Программа по истории России XIX век (8класс, 37ч.)





НазваниеПрограмма по истории России XIX век (8класс, 37ч.)
страница1/6
Дата публикации03.12.2014
Размер0.57 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > История > Программа
  1   2   3   4   5   6
Программа по истории России XIX век (8класс, 37ч.)

Пояснительная записка:
В планировании учтено прохождение обязательного минимума содержания и соответствие программе по истории для основной школы. Тематическое планирование рассчитано на 37 часов, включая повторительно-обобщающие уроки. Учтены различные формы урока: изложение нового материала самим учителем, комбинированные уроки с элементами лабораторных работ, дискуссии, решение познавательных и проблемных заданий.

В результате изучения истории ученик должен знать /понимать:

  • Основные даты и ключевые события истории России и мира с начала XIXв. до конца XX в. -- (годы царствований., «великих реформ», политической и социальной истории(1825г., 1861г.), важнейших военных кампаний (1812г., 1813-1814гг., 1853-1856гг., 1877-1878гг.))

  • Рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знания необходимых фактов, дат, терминов; давать описания исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания для написания творческих работ, рефератов.

  • Показывать на исторической карте: территории, присоединенные к России в XIX в.; центры промышленности и торговли; места военных действий и походов.

  • Составлять описания памятников: зданий и технических сооружений; машин; предметов быта; произведений художественной культуры.

  • Соотносить и общие исторические процессы, и отдельные факты и явления; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов; выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий.

  • Называть характерные, существенные черты: социально-экономического развития и политического строя России в XIX – нач. XX вв.; положения разных слоев населения; внутренней и внешней политики самодержавия; идеологии и практики общественных движений (консервативных, либеральных, радикальных).

  • Объяснять значение понятий: Российская империя, самодержавие, крепостное право, феодальные пережитки, модернизация, индустриализация, капиталистические отношения, реформа, контрреформа, декабристы, славянофилы, западники, утопический социализм, народничество, социал-демократия, православие, национализм, революция.

  • Сравнивать: развитие России до и после реформ 60-х гг.; развитие капитализма в России и других странах; позиции, программные положения общественных движений, групп, партий.

  • Излагать суждения о причинах и последствиях: возникновения общественных движений XIXXX вв.; отмены крепостного права; войн 1812г., 1853-1856 гг., 1877-1878 гг.; присоединения к империи в XIX в. новых территорий и народов.

  • Объяснять, в чем состояли цели и результаты деятельности государственных и общественных деятелей, представителей социальных и политических движений, науки и культуры.

  • Приводить изложенные в учебной литературе оценки исторических деятелей, характера и значения социальных реформ и контрреформ, внешнеполитических событий и войн. Высказывать и аргументировать свою оценку событий и личностей.



Основное содержание курса:

Раздел I. Россия в 1801 – 1825гг. (8 ч.)

Тема 1. Российская империя в первой четверти XIX в. (3 ч.)

* Территория, народы, религия. Власть и сословия. Внутренняя политика. Дворцовый переворот 11 – 12 марта 1801г. Александр I Благословенный. Негласный комитет. М.М.Сперанский. Либеральные начинания в области государственного устройства, по крестьянскому вопросу, в сфере образования и культуры.

* Внешняя политика до 1812г. Александр I как дипломат. Участие России в антинаполеоновских войнах. Присоединение Финляндии.
Тема 2. Отечественная война 1812 г. (2 ч.)

* Причины и начало войны. Стратегия М.Б.Барклая де Толли и М.И.Кутузова. Бородинское сражение. Оставление Москвы. Вытеснение французской армии из России.

* Заграничные походы русской армии. Венский конгресс и Священный союз. Польская конституция 1815г. Внешняя политика после 1815г. Герои войны – М.Милорадович, П.Багратион, Н.Раевский, Д.Давыдов. Война 1812г. в литературе и искусстве.
Тема 3. Декабристы (2ч.)

* ''Аракчеевщина''. Возникновение движения декабристов. Офицерские артели и тайные общества. Программные документы: «Русская правда» П.И.Пестеля и «Конституция» Н.М.Муравьёва.

* Междуцарствие и вооруженные выступления декабристов. Следствие и суд над декабристами. Декабристы в Сибири и на Кавказе. Персоналии – П.И.Пестель, Н.М.Муравьёв, К.Ф.Рылеев, С.П.Трубецкой и др.
Повторение (1ч.)
Раздел II. Николаевская Россия 1825 – 1855гг. (10ч.)

Тема 1. «Апогей самодержавия» (2ч.)

* Николай I Законодатель. Создание тайной полиции. А.Х.Бенкендорф. Кодификация законов. (М.М.Сперанский.) Крестьянский вопрос. (П.Д.Киселёв.) Финансы. (Е.Ф.Канкрин.) Система государственного образования и идеологии. (С.С.Уваров.) Складывание предпосылок официального реформаторства.

Тема 2. Внешняя политика Николая I (2ч.)

* Россия в Священном союзе. «Восточный вопрос» в российской политике. Войны с Ираном и Турцией. Присоединение Кавказа. Россия и революции в Западной Европе. Крымская война и её значение.

Тема 3. Становление основных направлений общественной мысли (1ч.)

* П.Я.Чаадаев. Западники и славянофилы. Спор о судьбе России. Первые русские социалисты.
Тема 4. Русская культура первой половины XIX века (4ч.)

* Развитие науки и образования: Н.И.Лобачевский, Н.И.Пирогов, Б.С.Якоби, Н.М.Карамзин, Т.Н.Грановский, С.М.Соловьёв.

* Путешествия и открытия: И.Ф.Крузенштерн, Ф.Ф.Беллинсгаузен, М.П.Лазарев, В.М.Головнин, Г.И.Невельской.

* Печать. Литература: В.А.Жуковский, А.С.Пушкин, А.С.Грибоедов, М.Ю.Лермонтов, Н.В.Гоголь.

* Живопись: К.П.Брюллов, А.А.Иванов, П.А.Федотов; Архитектура: А.Н.Воронихин, А.Д.Захаров, К.И.Росси; Музыка: М.И.Глинка; Театр: М.С.Щепкин.

* Культура народов России.
Повторение (1ч.)

Раздел III. Россия в правление Александра II – 1855-1881гг. (10ч.)

Тема 1. Великие реформы (3ч.)

*Александр II Освободитель. Подготовка и проведение крестьянской реформы 1861г. Личное освобождение, наделение землёй, выкупная операция, крестьянское общественное управление. Введение местного самоуправления: земства и городские думы. Новые судебные уставы. Всеобщая воинская повинность. Реформы в области образования и печати.
Тема 2. Реформы, экономика и политика (4ч.)

* Многоукладность пореформенной экономики. Рынок и государство. Судьбы крестьянской общины.

* Российский капитализм, его особенности.

* Власть и общественность: эволюция взаимоотношений. Что нужно России: продолжение реформ или революция, сохранение самобытности или сближение с Западной Европой.

* Кристаллизация политических течений: консерватизм, либерализм, радикализм, западничество, народничество и социал-демократия.
Тема 3. Внешняя политика России (2ч.)

* А.М.Горчаков. Борьба за отмену «нейтрализации» Чёрного моря. Русско-турецкая война 1877 – 1878гг. Сан – Стефанский договор. Берлинский конгресс. Присоединение Средней Азии.
Повторение (1ч.)

Раздел IV. Россия в правление Александра III – 1881 -1894гг. (8ч.)

Тема 1. По пути контролируемой модернизации (3ч.)

* Александр III Миротворец. Политика консервативного национализма. К.П.Победоносцев, Д.А.Толстой. «Контрреформы».

* Реформирование финансов и форсированная индустриализация: Н.Х.Бунге, И.А.Вышнеградский, С.Ю.Витте.
Тема 2. Внешняя политика России (1ч.)

* Завершение присоединения Средней Азии. От «Союза трех императоров» к сближению с Францией. Оформление русско-французского союза. Дальневосточное направление. Предложения об ограничении гонки вооружений.
Тема 3. Культура России во второй половине XIX в.(3ч.)

* Развитие науки и образования. Журналистика и книгоиздательское дело. Философия. История. Литература.

Персоналии: К.Д.Ушинский, Д.И.Менделеев, А.Г.Столетов, П.Н.Яблочков, А.С.Попов, В.О.Ключевский, Н.Я.Данилевский, В.С.Соловьёв.

* Литература: И.С.Тургенев, М.Е.Салтыков-Щедрин, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, Н.А.Некрасов, А.П.Чехов.

* Изобразительное искусство: И.Н.Крамской, В.Г.Перов, И.Е.Репин, В.И.Суриков. «Передвижники».

* Музыка: П.И.Чайковский, М.П.Мусоргский. «Могучая кучка».
Повторение (1ч.)
Итоговый урок. Россия XIX века. (1ч.)


Литература:

  • «История России. 6 – 9 кл.». – М.: Просвещение, 2006 г.

Данилов А.А., Косулина Л.Г.

  • «История России. XIX век». – М.: Просвещение, 2006 г.

Данилов А.А., Косулина Л.Г.

  • «История России. XIX век». – М.: «Русское слово», 2005 г.

Боханов А.Н.

  • «Схемы по истории России. 8 кл.». – М.: «Русское слово», 2005 г.

Агафонов С.В.

  • «История России. XIX век». – М.: «Дрофа», 2002 г.

Ляшенко Л.М.

  • Методическое пособие к учебнику «История России. XIX век». – М.: «Дрофа», 2002 г.

Ляшенко Л.М.

  • «История России. XVIIXIX вв.». – М.: «Русское слово», 2007 г.

Сахаров А.Н., Боханов А.Н.

Тематическое планирование курса.



урока

Тема раздела и урока

Кол-во

часов,

сроки

Опыт практической деятельности

Познавательные задания



Основные знания, понятия, термины, идеи, личности, даты

Программа развития

учащихся

Раздел I. Россия в 1801 – 1825 гг. (8ч.)

Тема 1. Российская империя в первой четверти XIX (3 часа)

1.

Российская империя на рубеже XVIIIXIX вв.

1

январь

* Территориальная и национальная структура Российской империи;

* Сословия в России;

* Промышленность и с/х;

* Политический строй России.

Новые понятия: *многоконфессиональный, мещане, политический строй, социально-экономический строй, сословия, отходничество, «капиталистые» крестьяне.


*Активизировать знания из курса истории России за 7 класс;

* развивать навыки определения и объяснения понятий, разрешения проблемных заданий, анализа документов и работы с картами.

1. Назовите границы Российской империи.

2. Приведите не менее трех фактов, доказывающих, что Россия в начале XIX века была преимущественно аграрной (сельскохозяйственной) страной.

3. Укажите факторы (условия), которые, по вашему, способствовали и которые препятствовали развитию российской экономики.

  • 4. Начертите схему государственного управления в России на рубеже веков, назовите особенности политического строя России.

Введение, стр. 4 – 6

2.

Внутренняя политика

Александра I.

1

январь

*Император Александр I – детство и воспитание.

* «Негласный комитет». Начало царствования.

* Реформы М.М.Сперанского.

Новые понятия и даты:

*1801-1825гг. – царствование Александра I;

*1803г. - указ о вольных хлебопашцах;

*1801-1810гг. – преобразование органов центрального управления;

*1810г. – образование Гос. Совета;

«Негласный комитет», вольные хлебопашцы, Комитет министров.

Персоналии:

* М.М.Сперанский

* Познакомиться с детством и воспитанием царя, с первыми преобразованиями Александра, дать оценку этим преобразованиям;

* обогащать и усложнять исторический словарный запас;

* развивать умение оценивать других людей и их деятельность через категории гуманности, непредвзятости.

1. Что такое «Негласный комитет»? Какие настроения господствовали в нем, какие идеи высказывались?

2. Назовите основные направления преобразований Александра I и меры, принятые по каждому из этих направлений.

3. Назовите основные положения проекта Сперанского. Что из этого проекта было реализовано?

  • 4. Сравните реформаторские планы участников Негласного комитета с результатами реальных преобразований, проведенных Александром I в первые годы его правления.

§ 1,3 вопросы и задания к документу

3.

Внешняя политика Александра I в 1801 – 1812 гг.

1

январь

*Борьба Росси против наполеоновской Франции (1805-1807гг.)

* Тильзитский мир.

* Война со Швецией.

* Восточная политика в 1801 -1813гг.

Новые понятия и даты:

*коалиция, континентальная блокада, восточный вопрос;

* 2 декабря 1805г. – сражение под Аустерлицем

* 2 июня 1807г. – сражение под Фридландом

* июль 1807г. – Тильзитский мирный договор

* 1808-1809гг. – война со Швецией

* 1806-1812гг. – русско-турецкая война

* 1804-1813гг. – русско-иранская война


* Называть основные цели, задачи и направления (и показывать на карте) внешней политики страны;

* оценивать результативность внешней политики России в начале XIX века;

* учиться анализировать, выделять главное, сравнивать, развивать навыки работы с картой.

1. Почему Россия вела войны против Франции в составе коалиций? Каковы результаты этих войн?

2. Дайте общую оценку Тильзитским соглашениям. В чем вы видите положительные последствия Тильзитских договоренностей для России и в чем – отрицательные?

3. Каким было международное положение России после заключения Тильзитского мира?

  • 4. Задание к документу: согласны ли вы с утверждением историка Д. Маккензи о «разделении Европы на сферы русских и французских интересов» в Тильзите?

  • Чем вы можете объяснить разрыв между Наполеоном и Александром I после Тильзита?

§2.

Тема 2. Отечественная война 1812года (2 ч.)

4

Отечественная война 1812 г.

1

январь

* Отечественная война 1812 г.

* Причины, планы сторон, ход военных действий.

* Бородинская битва.

* Народный характер войны.

* Изгнание наполеоновских войск из России.

Новые понятия и даты:

*Отечественная война, генеральное сражение, партизаны, инфантерия, ополчение, флеши.

* 12 июня 1812г. – вторжение Наполеона в Россию

* 26 августа 1812г. - Бородино

* 2 сентября 1812г. – русская армия оставила Москву

* 6 октября 1812г. – французы покинули Москву

* 25 декабря 1812г. – манифест об окончании Отечественной войны


* Знать хронологические рамки Отечественной войны 1812гг.;

* знать планы сторон, характер войны, её основные этапы;

* знать полководцев и участников войны;

* называть и показывать по карте основные сражения;

* воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах подвигов российского народа;

* развивать навыки работы с картой, документами, умения определять и объяснять понятия;

* дальнейшее овладение учащимися художественными и выразительными свойствами языка.

1. Чем можно объяснить многонациональный состав армии Наполеона?

2. Дайте сравнительный анализ военных планов сторон. Каковы были планы Наполеона в отношении будущего России?

3. В чем состояло значение Смоленского сражения?

4. Дайте военно-политическую оценку Бородинской битвы.

5. в чем историческое значение Отечественной войны 1812г.?

§ 4, подготовить сообщения о героях Отечественной войны 1812г.

5

Заграничные походы русской армии.

1

январь

* Заграничный поход русской армии 1813-1814гг.

* Российская дипломатия на Венском конгрессе.

* Россия и Священный союз.

Новые понятия и даты:

* «Битва народов», восточный вопрос, Венский конгресс, Священный союз.

* 4-7 октября 1813г – «битва народов» под Лейпцигом

* сент. 1814 – июль 1815гг. – Венский конгресс

* 14 сентября 1815 г. -- создание Священного союза.

* Объяснять цели и результаты заграничного похода русской армии;

* называть основные направления внешней политики страны в новых условиях;

* развивать навыки анализа исторических документов, работы с картой;

* учиться выделять главное, сравнивать, ставить и разрешать проблемы.

1. Назовите основные цели Александра I в ходе зарубежного похода русской армии. Какова была главная цель пятой коалиции?

2. Дайте общую оценку итогов Венского конгресса для России и Европы.

3. В чем состояла главная цель создания Священного союза? Какова была роль России в этом союзе?

  • 4. Почему восточный вопрос стал одним из основных во внешней политике России?

§5, работа с документами.

Тема 3. Декабристы. (2ч.)


6

Второй период царствования Александра I (1815-1825 гг.).

1

январь

* Противоречивость внутренней политики в 1815-1825 гг.

* Усиление консервативных тенденций.

* Аракчеевщина.

Новые понятия и даты:

* гражданские свободы, автономия, «Уставная грамота Российской империи», мистицизм, Тарифный устав, военные поселения.

* 15 ноября 1815 г. – утверждение Конституции Царства польского

Персоналии:

* А.А.Аракчеев

* Н.Н.Новосильцев


* Объяснять причины и последствия изменения внутриполитического курса Александра I в 1815-1825 гг.;

* давать оценку внутренней политики;

* называть характерные черты социально-экономического развития после Отечественной войны 1812 г.;

*объяснять причины экономического кризиса 1812-1815 гг.;

*развивать навыки анализа исторических документов и литературных произведений, учить выделять главное, сравнивать.

1. Почему Александр I не использовал значительное укрепление своего авторитета после войны для продолжения реформ?

2. Чем можно объяснить активизацию антиреформаторских настроений в высшем обществе после войны?

3. В чем вы видите главные причины экономического кризиса в России в 1812-1815 гг.?

4. Какие отрасли хозяйства оказались в наиболее тяжелом положении? Почему?

5. В чем состоял смысл проекта Аракчеева?

  • 6. Какие задачи должна была решить организация военных поселений? Была ли достигнута эта цель?

§ 6 – 7, подготовка к диктанту по терминам.

7

Общественное движение. Выступление декабристов.


1

февраль

* Северное и Южное тайные общества, их программы.

* Движение декабристов.

* Восстание на Сенатской площади 14 декабря 1825 г.

* Восстание Черниговского полка.

* Суд над декабристами.

Новые понятия и даты:

* общественное движение, либерализм, тайное общество, конституция, династический кризис.

* « Союз спасения», «Союз благоденствия».

* 14 декабря 1825 г.— выступление Сенатской площади;

* 29 декабря 1825 г.— восстание Черниговского полка.

* Называть причины возникновения общественного движения;

* называть основные этапы развития общественного движения;
* объяснять цели и результаты деятельности декабристов;


* оценивать историческое значение восстания декабристов;

* развивать навыки заполнения таблиц, учить выделять главное, определять и объяснять понятия.


1. В чем вы видите причины оживления общественного движения после Отечественной войны 1812 г.?

2. Чем отличались первые тайные общества от организаций начала 20-х гг.?

  • 3. Почему власти и тайные общества разрабатывали свои проекты, во многом близкие по содержанию, в тайне друг от друга?

4. Составьте таблицу:

«Организации декабристов»

Организация, годы существования

Участники

Характер общества, методы

Цели












  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по истории России XIX век (8класс, 37ч.) iconДанилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX век: учебник для...
Истории России. XIX век (1800-1900 гг.); истории Нового времени (1800-1913) (8 класс)
Программа по истории России XIX век (8класс, 37ч.) iconЛитература: Ключевский В. О. Собрание сочинений. Т. V. М., 1989....
Оборудование: компьютер и проектор; cd «Энциклопедия истории России (862-1917 гг.)»
Программа по истории России XIX век (8класс, 37ч.) iconДанилов А. А., Косулина Л. Г. Учебник История России, XIX век
Рабочая программа по истории для 8 класса состоит из двух больших модулей: Новая история ( 19 век) и история России (19 век); составлена...
Программа по истории России XIX век (8класс, 37ч.) iconПрограмма история России. XIX век. 8 класс (44 ч) Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по истории для 5-9 классов (М.: Просвещение, 2010) и адаптирована к учебнику:...
Программа по истории России XIX век (8класс, 37ч.) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
России. На изучение курса истории в 8 классе отводится 68 часов, из них, согласно программе, новая история изучается 28 часов, история...
Программа по истории России XIX век (8класс, 37ч.) iconРабочая программа по истории Агибалова Евгения Дмитриевича
«История», а также авторской программы курса новой истории XIX — начала XX в для учащихся 8 класса общеобразовательной школы А. И....
Программа по истории России XIX век (8класс, 37ч.) iconРабочая программа курса История России XIX век Класс: 8 История России: 40 часов
России XIX в., понимание ими места и роли Российской империи во всемирно-историческом процессе, значения наследия этих периодов для...
Программа по истории России XIX век (8класс, 37ч.) iconЗачетные задания по Истории России конец XVII xix век. 11 класс
Образовательная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия
Программа по истории России XIX век (8класс, 37ч.) iconПрограмма реализуется с помощью учебно-методического комплекта и...
Мо и н РФ от 05. 03. 2004 №10/89), примерных программ по истории (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки...
Программа по истории России XIX век (8класс, 37ч.) iconРеферат "Золотой век" русской культуры в XIX веке
Золотым веком Русской культуры становиться XIX век. От Петровских реформ, по сути, подготовили силы для того, что бы Россия в XIX...
Программа по истории России XIX век (8класс, 37ч.) iconРабочая программа по истории (6-9 класс) 2014-2015 учебный год
Г. История России XVI – XVIII вв. –М: Просвещение -2013.  Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX век: Учеб для 8 кл общеобразоват...
Программа по истории России XIX век (8класс, 37ч.) iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Примерной...
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по истории для 5-9 классов (М.: Просвещение, 2010) и адаптирована к учебнику:...
Программа по истории России XIX век (8класс, 37ч.) iconРабочая программа по истории россии с древнейших времен до конца...
Государственного стандарта среднего (полного) образования по истории (базовый уровень) и базисного учебного плана. Она обеспечивает...
Программа по истории России XIX век (8класс, 37ч.) iconДанилов А. А., Косулина Л. Г. История России, XIX век: Учеб для 8 кл общеобразоват учреждений
...
Программа по истории России XIX век (8класс, 37ч.) iconПояснительная записка. «История россии XIX в.» 8 класс 68 часов
Настоящая рабочая программа по изучению истории России XIX в составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта...
Программа по истории России XIX век (8класс, 37ч.) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа по курсу «Истории России XIX век» 8 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск