Н. К. Рерих Письма к А. М. Антокольскому





Скачать 344.46 Kb.
НазваниеН. К. Рерих Письма к А. М. Антокольскому
страница1/3
Дата публикации05.12.2014
Размер344.46 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
  1   2   3
Н.К.Рерих

Письма к А.М.Антокольскому

Письма А.М.Антокольского к Н.К.Рериху

© Музей-усадьба Н. К. Рериха в Изваре, 1992

© Государственная Третьяковская галерея, 1992

 Институт истории естествознания и техники РАН, 1992
ПРЕДИСЛОВИЕ

В ряду публикаций писем Н. К. Рериха нынешняя публикация — не совсем обычная. Перед нами юношеские письма художника. Для понимания творчества Рериха, как и любой другой личности подобного масштаба, прочтение писем раннего периода жизни представляется важным и необходимым условием. Это шаг, прежде всего, к пониманию его внутреннего мира, его мечты и устремления, шаг, который дает возможность увидеть становление личности живописца. Письма Н. К. Рериха к Л. М. Антокольскому открывают читателю черты юноши, входящего в большой мир искусства; уже в студенческие годы будущий художник жил напряженной творческой жизнью. Занятия в университете шли одновременно с учебой в Академии художеств. Рерих участвовал в издании студенческого журнала, помещал свои рисунки также в других петербургских журналах, писал иконы, выполняя заказы для церквей. При всей своей занятости и внутренней сосредоточенности он испытывал огромную потребность найти близкую душу, друга, которому он смог бы доверить свои мысли. В семье, особенно со стороны отца, Рерих не находил понимания. Близким человеком в студенческие годы стал для него товарищ по Академии художеств Лев Моисеевич Антокольский, племянник знаменитого скульптора; Леон—так называл его Рерих. Из писем к Леону Антокольскому видно, что Рерих с увлечением работал над своими картинами, делал много рисунков с натуры. При этом само отношение молодого художника к проблемам творчества, его стремление создать образ, передать нечто большее, чем внешнюю сторону модели, может быть, наиболее яркая черта юного Рериха.

Публикуемые письма раскрывают интерес Рериха к старинным преданиям и легендам. Впоследствии историческая тема нашла свое воплощение в его творчестве. И, наконец, в письмах выражено стремление художника к созданию некоего братства людей, близких по духу, увлеченных искусством, которыми владели бы чистые и благородные помыслы. Вскоре такой кружок был им создан. Письма к Леону Антокольскому—это повествование о высоком призвании живописца, воплощенном в облике самого Рериха, для которого искусство является могучей жизнестроительной силой.

Письма1 Н. К. Рериха к Л. М. Антокольскому

1.

П<етер>б<ург>,14. IV. <18>94.

Опоздал я немного, дорогой мой, с письмом относительно экзамена. На экзамене рисунки все были довольно паршивые (разве исключая большого рисунка натурщика Малявина2), вероятно, из-за отсутствия моего и Вашего рисунка. Мне тоже не пришлось подать его—начал очень хорошо, все очень хвалили, наверно, в первую бы категорию нажарил—да заболел, и доктор засадил на 2 недели в комнату.

Кучеренко,3 бывший 1 №, получил № 22 II кат<егории>, а 1 № кто-то совсем незнакомый — не помню. Многие из наших дам опять впереди оказались—повезло им!

Вчера вернулся с охоты—на 3 дня в деревню ездил: ну, убил порядочно и насладился картинами ночи весенней. По дороге набросал 2 любопытных этюда в вагоне (и пассажиров) .4

Экзамены университетские на носу, а занимаюсь не ахти как! У меня почему-то сложилось убеждение, что непременно провалюсь; впрочем, поживём — увидим. Теперь больше писать не буду— всё-таки позубриваю. Надеюсь, черкнете Вы мне тут как-нибудь, что Вы поделываете, как время проходит, как доехали.5 Да, в Академии теперь совсем пусто—народу мало, рисунков совсем ничтожное количество представляют.

Эх, много бы ещё хотелось написать, да нету времени— уж лучше, когда порешу с экзаменами. Жду Вашего письма. Желаю от души всего лучшего. У Мих<аила> Осипов<ича>6 был и передал Ваше поручение, всё хорошо обошлось.

Преданный товарищ Н. Рерих
2.
Без даты

«Воистину воскрес!»

Достойнейший друже, дорогой мой!

Спасибо, вечное спасибо за память.

Так будем же мы художественными братьями—обнимемся заочно и навсегда заменим Вы—Ты. Я, может быть, и поколебался бы раньше сделать этот шаг—но Твоё последнее письмо окончательно убедило меня в том, что Ты действительно друг, что Ты—брат, с которым можно поделиться невзгодой в трудную минуту и встретить сочувствие, которому можно передать радость и надеяться найти искренний отголосок. Ещё раз за всё говорю нерушимое спасибо и крепко жму руку Твою. Прочитав Твои вопросы относительно моих летних начинаний, я не мог усидеть за книгой и под предлогом ответить Тебе поскорее позволил себе хоть на время отвлечься, и заглянуть вперёд. За лето, если всё будет благополучно, думаю нарисовать портрет Мих<аила> Осиповича) Микешина (нашего щиропочитаемого батька)7 и затем написать большой исторический этюд (одна фигура)8, но какой — это моя тайна, которую никто не знает (кроме опять же Мих<аила> Осип<овича> Микешина), да и никогда, может быть, и не узнает, если этюд не удастся.

Для успеха этих двух работ мне бы весьма хотелось провести это лето в житии в деревне, но мои враги-доктора—гонят меня к морю (из-за катара и сердца, только не подумай, что тут начинаются дела сердечные). Не хотелось бы мне следовать совету врача. Экзамены университетские, вероятно, до конца не доведу— ей-Богу—надоело! Всё-таки скука порядочная. Должно быть, отложу на 2-й курс. Мих<аил> Осип<ович> Микешин хотел мне выхлопотать бумагу от Труворова9 о позволении производить изыскания и раскопки археологические. О реформах Академии 10 умышленно ничего не пишу—там теперь сам чёрт ногу сломит—да к тому слухи совершенно волшебные—должно быть, враньё. Когда узнаю положительное — напишу. Наш щирый украинец Чуприненко п куда-то пропал—уж давно не имею о нём ни слуха, ни духа. Може вiн уже сидит на высокой могиле на Украине, а может, кохается с якой дивчиной—не (неразборчиво) не можу казати. Не могу понять твоего выражения, что и прекрасный пол соперничает в Вильне с самой природой— очень уж неясно,—поясни в следующем письме, которое, надеюсь, не замедлишь написать. Всею душою предан Тебе и люблю Тебя—брата художественного. Пиши о Твоих работах.

Н. Рерих

3.

П<етер>б<ург> 21.V <18>94.

Переезжаю в деревню, дорогой друг,—экзамены кончились. Пиши по адресу: Балтийская жел<езная> дор<ога>. Станция Волосово. Мыза Извара. Н. К. Рериху.

Письмо напишу недельки через полторы—теперь отдыхаю.

Всего хорошего.

Друг Твой Н. Рерих

4.

Мыза Извара, 29. V. <18>94.

По Балтийской жел<езной> дор<оге>. Станция Волосово

Наконец-то, дорогой мой, чувствую себя способным написать пару строчек. И я теперь тоже на лоне природы. Приехал с целью недельки 2 совсем отдохнуть— а вышло иначе. Сразу, как приехал, засел за работу. Написал 1 рассказ, нарисовал 3 этюдика и начал мазать мой большой этюд — только не знаю, будет ли из него толк.

Мои экзамены сошли вполне благополучно, я к одному успел приготовиться в 2 дня (500 стр.). Ты вот писал мне, что я, вероятно, удивлён, услышав о Твоих, не относящихся к жанру, этюдах, об этом я хочу высказаться. Я думаю, что если бы люди не были ограничены в средствах, а главное—во времени (vita brevis est) *, то в работе не ограничивались бы узкими специальностями, а захватывали как можно шире всё, как и даже мы стремимся. Тогда не были бы художники-специалисты, а были бы идеальные художники вообще. Но мы во всём ограничены, и потому, помня это, ввиду большей пользы для общества, nolens-volens** должны заключать себя в более или менее узкие рамки. Если на дороге лежат 2 камня, один большой, а другой маленький, то, по-моему, лучше убрать с дороги несколько маленьких камней и спасти общественный экипаж от маленьких толчков, чем тщетно стараться над большим и всю жизнь провести всё-таки без пользы. Всегда, по-моему, лучше двигаться по определённой дороге, раз уж намеченной, и даже если бы в середине и был виден сворот на более удобную дорогу, то уж не сворачивать, пока не дойдёшь до цели. Конечно, можно простить, если усталый пут-

*Жизнь коротка (лат.).

** Хочешь-не хочешь; волей-неволей (лат.).

ник свернет в сторону, чтобы напиться или чтобы сорвать душистый цветок. Но если он забудет о том, что он шёл успокоить больного друга, и останется собирать цветы, как цель своего пути, то уже такой поступок непростителен—он потерял путеводную звезду. Если ученый, изобретая что-либо, воздушный шар, по дороге остановится и отвлечётся изображением подходящей шёлковой ткани, то это ничего, если даже он и увлечётся немного, но вот коли он бросится всецело на изображение тканей и забудет о шаре, да потом ещё перескочит на другую специальность, то он перестанет быть ученым и делается дилетантом. В первом случае он отдает долг своей любознательности, не упуская цели; а во втором - любознательность, страсть берёт верх; а ещё Платон говорил, что рассудок в голове должен быть, мужество—в груди и страсти  в нижних частях тела. Также и художник: отвлекаясь от своей специальности только минутами, не упуская главной цели из виду,—он отдает долг своей художественной натуре и коль скоро основная цель ускользнула от взора, он перестаёт быть художником и делается всецело художественной натурой и это мы даже сплошь и рядом видим на выставках. Конечно кто будет стоять за узкую специальность, если бы отстранить ограниченность в средствах и времени? Но при данности положения дела только специальностью и можно оказать пользу обществу не оказаться пустоцветом. Всё это, я сказал, не относится к Твоим этюдам! Ты писал, что на одном этюде стена монастырская, а ведь это для жанриста вещь необходимая, так что тут, мне кажется. Ты действовал для достижения цели, которая как неясное облако причудливой формы смутно подымается из-за дремучего леса,через который нам предстоит пройти. В этом лесу и тигры и змеи ядовитые, и вредные растения; одному по этому лесу трудно пройти  ведь тропинок нет, как раз заблудиться и уж тогда трудно выбраться на верный путь (но что трудно одному, то легко многим), и потому сформируем, брат, дружину и, запасшись щитом знания и копьём опытности, тесной македонской фалангой пойдем смело в лес, и тогда, быть может, по звёздам да по ветру, под охраной Бога и выберемся на дорогу торную, яснее увидим цель и так, рука об руку, и пройдём до конца дороги, а в конце вижу—какая-то чёрная яма виднеется, — все туда придём...

В Академии какая-то ерунда происходит—ничего не поймёшь. Сперва все мастерские были запружены конкурентами, а теперь многие, говорят, разъехались. На днях Археологическая комиссия высылает мне открытый лист для раскопок. Просто беда - из редакции наседают, требуют обещанных статей, а они ещё не переписаны, а иллюстрации ещё даже не сочинены.12 Надо, очевидно, работать, настроение у меня грустное, но об этом в следующем письме. Прости, голубчик, что пишу неясно и безграмотно кажется, письма всегда пишу с налёту, быстро. Отвечай скорей. Я Твои письма сохраняю, и Ты мои—тоже.13 Осенью всё надеюсь собрать человек 5 и собираться толковать. Да, боюсь, Ты очень расписываешь виленских красавиц, скажу Тебе словами Медеи Фигнер,14 как она ответила одному знакомому художнику, когда он писал портрет её: «Meuseu, не соблазняйтесь мной и не увлекайтесь». Я Тебе то же скажу. Передавай Твой поклон щирому батьке М. О. Микешину. Какой он памятник Жанне д'Арк15 сочинил—чудо! Да его всё что-то обходят. Всего лучшего. Пиши и пиши. Люблю тебя братски.

Н. Рерих


5.

Мыза Извара, 22. VI. <18>94.

Почему, дорогой друг, не отзываешься на мою весточку или даже, можно сказать, целое послание? Дошло ли оно? С радостью получил бы от тебя письмецо. Ergo,* жду ответа, привета...

Твой Н. Рерих

Уж не увлёкся ли Ты одной из упомянутых Тобой Виленских гражданок? Scriba saepissima scriba ** (если только так можно сказать).


6.

Извара, 1.VII <18>94.

Друже, дорогой мой! Наконец-то получил Твоё письмо! Как я обрадовался! Вообрази, несмотря на наше сравнительно короткое знакомство, я так привык к Тебе, что чувствую потребность говорить с Тобой, тем более что знаю, с какою задумчивостью будут встречены мои слова. Письмо Твоё прежнее я не получил, к сожалению, оно пропало, придётся при встрече тронуть эти темы. С какою радостью читал я Твои пожелания Ползунову— эта радость за товарища одна сама по себе есть уже залог, что Ты художник серьёзный, ставящий задачу лишь в пользе общества, глядящий вдаль, а не под носом. Спасибо, успокоил и обрадовал меня. Сегодня же пишу в Академию и ответ оттуда препровожу к Тебе. Если приедешь в Питер 14 Августа, то надеюсь, на
Следовательно (лат.). ** Пиши как можно чаще (лат.).
денёк-другой приедешь ко мне — всего 2 1/2 часа по жел<езной> дор<оге>. Тут бы мы окончательно выяснили наши взгляды и вообще серьёзно потолковали—вообще отвели душу. Предупреждаю, что в новом вопросе я прежде всего сужу a priori — я полагаю, что каждый человек должен сам по себе, на основании своих взглядов, выводить известное суждение, а уж потом, для проверки и поправки его, обращаться к авторитетам. В незнакомом городе я лучше пойду без проводника, проплутаю немного, но зато остановлюсь везде, где хоть что-нибудь меня интересует, зато по дороге затрону много интересных видов и вопросов, нежели если бы я шёл с проводником и путеводителем и смотрел только выдающееся, не останавливаясь на дороге. Мой путь сложнее и длиннее, но пройдя его, в результате получаешь что-то большое. Не так ли? Впрочем, на словах всё нужно подробно и ясно, а то тут не разъедешься, на бумаге-то.

Спасибо за строки о моём эскизе. Тема (кстати, рекомендованная и одобренная Мих<аилом> Осиповичем), хороша, по мне. Но можно бы взять немного иначе.

Теперь я кончил чёрную работу и, вероятно, до половины августа не трону дальше — ведь время ещё будет. Если бы Ты приехал в августе, мы бы побалакали насчёт эскиза. Беда в том, что я чересчур много вижу и чувствую в сравнении с силами. Вот хочется, чтобы сквозь страдания от ран проглядывала радость, что родной город спасён, а выходит одно страдание.

Названо будет "Псковской рыцарь. 1581". Это скорее исторический и археологический портрет. Общую мысль скажу на словах. Чёрную работу пришлось делать без натуры—надеюсь за сентябрь закончить по Академ<ическому> натурщику. Сделал тут несколько иллюстраций. В оригиналах некоторые весьма приличны, не знаю, как-то выйдут в репродукции. Жалко, если пропадёт воздушность. Пиши и пиши, каждое Твоё письмо перечитывается по нескольку раз. Когда из Академии получу сведения, сообщу, надеюсь, за это время уже буду иметь Твоё письмо.

Твой преданный Н. Рерих

7.

Извара, 8.VII. <18>94.

Друже! Не дождался ещё ответа из Академии, а уж не могу отказать себе в удовольствии ещё раз перекинуться с Тобою 2-мя словцами. Вообрази, голубчик, мне тут скучно! Да! Скучно в родном гнезде! Это я испытываю ещё впервые. Не знаю, что за причина. Должно быть, кругозор расширился и нужна жизнь! Дела масса, а ни за что приняться не могу. Написал этюдик головешки — погано! Понимаешь, хочется и того повидать, и с этим поговорить, и у того посоветоваться, душу отвести. А вместо <н>их — лес и лес! Мне скучно, может быть, потому, что тут nolens-volens моё самолюбие спит, некому здесь разбудить его. Оно-то ведь, каюсь чистосердечно, и разжигает всегда меня, подмывает, заставляет делать всё, что угодно. Я самолюбив, и хоть моё самолюбие и доставляет мне много тяжёлых минут, но, в конце концов, я доволен на его обилие. Это такой кнут, такой источник энергии, что без него много чего нельзя были бы сделать. Впрочем, мне нечего говорить о самолюбии—ведь и ты самолюбив и всё сам чувствуешь. А только правда, самолюбие, вещь великая, известным образом направленное, может охранять и нравственность, и всё хорошее в человеке. Теперь о кружке.16 Спасибо, что разделяешь мои мысли. Помоги мне выполнять, давай выполним эту задачу. Только тут необходим строжайший выбор. Люди все должны быть честные, хорошие, добрые. Должны быть далеки от зависти, этого разлагающего элемента. Чтобы в этом кружке было поменьше грязи, ведь и без того чересчур много подлости и грязи кругом. Числом не более 10, и десяток-то дай Бог набрать подходящих людей. Будем помогать друг другу развиваться, образовываться, расширять кругозор—что невозможно одному, то возможно многим. Художнику должны быть просто все специальности известны, должны быть известны стремления общественные.

Трудную, брат, дорогу мы выбрали, но всё же я предпочту быть средним художником, нежели специалистом по другим многим областям. Всё же его занятия чище, лучше, всё же искусство порождено лучшими, высшими стремлениями людей, тогда как многое другое порождено низшими, а то и животными стремлениями. Ведь лучше служить тяжёлым трудом, но делу хорошему, нежели несимпатичному. А кружок чем важен? Художнику больше, нежели всякому другому, приходится испытывать разочарования и также увлекаться. Кружок же добрых честных товарищей может наставить увлекающегося на пути истинные, может поддержать упавшего духом...

Если при отправке этого письма получу известие из Академии, то впишу в этот же конверт17. Во всяком случае, перешлю при первой возможности. Теперь же дай обниму Тебя, пожелаю Тебе всего, всего лучшего, исполнения всего, к чему рвёшься, для чего трудишься. До свиданья. В августе, надеюсь, навестишь.

Твой, Твой Н. Рерих
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Н. К. Рерих Письма к А. М. Антокольскому iconЕлена Ивановна Рерих письма том II 1934 Москва, 2000
Полное собрание писем Елены Ивановны Рерих из архива Международного Центра Рерихов
Н. К. Рерих Письма к А. М. Антокольскому iconПереписка елены и николая рерих с рихардом рудзитисом
Письма с гор: Переписка Елены и Николая Рерих с Рихардом Рудзитисом. В 2-х т. Т. I (1932–1937) / Вступ ст., примеч и коммент. Г....
Н. К. Рерих Письма к А. М. Антокольскому iconПереписка елены и николая рерих с рихардом рудзитисом
Письма с гор: Переписка Елены и Николая Рерих с Рихардом Рудзитисом. В 2-х т. Т. II (1938–1940) / Вступ ст., примеч и коммент. Г....
Н. К. Рерих Письма к А. М. Антокольскому iconУрок письма. 5 класс Тема урока: Его величество эпистолярный жанр
Цель урока: возрождать традиции эпистолярного жанра, учить детей видеть и понимать ценности родного языка, рассказать об истории...
Н. К. Рерих Письма к А. М. Антокольскому iconЯ к вам пишу…'' (Эпистолярный жанр) Цели
Е. Богат "Что движет солнце и светила", "Письма женщин к Пушкину", "Хороший тон", "Язык письма" и др
Н. К. Рерих Письма к А. М. Антокольскому iconДепартамент образования, науки и молодежной политики Воронежской...
«Лучший урок письма». Основной целью конкурса является возрождение российских традиций эпистолярного жанра и концентрация внимания...
Н. К. Рерих Письма к А. М. Антокольскому iconНиколай рерих
«Ни за что бы на свете не променял бы я родины и родной истории моих предков, данных нам Богом»
Н. К. Рерих Письма к А. М. Антокольскому iconКонспект внеклассного мероприятия в 8-а классе. Тема: «Урок письма. Письма с войны»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный...
Н. К. Рерих Письма к А. М. Антокольскому iconГосударственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального...
Доклад или реферат по теме «Психофизиологические основы формирования каллиграфического письма у младших школьников письма»
Н. К. Рерих Письма к А. М. Антокольскому iconКнига составлена на основе тематических выдержек о здоровье и медицине...

Н. К. Рерих Письма к А. М. Антокольскому iconDe esclarecida memoria mi señor e padre, cuya anima Dios aya, fizo
Компоненты ситуации, каузирующей написание делового письма, вербально проецируются на определенные структурные блоки письма и описываются...
Н. К. Рерих Письма к А. М. Антокольскому iconАгни йоги
Г-77 Записи Бориса Николаевича Абрамова, ближайшего ученика Н. К. Рериха, полученные из Высокого Источника, о чем имеется подтверждение...
Н. К. Рерих Письма к А. М. Антокольскому iconТема урока: Письмо другу.
Формировать и развивать навык грамотной письменной речи, умение выделяь смысловые частей письма; познакомить с разными видами письма,...
Н. К. Рерих Письма к А. М. Антокольскому iconПроблемы письма и чтения у школьников
В последнее время у детей в начальной школе все чаще проявляются нарушения письма и чтения. Чтобы понять, о чем идет речь, следует...
Н. К. Рерих Письма к А. М. Антокольскому iconАнонс Том "Оккультные силы в ссср"
Н. Рерих. Вы узнаете о том, как советские спецслужбы боролись против интеллигентских тайных обществ, и о
Н. К. Рерих Письма к А. М. Антокольскому iconРерих Н. К. О вечном
В сборнике представлены произведения русского мыслителя, художника и общественного деятеля Николая Константиновича Рериха, в которых...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск