Скачать 288 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет – Высшая школа экономики» Факультет истории Программа дисциплины «Введение в историю человечества» для направления 030600.62 «История» подготовки бакалавра Авторы программы: П.Ю.Уваров А.В. Шарова Одобрена на заседании кафедры социальной истории «__»____________2010 г. Зав. кафедрой П.Ю. Уваров Рекомендована секций УМС по истории «__»____________2010 г. Председатель И.Н.Данилевский Утверждена УС факультета истории «__»____________2010 г. Ученый секретарь О.С.Воскобойников
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600.62 «История», обучающихся по бакалаврской программе и изучающих дисциплину «Введение в профессию». Программа разработана в соответствии с стандартом НИУ ВШЭ.
Целями освоения дисциплины «Введение в историю человечества» являются:
В результате освоения дисциплины студент должен:
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Настоящая дисциплина относится к циклу Общеисторических дисциплин. Изучение данной дисциплины носит пропедевтический характер и призвано в какой то мере компенсировать отказ от традиционного систематического освоения исторического материала в течение все лет обучения. Концентрированное изложение материала всемирной истории призвано вооружить студента основами базовой исторической эрудиции и облегчить самостоятельный выбор материала для последующего изучения. Важнейшей задачей является синхронизация даны по истории отдельны периодов и регионов. Курс предвареят изучение всех прочих общеисторических дисциплин. Базового учебного плана. Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:
5. Тематический план учебной дисциплины
6.1. Формы контроля. * Текущий контроль: работа на практических занятиях (доклады, обсуждения., дискуссии). * Реферат: (2-3 тыс.слов). * Коллоквиум: (120 мин.). * Устный экзамен. Критерии оценки знаний, навыков. Доклад на семинарском занятии – умение четко определить тему, выявить степень ее изученности в научной литературе в общих чертах, способность выделить основные источники, проанализировать их, сделать выводы. Реферат – владение первичными навыками реферирования научной литературы, умение анализировать и делать выводы. Коллоквиум – умение дать творческий анализ избранного объекта исследования. Экзамен – знание базовых понятий данной дисциплины, ее основных разделов, направлений научного изучения, ведущих методов исторических исследований в данной области. Знание основных типов периодизации Всемирно-исторического процыесса, умение синхронизировать развитие различных регионов. 7. Содержание дисциплины ЛЕКЦИИ 1. Начало человеческой истории Задачи курса. Понятие Всемирной истории. Основные системы хронологии и периодизации всемирной истории. Природно-географическая среда в истории человечества. Особенности расселения по материкам. Взаимодействие и изоляция человеческих сообществ как фактор развития. Влияние природных изменений. Данные палеоботаники и палеозоологии, гляциологии, генетики, микробиологии. «Тектонические» и «урановые» теории развития человечества. Основные современные теории антропогенеза. Проблемы сосуществования параллельных видов гоминид. Пути расселения неоантропов. Нижнепалеолитические и верхнепалеолитические памятники. «Плейстоценовая катастрофа», изменение среды обитания человека. Загадки исчезновения крупных млекопитающих. Освоение новых материков. Эволюция орудий труда. Гипотезы о социальной организации человечески сообществ эпохи верхнего палеолита. Данные сравнительной антрлопологии и реконструкции родовых отношений. Способы интерпретации памятников первобытного искусства. Споры о «неолитической революции». Пути и формы одомашнивания растений и животных. «Экономика каменного века». Миграции. Демографическое давление на окружающую среду. Данные глоттохронологии. Пояс земледельческих культур. Освоение новых материалов и новых занятий. Пастушеские народы. Начало обособления ремесла. Религиозные верования. Мегалитические памятники и их интерпретации. Формы социальных организаций . Литература к разделу: Вильчек В.М. Алгоритмы истории. М., 2004 Головнев А.В. Антропология движения (древности Северной Евразии). Екатеринбург, 2009 Даймонд Дж. Ружья, микробы, сталь. Судьбы человеческих обществ. М., 2010 Заблоцка Ю. История Ближнего Востока в древности. М., 1989 История первобытного общества. Эпоха классообразования. М., 1988. Коротаев А.В. Социальная эволюция: факторы, закономерности, тенденции. М., 2003 Ламберг-Карловски, К Саблов Дж. Древние цивилизации. Ближний Восток и Мезоамерика. М.,1992 Марков А.В. Происхождение и эволюция человека. Обзор достижений палеоантропологии, сравнительной генетики и эволюционной психологии. М.2009 http://www.evolbiol.ru/markov_anthropogenes.htm Поршнев Б.Н. О начале человеческой истории Спб. 2007. http://lib.ru/HISTORY/PORSHNEW/paleopsy.txt Саллинз М. Экономика каменного века. М.: ОГИ, 1992 http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2326010 Семенов Ю.И. Как возникло человечество. 2ое изд. М., 2002 Формозов А.А. Памятники первобытного искусства на территории СССР М., 1966 Учебники и учебные пособия Алексеев В. П., Першиц А. И. Первобытное общество. Учебник. М., 1990 Крадин Н.Н. Политическая антропология. Учебник. М., 2004 Мартынов А. И. Археология: Учебник. М., 2005. 2. Древние цивилизации. Возникновение ранних цивилизаций. Происхождение первых форм письма, их типология и взаимное влияние. Район «Плодородного полумесяца». «Первичные» и «вторичные» цивилизации. Ирригационные системы. Шумерские города и аккадская династия III Ура, Старовавлинский период. Диффузия аккадской культуры. Долина Нила. Минойская цивилизация. Циклы развития древних цивилизаций. Сравнительный анализ: Судьбы цивилизаций Мезоамерики. Инновации бронзового века. Колесницы. Аристократический характер военного искусства. Вопросы этонгенеза арийцев. Завоевания индоиранских племен. Гибель культуры Хараппы. Эпохи Шан и Чжоу в Китае. Население Великой Степи. Торговые пути бронзового века. Среднее и Новое царство в Египте. Библейская археология. Ассирийские и Вавилонские царства. Хетты и «Народы моря». Финикийские города. Гибель микенской культуры. Всадничество и вторжения Киммерийцев и Скифов на Ближний Восток. Мидия и Персия. Литература к разделу Андрианов Б. В. Земледелие наших предков. М., 1978 Васильев Л.С.. Всеобщая история. В 6 т. 1. М., 2007 Васильев Л.С. История Востока Т.1. Головнев А.В. Антропология движения (древности Северной Евразии). Екатеринбург, 2009 Даймонд Дж. Ружья, микробы, сталь. Судьбы человеческих обществ. М.: АСТ, 2010 Дьяконов И.М. Пути истории. От древнейшего человека до наших дней. 2-е изд., испр. - М.: КомКнига, 2007. Заблоцка Ю. История Ближнего Востока в древности. М., 1989 История Востока. Т.1. Восток в древности М., 1997 История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Ч.1-2. М., 1983 Коротаев А.В. Социальная эволюция: факторы, закономерности, тенденции. М., 2003 Ламберг-Карловски, К Саблов Дж. Древние цивилизации. Ближний Восток и Мезоамерика. М.,1992 Нефедов С. А. Война и общество: Факторный анализ исторического процесса. М.: Территория будущего, 2008. Никольская К. Д. Клочков И.С. Томашевич О.В. Ткаченко Г.А. История и культура древнего Востока. Энциклопедический словарь М., 2008 Учебники и учебные пособия Вигасин А.А. История Древнего Востока. Уч. Пособие. М., 2006 История Древнего Востока. Под ред. В.И. Кузищина М., 2003 Крадин Н.Н. Политическая антропология. Учебник. М., 2004 3. «Осевое время» Полисы и империи. «Античная форма государственности». Рост городов. Проблема рабовладения. Китай времен Западной Чжоу и «Чжань Го» легисты и конфуцианство. Империя Цинь. Индия времен Упанишад. Философские искания и учение Будды. Персидская империя. Зороастризм и Авеста. Полисы Архаической Греции , Греко-Персидские войны. «Греческое чудо». Классическая философия Греции. Колонизация. «Великая Греция» и италики. Этруски и Рим. Ранняя Римская республика. Кельтский мир. Завоевания Александра Македонского и образование Эллинистического мира. Индия эпохи Маурьев. Китай Эпохи Хань. Первая кочевая империя Хунну. Великая Китайская стена. Великий шелковый путь. Кушанское царство и Парфянская держава. Возникновение римской империи. Римская гегемония в Средиземноморье. Империи и варвары. Смыкание цивилизаций. Проблема внутреннего единства. Синкретические религии. Проникновение буддизма в Китай. Восточные религии в Римской империи. Неоплатонизм и гностики. Возникновение христианства. Литература к разделу |
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Челябинской области | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... | ||
Программа Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Проект Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования |