Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования





Скачать 129.27 Kb.
НазваниеПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Дата публикации14.11.2014
Размер129.27 Kb.
ТипТематический план
100-bal.ru > История > Тематический план
Правительство Российской Федерации

Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

«Государственный университет - Высшая школа экономики»



Общеуниверситетский факультатив



Программа дисциплины
«Холокост как историческая проблема»

Автор: д. и. н., проф., Кривушин Иван Владимирович


Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры


_____________________________ всеобщей и отечественной истории Председатель Зав. кафедрой

_____________________________ Васильев Л. С.

«_____» __________________ 200 г. «14» октября 2010 г.


Утверждена Первым проректором ГУ-ВШЭ

(Проректором ГУ-ВШЭ)

_________________________________

Ученый секретарь

_________________________________

« ____» ___________________200 г.

Москва
Тематический план учебной дисциплины




Название темы

Всего часов по дисциплине

Аудиторные

часы

Самостоят. работа








Лекции


Сем. и практ.занят.




1.

Понятие «холокост». Проблема холокоста в историографии.

15 ч.

4 ч.


2 ч.


9 ч.

2.

Предпосылки и причины холокоста.

15 ч.

4 ч.


2 ч.


9 ч.

3.

Путь Германии к холокосту (1933–1938 гг.).

15 ч.

4 ч.


2 ч.


9 ч.

4.

Первый период холокоста (1938–1942 гг.).

15 ч.

4 ч.


2 ч.


9 ч.

5.

Второй период холокоста (1942–1945 гг.).

15 ч.

4 ч.


2 ч.


9 ч.

6.

Гетто (1940–1945 гг.).

14 ч.

4 ч.


2 ч.


8 ч.

7.

Эскадроны смерти

(1941–1943 гг.).

14 ч.

4 ч.


2 ч.


8 ч.

8.

Лагеря уничтожения

14 ч.

4 ч.


2 ч.


8 ч.

9.

Марши смерти (1944–1945 гг.).

14 ч.

4 ч.


2 ч.


8 ч.

10.

Отличительные черты холокоста. Проблема численности его жертв.

15 ч.

4 ч.


2 ч.



9 ч.

11.

Сопротивление холокосту.

14 ч.

4 ч.


2 ч.


8 ч.

12.

Спасшиеся от холокоста.

14 ч.

4 ч.


2 ч.


8 ч.

13.

Холокост и страны антигитлеровской коалиции.

14 ч.

4 ч.


2 ч.


8 ч.

14.

Холокост и мировое общественное мнение.

14 ч.

4 ч.


2 ч.


8 ч.

15.

Последствия и историческое значение холокоста.

14 ч.

4 ч.


2 ч.


8 ч.







216 ч.

60 ч.

30 ч.

126 ч.


Базовый учебник

Ридер «Холокост: документы и материалы».
Формы контроля:
Текущий контроль включает

  • опрос, обсуждения, доклады на семинарских занятиях;

  • написание реферата.

Итоговый контроль представляет собой сдачу устного экзамена в конце четвертого модуля.

Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов:

Работа на практических занятиях (доклады, обсуждения)

Реферат (10–12 тыс. слов)

Устный зачет (18 мин.)

Структура итоговой оценки:

1) Устный зачет –35%;

2) Реферат – 15%;

3) Работа на семинарских занятиях – 50%.


Содержание программы
Тема 1. Понятие «холокост». Проблема холокоста в историографии.

Этимология и употребление понятия «холокост». История изучения холокоста. Ревизионистское направление. Отношение к проблеме холокоста в отечественной историографии советского и постсоветского периодов.
Обязательная литература.

Ридер «Холокост: документы и материалы». Ч. 1.

Дополнительная литература

  1. Альтман М.М. Отрицание Холокоста: история и современные тенденции (http://jhistory.nfurman.com/shoa/revisio-08.htm)

  2. Нацистская Германия: геноцид как политика (http://jhistory.nfurman.com/shoa/books-002.htm)

  3. Учебные материалы по истории антисемитизма и шоа (http://jhistory.nfurman.com /lessons10.htm)


Тема 2. Предпосылки и причины холокоста.

Антисемитизм в германской истории. Расовые теории. Положение евреев в Веймарской республике. Национал-социалистическая идеология и антисемитизм. Проблема сравнительной важности мотивов холокоста — 1) общественных и идеологических; 2) социально-экономических; 3) бюрократических и иерархических; 4) расистских и антисемитских; 5) психологических; 6) исторических; 7) религиозных.

Обязательная литература.

Ридер «Холокост: документы и материалы». Ч. 2.

Дополнительная литература

  1. История антисемитизма (http://jhistory.nfurman.com/shoa/anti-00.htm)

  2. Нацистская Германия: геноцид как политика (http://jhistory.nfurman.com/shoa/books-002.htm)

  3. Учебные материалы по истории антисемитизма и шоа (http://jhistory.nfurman.com /lessons10.htm)

  4. Христианский антисемитизм (http://jhistory.nfurman.com/shoa/ieshua/ieshua.htm)


Тема 3. Путь Германии к холокосту (1933–1938 гг.).

Политика ограничения евреев в первые годы правления нацистов, ее основные принципы. Органы, ответственные за проведение этой политики. Проблема лиц смешанной крови. Нюрнбергские законы. Реакция еврейской общины. Еврейская эмиграция в 1933–1938 гг.
Обязательная литература.

Ридер «Холокост: документы и материалы». Ч. 3.

Дополнительная литература

  1. Hilberg R. The Destruction of the European Jews. Yale, 2003.

  2. Ермаков А. Вермахт против евреев: Война на уничтожение. М., 2009.

  3. Нацистская Германия: геноцид как политика (http://jhistory.nfurman.com/shoa/books-002.htm)

  4. Учебные материалы по истории антисемитизма и шоа (http://jhistory.nfurman.com /lessons10.htm)



Тема 4. Первый период холокоста (1938–1942 гг.).

«Хрустальная ночь». Начало политики погромов (операция «Танненберг») и депортации. Мадагаскарский план. Антиеврейская политика на оккупированных территориях и в государствах-союзниках Германии. Проблема соучастия в погромах местного населения за пределами Рейха.
Обязательная литература.

Ридер «Холокост: документы и материалы». Ч. 4.

Дополнительная литература

  1. Hilberg R. The Destruction of the European Jews. Yale, 2003.

  2. Ермаков А. Вермахт против евреев: Война на уничтожение. М., 2009.

  3. Учебные материалы по истории антисемитизма и шоа (http://jhistory.nfurman.com /lessons10.htm)

  4. «Хрустальная ночь»: урок историиМ., 2008.

  5. Нацистская Германия: геноцид как политика (http://jhistory.nfurman.com/shoa/books-002.htm)

  6. Франк А. Убежище. Дневник в письмах. М., 2005.



Тема 5. Второй период холокоста (1942–1945 гг.).

Конференция в Ванзее и «Окончательное решение» («операция Рейнхард»). Органы, осуществлявшие «Окончательное решение». Массовые депортации евреев из стран Западной Европы. Влияние на формы и темпы «Окончательного решения» поражений Германии. Попытки остановить холокост в конце войны и причины их провала.
Обязательная литература.

Ридер «Холокост: документы и материалы». Ч. 5.

Дополнительная литература

  1. Hilberg R. The Destruction of the European Jews. Yale, 2003.

  2. Rees L. Auschwitz: The Nazis & The 'Final Solution. London, 2005.

  3. Альтман И.А. Холокост и еврейское сопротивление на оккупированной территории СССР. М., 2002.

  4. История гетто (http://jhistory.nfurman.com/shoa/books-005.htm)

  5. Катастрофа на территории СССР (http://jhistory.nfurman.com/shoa/books-010.htm)

  6. Клокова Г.В. История Холокоста на территории СССР в годы Великой Отечественной войны (1941-1945). М., 1995.

  7. Концентрационные лагеря (http://jhistory.nfurman.com/shoa/books-004.htm)

  8. Протокол Ванзейской конференции (http://jhistory.nfurman.com/lessons10/10-78_1.htm)

  9. Русская литература о Холокосте: Хрестоматия. М., 1997.

  10. Учебные материалы по истории антисемитизма и шоа (http://jhistory.nfurman.com /lessons10.htm)

  11. Франк А. Убежище. Дневник в письмах. М., 2005.

  12. Холокост и страны антигитлеровской коалиции (http://jhistory.nfurman.com/shoa/countries.htm)



Тема 6. Гетто (1940–1945 гг.).

Еврейские гетто в европейской истории. Особенности политики создания гетто. Система управления гетто. Юденраты. Жизнь в гетто и способы выживания. Экономическая функция гетто. Основные гетто (Клуж, Краков, Лодзь, Львов, Терезиенштадт, Варшава, Вильнюс). Ликвидация гетто.
Обязательная литература.

Ридер «Холокост: документы и материалы». Ч. 6.

Дополнительная литература

  1. Hilberg R. The Destruction of the European Jews. Yale, 2003.

  2. Алексеев В.М. Варшавского гетто больше не существует (http://jhistory.nfurman.com/shoa/warsh/warsh001-00.htm)

  3. Альтман И.А. Холокост и еврейское сопротивление на оккупированной территории СССР. М., 2002.

  4. История гетто (http://jhistory.nfurman.com/shoa/books-005.htm)

  5. Катастрофа на территории СССР (http://jhistory.nfurman.com/shoa/books-010.htm)

  6. Клокова Г.В. История Холокоста на территории СССР в годы Великой Отечественной войны (1941-1945). М., 1995.

  7. Нацистская Германия: геноцид как политика (http://jhistory.nfurman.com/shoa/books-002.htm)

  8. Русская литература о Холокосте: Хрестоматия. М., 1997.

  9. Учебные материалы по истории антисемитизма и шоа (http://jhistory.nfurman.com /lessons10.htm)


Тема 7. Эскадроны смерти (1941–1943 гг.).

Структура и состав эскадронов смерти. Методы убийств. Основные зоны действия. Бабий Яр. Рамбула. Одесса. Отчет Егера. Планы истребления евреев в Палестине.

Обязательная литература.

Ридер «Холокост: документы и материалы». Ч. 7.

Дополнительная литература

  1. Hilberg R. The Destruction of the European Jews. Yale, 2003.

  2. Альтман И.А. Холокост и еврейское сопротивление на оккупированной территории СССР. М., 2002.

  3. Катастрофа на территории СССР (http://jhistory.nfurman.com/shoa/books-010.htm)

  4. Клокова Г.В. История Холокоста на территории СССР в годы Великой Отечественной войны (1941-1945). М., 1995.

  5. Русская литература о Холокосте: Хрестоматия. М., 1997.

  6. Учебные материалы по истории антисемитизма и шоа (http://jhistory.nfurman.com /lessons10.htm)



Тема 8. Лагеря уничтожения

Развитие лагерной системы и создание лагерей уничтожения. Основные лагеря уничтожения (Аушвиц-2, Белзец, Хельмно, Ясеновац, Майданек, Собибор, Треблинка). Механика истребления. Газовые камеры. Ограбление жертв. Использование медицины. Жизнь и смерть в лагере. Лагерные наказания. Бюрократия смерти. Транспортная система.

Обязательная литература.

Ридер «Холокост: документы и материалы». Ч. 8.

Дополнительная литература

  1. Hilberg R. The Destruction of the European Jews. Yale, 2003.

  2. Rees L. Auschwitz: The Nazis & The 'Final Solution. London, 2005.

  3. Концентрационные лагеря (http://jhistory.nfurman.com/shoa/books-004.htm)

  4. Русская литература о Холокосте: Хрестоматия. М., 1997.

  5. Учебные материалы по истории антисемитизма и шоа (http://jhistory.nfurman.com /lessons10.htm)



Тема 9. Марши смерти (1944–1945 гг.).

Причины проведения «маршей смерти». Порядок их организации. Марш из Аушвица в Лослау. «Марши смерти» в дипломатической игре Г.Гиммлера. Число погибших и уцелевших.
Обязательная литература.

Ридер «Холокост: документы и материалы». Ч. 9.

Дополнительная литература

  1. Hilberg R. The Destruction of the European Jews. Yale, 2003.

  2. Rees L. Auschwitz: The Nazis & The 'Final Solution. London, 2005.

  3. Концентрационные лагеря (http://jhistory.nfurman.com/shoa/books-004.htm)

  4. Учебные материалы по истории антисемитизма и шоа (http://jhistory.nfurman.com /lessons10.htm)

  5. Холокост и страны антигитлеровской коалиции (http://jhistory.nfurman.com/shoa/countries.htm)





Тема 10. Отличительные черты холокоста. Проблема численности его жертв.

Участие государственных институтов в организации холокоста. Нацистская Германия как «государство геноцида». Важность идеологического фактора. Медицинские эксперименты. Масштабы холокоста. Дискуссии о числе погибших. Методики подсчета. Общие итоги.
Обязательная литература.

Ридер «Холокост: документы и материалы». Ч. 10.

Дополнительная литература

  1. Hilberg R. The Destruction of the European Jews. Yale, 2003.

  2. Rees L. Auschwitz: The Nazis & The 'Final Solution. London, 2005.

  3. Учебные материалы по истории антисемитизма и шоа (http://jhistory.nfurman.com /lessons10.htm)

  4. Катастрофа на территории СССР (http://jhistory.nfurman.com/shoa/books-010.htm)

  5. Нацистская Германия: геноцид как политика (http://jhistory.nfurman.com/shoa/books-002.htm)

  6. Полторак А.И. Нюрнбергский эпилог (http://jhistory.nfurman.com/shoa/epilog.htm)

  7. Альтман М.М. Отрицание Холокоста: история и современные тенденции (http://jhistory.nfurman.com/shoa/revisio-08.htm)


Тематика  заданий по различным  формам текущего контроля:
Темы для рефератОВ:

  1. История изучения холокоста.

  2. Ревизионизм и его критика.

  3. Антисемитизм в истории средневековой Европы.

  4. Идеологические предпосылки Холокоста.

  5. Антисемитизм в Веймарской республике.

  6. Национал-социалистическая идеология и антисемитизм.

  7. Расовая политика нацизма в 1933–1938 гг.

  8. Еврейская эмиграция в 1933–1938 гг.

  9. «Хрустальная ночь», ее причины и исторические последствия.

  10. Конференция в Ванзее и «Окончательное решение».

  11. Массовые депортации евреев из стран Западной Европы.

  12. Антиеврейская политика нацистов в Норвегии и Дании.

  13. Антиеврейская политика нацистов во Франции.

  14. Антиеврейская политика нацистов в странах Бенилюкса.

  15. Антиеврейская политика итальянских фашистов.

  16. Антиеврейская политика в государствах-сателлитах Германии (Болгария, Румыния, Хорватия, Словакия).

  17. Холокост в Венгрии.

  18. Холокост на оккупированных территориях СССР.

  19. Холокост в Польше.

  20. Холокост в протекторате Богемия-Моравия.

  21. Холокост в Греции.

  22. Холокост в Югославии.

  23. Холокост и державы антигитлеровской коалиции.

  24. Участие государственных институтов нацистской Германии в организации Холокоста.

  25. Сопротивление Холокосту.

  26. Холокост и Нюрнбергский процесс.


Вопросы для оценки качества освоения дисциплины
Перечень вопросов к ЗАЧЕТУ по всему курсу:


  1. Этимология и употребление понятия «холокост».

  2. История изучения холокоста. Ревизионистское направление.

  3. Проблема холокоста в отечественной историографии советского и постсоветского периодов.

  4. Антисемитизм в германской истории.

  5. Расовые теории.

  6. Еврейские общины в Веймарской республике.

  7. Национал-социалистическая идеология и антисемитизм.

  8. Проблема сравнительной важности мотивов организации Холокоста.

  9. Политика ограничения евреев в первые годы правления нацистов, ее основные принципы.

  10. Проблема лиц смешанной крови в нацистской политике по отношению к евреям.

  11. Нюрнбергские законы.

  12. Еврейская эмиграция в 1933–1938 гг.

  13. «Хрустальная ночь», ее причины и исторические последствия.

  14. Операция «Танненберг».

  15. Мадагаскарский план.

  16. Антиеврейская политика на оккупированных территориях и в государствах-союзниках Германии.

  17. Проблема соучастия в погромах местного населения за пределами Рейха.

  18. Конференция в Ванзее.

  19. Операция «Рейнхард».

  20. Массовые депортации евреев из стран Западной Европы.

  21. Попытки остановить холокост в конце войны и причины их провала.

  22. Гетто как явление европейской истории.

  23. Еврейские гетто в период Холокоста.

  24. Ликвидация гетто.

  25. Эскадроны смерти и их участие в Холокосте.

  26. Лагеря смерти и механика истребления.

  27. Экономика лагерей смерти.

  28. Повседневная жизнь в лагерях смерти.

  29. Эвакуация лагерей уничтожения и «марши смерти».

  30. Участие государственных институтов нацистской Германии в организации Холокоста.

  31. Нацистская Германия как «государство геноцида».

  32. Важность идеологического фактора в организации Холокоста.

  33. Холокост и медицинские эксперименты над людьми.

  34. Проблема масштабов Холокоста.

  35. Исторические последствия Холокоста.


Автор программы: ________________________Кривушин И.В.

“____” __________________ 2009 г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Челябинской области
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПрограмма Правительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Проект Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск