Конспект урока





Скачать 44.39 Kb.
НазваниеКонспект урока
Дата публикации06.12.2014
Размер44.39 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок

Конспект урока

Выполнила:

Феоктистова Маргарита Васильевна, учитель начальных

классов МОУ СОШ №9,

г. Боровичи

Новгородские былины. «Садко»
Цель урока: продолжить знакомство с жанром былины, понаблюдать за особенностями жанра; познакомить детей с отрывками из новой былины «Садко», показать им, как в былине отображены реальные исторические события; формировать у школьников исторические представления; учить правильно и выразительно читать былины.

Оборудование: иллюстрации к былине «Садко», макет новгородского храма.

Ход урока:


  • 1. Обобщение знаний учащихся о былине.



Беседа:

- Сегодня на уроке мы продолжим чтение произведений устного народного творчества, а именно - былин.

Давайте вспомним, что характерно для этого фольклорного жанра. (Ответы детей.)

Былина – это поэтическое произведение. В них много неожиданного, удивительного, невероятного. Однако в основе своей былины правдивы, ибо передают народное понимание истории, народные представления о долге, чести, справедливости. Былина – это песня – сказание. Но эта песня особая. В ней повествуется о событиях, объединенных между собой одними и теми же персонажами. В былинах много исторически достоверных примет. Кто знает, например, старинное вооружение воинов: меч, копье, шлем, кольчугу? Все это обязательно есть у былинного богатыря. В былинах упоминаются и воспеваются древние города: Киев, Великий Новгород, Чернигов, Муром и т.д. былины достоверно описывают реальную жизнь наших предков, многие персонажи былин – крупные исторические деятели нашей Родины (взять хотя бы, к примеру, великого князя киевского Владимира – Красное солнышко). При всем том, что былины донесли до нас детали жизни, они удивляют нас своей фантазией и вымыслом.

Кто является главным действующим лицом прочитанных нами былин? Расскажите, каким вам представляется Илья Муромец.


  • 2. Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи.

Слово учителя.

- Илья Муромец – главное действующее лицо исторических былин, относящихся к Киевскому циклу. А сегодня на уроке мы прочитаем отрывок из новгородской былины о Садко. Он и Василий Буслаев – главные герои былин древнего Новгорода. События, участниками которых становятся Василий Буслаев и Садко, рисуют жизнь Великого Новгорода во всей его красе. В ходе урока попытаемся ответить на два вопроса, записанных на доске:

- Что мы узнали из былин о прошлом нашей Родины?

- Что ценил русский народ в характере человека?

Я просила вас дома прочитать целиком былину «Садко».

- Что вы узнали из былины о ее главном герое?


  • 3. Чтение отрывка из былины «Садко», помещенного в учебнике.


Вопросы для работы с учащимися:
Кто является главными героями этого отрывка?

О каком эпизоде из жизни Садко в нем рассказывается?

Как можно было бы озаглавить этот отрывок? («Садко у морского царя»)


  • 4. Перечитывание отрывка и рассуждение над его содержанием.


Беседа в ходе выборочного чтения.


  • Откройте начало отрывка. Прочитайте, как Садко оказался у Морского царя.

  • Какие чувства испытывал Садко? Какое слово подчеркивает его глубокую печаль? (Пекучись)

  • О чем же горевал Садко? Скажите своими словами.

  • Прочитайте обращение Морского царя к Садко. О чем он его просит?

  • Что произошло на море, когда заиграл Садко? Прочитаем, как в былине описывается страшная буря, разыгравшаяся в это время на море. (Играет Садко на гуслях, море волнуется, гибнут люди. А это большая беда! И поэтому молятся люд и господа святому Миколе Можайскому – защитнику мореплавателей.)

  • Услышаны ли мольбы народа? Посмотрите на первую иллюстрацию в учебнике, найдите и прочитайте отрывок, ей соответствующий.

  • Что просит сделать старик Садко, когда тот окажется на земле? (Построить храм в честь Миколы Можайского).

  • Как поступает Садко, выслушав старика? (Он выполнят все слово в слово). Заметьте, что мы снова встречаемся с одной из главных особенностей былин повтором действия.

  • А какой совет дает старик Садко при выборе невесты? Найдите и прочитайте отрывок, подходящий ко второй иллюстрации.

  • Вспомните имя невесты Садко. (Чернавушка).

  • Прочитайте про себя следующие строки былины. Кто из вас обратил внимание, какое волшебное превращение произошло с Чернавушкой в Былине? (Она превратилась в реку Чернаву). Отметьте, что такие волшебные превращения - еще одна особенность русских былин.

  • Исполнил ли Садко волю старика на земле? (Да, конечно, он выстроил храм в честь святого Миколы).

(Удивительно, но в летописях Новгорода от 1171 года говорится, что некий Сотко Сытинич в 1167 году заложил в Великом Новгороде церковь в честь этого святого. Кто знает, может, этот Сотко сытин и был легендарным Садко, побывавшим в подводном царстве?)

  • Прочитайте концовку былины. Изменилась ли жизнь Садко на земле, когда он вернулся? Как?

  • Что же заставило Садко вернуться на землю, хоть Царь морской сулил ему все подводные сокровища? (Огромная любовь к родной земле, к своему Новгороду.)

  • А что привозит из своего путешествия Садко в Новгород? (Он привозит бессчетную казну, несметные богатства, и этим делает свой город еще богаче и могущественнее. Значит, прославить свою Родину можно не только героическими подвигами, но и желанием увидеть ее богатой, сильной и величавой.)

  • Как вы думаете, чем прославился сам Садко? Почему он остался в памяти народной? (Садко прославился своим талантом. Люди во все времена ценили талант.)

    • 5. Обобщающая беседа.

  • Воспевая богатырей земли русской, былины звали народ на подвиг во имя Отечества, поднимали дух народный в минуту тяжких испытаний, укрепляли чувство долга и чести.

  • Чем же похожи все былинные герои, в том числе и Илья Муромец, и Садко?

  • Можно ли назвать их патриотами земли Русской?

Вернемся к вопросам, записанным на доске. На какой из них мы уже ответили? А теперь ответьте на первый.


    • 6. Подведение итогов урока.

  • Чем обогатило нас, современных людей, чтение русских народных былин?



    • 7. Домашнее задание.



- Найдите и прочитайте еще одну новгородскую былину. Подготовьтесь к уроку внеклассного чтения по былинам.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока iconКонспект урока литературного чтения в 4 классе Тема урока : С. Есенин «Лебёдушка»
Конспект урока русского языка в 4 классе «Б» гбоу сош №56 имени академика В. А. Легасова
Конспект урока iconКонспект открытого урока во 2в классе Учитель начальных классов мбоу...
Конспект урока русского языка в 4 классе «Б» гбоу сош №56 имени академика В. А. Легасова
Конспект урока iconКонспект урока Тема урока: «Чтение слов с буквой ш. Сочетание ши.»
Методика преподавания интегрированных уроков осуществляется путем межпредметных связей с созданием реальных жизненных ситуаций. Конспект...
Конспект урока iconКонспект урока. Организационная информация
План – конспект урока математики в 5 классе с применением здоровьесберегающих технологий на тему
Конспект урока iconКонспект урока математики 2, 3 классы
План конспект открытого урока русского языка во 2 классе, проведенного 14 марта 2012 г
Конспект урока iconКонспект открытого урока по окружающему миру
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
Конспект урока iconКонспект урока математики в начальной школе
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
Конспект урока iconКонспект урока по русскому языку
План-конспект урока по курсу «Информатика, логика, геометрия» на тему: «Зеркальное копирование. Осевая симметрия»
Конспект урока iconКонспект урока по английскому языку в 10 классе «Социальные сети»
Английский язык, 10класс, (Абрамова В. С.) 15. 11. 2012 План-конспект открытого урока
Конспект урока iconКонспект урока окружающего мира 3 класс Тема: Животноводство
План-конспект урока по английскому языку в 4-м классе по теме "Животные и их места обитания"
Конспект урока iconПлан-конспект урока система героев-двойников в романе Ф. М. Достоевского...
Конспект урока №3 по литературе в 10 классе с использованием информационно-коммуникационных технологий
Конспект урока iconКонспект урока по литературе. 6 класс. Тема урока: «Благородный разбойник»
План – конспект на основе интеграции занятий по физической культуре и изобразительной деятельности (средняя группа)
Конспект урока iconКонспект урока по теме «Равнобедренный треугольник и его свойства»
План-конспект открытого урока по математике в 4Б классе. Учитель: Илюшина Ольга Львовна, высшая квалификационная категория
Конспект урока iconКонспект урока Жданова Валентина Николаевна, учитель начальных классов,...
Конспект урока по геометрии в 7 классе с использованием электронного учебника бином
Конспект урока iconПлан-конспект урока знаки: (меньше), =(равно)
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
Конспект урока iconКонспект урока математики в 1 классе по учебнику Л. Г. Петерсон
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск