Министерство образования и науки Республики Татарстан
МКУ «Управление образования исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан»
Методическое пособие «Ресурсы КМ-школы в контексте программы дополнительного образования «Основы лидерства»
Зеленодольск 2012 Методическое пособие «Ресурсы КМ-школы в контексте программы дополнительного образования «Основы лидерства» для учащихся старших классов» разработано и апробировано авторитетными практиками. Данное пособие содержит полезные ссылки на цифровой образовательный контент КМ- школы и является инструментом, помогающим педагогу расширить и разнообразить учебный материал, преподаваемый старшеклассникам и способствующий формированию универсальных учебных действий, а также развитию социальной активности в рамках реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». При подготовке методического пособия использованы материалы Зайковой Т.М., учителя истории и обществознаний, заместителя директора по учебной работе МБОУ «Айшинская СОШ Зеленодольского муниципального района РТ», Тагировой Г.Ф., учителя математики, классного руководителя МБОУ «СОШ №4 Зеленодольского муниципального района РТ», Галанской О.И., учителя информатики МБОУ «СОШ №4 ЗМР РТ» под руководством начальника МКУ «Управление образования ЗМР РТ» Купоросовой О.В., начальника информационно- методического отдела МКУ «Управление образования ЗМР РТ» Шибаловой И.В. и ведущего специалиста отдела Сафиной В.Р. Пособие адресовано педагогам-психологам, классным руководителям, педагогам-организаторам, заместителям директоров по воспитательной работе общеобразовательных учреждений.
Введение курса для старшеклассников «Основы лидерства» стало требованием времени, но его внедрение в практику - дело нелегкое. Разработчики программы предлагают нам "Пособие для педагогов", включающее в себя теорию и практику: притчи, тренинги, анкеты и т.д. Каждый педагог, работающий с подростками, пытается сделать занятие комфортным для общения, нескучным, насыщенным, эффективным, дать возможность примерить лидерство на себя.
Методическое пособие по использованию ресурсов КМ-Школы создано как дополнительный материал к занятиям по республиканской программе «Основы лидерства». В пособие включены четыре раздела из программы, которые дополнены теоретическими и практическими занятиями из КМ-Школы: целеполагание, управление временем, установление отношений и разрешение конфликтов, публичное выступление.
Использование цифровых образовательных ресурсов КМ-Школы в программе позволит усилить мотивацию учащихся старших классов к изучению данного курса.
Раздел "Курсы развития личности" КМ-Школы включает в себя 4 отдельных курса, содержание которых перекликается с содержанием программы "Основы лидерства". Это:
1. Учимся оптимизму
2. Учимся эффективно распоряжаться временем.
3. Учимся выступать публично.
4. Учимся слушать.
Курсы разбиты на занятия, которые богаты литературным и историческим материалом, иллюстрациями. Материал изложен в научной, но доступной для учащихся форме. Большинство занятий содержит диагностические тесты.
Каждый раздел включает в себя цель, задачи, план занятия, а так же дополнительный материал из ресурсов КМ-Школы. Материалы КМ-школы могут стать хорошим приложением при изучении следующих глав курса "Основы лидерства":
Глава 2. Целеполагание. Самооценка и саморазвитие. Целеполагание. Мечты и планы.
Глава 3.Управление временем. Тайм-менеджмент. Планирование.
Глава4.Установление отношений и разрешение конфликтов. Общение, формальное и неформальное общение. Принципы эффективного общения. Коммуникативные навыки. Вербальное и невербальное общение.
Глава5.Публичное выступление и техника речи. Ораторское мастерство. Принципы, правила публичного выступления; структура выступления. Правила подготовки к выступлению. Техника речи.
Ученики, изучая курс, приобщаются к различным сферам общественной жизни, а это, в свою очередь является условием становления свободной и социально ответственной личности, которая осознанно прокладывает свой жизненный путь. Поэтому, эффективность обучения курса будет зависеть от заинтересованности, желания развить социальные и интеллектуальные навыки, необходимые гражданам современного демократического общества.
Раздел 2 «ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ» Самооценка и саморазвитие личности.
Особенности саморазвития и пути его достижения. (2 часа) Цель занятия: Познакомить учащихся с понятиями «самооценка», «самосовершенствование» и показать возможности саморазвития в процессе формирования личности.
Задачи:
- развитие коммуникативных качеств;
- развитие подростка как личности;
- формирование потребности к саморазвитию. Содержание занятия
1. Обсудить вопросы с учащимися: Что такое самооценка?
Причины низкого уровня самооценки Создание хорошего представления о себе. Как повысить самооценку Анкета по выявлению уровня самооценки:
Психотехнические упражнения по корректировке самооценки
Упражнение «Объективная самооценка»
Упражнение «Жизненная программа»
Техника "Формирование уверенности"
2. С чего начинается саморазвитие личности?
Саморазвитие личности. Этап 1: Познай себя
Саморазвитие личности. Этап 2: Меняйся
Саморазвитие личности. Этап 3: Формируй новые эффективные стратегии Материалы к занятию в программе (Тема № 2 «Целеполагание») Дополнительный материал к занятию можно найти в КМ-школе
Раздел «Курсы развития личности»→Учимся оптимизму→
Занятие 6 «Поднимаем самооценку. Трехступенчатый метод»
Занятие 7 «Я должен, другие должны, мир должен… Хочу, но не должен»
Целеполагание. Мечты и планы (2 часа) Цель занятия: сформулировать понятие цели (выделить необходимые составляющие), отработать методики постановки и достижения цели, определить ближайшие и стратегические цели.
Задачи:
- Формирование и развитие навыков перспективного видения, моделирование своего будущего через постановку жизненных целей, оценку возможностей, препятствий и ресурсов для достижения целей;
- Расширение взгляда на собственную жизнь, осознание связанности личной жизни каждого с жизнями других людей. Содержание занятия
Лекционный материал «Мечты и планы»
Упражнение «Список жизненных целей».
Упражнение «Линия жизни».
Домашнее задание
Материалы к занятию в программе (Тема № 2 «Целеполагание») Дополнительный материал к занятию можно найти в КМ-школе
Раздел «Курсы развития личности»→Учимся эффективно распоряжаться временем→
Занятие 6 «Метод трех вопросов»
Занятие 8 «Цели – задачи - проекты»
Занятие 9 «Тактика и стратегия планирования»
Раздел «Курсы развития личности»→Учимся оптимизму→
Занятие 11 «Лягушки в сметане: действуя - побеждаем»
Раздел 3 «Управление временем» Тайм-менеджмент (2 часа) Цель занятия: формирование навыков эффективной организации и управления временным ресурсом.
Задачи:
- анализ учащимися эффективности использования своего времени, выявление проблем;
- выявление потенциальных возможностей рационального использования времени при правильном планировании;
- знакомство с правилами эффективной организации времени. Содержание занятия
Организация анкетирования «Эффективно ли вы используете время?».
Обсудить вопрос: Время – деньги. Это знают все. В чем схожесть и в чем отличие денег и времени? Сделать вывод: Время нельзя накопить, в отличие от денег. Поэтому время – дороже денег.
Предложить учащимся мысленно провести следующий эксперимент Обсуждение вопросов Зачем нужен тайм-менеджмент, почему важно заниматься планированием? Как научиться планировать? Учимся экономить время. Домашнее задание
Материалы к занятию в программе (Тема № 3 «Управление временем») Дополнительный материал к занятию можно найти в КМ-школе
Раздел «Курсы развития личности»→Учимся эффективно распоряжаться временем→
Занятие 1 «Ценность времени»
Занятие 3 «Индивидуальный график работоспособности»
Занятие 22 «Оптимизация расходования времени»
Планирование. Первый закон Паркинсона.
Правила выполнения работы в установленные сроки. (2 часа) Цель занятия: формирование навыков эффективной организации и управления временным ресурсом.
Задачи:
- знакомство с техниками, позволяющими справляться с установленными сроками;
- знакомство с принципами планирования;
- знакомство с методиками, позволяющими выявить поглотителей времени;
- знакомство с методикой подготовки и проведения встреч. Содержание занятия
1. Обсуждение поговорки: Работа не волк, в лес не убежит. Сделать выводы.
2. Как справляться со сроками? 2.1. Первый закон Паркинсона. 2.2. Планирование
2.3. Расхитители времени.
3. Практическая часть занятия
4. Домашнее задание Материалы к занятию в программе (Тема № 3 «Управление временем») Дополнительный материал к занятию можно найти в КМ-школе
Раздел «Курсы развития личности»→Учимся эффективно распоряжаться временем→
Занятия 13 «Можно ли объять необъятное?»
Занятие 14 «Три уровня планирования времени»
Занятие 15 «Планируем ближайшее будущее»
Правила учета времени. (2 часа) Цель занятия: формирование навыков эффективной организации и управления временным ресурсом.
Задачи:
- знакомство учащихся с правилами эффективной организации и планирования времени,
- освоение техник учета времени;
- актуализация потребности самоорганизации. Содержание занятия
1. Обсуждение притчи:
2. Техники учета времени.
3. Практическое занятие
4. Домашнее задание «Составить план на следующую неделю» Материалы к занятию в программе (Тема № 3 «Управление временем») Дополнительный материал к занятию можно найти в КМ-школе
Раздел «Курсы развития личности»→Учимся эффективно распоряжаться временем→
Занятие 18 «Планирование по методу «Альпы»
Занятие 16 «Как не забыть День рождения лучшего друга»
Занятие 17 «Когда дела рвут на части»
Раздел 4 «Установление отношений и разрешение конфликтов» Общение. Формальное и неформальное общение (2 часа) Цель занятия: формирование представления об общении как ролевой функции. Осознание себя как личности в разных формах общения: формального и неформального.
Задачи:
- Рассмотреть особенности эффективного общения людей, виды, тактики, приемы;
- Формировать навыки формального и неформального общения людей, их взаимодействия в социуме;
- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу на основе взаимопонимания. Содержание занятия
Лекционный материал по теме «Общение. Формальное и неформальное общение»
Тренинг
Материалы к занятию в программе (Тема № 4 «Установление отношений и разрешение конфликтов») Дополнительный материал к занятию можно найти в КМ-школе
Раздел «Курсы развития личности»→Учимся слушать→
Занятие 9 «Восприятие человека человеком и взаимопонимание»
Занятие 5 «Манипуляция слушателем» Принципы эффективного общения.
Понятие эффективного общения (2 часа) Цель занятия: Определить основные принципы эффективного общения.
Задачи:
- Охарактеризовать эффективное и неэффективное общение;
- Сформулировать правила понимающего общения. Содержание занятия
Характеристика понимающего общения
Трудности в организации понимания общения
Основные слагаемые эффективного общения
Тренинг
Материалы к занятию в программе (Тема № 4 «Установление отношений и разрешение конфликтов») Дополнительный материал к занятию можно найти в КМ-школе
Раздел «Курсы развития личности»→Учимся слушать→
Занятие 2 «Слушаем интонации»
Занятие 3 «Установление контакта, активное слушание»
Занятие 7 «Слушаем язык тела»
Занятие 10 «Когда слушать необходимо»
Активное слушание как один из основных принципов
эффективного общения. (2 часа) Цель занятия: сформировать представление об активном слушании как одного из принципов эффективного общения
Задачи:
- изучение основных правил активного слушания;
- формирование умений активного слушания;
- формирование чувства ответственности у человека за то, что он слышит. Содержание занятия
Упражнение – тренинг «Испорченный телефон»
Игра–тренинг «Передай информацию»
Упражнение «Чудеса интонации»
Психотехническое упражнение «Собеседник»
Дискуссия – «Роль активного слушания в нашей жизни»
6. Правила активного слушания Материалы к занятию в программе (Тема № 4 «Установление отношений и разрешение конфликтов») Дополнительный материал к занятию можно найти в КМ-школе
Раздел «Курсы развития личности»→Учимся слушать→
Занятие 12 «Рефлексивное слушание»
Занятие 13 «Нерефлексивное слушание»
Занятие 14 «Эффективное слушание»
Развитие коммуникативных навыков (1 час) Цель занятия: устранить психологические барьеры, снижающие эффективность общения, совершенствовать коммуникативные навыки путем активного игрового взаимодействия.
Задачи:
- определение и осознание барьеров в общении;
- формирование умений эффективно преодолевать существующие барьеры в общении;
- расширение репертуара коммуникативных навыков. Содержание занятия
Основные коммуникативные барьеры в общении
Барьер «авторитет».
Барьер «избегание».
Барьер «непонимание».
Практическая работа 1
Практическая работа 2
Практическая работа 3 "Интервью"
Тест
Материалы к занятию в программе (Тема № 4 «Установление отношений и разрешение конфликтов») Дополнительный материал к занятию можно найти в КМ-школе
Раздел «Курсы развития личности»→Учимся слушать→
Занятие 8 «Что мешает слушать»
Занятие 10 «Когда слушать необходимо»
Занятие 16 «Умение задавать вопросы»
Навыки вербального и невербального общения (1 час) Цель занятия: развитие навыков вербального и невербального общения
Задачи:
- соотнесение в общении объемов, характера, специфики вербального и невербального компонента.
- развитие чувствительности к невербальным средствам общения
- освоение техник эффективного общения.
Содержание занятия
Практическая работа 1
Практическая работа 2 "Всеобщее внимание"
Практическая работа 3 "Доброжелательное выспрашивание"
Упражнение "Невербальный подарок"
Упражнение "Я тебя понимаю"
Упражнение "Через стекло"
Упражнение "Уверенные интонации"
Упражнение "Таможня"
Упражнение "Спор при свидетеле"
Практическая работа
Материалы к занятию в программе (Тема № 4 «Установление отношений и разрешение конфликтов») Дополнительный материал к занятию можно найти в КМ-школе
Раздел «Курсы развития личности»→Учимся слушать→
Занятие 7 «Слушаем язык тела»
Занятие 4 «Скрытый смысл слов»
Раздел 5 «Публичное выступление» Ораторское мастерство. Публичное выступление: виды, основные принципы и правила, структура (6 часов) Цель занятия: формирование умений и навыков публичного выступления
Задачи:
- формирование понятия стратегии вербального воздействия коммуникатора на аудиторию;
- определение «публичное выступление», знакомство с видами публичного выступления;
- основные принципы, правила публичного выступления;
- знакомство со структурой выступления, правилами подготовки выступления. Содержание занятия
Публичное выступление
Деловой доклад
Отчетный доклад
Митинговая речь
Агитационная речь
Деловая речь
Лекция
Основные ошибки при выступлении
Структура выступления
Основные правила работы при вопросах из аудитории Тренинг
Материалы к занятию в программе (Тема № 5 «Публичное выступление») Дополнительный материал к занятию можно найти в КМ-школе
Раздел «Курсы развития личности»→Учимся выступать публично→
Занятие 1 «Искусство публичных выступлений»
Занятие 3 «Процентный состав гения»
Занятие 4 «Подготовка к выступлению»
Занятие 5 «Глаголом жечь сердца людей»
Занятие 6 «Структура речи»
Занятие 7 «Драматургия первых фраз»
Занятие 8 «Как закончить речь»
Занятие 9 «Риторические средства – фигуры речи»
Занятие 10 «Жесты и мимика»
Занятие 11 «Техника аргументации»
Техника речи.
Упражнения для тренировки основных органов речи. (4 часа)
Цель занятия: развитие и совершенствование речи Задачи:
- освоение приемов тренировки основных органов речи: губы, нижняя челюсть, язык, гортань;
- освоение приемов развития голоса: сила, высота, благозвучность, полетность, подвижность, тон;
- освоение приемов тренировки и совершенствования дикции Содержание занятия
Техника речи
Речевой аппарат
Упражнения для тренировки основных органов речи Упражнения для совершенствования органов дыхания Основные свойства голоса Упражнения для развития голоса Дикция Упражнения для отработки гласных и согласных звуков Упражнения повышенной трудности для работы над сочетаниями звуков Советы начинающему оратору
Материалы к занятию в программе (Тема № 5 «Публичное выступление») Дополнительный материал к занятию можно найти в КМ-школе
Раздел «Курсы развития личности»→Учимся выступать публично→
Занятие 2 «Секреты акустики и дыхания»
Занятия по технике речи |