Скачать 208.12 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «УТВЕРЖДАЮ» Проректор по учебной работе ____________Л.М. Волосникова «___»________________2011 г. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100400.62 «Туризм» заочной формы обучения «ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ» Автор работы: _______ Л.Е. Куприна «___» ___________2011 г. Рассмотрено на заседании кафедры социально-культурного сервиса и туризма «___»__________2011 г. Протокол №___ Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению. «РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ» Объем 10 стр. Зав. кафедрой _________ Н.А. Балюк «___»__________2011 г. Рассмотрено на заседании УМК эколого-географического факультета «___»__________2011 г., протокол № ___ Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы «СОГЛАСОВАНО» Председатель УМК ___________ С.И. Ларин «___»_________2011 г. «СОГЛАСОВАНО» Зав. методическим отделом УМУ _________ С.А. Федорова «___»__________2011 г. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИТ КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО СЕРВИСА И ТУРИЗМА Л.Е. КУПРИНА ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов заочной формы обучения направления 100400.62 «Туризм» профиль подготовки "Технология и организация туроператорских и турагентских услуг" Тюменского государственного университета 2011 Л.Е. Куприна. Экологический туризм: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100400.62 «Туризм», профиль подготовки "Технология и организация туроператорских и турагентских услуг", заочной формы обучения. - Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2011. – 10с. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки. Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Учебно-методический комплекс «Экологический туризм» [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой социально-культурного сервиса и туризма. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. . ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Н.А. Балюк, д.и.н., профессор. © Тюменский государственный университет, 2011. © Л.Е. Куприна, 2011
Цель – показать место и роль экологического туризма в системе географических и смежных наук. Основными задачами курса является освоение студентами: - понятия «экологический туризм»; - понятия об особом месте туризма по отношению к природе, роли туристов в охране окружающей природной среды; - проблемы географии туристско-рекреационных ресурсов в России и Тюменской области, рационального туристского природопользования; - навыков работы с литературными и картографическими источниками по прогнозированию и планированию развития экологического туризма в регионах России и Тюменской области.
Цикл ЕН. Дисциплина «Экологический туризм» является дисциплиной профессионального цикла вариативной части и базируется на таких дисциплинах как «Введение в специальность», «Человек и его потребности», «Основы туризма», «Основы экологии».
В результате освоения ООП бакалавриата выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями: - способностью к интеллектуальному, культурному, нравственному, физическому и профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию (ОК-1); - способностью.- к достижению целей и критическому переосмыслению накопленного опыта (ОК-2); - способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности (ОК-3); - владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения, умеет логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4); - владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством обеспечения информацией в туристской деятельности, способностью работать в глобальных компьютерных сетях (ОК-12); - способностью организовывать работу исполнителей, принимать управленческие решения в организации туристской деятельности, в том числе с учетом социальной политики государства (ПК-8). В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: - географию экологического туризма, - разнообразие видов и форм экотуризма; - типы туристского природопользования, понятие «экологический туризм», Уметь: - выбирать оптимальные способы оптимизации взаимоотношений разных форм и видов туризма с окружающей природной средой - работать с тематическими картами. Владеть: - навыками по работе с литературными источниками; - навыками по визуальному определению степени рекреационной нагрузки на ландшафты. - современными компьютерными технологиями по составлению комплексных карт.
Семестр 4. Форма промежуточной аттестации зачет. Общая трудоёмкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.
Таблица 1
Таблица 2 Планирование самостоятельной работы студентов
Модуль 1. Введение в экологический туризм 1.1. Экология и туризм Особое место туризма по отношению к природе. Соподчинение понятий «экология» и «туризм». Экологичность туризма и экологический туризм. Определение экотуризма, виды экотуризма. История экотуризма. Концепция устойчивого развития современного туризма. Факторы и прогнозы развития экотуризма. 1.2. Типы туристского природопользования Понятие «туристское природопользование», функциональная модель туристского природопользования. Трудности в типизации туристского природопользования. Типы туристского природопользования по функциям. Типы туристского природопользования по критерию соотношения в природопользовании неизменной природы и урбанизированной среды. 1.3. Этика и безопасность экологического путешествия Безопасность отдельных видов экологического туризма. Экологическая этика путешественника. Модуль 2. Технологии организации экологического туризма 2.1. Охрана природы для туризма Направления взаимосвязи туризма и охраны природы. Объекты природного комплекса, удовлетворяющие эстетические потребности. Меры, обеспечивающие экологическую и медицинскую безопасность туристов. 2.2. Охрана природы с помощью туристов Типы природоохранных мероприятий по цели проведения. Основные формы природоохранной работы. Учебные тропы природы, типы: прогулочно-познавательные, познавательно-туристские и учебные экологические тропы. Организация работы по созданию троп природы, формы работы на тропе. Нормы и правила туристского природопользования (нормы и правила поведения туристов в природном окружении). 2.3. Охрана природы от туризма Национальный парк - наиболее распространенная форма организации охраняемых территорий. Другие виды охраняемых природных территорий и объектов. Экологическое право в туризме. Функции экологического менеджмента. Рекреационная нагрузка (нагрузка от туризма) на ландшафт. Модуль 3. География экотуризма 3.1. Мировые регионы и центры экологического туризма Экологический туризм в Европе, Северной, Центральной и Южной Америке. Ресурсы и условия развития экотуризма в Африке, Азии, Австралии и Океании. 3.2. Экологический туризм в России Экологическая доктрина Российской Федерации. Ресурсы экологического туризма в России и история его развития. Современное состояние эколого-туристской деятельности в России. 3.3. Перспективы развития экотуризма в регионе Особенности природно-климатических условий Севера, необходимость сохранения природы от воздействия туризма. Экотуризм ЯНАО, ХМАО-Югры и юга Тюменской области.
Модуль 1. Введение в экологический туризм Экология и туризм 1. Экологичность туризма: «экологически безопасное» туристское природопользование. 2. Конкретные меры по защите и восстановлению окружающей среды (на примере горного, пешеходного туризма). 3. Понятие «экологический туризм»: подходы и содержание. Типы туристского природопользования» 1. Типы туристского природопользования. Какой тип туристского природопользования сопровождается наиболее существенным влиянием на природные комплексы? Какой - наименьшим влиянием? 2. Типы туристского природопользования в Тюменской области (анализ карты). 3. В чем проявляется особое место туризма по отношению к природе? Этика и безопасность экологического путешествия 1. Безопасность отдельных видов экологического туризма. 2. Экологическая этика путешественника. 3. Роль туризма в экологическом образовании. Модуль 2. Технологии организации экологического туризма Охрана природы для туризма
Охрана природы с помощью туристов
Охрана природы от туризма
Модуль 3. География экотуризма Мировые регионы и центры экологического туризма 1. Экологический туризм в Европе, Северной, Центральной и Южной Америке. 2. Ресурсы и условия развития экотуризма в Африке, Азии, Австралии и Океании. Экологический туризм в России 1. Экологическая доктрина Российской Федерации. 2. Ресурсы экологического туризма в России и история его развития. 3. Современное состояние эколого-туристской деятельности в России. Перспективы развития экотуризма в регионе 1. Особенности природно-климатических условий Севера, необходимость сохранения природы от воздействия туризма. 2. Экотуризм ЯНАО, ХМАО-Югры и юга Тюменской области. 3. Охрана природы для туризма: Экскурсия-практикум по изучению воздействия туризма (рекреации) на природный комплекс, по прогнозированию последствий воздействия. 4. Охрана природы с помощью туристов: Создание проекта учебной экологической тропы в рекреационной зоне города. 9. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля) Темы рефератов
Контрольные вопросы к зачету 1. Почему туризм является самым действенным средством экологического образования?
8. Образовательные технологии В учебном процессе используются активные и интерактивные формы проведения занятий: доклады с презентацией, анализ презентации совместно со студентами, защита авторских проектов, встречи со специалистами в области туризма. и сервиса. 9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 9.1. Основная литература: 1. Дроздов А.В. Основы экологического туризма: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2005. – 271 с. 2. Колбовский Е.Ю. Экологический туризм и экология туризма.- М.: Academia, 2006. – 256 с. 3. Косолапов А.Б. Теория и практика экологического туризма : Учебное пособие / А.Б.Косолапов. – М.: КНОРУС, 2005. – 240 с. 4. Сергеева Т.К. Экологический туризм: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2004. – 360 с. 5. Храбовченко В.В. Экологический туризм: Учеб.-метод. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 20 с. 9.2. Дополнительная литература 1. Егоренко Л.И. Экология туризма и сервиса: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 208 с. 2. Индустрия туризма: Правовые акты. Экология, охота и рыболовство; Финансы и статистика; 2005 г.; 3000; 304 с. 3. Основы менеджмента экологического туризма: Учебное пособие; Кекушев В.П. и др.; МНЭПУ; 60 с. 10. Программное обеспечение и Интернет – ресурсы: сайты http://www.ecotyrizm.com/ http://www.rusadventures.ru/ http://www.ecologylife.ru/ http://www.ecoportal.ru/ - www.tourism.ru - www.tourism.at.ru - http://maps.poehali.org/ - большое собрание топографических и других карт - http://earthtrends.wri.org/index.php - мелкомасштабные тематические карты мира -– http: // tko-tumenx. ru - сайты департамента стратегического развития Тюменской области: - www Siberia. Ru- сайт комитета по туризму г. Тобольск – http tko-tobolsk info.ru - сайт информационного цента Тюменской области по туризму. - http://yamaltour.ru - Агентство по туризму ЯНАО - http://www.anoup.ru – официальный сайт АНО Урал Приполярный - www.admhmao.ru/tourism- Комитет по туризму в ХМАО 11.Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля) Для поведения лекционных занятий необходима аудитория, оборудованная мультимедийными средствами для работы в программе PowerPoint. Для выполнения практических занятий второго и третьего модулей необходим компьютерный класс. Для проведения практических, лекционных и семинарских занятий необходимы: - карты: физические и тематические России и Тюменской области; - географические атласы; туристские атласы городов;- комплект туристских карт. |
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Активный туризм: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100400. 62 «Туризм», профиль подготовки... | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100400. 62 «Туризм», профиль подготовки "Технология и организация... | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Д. В. Вакорин. Основы предпринимательской деятельности в туризме: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления... | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Е. Е. Ермакова. Коммуникативные технологии в туризме: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100400.... | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Л. Е. Куприна. Активный туризм: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100400. 62 «Туризм» очной... | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Л. Е. Куприна. Технология разработки туристских маршрутов: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления... | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Л. Е. Куприна. Туристское ресурсоведение: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100400. 62 «Туризм»... | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Л. В. Иванова. Основы искусствоведения в экскурсионном деле: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления... | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Л. В. Иванова. Технология въездного туризма: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100400. 62... | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... О. Р. Чомоян. Коммуникативные технологии в туризме: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100400.... | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Л. В. Иванова. История архитектуры: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100400. 62 «Туризм»... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100400. 62 «Туризм» профиль подготовки «Технология и организация... | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Н. А. Балюк. Транспортное обеспечение в туризме: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100400.... | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Т. В. Рыбалова. География мировых цивилизаций: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100200 «Туризм»... | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Т. В. Рыбалова. География мировых цивилизаций: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100200 «Туризм»... | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Н. А. Балюк. Индустриальная база гостиничных предприятий: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления... |