Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/30
Дата публикации01.02.2014
Размер3.89 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30
Департамент образования администрации города Нижнего Новгорода

МБОУ ДОД Дворец детского (юношеского) творчества им. В.П. Чкалова

Городская научно-практическая лаборатория по проблемам

воспитания и семьи

ФГБОУ ВПО Нижегородский государственный педагогический университет им.К.Минина



Ключ

к

успеху

Современное гражданское воспитание учащихся

f:\программы\ключ к успеху\s69736619.jpg


г. Нижний Новгород

2013 год
Научно – методический сборник "Ключ к успеху. Современное гражданское воспитание учащихся" разработан в городской научно – практической лаборатории по проблемам воспитания и семьи ДДТ им.В.П.Чкалова и предназначен для руководителей ОУ, заместителей директоров по воспитательной работе, классных руководителей, учреждений дополнительного образования, воспитателей, педагогов, родителей.

В сборнике представлен инновационный опыт работы МБОУ по программно-методическому обеспечению деятельности классных руководителей, а также лучшие классные воспитательные системы победителей 13-го городского конкурса «Классный руководитель года».

Авторский коллектив: В.В.Николина, Н.Н.Белик, И.Э.Королева, О.В.Яцино, О.А.Кельчина, И.В.Константинова, Л.В.Виноградова, О.В.Земскова, Е.В.Кудакова, Н.А.Бучинская, О.Н.Спасская.

Научный редактор сборника В.В.Николина, доктор педагогических наук, профессор НГПУ им. К.Минина

Содержание




Призвание творить

4







Соловьева К., ученица 9б класса МБОУ СОШ № 154, победитель городского конкурса «Наш классный - самый творческий классный»







Современное гражданское воспитание учащихся

5







В.В.Николина, д.п.н., профессор, заведующая кафедрой общей педагогики психолого-педагогического факультета, проректор по социально-образовательной деятельности и сетевому сотрудничеству НГПУ им.К.Минина







Ключ к успеху в профессиональной компетентности, в использовании инновационного опыта реализации ФГОС

13







Н.Н.Белик, Заслуженный работник культуры РФ, руководитель городской научно-практической лаборатории по проблемам воспитания и семьи







Воспитательная система «Ступени к успеху»

21







И.Э.Королева, классный руководитель 4г класса МБОУ лицей № 8







Воспитательная система «Наши истоки»

51







О.В.Яцино, классный руководитель 4в класса МБОУ СОШ № 139







Воспитательная система «Дорога длиною в детство»

83







О.А.Кельчина, классный руководитель 2б класса МБОУ СОШ № 48







Воспитательная система «Юнаки»

104







И.В.Константинова, классный руководитель 3а класса МБОУ СОШ № 122







Программа работы ОУ с классными руководителями «Школа классных наук»

139







Л.В.Виноградова, О.В.Земскова, Е.В.Кудакова МБОУ СОШ № 26







Программа работы с классными руководителями «Содружество»

160







Н.А.Бучинская, О.Н.Спасская, МБОУ СОШ № 32







«Наш удивительный самый творческий классный»

178







Фрагменты из сочинений и стихотворений победителей городского конкурса «Наш классный - самый творческий классный» - 2013г.





11.

Литература

182



Призвание творить
Соловьева Кристина, ученица 9б класса МБОУ СОШ № 154, победитель городского конкурса «Наш классный - самый творческий классный»
Кто сказал, что классной быть – работа?

Нет! Призвание творить и вытворять:

Революцию в душе устроить, что-то

Вдруг придумать и принять
За реальность смелые фантазии,

Нас увлечь, лишив покоя, сна!

(А ведь мы и сложные, и разные)

Вы не верите? Но верит в нас она!
Назвала класс «Толерантности планетой».

Всех сдружила. С именем без отчества

Поселилась на планете этой

Принцем Маленьким с «Урока творчества».
Семь национальностей – наш класс!

Руку дружбы никогда нам не разжать.

Роль играл Ваш ум и такт не раз…

Вы конфликты помогали избежать.
Ведь не зря «Мисс Толерантностью» зовут

За глаза учителя, а мы в глаза… легко!

Все в Вас верят, любят, думают и ждут

Серж и Ксюша, Оскар и Нико
В каждом – Ваш (со знаком качества) мотор:

Нам идею – мы свою в ответ.

Удивляет, вдохновляет Ваш задор.

В нем ни капельки притворства нет.
Мы – девятый. Класс – сотворчество, содружество.

И у нас свое и мнение, и зрение.

Но к Вам у нас особенное чувство,

Словно к матери, ведь мы – Ваши творения.
Современное гражданское воспитание учащихся
Николина Вера Викторовна, д.п.н., профессор, заведующая кафедрой общей педагогики психолого-педагогического факультета, проректор по социально-образовательной деятельности и сетевому сотрудничеству НГПУ им.К.Минина
Изменения, происходящие в обществе, затрагивают все сферы жизнедеятельности человека, в том числе и образование. По мнению экспертов, основные проблемы общего образования сегодня и глобальные вызовы завтрашнего дня заключаются:

- в высокой доли школьников, не достигающих удовлетворительного уровня функциональной грамотности;

- в значительном отставании наименее успешных групп учащихся от наиболее успешных;

- в недостаточном развитии социальной компетентности и позитивных социальных и гражданских установок у выпускников школ:

- в разрушении такой функции образования, которую называют «социальным лифтом», что выражается в закреплении уже на уровне школы социальной дифференциации;

- в утрате школой монополии на образование и социализацию детей1. 

Среди названных проблем проблема гражданского воспитания личности приобретает особую значимость в связи с необходимостью становления в России открытого демократического, гражданского общества, реформирования системы образования, обусловленными вызовами времени, социально-экономическими, политическими преобразованиями в России.

Создание в России открытого гражданского общества требует высокого уровня развития у граждан демократической и политической культуры и во многом зависит от системы образования, в первую очередь, от школьного образования. Становление открытого гражданского общества обеспечивает существенное «расширение среды существования человека и многочисленные пересечения индивидуальных сред» (А.П.Тряпицына). Формирование гражданского общества в России как приоритетная и ключевая задача современности поставлено в зависимость от развития и утверждения в обществе гражданского воспитания. Центральной идеей гражданского воспитания является идея о человеке как источнике всех социальных трансформаций. Человек не рождается демократически настроенным гражданином, он таким становится в результате образования.

Стратегия гражданского воспитания в современных динамично изменяющихся условиях основана на признании личности ребенка важнейшей ценностью, приоритете его прав, праве личности на свободное самоопределение в социокультурном окружении. Следует подчеркнуть, что «человек, приобретя в процессе гражданской и политической социализации гражданскую позицию, не может ее лишиться; она может измениться, преобразоваться, но она навсегда «прописывается» в правовой, гражданско-правовой культуре человека. Сфера гражданской жизни отличается тем, что сюда есть только вход, но из нее нет никогда выхода. Человек рождается, не имея правовой культуры, не обладая гражданской компетентностью, но приобретает ее в процессе правовой, нравственной и политической социализации. Приобретя правовую культуру, человек не может ее лишиться, поскольку не может отказаться от политического, гражданско-правового мира с его законами, его культурой. Поэтому со своей правовой культурой человек живет всю жизнь. В процессе взрослой жизни возможна только ресоциализация, т.е. трансформация установок и стереотипов гражданско-правовой культуры, что сложнее в плане воспитания, чем в плане технологии первичной социализации»2.

Новое поколение россиян вступает в жизнь в условиях динамично и противоречиво изменяющегося общества. «Демократическая эволюция страны невозможна без активного участия в общественно-политическом процессе миллионов рядовых граждан, без их электоральной активности. Система образования России, отвечая на вызовы времени, неизбежно должна действовать в режиме опережения, обеспечивающем юным россиянам в ситуации неопределенности и ускорения социального времени возможности для гармоничного и мобильного включения в общественные отношения»3.

Строящееся новое открытое гражданское общество в России ориентировано на возрастание ценностей образования на протяжение всей жизни и заинтересовано в том, чтобы его граждане могли самостоятельно, активно и ответственно действовать и принимать решения, быть равными перед законом; от развития в обществе демократизации поставлена в зависимость и высокая гражданско-правовая культура.

Демократизация в жизни современного общества проявляется в формировании открытой среды существования человека; другой важный для образования аспект демократизации общественной жизни – это увеличение свободы человека, с одной стороны, и повышение ответственности за себя, свою семью, свое сообщество и мир в целом – с другой, что возможно при участии каждого гражданина в жизни общества.

Проблема воспитания гражданской ответственности в подрастающем человеке часто связывается с возрастанием ответственности за принятые решения и выполненные действия учителями и педагогическими коллективами образовательных учреждений. Именно школа способствует передаче культурного наследия общества от поколения к поколению, освоению обучающимися новых социальных ролей, способствует трансляции существующих в обществе гражданских нравственных ценностей и установок.

Гражданское воспитание, базирующется на нравственном императиве, патриотизме, ответственности, гражданских ценностях (добродетелях), формирующее у них социальные и гражданские компетенции, которые станут необходимыми в их будущей жизни. Следует отметить, что в 2006 году Европейский совет и Европарламент при определении восьми ключевых компетентностей, которые должны совершенствоваться в результате образования на протяжение всей жизни, выделил социальные и гражданские компетентности. Развитие качеств, необходимых для активного гражданина, было заявлено одной из главных целей Объединенной Европы в «Стратегии европейского сотрудничества в образовании и профессиональной подготовке» (в период до 2020 года).

Гражданское образование является неотъемлемой частью школьной программы во всех странах – членах ЕС. Оно реализуется через дисциплинарный (в рамках отдельного предмета или будучи интегрированным в целый ряд учебных дисциплин) и/или кросс-дисциплинарный подходы. В большинстве стран оно осуществляется на всех уровнях образовательной системы. В исследованиях российских ученых (Е.В.Бондаревская, О.С.Газман, В.Ю.Сморгунова, А.Н.Иоффе, О.В.Лебедева, Н.И.Элиасберг, Н.Ю.Яшина и др.) гражданское образование рассматривается как специфическая область (направление) воспитательной работы, которая значительно шире правового образования и включает кроме последнего элементы политических, исторических, экономических, этических, социологических, философских и психологических знаний и умений, отобранных и осмысленных на основе определенных ценностных ориентиров.

Из этой широкой трактовки гражданского образования можно сделать вывод, что гражданское образование в современной России должно представлять собой овладение учащимися всей совокупностью знаний, представлений, ценностей, необходимых гражданину России, включая знание политических и правовых основ жизни российского общества и государства, нравственные установки и навыки позитивного участия в общественной жизни. Новый контекст гражданскому образованию (воспитанию) придают идеи, заложенные в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, которая является методологической основой разработки федерального государственного образовательного стандарта. В ней приоритетной задачей образования называется воспитание «компетентного гражданина, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающую ответственность за настоящее и будущее своей страны»4.

Становление гражданского воспитания и нравственно-волевого развития юного гражданина осуществляется в следующих направлениях:

- развитие политической и правовой грамотности – включает в себя изучение таких вопросов, как социальные, политические и гражданские институты; признание культурного и исторического наследия вместе с признанием культурного и языкового разнообразия общества, права человека, национальные конституции, права и обязанности гражданина, социальные проблемы;

- формирование критического мышления и аналитических умений, обеспечивая возможность обучающимся анализировать и оценивать информацию;

- воспитание ценностей гражданского общества, гражданско-правовых отношений и гражданского поведения;

- стимулирование у школьников активного участия на уровне школы, местного сообщества в созидательной деятельности, позволяющей им реализовывать на практике знания. умения, ценностные ориентиры и отношения;

- взаимодействие семьи и школы по воспитанию у школьников гражданской позиции и гражданских компетенций.

В этой связи гражданское воспитание обучающихся включает в себя:

- усвоение правовых, политических, социальных, экологических знаний об отношениях общества и государства и человека в обществе;

- гражданские ценности (добродетели) – как регулятивный идеал, являющие собой «эталон поведения, чувствования, оценивания, волеизъявления» (В.Ю.Сморгунова), честность, справедливость, патриотизм, солидарность, лояльность, доверие, милосердие. равенство перед законом, толерантность, мультикультуризм, уважение к другим, достоинство человека, законопослушность, цивилизованность (вежливость, доброжелательность, социабельность, умеренность, ответственность). Каждая гражданская ценность самодостаточна, значима, обладает собственной социальной и гражданской энергетикой, побуждающей личность к деятельностному отношению к жизни, достойному поведению. Гражданские ценности (добродетели) представляют собой социальные и морально-правовые ресурсы личности, значимые для жизнедеятельности гражданского общества и соблюдения его прав и свобод. Именно они – пусковой механизм развития гражданского общества;

- формирование социальных умений (соблюдать и защищать свои права, помогать нуждающимся, добротоделание), участвовать в различного рода выборах, соблюдать права и договоры, включаться и вести диалог и др.;

- нравственно-волевая позиция направленная на активность, созидательное преобразование социально сферы, укрепление культуры демократии и прав человека; на преходящий характер материальных благ;

- гражданское поведение обусловленное гражданской идентичностью, активностью личности, ее ответственностью, самоопределением и направленным на соблюдение законов общества, добровольное включение в социально-полезную деятельность, ответственные действия и принятие решений.

В этой связи важное место в гражданском воспитании в современных условиях отводится формированию гражданских компетенций как способности и готовности школьника быть активными членами гражданского общества, участвовать в его становлении и развитии, ответственно реализовывать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе. Следует подчеркнуть, что гражданские компетенции определяются нами как субъективное качество личности, зависящее от развития ее психических свойств, социализации, воспитания личности. Благодаря им личность успешно проходит процесс социализации как свободная и творческая личность. По мнению Д.Б.Буянского, гражданская компетентность является одной из характеристик индивидуальности личности. В этой связи он опирается на идеи концепции индивидуальности и теоретические положения педагогики индивидуальности (О.С.Гребенюк, Т.Б.Гребенюк, М.И.Рожков, Н.В.Самсонова). Им выделены содержательные показатели гражданской компетентности в виде отдельных компетенций, которые учитель, классный руководитель может использовать в качестве диагностического инструментария:

1) в интеллектуальной сфере – развитое критическое мышление, умение добывать, анализировать и использовать информацию, касающуюся жизни в гражданском обществе, широкий спектр социально-гражданских знаний, умений и навыков;

2) в мотивационной сфере – развитая гражданская и конструктивная мотивация. включающая осознание необходимости в определении своей гражданской позиции и ее отстаивании, мотивы гражданской деятельности, умение ставить цели и стремление добиваться их, понимание взаимосвязи своего личного успеха с развитием гражданского общества;

3) в эмоциональной сфере – наличие позитивно окрашенной системы гражданских отношений личности, переживания за судьбы своего общества, народа, государства, за выполнение своего гражданского долга, положительное эмоциональное отношение к деятельности в сферах гражданских отношений;

4) в волевой сфере – гражданская инициативность, стремление к активной роли в обществе, настойчивость и решительность в достижении своих целей;

5) в сфере саморегуляции – умение адекватно оценивать себя и свои возможности в сфере гражданской деятельности, рефлексировать и корректировать свои действия;

6) в предметно-практической сфере – способности, проявляющиеся в публичной деятельности: влиять на людей, привлекать ресурсы общества для достижения своих целей, приобретать, усваивать и использовать информацию, необходимую для достижения своих целей;

7) в экзистенциальной сфере – наличие таких ценностей, как толерантность, искреннее видение в Другом друга, партнера, осознание личных интересов в неразрывной связи с интересами общества, стремление к самореализации через взаимодействие с окружающим миром, стремление к добру, справедливости, самосовершенствованию, общественному благу, свободе5.

Характеризуя процесс гражданского воспитания подрастающего поколения, следует отметить, что его важнейшая особенность состоит в непосредственной связи обучения и воспитания с семейным воспитанием и с социальной практикой гражданского общества, возможностями реализации себя в разных областях жизни как свободной личности. Причем, по мнению В.В.Шаронова, основными формами существования свободы являются: игра, риск (иметь право на ошибку), творчество (духовный диалог), поиск и обретение смысла жизни (духовный диалог)6.

Для того, чтобы выделить педагогические условия успешного гражданского воспитания школьников, выделим наиболее распространенные модели российского опыта, гражданского воспитания (И.А.Лазуткина, А.Н.Тубельский, Е.Е.Вяземский, О.В.Лебедева. А.В.Прутченков и др.).

Прежде всего следует выделить такие варианты, как предметная, межпредметная (надпредметная), институциональная, проектная модели, модель «Домино», которые реализуются в школах г.Нижнего Новгорода и Нижегородской области.

Предметная модель. В данной модели главный акцент делается на изучение информации по конкретным темам и разделам дисциплин, программ курсов, входящих в цикл «гражданское образование. Модель практически полностью отражается в учебных программах истории, обществознания, географии, рекомендованных МО РФ, базируется на возрастной вертикали гражданско-правовых знаний, что является ее несомненным достоинством, как и быстрый способ распространения информации из сферы гражданского образования.

Слабые стороны данной модели связаны с тем. что в рамках отечественной школы слабо развита методология и методика преподавания социальных наук и использованием современных интерактивных методов обучения. Однако в последние годы учителя начали внедрять новые методы, такие как дискуссии, работа в группах, учебное сотрудничество.

Использование данной модели может быть весьма продуктивным при выполнении следующих условий: наполнение содержания отдельных тем для изучения личностным и общественным звучанием; использование активных методов обучения; сочетание учебной и внеклассной работы, вовлечение учащихся в решение общественных проблем. Данная модель является наиболее разработанной и реализуется в большинстве школ России.

Межпредметная (надпредметная) модель гражданского образования включает в себя совокупность всех педагогических приемов и методов, которые объединяются контекстуальным подходом к преподаванию любых предметов, независимо от их содержания. Речь идет об умении педагога говорить на языке ценностей, то есть воссоздавать ценностные контексты, идентифицировать и транслировать ценности, в том числе и демократические.

Система демократических и гражданских ценностей – основа гражданского образования. Создание условий для личностного принятия ценностей учащимися, их эмоционального проживания в современном гражданском образовании может внести значительный вклад в становление социально-ценностных мировоззренческих и нравственных качество человека, которые необходимы в жизни.

Организация гражданского воспитания в данной модели должна способствовать основанному как на опыте, так и на чувствах осознанию учащимися сущности таких понятий (ценностей), как «справедливость», «равенство», «свобода», «достоинство», «права человека» и формировать навыки их реализации в повседневной жизни. Поэтому немаловажной задачей является развитие у учащихся рационального и эмоционального подхода: анализировать проблемы реализации прав и свобод человека, давать возможность учащимся выражать свои чувства и эмоциональные переживания. При этом ориентация на позитивные аспекты не должна подменять критический подход к явлениям, происходящим в обществе, а также сглаживать углы, приукрашивать действительность.

Гражданское воспитание формирует уважение к другим людям, терпимость к противоположной точке зрения, учит правилам общественной полемики. И тем самым инициирует цивилизованный диалог в обществе, а также дает возможность каждому гражданину участвовать в обсуждении и выработке важных для общества решений. Диалогическое общение характеризуется следующими основными признаками (М.М.Бахтин, С.В.Белова, М.С.Каган):

- свободой собеседников быть самим собой;

- взаимным признанием и уважением прав другого быть свободным;

- применение в общении духовного принципа бытия – смыслопостижения;

- активность субъекта в диалоге.

Среди трудностей внедрения данной модели – отсутствие у многих учителей практических навыков безоценочной, позитивно окрашенной речи. Вместо того, чтобы передавать учащимся общественно значимые моральные установки, педагог нередко передает свою собственную систему моральных ценностей, вставая на путь «морализаторства». Некоторые школы организовывают различные методические центры, лаборатории, объединения, изменяя организацию школьной жизни и отношения школы с местным сообществом.

Данная модель мало распространена в школах России. Однако интерес к ней растет, что связано с усилением воспитательного потенциала гражданского образования.

Институциональная модель подразумевает наличие по крайней мере четырех сценариев существования гражданского образования в рамках жизни школы и социума:

1) В школе моделируются элементы взрослой гражданской жизни, например, школьное самоуправление.

2) Основные элементы школьной жизни (стиль обучения, характер оценивания, система организации и дифференциации обучения, школьная политика) приводятся в соответствии с демократическими ценностями.

3) Уклад школьной жизни, структура образовательного пространства выстраиваются таким образом, чтобы обеспечить реализацию первого и второго сценарием.

4) Гражданское образование не ограничивается рамками школьной жизни, а способствует превращению школы в центр общественных и культурных связей, установлению партнерских взаимоотношений с учреждениями культуры, образования своего района.

Известный путь в развитии данной модели – это создание правового пространства в школе (опыт московской «Школы самоопределения» А.Н.Тубельского). Происходящий в рамках институциональной модели гражданского образования процесс самоидентификации школ России крайне важен в плане осознания школой степени ответственности перед обществом в деле воспитания граждан. В настоящее время школа часто вынуждена выступать в роли своеобразного «буфера» между интересами государства и интересами социальных групп, семей, отдельных граждан.

Проектная модель представляет собой разработку и реализацию различных проектов как международного, так и местного значения, связанных с тематикой гражданского образования. Например, в последние годы ассоциация «За гражданское образование» осуществляют проект «Гражданин» в ряде школ России, в ходе которого учащиеся анализируют общественные проблемы, как правило, в своем городе или населенном пункте, сами участвуют в их решении.

В модель гражданского образования «Домино» положен принцип отбора сценариев школьной культуры, которые уже прошли апробацию в различных школах и показали хороший результат. Пример такого сценария – разработанный ассоциацией «За гражданское образование» курс для старших классов средней школы под названием «Выборы в демократическом обществе». Материал курса может быть использован как модульный курс или как составная часть курсов по граждановедению. Но само построение курса, его сценарии, способны вызвать в школьной жизни процессы, подобные падению костей домино: изучение темы выборов в рамках разработанных в пособии сценариев и деловых игр может естественным образом привести школьников и учителей к созданию реально действующего школьного парламента, появлению ученической республики вслед за выборами ее президента. Другим сценарием такого рода может стать материал темы: «Естественные права и свобода», изучение которой в рамках деловых, имитационных игр, дискуссий, конференций может привести к созданию, например, школьного театра культурологической направленности или постоянно действующего печатного органа в школе. В большинстве школ реализуется, как правило, смешанная модель гражданского воспитания.

Любая модель реализации гражданского воспитания осуществляется с учетом ФГОС. Во ФГОС сформулировано, что «стандарт направлен на обеспечение формирования российской гражданской идентичности обучающихся»7. В качестве личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы») определены характеристики выпускника как гражданина. Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования, указанные в стандарте, должны отражать «воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знания истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традициональных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной»8.

В качестве основных педагогических условий гражданского воспитания учащихся выступают следующие условия, обеспечивающие формирование гражданской компетентности и гражданской позиции:

- формирование и развитие демократического уклада школы во взаимосвязи учебной деятельности, внеклассной и внешкольной работы, обеспечивающего формирование и функционирование элементов гражданского общества внутри образовательного учреждения (создание программы по гражданскому воспитанию, деятельность ученического самоуправления, организация и работа в молодежных объединениях, деловые игры, ориентированные на «опробывание» и выполнение социальных активных гражданских ролей; добровольческая деятельность учащихся по решению конкретных проблем школы, микрорайона, города). Демократический уклад школы существенно расширяет среду развития учащихся и обеспечивает пересечение со многими средами, социализируя их личность, обеспечивает общественное обсуждение и презентацию школьных событий;

- включение учащихся в социальную проектную деятельность, позволяющую реализовывать свои интересы и наклонности и направленную на поддержку, самореализацию ученических инициатив, так, чтобы любой инициативный школьник получал возможность участвовать в разработке и реализации молодежной политики школы, города, области, страны (участие в деятельности школьных сайтов, газет, журналов);

- взаимодействие с семьей, поскольку родители выступают субъектами гражданского воспитания. Для них организуются следующие формы взаимодействия: родительские лектории, тематические собрания, собрания-диспуты, индивидуальные и групповые консультации, презентации семейного опыта гражданского воспитания, организация совместных экскурсий, праздников, конкурсов, знакомство с профессиями родителей и посещение мест их работы, родительские клубы и др. Важным в гражданском воспитании учащихся является единство принципов, ценностей и идей школы и семьи. Подчеркнем, что воспитание гражданина, его гражданских качеств первоначально осуществляется в семье. Именно там закладываются базисные ценностные ориентиры по отношению к человеку, труду, Отечеству, обществу, жизни, природе, а на их основе – к гражданско-правовым и нравственным ценностям (добро, честность, ответственность, свобода, равенство, справедливость, демократия и др.). Именно семья является первым институтом социализации личности детей и формирования у них гражданских компетенций:

- актуализация содержания гражданского воспитания в процессе изучения школьных предметов:

- на основе их аксиологического насыщения нравственными установками, краеведческим содержанием, ситуациями гражданского опыта;

- применением интерактивных, исследовательских методов обучения, основанных на диалоге. Именно диалог – есть «универсальное условие человеческого бытия» (К.Ясперс);

- на инновационных уроках гражданского поведения;

- поэтапное (преемственное) формирование гражданских компетенций во взаимосвязанной учебной и внеучебной деятельности (начальная, основная, средняя школа) учителя, классного руководителя;

- обеспечение необходимого теоретического и практического уровня готовности педагога к реализации задач гражданского воспитания. В гражданском воспитании школьников учитель, классный руководитель выступает как «преобразующий интеллектуал» (И.Д.Фрумин), активно участвующий в социокультурных изменениях, которые происходят в России и привлекает к этому учащихся; учитель, имеющий гражданскую позицию, ответственность за их воспитание. Самостоятельная теоретическая и практическая подготовка учителя, повышение квалификации по сложным противоречивым проблемам становления гражданского общества, содержанию, технологиям гражданского воспитания позволяют вырастить новый опыт. Современный учитель и классный руководитель должен владеть компетенциями, обеспечивающими гражданское воспитание учащихся;

- социальное партнерство образовательного учреждения, обеспечивающего диалог с сообществом. Именно социальное партнерство позволяет воспитывать противодействие насилию, несправедливости, мобильности, «открытию широкому миру» на уровне региона, страны, зарубежных стран;

- побуждение школьников к самовоспитанию гражданских качеств (компетенций). Еще В.А.Сухомлинский основным критерием эффективности воспитательного процесса считал самовоспитание. Выделим основные принципы самовоспитания гражданственности, сформулированные в работах выдающегося педагога:

- принцип самосравнения, который требует от каждого самоанализа своих достижений и просчетов;

- принцип деятельности – изменение может наступить лишь при совершении поступка;

- принцип гуманности – любое действие затрагивает рядом живущего человека;

- принцип противодействия – делай добрые дела, на зло всегда найдется более сильное зло;

- принцип саморегуляционности – все проходит, но оставляет свои следы;

- принцип предельности – делай, что по силам, которые необходимы тебе и в дальнейшем;

- принцип нравственности – «в делах несуетных будь благочестен»;

- принцип общности – «любое дело совершается среди людей – ты их часть».

В современных условиях становления гражданского общества школа обязана формировать у учащихся гражданскую компетентность, позицию, нравственно-волевые качества, которые отражают понимание мировых и российских реалий для принятия на себя гражданской ответственности, обеспечения готовности к динамичным переменам. В любом государстве, где создано и созидается гражданское общество, гражданственность и гражданская компетентность – ведущие интегральные качества личности. Определяющую роль в воспитании граждан новой России играет педагог, именно от его профессиональной компетентности зависит успешность реализации этой цели государства и общества. Именно педагог должен учить, «чувствовать общество точно так же, как он чувствует мироздание, климат или ветер» (С.Г.Кара-Мурза).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск