Скачать 421.21 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (ФГБОУ ВПО «МГГУ») УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ДН(М).В.1.1 ОНОМАСТИКА МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению подготовки 050300.62 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература (код и наименование направления) Утверждено на заседании кафедры русской филологии факультета филологии, журналистики и межкультурных коммуникаций (протокол № 6 от 30.01.2013 г.) Зав. кафедрой _____________________________ Л.В. Горбань Структура учебно-методического комплекса дисциплины РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины. Структура программы учебной дисциплины 1.1 Автор программы: Антошина С.А., кандидат филологических наук, доцент кафедры русской филологии МГГУ. 1.2 Рецензенты: Шевченко Н.А., кандидат филологических наук, доцент кафедры русской филологии МГГУ; Коренева А.В., д.п.н., профессор кафедры рекламы, связей с общественностью и лингвистики МГТУ. 1.3 Пояснительная записка: Цель курса – познакомить студентов с тем, как история родного края, своеобразие его климата, ландшафта, культурного и социального развития отражается в языковых феноменах, как использование этих фактов в обучении и воспитании школьников развивает их кругозор и повышает культурный и лингвистический уровень, воспитывает любовь к своему языку, культуре и истории и чувство уважения к истории, культуре и языку других народов. Задачи курса: 1) рассмотреть категориально-понятийный аппарат дисциплины и основные ономастические концепции, 2) познакомить студентов с современной научной и художественной региональной литературой, связанной с проблемами ономастики; 3) способствовать совершенствованию умения студентов собирать местный языковой материал и обрабатывать его; 4) учить анализировать специальную литературу с целью извлечения из нее необходимой информации; 5) дать конкретные методические рекомендации по проведению ономастической работы в школе; 6) воспитывать уважение и любовь к родному языку во всех формах его существования, к его истории и народу – его носителю; 7) развивать творческие способности студентов. Место курса в общей системе подготовки специалиста Ономастика как отрасль языкознания и учебная дисциплина рассматривает разнообразные и сложные лингвистические факты в связи с историей и культурой того локального социума, к которому человек (учащийся) принадлежит по рождению, воспитанию и родному языку. История социума тесно связана с историей носителей языка, их культурой, литературой, искусством, поэтому данный учебный предмет имеет важное значение в профессиональной подготовке будущих учителей русского языка и литературы, повышает их общекультурный уровень, расширяет лингвистический кругозор. Особенностью курса является синтез информационной составляющей с изложением основных методических приемов изучения ономастики на уроках и внеклассных занятиях в школе. Требования к уровню освоения содержания дисциплины В результате изучения курса студенты должны знать: 1) своеобразие языковой ситуации на Кольском полуострове в настоящем и прошлом; особенности местной речевой культуры: 2) значение лингвистических факторов для изучения история заселения Кольского полуострова; как и какие лингвистические факты (прежде всего топонимы) позволяют это узнать; 3) современную региональную научную и художественную литературу в аспекте региональной ономастики; 4) особенности организации и проведения ономастической работы в школе. В результате изучения курса студенты должны уметь:
При подготовке программы использовались программы, учебно-методические пособия и научные статьи Благовой Н.Г., Кореневой Л.А., Родченко О.Д., Демидовой Е.В., Лыжовой Л.К., Майоровой Т.М., Ященко А.И. и др. 1.4 Извлечение из ГОС ВПО специальности. Дисциплина в ГОС ВПО не представлена. 1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы:
1.6 Содержание дисциплины. 1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:
1.6.2 Содержание разделов дисциплины. Ономастика как наука и учебная дисциплина. Междисциплинарный характер ономастики. Язык как культурно-историческая среда. Разделы и основные термины ономастики. История ономастики. Язык города Мурманска и Мурманской области в настоящем и прошлом и его отражение в региональной ономастике. Поморские говоры Кольского полуострова и их место среди поморских говоров русского языка. Диалектные особенности старожильческих говоров. Научная литература, посвященная вопросам изучения старожильческих говоров Мурманской области. Язык фольклора Кольского полуострова. Саамский язык и культура на Кольском полуострове: история и современность. Роль саамского и других финно-угорских (финны, карелы, вепсы, коми) и уральских (ненцы) языков в культурном и языковом своеобразии Кольского полуострова. Языковые контактах в древности жителей Кольского полуострова со скандинавами. «Моя-по-твоя»: русско-норвежский язык-пиджин. Ономастика Мурманской области. Топонимика как отражение истории и языковых контактов Кольского полуострова. Соотношение саамских, финских и русских (поморской) названий. Специфика названий как важный индикатор национального и языкового своеобразия разных культур. Отражение реалий современной жизни и культуры России в названиях на географической карте, в наименованиях городов, поселков, улиц и т.п. Региональная антропонимика: история и современность. Организация ономастической работы в школе. Формы, методы и содержание лингвокраеведческой работы. Специфика использования диалектной речи на уроках и внеклассных занятиях в начальной школе. Отражение реалий современной жизни и культуры России в названиях на географической карте, в наименованиях городов, поселков, улиц и т.п. 1.6.3 Темы для самостоятельного изучения.
1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. 1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу. Практическое занятие № 1-2. Тема: Поморы на Кольском полуострове: особенности диалектной речи и традиционной культуры. Вопросы:
Задания для самостоятельной работы: - расскажите о жанровом и тематическом своеобразии сказок, записанных у терских поморов; - подготовьте лингвистический и этнографический комментарий к одной из сказок, включенных в книгу Балашова Д.М. Птичка железный нос, деревянный хвост. – Мурманск, 1990. Литература:
Практическое занятие № 3-4. |
Учебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности... | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность 100110. 65... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» состоит из следующих элементов | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050706. 65 «Педагогика и психология» Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 5-го заочного отделения... | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность : 040101. 65... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информатика» для студентов очной формы обучения по специальности 040101. 65 социальная... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины по выбору направление 050700. 62 «Педагогика» Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины по выбору (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 4-го курса... | Учебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов | ||
Пояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)... Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко | Пояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)... Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего... | Учебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов | ||
Учебно-методический комплекс «дисциплины» Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом... | Учебно-методический комплекс «дисциплины» Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины Культура повседневности зарубежных стран Направление/ специальность — 031400. 62, культурология... | Учебно-методический комплекс дисциплины «информатика» Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Риторика» Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего... | Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины Источниковедение истории культуры Направление/ специальность — 031400. 62,культурология Форма... |