Мггу учебно-методический комплекс дисциплины





Скачать 341.82 Kb.
НазваниеМггу учебно-методический комплекс дисциплины
страница1/3
Дата публикации10.12.2014
Размер341.82 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Философия > Учебно-методический комплекс
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(МГГУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ


ДС.3, СД.Ф.5 Криминальные опасности и защита от них

Очная / Заочная форма обучения

Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
050104.65 Безопасность жизнедеятельности

(код и наименование специальности/тей)

Утверждено на заседании кафедры

философии и социологии

факультета истории и социальных наук

(протокол №_1__от_31 августа_2011__ г.)
Зав.кафедрой

___________________ /Штец Т.П./
Раздел 1. Программа учебной дисциплины.
1.1. АВТОР ПРОГРАММЫ:

Громов Владислав Вячеславович, доцент кафедры философии и социологии
1.2. РЕЦЕНЗЕНТЫ:

Лебедева Н.А., к.филос.н., доцент, зав.кафедрой общегуманитарных дисциплин Мурманского филиала РГСУ

Штец Т.П., к.филос.н., доцент, зав.кафедрой философии и социологии МГГУ

1.3. Пояснительная записка:

Криминальные опасности и факторы риска, которые подстерегают человека в городе, угрожают не только его собственности, провоцируя психологический надлом личности, но и могут нанести вред здоровью, лишить жизни. Настоящая действительность характеризуется ежедневными убийствами, квартирными кражами, изнасилованиями. Все большую актуальность приобретает угроза мошенничества. На первый план выходит проблема обеспечения безопасности личности, общества, государства от криминальных посягательств.

В связи с этим, каждый человек должен быть подготовлен к безопасному существованию в современном социуме, уметь защитить себя и своих близких в случае возникновения опасной ситуации криминогенного характера. Особенно это касается будущих учителей, прежде всего – учителей основ безопасности жизнедеятельности. От того, насколько у студентов, будущих педагогов, будет сформированы знания и умения безопасного поведения личности в социуме, настолько школьники будут подготовлены к безопасной жизни в современном, полном криминальных опасностей, социуме.

Курс «Криминальные опасности и защита от них» ставит своей целью ознакомить студентов с правилами безопасного поведения в различных опасных ситуациях криминогенного характера, сформировать представление о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности с требованиями безопасности и защищенности человека. Реализация этих требований гарантирует сохранение психического и физического здоровья человека, готовит его к действиям в опасных ситуациях криминогенного характера.

По окончании изучения курса «Криминальные опасности и защита от них» студенты должны знать:

    • сущность понятий «преступность» и «преступление»;

    • условия, причины и факторы преступности;

    • виды преступлений;

    • способы защиты от посягательств на собственность;

    • способы защиты от посягательств на личность.

Кроме того, студенты должны знать федеральные и региональные программы обеспечения безопасности жизнедеятельности в области противостояния криминальным опасностям.

По окончании изучения курса студенты должны уметь:

    • характеризовать и предупреждать криминальные опасности;

    • уметь действовать в случае опасной ситуации криминального характера;

    • применять средства самозащиты.

По окончании изучения курса студенты должны владеть:

      • приемами самообороны;

      • методикой профилактики криминальных опасностей в жилище и в образовательном учреждении;

      • методикой формирования у учащихся психологической устойчивости поведения в условиях опасностей криминогенного характера

Тематический план курса составлен из расчета 72 часа общей трудоемкости, в том числе 36 часов аудиторных занятий (лекции и практические занятия).

Содержательно программа курса «Криминальные опасности и защита от них» состоит из двенадцати тем, все темы логически взаимосвязаны между собой.

В ходе изучения первой темы «Преступность как социально-правовое явление и ее основные характеристики» студенты знакомятся с понятиями преступность и преступление, а также с причинами, условиями и факторами, способствующими росту преступности.

Изучая вторую тему «Общая характеристика преступности в стране, регионе», слушатели знакомятся с особенностями криминогенной обстановки в России в целом, и в Ивановской области в частности.

При изучении третьей темы «Уголовные элементы, их психология и субкультура», студенты рассматривают особенности личности преступника, изучают факторы, способствующие формированию личности преступника.

Четвертая и пятая темы знакомят студентов с видами преступлений против личности и собственности. Студенты изучают методы предупреждения криминогенных опасностей, а также правила безопасного поведения в условиях криминогенной опасности.

Изучая шестую тему курса «Криминогенные ситуации в местах проживания и на улице», студенты знакомятся с правилами безопасности дома, в подъезде, на улице, в общественном транспорте, а также основами защиты жилища от проникновения.

В ходе изучения седьмой темы «Экономическая преступность» у студентов формируются знания об опасностях в сфере потребительского рынка, кроме того, студенты изучают права потребителей.

Об особенностях уголовной ответственности несовершеннолетних, видах наказаний, назначаемых за совершение различных преступлений студенты узнают при изучении восьмой темы курса «Уголовная ответственность взрослых и несовершеннолетних». Также студенты знакомятся с методами профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.

Девятая «Правоохранительные органы как субъект предупреждения преступности» знакомит студентов с функциями милиции, а также с правилами поведения при задержании и обыске.

Изучая десятую тему «Профилактические меры по предупреждению криминальных опасностей» студенты знакомятся с формами коллективной безопасности на улице, в доме, в образовательном учреждении.

В ходе изучении одиннадцатой темы «Самооборона и ее правовые основы» у студентов формируются знания о способах самообороны и ее пределах. Студенты знакомятся с подручными и техническими средствами самозащиты, а также приемами и тактиками различных единоборств.

При изучении двенадцатой темы «Государственная политика в области противостояния криминальным опасностям» студенты знакомятся с федеральными и региональными программами обеспечения безопасности жизнедеятельности в области противостояния криминогенным опасностям.

Большое значение в освоении данного курса придается самостоятельной работе студентов, которая состоит в анализировании ими основной и дополнительной литературы, законов и кодексов РФ, гарантирующих защиту от опасностей криминогенного характера, а также выполнении контрольных работ (написание рефератов), разработке проектов поведенческих действий в опасных ситуациях криминогенного характера, работа со СМИ, экскурсии в подразделение МВД России.

По окончании изучения курса студенты сдают экзамен.

Программой предусмотрены лекции, практические занятия и самостоятельная работа студентов. На лекциях студенты знакомятся с основными положениями теории. На практических занятиях отрабатываются знания теоретических вопросов. Отдельные вопросы выносятся на самостоятельную работу. Изучение курса завершается зачетом.
1.4. Извлечение из ГОС ВПО

ДПП.Ф.02


Криминальные опасности и защита от них

Виды и категории преступлений. Динамика и статистика преступности в стране, в регионе. Причины преступности в России. Криминогенная ситуация в городе, районе, микрорайоне, выявление зоны повышенной криминогенной опасности. Уголовные элементы, их психология и субкультура.

Криминогенные ситуации в местах проживания, причины их возникновения, правила безопасного поведения и обеспечения личной безопасности. Поведение при попытке изнасилования и иных насильственных действий сексуального характера. Безопасность на улицах и в общественных местах. Правила безопасного поведения. Экономическая преступность. Опасности в сфере потребительского рынка. Права потребителей. Право на безопасность товара. Мошенничество, способы и меры защиты от него.

Федеральные и региональные программы борьбы с преступностью. Формы коллективной безопасности на улице, в доме, подъезде. Системы обеспечения безопасности  населенного пункта. Планирование и проведение профилактических мероприятий в образовательном учреждении. Уголовная ответственность взрослых и несовершеннолетних. Правовые основы самозащиты и необходимой обороны в криминогенных ситуациях.

Самооборона: понятие, виды, способы, классификация. Морально-психологические и правовые основы самообороны и применения оружия. Использование приемов и тактика различных единоборств. Подручные средства самозащиты. Комплексы упражнений для отработки навыков самозащиты. Технические средства самозащиты и обеспечения безопасности жилища и образовательных учреждений.


220


1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы.

Шифр и наименование

Специальности

Курс

Семес.

Виды учебной работы в часах

Вид

итогового

контроля

Трудо-емк.

Всег.

Ауд.

ЛК

ПР

ЛД

Сам.

Раб.

Безопасность жизнедеятельности


4,5


8,9


220


110


60


50


-


110


экзамен




050104 «Безопасность жизнедеятельности» (ЗФО)

4,5

8,9

220

28

16

12

-

192

экзамен


1.6. Содержание дисциплины.

1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий Примерное распределение учебного времени.

№ темы


Тема




всего

Кол-во часов

сам. раб.

аудиторные

лекц.

практ. занят.

1.

Преступность как социально-правовое явление и ее основные характеристики.

18

8

6

4

2.

Общая характеристика преступности в стране, регионе.

18

10

4

4

3.

Уголовные элементы, их психология и субкультура.

18

10

4

4

4.

Преступления против личности

18

8

6

4

5.

Преступления против собственности.

18

8

6

4

6.

Криминогенные ситуации в местах проживания и на улице.

20

10

4

6

7.

Экономическая преступность.

18

8

5

2

8.

Уголовная ответственность взрослых и несовершеннолетних.

18

10

5

4

9.

Правоохранительные органы как субъект предупреждения преступности.

18

10

5

4

10

Профилактические меры по предупреждению криминальных опасностей.

18

10

5

4

11.

Самооборона и ее правовые основы.

20

8

5

6

12.

Государственная политика в области противостояния криминальным опасностям.

18

10

5

4

Итого:

220

110

60

50




ЗФО Итого:

28

16

12

192


1.6.2. Содержание разделов дисциплины.


  1. Преступность как социально-правовое явление и ее основные характеристики. Понятие преступления и преступности. Причины, условия и факторы преступности. Виды и категории преступлений. Классификация и характеристика опасных ситуаций криминального характера.

  2. Общая характеристика преступности в стране, регионе. Динамика и статистка преступности в России. Причины преступности в России. Криминогенная ситуация в Ивановской области и в городе Шуя. Зоны повышенной криминогенной опасности.

  3. Уголовные элементы, их психология и субкультура. Понятие личности преступника. Структура личности преступника. Типология личности преступника. Основные факторы, способствующие формированию личности преступника.

  4. Преступления против личности. Побои. Изнасилование. Поведение при попытке изнасилования и иных насильственных действий сексуального характера. Виктимное поведение. Похищение. Правила безопасного поведения при похищении. Клевета.

  5. Преступления против собственности. Кража. Разбой. Грабеж. Угрозы, вымогательства, шантаж по телефону. Мошенничество, способы и меры защиты от него. Виды мошенничества. Как не стать жертвой мошенников.

  6. Криминогенные ситуации в местах проживания и на улице. Кража и ограбление. Защита жилища от проникновения. Правила безопасного поведения ребенка дома. Безопасность в подъезде дома. Безопасность в лифте. Предупреждение криминальных опасностей на улице. Уличная драка. Хулиганство на дороге. Безопасность в общественном транспорте.

  7. Экономическая преступность. Понятие экономической преступности. Опасности в сфере потребительского рынка. Права потребителей. Право на безопасность товара.

  8. Уголовная ответственность взрослых и несовершеннолетних. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Виды наказаний, назначаемых взрослым и несовершеннолетним. Уголовная ответственность за хулиганские действия и вандализм. Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних.

  9. Правоохранительные органы как субъект предупреждения преступности. Общественная безопасность. Функции милиции. Задержание правоохранительными органами.

  10. Профилактические меры по предупреждению криминальных опасностей. Формы коллективной безопасности на улице, в доме, подъезде. Уличное освещение. Домофоны. Системы сигнализации. Системы видеонаблюдения. Системы обеспечения безопасности населенного пункта. Планирование и проведение профилактических мероприятий в образовательном учреждении.

  11. Самооборона и ее правовые основы. Самооборона: понятие, виды, способы, классификация. Правовые основы самозащиты и необходимой обороны в криминогенных ситуациях. Оружие самообороны и порядок его применения. Хранение оружия. Морально-психологические и правовые основы самообороны и применения оружия. Подручные средства самозащиты Технические средства самозащиты и обеспечения безопасности жилища и образовательных учреждений. Комплексы упражнений для отработки навыков самозащиты. Использование приемов и тактика различных единоборств. Уязвимые места. Оказание первой медицинской помощи пострадавшим от нападения.

  12. Государственная политика в области противостояния криминальным опасностям. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью. Законодательная база борьбы с преступностью. Федеральные и региональные программы борьбы с преступностью.


1.6.3. Темы для самостоятельного изучения



п\п

Наименование

раздела

Кол-во

часов

Форма

самост.раб.

Форма контроля

1

Преступность как социально-правовое явление и ее основные характеристики.

9

Изучение литературы, написание

конспектов,

рефератов.

Подготовка докладов.

Коллективное обсуждение на практическом занятии, защита рефератов

2

Общая характеристика преступности в стране, регионе.

9

Изучение литературы, написание

конспектов,

рефератов.

Подготовка докладов.

Коллективное обсуждение на практическом занятии, защита

рефератов

3

Уголовные элементы, их психология и субкультура.

8

Изучение литературы, написание

конспектов,

рефератов.

Подготовка докладов.

Коллективное обсуждение на практическом занятии, защита

рефератов

4

Преступления против личности

9

Изучение литературы, написание

конспектов,

рефератов.

Подготовка докладов.

Коллективное обсуждение на практическом занятии, защита

рефератов

5

Преступления против собственности.

10

Изучение литературы, написание

конспектов,

рефератов.

Подготовка докладов.

Коллективное обсуждение на практическом занятии, защита

Рефератов


6

Криминогенные ситуации в местах проживания и на улице.

10

Изучение литературы, написание

конспектов,

рефератов.

Подготовка докладов.

Коллективное обсуждение на практическом занятии, защита

Рефератов


7

Экономическая преступность.

8

Изучение литературы, написание

конспектов,

рефератов.

Подготовка докладов.

Коллективное обсуждение на практическом занятии, защита

Рефератов


8

Уголовная ответственность взрослых и несовершеннолетних.

10

Изучение литературы, написание

конспектов,

рефератов.

Подготовка докладов.

Коллективное обсуждение на практическом занятии, защита

Рефератов


9

Правоохранительные органы как субъект предупреждения преступности.

9

Изучение литературы, написание

конспектов,

рефератов.

Подготовка докладов.

Коллективное обсуждение на практическом занятии, защита

Рефератов


10

Профилактические меры по предупреждению криминальных опасностей.

8

Изучение литературы, написание

конспектов,

рефератов.

Подготовка докладов.

Коллективное обсуждение на практическом занятии, защита

Рефератов


11

Самооборона и ее правовые основы.

10

Изучение литературы, написание

конспектов,

рефератов.

Подготовка докладов.

Коллективное обсуждение на практическом занятии, защита

Рефератов


12

Государственная политика в области противостояния криминальным опасностям.

10

Изучение литературы, написание

конспектов,

рефератов.

Подготовка докладов.

Коллективное обсуждение на практическом занятии, защита

Рефератов





Всего

110








1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Мггу учебно-методический комплекс дисциплины iconГоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины
Лисицына Т. Н., к п н., доцент кафедры английского языка и английской филологии (мггу)
Мггу учебно-методический комплекс дисциплины iconГоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины
Автор программы: Наумлюк М. В., кандидат филологических наук, доцент кафедры рялимп мггу
Мггу учебно-методический комплекс дисциплины iconГоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины
Автор программы: кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, литературы и методики их преподавания гоувпо мггу наумлюк...
Мггу учебно-методический комплекс дисциплины iconМггу учебно-методический комплекс дисциплины
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Мггу учебно-методический комплекс дисциплины iconМггу учебно-методический комплекс дисциплины
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Мггу учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Антошина С. А., кандидат филологических наук, доцент кафедры русской филологии мггу
Мггу учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Рецензенты: Антошина С. А., кандидат филологических наук, доцент кафедры русской филологии мггу
Мггу учебно-методический комплекс дисциплины iconГоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины
Иностранный язык (английский) с дополнительной специальностью Французский, немецкий языки
Мггу учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Авторы программы: Наумлюк М. В., кандидат филологических наук, доцент кафедры рялимп мггу
Мггу учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины основы педагогической диагностики дн(М). В. 1
Рецензент: к п н., доц. Авдеева Н. А. (Сзф мгэи), к п н., проф. Манухин В. П.(Мггу)
Мггу учебно-методический комплекс дисциплины iconГоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины
Программа предназначена для выполнения учебного плана бакалавров филологического образования
Мггу учебно-методический комплекс дисциплины iconГоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины
Программа предназначена для выполнения учебного плана бакалавров филологического образования
Мггу учебно-методический комплекс дисциплины iconГоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины
Дисциплина «Современный русский язык: фонетика» тесно связана с другими филологическими
Мггу учебно-методический комплекс дисциплины iconМггу учебно-методический комплекс дисциплины
Автор: Выдрин В. Б., доцент кафедры социально-культурной деятельности и народного художественного творчества
Мггу учебно-методический комплекс дисциплины iconГоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины
Автор программы: Наумлюк М. В., кандидат филологических наук, доцент кафедры рялиМП
Мггу учебно-методический комплекс дисциплины iconМггу учебно-методический комплекс дисциплины
Автор программы: Н. В. Василевская – доктор биологических наук, профессор кафедры биологии и химии мгпу


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск