Скачать 101.63 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Научно-исследовательский университет – Высшая школа экономики» Факультет истории, НИУ-ВШЭ-С.-Петербург Программа дисциплины «Введение в профессию» для направления 030600.62 «История» подготовки бакалавра Авторы программы: Е.В. Анисимов, д-р ист.н. А.В. Бекасова, к.и.н. В.В. Каплун, к.ф.н. Ю.А. Лайус, к.б.н. Е.Б. Павлова, к.п.н. А.А. Селин, д-р ист.н. А.М. Семенов, доктор истории Одобрена на заседании факультета истории «__»____________2012 г. Декан факультета истории, проф. А.М. Семенов Утверждена УС НИУ-ВШЭ- С.-Петербург «__»____________2012 г. Ученый секретарь С.-Петербург, 2012
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600.62 «История», обучающихся по бакалаврской программе и изучающих дисциплину «Введение в профессию». Программа разработана в соответствии с стандартом НИУ ВШЭ.
Целями освоения дисциплины «Введение в профессию» являются:
В результате освоения дисциплины студент должен:
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Настоящая дисциплина относится к циклу «Теоретические и эмпирические основания исторической науки» и блоку дисциплин, обеспечивающих базовую профессиональную подготовку. Изучение данной дисциплины носит характер введения в профессиональное образование и предваряет изучение таких дисциплин БУПа, как «Специальные исторические дисциплины», «Источниковедение и информационные ресурсы истории», «Теория и история исторического знания», «Исследовательский семинар». Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: «Специальные исторические дисциплины», «Источниковедение и информационные ресурсы истории», «Теория и история исторического знания», и др.
Критерии оценки знаний, навыков Реферат – продемонстрировать владение первичными навыками реферирования научной литературы. Домашнее задание – отразить в устном выступлении основные положения текста, представляющего то или иное субдисциплинарное историческое напрпавление. Зачет – знание базовых понятий исторической науки, ее основных разделов и направлений, понимание взаимосвязь истории с социальными и гуманитарными науками, знание современных подходов к прошлому и умение ориентироваться в субдисциплинарных полях современного исторического знания (социальная история, культурная история, экологическая и технологическая история, устная история, новая интеллектуальная история, исследования субальтерности и постколониальные исследования), умение определять теоретические основания, которые сделали возможным постановку новых исследовательских вопросов и ревизию политической, событийной и национальной истории, понимание значения исторического источника и историографии в изучении прошлого; умение отличать проблемы исторического познания от проблем, относящихся к иным областям знания.
Тема 1: Разнообразные формы знаний о прошлом. История и историческая память. Историческая наука в системе социальных и гуманитарных наук 1. 06.09. История сегодня. Формы знания и прошлом. Историческая память и историческая политика. Роль историка в современном обществе.Функции исторического научного знания. 2. 13.09 Историческая память и современное общество в России и в мире Литература к теме 1. Нора, Н. Всемирное торжество памяти // Неприкосновенный Запас. 2005. № 2-3. http://magazines.russ.ru/nz/2005/2/nora22.html Копосов, Н. Мемориальный закон и историческая политика в современной России // Ab Imperio. 2010. № 2. С. 249-74. Империя и нация в зеркале исторической памяти / Под ред. И.В. Герасимова, М.Б. Могильнер, А.М. Семенова. Москва: Новое издательство, 2011. Тема 2: Историческая наука в системе социальных и гуманитарных наук 1. 20.09. Рождение современного научного знания: Возрождение и Новое время. Естественные науки как идеальный тип научного знания. Позитивизм. 2. 27.09. Рождение соверменных социальных наук. Имитация естественных наук. Появление понимания специфики социальных наук. Рождение истории как части социальных наук. 3. 04.10. История в контексте социальных наук: как возможно научное знание в социальных науках и как возможно историческое научное знание? Литература к теме 2. Блок М. Апология истории или ремесло историка. М., 1986. Копосов, Н.Е. Как думают историки. Москва, 2001 Тема 3: Исторический источник и историография 1. 11.10. Формы знания о прошлом в истории. Профессионализация исторического знания и университетская историческая наука. Немецкий исторический семинар и принцип историзма. 2. 18.10. Понятие исторический источник. Разнообразие исторических источников. Специфика работы с исторической информацией, ее кажущаяся вседоступность. Пример работы с историческим источником. 3. 25.10. Историография. Классический период исторографии. Изучение историографии как формы существования исторического знания. Классический союз истории и национального государства в эпоху рождения профессиональной истории. Литература к теме 3. Ферро М. Как рассказывают историю детям в разных странах мира. Пер. с фр. М.: Высшая школа, 1992 Андерсон, Б. Воображаемые сообщества: Размышления об истоках и распространении национализма / Пер. с англ. – М.: Канон-Пресс-Ц, Кучково поле, 2001. Зарецкий Ю.П. Стратегии понимания прошлого. Теория, история, историография. М., 2011, с. 15-82 История и память. М., 2006, с. 15-55 Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников (IX-XII вв) М.,1998, с . 7-21 Тема 4: Новые направления исторических исследований и субдисциплинарные поля исторического научного знания 1. 01.11. Социальная история. 2. 08.11 Социальная история: классические тексты и новые направления 3. 15.11 Культурная история. 4. 22.11 Культурная история: классические тексты и новые направления. 5. 29.11 Историческая антропология и микроистория. 6. 06.12 Историческая антропология и микроистория: классические тексты и новые направления. 7. 13.12 «Его» история и «ее» история. 8. 20.12 «Его» история и «ее» история: классические тексты и новые направления. 9. 17.01 Новая интеллектуальная история.. 10. 24.01 Новая интеллектуальная история: классические тексты и новые направления. 11. 31.01 Экологическая и технологическая история. 12. 07.02 Экологическая и технологическая история: классические тексты и новые направления. 13. 14.02 Устная история. 14. 21.02 Устная история: классические тексты и новые направления. 15. 28.02 Постколониальные исследования и история. 16. 07.03 Итоговое занятие, подведение итогов.
Занятие по данной дисциплине проводятся в смешанном лекционно-семинарской форме, в рамках лекции проводятся беседы и дискуссии со студентами.
Преподаватели оценивают самостоятельную работу студентов: степень активности и готовность (с учетом знакомства с рекомендуемой литературой) к обсуждению проблем, рассматриваемых в лекциях, включая устное сообщение – Осам Результирующая оценка за текущий контроль учитывает результаты написания реферата – Ореф. Результирующая оценка за итоговый контроль в форме зачета выставляется по следующей формуле: Оитоговый = k1Oзачет + k2Oреф.+k3Oсам
11.1 Базовый учебник Савельева И. М., Полетаев А. В. Теория исторического знания (учебное пособие для вузов). СПб.: Алетейя; М.: ГУ-ВШЭ, 2008, 523 с. 11.2 Основная литература Нора, Н. Всемирное торжество памяти // Неприкосновенный Запас. 2005. № 2-3. http://magazines.russ.ru/nz/2005/2/nora22.html Копосов, Н. Мемориальный закон и историческая политика в современной России // Ab Imperio. 2010. № 2. С. 249-74. Империя и нация в зеркале исторической памяти / Под ред. И.В. Герасимова, М.Б. Могильнер, А.М. Семенова. Москва: Новое издательство, 2011. Блок М. Апология истории или ремесло историка. М., 1986. Копосов, Н.Е. Как думают историки. Москва, 2001 Ферро М. Как рассказывают историю детям в разных странах мира. Пер. с фр. М.: Высшая школа, 1992 Зарецкий Ю.П. Стратегии понимания прошлого. Теория, история, историография. М., 2011, с. 15-82 История и память. М., 2006, с. 15-55 Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников (IX-XII вв) М.,1998, с . 7-21 Андерсон, Б. Воображаемые сообщества: Размышления об истоках и распространении национализма / Пер. с англ. – М.: Канон-Пресс-Ц, Кучково поле, 2001. |
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Челябинской области | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... | ||
Программа Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Проект Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования |