Скачать 250.38 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНСТИТУТ МАТЕМАТИКИ, ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ «УТВЕРЖДАЮ» Проректор по учебной работе ____________Л.М. Волосникова «___»________________2011 г. КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ТУРИЗМЕ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100400. 62 «Туризм» очной формы обучения «ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ» Автор работы: _______О.Р.Чомоян «___» ___________2011 г. Рассмотрено на заседании кафедры социально-культурного сервиса и туризма «___»__________2011 г. Протокол №___ Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению. «РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ» Объем ____ стр. Зав. кафедрой _________ Н.А. Балюк «___»__________2011 г. Рассмотрено на заседании УМК ИМЕНИТ «___»__________2011 г., протокол № ___ Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы «СОГЛАСОВАНО» Председатель УМК ___________ О.А.Столярова «___»_________2011 г. «СОГЛАСОВАНО» Зав. методическим отделом УМУ _________ С.А. Федорова «___»__________2011 г. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт математики, естественных наук и информационных технологий КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО СЕРВИСА И ТУРИЗМА О.Р.ЧОМОЯН КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ТУРИЗМЕ Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов очной формы обучения направления 100400.62 «Туризм» Тюменский государственный университет 2011 О.Р.Чомоян. Коммуникативные технологии в туризме: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100400.62 «Туризм» очной формы обучения. - Тюмень: 2011. - 11 с. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки. Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Коммуникативные технологии в туризме [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой социально-культурного сервиса и туризма. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Н.А. Балюк, д.и.н., профессор. © Тюменский государственный университет, 2011. © Н.А. Балюк, 2011 Пояснительная записка
Цель – представить проблемы коммуникации, показать коммуникативные потребности в индустрии туризма. Задачи курса: - сформировать у студентов системные знания в сфере туризма; - дать представление студентам об основных принципах коммуникации в области организации и управления туристской индустрией и туристским сервисом; - раскрыть особенности и проблемы коммуникативных технологий; - показать место и роль коммуникативных технологий в туристской индустрии; - сформировать навыки работы с литературными источниками и нормативно-правовыми материалами по государственному регулированию туризма; - изучить понятийно-категориальный аппарат в области туризма; - определить функциональную структуру коммуникаций в сфере туризма; - изучить виды коммуникативных технологий; 1.2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Цикл общепрофессиональный Дисциплина «Коммуникативные технологии в туризме» является вариативной частью профессиональной компетенции и базируется на таких дисциплинах как «Основы туризма», «Человек и его потребности».
В результате освоения ООП бакалавриата выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями: - способностью к эффективному общению с потребителями туристского продукта (ПК-11); - умением организовать процесс обслуживания потребителя (ПК-12); -способностью находить, анализировать и обрабатывать научно-техническую информацию в области туристкой деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий (ПК-13) В результате изучения курса студенты должны Знать: - теоретические основы психологии делового общения, коммуникативные техники и технологии делового общения в туризме; Уметь: - организовывать взаимодействие в группе, обеспечивать межличностные взаимоотношения с учетом социально-культурных особенностей общения, применять коммуникативные техники и технологии делового общения; Владеть: - основными коммуникативными методами и приемами делового общения в профессиональной сфере;
Семестр 4. Форма промежуточной аттестации зачет. Общая трудоёмкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы 108 часов.
Таблица 1
Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля Таблица 2.
Планирование самостоятельной работы студентов Таблица 3.
4. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
5.Содержание дисциплины Модуль 1 Сущность и основные понятия коммуникативных технологий 1.1.Феномен коммуникативных технологий. Предмет теории коммуникации Сущность и ключевые понятия. Исторические вехи становления теории коммуникации. Теоретические модели коммуникации. Цели и функции коммуникации. Формы коммуникационной деятельности. Связь коммуникации с информацией. 1.2. Представление коммуникации как о процессе и структуре. Коммуникативный процесс и его составляющие. Стандартная модель коммуникативного процесса: коммуникатор – сообщение – канал передачи – коммуникант. 1.3. Технологии речевых коммуникаций Использование основ деловых коммуникаций. Коммуникации в профессиональной деятельности. Коммуникативные техники и технологии. Слушание в деловой коммуникации. Модуль 2. Риторика как компонент коммуникативных технологий 2.1. Определение современной риторики. Предмет риторики. Виды ораторских речей. Понятие риторики. Общая и частная риторика. Законы современной риторики. Свойства ораторской речи. 2.2. История возникновения риторики. Античная риторика. Риторика в России. Риторические традиции. Основоположники риторики. Софисты. 2.3. Секреты успешного выступления Изобразительно-выразительные средства. Риторические позиции. Рекомендации для успешного выступления перед аудиторией. Способы удержания внимания аудитории. Основные способы и приемы ведения полемики. Модуль 3. Общение и коммуникация. Коммуникация и ее разновидности. 3.1. Вербальные средства коммуникации Виды вербальной коммуникации: устная, письменная речь, слушание. Виды диалога. Коммуникативные барьеры непонимания и способы их преодоления. 3.2. Невербальные средства коммуникации, использование жестов, мимики Язык мимики и жестов. Понятие жестов и их классификация. Факторы, влияющие на интерпретацию невербальных сигналов в процессе общения. Зоны и дистанции в деловой коммуникации. 3.3. Типы коммуникации. Особенности личностной, межличностной, массовой, специализированной коммуникаций. Классификации видов коммуникаций. Планы семинарских занятий Модуль 1 Сущность и основные понятия коммуникативных технологий Феномен коммуникативных технологий. Предмет теории коммуникации 1.Ключевые понятия. 2.Цели и задачи. 3.Становление коммуникации. Представление коммуникации как о процессе и структуре. 1.Производство информации. 2.Прием и использование. 3.Модель коммуникативного процесса. Технологии речевых коммуникаций 1.Техники и технологии коммуникаций. 2.Слушание. 3.Речевые тактики. Модуль 2. Риторика как компонент коммуникативных технологий Определение современной риторики. Предмет риторики. 1.Понятие риторики. 2.Виды риторики. 3.Общая риторика. История возникновения риторики. 1.Возникновение риторики. 2.Античная риторика. 3.Основоположники риторики. Секреты успешного выступления 1.Построение выразительной и эмоциональной речи. 2.Убеждения. 3.Выразительность устной речи. Модуль 3. Общение и коммуникация. Коммуникация и ее разновидности. Вербальные средства коммуникации 1.Устная, письменная речь. 2.Виды диалога. 3.Коммуникативные барьеры. Невербальные средства коммуникации, использование жестов, мимики 1.Жесты, мимика. 2.Зоны и дистанции. 3.Положительные и отри3цательные сигналы. Типы коммуникации. 1.Организация коммуникации. 2.Коммуникативные формы. 3.Коммуникативные средства и технологии. 7.Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля) Контрольная работа Контрольная работа предназначена для углубления и расширения знаний по изучаемой дисциплине. Выполненная работа должна быть защищена студентом. Студенты, не выполнившие контрольную работу, к сдаче экзамена не допускаются. Работа должна быть аккуратно оформлена в рукописном или печатном виде, удобна для проверки и хранения. Темы контрольных работ
Вопросы для подготовки к зачету
Темы рефератов
8.Образовательные технологии В учебном процессе используются активные и интерактивные формы проведения занятий: доклады с презентацией, анализ презентации совместно со студентами, защита авторских проектов, тренинги, решение ситуационных задач, разбор конкретных ситуаций по темам, встречи со специалистами в области туризма и сервиса. 9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 9.1. Основная литература: 1. Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии XX века. М., 1999. 2. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. – М., 1990 3. Кузин Ф.А. Культура делового общения. Практическое пособие. М., 1996. 4. поцепцов Г.Г. Теория и практика коммуникации. М., 1998. 9.2.Дополнительная литература 1. Соколов А.В. теория социальной коммуникации. СПб, 2001. 2. Айслер – Мертц К. Язык жестов. М., 2001. 10. Программное обеспечение и Интернет – ресурсы: http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki - сайт энциклопедии «Кругосвет» (Межкультурная комуникация), http://www.polylog.ru/ru/marketing-communications-community -энциклопедия маркетинговых коммуникаций. 11.Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля) Для поведения лекционных занятий необходима аудитория, оборудованная мультимедийными средствами для работы в программе PowerPoint. Для выполнения практических занятий третьего модуля необходим компьютерный класс. |
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Л. Е. Куприна. Активный туризм: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100400. 62 «Туризм» очной... | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Л. Е. Куприна. Технология разработки туристских маршрутов: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления... | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Л. Е. Куприна. Туристское ресурсоведение: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100400. 62 «Туризм»... | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Л. В. Иванова. Основы искусствоведения в экскурсионном деле: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления... | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Л. В. Иванова. Технология въездного туризма: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100400. 62... | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Л. В. Иванова. История архитектуры: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100400. 62 «Туризм»... | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Д. В. Вакорин. Основы предпринимательской деятельности в туризме: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления... | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Е. Е. Ермакова. Коммуникативные технологии в туризме: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100400.... | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Экологический туризм: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100400. 62 «Туризм», профиль подготовки... | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Активный туризм: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100400. 62 «Туризм», профиль подготовки... | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Н. А. Балюк. Транспортное обеспечение в туризме: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100400.... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100400. 62 «Туризм» профиль подготовки «Технология и организация... | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100400. 62 «Туризм», профиль подготовки "Технология и организация... | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Т. В. Рыбалова. География мировых цивилизаций: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100200 «Туризм»... | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Т. В. Рыбалова. География мировых цивилизаций: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100200 «Туризм»... | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Н. А. Балюк. Индустриальная база гостиничных предприятий: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления... |