Новиков В. С. Психолого педагогико подготовка заместителей директоров по безопасности образовательных учреждений к действиям в чрезвычайных ситуациях криминального характера учебно методическое пособие





НазваниеНовиков В. С. Психолого педагогико подготовка заместителей директоров по безопасности образовательных учреждений к действиям в чрезвычайных ситуациях криминального характера учебно методическое пособие
страница1/27
Дата публикации19.06.2013
Размер4.11 Mb.
ТипМетодическое пособие
100-bal.ru > Право > Методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27



Новиков В.С.
ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИКО ПОДГОТОВКА ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ ДИРЕКТОРОВ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ К ДЕЙСТВИЯМ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ КРИМИНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА

Учебно - методическое пособие


Москва 2012


Учебно - методическое пособие адресована работникам образовательных учреждений, слушателям курсов системы повышения квалификации и переподготовки работников образования Московской области, а также всем гражданам РФ.


© Новиков В.С., 2012

ВВЕДЕНИЕ
АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. Мы все знаем, что часть 1 статьи 24 Федерального закона РФ «Об оружии» разрешает заместителям директоров по безопасности образовательных учреждений применять гражданское огнестрельное оружие ограниченного поражения (далее – огнестрельное оружие) в чрезвычайных ситуациях криминального характера.

Часть 1 статьи 24 Федерального закона (далее – ФЗ) РФ «Об оружии» существенно ущемляет конституционные права заместителей директоров по безопасности образовательных учреждений (далее – граждан), поэтому автор решил раскрыть содержание чрезвычайных ситуаций криминального характера с учетом особенностей и специфики общественно – полезной деятельности граждан. Эмпирического материала и теоретических работ по данной проблематике еще недостаточно. Многие проблемы криминального характера, имеющие практическую значимость не получили должного научного освещения в учебниках по данной проблематике.

Обобщая изложенное, можно сформулировать вывод, что выбор темы исследования обусловлен как ее недостаточной теоретической разработкой, так и практической значимостью этой проблемы, а именно, научно – методическое обеспечение рассматриваемой социально полезной деятельности граждан РФ не отвечает современным потребностям практики и обусловило выбор темы исследования.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ. Общественные отношения, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение и прекращение уголовно – правовых отношений, когда заместители директоров по безопасности образовательных учреждений находятся в состоянии необходимой обороны, причинения вреда при задержании лица, совершившего преступление, крайней необходимости и при этом решают задачи комплексной безопасности в образовательных учреждениях.

ПРЕДМЕТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ являются:

а) статья 45 Конституции РФ, ст. 37, 38 и 39 УК РФ и статья 24 ФЗ РФ «Об оружии»;

б) научные и учебно – методические работы;

в) судебная практика по данной проблематике;

г) правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях криминального характера;

д) конституционно-правовые нормы, административно-правовые нормы, гражданско-правовые нормы, нормы трудового права, уголовно-правовые нормы, регламентирующие профессиональную деятельность заместителей директоров по безопасности образовательных учреждений при решении задач комплексной безопасности МОУ – СОШ.

ИСХОДНАЯ ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ. Правомерность применения физической силы, гражданского оружия, служебного оружия, боевого ручного стрелкового оружия и холодного оружия (далее – применение силы) прямо пропорциональны уровню профессионального мастерства граждан к действиям в чрезвычайных ситуациях криминального характера.

ЧАСТНЫЕ ГИПОТЕЗЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

а) динамика чрезвычайных ситуаций криминального характера находится в прямой зависимости от уровня профессионального мастерства граждан к действиям по данной тематике;

б) статья 45 Конституции РФ, статьи 37, 38 и 39 УК РФ и статья 24 ФЗ РФ «Об оружии» находятся в тесной диалектической взаимозависимости и взаимосвязи между собой. Суды при уголовно – правовой оценке применения силы гражданами, в конечном счете, руководствуются статьями 37, 38 и 39 УК РФ и судебной практикой по данной проблематике, а не ФЗ РФ «Об оружии», который регламентирует только последовательность юридически обязательных решений и действий граждан, когда они находятся в состоянии необходимой обороны, причинения вреда при задержании лица, совершившего преступление, и крайней необходимости;

в) процесс подготовки граждан к действиям в чрезвычайных ситуациях криминального характера – это не только цель, но и одно из основных направлений повышения гарантий личной безопасности граждан и обучающихся образовательных учреждений.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. Разработать правила безопасного поведения граждан в чрезвычайных ситуациях криминального характера и систему предложений правового характера, направленных на развитие теории и практики правомерного применения силы гражданами в чрезвычайных ситуациях криминального характера, чтобы не стать жертвой криминального конфликта и на повышение эффективности борьбы с преступностью в РФ, а также локальные нормативные акты по проблематике комплексной безопасности образовательных учреждений.

ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЭТОЙ ЦЕЛИ В РАБОТЕ ПРЕДПРИНЯТЫ ПОПЫТКИ РЕШЕНИЯ СЛЕДУЮЩИХ ОСНОВНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ:

- изучить правила безопасного поведения граждан в чрезвычайных ситуациях криминального характера;

- проанализировать научные и учебно – методические работы по данной проблематике;

- проанализировать конституционно-правовые нормы, административно-правовые нормы, гражданско-правовые нормы, нормы трудового права, уголовно-правовые нормы, регламентирующие профессиональную деятельность заместителей директоров по безопасности образовательных учреждений при решении задач комплексной безопасности МОУ – СОШ;

- проанализировать статью 45 Конституции РФ, статью 38 УК РФ, статью 24 ФЗ РФ «Об оружии» и судебную практику по данной проблематике;

- раскрыть юридические основания, порядок, цель, юридические условия правомерности для чрезвычайных ситуаций криминального характера;

- сформулировать предложения по совершенствованию норм права, регламентирующих правовой режим применения силы в чрезвычайных ситуациях криминального характера;

- разработать алгоритм безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях криминального характера;

- разработать локальные нормативные акты, регламентирующие комплексную безопасность образовательных учреждений.

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Основным методом сбора информации и методом познания проблемы исследования являются всеобщий универсальный метод познания – материалистическая диалектика. Для проверки гипотез, реализации цели и основных задач исследования использовался комплекс методов: анкетный опрос граждан РФ, экспертный опрос сотрудников правоохранительных органов, заместителей директоров по безопасности образовательных учреждений, статистический метод, анализ документов, интервью, включенное наблюдение, сравнительно – правовой метод, формально – юридический метод, метод решения конкретных юридических конфликтов.

В процессе исследования рассматриваемая в работе проблема освещается с учетом достижений таких наук, как ОБЖ, БЖД, уголовное право, криминология, административное право, уголовное право, конституционное право, трудовое право.

ЭМПИРИЧЕСКУЮ БАЗУ ИССЛЕДОВАНИЯ СОСТАВЛЯЮТ данные официальной статистики, система профессионального обучения граждан к действиям в чрезвычайных ситуациях криминального характера, научная и учебно – методическая литература по проблематике исследования, материалы судебной практики по тематике исследования, данные, полученные методом включенного наблюдения при решении задач комплексной безопасности образовательных учреждений заместителями директоров по безопасности.

НОРМАТИВНУЮ БАЗУ ИССЛЕДОВАНИЯ СОСТАВИЛИ статья 45 Конституции РФ, статья 37, 38 и 39 УК РФ, статья 24 ФЗ РФ «Об оружии», конституционно-правовые нормы, административно-правовые нормы, гражданско-правовые нормы, нормы трудового права, уголовно-правовые нормы, регламентирующие профессиональную деятельность заместителей директоров по безопасности образовательных учреждений при решении задач комплексной безопасности МОУ – СОШ.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ состоит в том, что впервые раскрываются юридические основания, порядок, цель и юридические условия правомерности применения силы гражданами в чрезвычайных ситуациях криминального характера.

Разработан проект новой редакции статьи 37, 38 и 39 УК РФ, статьи 24, 241, 24 2 ФЗ РФ «Об оружии» и проект Федерального закона РФ

«О заместителях директоров по организации безопасности образовательных учреждений»

В научный оборот вводятся понятия по исследуемой проблематике на основе нового нормативного и эмпирического материала.

Разработал авторскую программу, лекции и учебно- методические материалы по курсу «Профессионально-психологическая подготовка замести-

тилей директоров по безопасности образовательных учреждений к действиям в чрезвычайных ситуациях криминального характера».

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ заключается в том, что впервые раскрыты юридические основания, порядок, цель и юридические условия правомерности для чрезвычайных ситуаций криминального характера, а также глубоко проанализированы основные меры и мероприятия комплексной безопасности, которые проводятся заместителями директоров по безопасности в образовательных учреждениях.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы:

а) в законотворческой деятельности по совершенствованию действующего законодательства РФ по теме исследования;

б) в правоохранительной деятельности при уголовно – правовой оценке фактов применения силы гражданами в чрезвычайных ситуациях криминального характера;

в) в педагогической деятельности в образовательных учреждениях в процессе преподавания курса ОБЖ (Тема 1.2. Правила безопасного поведения граждан в чрезвычайных ситуациях криминального характера), на фа- культете профессиональной переподготовки работников образования ГОУ ПА по программе «Комплексная безопасность образовательного учреждения». ;

г) в научно – исследовательской работе при дальнейшей разработке чрезвычайных ситуаций криминального характера;

д) при разработке методических рекомендаций по вопросам профессионально – психологической подготовки граждан к действиям в чрезвычайных ситуациях криминального характера;

е) при подготовке рабочих учебных программ, тематических планов, учебно – методических материалов, лекций, учебных пособий и учебников по курсу «ОБЖ»;

ж) при подготовке справочных и методических материалов по проблемам применения силы в чрезвычайных ситуациях криминального характера.

АПРОБАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ И ВНЕДРЕНИЕ.

Общие выводы, предложения и рекомендации изложены автором в лекциях, учебных пособиях, учебно-методических пособиях, в научных статьях, в монографиях, учебном плане, учебно-тематеческом плане, учебной программе повышения квалификации педагогических и руководящих работников «Профессионально-психологическая подготовка заместителей директоров по безопасности к действиям в чрезвычайных ситуациях криминального характера». Предложения, рекомендации, выводы используются при преподавании курса «Комплексная безопасность образовательного учреждения в современных условиях.»

Апробация результатов исследования выразилась в подготовке автором проекта Федерального закона РФ « О заместителях директоров по организации безопасности образовательных учреждений», который в установленном порядке направлен в Государственную Думу Федерального Собрания РФ.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивались комплексным применением различных методов исследования.

СТРУКТУРА И ОБЪЕМ РАБОТЫ. Работа состоит из 3 глав, 13 параграфов, введения, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Глава 1. Концепция педагогической подготовки заместителей директоров по безопасности образовательных учреждений


    1. ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ПЕДАГОГИКИ

При изучении педагогики, как и любой другой науки, целесообразно прежде всего познать понятие её объекта и предмета.

Объектом педагогики является педагогический процесс, протекающий в объектных, субъектных и обстановочных психолого - педагогических условиях, в которых проявляют себя в диалектическом единстве и взаимосвязи все категории педагогики.

Субъект педагогического процесса: в высших и средних профессиональных образовательных учреждениях - это преподаватель /педагог/,а в практических органах – руководитель коллектива.

Объект - субъект педагогического процесса: в образовательных учреждениях России часто в качестве объекта выступают слушатели при коллективном и групповом традиционном обучении; они же являются субъектом учебно-воспитательного процесса в период учения, осуществляя при этом целеноправленное самостоятельное изучение программного материала, которое наиболее характерно при организации индивидуального обучения и экстерната1.

Предметом педагогики являются законы и закономерности педагогического процесса в образовательных учреждениях России, которые профессорско-преподавательский состав должен знать, чтобы педагогически и психологически грамотно реализовать социальный заказ государства.

Цель педагогики - подготовка в образовательных учреждениях России специалистов в соответствии с социальным заказом государства, а также с учетом экономических, политических условий развития общества и криминогенной ситуации в России.

Общие и частные задачи педагогики призваны совершенствовать педагогический процесс с учетом потребностей профессиональной деятельности заместителей директоров по безопасности образовательного учреждения, проводить исследования с целью выявить и внедрить в педагогический процесс новые формы и методы обучения, воспитания и развития обучаемых в образовательных учреждениях России, разработать /предметные/ квалификационные характеристики специалистов –выпускников, совершенствовать общие и частные методики преподавания учебных дисциплин и т.п. с учетом профессиональной деятельности будущих специалистов-выпускников конкретного образовательного учреждения России.

Основными категориями педагогики являются такие понятия как педагогика, воспитание, самовоспитание, образование, самообразование, обучение, учение /самообучение/, развитие, саморазвитие и педагогический процесс.

Педагогика - синтез теоретических и прикладных наук, изучающих законы и закономерности формирования и развития психики личности обучаемых /в процессе обучения, воспитания и развития/ в конкретных образовательных учреждениях России, а также объектных, субъектных и обстановочных психолого-педагогических условиях.

Воспитание - сознательное, целенаправленное, планомерное, систематическое, комплексное, системное и т.п. влияние макросреды, микросреды и в первую очередь ближайшего социального окружения на развитие и формирование психики личности обучаемого в образовательных учреждениях России.

Самообразование – самопознание и самосовершенствование /пределов самосовершенствования психологической структуры своей личности в целях самостоятельного добывания знаний, формирования у себя навыков, умений, профессионально – деловых качеств, профессиональных привычек, психологической устойчивости, психологических установок, индивидуальной профессиональной концепции, накопления опыта борьбы с правонарушителями в ОУ необходимого для психологически грамотного решения задач комплексной безопасности образовательного учреждения.

Самовоспитание - самопознание и самосовершенствование психологической структуры своей личности в образовательных учреждениях России, на КПК, в библиотеках, при решении задач комплексной безопасности ОУ и т.п., чтобы реализовать личную программу саморазвития.

Образование – процесс и результат добывания и усвоения системы профессионально –психологических знаний, а потом перевод этой системы знаний в систему действий в образовательных учреждениях России в соответствии с социальным заказом государства и квалификационной характеристикой выпускника конкретного образовательного учреждения.

Обучение – организованные в образовательных учреждениях России диалектически взаимосвязанные между собой как деятельность профессорско - преподавательского состава по передаче системы профессионально – психологических знаний и переводу этих знаний в систему действий, так и деятельность обучаемых по усвоению программного учебного материала и добыванию системы знаний, формированию навыков, умений и т.п., а также способы влияния обучающих на мотивационную сферу личности обучаемых.

Учение /самообучение/ - сознательная, планомерная, систематическая, целенаправленная и т.п. познавательная деятельность обучаемых, направленная на самостоятельное добывание системы знаний, формирование навыков, умений и т.п. в образовательных учреждениях РФ в целях последующего их применения в профессиональной деятельности при решении задач комплексной безопасности ОУ.

Развитие – процесс в результате развития и формирования психики обучаемых в их активной познавательной деятельности и в общении в конкретных объектных, субъектных, обстановочных психолого-педагогических условиях под влиянием педагогического процесса в образовательных учреждениях РФ, ближайшего социального окружения, микросреды, макросреды и т.п.

Педагогический процесс – синтезирующее понятие, которое призвано раскрыть содержание и сущность всех категорий педагогики, а также тесную диалектическую взаимосвязь и взаимозависимость между этими основными категориями педагогики.





ПЕДАГОГИКА



























ВОСПИТА-НИЕ

ПЛЮС ПРИУЧЕ-НИЕ



МИРОВОЗЗРЕНИЕ,ИДЕАЛЫ,ЦЕННОСТИ,ПРИНЦИПЫ,УБЕЖДЕНИЯ,МОТИВЫ,ПОТРЕБНОСТИ,БЛИЗКИЕ,СРЕДНИЕ И ДАЛЁКИЕ ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ЦЕЛИ И Т.П. – МОРАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА(формирование личности в соответствии с социальным заказом государств и квалификационной характеристикой выпускника образовательного учреждения)




САМОВОСПИ-ТАНИЕ














ОБРАЗО-

ВАНИЕ

ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ. ПРОФЕССИОНАЛЬНО – ДЕЛОВЫЕ КАЧЕСТВА, ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ, ПОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРИВЫЧКИ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ, ОПЫТ БОРЬБЫ С ПРАВОНАРУШЕНИЯМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОФЕССИНАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ – ПРОФЕССИОНАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РОССИИ.

САМООБРА-ЗОВАНИЕ













ОБУЧЕ- НИЕ

ЗВЕНЬЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ – это деятельность как обучаемого, так и обучаемых( педагогическое сотрудничество)

УЧЕНИЕ ИЛИ САМООБУЧЕНИЕ












РАЗВИТИЕ

Деятельность профессорско – педагогического состава и деятельность обучаемых

САМОРАЗВИ-ТИЕ



















ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

















Рис. 1. Основные категории педагогики.

1.2. ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАМЕСТИТЕЛЯ ДИРЕКТОРА ПО БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.

Психолого - педагогическая структура воспитательного общения условно состоит из следующих этапов:

- первая стадия - познание психологической структуры личности школьника, учителя (далее человека);

- вторая стадия – разработка близких, средних и далеких перспективных целей человека с учетом его ролевых ожиданий, доминирующих мотивов, потребностей , интересов и т.п. ;

- третья стадия - разработка сценария предстоящего воспитательного общения;

- четвертая стадия - планирование предстоящего воспитательного общения;

- пятая стадия - ориентировка заместителя директора по безопасности ОУ в ситуации воспитательного общения;

- шестая стадия - привлечение внимания к себе человека; - седьмая стадия - нейтрализация психологических барьеров и установление психологического контакта с человеком;

- восьмая стадия - психологическое воздействие на мотивационную сферу личности человека, которое обязательно должно сопровождаться системой образных «видений» и влиять на его сознание и чувства одновременно;

- девятая стадия - обратная связь, которая осуществляется при помощи социально-психологических механизмов взаимовосприятия /взаимопонимания/;

- десятая стадия - выход из воспитательного общения;

- одиннадцатая стадия - анализ этапов воспитательного взаимодействия и результатов влияния на мотивационную сферу личности человека.

Принципы воспитания – это научные педагогические положения, которые выражают характер требований к содержанию, формам и методам воспитания и помогают раскрыть возможности воспитательной работы, осуществляемой в духе передовых общественных идеалов, норм морали, целей и задач профессиональной деятельности2

Принципы воспитания:

- связь воспитательного общения с реальной жизнью и профессиональной деятельностью заместителя директора по безопасности ОУ и человека;

- опора на положительные качества и подструктуру направленности личности человека;

– целеноправленность воспитательного влияния на мотивационную сферу личности;

- воспитание в макросреде, микросреде и в первую очередь через ближайший социальный круг общения человека;

- единство, диалектическая взаимосвязь и взаимозависимость между воспитанием и самовоспитанием;

- требовательность и уважение личного достоинства человека;

- индивидуальный подход в воспитании человека;

- единства требовательности в процессе руководства, воспитания, обучения и развития человека.

Основные методы психолого – педагогического влияния на психику человека – требование, перспектива, поощрение и наказание, общественное мнение.

Требование – стимулирование позитивных и торможение негативных деяний обучаемых путём проявления заместителя директора по безопасности ОУ личного отношения к ним в процессе руководства обучения , воспитания и развития.

С.Л. Рубинштейн утверждал, что “тот, кто хочет исправлять недостатки человека, должен искать и его достоинства, те свойства его, которые могут быть обращены в достоинства при надлежащем направлении заключённых в нём сил… Вступая в борьбу с недостатками человека, надо искать себе союзников в нём самом.”.3

Перспектива – воздействие на мотивационную сферу личности человека, путём выдвижения перед ними увлекательных близких, средних и далёких перспективных целей.

Требования заместителя директора по безопасности могут быть непосредственными, когда заместитель директора по безопасности ОУ лично влияет на психику обучаемого и опосредованными. Выбор форм требования зависит от :

- ситуации взаимодействия / содействие, сотрудничество , конфликт со строгим соперничеством/;

- авторитета заместителя директора по безопасности ОУ, его формального социального статуса и формальной социальной роли;

-авторитета обучаемого , его формального и неформального статуса и формальной и неформальной социальной роли;

- объектных, субъектных, обстановочных юридических и психологических условий;

- отношения обучаемого к заместителю директора по безопасности ОУ;

- отношения обучаемого к той деятельности, на которую мотивирует заместитель директора по безопасности ОУ и т. п.

В процессе общения заместитель директора по безопасности ОУ должен проявлять как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к его личному достоинству, а так же учитывать его возрастные и индивидуально –психологические особенности.

Требование является прямым, когда обращение заместителя директора по безопасности ОУ содержит решительные, настойчивые, чёткие и конкретные задания – целевой инструктаж, который алгоритмизируют, конкретизируют, детализируют и т. п. решения и действия/линию поведения/ человека в коллективе.

Прямое требование должно побуждать к чётким, однозначным и совершенно определённым деяниям человека. Прямое требование сливается с целевым инструктажем, поэтому прямое требование заместителя директора по безопасности ОУ обязательно должно быть выполнено человеком.

Выполнение каждого нового требования как бы увеличивает силу психологического воздействия на психику человека и увеличивает эффективность последующих прямых и косвенных требований заместителя директора по безопасности ОУ.

И наоборот, каждое невыполненное прямое или косвенное требование снижает эффективность и результативность последующих требований заместителя директора по безопасности образовательного учреждения.

Применяя прямые и косвенные требования, заместитель директора по безопасности ОУ формирует целесообразные деловые взаимоотношения с обучаемыми и одновременно приучает решать творчески задачи комплексной безопасности образовательного учреждения.

Косвенные требования условно разделены на три группы:

- требования, формирующие положительные эмоции у обучаемого;

- требования, формирующие отрицательные эмоции у обучаемого;

- требования, адекватно понимаемые обучаемыми.

Для отграничения этих косвенных требований мы используем такой психологический фактор, как отношение заместителя директора по безопасности ОУ к человеку.Эти отношения заместителя директора по безопасности ОУ к обучаемому могут быть условно разделены на :

- положительные

- отрицательные

- нейтральные

Соответственно выделяют положительные требования ( просьба, доверие, одобрение), нейтральные требования ( совет , намёк, условное требование и требование в игровой форме) , и отрицательные требования ( осуждения, выражения недоверия, угроза).

В общении должны доминировать положительные требования (требования формирующие положительные эмоции у обучаемого) , так как эти требования рождают симпатию у обучаемого, поэтому они уважают заместителя директора по безопасности ОУ, если он не злоупотребляет отрицательными требованиями. Однако выбор этих или иных форм требований не зависит от заместителя директора по безопасности ОУ , а определяется объектными, субъектными, обстановочными , юридическими и психологическими условиями, в которых решаются задачи комплексной безопасности образовательного учреждения.

Заместителю директора по безопасности ОУ надо уметь формировать близкие, средние и далёкие перспективные цели, так как перспектива – инструмент рефлексивного управления процессом воспитания. Для этого заместитель директора по безопасности ОУ должен уметь разработать близкие, средние и далёкие перспективные цели, которые затрагивали бы доминирующие мотивы, потребности , интересы, желания и т.п. личности конкретного человека. С помощью близких, средних и далёких перспективных целей социально полезная деятельность человека становиться целеустремлённой и рефлексивно управляемой.

Близкие , средние и далёкие перспективные цели должны быть ” включены” в мотивационную сферу личности человека. При этом заместитель директора по безопасности ОУ должен формировать и развивать доминирующие потребности человека в соответствии с целями и задачами, т.е. разработанные заместителем директора по безопасности ОУ близкие, средние и далёкие перспективные цели человека должны стать его перспективой.

Существуют два основных метода разработки и формирования близких, средних и далёких перспективных целей (перспектив) человека:

- заместитель директора по безопасности самостоятельно разрабатывает перспективу для конкретного человека, которая должна сопровождаться системой образных”видений” близких, средних и далёких перспективных целей - образец перспектива для конкретного человека;

- заместитель директора по безопасности должен понять, познать, послушать, посочувствовать и посодействовать человеку в разработке выдвинутой и разработанной самостоятельно человеком перспективы, которая направлена на борьбу с нарушениями в образовательном учреждении.

Управлять человеком – это значит создать каждому человеку самые благоприятные условия для наилучшего выполнения им своей социальной роли … нужно прежде всего обеспечить его адаптацию, “вписанность” в социальный коллектив.

… Управление человеком выступает как управление условиями, в которых он трудиться4

Принципы обучения – это научные педагогические положения, которые отражают протекание объективных, субъектных и обстановочных условий педагогической деятельности и определяют деятельность преподавателя по вооружению слушателей системой научных знаний и переводу этой системы научных знаний в систему действий.

В процессе обучения граждан заместитель директора по безопасности ОУ должен уметь реализовать нижеуказанные дидактические принципы.




П – профессионально Н – научность и целеустремлённость

П – прикладная обучения;

Н – направленность обучения

/ максимальное соответствие О – опоры на подструктуру опыта обучения условиям ………. личности гражданина;

предстоящей деятельности граждан в В – воспитывающего обучения;

чрезвычайных ситуациях ( ЧС) / И – индивидуальный и

дифференцированный подход

к личности гражданина;

Н – наглядности, надёжности и ………………………………………………………прочности усвоения знаний

К – комплексность, ………………………………………………………конспиративность,

плановость обучения

А – активности граждан и ……………………………………………………….активизации

их положительных качеств
Заместитель директора по безопасности ОУ должен учитывать следующие особенности при реализации принципов воспитания и обучения:

- знания, навыки и умения, которые добывают и формируют граждан , позволяют им выжить в чрезвычайных ситуациях.

- одиннадцатиклассники – люди взрослые, которые имеют уже определённый опыт, знания выживать в ЧС и т.п. , которые должен учитывать заместитель директора по безопасности ОУ в процессе руководства, обучения, развития и воспитания;

- одиннадцатиклассники уже имеют неверные представления, понятия убеждения ( житейские знания), а не научные знания, поэтому их обучение связано с переучиванием, переубеждением и т.п.

1.3. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ ДИРЕКТОРОВ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ОУ.

Формы обучения – это устойчивые организационные и временные компоненты учебно – воспитательного процесса, в рамках которых осуществляются основные виды педагогической деятельности5

В настоящее время в образовательных учреждениях России применяются следующие формы обучения (виды занятий): лекция, самостоятельная подготовка, семинар, практическое занятие, игра , учения, собеседование, консультация ,зачёт, экзамен, конференция, стажировка, дипломное /курсовое) проектирование, учебная педагогическая практика, экскурсия, синтез форм обучения.



ВИДЫ ЛЕКЦИЙ

Вводная лекция




Установочная лекция

Лекция беседа

Академическая лекция

Лекция спецкурса

Обзорная лекция

Итоговая лекция

Лекция двух преподавателей

Лекция с ошибками

Лекция с использованием различных видов наглядности

Лекция - ответы лектора на письменные вопросы обучаемых



Рис.2. Разновидности лекций.
Лекция – доминирующая форма обучения. Выделяют несколько разновидностей лекции как формы обучения.

Вводная лекция. Лекция призвана раскрыть основные цели и задачи курса, его роль и место в системе учебных дисциплин, которые преподаются в образовательном учреждении России. Далее лектор должен раскрыть кратко весь курс , чтобы создать у обучаемых общее представление о дисциплине. Поэтому лекция читается профессорами и доцентами.

Установочная лекция. Данная разновидность лекции проводится на установочных сборах слушателей, обучающихся заочно. Задача лектора – дать обучаемым психологические установки, чтобы они имели реальную возможность самостоятельно усвоить программный материал по учебной дисциплине.

Лекция беседа. Вид занятия – это лекция, а метод обучения беседа, которая призвана установить психологическую готовность обучаемых к условию программного учебного материала по конкретной теме. При этом обучаемые отвечают на вопросы лектора с места, чтобы съэкономить время и выяснить их мнение, а так же вовлечь их в диалог.

Академическая (“базисная”) лекция. Цель лектора дать обучаемым систему научных знаний по конкретной теме и развивать у них рефлексивное мышление. Методика чтения лекции: чёткий план, чёткая структура лекции, подведение итогов в конце вопросов, всей лекции и так далее.

Лекция спец курса ( межпредметная лекция). Лекция применяется при изучении обучаемыми спецкурсов, н-р, курс “Профессионально – психологическая подготовка заместителей директоров по безопасности образовательных учреждений к применению гражданского огнестрельного оружия ограниченного поражения ”. Цель лектора синтезировать знания по международному праву, по конституционному праву, по уголовному праву, по административному праву, по юридической психологии, чтобы создать условия для перевода системы профессионально – психологических знаний в систему психолого – педагогических грамотных действий. При этом лектор должен раскрыть междисциплинарные связи спец курса «Профессионально – психологическая подготовка заместителей директоров по безопасности образовательных учреждений к применению гражданского огнестрельного оружия ограниченного поражения» с вышеуказанными науками.

Обзорная лекция ( лекция - консультация). Лекция читается перед экзаменами и зачётами, поэтому лектор должен обобщить и систематизировать профессионально - психологические знания по учебной дисциплине, а также дать обучаемым психологические установки, чтобы они имели реальную возможность во время подготовки к экзаменам (зачётам), самостоятельно усвоить программный учебный материал по курсу и успешно сдать экзаменационную сессию.

Итоговая (заключительная) лекция. Это последняя лекция по учебной дисциплине, которая призвана формировать у обучаемых желание продолжать самостоятельно добывать систему профессионально – психологических знаний и систематически их переводить в систему действий при решении задач комплексной безопасности образовательного учреждения, т.е. не успокаиваться на достигнутом уровне знаний.

Лекция двух преподавателей. Два лектора создают проблемную ситуацию, чтобы вовлечь обучаемых в диалог, побудить их к поиску решения проблемы, формировать у них желание высказывать свою точку зрения и задавать вопросы.

Лекция с ошибками. Лекция с ошибками призвана развивать у обучаемых внимательность, рефлексивное мышление, умение длительное время концентрировать непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание, а также умение выступать в роли экспертов, так как они должны фиксировать все ошибки на полях по ходу лекции. Разбор заранее запланированных ошибок обучаемыми проводится в начале семинарского занятия.

Лекция с использованием различных видов наглядности. В зависимости от учебного материала профессорско – преподавательским составом образовательных учреждений России используются различные виды наглядности:

- предметная наглядность, например показ обучаемым гражданского огнестрельного оружия ограниченного поражения;

- изобразительная наглядность, например, преподаватели непосредственно на лекции используют классную доску для вычерчивания таблиц, рисунков, схем, алгоритмов и т. п.;

- словесно – образная наглядность, например , при розыске скрывшихся преступников используется методика”словесного портрета” , чтобы создать у сотрудников полиции мысленный образ разыскиваемого;

- действительная (практическая) наглядность, например, преподаватель на лекции показывает обучаемым как искусственно создать объектные, субъектные, обстановочные психологические условия для доверительной зоны общения. При этом преподаватели используют следующие формы наглядности:

а) натуральные, например, показ обучаемым гражданского оружия ограниченного поражения на лекции по огневой подготовке;

б) изобразительные, например, обучаемые на занятиях по физической подготовке используют макеты оружия;

в) символические, например, таблицы, рисунки и т.п.

Цель лектора - комментировать плакаты, схемы, таблицы, слайды, кинофильмы и т.п. при чтении лекции с использованием различных видов наглядности, т.е. на лекции реализуется принцип наглядности обучения в течении 90 минут.

Лекция – ответы лектора на письменные вопросы обучаемых. Преподаватель объясняет тему лекции, ставит цели лекции, обозначает место лекции в курсе, вызывает у них интерес к теме лекции, а потом просит обучаемых в течении пяти минут задавать ему письменные вопросы по теме лекции. Потом преподаватель в течении 5 минут синтезирует письменные вопросы обучаемых по их содержанию на учебные вопросы. Объявляет план лекции и начинает лекцию с учётом интересов обучаемых.


РАЗНОВИДНОСТИ СЕМИНАРА

Семинар - беседа

Семинар - развёрнутая эвристическая беседа

Тематический семинар

Реферативный семинар

Семинар с докладом

Семинар - практикум

Монографический семинар

Межпредметный семинар

Проблемный семинар

Семинар - диспут

Конференция ( большой семинар)


Рис.3. Разновидности семинара как формы обучения.
В образовательных учреждениях России выделяют вышеуказанные разновидности семинара как формы обучения.

Семинар - беседа. Это семинар как форма обучения и беседа как метод обучения обучаемых. Цель преподавателя организовать диалог с обучаемым. Для этого преподаватель задаёт обучаемым открытые контактные вопросы, требующие трёх – пяти минутных выступлений. Цель семинара – приучить обучаемых выступать публично, познать их подструктуру направленности и подструктуру опыта личности.

Семинар - развёрнутая эвристическая беседа. Цель семинара обучить обучаемых рефлексивно рассуждать в процессе публичного выступления. Для этого преподаватель разбивает учебные вопросы , выносимые на обсуждение, на подвопросы с учётом особенностей и специфики профессиональной деятельности выпускников, требующие пяти – десятиминутных выступлений обучаемых.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Новиков В. С. Психолого педагогико подготовка заместителей директоров по безопасности образовательных учреждений к действиям в чрезвычайных ситуациях криминального характера учебно методическое пособие iconАнализ работы Государственного автономного образовательного учреждения...
С к действиям при чрезвычайных ситуациях, обучение способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие...
Новиков В. С. Психолого педагогико подготовка заместителей директоров по безопасности образовательных учреждений к действиям в чрезвычайных ситуациях криминального характера учебно методическое пособие iconРабочая программа по дисциплине сд. 23 Подготовка газодымозащитников
«Подготовка газодымозащитников» являются удовлетворение потребности студентов в углублении и расширении образования в сфере деятельности...
Новиков В. С. Психолого педагогико подготовка заместителей директоров по безопасности образовательных учреждений к действиям в чрезвычайных ситуациях криминального характера учебно методическое пособие iconМетодическое пособие для заместителей директоров по учебно-воспитательной...
Данное методическое пособие предназначено для руководителей учреждений дополнительного образования, а также специалистов, ведущих...
Новиков В. С. Психолого педагогико подготовка заместителей директоров по безопасности образовательных учреждений к действиям в чрезвычайных ситуациях криминального характера учебно методическое пособие icon«Действия сотрудников Службы в чрезвычайных ситуациях техногенного...
Ознакомить слушателей конкретным действиям по выживанию в экстремальных ситуациях, по охране жилища, мерам противодействия террористическим...
Новиков В. С. Психолого педагогико подготовка заместителей директоров по безопасности образовательных учреждений к действиям в чрезвычайных ситуациях криминального характера учебно методическое пособие iconАннотация дисциплины
Подготовка бакалавра к грамотным и целесообразным действиям в чрезвычайных ситуациях и при ликвидации их последствий
Новиков В. С. Психолого педагогико подготовка заместителей директоров по безопасности образовательных учреждений к действиям в чрезвычайных ситуациях криминального характера учебно методическое пособие iconМетодическое пособие самара 2010 Центр профессионального образования Самарской области
Методическое пособие предназначено для педагогических работников образовательных учреждений всех типов: заместителей директора по...
Новиков В. С. Психолого педагогико подготовка заместителей директоров по безопасности образовательных учреждений к действиям в чрезвычайных ситуациях криминального характера учебно методическое пособие iconУрока п п № уро ка по теме Тема урока
Характеристика чрезвычайных ситуаций природного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций природного характера. Общие сведения...
Новиков В. С. Психолого педагогико подготовка заместителей директоров по безопасности образовательных учреждений к действиям в чрезвычайных ситуациях криминального характера учебно методическое пособие iconУчебно-методическое пособие для образовательных учреждений Омск
К 61 Духовно-нравственная культура: учебно-методическое пособие для образовательных учреждений. – Омск : боудпо «ирооо», 2009. –...
Новиков В. С. Психолого педагогико подготовка заместителей директоров по безопасности образовательных учреждений к действиям в чрезвычайных ситуациях криминального характера учебно методическое пособие iconМетодические рекомендации Азбука методической работы: планирование, формы и методы работы
Рекомендации предназначены для заместителей директоров по учебно воспитательной работе, заместителей директоров по научно – методической...
Новиков В. С. Психолого педагогико подготовка заместителей директоров по безопасности образовательных учреждений к действиям в чрезвычайных ситуациях криминального характера учебно методическое пособие iconТема №1: "Обязанности производственного персонала и населения по...

Новиков В. С. Психолого педагогико подготовка заместителей директоров по безопасности образовательных учреждений к действиям в чрезвычайных ситуациях криминального характера учебно методическое пособие icon1. Цель и задачи освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф» (бжд и мк) является формирование культуры безопасности,...
Новиков В. С. Психолого педагогико подготовка заместителей директоров по безопасности образовательных учреждений к действиям в чрезвычайных ситуациях криминального характера учебно методическое пособие iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Информационный методический центр» подготовлена программа, на основании которой состоялось заседание методического совета, 24 заседания...
Новиков В. С. Психолого педагогико подготовка заместителей директоров по безопасности образовательных учреждений к действиям в чрезвычайных ситуациях криминального характера учебно методическое пособие iconУрок по курсу обж в 7 классе. Тема: «Чрезвычайные ситуации природного...
Тема: №5 «Действия работников организаций в чрезвычайных ситуациях техногенного характера»
Новиков В. С. Психолого педагогико подготовка заместителей директоров по безопасности образовательных учреждений к действиям в чрезвычайных ситуациях криминального характера учебно методическое пособие iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Администрации Новгородской области от 29. 12. 2007 №313 «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций»...
Новиков В. С. Психолого педагогико подготовка заместителей директоров по безопасности образовательных учреждений к действиям в чрезвычайных ситуациях криминального характера учебно методическое пособие iconПрактическое пособие для педагогов дополнительного образования учреждений...
Данное издание предназначено для нескольких категорий специалистов системы дополнительного образования детей: педагогов дополнительного...
Новиков В. С. Психолого педагогико подготовка заместителей директоров по безопасности образовательных учреждений к действиям в чрезвычайных ситуациях криминального характера учебно методическое пособие iconГосударственное учреждение «Областной молодежный центр»
Сборник предназначен для директоров, заместителей директоров по воспитательной работе, старшим


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск