Скачать 292.1 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (МГГУ) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ Основы педагогической диагностики ДН(М).В. 5.1 ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ПО НАПРАЛЕНИЮ 050300 Филологическое образование Утверждено на заседании кафедры Общей и специальной педагогики (протокол № 1 от 14.09.2010 г.) Зав. кафедрой _______________________________ Раздел 1. Программа учебной дисциплины 1.1.Автор-составитель программы: преподаватель Иванова А.Н. 1.2. Рецензент: к.п.н., доц. Авдеева Н.А. (СЗФ МГЭИ), к.п.н., проф. Манухин В.П.(МГГУ) 1.3.Пояснительная записка. Целью современного образования становится переориентация деятельности преподавания с уровня информирования на уровень управления развитием личности в ее личностном и профессиональном становлении. Тем самым в образовательную практику воплощаются новые принципы организации образования - персонификации и профессионализации. В этой связи наметилась тенденция усиления внимания к проблемам выявления и учёта личностных, групповых особенностей обучаемых в целях определения наиболее адекватных методов педагогического воздействия (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, II. А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, А.А. Реан, В.А. Якунин). Однако практическая реализация выше обозначенных тенденций и подходов невозможна без совершенствования системы педагогической диагностики (Б.П. Битинас, Н.К. Голубев, Г.А. Деминова, А.И. Кочетов, Я.Л. Коломинский и др.). Одним из путей повышения качества учебно-воспитательной работы в школе в современных условиях является выстраивание ее на основе педагогической диагностики. Наблюдения школьной практики свидетельствуют о недооценке места и роли диагностической функции учителя, что приводит к поверхностным выводам об особенностях педагогических явлений, к усредненным установкам и т.д. Современный педагогический вуз должен обеспечить готовность будущих учителей к качественному осуществлению профессионально-педагогической диагностики для превращения ее в реальный инструмент решения задач педагогической деятельности. Цель настоящей программы состоит в том, чтобы сформировать у будущих педагогов представление о научно-теоретических, методических и практических аспектах педагогической диагностики, показать ее специфику в практической деятельности. Курс «Основы педагогической диагностики» направлен на то, чтобы научить студентов решать в своей профессиональной деятельности такую важнейшую задачу, как диагностика педагогического процесса.Программа знакомит не только с принципами, задачами и парадигмами современной педагогической диагностики, а также с конкретными методиками, техниками диагностической деятельности. Теоретические вопросы в программе излагаются в их приложении к практической деятельности педагога-исследователя. Программа построена с учетом основных подходов и теорий развития современного образовательного процесса; ее основу составляют:
Задачи изучения курса «Основы педагогической диагностики» включают рассмотрение как теоретических проблем педагогической диагностики, так и изучение практических основ диагностической деятельности:
Студенты должны знать: принципы конструирования педагогической диагностики; подходы к классификации методов диагностики; критерии и показатели эффективности педагогической диагностики; особенности проведения диагностического исследования на всех его этапах; особенности отдельных методик педагогической диагностики; особенности диагностики учебного процесса; особенности использования тестовых методик; должны уметь: осуществлять все этапы диагностического процесса; подбирать диагностические методики согласно поставленным задачам деятельности; анализировать и применять на практике полученные результаты педагогической диагностики. Представленные разделы посвящены историческим особенностям становления педагогической диагностики, концептуальным основам современных знаний в области диагностики; анализу диагностической деятельности в процессе обучения; характеристики основных исследовательских методик по функциям деятельности педагога. Практические занятия предполагают организацию процесса овладения основными в работе учителя методами диагностики. 1.4. Извлечение из ГОС ВПО. Не предусмотрено (КПВ). 1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы:
1.6. Содержание дисциплины. 1.6.1.Учебно-тематический план и примерное распределение учебного времени
1.6.2 Содержание разделов дисциплины Введение. Педагогическая диагностика. Основные понятия, составляющие и функции педагогической диагностики; характеристика основных диагностических подходов в современной науке; сравнительный анализ парадигм диагностики. История развития педагогической диагностики. Возникновение педагогической диагностической практики. Этап научного становления диагностики. Развитие методологии педагогической диагностики во 2 половине 20 века. Современный этап развития педагогической диагностики. Концептуальные основы создания системы педагогической диагностики. Этапы диагностического процесса. Принципы конструирования педагогической диагностики (принципы системности, систематичности, объективности, конфиденциальности, гуманистической направленности, эффективности, компетентности, профессиональной направленности). Критерии и показатели эффективности педагогической диагностики. Основные подходы к классификации методов педагогической диагностики. Методы интерпретационной педагогической диагностики. Методы сбора диагностической информации. Методы обработки и оценивания диагностической информации. Методы представления и накопления результатов диагностики. Методы использования результатов диагностики. Методы оценки достоверности результатов диагностики. Диагностическая деятельность в процессе обучения. Критерии качества измерения, принципы диагностирования и контролирования обученности; система диагностирования, контроля, проверки и оценивания знаний; диагностирование обучаемости. Тестирование – одно из методик педагогической диагностики. История применения диагностических тестов; требования к правильно составленным тестам; классификация тестов; критерии диагностических тестов обученности; основные правила подготовки материалов для тестового контроля; Централизованное тестирование в России. Диагностика социального развития школьника. Общее понятие о социальном развитии школьника. Основные показатели уровня социального развития личности школьника. Диагностика уровня социального развития личности школьника. Педагогическая диагностика в профориентационной работе педагога. Диагностика профессиональной направленности личности: виды, особенности. Диагностика воспитательных возможностей классного коллектива. Основные методики диагностики систем взаимоотношений системы «личность-коллектив». 1.6.3. Темы для самостоятельного изучения.
1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. Смотри ниже материал для диагностического тестирования.
Литература основная
Литература дополнительная
1.9. Материально-техническое обеспечение. Электронный учебно-методический комплекс. Диагностические методики. Тесты. Учебники и учебные пособия. Раздаточный материал с тестами дифференциальной диагностики. 1.9.1. Перечень используемых технических средств. Бланки тестовых заданий. 1.9.2. Перечень используемых пособий. Учебные пособия по педагогической диагностики. 1.10 Примеры тестовых заданий. Задание. Инструкция. Дайте определение: Педагогическая диагностика - ____________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ Обучаемость – _______________________________________________________________________________________________________________________________ Обученность - ____________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ Задание. Инструкция. Допишите этапы диагностического процесса, выделяемые в отечественной науке:
Задание. Инструкция. Соотнесите правильно принципы и требования конструирования системы педагогической диагностики:
Ответ: А. - …, Б- …, В-…., Г-….., Д-…., Е-….., Ж-…., З-……. . Задание. Инструкция. Выберите правильное утверждение. А. Теоретическая разработка проблем диагностики началась в конце XIX - начале XX вв., в связи с появлением и развитием экспериментальной психологии и педагогики. Б. Теоретическая разработка проблем диагностики началась с конца XVIII в., когда ее элементы использовались без какого-либо научного обоснования и имели ярко выраженную эмпирическую направленность. В. Теоретическая разработка проблем диагностики началась в 50 - 70-е гг. XX в. в связи с возрождением идей Л.С. Выготского, что повлекло за собой исследование проблем личности в процессе обучения и воспитания. |
Учебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов | Учебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы неврологии» Целью освоения учебной дисциплины является формирование у студентов современного естественнонаучного о неврологических симптомах,... | Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры... Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «основы психотерапии» Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры клинической и специальной психологии | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы виктимологии» Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой «Уголовно-правовые дисциплины» (протокол №6 от 14. 11. 10г) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050202 Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы искусственного интеллекта» студентов очной формы обучения по специальности... | Учебно-методический комплекс дисциплины Целью изучения дисциплины является освоение студентами теоретических оснований педагогической деонтологии как части педагогической... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «основы компьютерной графики» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс дисциплины «Естественнонаучные основы эволюции» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Программа курса по выбору «Основы педагогической диагностики» составлена... ... | Учебно-методический комплекс дисциплины «основы библиотечно-информационного дела» Учебно-методический комплекс составлен на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы алгоритмизации и программирования» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050202. 65 Информатика Канск Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы микроэлектроники» для студентов очной формы обучения по специальности 050202.... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Теоретические основы экономической... Учебно-методический комплекс дисциплины Теоретические основы экономической географии | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы патопсихологии» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,... |