МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
РУБЦОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ
(ИСТОРИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА) Специальность– 030401.65 История
Форма обучения: очно-заочная (вечерняя)
Кафедра общественных дисциплин
Рубцовск - 2011
При разработке УМК учебной дисциплины в основу положены: 1) ГОС ВПО по специальности 030401.65 История утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000 г., № 308гум /сп
2) Учебный план по специальности 030401.65 История утвержденный Ученым Советом РИ (Филиала) АлтГУ «23» мая 2011 г., протокол № 12 УМК одобрен на заседании кафедры общественных дисциплин«27» июня 2011 г. протокол № 6
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
История первобытного общества является важнейшим разделом всеобщей истории, в рамках которого изучается зарождение человека как уникального социобиологического вида, становление, расцвет и разложение первобытной родовой общины, а также начальные шаги на пути создания первых государственных образований.
Цель курса: сформировать у студентов целостное представление об основных тенденциях становления человека как биологического вида, его хозяйственной деятельности и о первых социальных организациях.
Задачи курса:
- ознакомить с основными научными теориями по различным аспектам становления и развития человека как уникального социобиологического вида;
- дать основные сведения о движущих силах и этапах антропогенеза в раннем и среднем палеолите;
- сформировать представления о зарождении, развитии и упадке первобытной родовой общины;
- дать основные сведения о причинах, предпосылках и последствиях перехода человечества к производящему хозяйству;
- изучить причины, предпосылки и основные тенденции разложения первобытного общества, а также особенности раннегосударственных образований;
- дать общее представление о религиозных взглядах человека первобытного общества;
- обеспечить овладение первичными навыками научно- исследовательской работы;
- научить правильно использовать научный понятийно-категориальный аппарат и профессиональную лексику;
Содержание курса строится с учетом развития современных образовательных технологий, основными признаками которых являются:
постоянное взаимодействие между преподавателем и студентом, требующее открытости и способности работать вместе, личностное отношение к познавательной деятельности, единство творческого замысла и алгоритма деятельности, постоянная рефлексия студентов и преподавателя, диалоговая позиция.
Учебный курс «История первобытного общества» разработан на основе классических и новейших исследований историков и антропологов и с учетом перечня имеющихся в библиотечном фонде учебнометодической и научной литературы.
В основу изложения курса положены следующие идеи
- антропогенез и социогенез первобытного человека проходил при воздействии нескольких разноплановых и разновекторных фактров экологического, биологического и социального характера;
- появление в позднем палеолите стратифицированного общества, а в неолите – производящего хозяйства, стало итогом всего предыдущего развития экономической, социальной и культурной жизни;
- в период истории первобытного общества были заложены многие основы культуры современной цивилизации.
Место дисциплины в учебном процессе
История первобытного общества является первой частью курса «Всеобщая история. История мировых цивилизаций». Курс органично связан с курсами «Археология»,
«История мировой и отечественной культуры», «Этнология», «История мировых религий», «История исторической науки», «История России (разделы по истории первобытного общества и образованию раннего государства)».
Дисциплина преподается на 1 курсе, в течение 1 семестра на очно-заочном отделении. Формой отчетности является экзамен. 2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Дидактические единицы
| Наименование
тем
| Максим. учебная нагрузка студента, час
| Количество аудиторных часов при очно-заочной форме обучения
| Самост. работа студ.
| Всего
| Лекции
| Лаборат. работы
| Практ. работа студ.
|
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| ДЕ II
| Тема 1. Введение в историю первобытного общества. Ближайшие предки человека
|
| 6
| 4
|
| 2
|
| Тема 2. Архантропы и палеоантропы: их трудовая деятельность и общественная организация. Завершение антропогенеза
|
| 4
| 2
|
| 2
|
| Тема 3. Хозяйственная деятельность и общественные отношения в раннеродовой общине
|
| 2
| 2
|
|
|
| Тема 4. Хозяйственная деятельность и общественные отношения в позднеродовой общине земледельцев-скотоводов
|
| 4
| 2
|
| 2
|
| Тема 5. Предпосылки и начальный этап разложения первобытного общества
|
| 2
|
|
| 2
|
| Тема 6. Первые протогосударства на территории Востока
|
|
|
|
|
|
| Тема 7. Культура первобытного общества
|
| 2
|
|
| 2
|
| Тема 8. Первобытное общество и цивилизация
|
|
|
|
|
|
|
| Итоговый контроль
| Экзамен
|
| Всего
| 266
| 20
| 10
|
| 10
| 196
| 3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1 Содержание ГОС учебной дисциплины «Всеобщая история. (История мировых цивилизаций)»
Понятие “первобытное общество”; дискуссии о его месте в человеческой истории. Проблемы антропогенеза и социогенеза. Переход к социально-стратифицированному обществу. Основные эпохи мировых цивилизаций социально-экономическом, политическом и культурном аспектах. Типы цивилизаций в древности: Древний Восток, Древняя Греция, эллинистические монархии, Древний Рим.
Место средневековья во всемирно-историческом процессе; его хронологические рамки и периодизация. Западно- и восточно-европейские варианты средневекового исторического развития. Византия. Страны и народы Азии, Африки и доколумбовой Америки в эпоху средневековья. История нового времени; хронологические рамки и периодизация. Переход европейской цивилизации от доиндустриального мира к новому этапу развития. Европейская цивилизация и традиционные общества Америки, Азии и Африки; складывание колониальной системы.
Место ХХ века во всемирно-историческом процессе. Асинхронность общественного развития и новый уровень исторического синтеза. Основные проблемы и процессы развития западной цивилизации. Восточная Европа в контексте новейшей истории. Фашизм и тоталитаризм. Типы и особенности традиционалистских обществ в постиндустриальном мире; их место в мировой системе хозяйства и мировой политике. Военно-политические союзы и мировые войны. Глобальные проблемы современности. 3.2 Содержание учебной дисциплины Тема 1. Введение в историю первобытного общества. Ближайшие предки человека
Аудиторное изучение:
Предмет истории первобытного общества. Понятие «первобытное общество». Дискуссия в современной зарубежной и отечественной науке о месте первобытного общества в истории человека: взгляд отечественных и зарубежных исследователей. Современный «научный креационизм» и взгляд его представителей на первобытное общество.
Хронологические рамки истории первобытного общества; проблема определения нижней границы. Периодизация археологическая, геологическая, антропологическая, общая (историческая). Понятие исторического источника, их классификация применительно к истории первобытного общества; естественнонаучные источники и основные методы датировки. Абсолютная и относительная датировки.
Историография первобытной истории. Этнологические наблюдения в эпоху древности и средневековья. Великие географические открытия и их влияние на расширение знаний о первобытных народах. Концепции Монтеня, Лафито, Толанда, Монтескьё, Фергюссона.
Обобщение конкретных знаний о первобытном обществе в XIX в. Теория Чарлза Дарвина. Исследование родовой организации Льюисом Морганом. История первобытного общества в марксистской концепции. Развитие истории первобытного общества в XX веке.
Самостоятельное изучение
Теоретико-философский и научно-конкретный (антропологический) подходы в определении критериев человека. Место человека в животном мире. Движущие силы процесса антропогенеза. Дриопитековые обезьяны. Становление и морфологические особенности различных групп австралопитековых. Место презинджантропа в антропогенезе. Орудийная (производственная) и праорудийная деятельность. Форма объединения предлюдей. Тема 2. Архантропы и палеоантропы: их трудовая деятельность и общественная организация. Завершение антропогенеза
Аудиторное изучение:
Место архантропов и палеоантропов в процессе антропогенеза. Время бытования, ареал расселения и морфологические особенности питекантропов, синантропов и неандертальцев. Палеоантропологические находки. Гейдельбергский человек и его место в антропогенезе.
Важнейшие стоянки в зарубежье и на территории России. Улалинская стоянка и стоянка Карам Горного Алтая. Орудийная деятельность и хозяйственная жизнь архантропов и палеоантропов. Дискуссия о времени появления членораздельной речи. Зарождение религиозных представлений у неандертальцев. Праобщина (первобытное человеческое стадо) как первая форма социальной организации. Хронологические границы и характеристика праобщины. Роль охоты в развитии праобщины. Половые отношения в праобщине. Борьба биологического и социального в человеке. Локальные группы неандертальцев и неандертальская проблема. Проблема датировки и места появления человека современного вида; археологические находки в Африке нач. XXI в. Тема 3. Хозяйственная деятельность и общественные отношения в раннеродовой общине
Аудиторное изучение:
Причины и предпосылки возникновения, этапы развития общинно-родового строя. Причины и суть матриархата (материнского счета родства). Развитие производительных сил и хозяйственная жизнь на этапах архаического хозяйства без применения лука и охотничье-собирательского хозяйства с применением лука. Изменение природных условий в мезолите и совершенствование хозяйственно-орудийной деятельности. Расширение среды обитания человека и образование рас. Заселение Америки. Формирование родо-племенной организации и этапы развития семейно-брачных отношений в раннеродовой общине. Организация власти, социальные нормы. Половозрастная организация; обряды инициации. Коллективная и личная собственность в общине, реципрокный обмен. Тема 4. Хозяйственная деятельность и общественные отношения в позднеродовой общине земледельцев-скотоводов
Аудиторное изучение:
Характерные черты позднеродовой общины. Основные технические достижения эпохи неолита. Причины, предпосылки и последствия перехода человека к производящему хозяйству. Проблема времени и места возникновения производящего хозяйства. Теория очагового становления производящего хозяйства Н.И. Вавилова. Зона «плодородного полумесяца» Р. Брейдвуда. Микроочаги, первичные и вторичные очаги земледелия.
Ранние земледельческие культуры в Передней Азии. Природноклиматические условия региона. Эволюция натуфийской культуры; культура Иерихона. Джармо. Хассунская, самаррская и халафская культуры. Ранние земледельческие культуры в северо-восточной Африке (Нагада I, Нагада II, Буто-Маади).
Этапы развития и формы земледелия и животноводства. Возрастание роли женщины на этапе мотыжного земледелия. Причины и предпосылки перехода от мотыжного к пашенному земледелию; особенности перехода в отдельных регионах. Первое и второе общественные разделения труда: причины, технические и экологические предпосылки и последствия. Тема 5. Предпосылки и начальный этап разложения первобытного общества
Аудиторное изучение:
Изменения в семейно-брачных отношениях в позднем неолите и становление большой патриархальной семьи. Компромиссно-переходные формы брака и поселения супругов.
Экономические предпосылки разложения первобытного общества. Открытие металлургии. Противоречия между общинными нормами и частнособственнической психологией. Престижная экономика. Потлач. Дифференциация общинников. Причины и процесс становления первобытной соседской общины. Формы межобщинной и внутриобщинной эксплуатации. Условия зарождения и черты патриархального рабства. Переход к сный, аристократический и плутократический варианты политогенеза.
Самостоятельное изучение
Военно-иерархическая форма организации власти и вождество. Черты военной демократии. Значение мужских тайных союзов в социальной дифференциации.
|