Скачать 159.94 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8» Доклад на районную научно-практическую конференцию по теме: «Школа – библиотека – музей: некоторые аспекты взаимодействия по проблеме духовно-нравственного воспитания на уроках истории и во внеклассной работе» учителя истории Листовской Татьяны Владимировны 2009-2010 учебный год. «Исторические знания обладают особенным свойством: они воспитывают не только разум, но и душу» Шмидт С.О. Судьба страны в обозримом будущем зависит от того, что за люди её населяют – кем они себя ощущают в жизни, какие ценности формируют их души, какие мотивы определяют их дела. Однажды на глаза мне попались результаты двух социологических исследований. В одном из них утверждалось: 71% опрошенных жителей России уверен в том, что Россия отличается особой самобытностью и духовной культурой, превосходящей все другие страны мира. В другом социологи предложили российским и немецким студентам список из девятнадцати личностных качеств и попросили определить, какие из этих качеств являются для них признаками толерантности (терпимости). Студенты каждой группы выделили по четыре, наиболее важных с их точки зрения качества. Парадокс в том, что они не совпали.
В одном случае – только внешние, поведенческие признаки, в другом – внутренние, «душевные» свойства. Когда тех же респондентов спросили, какие ценности являются для них наиболее важными, то у молодых немцев на первом месте оказалась «ответственность», а у наших … «жизнерадостность». Эти молодые люди будут определять лицо своих стран уже завтра. И «наши» будут громко возмущаться тем, что к их великой стране в мире относятся как-то не так, как к той же Германии. Они по-прежнему будут уверены в том, что уж по «духовной»-то части им нет равных на всей планете. Речь идет о нашем профессиональном деле. Никогда ранее от учительской работы не зависело так много, причем результаты этой работы будут определять судьбы нашей страны на сравнительно коротком отрезке исторического времени. Бисмарк как-то сказал, что битву при Садовой (сыгравшую ключевую роль в объединении Германии) выиграл школьный учитель. Канцлер имел в виду, что в середине XIX века в школах бесчисленного множества традиционно разрозненных земель учителя сумели воспитать поколение немцев, жаждущих жить в невиданном ранее государстве – в большой, единой, индустриальной Германии. Перед Россией сегодня стоит задача войти в сообщество постиндустриальных стран и для скачка в новую экономику, в новое качество жизни страны необходимо формировать гуманную личность активного творческого склада. Хотелось бы, чтобы в середине нынешнего века в российских учебниках истории было написано: «Российское постиндустриальное чудо совершил российский учитель». Для того, чтобы «сдержанные», «терпеливые», «спокойные» и «умеющие общаться» не оказались под направляющим руководством «уважающих», «добрых», «способных понимать» других и «сочувствовать» им, необходимо поставить во главу угла духовно-нравственное развитие и воспитание как задачу первостепенной важности. В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008г. Д.А. Медведев обратился к «ценностям, общественным идеалам и нравственным принципам», которые лежат в основе современной государственной политики, «выстраданным и выверенным за века» отечественной истории и без которых «мы не можем представить себе нашу страну». Президент назвал важнейшие из этих ценностей: СПРАВЕДЛИВОСТЬ; СВОБОДА личная и национальная, а также свобода предпринимательства, слова, вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий; ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА; МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЙ МИР; СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ; ЛЮБОВЬ и ВЕРНОСТЬ; ЗАБОТА о младших и старших; ПАТРИОТИЗМ; ВЕРА в РОССИЮ; ЕДИНСТВО РОССИЙСКОЙ НАЦИИ. «Таковы наши ценности, — подчеркнул он, — таковы устои нашего общества, наши нравственные ориентиры. А говоря проще, таковы очевидные, всем понятные вещи, общее представление о которых и делает нас единым народом, Россией». Именно поэтому в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Посланиями Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 апреля 2007 года и 5 ноября 2008 года была разработана концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников, которая является частью федерального государственного образовательного стандарта общего образования, разработанного в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», с целями и задачами Федеральной целевой программы развития образования на 2006 — 2010 годы. Это принципиально новый для отечественной школы документ, в котором сформулированы: система базовых общенациональных российских ценностей, требования к результату организации и условиям воспитания российских школьников, структуре и содержанию программ воспитания и социализации гражданина России. Современный национальный воспитательный идеал — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. В контексте важнейшей национальной задачи и на основе национального воспитательного идеала формулируется цель современного образования, одна из приоритетных задач общества и государства — воспитание духовно-нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Духовно-нравственное воспитание гражданина России — это начало и результат, смысл и основной ресурс социального и экономического прогресса общества. Модернизация страны начинается с воспитания личности, способной ее осуществить. Но сама модернизация нужна для повышения качества жизни в стране, т.е. создания максимально благоприятных (по мировым стандартам) условий для развития личности. Таким образом, воспитание гражданина и модернизация России есть две стороны одного процесса, который приближенно можно назвать прогрессом общества. Соответственно, национальный воспитательный идеал и цель современного образования не могут быть осуществлены одной только системой образования. Их реализация требует, применительно к образованию, консолидации сил, согласования полномочий и ответственности важнейших субъектов национальной жизни — личности, общества и государства. В решении комплекса задач духовно-нравственного воспитания должны принимать участие все субъекты общественной жизни. Ведущая роль в этом процессе, конечно же, принадлежит общеобразовательной школе. Именно она является ключевым элементом интегративного, социокультурного, общенационального пространства непрерывного (в течение всей жизни) духовно-нравственного развития личности гражданина России. Такое пространство еще предстоит создать. На первом этапе оно должно быть организовано в пределах школы и ее ближайшего социального окружения. Полноценная деятельность школы в современном обществе может успешно осуществляться в виде открытой социально-педагогической системы: школа – библиотека – музей. Необходимо стремиться к диалогу, межличностному общению, широкому социальному взаимодействию со своими партнерами. Практика показывает, что сотрудничество образовательного учреждения с детской библиотекой становится все более актуальным, востребованным и необходимым. В последние годы дети и подростки отдают предпочтение книгам, которые могут быть полезны для учебы. Задача школьных учителей – активизировать сотрудничество с библиотекой для более полного и оперативного удовлетворения запросов ребят и формирования устойчивого интереса к чтению дополнительной литературы по различным предметам. Школа №8 на протяжении многих лет сотрудничала с Центральной районной библиотекой имени Д. Кедрина и Детской библиотекой №1. На базе читального зала центральной библиотеки традиционно проводился День Знаний; уроки, семинары, круглые столы по темам «Гражданская война – трагедия народа», «Великая Отечественная война», «Отечественная война 1812 года», «Русские меценаты», «Крещение Руси», «Культура России в разные исторические периоды»; внеклассные мероприятия: встречи с ветеранами, с авторами книг по краеведению Князевым Ю.А., Масловым В.И., Клычниковой М.А., Смирновым Г.В.; классные часы по профессиональной ориентации, правовому воспитанию, экологические чтения. С 1992 года проводились занятия историко-краеведческого кружка «Люби и знай свой город и край». Совместно с библиотекой отмечались различные знаменательные даты, были проведены Пушкинские уроки и внеклассные мероприятия: «Чтение – вот лучшее учение» - диспут о роли чтения в образовании во времена Пушкина и на пороге третьего тысячелетия, «Пушкинские места Подмосковья», «Пушкинская Москва» - викторина, «Пушкин и его предки» - встречи с сотрудником музея А.С.Пушкина С.И.Миклашевской. Ученики школы принимали участие в радиовикторине «Святая Пушкинская лира». С 2000 г. по 2007 г. регулярно проводились уроки, посвященные изучению духовно-общественной жизни страны в разные периоды истории России. Огромную помощь в проведении всех уроков и мероприятий оказывали работники Центральной районной библиотеки им. Д. Кедрина Шипова О.А., Шунаева Л.Н., которые учили ребят правильно работать с каталогами, книгами и периодическими изданиями. Сотрудничая со специалистами Детской библиотеки №1, Ильиной Т.Д. и Красновой Е.П., в рамках базовой программы по истории с 5 по 9 класс были выделены уроки, которые мы назвали «библиотечными». Они проводятся или в школе, или в читальном зале детской библиотеки. К каждому уроку или мероприятию готовятся выставки-обзоры, выставки-досье, которые помогают шире и глубже раскрыть тему:
Материалы к выставке подобраны таким образом, чтобы она представляла визуальный интерес для ребят, отличалась яркостью и броскостью подачи материалов. У этих экспозиций библиотекарь и учитель проводят с ребятами беседы о наиболее ярких эпизодах в истории Отечества, Всемирной истории, на основе конкретных книг, документов, с музыкальным сопровождением. Сотрудницей детской библиотеки Е.П.Красновой подобраны эпиграфы и разработана библиография к темам «библиотечных» уроков. Для изучения Древнего мира в 5 классе предлагаются следующие темы:
Для учащихся 6-х классов проходят библиотечные уроки по истории Средних веков по темам:
Новая история. 7-ой класс.
Новая история. 8-ой класс:
Преемственность – вот питающая сила истории. Для того, чтобы творить настоящее, надо знать прошлое, постараться не утратить связь с ним. На уроках истории происходит знакомство со всеми достижениями Руси – России – СССР – Российской Федерации, независимо от того, каким было государство: княжеским, царским, буржуазным, советским, демократическим. Нельзя быть «детьми без родителей». На примерах героической борьбы, подвигов учащиеся узнают о жертвенности русских людей во имя Отечества. Неравнодушие, с которым учащиеся обсуждают ту или иную тему, высвечивает лучшие качества детей. Они начинают понимать, что бедность материальная страшна, но это не главное, духовная бедность страшнее. История Отечества в школе и библиотеке представлена «библиотечными» уроками по следующим темам: 6-ой класс:
7-ой класс:
8-ой класс:
9-ый класс:
Историю Отечества мы острее чувствуем через историю своей семьи, поэтому мы предлагаем учащимся историко-родословное исследование «История семьи». Рекомендуем графическое изображение родословного древа по нисходящей или восходящей линии, каждая ветвь которого должна быть заполнена по возможности полностью (содержать фамилию, имя, отчество, даты жизни). Открытие детьми жизни собственных предков в разные исторические эпохи, осознание сложностей, достижений, жизненных уроков семейной биографии, её неразрывности с историей Родины – пожалуй, самый верный и грамотный путь воспитания патриотизма. На уроках в школе и встречах в библиотеке мы побуждаем узнать как можно больше о своих предках. Начать расспрашивать о представителях старших поколений. Вначале расспросить самых близких людей – родителей, потом родных – дядей, тетей, дедушек и бабушек. Поговорить с двоюродными, троюродными и более дальними родственниками. После таких бесед круг родичей значительно расширится. Общаясь со своей родней, обратить внимание на то, что их роднят какие-то общие родовые черты, например, внешний облик, манера поведения. Сведения о своих предках, живших в прошлых веках, получить сложнее. Для этого надо читать специальные книги, изучать документы в архивах. Постепенно учащиеся осознают, что все мы находимся в родстве друг с другом, пусть и очень отдаленном. Не случайно все народы, любящие свою страну, в которой они родились и живут, называют её святым словом РОДИНА! Велик воспитательный потенциал краеведения. Понравилась ребятам викторина, посвященная истории нашего города «Люби и знай свой город и край». На вопросы викторины ребята отвечали, опираясь на знания, полученные на уроках в школе и в музее. Можно было пользоваться книгами по краеведению, которые дети брали с постоянно действующих выставок в читальном зале «Расту я здесь, и край мне этот дорог», и на абонементе «Край, где начинается твоя Родина». Краеведение объединило школу, библиотеку, музей. Констатируя объединяющий характер краеведения, Д.С. Лихачев писал: «Участие людей всех возрастов в такого рода собирании краеведческого материала имеет само по себе огромнейшее воспитательное значение. Оно есть уже одна из акций патриотического характера, создающая в своем крае более высокий уровень духовной культуры…. Это основа для развития добровольных друзей того или иного памятника, той или иной темы, для объединения молодежи вокруг определенных тем или занятий, возрождения кустарных производств, разведения местных редких растений, животных и пр., создания заповедников, вообще – «добрососедства» с историей, культурой или природой». Краеведение в России – это всегда больше чем краеведение. Это политика, философия, система ценностей. Это задачник с множеством ответов, каждый из которых нелегко найти. Краеведение давно уже вошло в отечественную педагогику как одно из эффективных средств совершенствования методов обучения и воспитания подрастающего поколения. Краеведение помогает увидеть и понять, как те или иные исторические процессы и явления проявляются в истории, культуре, экологии родного края. Исследуя различные проблемы местной истории юные читатели-краеведы обращаются к периодике, к материалам книг по краеведению, к местным жителям – носителям информации о сравнительно недавнем прошлом. Эмоциональные рассказы бабушек и дедушек, участников и очевидцев событий делают историю как бы зримей, достоверней. Знания по истории Великой Отечественной войны, почерпнутые из книг и учебников и оформленные в виде рефератов, наполняются конкретным содержанием, различными деталями фронтовой жизни с помощью воспоминаний её участников. Ветераны в своих рассказах не оперируют масштабными категориями об основных сражениях, о численности армий, соединений, боевой техники. Они вспоминают эпизоды своей фронтовой биографии: с кем жили в блиндажах и землянках, ходили в боевое охранение, в разведку и в атаку, каким оружием воевали, как преодолевали жару и холод, боль и страх, во что одевались, что ели и пили, как отдыхали, т.е. такие детали, о которых не пишут в учебниках. Из таких рассказов дети узнают, что герои войны – это не только те, кто отмечен правительственными наградами, а и все те, кто достойно вынес выпавшие на их долю тяготы войны и не только фронтовики, но и труженики тыла. Это ведет к пониманию того, что долг, совесть, честь, преданность Родине для современников войны были не какими-то высокопарными понятиями, а повседневным состоянием характера и души. Это укрепляет связи в семье людей разных поколений. В семье, основанной на гармоничных началах, происходит повседневно передача опыта гражданственности, нравственности, гуманизма, толерантности от старшего поколения к младшему. Образ мышления и поведения родителей, характер ценностей, духовный мир взрослых – все это впитывается детьми, усваивается с малолетства. Однако в последние годы представление многих родителей об ответственности за воспитание детей изменилось. Она стала пониматься семьями односторонне – только как забота о материальном достатке, все остальное, кроме отметок, полученных в школе, не вызывает интереса. Функции родителей как воспитателей не реализуются, если родители устраняются от участия в формировании у своих детей гражданской сознательности, трудолюбия, любви к своей Родине. В этом случае роль детской библиотеки в жизни детей невозможно переоценить. Располагая уникальными терапевтическими ресурсами для оздоровления души, она вполне способна сформировать положительные изменения в личностной программе развития ребенка. Общение в новой для ребенка, позитивной обстановке, где нет оценок, строгих родителей, создает возможность раскрыть себя с неизвестной стороны. Опора на работу ума и сердца – необходимое условие воспитания эстетического, духовно-нравственного, патриотического. Библиотекари ставят перед собой задачу убедить родителей в том, что библиотека – их активный помощник и союзник в воспитании детей. Сотрудничество библиотеки с родителями учащихся включает в себя оказание консультативной помощи в области детской литературы, детского чтения, повышение педагогической культуры родителей. Собственно, сама привычка к чтению, былой и снова востребованный в нашей стране культ чтения, - одна из базовых культурных ценностей. «Чтение – лучшее учение» (А.С.Пушкин). Тема Великой Отечественной войны остаётся доминирующей. Ведь сегодня, как это ни прискорбно, не только дети, но и многие подростки не знают героев и их подвиги; не ориентируются во многих исторических событиях и не умеют найти логическую взаимосвязь между ними; не имеют понятия, что такое «города-герои», а уж назвать их все и подавно не могут; многие не знают имен прославленных полководцев, тех, кому мы обязаны Великой Победой. Эти пробелы в знаниях помогают заполнить уроки и внеклассные мероприятия в библиотеке и экскурсии в школьный музей им. Д.М. Карбышева (руководитель Акинфина А.Г.) и Мытищинский историко-художественный музей нашего города. Учащиеся нашей школы в течение многих лет постоянно посещают Мытищинский историко-художественный музей, сочетая изучение России с изучением родного края. Тематика уроков-экскурсий интересна и разнообразна. Например:
Разнообразны и формы мероприятий, которые проводятся совместно с музейными работниками Товстухой Н.М и СмирновымГ.В.:
Совместно с директором Мытищинского историко-художественного музея Клычниковой М.А подготовлен и осуществлен проект ко Дню Победы «Колокола памяти», который проводится в зале, посвященном Великой Отечественной войне. Проектная работа нравится детям, потому что она имеет творческое начало, позволяет им выбирать ту форму деятельности, которая им по душе. Она объединяет ребят, так как они чаще всего работают группами, помогая друг другу во всем. В процессе работы школьники учатся культурно вести себя в коллективе, уважать друг друга и окружающих, любить родной край, восхищаться и дорожить им, а это самое главное. Очевидно требование сегодняшнего дня: общество, государство, учреждения культуры и образования должны делать все для того, чтобы дети и подростки лучше знали историю своей страны, еще больше любили, сопереживали и гордились своей Родиной. По нашему мнению, для этого необходимо:
Так давайте же помнить о личной профессиональной ответственности, поскольку мы принимаем на себя миссию духовно-нравственного воспитания детей и родителей. Сегодня нам необходимо постоянное собственное образование в сфере духовной культуры и духовно-нравственного воспитания и неустанный труд над своей душой. В заключение приведем слова из «Записей» талантливого педагога и священника Александра Ельчанинова: «Нельзя врачевать чужие души, не излечив себя, приводить в порядок чужое душевное хозяйство с хаосом в собственной душе, нести мир другим, не имея его в себе». |
Доклад на тему Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности граждан России Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся Концепция... | Факультет гуманитарного образования Школьный музей как фактор формирования гражданственности и патриотизма на уроках истории и во внеклассной работе | ||
Проблемы духовно-нравственного воспитания на уроках филологического цикла Однако, следует сказать, что теорию и методику воспитывающего обучения в условиях современного образования нельзя считать сложившимися.... | Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся... За основу формирования духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся младших классов взята «Концепция духовно-нравственного... | ||
Департамент образования администрации Города Томска маоу сош №32... Школа как центр гражданско патриотического, духовно-нравственного воспитания школьников в условиях фгос: организационно-педагогическая... | Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся Пояснительная записка Сегодня под воспитанием все больше понимается создание условий для развития личности ребенка, его духовно-нравственного становления... | ||
Доклад по теме: Некоторые аспекты методики преподавания современного курса информатики Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5 г. Лениногорска» рт | Роль уроков орксэ в формировании духовной нравственности учащихся Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Нормативно-правовой и документальной основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального... | Из опыта работы учительницы истории и обществознания головинской... Развитие познавательного интереса учащихся на уроках истории и во внеклассной работе | ||
Краеведческая работа в школе как важнейшее средство духовно-нравственного воспитания личности Воспитание высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России – важнейшая цель современного... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Логинова Н. В. Сохранитель основы нашей нравственности …Деятельность лаборатории проблем духовно-нравственного воспитания. // Научно-просветительский... | ||
Программа конференции 22 марта 2013 года Залы «Ярославль» Самарской области и в связи с 20-летним сотрудничеством Самарского государственного медицинского университета и медицинской компании... | Реферат выполняется под руководством преподавателя, рецензируется... Одной из форм научно-исследовательской работы учащихся 9-11-х классов является написание и защита реферата | ||
Доклад «Использование проектного метода как педагогической технологии... Данный доклад представляет одну из попыток практически решить проблему духовно-нравственного воспитания в конфессиональной школе,... | «Актуальность духовно-нравственного образования и воспитания в современном... Ознакомить педагогический коллектив с задачами духовно-нравственного образования и особенностями содержания курсов «Духовное краеведение... |