Скачать 187.56 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (ГОУВПО МГГУ) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ДН(М).Р.5 СОВРЕМЕННЫЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению 050300 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература (код и наименование направления/ний) Утверждено на заседании кафедры русского языка, литературы и методики их преподавания факультета филологии, журналистики и межкультурных коммуникаций (протокол № 1 от 05.09.2011 г.) Зав. кафедрой ______________________________ С.А. Антошина Структура учебно-методического комплекса дисциплины РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины. Структура программы учебной дисциплины 1.1 Автор программы: Иванова Людмила Львовна, к.фил.н., доцент кафедры РЯЛиМП МГГУ. 1.2 Рецензенты: Шевченко Н.А., к.фил.н., доцент кафедры РЯЛиМП МГГУ, Коренева А.В., д.п.н., профессор кафедры связи с общественностью и лингвистики МГТУ. 1.3 Пояснительная записка: Курс "Современный литературный процесс" является важнейшим звеном в процессе преподавания филологических дисциплин студентам-филологам. Целью курса является - привить к студентам интерес к современному литературному процессу, дать представление об основных этапах его развития, персоналиях, значительных художественных произведениях, оценках критики. Трудность преподавания и освоения курса заключается в том, что современный литературный процесс - явление живое, меняющееся на наших глазах. Необходимо учитывать, как объективные критерии оценки происходящих в современном литпроцессе явлений, так и субъективный фактор читательского восприятия. Курс предполагает знакомство с тремя периодами развития отечественной литературы 2 половины ХХ века - рубежа веков. В специальную тему выделяется гендерная проблематика литературы как наиболее актуальная в критике и литературоведении сегодняшнего дня. 1.4 Извлечение из ГОС ВПО специальности Дисциплина в ГОС ВПО не представлена
1.6 Содержание дисциплины. 1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:
1.6.2 Содержание разделов дисциплины. Раздел 1. Современный литературный процесс. 1953 - 1968 гг. Общая характеристика историко-литературного процесса. Роль ХХ съезда КПСС в формировании новой идеологической позиции. Общественные процессы. Период "оттепели". Основные персоналии. Театр " Современник". Драматургия В. Розова. Пьесы " В поисках радости", " В добрый час!" и др. Эволюция творчества Розова. Драматургия Арбузова, Володина, Радзинского. "Феномен" Вампилова. Вампилов - рефорсатор советского театра Пьесы. Эволюция главного героя (от Колесова к Шаманову). "Утиная охота" - вершина творчества писателя. Поэзия. Рождественский. Окуджава. Вознесенский. Ахмадулина. Проза. Аксенов. Выводы по разделу. Раздел 2. Современный литературный процесс. 1968 - 1986 гг. Общественно - политические события. " Пражские" события. Период "застоя". Нравственно - философская проблематика современной прозы. Тематическое деление прозы. Неоклассическая литература. " Деревенская литература ": Абрамов, Распутин, Белов. Проблематика. Герои. Особенности поэтики. "Городская литература": Трифонов. Тема "Великой Отечественной войны. Юрий Бондарев. " Лейтенантская проза". Романы (" Берег", "Выбор", "Игра" и др.) "Феномен" Василия Шукшина. Литература "предперестроечного периода". " Пожар" В.Распутина, "Плаха" Ч. Айтматова, " Печальный детектив" В. Астафьева. "Другая проза" "Натуральное течение". " Ироническая проза". Творчество Л. Петрушевской. Интеллектуальная проза Андрея Битова. Творчество В. Маканина. Современная поэзия. "Феномен" Евгения Евтушенко. "Феномен" Владимира Высоцкого. Современная литература и традиции русской классики. Раздел 3. Современный литературный процесс. 1986 г. - настоящее время. " Перестройка" и литературный процесс. Тенденции в развитии современного искусства. Постмодернизм. Тенденциозные и бестенденциозные направления. Персоналии. Своеобразие " русского постмодернизма". Основные произведения. Вен. Ерофеев " Москва - Петушки", В. Ерофеев " "Жизнь с идиотом", рассказы. Ю. Мамлеев Дм. Пригов. Т. Кибиров. Поэтика постмодернизма. "Феномен" Виктора Пелевина. Творчество Вл. Сорокина. "Феномен" Гришковца. Современная литературная критика. Журналы. Телевизионные передачи. СМИ и литература. Раздел 4. Гендерная проблематика. Современный литературный процесс. Гендерная проблематика в литературе. Основные понятия . Терминология. "Женская литература". Персоналии. " Мужские" и женские" образы в современной литературе. Традиции классики в современной литературе (гендерная проблематика) Творчество Л. Петрушевской, Т. Толстой, Л. Улицкой, И. Денежкиной. Подведение итогов по курсу. 1.6.3 Темы для самостоятельного изучения.
1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. 1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу Практическое занятие №1. Тема: " А. Вампилов " Прошлым летом в Чулимске". Проблематика. Поэтика. 1. История создания пьесы. 2. Сюжет и его интерпретация. 3. Образ Валентины в системе художественных образов. 4. Своеобразие поэтики. Вопрос для коллективного обсуждения: В чем выразилась оптимистическая позиция автора пьесы? Библиография:
Практическое занятие № 2 Тема: Творческий "феномен" Евгения Евтушенко. Творческий "феномен" Иосифа Бродского. 1. Основные темы творчества. 2.Главные художественные образы. Поэтика. 3. Поэтическая интонация. 4. "Диалог" с читателем. Вопрос для коллективного обсуждения: Чем объясняется популярность поэтов? В чем заключается их оппозиционность? Библиография:
Практическое занятие №3 Тема: Творчество Людмилы Петрушевской. Гендерная проблематика. 1. Проблематика сборника " По дороге бога Эроса". 2. Анализ 2-3 рассказов по выбору студентов. 3. Целостный анализ повести " Свой круг". Особенности содержания. Поэтика. Вопрос для коллективного обсуждения: В чем ироничность и трагикомизм взгляда Л. Петрушевской на действительность 70 - х годов? Библиография:
Практическое занятие № 4. Тема: Творчество Виктора Ерофеева. Роман " Жизнь с идиотом". 1. Творческая деятельность Виктора Ерофеева. 2. Основные произведения. " Русская красавица" (сообщение). 3. Анализ рассказа " Попугайчик". 4. Дискуссия о романе " Жизнь с идиотом". Вопрос для коллективного обсуждения: Как "обыгрывается " в произведении Ерофеева традиционный для русской литературы образ " идиота "? Достоеский - Андреев - Ерофеев. Библиография:
Практическое занятие № 5 Тема: Творчество Виктора Пелевина. Русский постмодернизм. 1. " Загадка" Виктора Пелевина. Критика о Пелевине. 2. Раннее творчество В. Пелевина. Анализ 1-2 рассказов по выбору студентов. 3. Анализ романа " Чапаев и Пустота". Смысл. Форма и содержание. Черты "русского постмодернизма". 4. Образ Петьки Пустоты. 5. В. Пелевин и традиции русской классики. Вопрос для коллективного обсуждения: Почему в перестроечной России был настоящий "бум" вокруг этого имени? В чем причина популярности Пелевина у разных читательских групп? Библиография:
1.8 Учебно-методическое обеспечение дисциплины. 1.8.1 Рекомендуемая литература:
Тексты для чтения:
1.9 Материально-техническое обеспечение дисциплины. 1.9.1 Перечень используемых технических средств. А) телевизор и видеомагнитофон, Б) аудиопроигрыватель, В) мультимедийный видеопроектор, Г) ноутбук. 1.9.2 Перечень используемых пособий.
1.9.3 Перечень видео- и аудиоматериалов программного обеспечения. 1.10 Примерные зачетные тестовые задания. Прилагаются. 1.11 Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену). Зачет - реферат по одной из тем: 1. Отечественная литература периода "оттепели". Анализ творчества одного автора (по выбору студента). 2. Отечественная литература периода "застоя" Анализ творчества одного автора (по выбору студента). 3. Русский постмодернизм. Анализ творчества одного автора (по выбору студента) 4.Гендерная проблематика в отечественной литературе. Анализ 2 произведений (по выбору студента). 5. Мой любимый современный автор. 6. Современность глазами...( Автор по выбору студента). 7. Литература и СМИ. 8.Интернет - литература. 9. Традиции классики в современной литературе. 10. Современная отечественная поэзия. Творчество одного поэта ( По выбору студента). 1.12 Комплект экзаменационных билетов. Нет 1.13 Примерная тематика рефератов. 1. Отечественная литература периода "оттепели". Анализ творчества одного автора (по выбору студента). 2. Отечественная литература периода "застоя" Анализ творчества одного автора (по выбору студента). 3. Русский постмодернизм. Анализ творчества одного автора (по выбору студента) 4.Гендерная проблематика в отечественной литературе. Анализ 2 произведений (по выбору студента). 5. Мой любимый современный автор. 6. Современность глазами...( Автор по выбору студента). 7. Литература и СМИ. 8.Интернет - литература. 9. Традиции классики в современной литературе. 10. Современная отечественная поэзия. Творчество одного поэта (По выбору студента). 1.14 Примерная тематика курсовых работ. Нет 1.15 Примерная тематика квалификационных (дипломных) работ. Нет 1.16 Методика(и) исследования (если есть). Нет 1.17 Балльно-рейтинговая система, используемая преподавателем для оценивания знаний студентов по данной дисциплине. Нет РАЗДЕЛ 2. Методические указания по изучению дисциплины и контрольные задания для студентов заочной формы обучения. Дисциплина на заочном отделении не читается. РАЗДЕЛ 3. Содержательный компонент теоретического материала. Теоретический материал курса базируется на содержании пособий:
РАЗДЕЛ 4. Словарь терминов (глоссарий). Абсурдизм Андеграунд Гипертекстуальность Демифологизация Игра Код Мегатекст Модернизм Новаторство Период "застоя" Период "оттепели" Постмодерн Примитивизм "Смерть автора" Травестизм Традиция Цитация РАЗДЕЛ 5. Практикум по решению задач по темам лекций. Лингвистические задачи по темам лекции подробно разбираются на практических занятиях. РАЗДЕЛ 6. Изменения в рабочей программе, которые произошли после утверждения программы.
РАЗДЕЛ 7. Учебные занятия по дисциплине ведут:
|
Гоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины Автор программы: кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, литературы и методики их преподавания гоувпо мггу наумлюк... | Гоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины Лисицына Т. Н., к п н., доцент кафедры английского языка и английской филологии (мггу) | ||
Гоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины Автор программы: Наумлюк М. В., кандидат филологических наук, доцент кафедры рялимп мггу | Гоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины Иностранный язык (английский) с дополнительной специальностью Французский, немецкий языки | ||
Гоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины Дисциплина «Современный русский язык: фонетика» тесно связана с другими филологическими | Гоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины Программа предназначена для выполнения учебного плана бакалавров филологического образования | ||
Гоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины Автор программы: Наумлюк М. В., кандидат филологических наук, доцент кафедры рялиМП | Гоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины Программа предназначена для выполнения учебного плана бакалавров филологического образования | ||
Гоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины Автор программы: к фил н., доцент кафедры русского языка, литературы и методики их преподавания Пожидаева О. В | Гоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины Автор программы: к фил н., доцент кафедры русского языка, литературы и методики их преподавания Пожидаева О. В | ||
Гоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины Программа отражает актуальную проблематику дисциплины. При подготовке программы использованы труды отечественных и зарубежных культурологов,... | Гоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины Цель изучение курса – сформировать основополагающие знания в области социокультурного менеджмента и обеспечить будущему специалисту... | ||
Гоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины Автор программы: Макарова О. А. к б н., главный научный сотрудник государственного природного заповедника "Пасвик", заслуженный эколог... | Мггу учебно-методический комплекс дисциплины Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Мггу учебно-методический комплекс дисциплины Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины Антошина С. А., кандидат филологических наук, доцент кафедры русской филологии мггу |