Методическое пособие для заместителей директоров по учебно-воспитательной работе, методистов учреждений дополнительного образования





НазваниеМетодическое пособие для заместителей директоров по учебно-воспитательной работе, методистов учреждений дополнительного образования
страница1/11
Дата публикации29.07.2013
Размер1.26 Mb.
ТипМетодическое пособие
100-bal.ru > Информатика > Методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Департамент по спорту и молодёжной политике Тюменской области

ГАУ ДОД ТО «Областной центр дополнительного
образования детей и молодёжи»


Баталова Е.В., Гузенко А.С.

Научно-исследовательское сопровождение

деятельности учреждений дополнительного образования детей и молодёжи
Методическое пособие для заместителей директоров по учебно-воспитательной работе, методистов учреждений дополнительного образования

Тюмень

2012

Научно-исследовательское сопровождение деятельности учреждений дополнительного образования детей и молодёжи. Методическое пособие для заместителей директоров по учебно-воспитательной работе, методистов учреждений дополнительного образования /Е.В. Баталова, А.С. Гузенко:– Тюмень: ГАУ ДОД ТО «Областной центр дополнительного образования детей и молодежи», 2012.
Рецензент: И.Ф. Печеркина, к.социол.н., доцент кафедры менеджмента, маркетинга и логистики Тюменского государственного университета.

Данное методическое пособие предназначено для руководителей учреждений дополнительного образования, а также специалистов, ведущих мониторинговую деятельность по различным показателям качества работы учреждения, а также для всех тех, кто интересуется социологическими исследованиями.

Методическое пособие содержит в себе два раздела, где рассмотрены возможные направления научно-исследовательского сопровождения деятельности учреждения дополнительного образования детей и молодежи, обозначены цели, задачи, принципы и этапы реализации данного сопровождения, представлены необходимые ресурсы, факторы риска, критерии и индикаторы результативности. В методическом пособии приведены методики и техники психодиагностических и социологических исследований.

© ГАУ ДОД ТО «Областной центр
дополнительного образования детей и
молодежи», 2012

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………………4

  1. Программа научно-исследовательского сопровождения деятельности учреждения дополнительного образования детей и молодежи………………………………………………………………………………...7

    1. Цели и задачи……………………………………………………………….8

    2. Принципы реализации……………………………………………………10

    3. Этапы реализации…………………………………………………………11

    4. Ресурсное обеспечение…………………………………………………...12

    5. Факторы риска…………………………………………………………….12

    6. Критерии и индикаторы результативности……………………………..13




  1. Методики реализации научно-исследовательского сопровождения деятельности УДОДиМ………………………………………………………………15

    1. Научно-исследовательское сопровождение дополнительного образования……………………………………………………………………………..16

    2. Научно-исследовательское сопровождение реализации молодежных проектов и программ…………………………………………………………………...59

    3. Научно-исследовательское сопровождение управленческой деятельности для улучшения условий труда……………………………………..…..70

Заключение…………………………………………………………………………….80
Введение

Поскольку российское общество на сегодняшний день претерпевает структурные и функциональные изменения при стремлении к качественной модернизации, стратегически значимым для развития государства является забота о подрастающем поколении. Следовательно, невозможно обойти вниманием такие важные сферы деятельности общества как образование, медицина, культура и пр. Таким образом, контроль качества исполнения предоставляемых услуг в данных социальных сферах имеет первостепенное значение. Сегодня активно обсуждаются возможности совершенствования работы системы учреждений, выполняющих государственное и муниципальное задания.

В Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», говорится о достижении к 2018 году определенного уровня (не менее 90%) удовлетворенности граждан Российской Федерации качеством предоставления государственных и муниципальных услуг. При этом, в 2013 году должен выйти проект распоряжения Правительства Российской Федерации о формировании независимой системы оценки качества работы учреждений, оказывающих социальные услуги (распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года № 2190-р).

В связи с этим, контроль качества предоставляемых услуг в сфере дополнительного образования и государственной молодежной политики должен являться приоритетной задачей для руководителей УДОДиМ. Таким образом, все большую значимость приобретает научно-исследовательское сопровождение деятельности УДОДиМ, направленное на оценку качества предоставляемых ими услуг.

Научно-исследовательское сопровождение деятельности УДОДиМ представляет собой комплекс научно обоснованных социологических и психодиагностических исследований, рассчитанных на получение эмпирических знаний для решения актуальных проблем деятельности УДОДиМ. Данный комплекс исследований реализуется на основе разработанной специалистами Государственного автономного учреждения дополнительного образования детей и молодежи «Областной центр дополнительного образования детей и молодежи» (далее ГАУ ДОД ТО «ОЦДОДиМ») программы, а также социологических и психологических методов сбора, обработки и анализа информации.
К основным методам сбора информации относятся следующие:

  • анкетированиеэто письменный опрос, при котором общение между исследователем и респондентом опосредуется анкетой;

  • интервьюирование – это метод получения первичной социологической информации путем непосредственной беседы интервьюера и респондента;

  • личностные тесты – методы психодиагностики, с помощью которых измеряются различные стороны личности индивида: установки, ценности, отношения, эмоциональные, мотивационные и межличностные свойства, типичные формы поведения;

  • тесты интеллекта – методики психодиагностики, ориентированные на выявлении умственного потенциала индивида;

  • другие методы сбора информации.



В данном методическом пособии представлено описание процесса реализации научно-исследовательского сопровождения деятельности УДОДиМ, начиная с его основных направлений, их целей, задач, необходимых ресурсов, заканчивая показателями оценки результативности принимаемых мер. Методики и практические рекомендации по их применению представлены во втором разделе методического пособия, однако для разработки и реализации программы научно-исследовательского сопровождения деятельности учреждения мы советуем не отграничиваться лишь приведённым здесь инструментарием. Современная педагогическая и социологическая практика предоставляет широкий выбор методик, которые могут быть использованы для решения этих задач.

Баталова Е.В., заведующая научно-исследовательской
лабораторией ГАУ ДОД ТО «Областной центр
дополнительного образования детей и молодежи»,

к.социол.н.
Гузенко А.С., главный специалист научно-исследовательской
лаборатории ГАУ ДОД ТО «Областной центр
дополнительного образования детей и молодежи»

Программа научно-исследовательского сопровождения деятельности УДОДиМ
Научно-исследовательское сопровождение деятельности УДОДиМ может осуществляться по трем направлениям, которые, в свою очередь, могут реализовываться параллельно друг другу, поскольку находятся во взаимосвязи:

  1. Научно-исследовательское сопровождение дополнительного образования (методика и технология проведения исследований представлены во втором разделе):

    1. психодиагностическое исследование «Диагностика готовности к школьному обучению воспитанников старшего дошкольного возраста»;

    2. исследовательский проект «Удовлетворенность потребителей качеством образовательных услуг, предоставляемых УДОДиМ»;

    3. психодиагностическое исследование «Диагностика коммуникативной, эмоциональной и ценностно-мотивационной сфер личности, а также уровня социально-психологической адаптации воспитанников УДОДиМ»;

    4. исследование «Оценка качества услуг дополнительного образования, предоставляемых УДОДиМ (экспертный опрос)»;

    5. исследование «Оценка качества организации и проведения мероприятий, реализуемых в рамках программ дополнительного образования УДОДиМ».

  2. Научно-исследовательское сопровождение реализации молодежных проектов и программ (методика и технология проведения исследований представлены во втором разделе):

    1. исследование «Оценка качества организации и проведения мероприятий, реализуемых УДОДиМ в рамках молодежных проектов и программ»;

    2. исследование актуальных проблем развития и функционирования сферы государственной молодёжной политики (по заказу).

  3. Научно-исследовательское сопровождение управленческой деятельности для улучшения условий труда (методика и технология проведения исследований представлены во втором разделе):

    1. исследовательский проект «Самоанализ сотрудника УДОДиМ»;

    2. исследовательский проект «Удовлетворенность сотрудников УДОДиМ условиями трудовой деятельности».


Для более глубокого и целостного понимания процесса научно-исследовательского сопровождения деятельности УДОДиМ авторы-составители считают необходимым раскрыть цели, задачи, принципы и этапы реализации данного сопровождения, а также описать необходимое ресурсное обеспечение, возможные факторы риска, критерии и индикаторы оценки результативности научно-исследовательского сопровождения.
Цели и задачи реализации научно-исследовательского сопровождения деятельности УДОДиМ
Целью научно-исследовательского сопровождения деятельности УДОДиМ является получение достоверной эмпирической информации, необходимой для эффективной реализации основных направлений деятельности.

Достижение этой цели осуществляется путём решения следующих задач:

  1. изучение социального заказа на услуги дополнительного образования;

  2. изучение проблем развития системы дополнительного образования и государственной молодёжной политики;

  3. изучение мотивации работников УДОДиМ и предпочитаемых методов стимулирования;

  4. изучение удовлетворённости педагогов и сотрудников УДОДиМ содержанием и условиями труда;

  5. изучение становления личности и развития психических функций воспитанников УДОДиМ;

  6. изучение мотивации воспитанников УДОДиМ;

  7. изучение удовлетворённости потребителей качеством образовательных услуг;

  8. изучение удовлетворённости качеством реализации молодёжных проектов и программ сферы государственной молодёжной политики.

Целевая группа: воспитанники и родители воспитанников УДОДиМ, молодежь, участвующая в областных молодежных проектах и программ, а также сотрудники УДОДиМ (педагогический состав, специалисты сферы государственной молодёжной политики, специалисты служб).

Функции научно-исследовательского сопровождения:

    1. аналитическое обеспечение принятия управленческих решений, касающихся перспектив развития УДОДиМ;

    2. аналитическое сопровождение руководителей по вопросам управления качеством обучения воспитанников, работы с родителями воспитанников УДОДиМ;

    3. аналитическое сопровождение руководителей по вопросам управления качеством организации мероприятий, реализуемых в рамках молодежных проектов и программ сферы государственной молодёжной политики;

    4. создание условий для самооценки, самоанализа профессиональной компетентности и роста каждого педагогического работника и специалиста по реализации молодежных проектов и программ сферы государственной молодёжной политики;

    5. обеспечение внешних пользователей (представителей исполнительной и законодательной власти, представителей общественных организаций и СМИ, потребителей, широкой общественности) информацией о результатах научно-исследовательского сопровождения деятельности УДОДиМ (если представленная информация не может быть использована в ущерб заказчику или участнику исследования), а также информацией об оценке потребителями качества выполняемых государственных услуг.



Принципы реализации научно-исследовательского сопровождения деятельности УДОДиМ
Научно-исследовательское сопровождение деятельности УДОДиМ, в целом, и отдельные мероприятия, проводимые в ее рамках, отвечают общим принципам организации научно-исследовательской деятельности.

  1. Принцип прозрачности заключается в открытости деятельности специалистов, осуществляющих научно-исследовательское сопровождение, и доступности результатов исследований, за исключением тех случаев, когда это может быть использовано в ущерб заказчику или участнику исследования.

  2. Принцип беспристрастности заключается в предоставлении информации, полученной в ходе исследований, без искажений и в полном объеме.

  3. Принцип актуальности: при разработке исследования специалисты учитывают актуальные потребности и проблемы, существующие в УДОДиМ в конкретный момент времени.

  4. Принцип авторства заключается в недопустимости обнародования (публикация, устное разглашение) результатов исследования и авторских методик без согласия специалистов, осуществляющих научно-исследовательское сопровождение, и упоминания авторства.

  5. Принцип инструментальности заключается в использовании эффективных, современных и соответствующих целям исследования методик.

  6. Принцип сотрудничества заключается в своевременном и беспрепятственном обмене необходимой информацией между специалистами, осуществляющими научно-исследовательское сопровождение, и отделениями, службами, отделами УДОДиМ, за исключением тех случаев, когда заказчик заявляет свои права на секретность информации.

Этапы реализации научно-исследовательского сопровождения деятельности УДОДиМ
Этапы реализации научно-исследовательского сопровождения деятельности УДОДиМ соотносятся с этапами и процедурами проведения исследований, реализуемых в рамках представленных трех направлений. Процедуры могут различаться при проведении социологических и психодиагностических исследований. В общем виде этапы и процедуры проведения исследования можно отобразить в табличной форме.

Таблица 1

Этапы проведения исследования

Этапы

Процедуры

  1. Подготовительный этап

  • предварительное знакомство с объектом исследования;

  • составление программы исследования:

методологическая часть программы:

- описание актуальности исследования;

- обозначение объекта и предмета исследования;

- постановка цели и задач исследования;

- интерпретация основных понятий;

- формулировка гипотезы.

методико-процедурная часть программы:

- определение методологического плана исследования (методы, методики);

- определение рабочего плана исследования;

- построение выборки исследования.

  • разработка методики исследования;

  • экспертиза.

  1. Оперативный этап сбора данных

  • подготовка условий для проведения полевых работ;

  • сбор информации по разработанной методике;

  • контроль за ходом выполнения требований методики.

  1. Результирующий этап исследования

  • сбор материалов, проверка их заполнения;

  • статистическая обработка данных;

  • логический анализ данных;

  • составление итогового отчета и предоставление его заказчику.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическое пособие для заместителей директоров по учебно-воспитательной работе, методистов учреждений дополнительного образования iconПрактическое пособие для педагогов дополнительного образования учреждений...
Данное издание предназначено для нескольких категорий специалистов системы дополнительного образования детей: педагогов дополнительного...
Методическое пособие для заместителей директоров по учебно-воспитательной работе, методистов учреждений дополнительного образования iconМетодическое пособие самара 2010 Центр профессионального образования Самарской области
Методическое пособие предназначено для педагогических работников образовательных учреждений всех типов: заместителей директора по...
Методическое пособие для заместителей директоров по учебно-воспитательной работе, методистов учреждений дополнительного образования iconМетодические рекомендации Азбука методической работы: планирование, формы и методы работы
Рекомендации предназначены для заместителей директоров по учебно воспитательной работе, заместителей директоров по научно – методической...
Методическое пособие для заместителей директоров по учебно-воспитательной работе, методистов учреждений дополнительного образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ддт им. В. П. Чкалова и предназначен для руководителей оу, заместителей директоров по воспитательной работе, классных руководителей,...
Методическое пособие для заместителей директоров по учебно-воспитательной работе, методистов учреждений дополнительного образования iconГосударственное учреждение «Областной молодежный центр»
Сборник предназначен для директоров, заместителей директоров по воспитательной работе, старшим
Методическое пособие для заместителей директоров по учебно-воспитательной работе, методистов учреждений дополнительного образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Информационный методический центр» подготовлена программа, на основании которой состоялось заседание методического совета, 24 заседания...
Методическое пособие для заместителей директоров по учебно-воспитательной работе, методистов учреждений дополнительного образования iconГу «отдел образования акимата города костаная»
Материалы виртуального семинара для заместителей директоров по воспитательной работе
Методическое пособие для заместителей директоров по учебно-воспитательной работе, методистов учреждений дополнительного образования iconНовиков В. С. Психолого педагогико подготовка заместителей директоров...
Обстоятельства, подлежащие доказыванию при расследовании грабежей и разбойных нападений
Методическое пособие для заместителей директоров по учебно-воспитательной работе, методистов учреждений дополнительного образования iconГу «отдел образования акимата города костаная» Тәрбие жұмысы және...
Материалы виртуального семинара для заместителей директоров по воспитательной работе
Методическое пособие для заместителей директоров по учебно-воспитательной работе, методистов учреждений дополнительного образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методические рекомендации предназначены для заместителей директоров образовательных учреждений по воспитательной работе, классных...
Методическое пособие для заместителей директоров по учебно-воспитательной работе, методистов учреждений дополнительного образования iconМетодические рекомендации по формированию портфолио обучающегося Ставрополь 2012
Методические рекомендации предназначены для широкого круга практических работников системы начального и среднего профессионального...
Методическое пособие для заместителей директоров по учебно-воспитательной работе, методистов учреждений дополнительного образования iconПлан совещания заместителей директоров школ по воспитательной работе...
Обеспечение преемственности воспитательной деятельности в условиях реализации фгос
Методическое пособие для заместителей директоров по учебно-воспитательной работе, методистов учреждений дополнительного образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методические рекомендации предназначены для заместителей директоров образовательных учреждений по воспитательной работе, классных...
Методическое пособие для заместителей директоров по учебно-воспитательной работе, методистов учреждений дополнительного образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Сыны Отечества» может быть использована педагогами-организаторами, заместителями директоров по воспитательной работе, старшими вожатыми,...
Методическое пособие для заместителей директоров по учебно-воспитательной работе, методистов учреждений дополнительного образования iconУчебно-методическое пособие для студентов и методистов по практике факультета психологии
Рекомендовано к изданию Учебно-методическим советом Балашовского филиала Саратовского государственного университета
Методическое пособие для заместителей директоров по учебно-воспитательной работе, методистов учреждений дополнительного образования iconПлан конспект открытого урока по изобразительному искусству в 4 а...
Каждый народ земли – художник'': возродить в детях познавательный интерес, любовь к искусству, патриотизм; возвеличить то, что нас...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск