Скачать 240.74 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный педагогический университет» (МГПУ) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ДС.5 ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ 050103 «География» со специализацией «Социальная география Скандинавских стран и туризм» (код и наименование специальности/тей) Утверждено на заседании кафедры географии и экологии естественно-географического факультета (протокол № 8 от 18.03.2008 г.) Зав. кафедрой ______________ /А.В. Николаев/ РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.
- к.и.н., доцент, декан факультета социального управления МИЭ СПбАУи Э Фридкин В.Н.; - д.г.н., профессор кафедры географии и экологии МГПУ Денисов В.В.
Экологический туризм в современной туриндустрии играет важную роль, с каждым годом приобретая все большую популярность. Всемирная туристская организация признала экологический туризм наиболее динамично развивающимся и перспективным направлением туризма в мире. Федеральное Агентство по туризму РФ назвало этот вид туризма приоритетным по развитию на территории России на ближайшие десятилетия. 1.4 Извлечение из ГОС ВПО по специальности – нет. 1.5 Объём дисциплины и виды учебной работы.
1.6 Содержание дисциплины и виды учебной работы 1.6.1 Содержание дисциплины и виды занятий в часах 020801
1.6.2 Содержание разделов дисциплины:
1.6.3 Темы для самостоятельного изучения
1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.
1.7.1 Тематика практических занятийПрактическая работа №1 Учебные тропы природы Вопросы для коллективного обсуждения: 1. Цели и задачи создания учебных троп природы. 2. Классификация учебных троп по: протяженности, конфигурации, трудности тропы. 3. Особенности создания учебной экологической тропы (на примере). Задания для самостоятельной работы: Задание №1 Разработка схемы описания маршрута экологической торпы. Практическая работа №2 Менеджмент обслуживания экотуристов Вопросы для коллективного обсуждения:
Задания для самостоятельной работы. Практическая работа №3 Безопасность в экотуризме (на примере горных путешествий) Вопросы для коллективного обсуждения:
Задания для самостоятельной работы. Практическая работа №4 Развитие экотуризма в России Вопросы для коллективного обсуждения:
Задания для самостоятельной работы: Задание №1 Разработка природных тематических экскурсий 1.8 Учебно-методическое обеспечение дисциплиныОсновная
Рекомендуемая литература
1.9 Материально-техническое обеспечение дисциплины:
1.10 Примерные зачётные тестовые задания не предусмотрены. 1.11 Примерный перечень вопросов к зачету.
1.12 Комплект экзаменационных билетов – не предусмотрен. 1.13 Примерная тематика рефератов:
1.14 Примерная тематика курсовых работ.
1.15 Примерная тематика дипломных работ.
1.16 Методика исследования. Бально - рейтинговая система не используется. РАЗДЕЛ 2. Методические указания по изучению дисциплины и контрольные задания для студентов заочной формы обучения. Задание для зачетной работы. По дисциплине необходимо выполнить одну зачетную работу. В процессе ее выполнения студент должен научиться работать самостоятельно с необходимой литературой, анализировать содержание материала, делать соответствующие выводы из прочитанного. Выполнение зачетной работы дает студенту возможность приобретения опыта построения, изложения и структурирования картографических материалов, правил наглядного иллюстративного и библиографического оформления результатов научно-практических исследований. Зачетная работа должна представлять собой проект экологической тропы. Вместе с картами должны быть представлены легенды к ним и краткая информация по соответствующей теме. В структуру работы должны входить титульный лист, содержание, основная часть и список литературы. Если использовался материал из интернета, необходимо указать полный адрес сайта. Примерный план. Общие сведения:
Графические материалы:
РАЗДЕЛ 3. Содержательный компонент теоретического материала. Лекция № 1. Связь экологического туризма с системой знаний об окружающей среде. План. Понятие экологического туризма. Связь дисциплины с другими науками. Лекция № 2. История развития, принципы и формы экотуризма. План. Причины возникновения экотуризма. Формы экотуризма. Две модели экотуризма. Характерные черты жесткого и мягкого туризма. Принципы и признаки экотуризма. Классификация экотуров. Лекция № 3. Социальная и экономическая роль экотуризма. План. Функции экотуризма. Лекция № 4. Эколого-туристические технологии. План. Применение экологически ориентированных технологий в следующих сферах деятельности:
• питание;
Лекция № 5. Формирование эколого-туристического продукта. План. Закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Основные этапы формирования эколого-туристского продукта. Оценка эколого-туристского потенциала и доступных ресурсов. Эколого-социологический анализ и целевые группы . Объекты и темы маршрутов и экскурсий. Информационные материалы. Лекция № 6. Эколого-туристический менеджмент. План. Организация размещения экотуристов. Организация питания туристов в экологических и приключенческих турах. Выполнение программы обслуживания. Менеджмент человеческих ресурсов в экотуризме. Лекция № 7. География экотуризма. План. Туристский регион Америка. Туристский регион Африка. Туристские регионы: Ближний Восток и Южная Азия. Лекция № 8. Развитие экотуризма в России (на примере горного туризма). План. Выделение и классификация горных туристских районов Западного Кавказа. Ресурсы и условия развития экотуризма в горных туристских районах Краснодарского края. Ресурсы и условия развития экотуризма в Майкопском туристском мезорайоне Республики Адыгея. Ресурсы и условия развития приключенческого и экологического туризма в горных туристских районах Карачаево-Черкесской Республики. РАЗДЕЛ 4. Словарь терминов. Аттрактивность (от латинск. – «привлекать») – привлекательность, естественное состояние практически любого природного места поклонения. Живописное расположение орографических, гидрографических и ботанических объектов ландшафта образует особый эмоциональный настрой, порождающий эйфорические состояния, возникающие, как полагают верующие, под воздействием эманаций культового места. Аттрактивность нередко выступает (часто неосознаваемым) побудительным мотивом при охране природных культовых объектов. Индустрия туризма — многоотраслевой производственный комплекс, занимающийся воспроизводством условий для путешествий и отдыха, то есть производством туристского продукта. Туристский продукт — это комплекс ресурсов, услуг и товаров, право пользования которыми турист приобретает для организации своего путешествия. Тури́зм — временные выезды (путешествия) людей в другую страну или местность, отличную от места постоянного жительства на срок от 24 часов до 6 месяцев или с совершением не менее одной ночевки в развлекательных, оздоровительных, спортивных, гостевых, познавательных, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, оплачиваемой из местного источника. Экологический туризм или экотуризм - путешествие с ответственностью перед природой по отношению к ненарушенным природным территориям с целью изучения и наслаждения природой и культурными достопримечательностями, которое содействует охране природы, оказывает "мягкое" воздействие на окружающую среду, обеспечивает активное социально-экономическое участие местных жителей и получение ими преимуществ от этой деятельности. Международный Союз охраны природы. Экотуризм - это ответственное путешествие в природные территории, которое содействует охране природы и улучшает благосостояние местного населения. Общество экотуризма (The Ecotourism Society). Экологический туризм - это целенаправленные путешествия в природные территории с целью более глубокого понимания местной культуры и природной среды, которые не нарушают целостность экосистем, при этом делают охрану природных ресурсов выгодной для местных жителей. (Общество Экотуризма , Ecotourism Society, 1994). Экотуризм - это природо-ориентированный туризм, включающий программы экологического образования и просвещения и осуществляемый в соответствии с принципами экологической устойчивости". Национальная Стратегия экотуризма Австралии, Департамент туризма, Канберра, 1992. Экотуризм - туризм, включающий путешествия в места с относительно нетронутой природой, с целью получить представление о природных и культурно-этнографических особенностях данной местности, который не нарушает при этом целостности экосистем и создает такие экономические условия, при которых охрана природы и природных ресурсов становится выгодной для местного населения. Всемирный Фонд дикой природы. РАЗДЕЛ 5. Практикум по решению задач (практических ситуаций) по темам лекций (одна из составляющих частей итоговой государственной аттестации) Не предусмотрено. РАЗДЕЛ 6. Изменения в рабочей программе, которые произошли после утверждения программы.
РАЗДЕЛ 7. Учебные занятия по дисциплине ведут.
|
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 2 Экологический туризм... Всемирная туристская организация признала экологический туризм наиболее динамично развивающимся и перспективным направлением туризма... | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 1 Экологический туризм... Всемирная туристская организация признала экологический туризм наиболее динамично развивающимся и перспективным направлением туризма... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 1 Основы кинезиологии... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 7 Безопасный отдых... Цапенко А. В., зам начальника отдела Главного управления мчс россии по Мурманской области | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Экологический туризм: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100400. 62 «Туризм», профиль подготовки... | Учебно-методический комплекс дисциплины делопроизводство направление... Туризм, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 20. 01. 2006 г. №739гум/бак. Учебно-методический комплекс обсужден... | ||
Учебно-методический комплекс экологический туризм высшее профессиональное... Учебно-методический комплекс подготовлен Малиновским Л. Ф. кандидатом экономических наук, доцентом | Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. Ф. 4 Культурология (Основы... Второй этап изучения ориентирован на освоение истории культуры, структуры и типологии, понятийно-категориального аппарата | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины (модуля) гсэ. Ф. 11 Правоведение... ... | Учебно-методический комплекс дисциплины Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Мггу учебно-методический комплекс дисциплины Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) |