Скачать 1.01 Mb.
|
Министерство образования и науки РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (МГГУ) Учебно-методический комплекс по дисциплине ГСЭ.Р.1 ЭТНОЛОГИЯ 020401.65 География (страноведение и международный туризм) Очно-заочная форма Утверждено на заседании кафедры истории факультета истории и социальных наук Протокол № 1 от 07.09.2010 г. Зав. кафедрой истории ___________________ (В.В. Кузь) Автор: Гуляев Л.Л., старший преподаватель кафедры истории Рецензенты:
Пояснительная записка Курс Этнологии является одним из важнейших в рамках подготовки специалистов в области гуманитарных и социальных наук. Именно поэтому курс Этнологии является одним из важнейших предметов общегуманитарной подготовки. Изучение Этнологии выполняет не только собственно образовательные функции, но и фундаментальные воспитательные и мировоззренческие функции. Слово «этнология» (от греч. «этнос» – народ и «логос» – понятие, учение) употребляется в современной этнологической науке в нескольких значениях. Во-первых, этнология рассматривается как научная дисциплина, которая тесно переплетается с этнографией, во многом совпадая с ней. Однако между ними есть различия, прежде всего в целях и методах исследования. Этнография занимается непосредственным наблюдением, описанием и оценкой определенной деятельности членов какой-либо этнической группы. Целью этнологических исследований является обогащение знаний об этнонациональной сфере общества новыми теоретическими выводами, решение конкретных задач практического значения. В этой связи нередко различия между двумя близкими научными дисциплинами сводят к тому, что этнография – это чисто описательная дисциплина, а этнология - теоретическая дисциплина. В современном понимании этнология изучает не только происхождение этносов, их основные характеристики и свойства, отношения между этносами и их изменения, обусловленные этническими процессами, но также этносоциальные, этнополитические, этнопсихологические, этнолингвистические и другие процессы и отношения этнонациональной сферы общества. В отличие от других дисциплин этнология рассматривает проблематику национальных отношений через призму этнических процессов, т.е. анализирует их состояние и развитие с учетом этнических и межэтнических аспектов. В связи с этим этнология взаимодействует со многими общественными науками: историей, географией, социологией, политологией, культурологией, психологией, демографией, антропологией. Этнология изучает: возникновение этносов (этногенез); историческую эволюцию этносов (этническую историю); современную жизнь этносов и возможные пути их развития в ближайшем будущем – этническое прогнозирование. Термином «этнология» обозначается та область научного знания, объектом исследования которой является этнос, а предметом исследования являются основные свойства этноса. В последнем из указанных смыслов этот термин и применяется при изучении данной дисциплины. Итак, под этнологией в данном курсе понимается наука, изучающая закономерности возникновения, функционирования и взаимодействия этнических систем, их идентичность, формы их культурной самоорганизации, закономерности их коллективного поведения и взаимодействия, взаимосвязи личности и социальной среды. Общая актуальность изучения материала дисциплины может быть сведена к следующим позициям. 1. Для современного мира характерно возрастание роли этнических факторов в жизни многих стран мира, в том числе Российской Федерации. Этнология имеет познавательное, теоретическое и практическое значение для формирования у студентов этнической и конфессиональной толерантности. 2. В самой этнологической науке также наблюдаются весьма существенные изменения: формируется новые направления этнологических исследований, появляются новые методы этнологии. Все это также обусловливает актуальность изучения основ этнологии. 3. Этнология систематизирует знания об этносе и его свойствах, о методах его изучения различными школами и направлениями в этнологической науке Главной целью этнологии как учебной дисциплины является изучение основ этнологических знаний и этнологической науки, становления и эволюции направлений и школ в этнологии, их связи с современными этносоциальными процессами. В этой связи основными задачами курса являются следующие:
В результате изучения курса «этнологии» студент должен знать содержание основных положений науки этнологии, ее проблематику, взаимодействие с другими науками и учебными дисциплинами, основные принципы классификации этносов, типологию этнических общностей, проблему этногенеза и основные этапы этнической истории, выделять этнический фактор и характеризовать основные современные тенденции этносоциального развития, ознакомиться с содержанием исследований представителей основных школ и направлений в этнологии, уметь характеризовать и сравнивать содержание и направленность тех или иных этнологических концепций. Настоящая программа является учебно-методическим комплексом, который может организовать самостоятельную работу студента по изучению Этнологии. Учебная программа курса отражает основные дидактические единицы, включенные в Государственный стандарт ВПО. Также программа включает в себя, планы лекций и семинарских занятий, задания для самостоятельной работы студентов, вопросы к экзамену/зачету. Вместе с тем, в данное пособие включены основные разделы, обеспечивающие изучение Этнологии как учебного курса (источники и литература, вопросы к экзамену и т.д.); в разделе «Тесты» размещено несколько несложных вопросов для самоконтроля студентов. Пособие составлено в соответствии с достижениями отечественной этнологической науки, включая исследования периода существования «советской этнографической школы»: С.А. Токарев, Ю.В. Бромлей, Р.Ф. Итс. При создании учебно-методического комплекса была использована программа «Этнология: Основная образовательная программа подготовки специалиста» /Авт.-сост. Д.В.Рыбин. – Мурманск: МГПУ,2006. – 26 с. В пособие вошли наиболее важные вопросы по проблематике этнологической науки. Особое внимание уделяется изучению основных принципов классификации этносов, основных школ и направлений в этнологии, значению этнической культуры в существовании этноса, проблеме и специфике межэтнического конфликта. Данный учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения специальностей МГПУ. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования
Объем дисциплины и виды учебной работы по дисциплине
|
Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 03 «Страноведение... Романова Татьяна Анатольевна, ассистент кафедры «Социально-экономической географии» | Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. Ф. 4 Культурология (Основы... Второй этап изучения ориентирован на освоение истории культуры, структуры и типологии, понятийно-категориального аппарата | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины (модуля) гсэ. Ф. 11 Правоведение... ... | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Р. 2 Общее страноведение... Данный умк составлен в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов по специальности «учитель географии»... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине геоинформатика направление: 020400. 62 География Учебно-методический комплекс по дисциплине «Геоинформатика» составлен в соответствии с Основными образовательными программами по... | Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности... Данный умк составлен в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов по специальности «учитель географии»... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Физическая география России» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. В. 03 «География... Аспирант заочной формы обучения, ассистент кафедры социально-экономической географии | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины дс. 6 Общее страноведение... Данный умк составлен в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов по специальности «учитель географии»... | Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 2 Экологический туризм... Всемирная туристская организация признала экологический туризм наиболее динамично развивающимся и перспективным направлением туризма... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов 4-5 курсов очной формы... Муравьев И. Б., Симонов С. А. История мировых религий: Учебно-методический комплекс для студентов 4-5 курсов очной и заочной формы... | Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. Ф. 1 Иностранный язык... Автор программы: старший преподаватель кафедры иностранных языков и методики преподавания Квасюк Е. Н | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины дс. 5 Экологический туризм... «География» со специализацией «Социальная география Скандинавских стран и туризм» | Учебно-методический комплекс страноведение рабочая учебная программа... Е. Н. Киприна. Страноведение. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 100103. 65 «Социально-культурный... | ||
Учебно-методический комплекс страноведение рабочая учебная программа... Е. Н. Киприна. Страноведение. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 100103. 65 «Социально-культурный... | Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 13 «Экономическая... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования |