Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования





Скачать 278.81 Kb.
НазваниеПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования
страница1/4
Дата публикации06.11.2014
Размер278.81 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > История > Пояснительная записка
  1   2   3   4
Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное учреждение

высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики»


Факультет истории

Институт гуманитарных историко-теоретических исследований

имени А.В. Полетаева
Программа дисциплины

История естественно-научных знаний
в культуре и практической деятельности


для направления 030600.68 «История» подготовки магистра

Автор: к. ф.-м. н. Д. А. Баюк


dmtr.bayuk@gmail.com


Одобрена на заседании кафедры истории идей и

методологии исторической науки «__»____________2011 г.

Зав. кафедрой И.Н. Данилевский

Рекомендована секцией УМС по истории «__»____________2011 г.

Председатель Н.А. Проскурякова
Утверждена УС факультета истории «__»____________2011 г.

Ученый секретарь О.С. Воскобойников

Москва 2011
Пояснительная записка


Область применения и нормативные ссылки
Программа предназначена для преподавателей, ассистентов и студентов направления 030600.68 «история» подготовки магистра, изучающих историю естествознания и техники. Программа разработана в соответствии с образовательным стандартом высшего профессионального образования ГОБУ ВПО ГУ-ВШЭ по специальности 030600.68 «история». При ее разработке учитывался гуманитарный характер общего контекста программы и отсутствие у студентов специальных навыков и приемов, характерных для наук, история которых изучается.
Основная сложность в преподавании истории точных и естественных наук вообще заключается в том, что ее логика существенно отличается от логики преподавания самих этих наук. Изучение каждой конкретной дисциплины идет, с одной стороны, от простого к сложному, а с другой — от фундаментального к прикладному. И в том и в другом случае преподавание строится исходя из актуального состояния изучаемой науки. Однако никакая наука не развивается в соответствии с этой схемой. Фундаментальные концепции — всегда плод довольно длительного развития. Именно поэтому к истории изучаемой дисциплины на естественных факультетах университетов приходят лишь на заключительном этапе образования. Для ученых-гуманитариев такое знание вообще не предполагается и предполагаться не может. Поэтому рассказ о развитии естественно-научных концепций должен вестись в контексте рассказа о самих этих концепциях, как «выживших» и сохранивших актуальность до наших дней, так и навсегда ушедших из научного обращения.
Вторая принципиальная сложность заключается в том, что развитие естественно-научных концепций связано с историческим развитием общества лишь через посредство множества других социальных институтов — технику, искусство, военное дело, технологии государственного управления и общественного контроля. Базовая интенция предлагаемого курса в том, чтобы каждый раз подробно иллюстрировать наличие научного фундамента, на котором воздвигаются социальные институты, или социальной потребности, потворствующей развитию научных концепций.
Цели освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины «история естественно-научных знаний в культуре и практической деятельности» является знакомство с методами исторического развития науки и техники зарубежных стран и России, их основными направлениями и тенденциями развития. Предполагается, что в ходе освоения программы учащиеся освоят некоторые ключевые концепции и методы исследования, характерные для дисциплин, история которых изучается, в определенную историческую эпоху. Учащимся предлагается увидеть тесную взаимосвязь культурной жизни общества и его повседневной практики с социально значимыми представлениями о природе и базовыми технологиями.
В результате изучения истории естественно-научных знаний студент должен освоить в определенной степени профессиональную терминологию той или иной изучаемой дисциплины и ее эволюцию с течением времени. Он должен иметь представление о тех задачах, которые считались наиболее важными в те или иные исторические периоды, и уметь пользоваться некоторыми теоретическими приемами соответствующих дисциплин.
Место дисциплины в структуре образовательной программы
Настоящая дисциплина относится к вариативной части общенаучного цикла магистерской программы. Ее изучение направлено на приобретение самых общих преставлений о математических и естественно-научных теорий, формировании абстракций и их воздействии на культурную жизнь общества в различные эпохи. Одна из главных ее целей состоит в том, чтобы продемонстрировать, каким образом и в каких отношениях познание природы становится объектом гуманитарного исследования. От студентов не ожидается никаких специальных знаний математики или естественных наук, выходящие за пределы элементарных и ознакомительных курсов средней школы. В то же время от них ожидается достаточно глубокое знание всеобщей и российской истории, истории искусства и основных философских доктрин.

Компетенции, которые обучающийся приобретает или совершенствует по мере прохождения дисциплины



Компетенция

Код по ФГОС ВПО, утв. пр. №772 минобрнауки РФ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способность развивать и совершенствовать свой интеллектуальный и общекультурный уровень


ОК-1

Приобретаются знания из незнакомой области, которые используются для решения конкретных профессиональных задач

Лекции, практические занятия

Способность к адаптации к новым ситуациям, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности, социокультурных и социальных условий деятельности, переоценке накопленного опыта

ОК-3

Необходимость гуманитарного анализа человеческого опыта познания природы и его конкретных социальных обстоятельств

Работа с первоисточниками и их анализ с последующей презентацией результатов в устной и письменной форме

Способность использовать знания в области гуманитарных, социальных и [в том числе] экономических наук при осуществлении экспертных и аналитических работ;
способность использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания [...] основ информатики и элементы естественно-научного знания;
способность самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знания, не связанных непосредственно со сферой деятельности


ПК-1;
ПК-2;
ПК-3

Гуманитарный анализ человеческого опыта познания природы и его конкретных социальных обстоятельств проводится на основании ранее полученных профессиональных знаний и навыков

Работа с первоисточниками и их анализ с последующей презентацией результатов в устной и письменной форме

Знание современных методологических принципов и методологических приемов современного исторического исследования, умение использовать различные сетевые и библиографические ресурсы, способность к проведению научных семинаров и участию в них и редактированию профессиональных научных публикаций

ПК-13;
ПК-14;
ПК-15







II. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ





ТЕМЫ

Всего часов

Аудиторные часы

п/п

Лекции

Семинары

1.        

Познание природы как фундамент культуры. Когнитивные и институциональные формы

15

2

4

2.

Наука в античности. Архаичные научные школы и методы консервации знаний

18

2

6

3.

Средние века. Формирование и трансляция арабской учености

11

2

2

4.

Эпоха Возрождения и Научной революции. Начало Нового времени

13

2

2

5.

Естествознание донаполеоновской эпохи. Классический век

30

6

6

6.

Кризис классического периода, его природа, истоки и причины. Движущая сила научных кризисов

34

6

10

7.

Особенности советского опыта и его сравнения с на­учными системами других тоталитарных социумов.

12

2

2

8.

Чем информация отличается от массовой информации? Универсальный компьютер Тьюринга

11

2

2

Итого:

 

144

24

34


III. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ


Тип контроля

Форма контроля

Модуль

Параметры

Текущий

Реферат

3

10–12 тыс. зн.

Текущий

Реферат

4

10–12 тыс. зн.

Итоговый

Экзамен

4

Устный тест

Критерии оценки знаний и навыков

В процессе обучения проверяются следующие знания и навыки: умение устно и письменно формулировать мысли, умение выступать перед слушателями равной квалификации, навык публичных научных дискуссий и начальный навык научного и литературного редактирования специальных научных текстов.

Итоговая оценка знаний и навыков складывается из трех частей: оценок за два реферата и одной за устный экзамен. Реферату предшествует устный доклад на семинаре по выбранной теме и обсуждение этого доклада. Кроме того, на экзамене представляется редактура одного из рефератов своего однокурсника. Таким образом, окончательная схема вычисления оценки выглядит так:

10% — первый реферат;
15% — второй реферат;
15% — научное и литературное редактирование;
30% — ответ на экзамене;
30% — работа на семинарах;
Размер реферата выбран с таким расчетом, чтобы он примерно соответствовал 15-минутному устному выступлению.

Образовательные технологии

Данный курс состоит из лекций и семинарских занятий. В ходе семинаров проигрываются некоторые конкретные формы научных собраний, характерных для разных стран и разных эпох: математический кружок, университетская лекция, научный семинар, заседание научного общества, встреча академиков. Поскольку каждому из студентов за время прохождения дисциплины предстоит представить два реферата, в центре ролевой игры почти всегда оказывается сообщение одного из студентов по теме реферата и общая дискуссия. В процессе занятий студенты учатся искать необходимую информацию в различных ресурсах, знакомятся с подобранной для них литературой, обсуждают ее в аудитории, представляют конспекты, выполняют задания по анализу текстов, проводят самостоятельные модельные исследования.


IV. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Базовые учебники:

Базовый учебник с требуемыми качествами по данной дисциплине отсутствует. В западной литературе наиболее полно требуемыми качествами обладают американские университетские учебники: Ede A., Cormack L. A History of Science in Society. Peterborough, Ont.: Broadview Press, 2004 и McClellan J., Dorn H. Science and Technology in World History. An Introduction. Baltimore, Md.: The Johns Hopkins University Press, 1999. Но при всех своих достоинствах эти учебники обладают и определенной избыточностью: в них слишком много сведений, нужных только довольно узким специалистам. Между тем курс охватывает исключительно продолжительный исторический период — от поздней античности до первой половины ХХ века, — и его конспективность неизбежна. Из отечественных пособий прежде всего может быть порекомендована книга Микешиной «Философия науки» (М., 2006).


IV.1. ПЛАН ЛЕКЦИЙ

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования iconПрограмма дисциплины «Сценарный трейдинг» Правительство Российской...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Общие сведения о вто
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Санкт-Петербургский филиал
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск