценок. Национальные истории в оценке добровольности вхождения в состав России.
  1. Кавказская война: история и современность


Исторический контекст развития народов Кавказа в первой половине XIX в. Кавказская война: социально-экономические и политические аспекты. Дореволюционная историография Кавказской войны. Советская историография Кавказской войны. Война историографий в оценках Кавказской войны.
  1. Кавказ в конце XIX – начале XX в.


Пореформенное развитие Кавказа: социально-экономические, политические и культурные процессы. Проблемные вопросы и оценки интеграции Кавказа в Российскую империю в советской и современной историографии.
  1. Советский период: от истории к историографии


Становление советской исторической науки и оценки исторического развития народов Кавказа. Краеведение и региональные истории. Конструирование национальных историй в контексте национальной политики советского государства. Эволюция исторических оценок проблемных вопросов истории Кавказа.
  1. Национальные истории народов Кавказа в условиях глобализации


Эволюция национальных историографий в условиях распада СССР. Становление национальных историографий народов Кавказа, как основа национальных движений, проблемы мифологизации и интерпретации истории.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

  • текущий контроль: опросы на лекциях, контроль самостоятельной работы;

  • промежуточный контроль: письменные работы студентов.

  • итоговый контроль: экзамен.

Для студентов 3 курса обучения запланирована курсовая работа.

Самостоятельная работа студентов состоит из подготовки к занятиям по предложенным вопросам и тематике, подготовки к участию в дискуссиях и круглых столах, в работе над рефератами, сообщениями и эссе и др. Заключительным этапом самостоятельной работы является подготовка к зачету.

Темы рефератов

  1. История и историография: соотношение методологий.

  2. Историографические направления в оценке развития кавказских народов.

Реферат (букв. докладывать, сообщать, т.е. краткое изложение содержания) – самая простая форма самостоятельной письменной работы или выступление по определенной теме. В реферате собрана информация из одного или нескольких источников, их творческое и критическое осмысление. Включает оглавление, состоящее из введения, несколько глав, заключение, список использованных источников и литературы. Во введении отметить актуальность темы, цель, задачи, дать краткую характеристику структуры реферата, обзор использованных источников и литературы. Далее характеристика по главам. Обязательно наличие ссылок. Объём реферата – 10-20 страниц. Необходимо автору чётко и грамотно формировать мысли, структурировать информацию, использовать основные понятия, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать опыт соответствующими примерами, аргументировать свои выводы.

Эссе

Составляется по теме каждого лекционного занятия

Эссе (букв. опыт, проба, попытка, набросок, очерк) прозаическое сочинение небольшого объёма свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному вопросу и заведомо не претендующее на определяющую трактовку предмета. Некоторые признаки эссе: а) наличие конкретной темы или вопроса; б) отражение индивидуальных впечатлений и соображений по конкретному вопросу; в) субъективное мнение о чем-либо; г) в содержании эссе оцениваются в первую очередь личность автора – его мировоззрение, мысли, кругозор и т.д. Цель эссе состоит в развитии таких навыков, как самостоятельное творческое мышление и письменное изложение собственных мыслей. Написание эссе позволяет автору чётко и грамотно формировать мысли, структурировать информацию, использовать основные понятия, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать опыт соответствующими примерами, аргументировать свои выводы.

Тема коллоквиума:

Народы Кавказа: становление и обоснование национальных идеологий

Коллоквиум (букв. разговор, беседа) – одна из форм учебных занятий в системе образования, беседа преподавателя со студентами, магистрантами, имеющий целью выяснение и повышение знаний студентов, магистрантов. На коллоквиуме обсуждаются отдельные части, разделы темы. Коллоквиум может проводиться в форме семинара, совещания, посвященных обсуждению определенной темы.

Тема круглого стола:

«Проблемы мифологизации и фальсификации национальных историй: закономерность исторического этапа и региональные особенности»

Круглый столформа организации обмена мнениями ограниченного количества людей (обычно не более 25 человек), предпочтительно в небольшой комфортабельной аудитории. В ходе круглого стола участники могут выступить с докладами по какому-то вопросу, обмениваться мнениями, уточнять позиции друг друга, дискутировать. Цель круглого стола – предоставить участникам возможность высказать свою точку зрения на обсуждаемую проблему, а в дальнейшем сформулировать либо общее мнение, либо чётко разграничить позиции сторон.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ:

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА


Малахов В.С. Национализм как политическая идеология : учебное пособие для студентов вузов. М., 2005.

Манько, Ю. В. Нации и национальные отношения : (исторический и философский анализ). СПб. 2009.

Кедури Э. Национализм. СПб., 2010.

Белков П. Этнос и мифология: Элементарные структуры этнографии. СПб, 2009

Империя и нация в зеркале исторической памяти. М., 2013

Кортунов С.В. Становление национальной идентичности: Какая Россия нужна миру. Учебное пособие. М., 2009

Манько Ю., Шашков Н. Нации и национальные отношения (исторический и философский анализ). СПб.: 2009

Мифы и заблуждения в изучении империи и национализма М., 2010

Мосунова Н., Корнев Г. Нациопонимание: поиск объективных оснований и социальное конструирование. СПб., 2013

Набок И.Л. Педагогика межнационального общения (1-е изд.) учеб. пособие М., 2010

Савченко И.А. Многоэтничное сообщество в поисках маршрута интеграции. М., 2013

Сирота Н.М. Идеология и политика: Учебное пособие. Гриф НМС Минобр. РФ М., 2013

Тхагапсоев, Х. Г. Кавказская культура: особенности генезиса и тенденции развития: монография. СПб., 2008.

Гаджиев К. С. Кавказский узел в геополитических приоритетах России. М., 2010.

Маркелов Н. В. Кавказские силуэты: история Кавказа в лицах. Пятигорск, 2008.

Дарабади П. Г. Кавказ и Каспий в мировой истории и геополитике XXI века. М., 2010.

Лучинский Ю. В. Кавказ в системе конкурирующих медиастратегий: история, политика, культура. Ч. 1. Краснодар, 2011.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Геллнер  Э. Нации и национализм. М., 1991.

Дмитриев А.В. Этнический конфликт: теория и практика. М., 1998.

Козлов В.И. Этнос. Нация. Национализм. Сущность и проблематика. М., 1999.

Ленин В.И. О национальном вопросе и национальной политике. М., 1989.

Лурье С.В. Историческая этнология. М., 1998.

Нации и национализм. М., 2002.

Национальные отношения: Словарь. М., 1997.

Нация и национальный вопрос в странах Центральной и Юго-Восточной Европы во II пол. XIX – нач. XX в. М., 1991.

Смит Э. Национализм и модернизм: Критический обзор современных теорий наций и национализма. М., 2004.

Шкуратов В.А. Историческая психология. Ростов н/Д, 1994.
ПЕРЕЧЕНЬ НАГЛЯДНЫХ МАТЕРИАЛОВ, УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ И ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ И КОНТРОЛЯ
Мультимедийный проектор, ноутбук,

Видеоматериалы по курсу.

Просмотр фильмов по курсу.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ студентов по курсу «Международные процессы на Кавказе в прошлом и настоящем: документы и интерпретации» позволяют оценить знания, умения


  1. Исторические, социально-экономические и культурные особенности Кавказа в условиях глобализации.

  2. Исторические традиции самостоятельной государственности у народов Кавказа

  3. Легендарные и исторические свидетельства развития кавказских народов в древности.

  4. Кавказские государства в средневековье.

  5. Политическая карта Кавказа к началу Нового времени.

  6. Политический выбор между Россией, Персией и Турцией. Присоединение к России.

  7. Опыт самоопределения кавказских народов в период революции и гражданской войны.

Вопросы к зачету по курсу

  1. Актуальность, цель, задачи курса.

  2. Социальный заказ в науке.

  3. Проблемы фальсификации и мифологизации истории.

  4. Основы источниковедения и основные источниковые комплексы по истории Кавказа

  5. Внутренняя и внешняя критика источников.

  6. Понятие источникового комплекса.

  7. Архивы кавказского региона.

  8. Материалы РГАДА, РГИА, РГВИА и ГАРФА по истории Кавказа.

  9. Методология историографии.

  10. Историография проблемных вопросов истории Кавказа

  11. Методы и принципы в историографии.

  12. Эволюция методологии истории.

  13. Война картографий и историографий на Кавказе.

  14. Древняя и средневековая история народов Кавказа: источники и интерпретации

  15. Древнейшие источники и мифология народов Кавказа.

  16. Археологические комплексы Кавказа и проблемы их интерпретации.

  17. Древние и средневековые государства Кавказа история и современные интерпретации.

  18. Социально-экономические и политические процессы на Кавказе в XVI – XVIII вв.: история и историография

  19. Социально-экономический и политический строй народов Кавказа в XVI – XVIII вв. История России, Турции, Персии в XVI – XVIII вв.: переплетение судеб кавказских народов.

  20. Сравнительный анализ и сопоставление форм развития народов Кавказа, сопредельных государств и мирового исторического процесса.

  21. Присоединение Кавказа к России в исторической литературе

  22. Дореволюционная и советская историография: эволюция исторических оценок.

  23. Национальные истории в оценке добровольности вхождения в состав России.

  24. Кавказская война: история и современность

  25. Исторический контекст развития народов Кавказа в первой половине XIX в. Кавказская война: социально-экономические и политические аспекты.

  26. Дореволюционная историография Кавказской войны. Советская историография Кавказской войны. Война историографий в оценках Кавказской войны.

  27. Кавказ в конце XIX – начале XX в.

  28. Пореформенное развитие Кавказа: социально-экономические, политические и культурные процессы.

  29. Проблемные вопросы и оценки интеграции Кавказа в Российскую империю в советской и современной историографии.

  30. Советский период: от истории к историографии

  31. Становление советской исторической науки и оценки исторического развития народов Кавказа.

  32. Краеведение и региональные истории.

  33. Конструирование национальных историй в контексте национальной политики советского государства.

  34. Эволюция исторических оценок проблемных вопросов истории Кавказа.

  35. Национальные истории народов Кавказа в условиях глобализации

  36. Эволюция национальных историографий в условиях распада СССР.

  37. Становление национальных историографий народов Кавказа, как основа национальных движений, проблемы мифологизации и интерпретации истории.


Комплексы методических указаний и материалов по конкретным видам заданий представлены на кафедре



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность 100110. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050706. 65 «Педагогика и психология»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 5-го заочного отделения...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность : 040101. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информатика» для студентов очной формы обучения по специальности 040101. 65 социальная...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины по выбору направление 050700. 62 «Педагогика»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины по выбору (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 4-го курса...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины iconПояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)...
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко
Учебно-методический комплекс дисциплины iconПояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)...
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс «дисциплины»
Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс «дисциплины»
Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины Культура повседневности зарубежных стран Направление/ специальность — 031400. 62, культурология...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «информатика»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Риторика»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины Источниковедение истории культуры Направление/ специальность — 031400. 62,культурология Форма...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск