Скачать 0.55 Mb.
|
Региональный конкурс методических разработок по организации детской краеведческой работы для педагогов образовательных учреждений Иркутской области Плотникова Наталья Николаевна Учитель истории и обществознания I категории, руководитель школьного историко-краеведческого музея «Исток» Муниципального общеобразовательного учреждения Буретской средней общеобразовательной школы Иркутской области Усольского района д. Буреть Региональный конкурс методических разработок по организации детской краеведческой работы для педагогов образовательных учреждений Иркутской области Образовательная программа факультатива для 10 (11) класса «История коренного народа Прибайкалья» Разработала: Плотникова Наталья Николаевна учитель истории и обществознания I категории, руководитель школьного музея «Исток» МОУ Буретская СОШ Усольского района Иркутской области д.Буреть, ул.Молодежная,1 Электронный адрес: PlotnikNatascha72@mail.ru д. БУРЕТЬ 2013год ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ 1. Плотникова Наталья Николаевна учитель МОУ Буретской СОШ 2. Контактные данные: PlotnikNatascha72@mail.ru 3. Стаж работы - 21 год, педагогический – 21 год 4. Общие сведения:
5. Преподаваемые предметы: история, обществознание, ИЗО, краеведение. Являюсь руководителем школьного музея «Исток» 6. С 2008 года являюсь руководителем школьного методического объединения учителей гуманитарного цикла. 7. С 2004 года занимаюсь краеведческой работой, и ежегодно принимаем участие в районных краеведческих и научно-практических конференциях, где занимаем призовые места и являемся участниками этих конференций. 8. Ежегодно принимаем участие в различных конкурсах муниципального, областного и всероссийского масштаба 9. Мои достижения с обучающимися:
В 2012 году приняла участие в областном конкурсе на присуждение премий Губернатора Иркутской области за разработку учебно-методического комплекта «Я живу в Прибайкалье» с авторской программой факультатива «История коренного народа Прибайкалья» - диплом участника 10. Мною разработан и внедряется в практику элективный курс «Государственная символика» (рецензия ИПКРО 20.05.2005, протокол №5). Написана и прошла конкурсный отбор программа летнего краеведческого лагеря «Юный краевед», разработана и внедряется программа факультатива «Моя Родина, Сибирь» в 10-11 классах. 11. Мои интересы: выращивание цветов и садовой земляники, декоративно – прикладное искусство Бурятская легенда У грозного - седого Байкала Красавица-дочь родилась. Резва без конца и начала Она Ангарой назвалась. Красавицы взор устремленный Мечтал о просторе степей, Но волей отца запрещенный Знал сумрачность диких камней И скучно красавице стало, И грустно средь каменных стен- И выхода к воле искала, Стремилась покинуть свой плен. На стену ей вспрыгнуть хотелось. Взглянуть на широкий простор, Чтоб сердце привольем запелось, Чтоб вспыхнул свободою взор. ОГЛАВЛЕНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В наши дни одним из актуальнейших вопросов является духовно-нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения. Очень часто молодежь не знает особенностей истории своего родного края, не может найти его место во всеобщей истории. Человек, не ориентирующийся в таких вопросах очень часто равнодушно относиться на только к современной истории, но и к рациональному использованию богатств своего края. В итоге может вырасти поколение не только не знающее, но и не ценящее свою малую родину. Каждый человек, живущий на Земле, должен знать свое прошлое. Ибо прошлое - это судьбы людей с древних времен до наших дней, и оно является памятью народа и учителем жизни. Ничто не возникает на пустом месте. Все достижения современности и прогресс человечества в целом опираются на уроки прошлого. Весь многовековой путь наших предков во всей остроте классовых конфликтов, борьбы правды и лжи, добра и зла как бы проходит перед вами, заставляя о многом задуматься, многое узнать и понять. Изучая историю Усть –Ордынского бурятского автономного округа, вы обогащаетесь опытом предшествующих поколений с тем, чтобы, познав на материале прошлого законы развития человеческого общества, лучше понять настоящее и увидеть будущее. В последнее время издаются книги, посвященные проблемам округа. Издан учебник «География округа», учебное пособие «Усть-Ордынский Бурятский автономный округ в истории Бурятии» и «История Усть-Ордынского Бурятского автономного округа». Над их созданием работали ведущие ученые вузов г. Иркутска и Улан-Удэ. В обсуждении материалов по содержанию книг принимали участие учителя-практики школ округа и области. История округа освещается с современных позиций и в тесной связи с историей Республики Бурятия, Иркутской области, Восточной Сибири, страны и мира в целом. При написании авторской образовательной программы «История коренного народа Прибайкалья» в первую очередь использованы материалы и выводы коллективного труда «История Усть-Ордынского Бурятского автономного округа», изданного в Москве в 1995 г. под редакцией профессора Иркутского университета Л.М. Дамешека. Предлагаемая образовательная программа «История коренного народа Прибайкалья» состоит из четырех разделов: 1. Предбайкалье в период древности и средневековья. 2. Западная Бурятия в эпоху капитализма. 3. Западная Бурятия в годы советской власти 4. Усть-Ордынский Бурятский автономный округ в годы перестройки и постсоветский период. Изучение этого курса позволит заложить основу для более углубленного изучения истории Иркутской области; для формирования общеучебных умений и навыков, которые позволят, не только более успешно осваивать программу старшей профильной школы, но и включать работы по ведущим для данного профиля видам учебной деятельности (разнообразная работа с текстами, анализ исторических источников, картографическое проектирование). Цель образовательной программы «История коренного народа Прибайкалья» - проследить историю как закономерное следствие социально-экономического прогресса и в то же время раскрыть особенности исторической судьбы народов, живших на территории современного Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Основные задачи:
Каждый ученик, изучив историю своего края, региона, может сделать еще один шаг в историческом познании. Данная образовательная программа разработана с целью более глубокого познания истории родного края. В этом курсе предусмотрено изучение исторического краеведения как составной части истории отечества, а также для тех, кто интересуется историей земли сибирской. Курс предназначен для учащихся 10(11) классов в рамках (пред) профильной подготовки. Содержание курса знакомит с профессиями: историка, археолога, этнографа, музейного и архивного работников. Содержание курса воспитывает чувства патриотизма, гражданственности и любви к малой родине; развивает навыки поисковой работы, исследовательской деятельности. В процессе работы учащиеся учатся терпимости, умению вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы. Данная программа рассчитана на 1 час в неделю, 35 часов в год. Цели курса: Создание условий для формирования и развития у обучающихся: - интереса к изучению истории родного края и проведению исторических исследований; - критического мышления; - умения самостоятельно приобретать и применять знания; - творческих способностей, умения работать в группе, отстаивать свою точку зрения; - искать и находить компромиссы. В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения: - читать и оформлять историческую карту с опорой на легенду; - вычленять нужную информацию в изучаемом источнике; - описывать условия и образ жизни, занятия различных групп людей; - называть характерные, существенные черты исторических событий и явлений; - излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий; - осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности; - составлять логические и структурные схемы, сравнительные таблицы; - работать по алгоритму. Перечисленные умения формируются на основе следующих знаний: - Иркутская область в древности; - Прибайкалье в период средневековья; - Прибайкалье в годы советской власти; - Прибайкалье в годы перестройки и постсоветский период. Категория слушателей:
Требования к слушателям:
Организация учебного процесса
Формы контроля:
Результат изучения курса: - защита рефератов и исследовательских работ; - защита наглядности; - защита компьютерных презентаций; - составление родословной и отличительных знаков своей семьи; - выступление на районных и региональных научно-практических конференциях «Поиск. Открытие. Исследование» и «Шаг в будущее, Сибирь» ВОЗМОЖНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Для изучения тем данного курса в школе имеется учебное пособие «История Земли Иркутской», исторический атлас Иркутской области, История Сибири. Часть I, История Усть – Ордынского Бурятского автономного округа, приложения к газете «Усольские новости» - Клуб краеведов. Изучая темы курса учащиеся могут выбрать вид предлагаемых работ на уроке. Ученик получает зачет при условии выполнения не менее трех заданий, представленных в установленный срок, с соблюдением стандартных требований к выполнению. Практическим результатом по итогам данного элективного курса является итоговая конференция с сопутствующей выставкой работ учащихся. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ Входное занятие Мы живем у священного Байкала Цель:
Что вы должны знать и уметь перед началом изучения модуля:
В результате изучения данного УМК Вы будете знать:
Ход изучения
а) Что означает слово Родина? б) Что означает слово Малая Родина? в) Какие изображения использовались коренным население Прибайкалья в орнаментах, на монетах и печатях? Вид контроля: устные ответы, ответить на вопросы викторины Задание №1 к входному занятию 1. Создайте файл MC Word с именем – ваша фамилия. 2. В созданном файле при помощи стандартных средств рисования MC Word изобразить флаг УОБАО в цвете. 3. Сохраните файл. Входное занятие Мы живем у священного Байкала Цель урока: дать ученикам представление о понятиях «Родина», «Малая Родина», «Отечество» Основные понятия: Родина, Малая Родина, Отечество Оборудование: Изображения Байкала (желательно крупные); презентация «Байкал» Ход занятия: Мы живем в замечательной стране, имя которой — Российская Федерация, или, коротко, Россия. Произнесите это слово вслух, и вы почувствуете в его звучании свет, раздолье, простор, одухотворённость... Мы уважительно называем нашу страну ОТЕЧЕСТВОМ, потому что наши отцы, деды, прадеды, прадеды наших прадедов и их предки учились, работали и защищали свою землю, чтобы сохранить Россию для следующих поколений. Мы любовно называем нашу страну РОДИНОЙ, потому что родились и живём в ней. Понятие родины весьма широкое. Есть родина, под которой понимаем всю страну, Россию. Но самой дорогой, близкой человеку является малая родина, тот небольшой уголок земли, будь то деревня, улус, село или город, с которым связаны самые сокровенные мысли. Каждый человек носит в своей душе теплое чувство к тому месту, где он родился и рос. Здесь ребенок впервые произносит слово «мама». Здесь он чувствует красоту окружающей природы, щедрость и ласку земли, любовь и заботу родных, близких, земляков. Мир, окружающий нас, бесконечен и многообразен. Вещи, предметы, среди которых живёт человек, явления природы — это материальный мир. Но есть и другой мир — духовный. Духовный мир — это знания и информация, содержащиеся в книгах, произведениях искусства и кино, отношения между людьми и т. д. В школе вы знакомитесь с этим миром, изучая русский, родной и иностранный языки, математику и информатику, литературное чтение, изобразительное искусство и многое другое. Этот мир ещё называют миром культуры. Не только человек находится в духовном мире, но и этот мир отражается в человеке и образует его внутренний мир, который почти все религии мира определяют как душу человека. В этом внутреннем мире человека живут воспоминания, образы дорогих людей, всё, во что он верит и к чему стремится. Человек в зависимости от состояния своего внутреннего мира может радоваться или печалиться, быть спокойным или тревожным, создавать что-то новое и нужное людям или предаваться унынию и тоске. От чего это зависит? От того, чем ты наполняешь свой внутренний мир и как строишь отношения с другими людьми. Как во внутреннем, так и во внешнем мире есть высокое и низкое, светлое и тёмное, красивое и безобразное, благоприятное для человека и опасное для него. Здесь есть добро и зло, любовь и ненависть, честь и бесчестие, милосердие и жестокость, правда и ложь. Человек вправе сам определять, что из этого выбрать, чем питать свою душу. И этот выбор никогда не бывает лёгким. Как не разрушить свой внутренний мир? В духовном мире есть свои дороги. Они называются традициями. По ним шли наши предки. Культурные традиции — это богатство нашей многонациональной страны. Особое место среди них занимают религиозные культуры и морально-этические нормы. Все они основаны на таких вечных ценностях, как добро, честь, справедливость, милосердие. Если человек следует им, он не заблудится в сложном мире, сможет отличить хорошее от плохого, узнает, как сделать свой внутренний мир чистым, светлым и радостным. В нашей стране живут люди, которые знают и бережно хранят разные традиции. Они нередко говорят на разных языках, но хорошо понимают друг друга и все вместе составляют одну дружную семью народов России. И в этой семье мы уважительно и бережно относимся к каждой традиции. Мы все разные, но мы все вместе живём, трудимся, учимся и гордимся своей Родиной. Каждый человек, кем бы он ни был, где бы ни находился, должен знать историю родины, своего края, своей деревни. Исторические знания играют большую роль в воспитании чувства патриотизма и причастности каждого к судьбе своего народа, в познании законов и перспективы развития общества, поэтому в настоящее время уделяется немалое внимание изучению истории не только страны в целом, но и отдельных регионов, районов, округов и даже отдельной деревни. Одним из коренных народов проживавших и проживающих на территории нашего края являются буряты. Нас эта тема заинтересовала, когда началась кампания по объединению Иркутской области с Усть – Ордынским Бурятским автономным округом. Народы проживающие на территории нашего края относятся друг к другу дружелюбно, не возникает каких – либо расприй, идет взаимный интерес к культуре. С освоения идет взаимообогащение всех народов живущих на территории нашей области. И каждый современный человек должен знать историю своих предков. В золотой они бубен бьют, Созывают северный люд, Бьют в серебряный барабан, Чтоб услышали жители юга, Чтоб они, поздравляя друг друга, Шли к извечному морю Манзан, Чтоб к священному водопою, Кто лесной, кто степной тропою, Устремлялись из разных стран. У привольных речных побережий, У прозрачной воды проточной Угощали их пищей свежей, Угощали пищей молочной. Усть – Ордынская земля, является прародительницей самобытного героического эпоса «Абай Гэсэр» и колыбелью знаменитых улигеров – сказателей, хранителей фольклора Маншууда Эмегеева, Папы Тушемилова, Пеохона Петрова и др., сохранила и приумножила богатство духовной жизни народа. Одним из древних и наиболее ярких видов духовной культуры бурят является фольклор. Основные жанры - мифы, легенды, предания, героический эпос, сказки, песни. Широко распространенными у бурят были эпические сказания - улигэры. Их размеры от 2-3 тыс. до 25 тыс. поэтических строк. Обычное содержание улигэров - борьба богатыря с врагами и чудовищами. Исполняются улигэры певцами - рапсодами (улигэршинами). Из числа героических поэм самой значительной является «Гэсэр», тысячелетие которого широко отмечалось в Бурятии в 1995 году. Территория вокруг Байкала – Прибайкалье – считается учеными колыбелью формирования бурятского народа. В своих многочисленных мифах, записанных и обработанных многими поколениями собирателей и ученых, буряты еще в далеком прошлом создали яркую и своеобразную картину происхождения мира, неба, Земли, воды и человека, добрых и злых сил, помогающих или мешающих далеким предкам бурят в их реальной жизни, полной неожиданных опасностей и непредсказуемых ситуаций. Широко известны и популярны мифы о происхождении предков трех главных племен западных и восточных бурят – ЭХИРИТОВ, БУЛАГАТОВ и ХОРИНЦЕВ. По преданию, две бездетные шаманки, АСУЙХАН и ХУСЫХЭН, в прибрежной щели Байкала нашли рыбу налим, лежащую неподвижно, и вдохнули в нее жизнь. От налима и береговой щели родился мальчик, которого прозвали ЭХИРИТ – «рожденный береговой щелью и пестрым налимом». Шаманки усыновили его, вырастили. Все основные родовые группы, живущие в бассейне верхнего течения реки Лены и частично на Ольхоне, отсчет родства ведут от многочисленных сыновей и внуков Эхирита и относят себя к племени ЭХИРИТОВ. Другого мальчика шаманки нашли недалеко от Байкала, у подножия Саянских гор, лежащим в яме, вырытой порозом. Его назвали БУЛАГАТ – «найденный в яме, вырытой быком». Потомки Булагата расселились по р. Ангаре и ее притокам. По другому варианту легенды, живущая в Тункинских сопках шаманка АСУЙХАН в результате усердных молитв Небу о даровании ей детей получает их из волн Байкала. Байкал с морской пеной выбрасывает ей трех мальчиков – БУЛАГАТА, ЭХИРИТА и ХОРИДОЯ. Поссорившись с братьями, Хоридой уходит на остров Ольхон. Однажды, идя по берегу, он увидел купавшихся в море трех прекрасных девиц, которые спустились с неба в виде лебедей, и спрятал платье одной из них. Выкупавшись, две девицы улетели на небо, а третья, платье которой оказалось спрятанным, осталась. Хоридой просит помощи у своей матери Асуйхан, которая напускает на остров ветер и холод. Небесная девица, не выдержав холода, бросилась в объятия Хоридоя. Он женился на ней и имел от нее одиннадцать сыновей. На старости лет она выпрашивает у Хоридоя спрятанное им некогда платье и вылетает через дымовое отверстие юрты в виде лебедя. Поэтому, согласно легенде, хоринцы считают лебедя своим тотемным предком и поклоняются ему. Хоринские роды расселялись на Ольхоне и за Байкалом. ( хонгодоры). С той поры прошло много времени. Усть-Ордынский Бурятский автономный округ обладает огромным потенциалом для въездного туризма благодаря выгодному географическому положению, прекрасным природным ресурсам и богатой культуре. В настоящее время развит этнокультурный туризм. Особо посещаем Государственный национальный музей, на территории которого проводятся этнографические праздники. Гостей из Америки, Азии, Европы привлекают древняя история, самобытные объекты поклонения бурят, богатые национальные традиции, интересная философия шаманизма, уникальный фольклор, искреннее гостеприимство. Дальнейшему успешному развитию природно-познавательного, научного туризма, спортивной охоты способствуют суровая тайга, изобилующая глухарями, тетеревами и рябчиками, медведями, рысями, изюбрами и кабаргой. В лесостепи рядом с хищниками – волками и лисицами – обитают удивительные птицы – балобаны. В балаганно – нукутских степях с редкими серыми цаплями, беркутами и орлами – древнейшее в Сибири поселение человека – Буреть, стоянки древних людей в долинах Ангары и Куды возрастом выше 200 тыс. лет, выдающийся памятник курыканской культуры Манхай, минеральные воды «Нукутской Мацесты», лечебные грязи «Нагалыка», кумысолечебница «Аларь». Возрождению бурятского декоративно – прикладного искусства и народных промыслов на основе исторических, культурных традиций служит Усть – Ордынский окружной центр художественных народных промыслов, где постоянно ведутся научные исследования. На базе Центра созданы ювелирная, столярная мастерские, цех по шитью национальных костюмов, дизайнерская, методический кабинет, имеющий большой банк информации, и фотофонд по декоративно – прикладному искусству предбайкальских бурят, а также выставочный зал, где представлена экспозиция изделий художников и мастеров округа. Действует экспериментальная мастерская по изготовлению бурятских музыкальных инструментов ( хууров, чанз, лимб, шаманских бубнов), созданная уникальными мастерами Б.Ч. Гомбоевым и Н.Д.Виноградовой. Растет спрос на изделия: музеи производят заказы на реставрацию и изготовление украшений северных бурят. Фирмы и частные лица приобретают национальную одежду, ножи, сувениры, ювелирные изделия и другую продукцию. Объединение Иркутской области с Усть – Ордынским Бурятским автономным округом – возвращение к исторически сложившимся социально – экономическим и культурным связям. Область и округ всегда были вместе, жили большой дружной семьей. В образовательный стандарт органично произошло введение национально-регионального компонента. Помимо привычных школьных учебников по отечественной истории стали появляться учебники по региональной истории. В их задачу входит показать историю края в контексте мировой и российской истории. Изучение региональной истории расширяет возможности приобретения исследовательских навыков учащихся и тем самым повышает общегуманитарную подготовку. 1. Какие древние стоянки были найдены на территории нашего края? 2.Кем были они изучены? 3.Какой возраст имеют эти стоянки? 4.Как вы думаете, какие занятия существовали у людей, живших на этих стоянках? 5.Что ценного было найдено на стоянках в Мальте и Бурети? 6.К какому веку относится образование бурятского этноса? 7.Какое название имели буряты Предбайкалья первоначально? 8. Что было основным занятием бурят? 9. Какой образ жизни вели бурятские племена? 10.Как называлось жилище бурят? 11. Из какого материала изготавливалась юрта? 12. Как называлась традиционная одежда бурят? 13. Какие 4 ветви бурят вам знакомы? 14. Что является основной формой религии? 15. Наиболее почитаемое место у бурят? 16. Буряты переняли от курыкан высокое искусство кузнечного ремесла. Что они изготавливали из железа и других металлов? |
Приказ №1-366 г. Курск о проведении областного конкурса методических... Провести в период с мая по сентябрь 2011 года среди учреждений дополнительного образования детей Курской области областной конкурс... | Конкурс методических разработок учебных занятий (конспектов) по экологической проблематике Провести районный конкурс «Воспитатель года-2013» среди педагогов муниципальных образовательных учреждений, реализующих программу... | ||
Приказ от 6 февраля 2014 г. №36 г. Нарьян-Мар Об итогах окружного... В соответствии с Положением «О порядке Марафона для учителей предметов эстетического цикла» в гбу нао «Ненецкий региональный центр... | Конкурс предполагает индивидуальное участие. Участниками конкурса... Настоящее положение определяет порядок организации, проведения и определения результатов регионального заочного конкурса методических... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Конспект методической разработки на районный конкурс методических разработок для педагогов дошкольных образовательных учреждений... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Подведены итоги городского конкурса мультимедийных компьютерных учебно-методических разработок среди педагогов и учащихся. На конкурс... | ||
Конкурс методических разработок педагогических работников образовательных учреждений Перевод величин из одних единиц измерения в другие | План-конспект урока литературы Провести в период с мая по сентябрь 2011 года среди учреждений дополнительного образования детей Курской области областной конкурс... | ||
Тактика и техника лыжного похода Провести в период с мая по сентябрь 2011 года среди учреждений дополнительного образования детей Курской области областной конкурс... | Конспект Учебно-тренировочного занятия Провести в период с мая по сентябрь 2011 года среди учреждений дополнительного образования детей Курской области областной конкурс... | ||
Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Безопасность» По итогам проведения областного конкурса методических разработок по организации работы с детьми по безопасности дорожного движения... | Двадцать лет, которые потрясли россию Провести в период с мая по сентябрь 2011 года среди учреждений дополнительного образования детей Курской области областной конкурс... | ||
Тема: «Древнегреческий праздник. Олимпийские игры в Древней Греции» Провести в период с мая по сентябрь 2011 года среди учреждений дополнительного образования детей Курской области областной конкурс... | I международный конкурс методических разработок учебного занятия Электронное образовательное сми «Школа-21-века» проводит I международный конкурс авторских методических разработок учебных занятий... | ||
I этап: Целенаправленный II этап: Актуализация знаний Провести в период с мая по сентябрь 2011 года среди учреждений дополнительного образования детей Курской области областной конкурс... | Тема: «Отечественная война 1812 года» Провести в период с мая по сентябрь 2011 года среди учреждений дополнительного образования детей Курской области областной конкурс... |