Гоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины





НазваниеГоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины
страница1/6
Дата публикации10.04.2015
Размер0.72 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Культура > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный педагогический университет»

(ГОУВПО МГГУ)


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
ГСЭ.В.3.1 Мировая художественная культура
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности
050303 (033200) Иностранный язык (английский) с дополнительной специальностью Французский, немецкий языки


Утверждено на заседании кафедры

культурологии и межкультурных коммуникаций,

теории языка и журналистики

факультета филологиии, журналистики

и межкультурных коммуникаций

протокол № 4 от 23.12.2010 г.

Зав. кафедрой

___________________О.Н. Иванищева

Структура учебно-методического комплекса дисциплины
РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины
Структура программы учебной дисциплины
1.1 Автор программы:

Т.А. Короткова, к.п.н., доцент кафедры культурологии
1.2 Рецензенты:

Сапрыкин В.П., к.п.н., доцент кафедры социальной педагогики и социальной работы МГПУ.

Кириллова А.В., канд.пед.наук, учитель МХК , завуч гимназии № 10
1.3. Пояснительная записка

Цель учебной дисциплины: дать представление о художественной культуре как части духовной культуры человечества, познакомить с выдающимися достижениями искусства в разных странах в различные исторические периоды.

Задачи курса:

- дать представление о развитии художественной культуры от первобытного общества до наших дней;

- охарактеризовать значительные достижения в области культуры и искусства, деятельность выдающихся деятелей культуры и искусства;

- охарактеризовать значительные культурные центры и цивилизации мира;

- дать представление о направлениях и стилях.

В ходе изучения курса студент должен знать: особенности культурного развития общества, основные достижения культурного развития и творчество лучших представителей культуры и искусства, историю культуры стран.

В ходе изучения курса студент должен уметь оценивать достижения культуры, анализировать отдельные произведения искусства.

Данный учебный курс тесно связан с такими дисциплинами как «История литературы», «История религии», «История искусства» и др.

При составлении программы были использованы следующие учебные материалы: Емохонова, Л.Г. Мировая художественная культура: учеб. пособие. – М.: Академия, 1998. – 448 с.; Культурология. История мировой культуры / под. ред. проф. А.Н.Марковой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2005. – 600 с.; Садохин, А.П. Мировая художественная культура: учеб.пособие / А.П. Садохин, Т.Г. Грушевская. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 559 с.
1.4 Извлечение (в виде ксерокопии) из ГОС ВПО специальности (направления), содержащее требования к обязательному минимуму содержания дисциплины и общее количество часов

Региональный компонент
1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина)


№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля

Трудоемкость

Всего ауд.

ЛК

ПР

Сам раб.



1.




























1.

050303 Иностранный язык (английский) с дополнительной специальностью Французский, немецкий языки


4

8

50

30

20

10

20

зачет


1.6 Содержание дисциплины

1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:





п/п


Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам. работа

1

Введение в художественную культуру. Искусство в системе культуры

6

2

4




2

2

Изобразительное искусство в системе культуры

1

1







2

3

Архитектура в системе культуры

1

1







2

4

Музыка в системе культуры

1

1







2

5

Зрелищные искусства в системе культуры

1

1







2

6.

Искусство балета в системе культуры

1

1







2


7.

Художественная культура первобытного общества

1

1







2

8.

Искусство в культуре Древнего Востока

2

2







2


9.

Художественная культура Античности

2

2







2


10.

Художественная культура Западноевропейского Средневековья

2

2







2


11.

Художественная культура Византии и Древней Руси

2

2







-

12.

Западноевропейская культура эпохи Возрождения

1

1







-


13.

Художественная культура Нового Времени. Барокко. Просвещение

1

1







-


14.

Художественная культура XIX века. Европа и Россия

1

1







-

15.

Современная художественная культура: тенденции и противоречия

7

1

6




-





Итого:

30

20

10




20



1.6.2. Содержание разделов дисциплины
Тема 1. Введение в художественную культуру. Искусство в системе культуры
Понятие культуры и характеристика ее структуры. Понятие художественной культуры. Художественная культура личности и общества. Искусство как явление культуры. Роль искусства как самосознания культуры. Художник и своеобразие его творческой деятельности. Произведение искусства как система художественных образов и целостная индивидуальность. Проблема восприятия. Виды искусства, их взаимосвязь. Понятия "стиль", "жанр", "творческий метод", "художественный вкус".

Тема 2. Изобразительное искусство в системе культуры

Возникновение и развитие изобразительного искусства. Живопись, скульптура, графика как пространственные искусства. «Язык» изобразительного искусства (рисунок, колорит, пластика, фактура, символика цвета и др.). Общая характеристика разновидностей и жанров изобразительного искусства с использованием методов анализа произведений изобразительного искусства.
Тема 3. Архитектура в системе культуры

Архитектура - искусство организации пространства для жизни и деятельности людей. Здание как вариант формирования архитектурной среды. Понятие функции в архитектуре. Художественный язык в архитектуре. Взаимодействие архитектуры с другими видами искусства (живописью, скульптурой, музыкой, театром).

Тема 4. Музыка в системе культуры

Музыка как вид искусства и явление культуры. Античные концепции толкования музыки. Разновидности и жанры музыкального искусства. Изобразительное и выразительное в музыкальном образе. Выразительные средства музыкального языка. Функции музыки в культуре.
Тема 5. Зрелищные искусства в системе культуры

Синтетическая природа зрелищных искусств: поэзия, танец, музыка. Основные компоненты зрелищных искусств: драма, актер, сценографии. Литературная основа, режиссура, звуковая структура, визуальная образность, актерское мастерство. Спектакль как художественное целое. Характеры и их взаимодействие в спектакле. Маска, тип, герой.

Тема 6. Искусство балета в системе культуры

Балет как вид искусства. Русская балетная школа: истоки и особенности развития. Балетный спектакль 19 в. и его особенности. Образ в балете. Мариинский театр и творческие судьбы великих артистов балета.

Тема 7. Художественная культура первобытного общества

Синкретическая целостность культуры первобытного общества. Формирование мифологического сознания, его основные характеристики. Типы и разновидности «мифологических моделей мира» народов Востока и Запада. Генезис искусства и основные этапы развития изобразительной деятельности. Понятие традиционной культуры. Типы традиционных культур в современном мире.

Тема 8. Искусство в культуре Древнего Востока

Культура Древнего Египта. Мифология и религия, их связь с изобразительным искусством и архитектурой. Этапы развития архитектуры. Символический язык древнеегипетского искусства. Особенности жанрово-видовой системы искусств арабо-мусульманского мира. Принципы древнекитайской живописи. Музыка и театр. Влияние культурных традиций Китая на становление художественной культуры Японии и других стран Азии. Общие черты художественной культуры стран восточного мира.

Тема 9. Художественная культура античности

Генезис античной культуры и основные этапы ее развития. Греческая мифология. Сравнительный анализ греческой и римской мифологии. Античный космос и художественная картина мира. Образ человека. Скульптура и трагедия в Греции, архитектура и зрелищные искусства в Риме: искусство как самосознание культуры. "Телесность" космоса, античная философия как эстетика.
Тема 10. Художественная культура западноевропейского средневековья

Падение римской империи, роль феодализации и христианизации, возникновение городов. Хронология и периодизация средневековой культуры. Субкультуры: религиозная, светская, карнавальная, городская, рыцарская. Карнавал и площадной театр, повествовательный принцип в театре, формы и жанры. "Малые формы" в средневековом искусстве.

Храм как образ мира. Литургия как синтез искусств. Замок, его структура, изменения во времени. Городской собор и гражданское строительство. Книгопечатание и его роль в развитии культуры. Утверждение новых ценностей, познавательная ориентация.
Тема 11. Художественная культура Византии и Древней Руси

Образование византийского государства, периодизация. Генезис византийской художественной культуры, ее философские основания: слово, свет, символ, образ, гностический смысл изображения, космогоническая символика храма. Сложение канона. Светская культура Византии.

Христианство на Руси, взаимодействие языческой и христианской культур. Освоение византийского канона в живописи и архитектуре Древней Руси. Православная литургия. Русская литература, народная музыка.
Тема 12. Западноевропейская культура эпохи Возрождения

Эпоха Возрождения и ее периодизация. Переходный характер эпохи Возрождения. Город и его развитие. Естественнонаучное освоение мира. Мир как картина и роль индивида. Антропоцентризм художественной картины мира. Апофеоз красоты и культ художественного творчества в искусстве. Синтез искусств. Теоретические трактаты об искусстве.
Тема 13. Художественная культура Нового времени. Барокко. Просвещение

Формирование новой парадигмы культуры: естественнонаучный переворот (от Коперника до Ньютона) и становление гносеологической философской парадигмы (Декарт). Антиномизм барочной картины мира. Понятие "барокко" и барочного синтеза. Взаимодействие искусств. Основные направления развития культуры эпохи, различие поэтики и стилистики. Становление профессионального искусства.

Просвещение, понятие и роль эпохи; рационализм и индивидуализация сознания. Просветительское мировоззрение и классицистский синтез искусств. Доминирующая роль театра. "Cовершенный человек" в искусстве Просвещения. Основные направления в искусстве: классицизм, просветительский реализм, сентиментализм. Становление и роль критики. Своеобразие русского Просвещения, его роль в развитии культуры страны.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Гоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины iconГоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины
Автор программы: кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, литературы и методики их преподавания гоувпо мггу наумлюк...
Гоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины iconГоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины
Лисицына Т. Н., к п н., доцент кафедры английского языка и английской филологии (мггу)
Гоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины iconГоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины
Автор программы: Наумлюк М. В., кандидат филологических наук, доцент кафедры рялимп мггу
Гоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины iconГоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины
Дисциплина «Современный русский язык: фонетика» тесно связана с другими филологическими
Гоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины iconГоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины
Программа предназначена для выполнения учебного плана бакалавров филологического образования
Гоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины iconГоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины
Автор программы: Наумлюк М. В., кандидат филологических наук, доцент кафедры рялиМП
Гоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины iconГоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины
Программа предназначена для выполнения учебного плана бакалавров филологического образования
Гоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины iconГоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины
Автор программы: к фил н., доцент кафедры русского языка, литературы и методики их преподавания Пожидаева О. В
Гоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины iconГоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины
Автор программы: к фил н., доцент кафедры русского языка, литературы и методики их преподавания Пожидаева О. В
Гоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины iconГоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины
Программа отражает актуальную проблематику дисциплины. При подготовке программы использованы труды отечественных и зарубежных культурологов,...
Гоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины iconГоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины
Цель изучение курса – сформировать основополагающие знания в области социокультурного менеджмента и обеспечить будущему специалисту...
Гоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины iconГоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины
Автор программы: Макарова О. А. к б н., главный научный сотрудник государственного природного заповедника "Пасвик", заслуженный эколог...
Гоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины iconГоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины
Целью курса является привить к студентам интерес к современному литературному процессу, дать представление об основных этапах его...
Гоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины iconМггу учебно-методический комплекс дисциплины
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Гоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины iconМггу учебно-методический комплекс дисциплины
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Гоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Антошина С. А., кандидат филологических наук, доцент кафедры русской филологии мггу


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск