Российской федерации





Скачать 158.42 Kb.
НазваниеРоссийской федерации
Дата публикации30.10.2014
Размер158.42 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Институт филологии и журналистики

УТВЕРЖДАЮ

___________________________

"__" __________________20__ г.

УТВЕРЖДАЮ

Председатель НМК ИФиЖ

___________________________

"__" __________________20__ г.


Рабочая программа дисциплины

ИСТОРИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО КИНО


Направление подготовки

011300 – Журналистика

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр
Форма обучения

Очная
Саратов,

2011

1. Цели освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины «История художественного кино» является знакомство студентов с основными этапами развития мирового кинематографа, а также русского и советского кино. В этом курсе даются не только сведения по истории предмета, но и необходимые теоретические установки. В данном курсе сделана попытка представить историю кино в качестве движущегося противоречия между событиями общественно-исторического процесса, техническими открытиями и феноменом нового искусства.

2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Курс «История художественного кино» является дисциплиной по выбору и входит в профессиональный цикл (Б3). Курс логически и содержательно-методически связан с дисциплинами гуманитарного, социального и экономического цикла (Б1) «Философия», «Культурология», «История», с дисциплинами профессионального цикла (Б3) «История отечественной литературы», «История зарубежной литературы», «Основы литературной культуры».
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:
а) общекультурные (ОК):

- готовность уважительно и бережно относиться к наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия, руководствоваться ими в профессиональной деятельности (ОК-1);

- способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе, политической организации общества, использовать это знание в профессиональной деятельности (ОК-2);

- способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-3);

- культура мышления, способность к анализу, обобщению, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения, умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

- понимание значения и гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готовность принять нравственные обязательства по отношению к окружающей природе, обществу и самому себе, готовность руководствоваться ими в своей профессиональной деятельности (ОК-5);

- готовность к взаимодействию на основе принятых в обществе моральных и правовых норм, уважение к человеческой личности, толерантность к другой культуре; способность руководствоваться морально-правовыми нормами в профессиональной деятельности (ОК-6);

- способность видеть и реализовывать перспективу своего культурно-нравственного и профессионального развития, расширять кругозор, обновлять знания, готовность к постоянному саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, способность к саморефлексии, осмысливанию своего профессионального и социального опыта (ОК-8);

- способность основываться на базовых знаниях в области общегуманитарных наук (философия, культурология, история) в процессе формирования своего мировоззрения, понимать проблемы взаимоотношений общества и человека, взаимосвязь свободы и ответственности, значение нравственного и ценностного выбора, расширять свой кругозор в контексте полученного культурологического знания; умение использовать гуманитарные знания в своей социальной и профессиональной деятельности (ОК-13).
б) профессиональные (ПК):
- понимание социальной роли и общественной миссии журналистики и журналиста в демократическом обществе, функций и принципов СМИ в контексте социальных потребностей, исторического и современного опыта отечественных и зарубежных СМИ (ПК-1);

- понимание сущности журналистской профессии как социальной, информационной, творческой, её базовых характеристик, социальных ролей журналиста, качеств личности, необходимых для ответственного выполнения профессиональных функций (ПК-4);

- базовые знания в различных сферах жизни общества (экономика, политика, право, культура, экология, наука, здравоохранение, образование), которые являются объектом освещения в СМИ и с которыми связано тематическое содержание публикаций (ПК-10).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: периодизацию мирового кинопроцесса, имена режиссеров, актеров, операторов — классиков мирового и отечественного кинематографа, и названия созданных ими фильмов; какой вклад внесли различные национальные кинематографии в развитии мирового киноисскусства.
Уметь: отличать фильмы, обладающие высокими художественными достоинствами от вульгарных и низкопробных подделок; находить информацию о фильмах и их создателях, иметь представление о качестве этой информации.
Владеть: навыками анализа кинопродукции, написания различных текстов, рецензий, эссе, статей, рефератов научного характера, создания сценария документального фильма, проведения дискуссий о фильмах.
4. Структура и содержание дисциплины (модуля)

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа всего, из них 46 часов аудиторных.




п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Формы промежуточной аттестации (по семестрам)



Мировое и русское кино немого периода

7

1

лекция

Сам.раб.




2

6



От реализма 30-х к исканиям 60-х

7

2

2

6






Режиссеры и актеры — классики мирового кино

7

3-4

4

6






Современное состояние мирового кино

7

5

2

6






Становление и развитие советского кино 20-60-е гг.

7

6

2

6






Телевидение и кино

7

7

2

6






Современное состояние российского кино

7

8

2

6






Язык кино

7

9

2

6






Жанры кино

7

10

2

6






Просмотр фрагментов художественных фильмов по темам курса

7

11-12

4

8






Принципы целостного анализа художественного фильма (демонстративный показ)

7

13

2

8

Участие в обсуждении фильма



Сценарий, операторское решение, игра актеров, музыка, работа художника

7

14

2

8

Практический анализ выразительных средств фильма



Принципы написания кинорецензии

8

1

2

8

Чтение, обсуждение и анализ рецензий на фильм



Эссе в кинокритике

8

2

2

6

Чтение, обсуждение и анализ эссе



Творческий путь режиссера (по выбору преподавателя и студентов)

8

3-5

6

6

Чтение, обсуждение и анализ рефератов по теме «Творческий путь режиссера...»



Просмотр нового художественного фильма

8

6-8

6




Участие в дискуссии



Встреча с саратовским актером, снимавшимся в кино

8

9

2

























Зачёт


Содержание разделов дисциплины

Тема 1. Кино – искусство ХХ века.

Предпосылки возникновения кинематографа. История кино в связи с историей техники. Функции кино в различных общественных системах, социология кино. Синтетический характер киноискусства. Виды кино: художественное, документальное, мультипликационное, научно-популярное. Авторский и массовый к/ф.

Будущее киноискусства.
Тема 2. Мировое кино немого периода.

«Люмьеровское» и «мельесовское» в кинематографе. Кино как развлечение. Поиски языка, жанровой специфики, определенной продолжительности. Кино развивает традиции национальной массовой культуры. Первые звезды – Аста Нильсон и Макс Линдер. Луи Деллюк и киногения. Киноавангард 20-х годов во Франции и Германии. Выразительные средства немого кино. Творчество Ч. Чаплина.
Тема 3. От реализма 30-х к исканиям 60-х.

Кино становится звуковым и цветным. 30-е годы господства реализма в кино. Становление национальных кинематографий. Интенсивное развитие американского кино: массовое производство, появление новых жанров, системы звезд. Поэтический реализм во Франции. Пропагандистское кино фашистской Германии. Итальянский неореализм и французская новая волна: технические новшества, социальная значимость и новые средства выразительности. Польская школа.
Тема 4. Режиссеры и актеры-классики мирового кино.

Краткая характеристика творчества Д.У. Гриффита, У. Диснея, Ф. Феллини, И. Бергмана, М. Антониони, Л. Оливье, В. Ли, Г. Гарбо, М. Дитрих, Ж. Филипа.

Приложение таблицы «Великие кинорежиссеры…» и «Актеры мирового кино».
Тема 5. Причины экспансии американского кино 70-90 гг.

Успех фильмов-катастроф. Экспансия фантастики – С. Спилберг и Д. Лукас. Новые звезды американского кино. Кино как бизнес крупных киностудий. Фильм – товар и реклама товара. Технические новации в американском кино. Жанровое кино с хорошим концом. Изучение вкусов зрителя и реклама фильма. Система звезд по-прежнему действует.
Тема 6. Современное состояние мирового кино.

Количество игровых фильмов производимых в мире ежегодно. Три группы государств в зависимости от производства фильмов. Государства с наиболее развитой, развивающейся кинематографией и низким уровнем развития. Значение международных кинофестивалей Определение категорий «мейнстрим», «арт-хаус», «фестивальное кино».
Тема 7. Русское и советское кино немого периода.

Данные о первых русских художественных, документальных, мультипликационных фильмах. Система производства, количество фильмов по годам. Отношение деятелей русской культуры к кинематографу. Звезды немого кино Вера Холодная и Иван Мозжухин. Рождение советского кино. Киноавангард 20-х – открытия Л. Кулешова, С. Эйзенштейна, В. Пудовкина, Д. Вертова.
Тема 8. Становление и развитие советского кино. 30-60-е гг.

Звуковое кино в СССР. Крупнейшие студии: «Мосфильм», «Ленфильм», киностудия им А.М, Горького. Количество фильмов по годам. Творчество Г. Александрова, И. Пырьева, С. Герасимова. Звезды 30-40-х годов. Кино в период Великой Отечественной войны. Гуманизм советского кино 50-60-х годов. Новаторство в сфере кинематографического языка: М. Хуциев, А. Тарковский, С. Параджанов, А. Михалков-Кончаловский. Расцвет советской комедии 60-х годов. Фильмы, «положенные на полку». Конец кинематографа оттепели, первые симптомы застоя.
Тема 9. Телевидение и кино.

Этапы творческого взаимодействия телевидения и кино. До появления ТВ кино – самый совершенный способ передачи аудиовизуальной информации, в 50-60-е годы ТВ в СССР зависит от кино, использует его язык, в 70-е функции кино и ТВ разграничиваются. Телеканал как кинотеатр. Сериал и кинофильм. Передачи о кино на ТВ: жанры, структура, стилистика. Кино и ТВ – соперники или союзники.
Тема 10. Современное состояние российского кино.

Количественные показатели производства фильмов в России с 1990 по 2004 год. Социальные, финансовые, технические, демографические, культурологические причины спада производства фильмов в середине 90-х годов. Новые имена: режиссёры и актеры, дебютировавшие в начале 90-х. Лучшие фильмы десятилетия. Признаки возрождения российского кино.
Тема 11. Язык кино.

Язык кино в связи с историей кинотехники. Определение категорий кадр, композиция кадра, мизансцена, план, ракурс, монтаж. Роль света, цвета и звука в кино.
Тема 12. Жанры кино.

Значение категории жанр в разных видах искусства. Своеобразие жанров кино: наследование традиций литературы и театра и новые визуальные компоненты. Постоянное и изменчивое в жанрах. Комедия, мелодрама, мюзикл, фантастика, исторический фильм, драма, фильмы катастроф, фильмы ужасов, вестерн, боевик, детектив, триллер. Диффузия жанров в современном кино. Жанровое и авторское кино.
5. Образовательные технологии

  1. Использование в качестве базовых новых учебников ВГИКа.

  2. Лекции читаются с использованием видеофрагментов.

  3. Проводятся просмотры фильмов и фрагментов по разным темам («Язык кино», «Жанры кино», «Актер кино» и т.д.).

  4. Обучение методам анализа художественных фильмов.

  5. Обучение навыкам написания текстов о кино: рецензия, реферат, эссе.

  6. Встречи с кинорежиссерами и актерами.

  7. Использование Интернет-ресурсов.




      1. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.


В курсе «История художественного кино» студенты письменно выполняют три вида самостоятельной работ: рецензия, эссе, реферат. В лекциях даются методические рекомендации по написанию этих, принципиально различных, текстов. Рецензии пишутся на новые отечественные фильмы, эссе — свободная форма, дающая возможность проявлять свою индивидуальность в реакции на различные аспекты лекционных тем (любимый актер, жанр). Предлагаются в качестве образца - «Магия Янковского», «Улыбка Кабирии», «Дожди Тарковского», «Комедия навсегда», «Ужас, ужас...» (по А. Хичкоку). Темы рефератов - «Творческий путь режиссера...», классика зарубежного и отечественного кино по выбору студента. Реферат — объемное сочинение (15-20 страниц), включающее в себя фильмографию и библиографию, использование научной литературы и интернет-ресурсов.

Работы читаются и анализируются на практических занятиях (со сценариями и рефератами преподаватель знакомится заранее), в ходе дискуссии выясняются все достоинства и недостатки студенческих текстов. После каждой лекции студенты снабжаются разработанными преподавателем методическими материалами.
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЁТУ


  1. Кинематограф в культуре ХХ века.

  2. виды киноискусства.

  3. Краткая характеристика основных этапов развития мирового кино.

  4. Противоречие между авторским и массовым кинематографом.

  5. Мировое кино немого периода.

  6. Направления в мировом кино 30-60-х гг.

  7. Классики мировой кинорежиссуры.

  8. Актеры – классики мирового кино.

  9. Причины экспансии американского кино.

  10. Современное состояние мирового кино. Кинематографии развитые и развивающиеся.

  11. Русское кино немого периода.

  12. Киноавангард 20-х. Творчество Л. Кулешова, С. Эйзенштейна, В. Пудовкина, Д. Вертова.

  13. Становление советского кино. 30-е годы. Творчество Г. Александрова, И. Пырьева, С. Герасимова.

  14. Звезды советского кино 30-50-х годов.

  15. Кинематограф «оттепели – 50-60-е годы.

  16. Кинорежиссеры – классики советского кино.

  17. Телевидение и кино: связи, взаимодействия, противоречия.

  18. Современное состояние российского кино.

  19. Язык кино.

  20. Жанры кино.


7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
а) основная литература:

Фрейлих С.И. Теория кино: от Эйзенштейна до Тарковского: учеб. для вузов. - 5-е изд. - М.: Акад. Проект; Трикста, 2008.
б) дополнительная литература:

  1. Садуль Ж. История киноискусства. М. 1957.

  2. Садуль Ж. Всеобщая история кино. Т. 1-4, 6. М. 1958-1982.

  3. Теплиц Е. История киноискусства. С польск. В 4 т. 1895-1945. М. 1968-1974.

  4. История зарубежного кино. В 3 тт. М. 1965-1981.

  5. История зарубежного кино. 9145-2000 гг. Учебник. М. 2005.

  6. История советского кино. 1917-1967. В 4 тт. М., 1969-1978.

  7. Юренев Р. Краткая история советского кино. М. 1979.

  8. Зоркая Н.М. История советского кино. М. 2005.

  9. История отечественного кино: Учебник. М., 2005.

  10. Гинзбург С. Кинематография дореволюционной России. М. 1963.

  11. Кино. Энциклопедический словарь. М. 1986.

  12. Новые аудиовизуальные технологии. М., 2005.

  13. Звезды немого кино. М. 1968.

  14. Комики мирового экрана. М. 1966.

  15. Актеры зарубежного кино. Вып.1-12. М. 1965-1978.

  16. Актеры советского кино. Вып. 1-14. М. 1965-1978.

  17. Базен А. Что такое кино. М. 1972.

  18. Аристарко Г. История теорий кино. М. 1966.

  19. Линдгрен Э. Искусство кино. Введение в киноведение. М. 1956.

  20. Монтегю А. Мир фильма. Путеводитель по кино. Л. 1969.

  21. Соболев Р. Как кино стало искусством. Киев. 1975.

  22. Из истории французской киномысли. 1911-1933. М. 1988.

  23. Кино Италии. Неореализм. 1939-1961. М. 1989.

  24. Крапауэр З. Психологическая история немецкого кино. М. 1977.

  25. Кинематограф оттепели. Кн. 1. М. 1966; Кн. 2. М., 2002.

  26. Ежегодник кино. Вып-ки 1956-1961. М. 1958-1963.

  27. Экран. Вып. 1964-1990. М. 1965-1990.

  28. Жабский М. Тарасов К. Фохт-Бабушкин Ю. Кино в современном обществе. Функции – воздействие – востребованность. М. 2000.

  29. Мартен М. Язык кино. М. 1959.

  30. Что такое язык кино. М. 1989.

  31. Лоусон Д.Г. Фильм – творческий процесс или язык и структура фильма. М. 1967.

  32. Строение фильма. Сб. статей. К. Метц, У. Эко, Р. Барт, Р. Якобсон и др. М. 1984.

  33. Ханютин Ю. Реальность фантастического мира. М. 1977.

  34. Маркулан Я. Зарубежный кинодетектив. М. 1975.

  35. Маркулан Я. Киномелодрама. Фильм ужасов. М. 1978.

  36. Жанры кино. М. 1979.

  37. Ханин М. О песнях под дождем. М. 1984.

  38. Карцева Е. Вестерн. Эволюция жанра. М. 1976.


в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

Сайт: Все о кино. Режим доступа: http://www.vseokino.ru/
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

  1. Домашний кинотеатр Sony DAV DZ555.

  2. Телевизор 32” LCD Sony KDL-32U2000.

  3. Плейер DVD Philips DVP5960.


Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по направлению подготовки «011300 – Журналистика».
Автор: В.К. Семенюк.
Программа одобрена на заседании кафедры общего литературоведения и журналистики от года, протокол № .

Заведующий кафедрой общего

литературоведения и журналистики В.В. Прозоров

Директор Института

филологии и журналистики Л.С. Борисова

Директор Института

филологии и журналистики Л.С. Борисова

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Российской федерации iconРоссийской федерации приказ
Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации...
Российской федерации iconБез гражданства в российской федерации
Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав...
Российской федерации iconДоклад Правительства Российской Федерации Президенту Российской Федерации...
«О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. №825 «Об оценке эффективности деятельности органов...
Российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом...
Российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации
Цели и принципы стандартизации в российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом...
Российской федерации iconМинистерство экономического развития российской федерации
Указом Президента Российской Федерации от 01. 02. 2005 n 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской...
Российской федерации iconКомплексная программа 5-11 классы Под общей редакцией А. Т. Смирнова
Конституции Российской Федерации и федеральных законов Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности, Стратегии национальной...
Российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации автомобили скорой медицинской помощи
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом...
Российской федерации iconКомментарий к уголовно-процессуальному кодексу российской федерации
Смирнов А. В., доктор юридических наук, профессор, советник Конституционного Суда Российской Федерации, действительный государственный...
Российской федерации iconМинистерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач
Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного...
Российской федерации iconМинистерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач
Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного...
Российской федерации iconМинистерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач
Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного...
Российской федерации iconУтверждаю Президент Российской Федерации В. Путин стратегия развития...
Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом Российской Федерации 18...
Российской федерации iconМинистерство связи и массовых коммуникаций российской федерации
Российской Федерации от 1 февраля 2005 г n 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской...
Российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации гост р 53423- 2009
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом...
Российской федерации iconОб утверждении порядка
Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск