Скачать 318.79 Kb.
|
Учебно-методический комплекс «История казачества» Автор-составитель: к.п.н., доцент Е.Н. Щербина Ростов-на-Дону 2010 Пояснительная записка В Национальной доктрине образования в Российской Федерации указывается, что отечественное образование призвано обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России. Это является одним из оснований введения в содержание общего образования дисциплины «История казачества». Содержание предлагаемой программы предполагает заполнить вакуум между школьным курсом истории и исторической реальностью, органически дополнить содержание базовой программы «казачьим компонентом»: рассмотреть вопросы зарождения и развития казачества, показать место и роль казаков в политической истории, отразить основные направления становления казачества России в настоящее время. Курс «История казачества» ориентирует учащихся на позитивное восприятие исторического прошлого, отыскание смыслов общественного бытия. Цель данного курса - развитие исторического мышления современного школьника, обладающего компетентностью в области отечественного исторического процесса. Поставленная цель конкретизируется в следующих задачах:
• постижение казачества как социокультурного феномена в истории России, • пробуждение интереса к отечественной истории. Принципы отбора содержания и организации учебного материала:
Текущая и итоговая аттестация качества усвоения знаний Текущая аттестация качества усвоения знаний по дисциплине «История казачества» проводится в устной и письменной форме в виде: терминологических диктантов, творческих заданий, составление словарей к конкретным темам, тестов, самоаттестации, контрольных работ с вопросами репродуктивного и проблемного характера, познавательных игр и конкурсов, сообщений и докладов, анализа текстов, рефератов по отдельным вопросам изучаемых тем, - выполнения заданий репродуктивного и творческого характера. Итоговая аттестация предполагает экзамен. Программа рассчитана на 3 года и предназначена для учащихся старших классов. Данная программа может быть рекомендована в качестве факультативного курса для кадетских казачьих корпусов, общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, колледжей. учебный план
Содержание программы Тема 1. Казачество как целостное явление национальной истории России Происхождение и первоначальное значение слова «казак». Гипотезы, концепции, теории и трактовки происхождения казачества (официальная теория, теории миграционного, автохтонного происхождения казачества, филологические, универсально - мифологические, кочевнико-этнические трактовки, славянские интерпретации). Формирование (складывание) казачества как социальной общности. Зоны этнического образования казачества (бассейн верхнего течения Дона; бассейн нижнего Днепра, Крым, Приазовье, степи центрального и юго-восточного современного Казахстана (Дешт-и-Кыпчак) и северные районы современного Узбекистана (Мавераннахр) Вольные, служилые, «воровские» казаки. Служба казаков государству. Образование казачьих «республик», создание казачьих войск. Вопросы и задания:
7. В чем заключалась служба казаков государству? 8. Расскажите об основании «казачьих республик». Рекомендуемая литература:
Ю.Стариков Ф.М. Откуда взялись казаки: Исторический очерк.- Оренбург, 1884. 11.Трут В.п. Казачество: происхождение, сущность, реалии, перспективы. Ростов-на-Дону, 1997. Тема 2. Казачество Днепра Предпосылки и истоки зарождения казачества Днепра в Древнерусском государстве и Киевском княжестве. Великое княжество Литовское -колыбель для казаков Днепра в XIII-XVI веках. Образование казачьей республики - Сечи Запорожской. Органы управления, военные задачи и функции Запорожской Сечи. Сухопутные и морские походы запорожцев, охрана границ Запорожской Сечи. Борьба за Запорожскую Сечь в период Северной войны. Восстание Богдана Хмельницкого и Переяславская Рада. Борьба за Запорожскую Сечь между Петром I и гетманом Мазепой. Судьба Запорожской Сечи (1709 г., 1775 г.) Вопросы и задания: 1. Раскройте предпосылки и истоки зарождения казачества Днепра в Древнерусском государстве.
Запорожской Сечи.
походах.
Алешкинская Сечь, Новая Сечь (Подпольненская) 10. Раскройте причины появления манифеста «Об уничтожении Запорожской Сечи и о причислении оной к Новороссийской губернии». 11. Какова была судьба запорожских казаков после расформирования Сечи? 12. Подготовьте презентацию по теме «Кошевые атаманы». Рекомендуемая литература:
Тема 3. Донское казачье войско Возникновение Донского казачества. Образование Войска Донского. Казачьи городки и станицы. Органы власти у донских казаков в XVI- XVII вв. Донские войсковые атаманы. Участие донского казачества в войнах России в XV-XVII вв. Организация политической власти на Дону в XVIII веке. Боевые подвиги донцов в войнах России XVIII в. Донские бунтари XVIII столетия. Политическая организация и территориально-административное деление Области Войска Донского 1800-1914 гг. Донские казаки в войнах России 1801-1917 гг. Революция и Гражданская война на Дону. Вопросы и задания:
15. Расскажите об участии донских казаков в военных походах и сражениях XIX в.
Рекомендуемая литература:
Ю.Королев В.Н. Донские казачьи городки.- Новочеркасск, 2007. 11. Мининков Н.А. Донское казачество в эпоху позднего Средневековья (до 1671 г.) - Ростов-на-Дону, 1988. 12.Ногиг И. Краткий исторический очерк Донского края.- Новочеркасск, 1914. 13. Норов Н.А. Войско Донское в царствовании императора Александра II //Сборник областного Войска Донского Статистического Комитета.- Вып. 12. -Новочеркасск, 1915. Н.Лубский А.В., Алавердов Э.Г., Астапенко Г.Д. и др. Донские казаки в прошлом и настоящем /Под общ. ред. Ю.Г. Волкова; Акад. гуманитар, наук России, Ин-т по переподгот. и повышению квалификации преподавателей гуманитар, и социал. наук при Ростов, гос. ун-те. - Ростов н/Д :ГинГо, 1998. 15.Мининков Н.А. Донское казачество на заре своей истории. Ростов-на-Дону, 1992.
18.Ратушняк О.В. Политические искания Донского и Кубанского казачества в годы Гражданской войны в России (1918-1920 гг.). Альманах «Белая гвардия», № 8. Казачество России в Белом движении.- М., 2005. 19.Ратушняк О. В. Донское и кубанское казачество в эмиграции (1920 - 1939 гг.). Краснодар, 1997.
22. Савельев A.M. Трехсотлетие Войска Донского. 1570-1870.-СПб., 1870. 23.Скорик А.П. Возникновение донского казачества как этноса, изначальные культурные традиции. Учебное пособие для студентов. - Новочеркасск: Изд-во НИИ, 1992.
26.Скрынников Р.Г. Ермак. М. П. 1992 г 27. Сухоруков В.Д. Историческое описание Земли Войска Донского. Ростов-на-Дону, 2001 28.Тикиджьян Р.Г. Донское казачество. История и современность: Учебно-методическое пособие к спецкурсу. - Шахты: Кн. изд-во, 1992 . 29. Трут В.П. Дорогой славы и утрат: казачьи войска в период войн и революций.- М, 2007. ЗО.Черницыр С. В. Обычаи и обряды донских казаков, связанные с воинской службой //Памяти А. М. Листопадова. Ростов Н/Д, 1997. 31. Черницын С. В. Этнокультурные процессы на Дону и образование казачества (XVII-XVIII вв.) //История и культура Степного Предкавказья: проблемы межэтнических отношений. Ростов н/Д, 1999. |
Учебно-методический комплекс дисциплины «Всеобщая история: новейшая... Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования... | Учебно-методический комплекс история россии XX В. для специальности:... С12 История России XX в.: учебно-методический комплекс / И. Т. Сабиров. – Елабуга: Изд-во егпу, 2009. – 89 с | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История» Учебно-методический комплекс по дисциплине история разработан в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного... | Учебно-методический комплекс обеспечивает освоение дисциплины «История... Т. И. Борко. История мировой культуры и искусства. Учебно-методический комплекс. Тюмень: Издательство Тюменского государственного... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа Матвеева Н. П. “История первобытного общества”. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030400.... | Рефератов и литература к ним Происхождение казаков Алмазов Б. А.... Савельев Е. П. Взгляд историков на происхождение казаков //Савельев Е. П. Древняя история казачества. М., 2002 | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История отечественного государства и права» ... | Учебно-методический комплекс дисциплины «история отрасли» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «История отрасли» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс «Исторический материализм и современность»... Учебно-методический комплекс подготовлен старшим преподавателем кафедры общественных дисциплин Браун Я. В | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «история города владивостока» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс дисциплины «Отечественная история» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «история и философия науки» И 90 Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «История и философия науки» для подготовки соискателей и аспирантов к сдаче... | Учебно-методический комплекс дисциплины «отечественная история» Учебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «История культуры и литературы стран изучаемых регионов» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных... При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены |