Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования





НазваниеПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
страница1/3
Дата публикации16.12.2014
Размер288 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > История > Программа дисциплины
  1   2   3
Правительство Российской Федерации
Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«Государственный университет – Высшая школа экономики»


Факультет истории


Программа дисциплины «Введение в историю человечества»
для направления 030600.62 «История» подготовки бакалавра

Авторы программы:

П.Ю.Уваров

А.В. Шарова

Одобрена на заседании кафедры социальной истории «__»____________2010 г.

Зав. кафедрой П.Ю. Уваров

Рекомендована секций УМС по истории «__»____________2010 г.

Председатель И.Н.Данилевский
Утверждена УС факультета истории «__»____________2010 г.

Ученый секретарь О.С.Воскобойников



  1. Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600.62 «История», обучающихся по бакалаврской программе и изучающих дисциплину «Введение в профессию».

Программа разработана в соответствии с стандартом НИУ ВШЭ.



  1. Цели освоения дисциплины.

Целями освоения дисциплины «Введение в историю человечества» являются:

  • Формирование у студентов общего представления о целостности всемирно-исторического процесса.

  • Формирование знаний о синхронности развития отдельных регионов , о согласованности между собой различных разделов исторической науки.

  • Знакомство с важнейшими принципами периодизации исторического процесса, с основными хронологическими системами.

  • Формирование представлений о принципах поиска каузальных связей в истории.

  • Знакомство студентов с основными традиционными и новейшими историософскими концепциями всемирно-исторического процесса и с возможностью использования историей данных естественных наук.

  • Формирование представлений о множественности возможных интерпретций человеческой истории.




  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисцплины.


В результате освоения дисциплины студент должен:

    • Знать общий ход Всемирно-исторического процесса, уметь ориентироваться в нем.

    • Получить начальное представление о периодизации и самых известных концепциях развития Всемирной истории, и о современных подходах к ее изучению.

    • Уметь самостоятельно включать знания по истории отдельных регионов и периодов в контекст Всемирной истории, обладать основами целостного синхронистичского видения исторического процесса.

    • Иметь первичные навыки работы с научной литературой и источниками.


В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:



Компетенция

Код по НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения,

способствующие формиро-

ванию и развитию компе-

тенции

Общенаучная

владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения


ОНК-4

Дает определение исторической науки, владеет общепринятой периодизацией истории, понимает возможности и ограничения реконструкции прошлого.

Лекции, семинарские занятия, написание реферата, коллоквиум.

Инструментальная:

Способность к чтению научной литературы конкретно-исторического и историософского содержания, умение работать с картой, знание основ хронологии и пониманию исторических источников, овладение первичными навыками критики текстов

ИК-3

Может вычленить основное содержание текста, отделить главное от второстепенного, выявить авторскую позицию. Способен соотнести во времени события, происходившие в разных регионах.

Лекции, семинарские занятия, написание реферата, коллоквиум

Социально-Личностная

Обладание базовой эрудицией, Сопособность выработать и высказать сосбственную оценку исторических событий с гуманистических позиций.

СЛК-1

Способен понимать, на какую эмпирическую реальность опираются авторы теоретических текстов, апеллирующие к эрудиции читателя. Обладает представлениями о «цене прогресса», способен подходить к истории с ценностных позиций.

Лекции, семинарские занятия, написание реферата, коллоквиум

Профессиональная

Способность к целостному восприятию исторического процесса. Умение соотносить общее и частное в историческом исследовании

ПК-5

Обладает общими навыками синхронизации исторического материала, умеет включать историю изучаемого периода и изучаемой страны во всемирно-исторический контекст. Способен критически подходить к историко-теоретическим и конкретно-историческим исследованиям. Овладел первичными навыками проблематизации исторического материала.

Лекции, семинарские занятия, написание реферата, коллоквиум















  1. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина относится к циклу Общеисторических дисциплин.

Изучение данной дисциплины носит пропедевтический характер и призвано в какой то мере компенсировать отказ от традиционного систематического освоения исторического материала в течение все лет обучения. Концентрированное изложение материала всемирной истории призвано вооружить студента основами базовой исторической эрудиции и облегчить самостоятельный выбор материала для последующего изучения. Важнейшей задачей является синхронизация даны по истории отдельны периодов и регионов. Курс предвареят изучение всех прочих общеисторических дисциплин. Базового учебного плана.

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

  • Знание отечественной и всемирной истории на уровне программы средней общеобразовательной школы

  • Знание обществознания на уровне программы средней общеобразовательной школы

  • Понимание язык литературы по общим проблемам исторической науки


5. Тематический план учебной дисциплины




Название темы

Всего часов по дисцип­лине

Аудиторные часы

Самостоятель­ная работа

Лекции

Семинарские занятия

1

. Начало человеческой истории





2







2

Древние цивилизации.





2

4




3

«Осевое время»




2

4




4

Взлет и падение последних империй Древности.




2

2




5.

Раннее Средневековье: эпоха Каганаты, Халифаты и обновленные империи




2







6

Мир вокруг Тысячного года «Ренессанс XII в».





2

2




7

Рах mongolica и апогей Средневековья




2







8

Мир после «Черной смерти».




2







9

Мир на пороге Нового времени.




2

4




10

«Бунташный XVII век.»




2







11

«Плоды Просвещения».




2

2




12

Эпоха Романтизма: Либералы и консерваторы.




2







13

Время торжествующего капитализма




2

2




14

Конец старого мира. I Мировая война и межвоенный период




2

4




15

Вторая мировая война и ее последствия.





2







16

Мир в послевоенный период и конец послевоенной эпохи.




2







17

Вызовы нового мира.




2
















34

24






6.1. Формы контроля.

* Текущий контроль: работа на практических занятиях (доклады, обсуждения., дискуссии).

* Реферат: (2-3 тыс.слов).

* Коллоквиум: (120 мин.).

* Устный экзамен.
Критерии оценки знаний, навыков.

Доклад на семинарском занятии – умение четко определить тему, выявить степень ее изученности в научной литературе в общих чертах, способность выделить основные источники, проанализировать их, сделать выводы.

Реферат – владение первичными навыками реферирования научной литературы, умение анализировать и делать выводы.

Коллоквиум – умение дать творческий анализ избранного объекта исследования.

Экзамен – знание базовых понятий данной дисциплины, ее основных разделов, направлений научного изучения, ведущих методов исторических исследований в данной области. Знание основных типов периодизации Всемирно-исторического процыесса, умение синхронизировать развитие различных регионов.
7. Содержание дисциплины

ЛЕКЦИИ

1. Начало человеческой истории

Задачи курса. Понятие Всемирной истории. Основные системы хронологии и периодизации всемирной истории.

Природно-географическая среда в истории человечества. Особенности расселения по материкам. Взаимодействие и изоляция человеческих сообществ как фактор развития. Влияние природных изменений. Данные палеоботаники и палеозоологии, гляциологии, генетики, микробиологии. «Тектонические» и «урановые» теории развития человечества.

Основные современные теории антропогенеза. Проблемы сосуществования параллельных видов гоминид. Пути расселения неоантропов. Нижнепалеолитические и верхнепалеолитические памятники.

«Плейстоценовая катастрофа», изменение среды обитания человека. Загадки исчезновения крупных млекопитающих. Освоение новых материков. Эволюция орудий труда. Гипотезы о социальной организации человечески сообществ эпохи верхнего палеолита. Данные сравнительной антрлопологии и реконструкции родовых отношений. Способы интерпретации памятников первобытного искусства.

Споры о «неолитической революции». Пути и формы одомашнивания растений и животных. «Экономика каменного века». Миграции. Демографическое давление на окружающую среду. Данные глоттохронологии. Пояс земледельческих культур. Освоение новых материалов и новых занятий. Пастушеские народы. Начало обособления ремесла. Религиозные верования. Мегалитические памятники и их интерпретации. Формы социальных организаций .

Литература к разделу:
Вильчек В.М. Алгоритмы истории. М., 2004
Головнев А.В. Антропология движения (древности Северной Евразии). Екатеринбург, 2009
Даймонд Дж. Ружья, микробы, сталь. Судьбы человеческих обществ. М., 2010
Заблоцка Ю. История Ближнего Востока в древности. М., 1989
История первобытного общества. Эпоха классообразования. М., 1988.

Коротаев А.В. Социальная эволюция: факторы, закономерности, тенденции. М., 2003
Ламберг-Карловски, К Саблов Дж. Древние цивилизации. Ближний Восток и Мезоамерика. М.,1992
Марков А.В. Происхождение и эволюция человека. Обзор достижений палеоантропологии, сравнительной генетики и эволюционной психологии. М.2009

http://www.evolbiol.ru/markov_anthropogenes.htm
Поршнев Б.Н. О начале человеческой истории Спб. 2007. http://lib.ru/HISTORY/PORSHNEW/paleopsy.txt
Саллинз М. Экономика каменного века. М.: ОГИ, 1992 http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2326010
Семенов Ю.И. Как возникло человечество. 2ое изд. М., 2002
Формозов А.А. Памятники первобытного искусства на территории СССР М., 1966

Учебники и учебные пособия

Алексеев В. П., Першиц А. И. Первобытное общество. Учебник. М., 1990

Крадин Н.Н. Политическая антропология. Учебник. М., 2004

Мартынов А. И. Археология: Учебник. М., 2005.


2. Древние цивилизации.

Возникновение ранних цивилизаций. Происхождение первых форм письма, их типология и взаимное влияние. Район «Плодородного полумесяца». «Первичные» и «вторичные» цивилизации. Ирригационные системы. Шумерские города и аккадская династия III Ура, Старовавлинский период. Диффузия аккадской культуры. Долина Нила. Минойская цивилизация.

Циклы развития древних цивилизаций. Сравнительный анализ: Судьбы цивилизаций Мезоамерики.

Инновации бронзового века. Колесницы. Аристократический характер военного искусства. Вопросы этонгенеза арийцев. Завоевания индоиранских племен. Гибель культуры Хараппы. Эпохи Шан и Чжоу в Китае. Население Великой Степи. Торговые пути бронзового века.

Среднее и Новое царство в Египте. Библейская археология. Ассирийские и Вавилонские царства. Хетты и «Народы моря». Финикийские города. Гибель микенской культуры.

Всадничество и вторжения Киммерийцев и Скифов на Ближний Восток. Мидия и Персия.

Литература к разделу
Андрианов Б. В. Земледелие наших предков. М., 1978
Васильев Л.С.. Всеобщая история. В 6 т. 1. М., 2007
Васильев Л.С. История Востока Т.1.
Головнев А.В. Антропология движения (древности Северной Евразии). Екатеринбург, 2009
Даймонд Дж. Ружья, микробы, сталь. Судьбы человеческих обществ. М.: АСТ, 2010
Дьяконов И.М. Пути истории. От древнейшего человека до наших дней. 2-е изд., испр. - М.: КомКнига, 2007.
Заблоцка Ю. История Ближнего Востока в древности. М., 1989
История Востока. Т.1. Восток в древности М., 1997
История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Ч.1-2. М., 1983
Коротаев А.В. Социальная эволюция: факторы, закономерности, тенденции. М., 2003
Ламберг-Карловски, К Саблов Дж. Древние цивилизации. Ближний Восток и Мезоамерика. М.,1992

Нефедов С. А. Война и общество: Факторный анализ исторического процесса. М.: Территория будущего, 2008.

Никольская К. Д. Клочков И.С. Томашевич О.В. Ткаченко Г.А. История и культура древнего Востока. Энциклопедический словарь М., 2008

Учебники и учебные пособия

Вигасин А.А. История Древнего Востока. Уч. Пособие. М., 2006
История Древнего Востока. Под ред. В.И. Кузищина М., 2003

Крадин Н.Н. Политическая антропология. Учебник. М., 2004
3. «Осевое время»

Полисы и империи. «Античная форма государственности». Рост городов. Проблема рабовладения.

Китай времен Западной Чжоу и «Чжань Го» легисты и конфуцианство. Империя Цинь.

Индия времен Упанишад. Философские искания и учение Будды.

Персидская империя. Зороастризм и Авеста.

Полисы Архаической Греции , Греко-Персидские войны. «Греческое чудо». Классическая философия Греции. Колонизация. «Великая Греция» и италики. Этруски и Рим. Ранняя Римская республика. Кельтский мир.

Завоевания Александра Македонского и образование Эллинистического мира. Индия эпохи Маурьев. Китай Эпохи Хань.
Первая кочевая империя Хунну. Великая Китайская стена. Великий шелковый путь. Кушанское царство и Парфянская держава.

Возникновение римской империи. Римская гегемония в Средиземноморье. Империи и варвары. Смыкание цивилизаций. Проблема внутреннего единства. Синкретические религии. Проникновение буддизма в Китай.

Восточные религии в Римской империи. Неоплатонизм и гностики. Возникновение христианства.
Литература к разделу
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Челябинской области
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПрограмма Правительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Проект Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск