Российской федерации





Скачать 442.76 Kb.
НазваниеРоссийской федерации
страница1/4
Дата публикации28.11.2014
Размер442.76 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > История > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

РУБЦОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

f:\утверждаю для титульного листа(1).bmp

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

(ИСТОРИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА)
Специальность– 030401.65 История

Форма обучения: очно-заочная (вечерняя)

Кафедра общественных дисциплин

Рубцовск - 2011

При разработке УМК учебной дисциплины в основу положены:
1) ГОС ВПО по специальности 030401.65 История утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000 г., № 308гум /сп

2) Учебный план по специальности 030401.65 История утвержденный Ученым Советом РИ (Филиала) АлтГУ «23» мая 2011 г., протокол № 12
УМК одобрен на заседании кафедры общественных дисциплин«27» июня 2011 г. протокол № 6



СОДЕРЖАНИЕ


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

История первобытного общества является важнейшим разделом всеобщей истории, в рамках которого изучается зарождение человека как уникального социобиологического вида, становление, расцвет и разложение первобытной родовой общины, а также начальные шаги на пути создания первых государственных образований.

Цель курса: сформировать у студентов целостное представление об основных тенденциях становления человека как биологического вида, его хозяйственной деятельности и о первых социальных организациях.

Задачи курса:

- ознакомить с основными научными теориями по различным аспектам становления и развития человека как уникального социобиологического вида;

- дать основные сведения о движущих силах и этапах антропогенеза в раннем и среднем палеолите;

- сформировать представления о зарождении, развитии и упадке первобытной родовой общины;

- дать основные сведения о причинах, предпосылках и последствиях перехода человечества к производящему хозяйству;

- изучить причины, предпосылки и основные тенденции разложения первобытного общества, а также особенности раннегосударственных образований;

- дать общее представление о религиозных взглядах человека первобытного общества;

- обеспечить овладение первичными навыками научно- исследовательской работы;

- научить правильно использовать научный понятийно-категориальный аппарат и профессиональную лексику;

Содержание курса строится с учетом развития современных образовательных технологий, основными признаками которых являются:

постоянное взаимодействие между преподавателем и студентом, требующее открытости и способности работать вместе, личностное отношение к познавательной деятельности, единство творческого замысла и алгоритма деятельности, постоянная рефлексия студентов и преподавателя, диалоговая позиция.

Учебный курс «История первобытного общества» разработан на основе классических и новейших исследований историков и антропологов и с учетом перечня имеющихся в библиотечном фонде учебнометодической и научной литературы.

В основу изложения курса положены следующие идеи

- антропогенез и социогенез первобытного человека проходил при воздействии нескольких разноплановых и разновекторных фактров экологического, биологического и социального характера;

- появление в позднем палеолите стратифицированного общества, а в неолите – производящего хозяйства, стало итогом всего предыдущего развития экономической, социальной и культурной жизни;

- в период истории первобытного общества были заложены многие основы культуры современной цивилизации.

Место дисциплины в учебном процессе

История первобытного общества является первой частью курса «Всеобщая история. История мировых цивилизаций». Курс органично связан с курсами «Археология»,

«История мировой и отечественной культуры», «Этнология», «История мировых религий», «История исторической науки», «История России (разделы по истории первобытного общества и образованию раннего государства)».

Дисциплина преподается на 1 курсе, в течение 1 семестра на очно-заочном отделении. Формой отчетности является экзамен.
2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Дидактические единицы

Наименование

тем

Максим. учебная нагрузка студента, час

Количество аудиторных часов при очно-заочной форме обучения

Самост. работа студ.

Всего


Лекции

Лаборат. работы

Практ. работа студ.




1

2

3

4

5

6

7

8

ДЕ II

Тема 1. Введение в историю первобытного общества. Ближайшие предки человека




6

4




2




Тема 2. Архантропы и палеоантропы: их трудовая деятельность и общественная организация. Завершение антропогенеза




4

2




2




Тема 3. Хозяйственная деятельность и общественные отношения в раннеродовой общине




2

2










Тема 4. Хозяйственная деятельность и общественные отношения в позднеродовой общине земледельцев-скотоводов




4

2




2




Тема 5. Предпосылки и начальный этап разложения первобытного общества




2







2




Тема 6. Первые протогосударства на территории Востока



















Тема 7. Культура первобытного общества




2







2




Тема 8. Первобытное общество и цивилизация






















Итоговый контроль

Экзамен




Всего

266

20

10




10

196

3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Содержание ГОС учебной дисциплины «Всеобщая история. (История мировых цивилизаций)»

Понятие “первобытное общество”; дискуссии о его месте в человеческой истории. Проблемы антропогенеза и социогенеза. Переход к социально-стратифицированному обществу. Основные эпохи мировых цивилизаций социально-экономическом, политическом и культурном аспектах. Типы цивилизаций в древности: Древний Восток, Древняя Греция, эллинистические монархии, Древний Рим.

Место средневековья во всемирно-историческом процессе; его хронологические рамки и периодизация. Западно- и восточно-европейские варианты средневекового исторического развития. Византия. Страны и народы Азии, Африки и доколумбовой Америки в эпоху средневековья. История нового времени; хронологические рамки и периодизация. Переход европейской цивилизации от доиндустриального мира к новому этапу развития. Европейская цивилизация и традиционные общества Америки, Азии и Африки; складывание колониальной системы.

Место ХХ века во всемирно-историческом процессе. Асинхронность общественного развития и новый уровень исторического синтеза. Основные проблемы и процессы развития западной цивилизации. Восточная Европа в контексте новейшей истории. Фашизм и тоталитаризм. Типы и особенности традиционалистских обществ в постиндустриальном мире; их место в мировой системе хозяйства и мировой политике. Военно-политические союзы и мировые войны. Глобальные проблемы современности.
3.2 Содержание учебной дисциплины
Тема 1. Введение в историю первобытного общества. Ближайшие предки человека

Аудиторное изучение:

Предмет истории первобытного общества. Понятие «первобытное общество». Дискуссия в современной зарубежной и отечественной науке о месте первобытного общества в истории человека: взгляд отечественных и зарубежных исследователей. Современный «научный креационизм» и взгляд его представителей на первобытное общество.

Хронологические рамки истории первобытного общества; проблема определения нижней границы. Периодизация археологическая, геологическая, антропологическая, общая (историческая). Понятие исторического источника, их классификация применительно к истории первобытного общества; естественнонаучные источники и основные методы датировки. Абсолютная и относительная датировки.

Историография первобытной истории. Этнологические наблюдения в эпоху древности и средневековья. Великие географические открытия и их влияние на расширение знаний о первобытных народах. Концепции Монтеня, Лафито, Толанда, Монтескьё, Фергюссона.

Обобщение конкретных знаний о первобытном обществе в XIX в. Теория Чарлза Дарвина. Исследование родовой организации Льюисом Морганом. История первобытного общества в марксистской концепции. Развитие истории первобытного общества в XX веке.

Самостоятельное изучение

Теоретико-философский и научно-конкретный (антропологический) подходы в определении критериев человека. Место человека в животном мире. Движущие силы процесса антропогенеза. Дриопитековые обезьяны. Становление и морфологические особенности различных групп австралопитековых. Место презинджантропа в антропогенезе. Орудийная (производственная) и праорудийная деятельность. Форма объединения предлюдей.
Тема 2. Архантропы и палеоантропы: их трудовая деятельность и общественная организация. Завершение антропогенеза

Аудиторное изучение:

Место архантропов и палеоантропов в процессе антропогенеза. Время бытования, ареал расселения и морфологические особенности питекантропов, синантропов и неандертальцев. Палеоантропологические находки. Гейдельбергский человек и его место в антропогенезе.

Важнейшие стоянки в зарубежье и на территории России. Улалинская стоянка и стоянка Карам Горного Алтая. Орудийная деятельность и хозяйственная жизнь архантропов и палеоантропов. Дискуссия о времени появления членораздельной речи. Зарождение религиозных представлений у неандертальцев. Праобщина (первобытное человеческое стадо) как первая форма социальной организации. Хронологические границы и характеристика праобщины. Роль охоты в развитии праобщины. Половые отношения в праобщине. Борьба биологического и социального в человеке. Локальные группы неандертальцев и неандертальская проблема. Проблема датировки и места появления человека современного вида; археологические находки в Африке нач. XXI в.
Тема 3. Хозяйственная деятельность и общественные отношения в раннеродовой общине

Аудиторное изучение:

Причины и предпосылки возникновения, этапы развития общинно-родового строя. Причины и суть матриархата (материнского счета родства). Развитие производительных сил и хозяйственная жизнь на этапах архаического хозяйства без применения лука и охотничье-собирательского хозяйства с применением лука. Изменение природных условий в мезолите и совершенствование хозяйственно-орудийной деятельности. Расширение среды обитания человека и образование рас. Заселение Америки. Формирование родо-племенной организации и этапы развития семейно-брачных отношений в раннеродовой общине. Организация власти, социальные нормы. Половозрастная организация; обряды инициации. Коллективная и личная собственность в общине, реципрокный обмен.
Тема 4. Хозяйственная деятельность и общественные отношения в позднеродовой общине земледельцев-скотоводов

Аудиторное изучение:

Характерные черты позднеродовой общины. Основные технические достижения эпохи неолита. Причины, предпосылки и последствия перехода человека к производящему хозяйству. Проблема времени и места возникновения производящего хозяйства. Теория очагового становления производящего хозяйства Н.И. Вавилова. Зона «плодородного полумесяца» Р. Брейдвуда. Микроочаги, первичные и вторичные очаги земледелия.

Ранние земледельческие культуры в Передней Азии. Природноклиматические условия региона. Эволюция натуфийской культуры; культура Иерихона. Джармо. Хассунская, самаррская и халафская культуры. Ранние земледельческие культуры в северо-восточной Африке (Нагада I, Нагада II, Буто-Маади).

Этапы развития и формы земледелия и животноводства. Возрастание роли женщины на этапе мотыжного земледелия. Причины и предпосылки перехода от мотыжного к пашенному земледелию; особенности перехода в отдельных регионах. Первое и второе общественные разделения труда: причины, технические и экологические предпосылки и последствия.
Тема 5. Предпосылки и начальный этап разложения первобытного общества

Аудиторное изучение:

Изменения в семейно-брачных отношениях в позднем неолите и становление большой патриархальной семьи. Компромиссно-переходные формы брака и поселения супругов.

Экономические предпосылки разложения первобытного общества. Открытие металлургии. Противоречия между общинными нормами и частнособственнической психологией. Престижная экономика. Потлач. Дифференциация общинников. Причины и процесс становления первобытной соседской общины. Формы межобщинной и внутриобщинной эксплуатации. Условия зарождения и черты патриархального рабства. Переход к сный, аристократический и плутократический варианты политогенеза.

Самостоятельное изучение

Военно-иерархическая форма организации власти и вождество. Черты военной демократии. Значение мужских тайных союзов в социальной дифференциации.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Российской федерации iconРоссийской федерации приказ
Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации...
Российской федерации iconБез гражданства в российской федерации
Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав...
Российской федерации iconДоклад Правительства Российской Федерации Президенту Российской Федерации...
«О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. №825 «Об оценке эффективности деятельности органов...
Российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом...
Российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации
Цели и принципы стандартизации в российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом...
Российской федерации iconМинистерство экономического развития российской федерации
Указом Президента Российской Федерации от 01. 02. 2005 n 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской...
Российской федерации iconКомплексная программа 5-11 классы Под общей редакцией А. Т. Смирнова
Конституции Российской Федерации и федеральных законов Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности, Стратегии национальной...
Российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации автомобили скорой медицинской помощи
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом...
Российской федерации iconКомментарий к уголовно-процессуальному кодексу российской федерации
Смирнов А. В., доктор юридических наук, профессор, советник Конституционного Суда Российской Федерации, действительный государственный...
Российской федерации iconМинистерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач
Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного...
Российской федерации iconМинистерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач
Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного...
Российской федерации iconМинистерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач
Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного...
Российской федерации iconУтверждаю Президент Российской Федерации В. Путин стратегия развития...
Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом Российской Федерации 18...
Российской федерации iconМинистерство связи и массовых коммуникаций российской федерации
Российской Федерации от 1 февраля 2005 г n 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской...
Российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации гост р 53423- 2009
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом...
Российской федерации iconОб утверждении порядка
Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск