Учебно-методический комплекс дисциплины





Скачать 421.21 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины
страница1/4
Дата публикации18.12.2014
Размер421.21 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Литература > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

ДН(М).В.1.1 ОНОМАСТИКА МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Основная образовательная программа подготовки бакалавра
по направлению подготовки


050300.62 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература

(код и наименование направления)

Утверждено на заседании кафедры

русской филологии

факультета филологии, журналистики и

межкультурных коммуникаций

(протокол № 6 от 30.01.2013 г.)
Зав. кафедрой

_____________________________ Л.В. Горбань

Структура учебно-методического комплекса дисциплины
РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.
Структура программы учебной дисциплины
1.1 Автор программы:

Антошина С.А., кандидат филологических наук, доцент кафедры русской филологии МГГУ.

1.2 Рецензенты:

Шевченко Н.А., кандидат филологических наук, доцент кафедры русской филологии МГГУ;

Коренева А.В., д.п.н., профессор кафедры рекламы, связей с общественностью и лингвистики МГТУ.
1.3 Пояснительная записка:

Цель курса – познакомить студентов с тем, как история родного края, своеобразие его климата, ландшафта, культурного и социального развития отражается в языковых феноменах, как использование этих фактов в обучении и воспитании школьников развивает их кругозор и повышает культурный и лингвистический уровень, воспитывает любовь к своему языку, культуре и истории и чувство уважения к истории, культуре и языку других народов.

Задачи курса:

1) рассмотреть категориально-понятийный аппарат дисциплины и основные ономастические концепции,

2) познакомить студентов с современной научной и художественной региональной литературой, связанной с проблемами ономастики;

3) способствовать совершенствованию умения студентов собирать местный языковой материал и обрабатывать его;

4) учить анализировать специальную литературу с целью извлечения из нее необходимой информации;

5) дать конкретные методические рекомендации по проведению ономастической работы в школе;

6) воспитывать уважение и любовь к родному языку во всех формах его существования, к его истории и народу – его носителю;

7) развивать творческие способности студентов.
Место курса в общей системе подготовки специалиста

Ономастика как отрасль языкознания и учебная дисциплина рассматривает разнообразные и сложные лингвистические факты в связи с историей и культурой того локального социума, к которому человек (учащийся) принадлежит по рождению, воспитанию и родному языку. История социума тесно связана с историей носителей языка, их культурой, литературой, искусством, поэтому данный учебный предмет имеет важное значение в профессиональной подготовке будущих учителей русского языка и литературы, повышает их общекультурный уровень, расширяет лингвистический кругозор.

Особенностью курса является синтез информационной составляющей с изложением основных методических приемов изучения ономастики на уроках и внеклассных занятиях в школе.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения курса студенты должны знать:

1) своеобразие языковой ситуации на Кольском полуострове в настоящем и прошлом; особенности местной речевой культуры:

2) значение лингвистических факторов для изучения история заселения Кольского полуострова; как и какие лингвистические факты (прежде всего топонимы) позволяют это узнать;

3) современную региональную научную и художественную литературу в аспекте региональной ономастики;

4) особенности организации и проведения ономастической работы в школе.
В результате изучения курса студенты должны уметь:

  1. анализировать факты местной топонимики, антропонимики с точки зрения языковой и культурной истории Кольского полуострова;

  2. применять полученные знания в профессиональной работе для расширения лингвистического кругозора школьников, воспитания у них любви и интереса к родному языку и родному краю;

  3. использовать полученные знания для подготовки школьных факультативных занятий и внеклассных мероприятий.


При подготовке программы использовались программы, учебно-методические пособия и научные статьи Благовой Н.Г., Кореневой Л.А., Родченко О.Д., Демидовой Е.В., Лыжовой Л.К., Майоровой Т.М., Ященко А.И. и др.
1.4 Извлечение из ГОС ВПО специальности. Дисциплина в ГОС ВПО не представлена.
1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы:


№ п/п

Шифр и наименование направления, профиля

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудо-емкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Сам.

работа

1.

050300.62 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература

3

5

76

36

20

16

-

40

зачет


1.6 Содержание дисциплины.

1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего аудит.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам. раб.

1.

Ономастика как наука и учебная дисциплина

4

4

-




4

2.


Язык города Мурманска и Мурманской области в настоящем и прошлом и его отражение в региональной ономастике

14

6

8




18

3.

Ономастика Мурманской области

14

6

8




12

4.

Организация ономастической работы в школе

4

4

-




6




ВСЕГО:

36

20

16




40


1.6.2 Содержание разделов дисциплины.

Ономастика как наука и учебная дисциплина. Междисциплинарный характер ономастики. Язык как культурно-историческая среда. Разделы и основные термины ономастики. История ономастики.

Язык города Мурманска и Мурманской области в настоящем и прошлом и его отражение в региональной ономастике.

Поморские говоры Кольского полуострова и их место среди поморских говоров русского языка. Диалектные особенности старожильческих говоров. Научная литература, посвященная вопросам изучения старожильческих говоров Мурманской области. Язык фольклора Кольского полуострова.

Саамский язык и культура на Кольском полуострове: история и современность. Роль саамского и других финно-угорских (финны, карелы, вепсы, коми) и уральских (ненцы) языков в культурном и языковом своеобразии Кольского полуострова.

Языковые контактах в древности жителей Кольского полуострова со скандинавами. «Моя-по-твоя»: русско-норвежский язык-пиджин.

Ономастика Мурманской области. Топонимика как отражение истории и языковых контактов Кольского полуострова. Соотношение саамских, финских и русских (поморской) названий. Специфика названий как важный индикатор национального и языкового своеобразия разных культур. Отражение реалий современной жизни и культуры России в названиях на географической карте, в наименованиях городов, поселков, улиц и т.п.

Региональная антропонимика: история и современность.

Организация ономастической работы в школе. Формы, методы и содержание лингвокраеведческой работы. Специфика использования диалектной речи на уроках и внеклассных занятиях в начальной школе. Отражение реалий современной жизни и культуры России в названиях на географической карте, в наименованиях городов, поселков, улиц и т.п.
1.6.3 Темы для самостоятельного изучения.


№ п/п

Наименование раздела

дисциплины.

Тема.

Форма самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1.

Ономастика как наука и учебная дисциплина.

Конспект статьи: Благова Н.Г., Коренева Л.А., Родченко О.Д. О концепции обуче-ния русскому языку с учетом региональ-ного компонента// РЯШ. – 1993. - № 4.

4

Проверка и обсуждение конспекта

2.1

Язык города Мурманска и Мурманской области в настоящем и прошлом и его отражение в региональной ономастике.

Поморские говоры Кольского полуострова

Конспект статей: Демидова Е.В. Слово «сопка» в русских народных говорах.// IV Масловские чтения: Сборник науч-ных статей. – Мурманск: МГПУ, 2006. – С.50-51: Демидова Е.В. Наименование берега и суши в Поморских говорах.// Мы сохраним тебя, русская речь!: регион. науч.-практ. конф., 18-19 мая 2005 г., сборник докладов. – Мурманск: МГОУНБ, 2005 г. – С.107-109; Антошина С.А. В чем «русскость» тра-диционной культуры терских поморов? // Там же, с. 103-106.

6

Проверка и обсуждение конспекта

2.2

Саамский язык и ку-льтура на Кольском полуострове

Конспект статей: Шохина О.А. Трифоно-Печенгский монастырь как центр про-священия и образования коренного насе-ления – саамов. // III Масловские чтения: Сборник научных статей. – Мурманск: МГПУ, 2005. – С. 203-204; Гринченко Т.О. История национальной саамской одежды. // Там же, с. 205-207.

6

Проверка и обсуждение конспекта

2.3

Языковые контакты жителей Кольского полуострова со скандинавами

Конспект статьи: Клонова О.Ю. Контак-тные языки на севере Европы: к вопросу о формировании руссенорска // Культур-ное разнообразие в эпоху глобализации: Материалы международной конферен-ции. Март 2006 г. – Мурманск: МГПУ, 2006. – С. 83-86.

6

Проверка и обсуждение конспекта

3.1

Ономастика Мурманской области.

Топонимика Мурманской области.

Конспект отрывка: Географические названия – памятники побед. // Ф.И. Ушаков. Изб. произведения в 3 тт. – Т.3, Мурманск, 1998. – С. 271- 288.

6

Проверка и обсуждение конспекта

3.2

Региональная антропонимика

Конспект статьи: Благова Н.Г. Эволюция русских антропонимов.// Культурное разнообразие в эпоху глобализации: Материалы международной конферен-ции. Март 2006 г. – Мурманск: МГПУ, 2006. – С. ; Антошина С.А. Особенности антропонимики г. Колы по данным писцовой книги Алая Михалкова. / V Масловские чтения: Сборник научных статей. – Мурманск: МГПУ, 2007. – С.

6

Проверка и обсуждение конспекта

4

Организация ономастической работы в школе

Конспект статьи: Майорова Т.М. Онома-стика в лингвокраеведческой работе.// РЯШ. – 2000. - № 4.

6

Проверка и обсуждение конспекта


1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу.
Практическое занятие № 1-2.

Тема: Поморы на Кольском полуострове: особенности диалектной речи и традиционной культуры.
Вопросы:

  1. История заселения поморами Кандалакшского и Терского берегов. Древнейшие поморские поселения на Кольском полуострове.

  2. Общерусские, региональные и локальные особенности традиционной поморской культуры Кольского полуострова.

  3. Основные особенности диалектной речи Терских поморов. Труды И.С.Меркурьева по мурманскому говору и фольклору.

  4. Сказки Терских поморов: особенности их изучения на уроках чтения в начальной школе.

Задания для самостоятельной работы:

- расскажите о жанровом и тематическом своеобразии сказок, записанных у терских поморов;

- подготовьте лингвистический и этнографический комментарий к одной из сказок, включенных в книгу Балашова Д.М. Птичка железный нос, деревянный хвост. – Мурманск, 1990.

Литература:

  1. Балашов Д.М. Сказки Терского берега. – Мурманск, 1972.

  2. Балашов Д.М. Птичка железный нос, деревянный хвост. – Мурманск, 1990.

  3. Бернштам Т.А. Русская народная культура Поморья в 19-нач. 20 в. Этнографический очерк. – Л., 1983.

  4. Меркурьев И.С. Живая речь кольских поморов. – Мурманск, 1997.


Практическое занятие № 3-4.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность 100110. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050706. 65 «Педагогика и психология»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 5-го заочного отделения...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность : 040101. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информатика» для студентов очной формы обучения по специальности 040101. 65 социальная...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины по выбору направление 050700. 62 «Педагогика»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины по выбору (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 4-го курса...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины iconПояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)...
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко
Учебно-методический комплекс дисциплины iconПояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)...
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс «дисциплины»
Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс «дисциплины»
Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины Культура повседневности зарубежных стран Направление/ специальность — 031400. 62, культурология...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «информатика»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Риторика»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины Источниковедение истории культуры Направление/ специальность — 031400. 62,культурология Форма...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск