Региональный конкурс методических разработок по организации детской краеведческой работы для педагогов образовательных учреждений Иркутской области Плотникова Наталья Николаевна





НазваниеРегиональный конкурс методических разработок по организации детской краеведческой работы для педагогов образовательных учреждений Иркутской области Плотникова Наталья Николаевна
страница1/4
Дата публикации14.10.2014
Размер0.55 Mb.
ТипКонкурс
100-bal.ru > История > Конкурс
  1   2   3   4



Региональный конкурс методических разработок по организации детской краеведческой работы для педагогов образовательных учреждений Иркутской области



Плотникова Наталья Николаевна

Учитель истории и обществознания I категории, руководитель школьного историко-краеведческого музея «Исток»

Муниципального общеобразовательного учреждения

Буретской средней общеобразовательной школы

Иркутской области

Усольского района

д. Буреть




Региональный конкурс методических разработок по организации детской краеведческой работы для педагогов образовательных учреждений Иркутской области


Образовательная программа
факультатива для 10 (11) класса

«История коренного народа Прибайкалья»

Разработала:

Плотникова Наталья Николаевна

учитель истории и обществознания

I категории,

руководитель школьного музея «Исток»

МОУ Буретская СОШ

Усольского района

Иркутской области

д.Буреть, ул.Молодежная,1

Электронный адрес: PlotnikNatascha72@mail.ru
д. БУРЕТЬ

2013год

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

1. Плотникова Наталья Николаевна учитель МОУ Буретской СОШ

2. Контактные данные: PlotnikNatascha72@mail.ru

3. Стаж работы - 21 год, педагогический – 21 год

4. Общие сведения:

  • 1991 год - Тулунское педагогическое училище по специальности учитель ИЗО и черчения.

  • 2001 год - Иркутский педагогический университет по специальности учитель истории.

5. Преподаваемые предметы: история, обществознание, ИЗО, краеведение. Являюсь руководителем школьного музея «Исток»

6. С 2008 года являюсь руководителем школьного методического объединения учителей гуманитарного цикла.

7. С 2004 года занимаюсь краеведческой работой, и ежегодно принимаем участие в районных краеведческих и научно-практических конференциях, где занимаем призовые места и являемся участниками этих конференций.

8. Ежегодно принимаем участие в различных конкурсах муниципального, областного и всероссийского масштаба

9. Мои достижения с обучающимися:

  • 2008 год - грамота за победу в номинации «Культурные традиции родного края»;

  • 2009 год - 2 место в XVII районной краеведческой конференции и за заботу о школьном музее, пропаганду его экспозиций среди школьников и общественности, воспитании любви и уважения к истории страны и родного края;

  • 2009 год - 2 место в районном смотре - конкурсе школьных музеев;

  • 2010 год - Диплом за Победу в районном смотре- конкурсе школьных музеев, посвященном 65-летию Победы в ВОВ;

  • 2008 год - Международный бурятский национальный фестиваль «Алтаргана- 2008» - 1 место в секции «Декоративно-прикладное искусство» с работой «Костюм шамана»;

  • 2009 год - областной конкурс «Герои нашего села» - Диплом в номинации «Крестьянская династия на рубеже веков»»;

  • 2011 год- грамота за Победу в муниципальном этапе областного смотра – конкурса музеев истории образования Иркутской области.

  • В 2011году музейной комнате присвоен статус Школьный музей «Исток» и выдано Свидетельство за №13764;

  • 2011 год - региональная научно – практическая конференция «Шаг в будущее – Сибирь», работа «История Буретской школы Усольского района», - поощрительный диплом;

  • 2011 год- участие в XIV Региональном научно-педагогическом симпозиуме «Актуальность, практическая значимость и ценность исследовательской работы школьников и учителей», свидетельство участника;

  • 2009-2010 уч. год – свидетельство об участии в XII Всероссийском конкурсе методических разработок «Сто друзей»;






  • 2009 год была опубликована статья «Буреть» в газете « Усольские новости» в рубрике «Клуб краеведов».

  • 2010 год – благодарственное письмо участника VI Международного конкурса «Красота Божьего мира»

  • 2010 год – благодарность за активное участие в конкурсе детских творческих работ «Все профессии важны и на родной земле нужны!»

  • 2011 год – благодарственное письмо Отдела религиозного образования Иркутской епархии Русской Православной церкви за участие в областной НПК «Кирилло-Мефодиевские чтения»

  • 2012 год – Диплом участника районного конкурса «Вернисаж музеев»

  • 2012 год – Диплом за участие в пятом городском музейном фестивале «Усольская маевка – 2012» «Учителями славится Усолье» в номинации «Имя в истории»

  • 2012 год - региональная научно – практическая конференция «Шаг в будущее – Сибирь», работа « История деревни Буреть Усольского района», диплом участника

  • 2012 год – 2 место на XIII районной НПК «Поиск. Исследование. Открытие» с работой« История деревни Буреть Усольского района»

  • 2012 год - Региональная краеведческая конференция школьников «Байкальское кольцо –2012 год», диплом участника

  • 2013 год- региональная научно – практическая конференция «Шаг в будущее – Сибирь», работа «Колокола и колокольные звоны», 1 место

  • 2013 год- XIV районная НПК «Поиск. Исследование. Открытие», 1 место

  • 2013 год – областной смотр-конкурс музеев образовательных учреждений Иркутской области, посвященный 110-летию со дня рождения А.П.Белобородова, диплом победителя;

  • 2013 год - Диплом за участие в шестом городском музейном фестивале «Усольская маевка – 2013», проект «Сохрани историю в книге»;

  • 2013 год - Х районная научно-практическая конференция Юниоров, диплом участника

  • 2013 год –Всероссийский конкурс молодежи образовательных учреждений и научных организаций на лучшую работу «Моя законотворческая инициатива», диплом победителя.

В 2012 году приняла участие в областном конкурсе на присуждение премий Губернатора Иркутской области за разработку учебно-методического комплекта «Я живу в Прибайкалье» с авторской программой факультатива «История коренного народа Прибайкалья» - диплом участника

10. Мною разработан и внедряется в практику элективный курс «Государственная символика» (рецензия ИПКРО 20.05.2005, протокол №5).

Написана и прошла конкурсный отбор программа летнего краеведческого лагеря «Юный краевед», разработана и внедряется программа факультатива «Моя Родина, Сибирь» в 10-11 классах.

11. Мои интересы: выращивание цветов и садовой земляники, декоративно – прикладное искусство





Бурятская легенда

У грозного - седого Байкала

Красавица-дочь родилась.

Резва без конца и начала

Она Ангарой назвалась.

Красавицы взор устремленный

Мечтал о просторе степей,

Но волей отца запрещенный

Знал сумрачность диких камней

И скучно красавице стало,

И грустно средь каменных стен-

И выхода к воле искала,

Стремилась покинуть свой плен.

На стену ей вспрыгнуть хотелось.

Взглянуть на широкий простор,

Чтоб сердце привольем запелось,

Чтоб вспыхнул свободою взор.






ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Визитная карточка преподавателя…………………………………….3

  2. Пояснительная записка…………………………………………………7

  3. Возможные виды деятельности обучающихся……………………….10

  4. Учебно – тематический план…………………..........................................11

  5. Содержательная часть. Входное занятие. Мы живем у священного Байкала……………………………………………………………………12

  6. Древняя история Предбайкалья и вопросы происхождения западных бурят……………………………………………………………………….18

  7. Буряты Предбайкалья в составе Русского государства в XVII—XVIII веках……………………………………………………………………….20

  8. Западная Бурятия в конце XVIII первой половине XIX века…………22

  9. Предбайкалье в 60-90-х гг. XIX в………………………………………..23

  10. Западная Бурятия в конце XIX - начале XX века….................................24

  11. Развитие просвещения, культуры и здравоохранения в западной Бурятии в 1800-1917 гг…………………………………………………..25

  12. Западная Бурятия в 1918-1921 гг………………………………………..26

  13. Бурятия в 1921-1929 гг. Образование Бурят-Монгольской АССР……27

  14. Социально-экономическое и политическое развитие западной Бурятии в составе БМАССР в 1930-х годах………………………………………29

  15. Усть-Ордынский Бурятский автономный округ в составе Иркутской области (1937-1985 гг.)…………………………………………………...30

  16. Образование, культура и здравоохранение в округе в 1918-1985 …….31

  17. Округ в годы перестройки и постсоветский период……………………32

  18. Перечень учебно – методического обеспечен…………………………..35

  19. Список литературы……………………………………………………….35

  20. Интернет – ресурсы……………………………………………………….35

  21. Список презентаций, исследовательских работ и внеклассных мероприятий………………………………………………………………36

  22. Приложение. Мини – словарь бурятских терминов……………………37




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В наши дни одним из актуальнейших вопросов является духовно-нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения. Очень часто молодежь не знает особенностей истории своего родного края, не может найти его место во всеобщей истории. Человек, не ориентирующийся в таких вопросах очень часто равнодушно относиться на только к современной исто­рии, но и к рациональному использованию богатств своего края. В итоге может вырасти поколение не только не знающее, но и не ценящее свою малую родину.

Каждый человек, живущий на Земле, должен знать свое про­шлое. Ибо прошлое - это судьбы людей с древних времен до наших дней, и оно является памятью на­рода и учителем жизни. Ничто не возникает на пустом месте. Все достижения современности и про­гресс человечества в целом опи­раются на уроки прошлого. Весь многовековой путь наших предков во всей остроте классовых конфликтов, борьбы правды и лжи, добра и зла как бы проходит перед вами, заставляя о многом задуматься, многое узнать и понять.

Изучая историю Усть –Ордынского бурятского автономного округа, вы обогащаетесь опытом предшествующих поколений с тем, чтобы, познав на материале прошлого законы развития че­ловеческого общества, лучше понять настоящее и увидеть будущее.

В последнее время издаются кни­ги, посвященные проблемам округа. Издан учебник «География округа», учеб­ное пособие «Усть-Ордынский Бурятский автономный округ в истории Буря­тии» и «История Усть-Ордынского Бурятского автономного округа». Над их созданием работали ведущие ученые вузов г. Иркутска и Улан-Удэ. В обсуж­дении материалов по содержанию книг принимали участие учителя-практики школ округа и области.

История округа освещается с современных позиций и в тесной связи с ис­торией Республики Бурятия, Иркутской области, Восточной Сибири, страны и мира в целом.

При написании авторской образовательной программы «История коренного народа Прибайкалья» в первую очередь использованы матери­алы и выводы коллективного труда «История Усть-Ордынского Бурятского автономного округа», изданного в Москве в 1995 г. под редакцией профессора Иркутского университета Л.М. Дамешека.

Предлагаемая образовательная программа «История коренного народа Прибайкалья» состоит из четырех разделов:

1. Предбайкалье в период древности и средневековья.

2. Западная Бурятия в эпоху капитализма.

3. Западная Бурятия в годы советской власти

4. Усть-Ордынский Бурятский автономный округ в годы перестройки и

пост­советский период.

Изучение этого курса позволит заложить основу для более уг­лубленного изучения истории Иркутской области; для формирования обще­учебных умений и навыков, которые позволят, не только более успешно осваи­вать программу старшей профильной школы, но и включать работы по ведущим для данного профиля видам учебной деятельности (разнообразная ра­бота с текстами, анализ исторических источников, картографическое проекти­рование).

Цель образовательной программы «История коренного народа Прибайкалья» - проследить историю как закономерное следствие социально-экономического прогресса и в то же время раскрыть особенности исторической судьбы народов, живших на территории современного Усть-Ордынского Бурятского автономного округа.

Основные задачи:

  • показать исторический путь развития западных бурят;

  • выяснить, по­чему произошел разрыв между западными и восточными бурятами;

  • просле­дить, как Российское государство влияло на судьбы различных народов, ка­ким способом решало эти задачи - включая использование насилия и терро­ра, религии, образования и культуры.

Каждый ученик, изучив историю своего края, региона, может сделать еще один шаг в историческом познании.

Данная образовательная программа разработана с целью более глубокого познания истории родного края. В этом курсе предусмотрено изучение исторического краеведения как составной части истории отечества, а также для тех, кто интересуется историей земли сибирской.

Курс предназначен для учащихся 10(11) классов в рамках (пред) профильной подготовки. Содержание курса знакомит с профессиями: историка, археолога, этнографа, музейного и архивного работников.

Содержание курса воспитывает чувства патриотизма, гражданственности и любви к малой родине; развивает навыки поисковой работы, исследовательской деятельности. В процессе работы учащиеся учатся терпимости, умению вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

Данная программа рассчитана на 1 час в неделю, 35 часов в год.

Цели курса:

Создание условий для формирования и развития у обучающихся:

- интереса к изучению истории родного края и проведению исторических исследований;

- критического мышления;

- умения самостоятельно приобретать и применять знания;

- творческих способностей, умения работать в группе, отстаивать свою точку зрения;

- искать и находить компромиссы.


В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные уме­ния:

- читать и оформлять историческую карту с опорой на легенду;

- вычленять нужную информацию в изучаемом источнике;

- описывать условия и образ жизни, занятия различных групп людей;

- называть характерные, существенные черты исторических событий и явлений;

- излагать суждения о причинно-следственных связях исторических со­бытий;

- осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности;

- составлять логические и структурные схемы, сравнительные таблицы;

- работать по алгоритму.

Перечисленные умения формируются на основе следующих знаний:

- Иркутская область в древности;

- Прибайкалье в период средневековья;

- Прибайкалье в годы советской власти;

- Прибайкалье в годы перестройки и пост­советский период.

Категория слушателей:

  • Обучающиеся 10(11) классов

Требования к слушателям:

  • владеть компьютером на уровне пользователя;

  • уметь работать в программах MC Word;

  • уметь работать в Интернет;

Организация учебного процесса

  • самостоятельная работа;

  • консультации с преподавателем;

  • создание презентаций;

  • составление родословной

Формы контроля:

  • проверочные работы;

  • создание презентаций;

  • рефераты и исследовательские работы;

  • изготовление наглядности.

Результат изучения курса:

- защита рефератов и исследовательских работ;

- защита наглядности;

- защита компьютерных презентаций;

- составление родословной и отличительных знаков своей семьи;

- выступление на районных и региональных научно-практических конференциях «Поиск. Открытие. Исследование» и «Шаг в будущее, Сибирь»



ВОЗМОЖНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ




Тема занятия

Учебная деятельность

1

Вводное занятие

Знакомство с видами занятий, со структурой кур­са. Выбор темы итоговой творческой работы.

2

Предбайкалье в период древности и средневековья

Оформление рисунков «Животные и растения — современники мамонтов», «Дом далеких пред­ков». Составление логической схемы «Тает ледник — меняется жизнь», картосхемы «Иркутские мезо­литические стоянки». Составление структурной схемы «Усовершенст­вование орудий труда», картосхемы «Стоянки древнего человека»

3

Западная Бурятия в эпоху капитализма

Оформление структурной схемы «Тофалары» («буряты», «Эвенки»), картосхемы «Эвен­кийский, бурятский, тофаларский след на гео­графической карте»

4

Западная Бурятия в годы советской власти

Написание исследовательских работ по темам: «Коллективизация сельского хозяйства в округе»; «Вклад округа в разгром фашистской Германии»

5

Усть-Ордынский Бурятский автономный округ в годы перестройки и пост­советский период.

Оформление рисунка «Обряд шама­на». Написание исследовательских работ по темам: «Шаманизм», «История бурятского национального костюма», «Музыкальные инструменты», «Бурятский орнамент», «Вампилов –знаменитый драматург – наш земляк».

Изготовление юрты и шитье костюма шамана и национальной одежды.

6

Экскурсионные поездки

п. Усть – Ордынский, п. Кутулик

6

Итоговое занятие

Защита работ, выставка.


Для изучения тем данного курса в школе имеется учебное пособие «История Земли Иркутской», исторический атлас Иркутской области, История Сибири. Часть I, История Усть – Ордынского Бурятского автономного округа, приложения к газете «Усольские новости» - Клуб краеведов. Изучая темы курса учащиеся могут выбрать вид предлагаемых работ на уро­ке. Ученик получает зачет при условии выполнения не менее трех заданий, представленных в установленный срок, с соблюдением стандартных требова­ний к выполнению.

Практическим результатом по итогам данного элективного курса является итоговая конференция с сопутствующей выставкой работ учащихся.





УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


№п/п

Перечень тем или разделов

Количество часов

Вид занятий

1

Мы живем у священного Байкала

1

Вводное (лекция)

2

Древняя история Предбайкалья и вопросы происхождения западных бурят

3

Лекция, выполнение практических заданий

3

Буряты Предбайкалья в составе Русского государства в XVII—XVIII веках...

2

Лекция, выполнение практических заданий

4

Западная Бурятия в конце XVIII первой половине XIX века

3

Лекция, выполнение практических заданий

5

Предбайкалье в 60-90-х гг. XIX в.

2

Лекция, выполнение практических заданий

6

Западная Бурятия в конце XIX - начале XX века.

3

Лекция, выполнение практических заданий

7

Развитие просвещения, культуры и здравоохранения в западной Бурятии в 1800-1917 гг

3

Лекция, выполнение практических заданий

8

Западная Бурятия в 1918-1921 гг

2

Лекция, выполнение практических заданий

9

Бурятия в 1921-1929 гг. Образование Бурят-Монгольской АССР

2

Лекция, выполнение практических заданий

10

Социально-экономическое и политическое развитие западной Бурятии в составе БМАССР

в 1930-х годах

2

Лекция, выполнение практических заданий

11

Усть-Ордынский Бурятский автономный округ в составе Иркутской'области (1937-1985 гг.)

3

Лекция, выполнение практических заданий

12

Образование, культура и здравоохранение в округе в 1918-1985 гг

3

Лекция, выполнение практических заданий

13

Экскурсионная поездка в п. Усть – Ордынский




Экскурсия

14

Защита рефератов, наглядностей, компьютерных презентаций, исследовательских работ

2

Выступление обучающихся





СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Входное занятие

Мы живем у священного Байкала

Цель:

  • Дать определение понятию Родина

  • Дать определение понятию Малая родина

  • Кратко познакомить с основными разделами данного УМК


Что вы должны знать и уметь перед началом изучения модуля:

  • достаточно знать компьютер на уровне пользователя;

  • уметь работать с программами Microsoft Word, PowerPoint, Explorer;

  • уметь работать в среде Интернет;

  • иметь электронный почтовый ящик (электронную почту) и уметь работать с ней.


В результате изучения данного УМК Вы будете знать:

  • Происхождение коренного населения Прибайкалья ;

  • Символы бурятского населения;

  • Развитие просвещения, культуры, здравоохранения бурят;

  • Образование Усть-Ордынского бурятского автономного округа;

  • Вклад округа в разгроме фашистской Германии.


Ход изучения

  1. Вводная лекция «Мы живем у священного Байкала»

  2. По ходу лекции ответить на вопросы (самоконтроль – ответы на эти вопросы Вы нигде не публикуете и не отсылаете преподавателю по e-mail):

а) Что означает слово Родина?

б) Что означает слово Малая Родина?

в) Какие изображения использовались коренным население Прибайкалья в орнаментах, на монетах и печатях?
Вид контроля: устные ответы, ответить на вопросы викторины
Задание №1 к входному занятию

1. Создайте файл MC Word с именем – ваша фамилия.

2. В созданном файле при помощи стандартных средств рисования MC Word изобразить флаг УОБАО в цвете.

3. Сохраните файл.




Входное занятие

Мы живем у священного Байкала

Цель урока: дать ученикам представление о понятиях «Родина», «Малая Родина», «Отечество»

Основные понятия: Родина, Малая Родина, Отечество

Оборудование: Изображения Байкала (жела­тельно крупные); презентация «Байкал»

Ход занятия:

Мы живем в замечательной стране, имя которой — Российская Федерация, или, ко­ротко, Россия. Произнесите это слово вслух, и вы почувствуете в его звучании свет, раз­долье, простор, одухотворённость...

Мы уважительно называем нашу страну ОТЕЧЕСТВОМ, потому что наши отцы, деды, прадеды, прадеды наших прадедов и их предки учились, работали и защищали свою землю, чтобы сохранить Россию для следую­щих поколений. Мы любовно называем нашу страну РОДИНОЙ, потому что родились и живём в ней.

Понятие родины весьма широкое. Есть родина, под которой понимаем всю страну, Россию. Но самой дорогой, близкой человеку является малая родина, тот небольшой уголок земли, будь то деревня, улус, село или город, с кото­рым связаны самые сокровенные мысли. Каждый человек носит в своей душе теплое чувство к тому месту, где он родился и рос. Здесь ребенок впервые произносит слово «мама». Здесь он чувствует красоту окружающей природы, щедрость и ласку земли, любовь и заботу родных, близких, земляков.

Мир, окружающий нас, бесконечен и мно­гообразен. Вещи, предметы, среди которых живёт человек, явления природы — это ма­териальный мир. Но есть и другой мир — духовный. Духовный мир — это знания и информация, содержащиеся в книгах, произведениях искусства и кино, отношения меж­ду людьми и т. д. В школе вы знакомитесь с этим миром, изучая русский, родной и иностранный языки, математику и информа­тику, литературное чтение, изобразительное искусство и многое другое. Этот мир ещё на­зывают миром культуры.

Не только человек находится в духовном мире, но и этот мир отражается в человеке и образует его внутренний мир, который поч­ти все религии мира определяют как душу человека. В этом внутреннем мире человека живут воспоминания, образы дорогих людей, всё, во что он верит и к чему стремится.

Человек в зависимости от состояния своего внутреннего мира может радоваться или печалиться, быть спокойным или тревожным, создавать что-то новое и нужное людям или предаваться унынию и тоске. От чего это зависит? От того, чем ты наполняешь свой внутренний мир и как строишь отношения с другими людьми.

Как во внутреннем, так и во внешнем ми­ре есть высокое и низкое, светлое и тёмное, красивое и безобразное, благоприятное для человека и опасное для него. Здесь есть доб­ро и зло, любовь и ненависть, честь и бесчес­тие, милосердие и жестокость, правда и ложь. Человек вправе сам определять, что из этого выбрать, чем питать свою душу. И этот выбор никогда не бывает лёгким.

Как не разрушить свой внутренний мир?

В духовном мире есть свои дороги. Они на­зываются традициями. По ним шли наши предки. Культурные традиции — это богат­ство нашей многонациональной страны. Осо­бое место среди них занимают религиозные культуры и морально-этические нормы. Все они основаны на таких вечных ценностях, как добро, честь, справедливость, милосердие. Если человек следует им, он не заблудится в сложном мире, сможет отличить хорошее от плохого, узнает, как сделать свой внутренний мир чистым, светлым и радостным.

В нашей стране живут люди, которые знают и бережно хранят разные традиции. Они нередко говорят на разных языках, но хорошо понимают друг друга и все вместе составляют одну дружную семью народов России.

И в этой семье мы уважительно и береж­но относимся к каждой традиции. Мы все разные, но мы все вместе живём, трудимся, учимся и гордимся своей Родиной.

Каждый человек, кем бы он ни был, где бы ни находился, должен знать историю родины, своего края, своей деревни. Исторические знания играют большую роль в воспитании чувства патриотизма и причастности каждого к судьбе своего народа, в познании законов и перспективы развития общества, поэтому в настоящее время уделяется немалое внимание изучению истории не только страны в целом, но и отдельных регионов, районов, округов и даже отдельной деревни.

Одним из коренных народов проживавших и проживающих на территории нашего края являются буряты. Нас эта тема заинтересовала, когда началась кампания по объединению Иркутской области с Усть – Ордынским Бурятским автономным округом. Народы проживающие на территории нашего края относятся друг к другу дружелюбно, не возникает каких – либо расприй, идет взаимный интерес к культуре. С освоения идет взаимообогащение всех народов живущих на территории нашей области. И каждый современный человек должен знать историю своих предков.





В золотой они бубен бьют,

Созывают северный люд,

Бьют в серебряный барабан,

Чтоб услышали жители юга,

Чтоб они, поздравляя друг друга,

Шли к извечному морю Манзан,

Чтоб к священному водопою,

Кто лесной, кто степной тропою,

Устремлялись из разных стран.

У привольных речных побережий,

У прозрачной воды проточной

Угощали их пищей свежей,

Угощали пищей молочной.

Усть – Ордынская земля, является прародительницей самобытного героического эпоса «Абай Гэсэр» и колыбелью знаменитых улигеров – сказателей, хранителей фольклора Маншууда Эмегеева, Папы Тушемилова, Пеохона Петрова и др., сохранила и приумножила богатство духовной жизни народа.

Одним из древних и наиболее ярких видов духовной культуры бурят является фольклор. Основные жанры - мифы, легенды, предания, героический эпос, сказки, песни. Широко распространенными у бурят были эпические сказания - улигэры. Их размеры от 2-3 тыс. до 25 тыс. поэтических строк. Обычное содержание улигэров - борьба богатыря с врагами и чудовищами. Исполняются улигэры певцами - рапсодами (улигэршинами). Из числа героических поэм самой значительной является «Гэсэр», тысячелетие которого широко отмечалось в Бурятии в 1995 году.

Территория вокруг Байкала – Прибайкалье – считается учеными колыбелью формирования бурятского народа. В своих многочисленных мифах, записанных и

обработанных многими поколениями собирателей и ученых, буряты еще в далеком прошлом создали яркую и своеобразную картину происхождения мира, неба, Земли, воды и человека, добрых и злых сил, помогающих или мешающих далеким предкам бурят в их реальной жизни, полной неожиданных опасностей и непредсказуемых ситуаций.

Широко известны и популярны мифы о происхождении предков трех главных племен западных и восточных бурят – ЭХИРИТОВ, БУЛАГАТОВ и ХОРИНЦЕВ. По преданию, две бездетные шаманки, АСУЙХАН и ХУСЫХЭН, в прибрежной щели Байкала нашли рыбу налим, лежащую неподвижно, и вдохнули в нее жизнь. От налима и береговой щели родился мальчик, которого прозвали ЭХИРИТ – «рожденный береговой щелью и пестрым налимом». Шаманки усыновили его, вырастили. Все основные родовые группы, живущие в бассейне верхнего течения реки Лены и частично на Ольхоне, отсчет родства ведут от многочисленных сыновей и внуков Эхирита и относят себя к племени ЭХИРИТОВ. Другого мальчика шаманки нашли недалеко от Байкала, у подножия Саянских гор, лежащим в яме, вырытой порозом. Его назвали БУЛАГАТ – «найденный в яме, вырытой быком». Потомки Булагата расселились по р. Ангаре и ее притокам.

По другому варианту легенды, живущая в Тункинских сопках шаманка АСУЙХАН в результате усердных молитв Небу о даровании ей детей получает их из волн Байкала. Байкал с морской пеной выбрасывает ей трех мальчиков – БУЛАГАТА, ЭХИРИТА и ХОРИДОЯ. Поссорившись с братьями, Хоридой уходит на остров Ольхон. Однажды, идя по берегу, он увидел купавшихся в море трех прекрасных девиц, которые спустились с неба в виде лебедей, и спрятал платье одной из них. Выкупавшись, две девицы улетели на небо, а третья, платье которой оказалось спрятанным, осталась. Хоридой просит помощи у своей матери Асуйхан, которая напускает на остров ветер и холод. Небесная девица, не выдержав холода, бросилась в объятия Хоридоя. Он женился на ней и имел от нее одиннадцать сыновей. На старости лет она выпрашивает у Хоридоя спрятанное им некогда платье и вылетает через дымовое отверстие юрты в виде лебедя. Поэтому, согласно легенде, хоринцы считают лебедя своим тотемным предком и поклоняются ему. Хоринские роды расселялись на Ольхоне и за Байкалом. ( хонгодоры). С той поры прошло много времени.

Усть-Ордынский Бурятский автономный округ обладает огромным потенциалом для въездного туризма благодаря выгодному географическому положению, прекрасным природным ресурсам и богатой культуре. В настоящее время развит этнокультурный туризм. Особо посещаем Государственный национальный музей, на территории которого проводятся этнографические праздники. Гостей из Америки, Азии, Европы привлекают древняя история, самобытные объекты поклонения бурят, богатые национальные традиции, интересная философия шаманизма, уникальный фольклор, искреннее гостеприимство.

Дальнейшему успешному развитию природно-познавательного, научного туризма, спортивной охоты способствуют суровая тайга, изобилующая глухарями, тетеревами и рябчиками, медведями, рысями, изюбрами и кабаргой. В лесостепи рядом с хищниками – волками и лисицами – обитают удивительные птицы – балобаны. В балаганно – нукутских степях с редкими серыми цаплями, беркутами и орлами – древнейшее в Сибири поселение человека – Буреть, стоянки древних людей в долинах Ангары и Куды возрастом выше 200 тыс. лет, выдающийся памятник курыканской культуры Манхай, минеральные воды «Нукутской Мацесты», лечебные грязи «Нагалыка», кумысолечебница «Аларь».

Возрождению бурятского декоративно – прикладного искусства и народных промыслов на основе исторических, культурных традиций служит Усть – Ордынский окружной центр художественных народных промыслов, где постоянно ведутся научные исследования.

На базе Центра созданы ювелирная, столярная мастерские, цех по

шитью национальных костюмов, дизайнерская, методический кабинет, имеющий большой банк информации, и фотофонд по декоративно – прикладному искусству предбайкальских бурят, а также выставочный зал, где представлена экспозиция изделий художников и мастеров округа.

Действует экспериментальная мастерская по изготовлению бурятских музыкальных инструментов ( хууров, чанз, лимб, шаманских бубнов), созданная уникальными мастерами Б.Ч. Гомбоевым и Н.Д.Виноградовой.

Растет спрос на изделия: музеи производят заказы на реставрацию и изготовление украшений северных бурят. Фирмы и частные лица приобретают национальную одежду, ножи, сувениры, ювелирные изделия и другую продукцию.

Объединение Иркутской области с Усть – Ордынским Бурятским автономным округом – возвращение к исторически сложившимся социально – экономическим и культурным связям. Область и округ всегда были вместе, жили большой дружной семьей.

В образовательный стандарт органично произошло введение националь­но-регионального компонента. Помимо привычных школьных учебников по отечественной истории стали появляться учебники по региональной истории. В их задачу входит показать историю края в контексте мировой и российской истории. Изучение региональной истории расширяет возможности приобре­тения исследовательских навыков учащихся и тем самым повышает общегу­манитарную подготовку.


1. Какие древние стоянки были найдены на территории нашего края?

2.Кем были они изучены?

3.Какой возраст имеют эти стоянки?

4.Как вы думаете, какие занятия существовали у людей, живших на этих стоянках?

5.Что ценного было найдено на стоянках в Мальте и Бурети?

6.К какому веку относится образование бурятского этноса?

7.Какое название имели буряты Предбайкалья первоначально?

8. Что было основным занятием бурят?

9. Какой образ жизни вели бурятские племена?

10.Как называлось жилище бурят?

11. Из какого материала изготавливалась юрта?

12. Как называлась традиционная одежда бурят?

13. Какие 4 ветви бурят вам знакомы?

14. Что является основной формой религии?

15. Наиболее почитаемое место у бурят?

16. Буряты переняли от курыкан высокое искусство кузнечного ремесла. Что они изготавливали из железа и других металлов?


  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Региональный конкурс методических разработок по организации детской краеведческой работы для педагогов образовательных учреждений Иркутской области Плотникова Наталья Николаевна iconПриказ №1-366 г. Курск о проведении областного конкурса методических...
Провести в период с мая по сентябрь 2011 года среди учреждений дополнительного образования детей Курской области областной конкурс...
Региональный конкурс методических разработок по организации детской краеведческой работы для педагогов образовательных учреждений Иркутской области Плотникова Наталья Николаевна iconКонкурс методических разработок учебных занятий (конспектов) по экологической проблематике
Провести районный конкурс «Воспитатель года-2013» среди педагогов муниципальных образовательных учреждений, реализующих программу...
Региональный конкурс методических разработок по организации детской краеведческой работы для педагогов образовательных учреждений Иркутской области Плотникова Наталья Николаевна iconПриказ от 6 февраля 2014 г. №36 г. Нарьян-Мар Об итогах окружного...
В соответствии с Положением «О порядке Марафона для учителей предметов эстетического цикла» в гбу нао «Ненецкий региональный центр...
Региональный конкурс методических разработок по организации детской краеведческой работы для педагогов образовательных учреждений Иркутской области Плотникова Наталья Николаевна iconКонкурс предполагает индивидуальное участие. Участниками конкурса...
Настоящее положение определяет порядок организации, проведения и определения результатов регионального заочного конкурса методических...
Региональный конкурс методических разработок по организации детской краеведческой работы для педагогов образовательных учреждений Иркутской области Плотникова Наталья Николаевна iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конспект методической разработки на районный конкурс методических разработок для педагогов дошкольных образовательных учреждений...
Региональный конкурс методических разработок по организации детской краеведческой работы для педагогов образовательных учреждений Иркутской области Плотникова Наталья Николаевна iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Подведены итоги городского конкурса мультимедийных компьютерных учебно-методических разработок среди педагогов и учащихся. На конкурс...
Региональный конкурс методических разработок по организации детской краеведческой работы для педагогов образовательных учреждений Иркутской области Плотникова Наталья Николаевна iconКонкурс методических разработок педагогических работников образовательных учреждений
Перевод величин из одних единиц измерения в другие
Региональный конкурс методических разработок по организации детской краеведческой работы для педагогов образовательных учреждений Иркутской области Плотникова Наталья Николаевна iconПлан-конспект урока литературы
Провести в период с мая по сентябрь 2011 года среди учреждений дополнительного образования детей Курской области областной конкурс...
Региональный конкурс методических разработок по организации детской краеведческой работы для педагогов образовательных учреждений Иркутской области Плотникова Наталья Николаевна iconТактика и техника лыжного похода
Провести в период с мая по сентябрь 2011 года среди учреждений дополнительного образования детей Курской области областной конкурс...
Региональный конкурс методических разработок по организации детской краеведческой работы для педагогов образовательных учреждений Иркутской области Плотникова Наталья Николаевна iconКонспект Учебно-тренировочного занятия
Провести в период с мая по сентябрь 2011 года среди учреждений дополнительного образования детей Курской области областной конкурс...
Региональный конкурс методических разработок по организации детской краеведческой работы для педагогов образовательных учреждений Иркутской области Плотникова Наталья Николаевна iconСодержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Безопасность»
По итогам проведения областного конкурса методических разработок по организации работы с детьми по безопасности дорожного движения...
Региональный конкурс методических разработок по организации детской краеведческой работы для педагогов образовательных учреждений Иркутской области Плотникова Наталья Николаевна iconДвадцать лет, которые потрясли россию
Провести в период с мая по сентябрь 2011 года среди учреждений дополнительного образования детей Курской области областной конкурс...
Региональный конкурс методических разработок по организации детской краеведческой работы для педагогов образовательных учреждений Иркутской области Плотникова Наталья Николаевна iconТема: «Древнегреческий праздник. Олимпийские игры в Древней Греции»
Провести в период с мая по сентябрь 2011 года среди учреждений дополнительного образования детей Курской области областной конкурс...
Региональный конкурс методических разработок по организации детской краеведческой работы для педагогов образовательных учреждений Иркутской области Плотникова Наталья Николаевна iconI международный конкурс методических разработок учебного занятия
Электронное образовательное сми «Школа-21-века» проводит I международный конкурс авторских методических разработок учебных занятий...
Региональный конкурс методических разработок по организации детской краеведческой работы для педагогов образовательных учреждений Иркутской области Плотникова Наталья Николаевна iconI этап: Целенаправленный II этап: Актуализация знаний
Провести в период с мая по сентябрь 2011 года среди учреждений дополнительного образования детей Курской области областной конкурс...
Региональный конкурс методических разработок по организации детской краеведческой работы для педагогов образовательных учреждений Иркутской области Плотникова Наталья Николаевна iconТема: «Отечественная война 1812 года»
Провести в период с мая по сентябрь 2011 года среди учреждений дополнительного образования детей Курской области областной конкурс...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск