Скачать 179.2 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кубанский государственный университет» (ФГБОУ ВПО «КубГУ») ФИСМО Кафедра новой, новейшей истории и международных отношений Учебно-методический комплекс дисциплины Международные процессы на Кавказе в прошлом и настоящем: документы и интерпретации Для образовательной программы по специальности 030400.62 История Форма обучения очная, Курс 4 (семестр 8) Составитель: Кандидат исторических наук, доцент В.А. Кумпан, Краснодар 2013 Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры «18» сентября 2013 г., протокол № 3 Зав. кафедрой __________доктор исторических наук, профессор А.Г. Иванов Одобрено на заседании учебно-методической комиссии ФИСМО «01» сентября 2013 г. Председатель УМК ФИСМО ____________ Э.Г. Вартаньян аннотация дисциплины Цель дисциплины: Углубление понимания студентами международных отношений как самостоятельной исторической реальности, развивающейся по своим собственным законам. В процессе изучения материала курса студенты должны приблизиться к осознанию того, как развивалась система международных отношений в период нового и новейшего времени, и каковы были особенности этой системы в столь сложном регионе как Кавказ. Задачи дисциплины:
Дисциплина ориентирована на изучение развития международных отношений на Кавказе, с привлечением теоретических характеристик системности и исторического контекста международных процессов. Особое внимание уделяется исследованию последовательности факт – источник –история – историография – учебная литература – общественное сознание. Дисциплина ориентирует на учебно-воспитательный, научно-методический, профессиональный и культурно-просветительский виды профессиональной деятельности. Ее изучение способствует решению следующих типовых задач профессиональной деятельности в области учебно-воспитательной деятельности:
в области научно-методической деятельности:
в области культурно-просветительской деятельности:
Результаты обучения:
Занятия по курсу проводятся в форме лекционных занятий. В то же время курс предполагает самостоятельную работу студентов по обозначенным проблемам. Текущий контроль знаний, умений, а также выработка навыков самостоятельного анализа проводится через коллоквиумы, проведение круглых столов, путем выполнения эссе, рефератов и других форм письменных и устных заданий по темам курса. Семестровый контроль знаний и умений студентов курсу осуществляется в ходе зачета, который проходит в устной форме. Объем курса – 80 часов: Аудиторные занятия 18 часов. Самостоятельная работа студентов 52 часа. Контролируемая самостоятельная работа – не предусмотрена Форма контроля – зачет. При изучении данного курса привлекаются современные междисциплинарные подходы, используются данные смежных наук. По содержанию курс тесно взаимосвязан со следующими дисциплинами учебного плана бакалавриата: Новая история, Новейшая история, История Отечества. Овладение теорией и методологией данного курса необходимо для гуманитарного профиля вузовского образования.. «Международные процессы на Кавказе в прошлом и настоящем: документы и интерпретации» представляет собой дисциплину в рамках «Гуманитарного цикла» дисциплин. Требования к знаниям, умениям формируются на основе программы по Истории России, Всемирной истории, введения в специальность, политологии, психологии, экономики. При разработке рабочей программы учитывались: - содержание учебников и учебных пособий, рекомендованных федеральными органами образования; - требования выпускающих кафедр; - содержание программ дисциплин, изучаемых на последующих этапах обучения; - материальные и информационные возможности университета; - методическая обеспеченность всех видов учебной работы, особенно практических и семинарских занятий; - новейшие достижения в области изучения всемирной истории. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кубанский государственный университет» (ФГБОУ ВПО «КубГУ») ФИСМО Кафедра новой, новейшей истории и международных отношений Рабочая программа дисциплины Международные процессы на Кавказе в прошлом и настоящем: документы и интерпретации Для образовательной программы по специальности 030400.62 История Форма обучения очная, Курс 4 (семестр 8) Составитель: Кандидат исторических наук, доцент В.А. Кумпан, Краснодар 2013 Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры «18» сентября 2013 г., протокол № 3 Зав. кафедрой __________доктор исторических наук, профессор А.Г. Иванов Одобрено на заседании учебно-методической комиссии ФИСМО «01» сентября 2013 г. Председатель УМК ФИСМО ____________ Э.Г. Вартаньян Рецензенты: Выписка из государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования СД. Р. 5 «Международные процессы на Кавказе в прошлом и настоящем: документы и интерпретации» относится к блоку специальных дисциплин Учебно-тематический план
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Актуальность, цель, задачи курса. Социальный заказ в науке. Проблемы фальсификации и мифологизации истории.
Внутренняя и внешняя критика источников. Понятие источникового комплекса. Архивы кавказского региона. Материалы РГАДА, РГИА, РГВИА и ГАРФА по истории Кавказа.
Методы и принципы в историографии. Эволюция методологии истории. Война картографий и историографий на Кавказе.
Древнейшие источники и мифология народов Кавказа. Археологические комплексы Кавказа и проблемы их интерпретации. Древние и средневековые государства Кавказа история и современные интерпретации.
Социально-экономический и политический строй народов Кавказа в XVI – XVIII вв. История России, Турции, Персии в XVI – XVIII вв.: переплетение судеб кавказских народов. Сравнительный анализ и сопоставление форм развития народов Кавказа, сопредельных государств и мирового исторического процесса.
Дореволюционная и советская историография: эволюция исторических оценок. Национальные истории в оценке добровольности вхождения в состав России.
Исторический контекст развития народов Кавказа в первой половине XIX в. Кавказская война: социально-экономические и политические аспекты. Дореволюционная историография Кавказской войны. Советская историография Кавказской войны. Война историографий в оценках Кавказской войны.
Пореформенное развитие Кавказа: социально-экономические, политические и культурные процессы. Проблемные вопросы и оценки интеграции Кавказа в Российскую империю в советской и современной историографии.
Становление советской исторической науки и оценки исторического развития народов Кавказа. Краеведение и региональные истории. Конструирование национальных историй в контексте национальной политики советского государства. Эволюция исторических оценок проблемных вопросов истории Кавказа.
Эволюция национальных историографий в условиях распада СССР. Становление национальных историографий народов Кавказа, как основа национальных движений, проблемы мифологизации и интерпретации истории. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Для студентов 3 курса обучения запланирована курсовая работа. Самостоятельная работа студентов состоит из подготовки к занятиям по предложенным вопросам и тематике, подготовки к участию в дискуссиях и круглых столах, в работе над рефератами, сообщениями и эссе и др. Заключительным этапом самостоятельной работы является подготовка к зачету. Темы рефератов
Реферат (букв. докладывать, сообщать, т.е. краткое изложение содержания) – самая простая форма самостоятельной письменной работы или выступление по определенной теме. В реферате собрана информация из одного или нескольких источников, их творческое и критическое осмысление. Включает оглавление, состоящее из введения, несколько глав, заключение, список использованных источников и литературы. Во введении отметить актуальность темы, цель, задачи, дать краткую характеристику структуры реферата, обзор использованных источников и литературы. Далее характеристика по главам. Обязательно наличие ссылок. Объём реферата – 10-20 страниц. Необходимо автору чётко и грамотно формировать мысли, структурировать информацию, использовать основные понятия, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать опыт соответствующими примерами, аргументировать свои выводы. Эссе Составляется по теме каждого лекционного занятия Эссе (букв. опыт, проба, попытка, набросок, очерк) – прозаическое сочинение небольшого объёма свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному вопросу и заведомо не претендующее на определяющую трактовку предмета. Некоторые признаки эссе: а) наличие конкретной темы или вопроса; б) отражение индивидуальных впечатлений и соображений по конкретному вопросу; в) субъективное мнение о чем-либо; г) в содержании эссе оцениваются в первую очередь личность автора – его мировоззрение, мысли, кругозор и т.д. Цель эссе состоит в развитии таких навыков, как самостоятельное творческое мышление и письменное изложение собственных мыслей. Написание эссе позволяет автору чётко и грамотно формировать мысли, структурировать информацию, использовать основные понятия, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать опыт соответствующими примерами, аргументировать свои выводы. Тема коллоквиума: Народы Кавказа: становление и обоснование национальных идеологий Коллоквиум (букв. разговор, беседа) – одна из форм учебных занятий в системе образования, беседа преподавателя со студентами, магистрантами, имеющий целью выяснение и повышение знаний студентов, магистрантов. На коллоквиуме обсуждаются отдельные части, разделы темы. Коллоквиум может проводиться в форме семинара, совещания, посвященных обсуждению определенной темы. Тема круглого стола: «Проблемы мифологизации и фальсификации национальных историй: закономерность исторического этапа и региональные особенности» Круглый стол – форма организации обмена мнениями ограниченного количества людей (обычно не более 25 человек), предпочтительно в небольшой комфортабельной аудитории. В ходе круглого стола участники могут выступить с докладами по какому-то вопросу, обмениваться мнениями, уточнять позиции друг друга, дискутировать. Цель круглого стола – предоставить участникам возможность высказать свою точку зрения на обсуждаемую проблему, а в дальнейшем сформулировать либо общее мнение, либо чётко разграничить позиции сторон. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ: ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРАМалахов В.С. Национализм как политическая идеология : учебное пособие для студентов вузов. М., 2005. Манько, Ю. В. Нации и национальные отношения : (исторический и философский анализ). СПб. 2009. Кедури Э. Национализм. СПб., 2010. Белков П. Этнос и мифология: Элементарные структуры этнографии. СПб, 2009 Империя и нация в зеркале исторической памяти. М., 2013 Кортунов С.В. Становление национальной идентичности: Какая Россия нужна миру. Учебное пособие. М., 2009 Манько Ю., Шашков Н. Нации и национальные отношения (исторический и философский анализ). СПб.: 2009 Мифы и заблуждения в изучении империи и национализма М., 2010 Мосунова Н., Корнев Г. Нациопонимание: поиск объективных оснований и социальное конструирование. СПб., 2013 Набок И.Л. Педагогика межнационального общения (1-е изд.) учеб. пособие М., 2010 Савченко И.А. Многоэтничное сообщество в поисках маршрута интеграции. М., 2013 Сирота Н.М. Идеология и политика: Учебное пособие. Гриф НМС Минобр. РФ М., 2013 Тхагапсоев, Х. Г. Кавказская культура: особенности генезиса и тенденции развития: монография. СПб., 2008. Гаджиев К. С. Кавказский узел в геополитических приоритетах России. М., 2010. Маркелов Н. В. Кавказские силуэты: история Кавказа в лицах. Пятигорск, 2008. Дарабади П. Г. Кавказ и Каспий в мировой истории и геополитике XXI века. М., 2010. Лучинский Ю. В. Кавказ в системе конкурирующих медиастратегий: история, политика, культура. Ч. 1. Краснодар, 2011. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Геллнер Э. Нации и национализм. М., 1991. Дмитриев А.В. Этнический конфликт: теория и практика. М., 1998. Козлов В.И. Этнос. Нация. Национализм. Сущность и проблематика. М., 1999. Ленин В.И. О национальном вопросе и национальной политике. М., 1989. Лурье С.В. Историческая этнология. М., 1998. Нации и национализм. М., 2002. Национальные отношения: Словарь. М., 1997. Нация и национальный вопрос в странах Центральной и Юго-Восточной Европы во II пол. XIX – нач. XX в. М., 1991. Смит Э. Национализм и модернизм: Критический обзор современных теорий наций и национализма. М., 2004. Шкуратов В.А. Историческая психология. Ростов н/Д, 1994. ПЕРЕЧЕНЬ НАГЛЯДНЫХ МАТЕРИАЛОВ, УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ И ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ И КОНТРОЛЯ Мультимедийный проектор, ноутбук, Видеоматериалы по курсу. Просмотр фильмов по курсу. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ студентов по курсу «Международные процессы на Кавказе в прошлом и настоящем: документы и интерпретации» позволяют оценить знания, умения
Вопросы к зачету по курсу
Комплексы методических указаний и материалов по конкретным видам заданий представлены на кафедре |
Учебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности... | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность 100110. 65... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» состоит из следующих элементов | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050706. 65 «Педагогика и психология» Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 5-го заочного отделения... | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность : 040101. 65... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информатика» для студентов очной формы обучения по специальности 040101. 65 социальная... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины по выбору направление 050700. 62 «Педагогика» Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины по выбору (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 4-го курса... | Учебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов | ||
Пояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)... Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко | Пояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)... Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего... | Учебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов | ||
Учебно-методический комплекс «дисциплины» Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом... | Учебно-методический комплекс «дисциплины» Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины Культура повседневности зарубежных стран Направление/ специальность — 031400. 62, культурология... | Учебно-методический комплекс дисциплины «информатика» Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Риторика» Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего... | Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины Источниковедение истории культуры Направление/ специальность — 031400. 62,культурология Форма... |