Скачать 183.02 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Научно-исследовательский университет – Высшая школа экономики» Факультет истории, НИУ-ВШЭ-С.-Петербург Программа дисциплины «Введение в историю человечества» для направления 030600.62 «История» подготовки бакалавра Авторы программы: Е.В. Анисимов, д-р ист.н. В.В. Каплун, к.ф.н. Ю.А. Лайус, к.б.н. Е.Б. Павлова, к.п.н. А.А. Селин, д-р ист.н. А.М. Семенов, доктор истории Одобрена на заседании факультета истории «__»____________2012 г. Декан факультета истории, проф. А.М. Семенов Утверждена УС НИУ-ВШЭ- С.-Петербург «__»____________2012 г. Ученый секретарь С.-Петербург, 2012
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности 030600.62 «История» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Введение в историю человечества». Программа разработана в соответствии с:
Целями освоения дисциплины «Введение в историю человечества» являются:
В результате освоения дисциплины студент должен:
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Настоящая дисциплина относится к циклу общеисторических дисциплин. Изучение данной дисциплины носит пропедевтический характер и призвано в какой-то мере компенсировать отказ от традиционного систематического освоения исторического материала в течение всех лет обучения. Пунктирное изложение материала всемирной истории призвано вооружить студента основами базовой исторической эрудиции и облегчить самостоятельный выбор материала для последующего изучения. В рамках БУП образовательной программы бакалавриат данный курс призван служить противовесом курса «Введение в профессию», акцент которого сделан на процесс конструирования прошлого в логике исторического исследования. Данный курс подчеркивает несводимость всего многообразия прошлого к существующим объяснительным моделям и эвристический потенциал обращения к языкам самоописания и специфики изучаемых исторических контекстов для рождения нового научного исторического знания. Курс предваряет изучение всех прочих общеисторических дисциплин базового учебного плана. Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:
5. Тематический план учебной дисциплины
6.1.Критерии оценки знаний, навыков Домашнее задание – в рамках данного курса – это письменная работа, направленная на применние знаний по выявлению и анализу исторических источников. Реферат – владение первичными навыками реферирования научной литературы, умение анализировать и делать выводы. Эссе – умение сранивать различные подходы к истории человечества. Зачет – владение основными понятиями для описания всемирно-исторических процессов, умение отличить историческую семантику ключевых социально-политических концепций истории человечества от современных значений (государство, культура, человек, мир), ориентация в хронологии и исторической географии истории человечества. Экзамен – знание базовых понятий данной дисциплины, ее основных разделов, умение различать господствующие нарративы всемирной истории и их критику. Знание основных подходов к периодизации всемирно-исторического процесса, умение синхронизировать развитие различных регионов и выделять моменты исторической асинхронии. Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале. 7. Содержание дисциплины Тема 1: Подходы к описанию истории человечества. Исторические регионы, глобальная история и асинхрония всемирного исторического времени 1. 13.09 Пространство и время всемирной истории. Локальные хроники и история человечества. Мировые религии и мировые цивилизации. Когда появляется субъект и объект всемирной истории? 2. 20.09. Концепция человечества: проект Просвещения. 3. 27.09. Концепция человечества: от проекта Просвещения до глобализации. 4. 04.10. Меняющиеся концепции исторического времени. Нововременная концепция исторического времени. Европоцентризм. Ориентализм. Тема 2: Древние цивилизации и средние века 1. 11.10. Древние цивилизации. Почему нам интересна Античность? 2. 18.10. Древняя Греция, Древний Рим и Древний Китай: культурное и политическое освоение пространства. 3. 25.10. Средние Века в европейской истории и в мировой истории: феодализм, христианство, город, университет. Литература: Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992. Уваров П.Ю. Парижский университет и местные интересы (конец XIV - первая половина XVвв.) // Средние века. Вып. 54. М., 1991; Тема 3: Исторические процессы Нового времени 1. 01.11. Мировая экономическая система и рождение капитализма: Венеция, Флоренция, Амстердам и Лондон. От торговли к финансовому капиталу, от финансового капитала к производству, от произвдства к финансовому капиталу? К. Маркс, Ф. Энгель. Манифест коммунистической партии. http://www.marxists.org/russkij/marx/1848/manifesto.htm Ф. Бродель. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV—XVIII вв.Т 3. Москва, 1992. 2. 08.11. Великие кочевнические империи: торговля, завоевания и «другое» мировое пространство. 3. 15.11. Религиозные войны и появление современного территориального и суверенного государства. Реформация в Германии. Лютеранство и Кальвинизм. География протестантизма в Европе. Аугсбургский мир. Тридцатилетняя война. Становление протестантских государств Северной Европы. Пост-тридентская Европа. Английская революция и Хмельничшина как религиозные войны. Литература: Констан Ж. М. Повседневная жизнь французов во времена Религиозных войн М., 2005. Левинсон К. А. Бюрократия немецкого города XVI-XVII вв. М., 2000. Барг М. А. Великая английская революция в портретах её деятелей. М.: 1991. 4. 22.11. Великие географические открытия, колониальные империи и рождение новой карты мировой истории. Ливен, Д. Империя, история и современный мировой порядок // Ab Imperio. 2005. № 1. С. 75-116. Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире. СПб.: Университетская книга, 2001 Burbank, Jane and Frederick Cooper. Empires in World History: Power and the Politics of Difference. Princeton: Princeton University Press, 2010. Ch. 6. 5. 29.11. Век революций: Американская война за независимость и Великая французская революция. Декларация прав человека и гражданина http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnst1793.htm Декларация независимости США http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/indpndnc.htm Хобсбаум, Эрик. Век революции: 1789-1848. Москва: Феникс, 1999. Sewell, W. “Ideologies and Social Revolutions,” Journal of Modern History 57:1 (1985): 57-85. 6. 06.12. Индустриальная революция, социальные движения и рождение современного общества и демократии. М. Вебер. Протестансткая этика и дух капитализма // М. Вебер. Избранные произведения. Москва: Прогресс, 1991 Хобсбаум, Эрик. Век капитала: 1848-1875. Москва: Феникс, 1999. 7. 13.12. Век империализма и противоречия «Великолепной эпохи»: Свобода, прогресс, наука и/или колониализма, антисемитизма и массового общества. М. Вебер. Политика как призвание и профессия // М. Вебер. Избранные произведения. Москва: Прогресс, 1991 Шорске, К. Вена на рубеже веков: политика и культура. Москва, 2001. Eley, Geoff. Forging Democracy: the History of the Left in Europe, 1850-2000. Oxford: Oxford University Press, 2002. Blackbourn, D. and G. Eley, The Peculiarities of German History. Oxford and New York, 1984. Тема 4: Россия во всемирной истории 1. 07.02. Вступление Руси в ойкумену европейской цивилизации. Русь между Скандинавией и Византией. Происхождение Руси и вечные споры норманистов и антинорманистов. Смысл и значение принятия христианства Русью в византийской редакции. Лит-ра: Петрухин В.Я., Раевский Д.С. Очерки истории народов России в древности раннем средневековье. М., 1998; Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.).М., 1998; Ловмяньский Х. Русь и норманны. М., 1985; Франклин С. Шепард Д. Начало Руси. СПб, 1996 2. 14.02. Москва – «Третий Рим»? Московское царство между Западом и Востоком. Монгольское нашествие, судьба русских городов и элиты. Тактика жизни «под Ордой» и возрождение Руси в обличии Московского царства. Феномен Ивана Грозного. 3. 21.02. Вестернизация времен Петра Великого. Рождение Российской империи. Причины реформ Петра и его личная судьба. Использование западных институций и идей в реформах Петра. Запад и Петр: проблема взаимоотношений. 4. 28.02. Судьбы идей европейского Просвещения в России XVIII века. Эпоха Екатерины II, идеи преобразований на основе Просвещения, просветители и Екатерина, «новый русский человек», имперские завоевания на Юге. анисимов 5. 07.03. Россия - освободитель и «жандарм Европы». Россия и Запад в первой половине XIX в. Война 1812 года, освободительная миссия России и ее последствия для самой России. Судьба идей либерализма в александровскую эпоху. Промышленная революция в Европе, экономика и политика застоя эпохи Николая I.семенов 6. 14.03. «Большая игра» России на Балканах, в Средней Азии и на Дальнем Востоке (Вторая половина XIX- начало XX вв.). Россия и Балканы: традиции, реальности и фантомы. Проблема «Проливов» и «Восточный вопрос». «Памиры» или имперское движение России к границам Британской Индии. Узел противоречий великих держав в Китае и Корее. Тема 5: Первая и вторая Мировые войны: рождение современности. 1. 21.03. Первая мировая война и межвоенный период. «Кошмар коалиций» конца XIX - начала XX века. Июльский кризис 1914 г.: случайность или закономерность? Международные отношения во время первой мировой войны. Изменения на политической карте Европы и их последствия. Становление Версальско-вашингтонской системы международных отношений. Колониальная проблема начала ХХ века. Лига Наций. Мировой экономический кризис и его влияние на мировые державы. Идея пацифизма в Европе. Литература:
2. 28.03. Вторая Мировая война и судьбы 20 века. Политика умиротворения (Мюнхенский сговор). “Странная война”. Пакт Молотова –Риббентропа. Германская экспансия в Европе. Нападение Германии на СССР. Формирование антигитлеровской коалиции. Американо-японские отношения и вступление в войну США. Отношения внутри антигитлеровской коалиции, проблема второго фронта. Международные конференции периода Второй мировой войны. Декларация объединенных наций. Окончание войны в Европе. Будущее Европы. Ялтинско -потсдамская система. Создание ООН. Окончание Второй мировой войны. Доктрина Трумэна и план Маршалла. Берлинский кризис. Начало Холодной войны. Литература: 1.Киссинджер Г. Три подхода к миру: Рузвельт, Сталин и Черчилль во время второй мировой войны// Дипломатия, М., 354-379 2. История международных отношений в документах и воспоминаниях современников. СПб., 2008. Хрестоматия. Выпуск 2. Глава 2. Документы 86 – 89,91– 97. Тема 6: Мир в эпоху Холодной войны и новейшие исторические тенденции. 1. 04.04. Мир в эпоху Холодной войны: политика и международные отношения. Мир в эпоху Холодной войны: политика и международные отношения Павлова «Политика сдерживания». Ядерный фактор в международных отношениях. Кубинский кризис. Особенности региональных вооруженных конфликтов с участием сверхдержав. Корейская война. Война во Вьетнаме. Пражская весна. Французские события 1968. Хельсинская конференция. Создание СБСЕ. Международные организации в период Холодной войны. Литература:
2. 11.04. Мир в эпоху Холодной войны: наука и культура. Советская наука и культура в позднесталинский период: замораживание контактов, борьба с космополитизмом, поиск российских приоритетов. СССР и международные организации и программы: ЮНЕСКО, Международный геофизический год, программа «Биосфера» и др. Освоение космоса. Возникновение массовой культуры. Всемирные выставки, спорт. Литература:
3. 18.04. Деколонизациия. 1960 – год Африки. Алжирская война. Португалия – последняя колониальная империя. СССР и США: конкуренция на периферии. Проблема Западной Сахары. Проблема Восточного Тимора. Международные организации на базе колониальных связей. Современные последствия деколонизационных процессов Литература:
4. 25.04. Окончание Холодной войны. Новая Европа: исторические прецеденты и инновации XX века. Павлова «Новое мышление» М.С. Горбачева. Окончание Холодной войны: Берлинская стена, объединение Германии, распад СССР. Понятие глобализации и его значение для эволюции гуманитарного знания. Ф. Фукуяма и его «Конец истории». Противоречия международного права. Основная проблематика: автономия государства, права человека, право на гуманитарную интервенцию, справедливое распределение ресурсов, экологические проблемы. Права человека как универсалистская идеология современности. Диалектика морализма и империализма в практике защиты прав человека. Международное право и международные организации после окончания холодной войны. Устав ООН и его применение. Косовский (1999 г.) и иракский (2003 г.) конфликты. Литература:
Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Политические исследования. 1994. № 1. С. 33–48. 5. 02.05. Новая Европа: исторические прецеденты и инновации XX века. Формирование и развитие национального государства в Европе от средневековья до наших дней. Периодизация истории политической карты Европы. Политическая карта Европы к началу XX в., ее изменения в результате мировых войн. Европейские государства в послевоенный период; холодная война и «железный занавес». Окончание холодной войны и его последствия для политической карты Европы. Структура Европейского союза: Европейское сообщество, ЕОУС, Евратом, Европейский союз. Государства-участники; этапы расширения ЕС. Краткий обзор истории европейской интеграции. Роль ЕС в Европе и мире. Расширение ЕС. Литература:
6. 09.05. XX век: глобализация и экологические проблемы. Возникновение экологических движений в США и Западной Европе, 1960-70 гг. Рейчел Карсон – проблема ДДТ. Антиядерные движения. СССР и международные экологические организации, двусторонние соглашения. Экологические протесты в СССР: Байкал, поворот северных рек и др. Чернобыльская катастрофа. Экологическая политика конца XX века. Литература:
8.Образовательные технологииКурс состоит из лекций и семинаров, в рамках лекций встречаются смешанные типы занятий, в которые включаются опросы, беседы со студентами, дискуссии между студентами. Важным компонентом курса также является наличие проекционного оборудования для наличия возможности визуализации исторической географии для каждой из обсуждаемых тем. 9. Перечень вопросов к экзамену по всему курсу.
10.Порядок формирования оценок по дисциплинеПреподаватели оценивают самостоятельную работу студентов: степень активности и готовность (с учетом знакомства с рекомендуемой литературой) к обсуждению проблем, рассматриваемых в лекциях, включая устное сообщение – Осам. Результирующая оценка за текущий контроль учитывает результаты написания реферата – Ореф. Результирующая оценка за текущий контроль учитывает результаты написания эссе – Оэсс. Результирующая оценка за текущий контроль учитывает результаты зачета – Озач. Результирующая оценка за текущий контроль в форме экзамена выставляется по следующей формуле: Оитоговый = k1Oзачет + k2Oреф.+k3Oсам + k4Oэсс+k5Оэкз 11.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины11.1 Базовый учебник11.2 Основная литература |
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Челябинской области | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... | ||
Программа Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Проект Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования |