Скачать 0.54 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (ГОУВПО МГГУ) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ДН(М).Р.2 ЛИТЕРАТУРА И КУЛЬТУРА СТРАН СКАНДИНАВИИ И ФИНЛЯНДИИ Основная образовательная программа подготовки бакалавра по профессионально-образовательной программе направлений 050300 Филологическое образование (код и наименование направления/ний) Утверждено на заседании кафедры русского языка, литературы и методики их преподавания факультета филологии, журналистики и межкультурных коммуникаций (протокол № 6 от 27.01.2011 г.) Зав. кафедрой ______________________________ Структура учебно-методического комплекса РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины. Структура программы учебной дисциплины 1.1 Автор программы: к.фил.н., доцент кафедры русского языка, литературы и методики их преподавания Пожидаева О.В. 1.2 Рецензенты: доцент кафедры русского языка, литературы и методики их методики их преподавания Наумлюк М.В.; кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики и филологии МГИ Музычук Н.А. 1.3 Пояснительная записка: ЦЕЛЬ: - познакомить студентов с литературой скандинавских стран и Финляндии, обратив внимание на ее специфику и тесную взаимосвязь с мировой литературой, в том числе - с русской; - обратить внимание на своеобразие сознания, быта, нравов скандинавов средневековья, эпохи ХVШ, Х1Х, ХХ в.в., поскольку литература неизбежно отражает изменения сознания нации, народа, во многом обусловлена эпохой, а для современного воспринимающего сознания, например, средневековье - феномен во многом загадочный и непонятный; - помочь студентам усвоить сложный категориальный аппарат, связанный с историей скандинавской и финской литературы. ЗАДАЧИ: - дать представление о скандинавской и финно-угорской мифологии, объяснить значение “Старшей Эдды”, “Младшей Эдды” для изучения скандинавской мифологии, указать на особенности авторского финского эпоса Э. Леннрота “Калевала”; - уделить внимание поэтике жанровых и структурных форм, соотношению стиха и прозы в памятниках раннего средневековья (познакомить с основными жанрами, размерами скальдической поэзии, идами баллад, саг); - обратить внимание на специфику жизни идей Просвещения в Скандинавии ХVШ в., смену литературных направлений, порожденных этой эпохой; своеобразие классицизма в творчестве Людвига Хольберга (Дания), Олафа Далина, Карла Линнея, Эмануэля Сведенборга (Швеция), своеобразие романтизма и его преодоление в произведениях Юхана Весселя (Норвегия); - познакомить с основными литературными явлениями скандинавской и финской литературы ХIХ, ХХ в.в., при этом обратить внимание на смену литературных направлений, течений с учетом контекста западноевропейской культуры, подробнее остановиться на своеобразии творчества Г. Ибсена, К. Гамсуна, С. Унсет, С. Кьеркегора, С. Лагерлеф, А. Стриндберга, И. Бергмана; - ознакомить с основными тенденциями, явлениями современной скандинавской и финской литературы. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ЗНАТЬ: - историю и общие закономерности развития скандинавской литературы и литературы Финляндии; - основные имена и понятия скандинавской мифологии: Асгард, Атли, Бальдр, Биврест, Браги, Брюнхильд, Вальгалла, валькирии, Верданди, Вирд, Гери, Гудрун, Гуннар, Герд, Ермунганд, Ётунхейм, етуны, Идунн, Иггдрасиль, Имир, Локи, Мидгард, Мимир, Мунин, Магни, Моди, Мьёлльнир, Муспелль, Нанна, нифльгейм, норны, Один (Вотан) , рагнарек, Сив, Скульд, Слейпнир, Сигурд, Трюм, Тор, Удгард, Урд, Фреки, Фрейр, Фрейя, Фригг, Фафнир, Хель, цверги; - основные литературоведческие понятия курса “История древнескандинавской литературы”: аллитерация, баллада, виса, драпа, дротткветт, кеннинг, квидухатт, нид, рунхент, руны, стев, сага, скальд, тёглаг, флокка, хейти, хендинг, хрюнхент; - понятия: романтическая сказки в творчестве Г.Х. Андерсена, “движение прорыва” 70-90-х г.г. ХIХ в. в датской литературе, литература экзистенциализма в творчестве С. Кьеркегора, романтизм, реализм, психологизм в творчестве Г. Ибсена, легендарно-исторический в творчестве Сиград Унсет, неоромантический герой, почвенничество в произведениях К. Гамсуна, натурализм, психологизм А. Стриндберга, историческая драма А. Стриндберга, театр А. Стриндберга, неоромантизм в творчевтве С. Лагерлёф, шведский интеллектуальный роман, модернизм в норвежской, шведской литературе, в творчестве Пера Лагерквиста, гротеск, роман-легенда в творчестве Торгни Линдгрена, философская проза Т. Янссон, философско-исторический роман в творчестве Мика Валтари. УМЕТЬ: - владеть основными понятиями в их системно-структурных связях; - выделять форму, содержание и функцию художественного образа в изучаемых произведениях; - характеризовать своеобразие литературы Скандинавии и Финляндии, понимая при этом, что она является неотъемлемой частью мировой литературы. При составлении программы использованы материалы «Программы дисциплин предметной подготовки по специальности 021700 «Филология». История зарубежной литературы». – М.: Флинта, 1999. Также учтен опыт авторов учебников, пособий, монографий, статей, список которых предложен ниже в части “Рекомендуемая литература”. 1.4 Извлечение из ГОС ВПО направления. Дисциплина в ГОС ВПО не представлена. 1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы:
1.6 Содержание дисциплины. 1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:
1.6.2 Содержание разделов дисциплины. |
Гоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины Автор программы: кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, литературы и методики их преподавания гоувпо мггу наумлюк... | Гоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины Лисицына Т. Н., к п н., доцент кафедры английского языка и английской филологии (мггу) | ||
Гоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины Автор программы: Наумлюк М. В., кандидат филологических наук, доцент кафедры рялимп мггу | Гоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины Иностранный язык (английский) с дополнительной специальностью Французский, немецкий языки | ||
Гоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины Дисциплина «Современный русский язык: фонетика» тесно связана с другими филологическими | Гоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины Программа предназначена для выполнения учебного плана бакалавров филологического образования | ||
Гоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины Автор программы: Наумлюк М. В., кандидат филологических наук, доцент кафедры рялиМП | Гоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины Программа предназначена для выполнения учебного плана бакалавров филологического образования | ||
Гоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины Автор программы: к фил н., доцент кафедры русского языка, литературы и методики их преподавания Пожидаева О. В | Гоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины Программа отражает актуальную проблематику дисциплины. При подготовке программы использованы труды отечественных и зарубежных культурологов,... | ||
Гоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины Цель изучение курса – сформировать основополагающие знания в области социокультурного менеджмента и обеспечить будущему специалисту... | Гоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины Автор программы: Макарова О. А. к б н., главный научный сотрудник государственного природного заповедника "Пасвик", заслуженный эколог... | ||
Гоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины Целью курса является привить к студентам интерес к современному литературному процессу, дать представление об основных этапах его... | Мггу учебно-методический комплекс дисциплины Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Мггу учебно-методический комплекс дисциплины Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины Антошина С. А., кандидат филологических наук, доцент кафедры русской филологии мггу |