Скачать 158.42 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского Институт филологии и журналистики УТВЕРЖДАЮ ___________________________ "__" __________________20__ г. УТВЕРЖДАЮ Председатель НМК ИФиЖ ___________________________ "__" __________________20__ г. Рабочая программа дисциплины ИСТОРИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО КИНО Направление подготовки 011300 – Журналистика Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения Очная Саратов, 2011 1. Цели освоения дисциплины Целью освоения дисциплины «История художественного кино» является знакомство студентов с основными этапами развития мирового кинематографа, а также русского и советского кино. В этом курсе даются не только сведения по истории предмета, но и необходимые теоретические установки. В данном курсе сделана попытка представить историю кино в качестве движущегося противоречия между событиями общественно-исторического процесса, техническими открытиями и феноменом нового искусства. 2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Курс «История художественного кино» является дисциплиной по выбору и входит в профессиональный цикл (Б3). Курс логически и содержательно-методически связан с дисциплинами гуманитарного, социального и экономического цикла (Б1) «Философия», «Культурология», «История», с дисциплинами профессионального цикла (Б3) «История отечественной литературы», «История зарубежной литературы», «Основы литературной культуры». 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины: а) общекультурные (ОК): - готовность уважительно и бережно относиться к наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия, руководствоваться ими в профессиональной деятельности (ОК-1); - способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе, политической организации общества, использовать это знание в профессиональной деятельности (ОК-2); - способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-3); - культура мышления, способность к анализу, обобщению, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения, умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4); - понимание значения и гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готовность принять нравственные обязательства по отношению к окружающей природе, обществу и самому себе, готовность руководствоваться ими в своей профессиональной деятельности (ОК-5); - готовность к взаимодействию на основе принятых в обществе моральных и правовых норм, уважение к человеческой личности, толерантность к другой культуре; способность руководствоваться морально-правовыми нормами в профессиональной деятельности (ОК-6); - способность видеть и реализовывать перспективу своего культурно-нравственного и профессионального развития, расширять кругозор, обновлять знания, готовность к постоянному саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, способность к саморефлексии, осмысливанию своего профессионального и социального опыта (ОК-8); - способность основываться на базовых знаниях в области общегуманитарных наук (философия, культурология, история) в процессе формирования своего мировоззрения, понимать проблемы взаимоотношений общества и человека, взаимосвязь свободы и ответственности, значение нравственного и ценностного выбора, расширять свой кругозор в контексте полученного культурологического знания; умение использовать гуманитарные знания в своей социальной и профессиональной деятельности (ОК-13). б) профессиональные (ПК): - понимание социальной роли и общественной миссии журналистики и журналиста в демократическом обществе, функций и принципов СМИ в контексте социальных потребностей, исторического и современного опыта отечественных и зарубежных СМИ (ПК-1); - понимание сущности журналистской профессии как социальной, информационной, творческой, её базовых характеристик, социальных ролей журналиста, качеств личности, необходимых для ответственного выполнения профессиональных функций (ПК-4); - базовые знания в различных сферах жизни общества (экономика, политика, право, культура, экология, наука, здравоохранение, образование), которые являются объектом освещения в СМИ и с которыми связано тематическое содержание публикаций (ПК-10). В результате освоения дисциплины обучающийся должен: •Знать: периодизацию мирового кинопроцесса, имена режиссеров, актеров, операторов — классиков мирового и отечественного кинематографа, и названия созданных ими фильмов; какой вклад внесли различные национальные кинематографии в развитии мирового киноисскусства. •Уметь: отличать фильмы, обладающие высокими художественными достоинствами от вульгарных и низкопробных подделок; находить информацию о фильмах и их создателях, иметь представление о качестве этой информации. •Владеть: навыками анализа кинопродукции, написания различных текстов, рецензий, эссе, статей, рефератов научного характера, создания сценария документального фильма, проведения дискуссий о фильмах. 4. Структура и содержание дисциплины (модуля) Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа всего, из них 46 часов аудиторных.
Содержание разделов дисциплины Тема 1. Кино – искусство ХХ века. Предпосылки возникновения кинематографа. История кино в связи с историей техники. Функции кино в различных общественных системах, социология кино. Синтетический характер киноискусства. Виды кино: художественное, документальное, мультипликационное, научно-популярное. Авторский и массовый к/ф. Будущее киноискусства. Тема 2. Мировое кино немого периода. «Люмьеровское» и «мельесовское» в кинематографе. Кино как развлечение. Поиски языка, жанровой специфики, определенной продолжительности. Кино развивает традиции национальной массовой культуры. Первые звезды – Аста Нильсон и Макс Линдер. Луи Деллюк и киногения. Киноавангард 20-х годов во Франции и Германии. Выразительные средства немого кино. Творчество Ч. Чаплина. Тема 3. От реализма 30-х к исканиям 60-х. Кино становится звуковым и цветным. 30-е годы господства реализма в кино. Становление национальных кинематографий. Интенсивное развитие американского кино: массовое производство, появление новых жанров, системы звезд. Поэтический реализм во Франции. Пропагандистское кино фашистской Германии. Итальянский неореализм и французская новая волна: технические новшества, социальная значимость и новые средства выразительности. Польская школа. Тема 4. Режиссеры и актеры-классики мирового кино. Краткая характеристика творчества Д.У. Гриффита, У. Диснея, Ф. Феллини, И. Бергмана, М. Антониони, Л. Оливье, В. Ли, Г. Гарбо, М. Дитрих, Ж. Филипа. Приложение таблицы «Великие кинорежиссеры…» и «Актеры мирового кино». Тема 5. Причины экспансии американского кино 70-90 гг. Успех фильмов-катастроф. Экспансия фантастики – С. Спилберг и Д. Лукас. Новые звезды американского кино. Кино как бизнес крупных киностудий. Фильм – товар и реклама товара. Технические новации в американском кино. Жанровое кино с хорошим концом. Изучение вкусов зрителя и реклама фильма. Система звезд по-прежнему действует. Тема 6. Современное состояние мирового кино. Количество игровых фильмов производимых в мире ежегодно. Три группы государств в зависимости от производства фильмов. Государства с наиболее развитой, развивающейся кинематографией и низким уровнем развития. Значение международных кинофестивалей Определение категорий «мейнстрим», «арт-хаус», «фестивальное кино». Тема 7. Русское и советское кино немого периода. Данные о первых русских художественных, документальных, мультипликационных фильмах. Система производства, количество фильмов по годам. Отношение деятелей русской культуры к кинематографу. Звезды немого кино Вера Холодная и Иван Мозжухин. Рождение советского кино. Киноавангард 20-х – открытия Л. Кулешова, С. Эйзенштейна, В. Пудовкина, Д. Вертова. Тема 8. Становление и развитие советского кино. 30-60-е гг. Звуковое кино в СССР. Крупнейшие студии: «Мосфильм», «Ленфильм», киностудия им А.М, Горького. Количество фильмов по годам. Творчество Г. Александрова, И. Пырьева, С. Герасимова. Звезды 30-40-х годов. Кино в период Великой Отечественной войны. Гуманизм советского кино 50-60-х годов. Новаторство в сфере кинематографического языка: М. Хуциев, А. Тарковский, С. Параджанов, А. Михалков-Кончаловский. Расцвет советской комедии 60-х годов. Фильмы, «положенные на полку». Конец кинематографа оттепели, первые симптомы застоя. Тема 9. Телевидение и кино. Этапы творческого взаимодействия телевидения и кино. До появления ТВ кино – самый совершенный способ передачи аудиовизуальной информации, в 50-60-е годы ТВ в СССР зависит от кино, использует его язык, в 70-е функции кино и ТВ разграничиваются. Телеканал как кинотеатр. Сериал и кинофильм. Передачи о кино на ТВ: жанры, структура, стилистика. Кино и ТВ – соперники или союзники. Тема 10. Современное состояние российского кино. Количественные показатели производства фильмов в России с 1990 по 2004 год. Социальные, финансовые, технические, демографические, культурологические причины спада производства фильмов в середине 90-х годов. Новые имена: режиссёры и актеры, дебютировавшие в начале 90-х. Лучшие фильмы десятилетия. Признаки возрождения российского кино. Тема 11. Язык кино. Язык кино в связи с историей кинотехники. Определение категорий кадр, композиция кадра, мизансцена, план, ракурс, монтаж. Роль света, цвета и звука в кино. Тема 12. Жанры кино. Значение категории жанр в разных видах искусства. Своеобразие жанров кино: наследование традиций литературы и театра и новые визуальные компоненты. Постоянное и изменчивое в жанрах. Комедия, мелодрама, мюзикл, фантастика, исторический фильм, драма, фильмы катастроф, фильмы ужасов, вестерн, боевик, детектив, триллер. Диффузия жанров в современном кино. Жанровое и авторское кино. 5. Образовательные технологии
В курсе «История художественного кино» студенты письменно выполняют три вида самостоятельной работ: рецензия, эссе, реферат. В лекциях даются методические рекомендации по написанию этих, принципиально различных, текстов. Рецензии пишутся на новые отечественные фильмы, эссе — свободная форма, дающая возможность проявлять свою индивидуальность в реакции на различные аспекты лекционных тем (любимый актер, жанр). Предлагаются в качестве образца - «Магия Янковского», «Улыбка Кабирии», «Дожди Тарковского», «Комедия навсегда», «Ужас, ужас...» (по А. Хичкоку). Темы рефератов - «Творческий путь режиссера...», классика зарубежного и отечественного кино по выбору студента. Реферат — объемное сочинение (15-20 страниц), включающее в себя фильмографию и библиографию, использование научной литературы и интернет-ресурсов. Работы читаются и анализируются на практических занятиях (со сценариями и рефератами преподаватель знакомится заранее), в ходе дискуссии выясняются все достоинства и недостатки студенческих текстов. После каждой лекции студенты снабжаются разработанными преподавателем методическими материалами. ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЁТУ
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины а) основная литература: Фрейлих С.И. Теория кино: от Эйзенштейна до Тарковского: учеб. для вузов. - 5-е изд. - М.: Акад. Проект; Трикста, 2008. б) дополнительная литература:
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы: Сайт: Все о кино. Режим доступа: http://www.vseokino.ru/ 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по направлению подготовки «011300 – Журналистика». Автор: В.К. Семенюк. Программа одобрена на заседании кафедры общего литературоведения и журналистики от года, протокол № . Заведующий кафедрой общего литературоведения и журналистики В.В. Прозоров Директор Института филологии и журналистики Л.С. Борисова Директор Института филологии и журналистики Л.С. Борисова |
Российской федерации приказ Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации... | Без гражданства в российской федерации Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав... | ||
Доклад Правительства Российской Федерации Президенту Российской Федерации... «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. №825 «Об оценке эффективности деятельности органов... | Национальный стандарт российской федерации Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом... | ||
Национальный стандарт российской федерации Цели и принципы стандартизации в российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом... | Министерство экономического развития российской федерации Указом Президента Российской Федерации от 01. 02. 2005 n 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской... | ||
Комплексная программа 5-11 классы Под общей редакцией А. Т. Смирнова Конституции Российской Федерации и федеральных законов Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности, Стратегии национальной... | Национальный стандарт российской федерации автомобили скорой медицинской помощи Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом... | ||
Комментарий к уголовно-процессуальному кодексу российской федерации Смирнов А. В., доктор юридических наук, профессор, советник Конституционного Суда Российской Федерации, действительный государственный... | Министерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного... | ||
Министерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного... | Министерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного... | ||
Утверждаю Президент Российской Федерации В. Путин стратегия развития... Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом Российской Федерации 18... | Министерство связи и массовых коммуникаций российской федерации Российской Федерации от 1 февраля 2005 г n 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской... | ||
Национальный стандарт российской федерации гост р 53423- 2009 Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом... | Об утверждении порядка Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов... |