Скачать 129.27 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет - Высшая школа экономики» Общеуниверситетский факультативПрограмма дисциплины «Холокост как историческая проблема» Автор: д. и. н., проф., Кривушин Иван Владимирович Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры_____________________________ всеобщей и отечественной истории Председатель Зав. кафедрой _____________________________ Васильев Л. С. «_____» __________________ 200 г. «14» октября 2010 г. Утверждена Первым проректором ГУ-ВШЭ (Проректором ГУ-ВШЭ) _________________________________ Ученый секретарь _________________________________ « ____» ___________________200 г. Москва Тематический план учебной дисциплины
Базовый учебник Ридер «Холокост: документы и материалы». Формы контроля: Текущий контроль включает
Итоговый контроль представляет собой сдачу устного экзамена в конце четвертого модуля. Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов: Работа на практических занятиях (доклады, обсуждения) Реферат (10–12 тыс. слов) Устный зачет (18 мин.) Структура итоговой оценки: 1) Устный зачет –35%; 2) Реферат – 15%; 3) Работа на семинарских занятиях – 50%. Содержание программы Тема 1. Понятие «холокост». Проблема холокоста в историографии. Этимология и употребление понятия «холокост». История изучения холокоста. Ревизионистское направление. Отношение к проблеме холокоста в отечественной историографии советского и постсоветского периодов. Обязательная литература. Ридер «Холокост: документы и материалы». Ч. 1. Дополнительная литература
Тема 2. Предпосылки и причины холокоста. Антисемитизм в германской истории. Расовые теории. Положение евреев в Веймарской республике. Национал-социалистическая идеология и антисемитизм. Проблема сравнительной важности мотивов холокоста — 1) общественных и идеологических; 2) социально-экономических; 3) бюрократических и иерархических; 4) расистских и антисемитских; 5) психологических; 6) исторических; 7) религиозных. Обязательная литература. Ридер «Холокост: документы и материалы». Ч. 2. Дополнительная литература
Тема 3. Путь Германии к холокосту (1933–1938 гг.). Политика ограничения евреев в первые годы правления нацистов, ее основные принципы. Органы, ответственные за проведение этой политики. Проблема лиц смешанной крови. Нюрнбергские законы. Реакция еврейской общины. Еврейская эмиграция в 1933–1938 гг. Обязательная литература. Ридер «Холокост: документы и материалы». Ч. 3. Дополнительная литература
Тема 4. Первый период холокоста (1938–1942 гг.). «Хрустальная ночь». Начало политики погромов (операция «Танненберг») и депортации. Мадагаскарский план. Антиеврейская политика на оккупированных территориях и в государствах-союзниках Германии. Проблема соучастия в погромах местного населения за пределами Рейха. Обязательная литература. Ридер «Холокост: документы и материалы». Ч. 4. Дополнительная литература
Тема 5. Второй период холокоста (1942–1945 гг.). Конференция в Ванзее и «Окончательное решение» («операция Рейнхард»). Органы, осуществлявшие «Окончательное решение». Массовые депортации евреев из стран Западной Европы. Влияние на формы и темпы «Окончательного решения» поражений Германии. Попытки остановить холокост в конце войны и причины их провала. Обязательная литература. Ридер «Холокост: документы и материалы». Ч. 5. Дополнительная литература
Тема 6. Гетто (1940–1945 гг.). Еврейские гетто в европейской истории. Особенности политики создания гетто. Система управления гетто. Юденраты. Жизнь в гетто и способы выживания. Экономическая функция гетто. Основные гетто (Клуж, Краков, Лодзь, Львов, Терезиенштадт, Варшава, Вильнюс). Ликвидация гетто. Обязательная литература. Ридер «Холокост: документы и материалы». Ч. 6. Дополнительная литература
Тема 7. Эскадроны смерти (1941–1943 гг.). Структура и состав эскадронов смерти. Методы убийств. Основные зоны действия. Бабий Яр. Рамбула. Одесса. Отчет Егера. Планы истребления евреев в Палестине. Обязательная литература. Ридер «Холокост: документы и материалы». Ч. 7. Дополнительная литература
Тема 8. Лагеря уничтожения Развитие лагерной системы и создание лагерей уничтожения. Основные лагеря уничтожения (Аушвиц-2, Белзец, Хельмно, Ясеновац, Майданек, Собибор, Треблинка). Механика истребления. Газовые камеры. Ограбление жертв. Использование медицины. Жизнь и смерть в лагере. Лагерные наказания. Бюрократия смерти. Транспортная система. Обязательная литература. Ридер «Холокост: документы и материалы». Ч. 8. Дополнительная литература
Тема 9. Марши смерти (1944–1945 гг.). Причины проведения «маршей смерти». Порядок их организации. Марш из Аушвица в Лослау. «Марши смерти» в дипломатической игре Г.Гиммлера. Число погибших и уцелевших. Обязательная литература. Ридер «Холокост: документы и материалы». Ч. 9. Дополнительная литература
Тема 10. Отличительные черты холокоста. Проблема численности его жертв. Участие государственных институтов в организации холокоста. Нацистская Германия как «государство геноцида». Важность идеологического фактора. Медицинские эксперименты. Масштабы холокоста. Дискуссии о числе погибших. Методики подсчета. Общие итоги. Обязательная литература. Ридер «Холокост: документы и материалы». Ч. 10. Дополнительная литература
Тематика заданий по различным формам текущего контроля: Темы для рефератОВ:
Вопросы для оценки качества освоения дисциплины Перечень вопросов к ЗАЧЕТУ по всему курсу:
Автор программы: ________________________Кривушин И.В. “____” __________________ 2009 г. |
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Челябинской области | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... | ||
Программа Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Проект Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования |