Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования





Скачать 183.02 Kb.
НазваниеПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Дата публикации30.10.2014
Размер183.02 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > История > Программа дисциплины
Правительство Российской Федерации
Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«Научно-исследовательский университет – Высшая школа экономики»


Факультет истории, НИУ-ВШЭ-С.-Петербург


Программа дисциплины «Введение в историю человечества»
для направления 030600.62 «История» подготовки бакалавра

Авторы программы:

Е.В. Анисимов, д-р ист.н.

В.В. Каплун, к.ф.н.

Ю.А. Лайус, к.б.н.

Е.Б. Павлова, к.п.н.

А.А. Селин, д-р ист.н.

А.М. Семенов, доктор истории
Одобрена на заседании факультета истории «__»____________2012 г.

Декан факультета истории, проф. А.М. Семенов

Утверждена УС НИУ-ВШЭ- С.-Петербург «__»____________2012 г.

Ученый секретарь
С.-Петербург, 2012



  1. Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности 030600.62 «История» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Введение в историю человечества».

Программа разработана в соответствии с:

  • образовательным стандартом высшего профессионального образования ГОБУ ВПО НИУ ВШЭ

  • Базовым учебным планом образовательной программы 030600.62 «История».




  • Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки бакалавра 030600.62 «История»

  1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Введение в историю человечества» являются:

  • формирование у студентов общего представления о целостности и разнообразии всемирно-исторического процесса;

  • формирование знаний о феномене исторического времени в отличие от календарного времени, различных подходах к периодизации всемирной истории, о проблеме синхронности и асинхронности всемирного исторического развития;

  • овладение содержанием понятия исторический регион, навыками использования исторической географии для понимания глобальных процессов;

  • знакомство студентов с основными метанарративами и объяснительными моделями всемирной истории, с критикой европецентризма и нормативности гегемонных метанарративов;

  • развитие навыка отделения событий и процессов всемирно-исторического значения от локальных;

  • формирования понимания принципа историзма и опасности презентизма в интерпретации всемирноной истории

  • формирование представлений о множественности возможных интерпретаций человеческой истории, о невозможности редукционизма сложного всемирного исторического процесса к одной сфере деятельности человека (экономика, политика, социальные отношения, культура, экологическая среда или география).

  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

    • знать существующие метанарратива всемирной истории и гегемонные объяснительные модели, уметь воспроизводить критику доминатных метанарративов и гегемонных объяснительных моделей;

    • понимать отличие феномена исторического времени от календарного времени;

    • уметь оперировать понятием исторический регион для локализации всемирно-исторических событий и процессов;

    • иметь самое начальное представление о периодизации всемирной истории;

    • уметь осуществлять критику презентистских интерпретаций истории;

    • понимать невозможность моноказуального объяснения исторического процесса, уметь критиковать встречающие моноказуальные объяснения исторического процесса;

    • иметь первичные навыки работы с научной литературой и источниками.


В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:


Компетенция

Код по НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения,

способствующие формированию и развитию компетенции

Общенаучная

Владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения


ОНК-4

Дает определение исторической науки, владеет общепринятой периодизацией истории, понимает возможности и ограничения реконструкции прошлого.

Лекции, семинарские занятия, написание реферата, коллоквиум.

Инструментальная

Способность к чтению научной литературы конкретно-исторического и историософского содержания, умение работать с картой, знание основ хронологии и понимание исторических источников, овладение первичными навыками критики текстов

ИК-3

Может вычленить основное содержание текста, отделить главное от второстепенного, выявить авторскую позицию. Способен соотнести во времени события, происходившие в разных регионах.

Лекции, семинарские занятия, написание реферата, коллоквиум

Социально-личностная

Обладание базовой эрудицией, способность выработать и высказать собственную оценку исторических событий с гуманистических позиций.

СЛК-1

Способен понимать, на какую эмпирическую реальность опираются авторы теоретических текстов, апеллирующие к эрудиции читателя. Обладает представлениями о «цене прогресса», способен подходить к истории с ценностных позиций.

Лекции, семинарские занятия, написание реферата, коллоквиум

Профессиональная

Способность к целостному восприятию исторического процесса, умение соотносить общее и частное в историческом исследовании

ПК-5

Обладает общими навыками синхронизации исторического материала, умеет включать историю изучаемого периода и изучаемой страны во всемирно-исторический контекст. Способен критически подходить к историко-теоретическим и конкретно-историческим исследованиям. Овладел первичными навыками проблематизации исторического материала.

Лекции, семинарские занятия, написание реферата, коллоквиум
















  1. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина относится к циклу общеисторических дисциплин.

Изучение данной дисциплины носит пропедевтический характер и призвано в какой-то мере компенсировать отказ от традиционного систематического освоения исторического материала в течение всех лет обучения. Пунктирное изложение материала всемирной истории призвано вооружить студента основами базовой исторической эрудиции и облегчить самостоятельный выбор материала для последующего изучения. В рамках БУП образовательной программы бакалавриат данный курс призван служить противовесом курса «Введение в профессию», акцент которого сделан на процесс конструирования прошлого в логике исторического исследования. Данный курс подчеркивает несводимость всего многообразия прошлого к существующим объяснительным моделям и эвристический потенциал обращения к языкам самоописания и специфики изучаемых исторических контекстов для рождения нового научного исторического знания. Курс предваряет изучение всех прочих общеисторических дисциплин базового учебного плана.

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

  • знание отечественной и всемирной истории на уровне программы средней общеобразовательной школы;

  • знание обществознания на уровне программы средней общеобразовательной школы;

  • понимание языка литературы по общим проблемам исторической науки

5. Тематический план учебной дисциплины




Название темы

Всего часов по дисциплине

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинарские занятия

1

Подходы к описанию истории человечества. Исторические регионы, глобальная история и асинхрония всемирного исторического времени





8




10

2

Древние цивилизации и средние века




6




7.5

3

Исторические процессы Нового времени




14




17.5

4

Россия во всемирной истории




12




15

5.

Первая и вторая Мировые войны: рождение современности




4




5

6

Мир в эпоху Холодной войны и новейшие исторические тенденции




12




15




ИТОГО часов




56




88




  1. Формы контроля:

Тип контроля

Форма контроля

Параметры

Промежуточный

Реферат

Письменное задание, 9000 знаков с пробелами

Промежуточный

Эссе

Письменное задание, 9000 знаков в пробелами

Промежуточный

Зачет

Устный, в основе зачета лежит собеседование по эссе, проверка понимания текста и контекста

Итоговый

Экзамен

Устный


6.1.Критерии оценки знаний, навыков

Домашнее задание – в рамках данного курса – это письменная работа, направленная на применние знаний по выявлению и анализу исторических источников.

Реферат – владение первичными навыками реферирования научной литературы, умение анализировать и делать выводы.

Эссе – умение сранивать различные подходы к истории человечества.

Зачет – владение основными понятиями для описания всемирно-исторических процессов, умение отличить историческую семантику ключевых социально-политических концепций истории человечества от современных значений (государство, культура, человек, мир), ориентация в хронологии и исторической географии истории человечества.

Экзамен – знание базовых понятий данной дисциплины, ее основных разделов, умение различать господствующие нарративы всемирной истории и их критику. Знание основных подходов к периодизации всемирно-исторического процесса, умение синхронизировать развитие различных регионов и выделять моменты исторической асинхронии.

Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.

7. Содержание дисциплины
Тема 1: Подходы к описанию истории человечества. Исторические регионы, глобальная история и асинхрония всемирного исторического времени
1. 13.09 Пространство и время всемирной истории. Локальные хроники и история человечества. Мировые религии и мировые цивилизации. Когда появляется субъект и объект всемирной истории?
2. 20.09. Концепция человечества: проект Просвещения.
3. 27.09. Концепция человечества: от проекта Просвещения до глобализации.
4. 04.10. Меняющиеся концепции исторического времени. Нововременная концепция исторического времени. Европоцентризм. Ориентализм.
Тема 2: Древние цивилизации и средние века
1. 11.10. Древние цивилизации. Почему нам интересна Античность?
2. 18.10. Древняя Греция, Древний Рим и Древний Китай: культурное и политическое освоение пространства.
3. 25.10. Средние Века в европейской истории и в мировой истории: феодализм, христианство, город, университет.
Литература: Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992. Уваров П.Ю. Парижский университет и местные интересы (конец XIV - первая половина XVвв.) // Средние века. Вып. 54. М., 1991; 
Тема 3: Исторические процессы Нового времени
1. 01.11. Мировая экономическая система и рождение капитализма: Венеция, Флоренция, Амстердам и Лондон. От торговли к финансовому капиталу, от финансового капитала к производству, от произвдства к финансовому капиталу?

К. Маркс, Ф. Энгель. Манифест коммунистической партии.

http://www.marxists.org/russkij/marx/1848/manifesto.htm

Ф. Бродель. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV—XVIII вв.Т 3. Москва, 1992.
2. 08.11. Великие кочевнические империи: торговля, завоевания и «другое» мировое пространство.
3. 15.11. Религиозные войны и появление современного территориального и суверенного государства. Реформация в Германии. Лютеранство и Кальвинизм. География протестантизма в Европе. Аугсбургский мир. Тридцатилетняя война. Становление протестантских государств Северной Европы. Пост-тридентская Европа. Английская революция и Хмельничшина как религиозные войны.

Литература:
Констан Ж. М.
Повседневная жизнь французов во времена Религиозных войн М., 2005. Левинсон К. А. Бюрократия немецкого города XVI-XVII вв. М., 2000. Барг М. А. Великая английская революция в портретах её деятелей. М.: 1991.
4. 22.11. Великие географические открытия, колониальные империи и рождение новой карты мировой истории.

Ливен, Д. Империя, история и современный мировой порядок // Ab Imperio. 2005. № 1. С. 75-116.

Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире. СПб.: Университетская книга, 2001

Burbank, Jane and Frederick Cooper. Empires in World History: Power and the Politics of Difference. Princeton: Princeton University Press, 2010. Ch. 6.

5. 29.11. Век революций: Американская война за независимость и Великая французская революция.

Декларация прав человека и гражданина http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnst1793.htm

Декларация независимости США

http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/indpndnc.htm

Хобсбаум, Эрик. Век революции: 1789-1848. Москва: Феникс, 1999.

Sewell, W. “Ideologies and Social Revolutions,” Journal of Modern History 57:1 (1985): 57-85.
6. 06.12. Индустриальная революция, социальные движения и рождение современного общества и демократии.

М. Вебер. Протестансткая этика и дух капитализма // М. Вебер. Избранные произведения. Москва: Прогресс, 1991

Хобсбаум, Эрик. Век капитала: 1848-1875. Москва: Феникс, 1999.
7. 13.12. Век империализма и противоречия «Великолепной эпохи»: Свобода, прогресс, наука и/или колониализма, антисемитизма и массового общества.

М. Вебер. Политика как призвание и профессия // М. Вебер. Избранные произведения. Москва: Прогресс, 1991

Шорске, К. Вена на рубеже веков: политика и культура. Москва, 2001.

Eley, Geoff. Forging Democracy: the History of the Left in Europe, 1850-2000. Oxford: Oxford University Press, 2002.

Blackbourn, D. and G. Eley, The Peculiarities of German History. Oxford and New York, 1984.
Тема 4: Россия во всемирной истории
1. 07.02. Вступление Руси в ойкумену европейской цивилизации. Русь между Скандинавией и Византией. Происхождение Руси и вечные споры норманистов и антинорманистов. Смысл и значение принятия христианства Русью в византийской редакции.

Лит-ра:

Петрухин В.Я., Раевский Д.С. Очерки истории народов России в древности раннем средневековье. М., 1998;

Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.).М., 1998;

Ловмяньский Х. Русь и норманны. М., 1985;

Франклин С. Шепард Д. Начало Руси. СПб, 1996
2. 14.02. Москва – «Третий Рим»? Московское царство между Западом и Востоком. Монгольское нашествие, судьба русских городов и элиты. Тактика жизни «под Ордой» и возрождение Руси в обличии Московского царства. Феномен Ивана Грозного.
3. 21.02. Вестернизация времен Петра Великого. Рождение Российской империи. Причины реформ Петра и его личная судьба. Использование западных институций и идей в реформах Петра. Запад и Петр: проблема взаимоотношений.
4. 28.02. Судьбы идей европейского Просвещения в России XVIII века.

Эпоха Екатерины II, идеи преобразований на основе Просвещения, просветители и Екатерина, «новый русский человек», имперские завоевания на Юге. анисимов
5. 07.03. Россия - освободитель и «жандарм Европы». Россия и Запад в первой половине XIX в. Война 1812 года, освободительная миссия России и ее последствия для самой России. Судьба идей либерализма в александровскую эпоху. Промышленная революция в Европе, экономика и политика застоя эпохи Николая I.семенов
6. 14.03. «Большая игра» России на Балканах, в Средней Азии и на Дальнем Востоке (Вторая половина XIX- начало XX вв.). Россия и Балканы: традиции, реальности и фантомы. Проблема «Проливов» и «Восточный вопрос». «Памиры» или имперское движение России к границам Британской Индии. Узел противоречий великих держав в Китае и Корее.
Тема 5: Первая и вторая Мировые войны: рождение современности.
1. 21.03. Первая мировая война и межвоенный период.

«Кошмар коалиций» конца XIX - начала XX века. Июльский кризис 1914 г.: случайность или закономерность? Международные отношения во время первой мировой войны. Изменения на политической карте Европы и их последствия. Становление Версальско-вашингтонской системы международных отношений. Колониальная проблема начала ХХ века. Лига Наций. Мировой экономический кризис и его влияние на мировые державы. Идея пацифизма в Европе.

Литература:

  1. Карр Э. Двадцать лет кризиса: 1919-1939. Теория международных отношений. Хрестоматия. М. 2002. С.53-68.

  2. Нагорная Оксана “Гости кайзера” и “политическая декорация”: солдаты и офицеры многонациональных империй в лагерях военнопленных Первой мировой войны – Ab Imperio 4/2010


2. 28.03. Вторая Мировая война и судьбы 20 века.

Политика умиротворения (Мюнхенский сговор). “Странная война”. Пакт Молотова –Риббентропа. Германская экспансия в Европе. Нападение Германии на СССР. Формирование антигитлеровской коалиции. Американо-японские отношения и вступление в войну США. Отношения внутри антигитлеровской коалиции, проблема второго фронта. Международные конференции периода Второй мировой войны. Декларация объединенных наций. Окончание войны в Европе. Будущее Европы. Ялтинско -потсдамская система. Создание ООН. Окончание Второй мировой войны. Доктрина Трумэна и план Маршалла. Берлинский кризис. Начало Холодной войны.

Литература:

1.Киссинджер Г. Три подхода к миру: Рузвельт, Сталин и Черчилль во время второй мировой
войны// Дипломатия, М., 354-379

2. История международных отношений в документах и воспоминаниях современников. СПб., 2008. Хрестоматия. Выпуск 2. Глава 2. Документы 86 – 89,91– 97.
Тема 6: Мир в эпоху Холодной войны и новейшие исторические тенденции.
1. 04.04. Мир в эпоху Холодной войны: политика и международные отношения.

Мир в эпоху Холодной войны: политика и международные отношения Павлова

«Политика сдерживания». Ядерный фактор в международных отношениях. Кубинский кризис. Особенности региональных вооруженных конфликтов с участием сверхдержав. Корейская война. Война во Вьетнаме. Пражская весна. Французские события 1968. Хельсинская конференция. Создание СБСЕ. Международные организации в период Холодной войны.

Литература:

  1. Травин Д. Между социализмом и капитализмом: реформаторы-68 в поисках оптимального пути // Неприкосновенный запас, №4 (60)2008. 53—68

  2. Кайзер Д. 1968-й как веха американской истории // Неприкосновенный запас, №4 (60)2008. 236-244



2. 11.04. Мир в эпоху Холодной войны: наука и культура.

Советская наука и культура в позднесталинский период: замораживание контактов, борьба с космополитизмом, поиск российских приоритетов. СССР и международные организации и программы: ЮНЕСКО, Международный геофизический год, программа «Биосфера» и др. Освоение космоса. Возникновение массовой культуры. Всемирные выставки, спорт.

Литература:

  1. Кожевников А.Б. Игры сталинской демократии и идеологические дискуссии в советской науке: 1947-1952 гг. // Вопросы истории естествознания и техники, 1997. № 4. С. 26-58.

  2. Соколов К.Б. Художественная культура и власть в постсталинской России. Союз и борьба (1953-1985). СПб: Нестор-История, 2007. Гл. 4. Интеллигенция и культурная политика.


3. 18.04. Деколонизациия.

1960 – год Африки. Алжирская война. Португалия – последняя колониальная империя. СССР и США: конкуренция на периферии. Проблема Западной Сахары. Проблема Восточного Тимора. Международные организации на базе колониальных связей. Современные последствия деколонизационных процессов

Литература:

  1. Павлова Е.Б. Проблема Восточного Тимора в деятельности ООН и во внешней политике Португалии // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета, 2000, Серия 6. N 3

  2. Уолцер М. Алжирская война А. Камю // "Компания критиков: социальная критика и политические пристрастия ХХ века". М.1999


4. 25.04. Окончание Холодной войны. Новая Европа: исторические прецеденты и инновации XX века.

Павлова «Новое мышление» М.С. Горбачева. Окончание Холодной войны: Берлинская стена, объединение Германии, распад СССР. Понятие глобализации и его значение для эволюции гуманитарного знания. Ф. Фукуяма и его «Конец истории». Противоречия международного права. Основная проблематика: автономия государства, права человека, право на гуманитарную интервенцию, справедливое распределение ресурсов, экологические проблемы.

Права человека как универсалистская идеология современности. Диалектика морализма и империализма в практике защиты прав человека.

Международное право и международные организации после окончания холодной войны. Устав ООН и его применение. Косовский (1999 г.) и иракский (2003 г.) конфликты.

Литература:

  1. Жижек С. Ирак: ложные обещания // Pro et Contra. Т. 8. 2004. № 3. С. 157–163.

  2. Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. 1990. № 3. С. 134–148.

Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Политические исследования. 1994. № 1. С. 33–48.
5. 02.05. Новая Европа: исторические прецеденты и инновации XX века.

Формирование и развитие национального государства в Европе от средневековья до наших дней. Периодизация истории политической карты Европы. Политическая карта Европы к началу XX в., ее изменения в результате мировых войн. Европейские государства в послевоенный период; холодная война и «железный занавес». Окончание холодной войны и его последствия для политической карты Европы.

Структура Европейского союза: Европейское сообщество, ЕОУС, Евратом, Европейский союз. Государства-участники; этапы расширения ЕС. Краткий обзор истории европейской интеграции. Роль ЕС в Европе и мире. Расширение ЕС.
Литература:

  1. Тешке Б. Метаморфозы европейской территориальности: историческая реконструкция // Прогнозис. 2007. № 1. С. 3–36.

  2. Гавел В. Существует ли европейское самосознание, существует ли Европа? // Дипкурьер НГ. 2000. № 12.

  3. Крастев И. Парадокс европейской демократии. Pro et Contra Январь – апрель 2012. С.6-14.


6. 09.05. XX век: глобализация и экологические проблемы.

Возникновение экологических движений в США и Западной Европе, 1960-70 гг. Рейчел Карсон – проблема ДДТ. Антиядерные движения. СССР и международные экологические организации, двусторонние соглашения. Экологические протесты в СССР: Байкал, поворот северных рек и др. Чернобыльская катастрофа. Экологическая политика конца XX века.
Литература:

  1. Винер, Дуглас. Уголок свободы. Охрана природы в России: от Сталина до Горбачева / Д. Винер; пер. Е. Канищевой и П. Гольдина // Неприкосновенный запас 2006. № 2(46). С .50-67




  1. Яницкий О. Н. Фазы развития российского экологического движения и его публичной активности // Общественные движения в России - точки роста, камни преткновения [Text] : сборник статей : посвящается 80-летию В. А. Ядова / Центр социальной политики и гендерных исследований СарГТУ ; Центр социальной политики и гендерных исследований СарГТУ (Саратов). - М. : Вариант ; Саратов : ЦСПГИ, 2009.


8.Образовательные технологии


Курс состоит из лекций и семинаров, в рамках лекций встречаются смешанные типы занятий, в которые включаются опросы, беседы со студентами, дискуссии между студентами. Важным компонентом курса также является наличие проекционного оборудования для наличия возможности визуализации исторической географии для каждой из обсуждаемых тем.


9. Перечень вопросов к экзамену по всему курсу.


  1. Основные подходы к определению объекта истории человечества периодизации истории человечества: концепция просвещения, марксизм, эволюционизм.

  2. Основные подходы к периодизации истории человечества

  3. Различные концепции исторического времени. Феномен Нового Времени.

  4. Можно ли считать Древнюю Грецию и Рим местом рождения современной европейской цивилизации?

  5. Понятие феодализм в историографии XIX-начала XXI вв.

  6. Папство как феномен средневековой Европы

  7. Феномен европейского университета

  8. Мюнстерская коммуна

  9. Реформация в Англии

  10. Германия после Реформации

  11. Нидерланды: миф о революции

  12. Прерывность и континуитет при переходе от цивилизации западно-европейского средневековья к Нового времени.

  13. Генезиз капитализма и историческая динамика обмена и производства

  14. Генезис современного государства.

  15. Насколько можно доверять Повести временных лет в описании начала Руси?

  16. Сравнить действия норманнов в Европе и России.

  17. Был ли «выбор веры» и почему русские не католики?

  18. Была ли проблема политического выбора для Александра Невского и Даниила Галицкого?

  19. Почему именно Москва стала центром России? Были ли перспективы развития независимого Великого Новгорода?

  20. Что есть самодержавие?

  21. Реформы Петра – зло или благо для России?

  22. Русский человек на Западе: образ мышления

  23. Три следствия идей Просвещения: в Западной Европе, США и в России: общее и различное.

  24. Можно ли сочетать свободы с крепостным правом?

  25. «Новая порода русских людей». Опыт Смольного института

  26. Фигура Наполеона для России: герой или злодей?

  27. Александр, декабристы и Николай – варианты развития?

  28. Уваровская мечта о национальной идее и ее крах.

  29. Смены приоритетов русской политики на Востоке в XIX в.

  30. Англо-русское соперничество в Средней Азии.

  31. Можно ли было избежать русско-японскую войну?

  32. Этапы сложение современной международной системы межгосударственных отношений

  33. Индустриальные общества и их противоречия

  34. Какие коалиции сформировались в Европе накануне Первой мировой войны?

  35. Укажите основные слабые стороны Версальско-Вашингтонской системы.

  36. Проанализируйте мандатную систему Лиги Наций.

  37. В чем смысл «политики умиротворения»?

  38. Какие международные конференции обозначили контуры новой мировой системы после 1945 г.?

  39. Дайте определение Холодной войне.

  40. Какие исторические события считаются точкой отсчета Холодной войны?

  41. Назовите причины Карибского кризиса.

  42. Почему 1968 год называют годом революции?

  43. В чем важность Хельсинской конференции?

  44. Дайте определение феномену дколонизации

  45. Назовите основные политические проблемы деколонизированных стран

  46. Как Холодная война отразилась на процессах деколонизации?

  47. Назовите основные последствия распада СССР для мировой системы

  48. Что значит «Конец истории» по Ф. Фукуяма?

  49. Проанализируйте идею гуманитарной интервенции с исторической ретроспективы.

  50. Проанализируйте исторические предпосылки европейской интеграции.

  51. Каковы основные причины начала европейской интеграции?

  52. Назовите основные институты ЕС. Охарактеризуйте сферу их компетенций.


10.Порядок формирования оценок по дисциплине


Преподаватели оценивают самостоятельную работу студентов: степень активности и готовность (с учетом знакомства с рекомендуемой литературой) к обсуждению проблем, рассматриваемых в лекциях, включая устное сообщение – Осам.

Результирующая оценка за текущий контроль учитывает результаты написания реферата – Ореф.

Результирующая оценка за текущий контроль учитывает результаты написания эссе – Оэсс.

Результирующая оценка за текущий контроль учитывает результаты зачета –

Озач.

Результирующая оценка за текущий контроль в форме экзамена выставляется по следующей формуле:

Оитоговый = k1Oзачет + k2Oреф.+k3Oсам + k4Oэсс+k5Оэкз

11.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

11.1 Базовый учебник


11.2 Основная литература

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Челябинской области
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПрограмма Правительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Проект Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск