Скачать 0.81 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный педагогический университет» (ГОУВПО МГГУ) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ СД.Ф.16, СД.16 Прикладная культурология Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальностям: 050403 Культурология (заочная форма обучения) 050602 Изобразительное искусство с дополнительной специальностью Культурология (код и наименование специальности)
Утверждено на заседании кафедры культурологии и межкультурных коммуникаций, теории языка и журналистики факультета филологиии, журналистики и межкультурных коммуникаций протокол № 4 от 23.12.2010 г. Зав. кафедрой ___________________О.Н. Иванищева Структура учебно-методического комплекса дисциплины Раздел 1. Программа учебной дисциплины Структура программы учебной дисциплины 1.1. Автор программы: Трубников В.М. – доцент, кандидат культурологии 1.2 Рецензенты: Вагинова Л.С. – доктор культурологии, профессор МГПУ Кириллова А.В., кандидат педагогических наук, завуч гимназии № 10 1.3 Пояснительная запискаДанная программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к содержанию, уровню и качеству подготовки специалистов. Программа включает обязательный минимум содержания дисциплины, перечней разделов и тем, подлежащих изучению студентами, планы и вопросы семинарских занятий, темы рефератов и докладов, вопросы для самопроверки, вопросы к экзамену, общий список литературы и список литературы к каждому семинарскому занятию. Программа отражает актуальную проблематику дисциплины. При подготовке программы использованы труды отечественных и зарубежных культурологов, философов, историков, искусствоведов и ученых других специальностей. Программа предусматривает решение определенных учебных задач, связанных с изучением государственной политики по проектированию и управлению культурным развитием общества, а также регуляцией деятельности институтов художественной культуры и особенностей рынка художественной продукции. Студенты получают практические знания по музейному, архивному, библиотечному делу, атрибуции музейных памятников. Студенты обращаются на практических занятиях к навыкам атрибуции и паспортизации памятников и понятийному аппарату, используемому в прикладной культурологии Цели и задачи курса Программа ориентирует студентов на системное изучение важнейших проблем изучаемого курса. Содержание программы направлено на то, чтобы способствовать развитию у будущих специалистов навыков самостоятельного мышления, аналитических способностей, повышению уровня их исторической грамотности. Основными целями и задачами курса являются следующие: предоставление целостной информации об особенностях и сущности государственной политики в управлении культурой; выработка навыков работы с архивным, библиотечными и иными материалами; умение использовать архивные данные в социокультурной практике; овладение основами знаний предмета «Прикладная культурология»; развитие интереса к проблемам производства, систематизации художественной продукции ; формирование ценностных ориентаций, убеждений, мировоззренческих ориентиров; способствовать становлению профессиональной компетентности. В процессе изучения учебной дисциплины студенты должны знать и уметь:
понимать:
При подготовке программы использовалась программа «Культурология», составленная Трубниковым В.М., кандидатом культурологии, и опубликованная в 1998 г. Мурманским институтом экономики и права. Усл. Печ. Л. 1.1.4 Извлечение из ГОС ВПО Специальность «Культурология»
1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы
1.6 Содержание дисциплины1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий в часах Примерное распределение учебного времени
1.6.2 Содержание разделов дисциплины I часть Тема 1. Государственная политика по проектированию и управлению культурным развитием общества Государственная политика по управлению культурным развитием общества. Определение культурной политики как особой части общеполитического процесса. Направленность культурной политики на организацию развития и проектирования культуры. Смысл и существо государственной культурной политики в России. Министерство культуры России как направляющая сила культурного процесса. Взаимосвязь культуры и образовательного процесса. Тема 2. Сущность предмета прикладной культурологии Прикладная культурология как часть общей теории культурологии. Прикладная культурология как изучение, накопление, систематизация, атрибуция материальных ценностей, созданных художественной деятельностью человека в процессе его истории. Теоретическая и практическая часть прикладной культурологии. Взаимосвязь прикладной культурологии с археологией, искусствоведением, историей, ювелирным делом, декоративно-прикладным искусством и художественными промыслами. Мир вещей как основание прикладной культурологии. Прикладная культурология как одна из составных частей образования культурологов. Тема 3. Регуляция деятельности институтов художественной культуры Сущность понятия институт художественной культуры. Культурный институт как исторически сложившийся устойчивый комплекс принципов, установок и ценностей, обеспечивающий упорядочение, регулирование отношений между людьми. Институты культуры неспецифические и специализированные. Институты художественной культуры, их место и роль в общественной жизни. Многообразие институтов художественной культуры. Учреждения художественной культуры и их деятельность. Тема 4. Рынок художественной продукции и его регуляция Отличительные черты рынка художественной продукции. Деятельность художественных рынков. Художественная промышленность как производство серийно-массовых изделий, сочетающих в себе утилитарные и эстетические качества и составляющих существенную часть бытовой материальной культуры общества. Область художественного производства: мебель, ковры, одежда, ткани, посуда и прочее. Роль дизайна в подготовке промышленных образцов к реализации на рынке. Реклама и ее роль в активизации рыночной деятельности и формирования общественного мнения по отношению к художественной продукции. Тема 5. Институты художественной культуры, их структура и особенности Институты культуры как учреждения с определенной достаточно устойчивой структурой (институт власти, парламенты, советы, институт брака, религии и пр.). Институты художественной культуры, их структура и деятельность. Институты художественной культуры, их возникновение, развитие и модернизация. Художественная культура как специализированная сфера общей культуры, в которой содержанием и целью деятельности всех субъектов являются эстетическое освоение мира, дополнение практического опыта художественным, совершенствование человека красотой. Непосредственные институты художественной культуры: театры, музеи, галереи, библиотеки, архивы, художественные мастерские, образовательные учреждения художественной культуры. Тема 6. Библиотечное дело. Библиотеки, их организация, специализация, направленность. Библиотека как культурно-просветительное и научно-вспомогательное учреждение, выступающее в роли хранителя, собирателя и организатора общественного пользования печатных изданий. Истоки библиотечного дела. Библиотеки древних государств (Египта, Китая, Индии и пр.). Библиотеки античной Греции и Рима: Александрийская библиотека и Атталидов в Пергаме. Специализации библиотек. Массовые и специальные библиотеки. Библиотеки по составу книжных фондов: универсальные, многоотраслевые и отраслевые. Образование и библиотека. «Есть только один способ стать по-настоящему культурным человеком – чтение» (Андрэ Моруа). Библиотеки государственные, частные. Правила ведения библиотечных каталогов, принципы комплектования и размещения фондов. Информатизация и современное библиотечное дело. Крупнейшие библиотеки мира и России. Тема 7. Книга, книжное дело в конце XX – начале XXI вв. Книга как исторически сложившийся способ аккумулирования достижений культуры и наследования социокультурного опыта в письменном слове. Исторический путь книги. Введение в книгопечатание (XV в.). Книга как мера интеллектуального и духовного развития человека. Книга как символ культурности и образованности личности. Книги священные («Трипитака», «Авеста», «Библия», «Коран»), художественные («Три мушкетера» А. Дюма, «Опасные связи» Шодерло де Лакло), научная (Л.Н. Гумилев, «Древняя Русь и Великая Степь») и учебная. Многообразие книжного мира: словари, энциклопедии, справочники, руководства и проч. Книга и полиграфия. Образ книги в культурном пространстве как метафора. Книги вдохновляющие и разрушающие. Книга и компьютер. Запрещенные книги. |
Гоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины Автор программы: кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, литературы и методики их преподавания гоувпо мггу наумлюк... | Гоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины Лисицына Т. Н., к п н., доцент кафедры английского языка и английской филологии (мггу) | ||
Гоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины Автор программы: Наумлюк М. В., кандидат филологических наук, доцент кафедры рялимп мггу | Гоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины Иностранный язык (английский) с дополнительной специальностью Французский, немецкий языки | ||
Гоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины Дисциплина «Современный русский язык: фонетика» тесно связана с другими филологическими | Гоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины Программа предназначена для выполнения учебного плана бакалавров филологического образования | ||
Гоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины Автор программы: Наумлюк М. В., кандидат филологических наук, доцент кафедры рялиМП | Гоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины Программа предназначена для выполнения учебного плана бакалавров филологического образования | ||
Гоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины Автор программы: к фил н., доцент кафедры русского языка, литературы и методики их преподавания Пожидаева О. В | Гоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины Автор программы: к фил н., доцент кафедры русского языка, литературы и методики их преподавания Пожидаева О. В | ||
Гоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины Цель изучение курса – сформировать основополагающие знания в области социокультурного менеджмента и обеспечить будущему специалисту... | Гоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины Автор программы: Макарова О. А. к б н., главный научный сотрудник государственного природного заповедника "Пасвик", заслуженный эколог... | ||
Гоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины Целью курса является привить к студентам интерес к современному литературному процессу, дать представление об основных этапах его... | Мггу учебно-методический комплекс дисциплины Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Мггу учебно-методический комплекс дисциплины Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины Антошина С. А., кандидат филологических наук, доцент кафедры русской филологии мггу |