Н. А. Почешхов / Науч ред. Э. А. Шеуджен. Майкоп: Изд-во агу, 2006. С. 7-37





Скачать 303.49 Kb.
НазваниеН. А. Почешхов / Науч ред. Э. А. Шеуджен. Майкоп: Изд-во агу, 2006. С. 7-37
страница1/3
Дата публикации02.01.2015
Размер303.49 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
  1   2   3
Почешхов Н.А. Гражданская война на Кубани 1917-1921 гг. Проблемы теории и методологии / Н.А. Почешхов / Науч. ред. Э.А. Шеуджен. - Майкоп: Изд-во АГУ, 2006. - С. 7-37.

Глава I.

Вопросы теории
В современной историографии все более ощущается потребность в утверждении объективного и системного взгляда на гражданскую войну как закономерное порождение общенационального революционного кризиса, повлекшего за собой глубокий раскол общества, многогранный и противоречивый общественный перелом, имевший долгосрочные последствия для развития страны.

Прежде всего, речь идет об уточнении понятия гражданская война. Гражданские войны известны в истории с древнейших времен, но, тем не менее, историки продолжают осмысливать эту дефиницию, считая, что существующее определение ее, как острой формы борьбы граждан одного государства, не в полной мере проясняет суть данного сложного многопланового явления.

В рамках всеобщей истории гражданские войны рассматриваются как типологическое для человечества явление. Естественно, что при таком широком подходе вне исторического исследования, оказывается значительная часть специфических проявлений характерных для каждой конкретной войны. В лучшем случае их история становится предметом так называемой местной истории, изучающей исторический процесс в четко определенных географических границах1. Как заметил Леви – Стросс, «даже история, называющая себя всеобщей, - все же не что иное, как сочленение нескольких локальных историй, среди которых (и между которыми) пустоты гораздо более многочисленны, чем заполненные места»2.

В самом общем виде гражданская война в России выразилась в ожесточенной вооруженной борьбе между различными группами населения. Подобное масштабное явление стало итогом революционного кризиса, поразившего страну в начале ХХ века. Незавершенные реформы, мировая война, падение монархии, хозяйственная разруха, развал государственности и распад страны привели российское общество к глубокому социальному, национальному, политическому и идейному расколу, повлекшему за собой изменения и в других сферах общественных отношений: ментальных, религиозных, межнациональных. Однако даже такой достаточно широкий взгляд не раскрывает всех сторон происходивших в России событий.

Развертывание гражданской войны в конкретных районах России имело, наряду с общими характеристиками, выраженные особенности. Исследование проявившегося противоборства связано с решением таких базовых задач, как соотношение общих принципов и тенденций развития, а также специфических характеристик. Если гражданскую войну в России рассматривать как целостную систему, то региональная составляющая может быть отнесена к структурным «элементам» данной системы. При таком подходе предметом научного анализа становятся как общие процессы, характеризующие гражданскую войну в России, так и региональные, отражающие особенности ее протекания в конкретных социально – политических условиях.

На эту сторону вопроса обращали внимание многие исследователи, изучающие историю гражданского противостояния на Дону, в Сибири, на Урале и других регионах России3.

С точки зрения соотнесения общего и особенного несомненный интерес представляет история гражданской войны на Кубани, где противостояние приобрело крайне жесткие формы, включающие множество как внутренних, так и внешних факторов, обусловивших тенденцию к эскалации процесса.

Особое значение приобретают вопросы, связанные с рассмотрением пространственных границ развертывания гражданской войны в России, распространением ее и на периферийные районы. Исследователями неоднократно отмечалось, что в исторически сложившейся структуре пространства власти в России движение по вектору «от центра к периферии» осуществлялось легче и быстрее, чем продвижение вдоль линий, минуя центр, например по линии, соединяющей две точки, лежащих на периферии. В годы гражданской войны идущие от центра импульсы были развернуты от центра на запад, юг, восток, север, но в то же время усилилось взаимодействие по линии периферии: произошло объединение антибольшевистских сил юга России: Дона, Кубани, Терека. Устойчивость сложившихся связей в значительной степени была обусловлена военно-политической ситуацией в кубанском регионе.

Победа Октябрьского вооруженного восстания в Петрограде и в Москве кардинальным образом изменила ситуацию в стране. ЦК большевистской партии и местные партийные организации развернули масштабную борьбу за установление власти советов на всей территории России. Принято считать, что в большинстве районов страны установление советской власти прошло быстро и мирным путем. «Мы в несколько недель, свергнув буржуазию, - писал в марте 1918 года В.И. Ленин, - победили ее открытое сопротивление в гражданской войне. Мы прошли победным триумфальным шествием большевизма из конца в конец громадной страны»4.

Однако это высказывание имело в большей степени пропагандистский смысл, чем отражало реальную ситуацию. На Украине, Дону, Северном Кавказе, Южном Урале и в некоторых других регионах революционные силы встретили ожесточенное сопротивление контрреволюции. Длительная борьба за установление советской власти развернулась на Кубани: яростное сопротивление большевизации оказывали Кубанское войсковое правительство и Кубанская рада. 17 (30) января был образован Кубанский ВРК, под руководством которого развернулось формирование отрядов Красной гвардии. Противостояние приобретало выраженный характер гражданской войны.

Более того, разрывая традиционные связи с центром, Кубань оказалась в союзе с мощными контрреволюционными силами Юга страны. Вовлеченность регионов, в частности, южных, в гражданскую войну значительно влияло на ее географию: в течение войны пространственная составляющая не оставалась неизменной, так как территория противостояния то резко расширялась, то заметно сокращалась.

Одним из важных теоретических вопросов является вопрос о хронологии и периодизации гражданской войны в России. В принципе периодизация необходима как организующая и упорядочивающая схема систематизации знаний, без нее невозможно понимание сущности, динамики и особенностей развития событий. В тоже время постановка и решение этой проблемы применительно к гражданской войне в России осложняется непродолжительностью процесса в масштабах истории. И хотя формально периоды войны различаются, но по существу они во многом тождественны и отделяются лишь некоторыми, во многом условными событиями. Для того чтобы выявить ведущие тенденции в процессе гражданской войны, в основу периодизации, по-видимому, необходимо положить переломные моменты, когда в силу многих причин резко менялось соотношение сил противоборствующих сторон.

Острую дискуссию вызывает вопрос о времени начала гражданской войны, поскольку то или иное его решение предопределяет оценку причин, характера и последствий войны. При рассмотрении данного вопроса важно уяснить взаимосвязь таких явлений в истории России, как революция и гражданская война. Понятие революция и гражданская война трудно отнести к разряду точных определений с четко очерченным, конкретным содержанием.

На протяжении достаточно длительного времени в основе истории интервенции и гражданской войны в основе истории интервенции и гражданской войны, а также ее периодизации лежала сталинская концепция трех походов Антанты, изложенная им в статье «Новый поход Антанты на Россию» (1920 г.). Такой подход в дальнейшем был закреплен в «Кратком курсе истории ВКП(б)» и фактически не подвергался сомнению, став определяющим вплоть до середины 60-х годов.

По мере развития историографии утвердилось мнение, что уже Февральская революция 1917 года явилась по существу гражданской войной, то есть война рассматривалась не просто как «побочное» следствие революции, а, напротив как ее самый значительный и решающий компонент. Главным аргументом было то, что с февраля борьба за власть приняла вооруженный характер. Именно так понимали тогда гражданскую войну В.И. Ленин и другие большевики, рассматривая ее как самую «острую форму классовой борьбы». После февраля 1917 года В.И. Ленин утверждал, что первая гражданская война в России кончилась, иными словами Февральскую революцию он расценивал как первую гражданскую войну, называя ее началом этого события5.

Подобная точка зрения находит поддержку и в современной историографии. В частности, Ю.А. Поляков6 считает, что, начиная с февраля 1917 года, в России все более обострялось гражданское противостояние, перерастая из революции в масштабное противоборство, охватывая значительные территории, втягивая огромные массы людей, что неизбежно вылилось в крупномасштабные фронтовые, боевые действия. Общеизвестно, что существовали различия в интенсивности революционных действий между центральной Россией и ее окраинами. События февраля и октября в Петрограде и Москве не привели там сразу к массовым вооруженным столкновениям: скорее окраины стали первыми погрузился в открытую полномасштабную борьбу.

В тоже время немало историков придерживаются точки зрения, что переломным моментом явился захват государственной власти большевиками 25 – 26 октября (6 – 7 ноября) 1917 года, давший решающий толчок началу белого движения. Именно с этим событием ими связывается начало гражданской войны. Действительно, трудно не согласиться, что после октября 1917 года в России произошло возрождение архаических технологий властвования на новом витке исторического развития (возрождение практик внеэкономического принуждения к труду, (трудовые мобилизации), формы коллективной ответственности – (заложничество, ответственность родственников), реквизиции имущества. Более того, подобные технологии власти становились тотальными, что не могло не привести к резкому обострению социальных и экономических противоречий.

Не менее сложным представляется вопрос о хронологии окончания гражданской войны. При оценке этого события, по-прежнему, нет единой точки зрения. В частности, В.И. Ленин уже в апреле 1918 года заявлял, что гражданская война в основном закончена, но уже через несколько месяцев он отмечал, что развернулась острая классовая борьба, идет гражданская война, и эти утверждения он относил к событиям до конца 1920 года7.

В наши дни вопрос остается до конца не решенным: одни историки определяют хронологические рамки гражданской войны с лета 1918 по осень 1920 года, в то время как другие считают, что отсчет следует вести с февраля 1917 года, а завершение связывать с событиями октября 1922 года. Каждая из этих позиций имеет свою аргументацию. Говоря о первой, следует отметить, что здесь речь идет о периоде интервенции и гражданской войны, когда военная составляющая становится определяющей. Вторая точка зрения связана с понятием гражданской войны как насильственного свержения власти, обострения гражданского противостояния, что повлекло последующую эскалацию.

Внутренняя периодизация истории гражданской войны так же продолжает сохранять вариативный характер. Зависит это от критериев лежащих в основе периодизации (вооруженная борьба, изменения в соотношении политических сил, военное строительство и т. п.). При этом в исследованиях существуют разные подходы: выделяются фазы, периоды, этапы, отличающихся друг от друга как по формам борьбы, так по характеру и целям каждой из сторон.

Любая из существующих периодизаций может быть принята как достаточно условная, позволяющая лишь организовать изучаемые события в логической последовательности и поэтапной завершенности. Исходя из существующей периодизации гражданской войны в России, с учетом специфических особенностей ее развития в регионе, можно выделить основные периоды гражданской войны на Кубани.

Первый период Гражданской войны (ноябрь 1917 – февраль 1918 гг.) отличался относительной быстротой и легкостью установления власти большевиков и ликвидации вооруженного сопротивления их противников (в Петрограде, в Москве, на Украине, на Дону, на Кубани и т.д.). Для этого периода было характерно наличие у большевиков широкой социальной опоры, поддержка их политики основной массой населения. Они решительно ликвидировали частное землевладение, передали землю в распоряжение крестьян, приступили к выводу страны из мировой войны, ввели рабочий контроль в промышленности, признали право народов на обретение государственной самостоятельности.

В то время как антибольшевистские силы (добровольческое офицерство, казаки тыловых частей, юнкера) не имели сколько-нибудь значительной социальной опоры, и поэтому их попытки организовать сопротивление на фронте и в казачьих областях были сравнительно слабыми. Уставшие от войны кубанские казаки, как и донские, не хотели воевать против новой власти. Не удержавшаяся на Дону Добровольческая армия, совершившая в феврале-апреле 1918 года так называемый «ледяной поход» на Кубань, оказалась во враждебном окружении местного крестьянского населения и возвратившись с фронта революционно настроенных частей старой армии (фронтового казачества).

В этот период большевистская власть еще не испытывала тяжелых последствии интервенции. С одной стороны, обострившаяся до предела вооруженная борьба Антанты и Четверного союза на Западном фронте, а с другой стороны, недооценка опасности большевизма в правительственных кругах Великобритании, Франции и США не позволили им немедленно оказать поддержку антибольшевистским силам в России.

Однако уже первые месяцы гражданской войны показали большевикам необходимость создания централизованного карательного аппарата (Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и саботажем) и Рабоче-крестьянской Красной армии, комплектуемой на добровольных началах из рабочих и крестьян. Именно частям Красной армии удалось установить советскую власть на Кубани, удержать Екатеринодар, который пыталась захватить Добровольческая армия. Эти события наглядно свидетельствуют о «вписанности» Кубани в события гражданской войны в стране.

Второй период (март – ноябрь 1918 г.) характеризуется коренным изменением соотношения социальных сил внутри страны, что не могло не сказаться на социально-политической обстановке в кубанском регионе. Разгон Учредительного собрания (6 января 1918 г.) ярко обнаружил стремление большевиков любыми способами удержать захваченную власть. Еще больше ухудшило отношение населения к большевикам заключение Брестского мирного договора (3 марта 1918 г.). Сепаратный мир с Германией, уступка ей значительной территории, выплата больших денежных сумм были восприняты как нарушение большевиками их обещаний заключить «всеобщий демократический мир без аннексий и контрибуций», как предательство национальных интересов России.

Резкий рост враждебности крестьянского населения к большевикам вызвал поворот в продовольственной политике. Получив помещичью землю, крестьяне, и прежде всего из зернопроизводящих губерний, считали несправедливым сохранение хлебной монополии. Низкие цены, по которым государство скупало зерно в условиях обесценивания бумажных рублей и роста цен, не позволяли крестьянам не только получать прибыль от его продажи, но даже окупать затраты на его производство. В результате резко сократилась продажа хлеба, по городам прокатились стихийные голодные бунты, направленные против местных органов советской власти.

Для решения обострившейся продовольственной проблемы в мае 1918 года Народный комиссариат по продовольствию был наделен чрезвычайными полномочиями по закупке хлеба: свободная торговля запрещалась, были введены карательные меры против лиц, скрывающих хлебные «излишки» и отказывающихся продавать зерно государству по установленным низким ценам, то есть была введена продовольственная диктатура. В дополнение к этим официальным мерам рабочие крупных городов, наиболее страдающих от голода, по собственному почину начали формировать вооруженные продовольственные отряды и посылать их в деревни для «заготовки» продовольствия.

В июне1918 года правительство приступило к организации комитетов бедноты. С их помощью большевики попытались расширить социальную опору новой власти в деревне. Однако частично сняв остроту продовольственной проблемы, комбеды оттолкнули от большевистской власти середняков. В сложившихся условиях, при всей противоречивости существующих в исторической литературе оценок, диктаторские методы проведения продовольственной политики оказались единственным способом спасения населения от голода.

Все более ужесточалась политическая ситуация в стране. В ответ на террористические акты эсеров был объявлен красный террор (сентябрь 1918 г.). ВЧК и ее местные органы арестовывали и объявляли заложниками известных политических и общественных деятелей, генералов и офицеров, представителей дворянства, буржуазии, интеллигенции и духовенства. Красный террор стал не только массовым средством истребления «классово чуждых элементов», но и средством устрашения всего населения. Всероссийский центральный исполнительный комитет принял решение о превращении РСФСР в «единый военный лагерь», то есть официально заявлялось о переходе страны к новому этапу борьбы за власть.

Для Кубани этот период характеризовался «поворотом» казачества и значительной части крестьянства против большевиков, что позволило значительно расширить социальную и экономическую базу белого движения. Вслед за донцами в Добровольческую армию А.И. Деникина вступали тысячи кубанских казаков, поднявшихся на борьбу против Советов. К ноябрю 1918 года, опираясь на поддержку и прямое участие в войне зажиточного крестьянского и казачьего населения, в том числе и Кубани, белое движение переросло из подпольно-партизанского состояния в регулярные, хорошо организованные армии, закрепившие за собой районы Северного Кавказа, Поволжья, Урала и Сибири, богатые людскими и хозяйственными ресурсами.

На этом этапе расстановка интервенционистских сил существенных изменений не претерпела. Занятые войной на Западном фронте, страны Антанты и Четверного союза по-прежнему не имели возможности активно вмешиваться в гражданскую войну в России. Однако были сделаны первые шаги в этом направлении: силами флотов установили блокаду и приступили к высадке десантов в портах с целью занятия плацдармов на окраинах России. Германские войска угрожали Советской России с территории Прибалтики, Белоруссии, Украины и Донской области, однако их наступательные возможности ограничивались военными действиями на Западном фронте. Главную ставку летом 1918 года правительства Антанты сделали на восставший Чехословацкий корпус, объявленный частью французской армии.

В июле-октябре 1918 года Кубань стала ареной масштабных военных событий, происходивших на Северном Кавказе, Нижней и Средней Волге: части Донской армии наступали на Царицын, Добровольческая армия вела операции по занятию Кубани и всего Северного Кавказа, части Чехословацкого корпуса пытались установить контроль над Поволжьем. Успешные операции Красной армии позволили отвоевать Среднее Поволжье, защитить Царицын и не допустить объединения антибольшевистских сил юга и востока России. В то же время Добровольческая армия, разгромив местные красноармейские формирования, заняла Кубань и Черноморье.

В ноябре - декабре 1918 года произошли события, которые привели к новому обострению гражданской войны, расширению масштабов военных действий в ходе ее
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Н. А. Почешхов / Науч ред. Э. А. Шеуджен. Майкоп: Изд-во агу, 2006. С. 7-37 iconФедеральное агентство по образованию
П781 Проблема времени в культуре, философии и науке: сб науч тр. / под ред. В. С. Чуракова. (Библиотека времени. Вып. 3). – Шахты:...
Н. А. Почешхов / Науч ред. Э. А. Шеуджен. Майкоп: Изд-во агу, 2006. С. 7-37 iconУчебник для студентов экономических специальностей вузов/ В. И. Кошкин...

Н. А. Почешхов / Науч ред. Э. А. Шеуджен. Майкоп: Изд-во агу, 2006. С. 7-37 iconВоронежская
В 75 Воронежская книга 2006 : библиогр указ. / Воронеж обл универс науч б-ка им. И. С. Ни-китина; сост. М. Е. Зубарева; отв ред....
Н. А. Почешхов / Науч ред. Э. А. Шеуджен. Майкоп: Изд-во агу, 2006. С. 7-37 iconСборник задач по дискретной математике. 2-е изд. М: Наука, 1992, 368 с
Белоусов А. И., Ткачев С. Б. Дискретная математика: Учеб для вузов / Под ред. В. С. Зарубина и А. П. Крищенко. – 4-е изд. М. Изд-во...
Н. А. Почешхов / Науч ред. Э. А. Шеуджен. Майкоп: Изд-во агу, 2006. С. 7-37 iconУчебно-методическое обеспечение литература Литература основная Гуревич...
Содержание пособия позволяет студенту самостоятельно изучить пропущенный учебный материал или познакомиться с дополнительным материалом,...
Н. А. Почешхов / Науч ред. Э. А. Шеуджен. Майкоп: Изд-во агу, 2006. С. 7-37 iconХрестоматия
Специальная психология: Хрестоматия / Сост и науч ред. Э. П. Кожевникова. – Тобольск: тгпи им. Д. И. Менделеева, 2006. – 187 с
Н. А. Почешхов / Науч ред. Э. А. Шеуджен. Майкоп: Изд-во агу, 2006. С. 7-37 iconОформление научных студенческих работ
Пановой; сост. H. A. Левенштейн, Л. И. Громова; науч ред и отв за вып. В. В. Изыкин. 4-e изд., испр. Йошкар-Ола, 201 г-28 с
Н. А. Почешхов / Науч ред. Э. А. Шеуджен. Майкоп: Изд-во агу, 2006. С. 7-37 iconОбщие экономические понятия
Белоусов А. И., Ткачев С. Б. Дискретная математика: Учеб для вузов / Под ред. В. С. Зарубина и А. П. Крищенко. – 4-е изд. М. Изд-во...
Н. А. Почешхов / Науч ред. Э. А. Шеуджен. Майкоп: Изд-во агу, 2006. С. 7-37 iconТематическое планирование уроков русского языка в 6 классе
Русский язык: 6кл.: Учебн для общеобр учреждений [Л. А. Тростенцова, Л. А. Ладыженская и др.; науч ред. Н. М. Шанский] – 7- е изд....
Н. А. Почешхов / Науч ред. Э. А. Шеуджен. Майкоп: Изд-во агу, 2006. С. 7-37 iconУниверсальная логика метода генодрева философии триединого синтеза
Белоусов А. И., Ткачев С. Б. Дискретная математика: Учеб для вузов / Под ред. В. С. Зарубина и А. П. Крищенко. – 4-е изд. М. Изд-во...
Н. А. Почешхов / Науч ред. Э. А. Шеуджен. Майкоп: Изд-во агу, 2006. С. 7-37 iconТематическое планирование уроков русского языка в 7 классе
Русский язык: 7кл.: Учебн для общеобр учреждений [М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова, Л. А. Ладыженская и др.; науч ред. Н. М. Шанский]...
Н. А. Почешхов / Науч ред. Э. А. Шеуджен. Майкоп: Изд-во агу, 2006. С. 7-37 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Неева Е. В., Пронина О. В. Букварь. Учебник для первоклассников. Изд. 2-е перераб. М.: «Баласс», 2011Прописи Пронина О. В. Мои волшебные...
Н. А. Почешхов / Науч ред. Э. А. Шеуджен. Майкоп: Изд-во агу, 2006. С. 7-37 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сосочку говоришь? Щас устроим. Вихри враждебные веют над нами Ироды! Сатрапы!!! Всех не перепеленаете! Агу, агу!!!!
Н. А. Почешхов / Науч ред. Э. А. Шеуджен. Майкоп: Изд-во агу, 2006. С. 7-37 iconУчебник для студентов высших медицинских учебных заведений. М.: Изд центр «Академия», 2006
Гигиена: Учебник 2-е изд., перераб и доп. / Под ред акад. Рамн г. И. Румянцева. М.: Гэотар-мед, 2001
Н. А. Почешхов / Науч ред. Э. А. Шеуджен. Майкоп: Изд-во агу, 2006. С. 7-37 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Русский язык. 9 класс: учеб для общеобразоват учреждений/ (Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова;...
Н. А. Почешхов / Науч ред. Э. А. Шеуджен. Майкоп: Изд-во агу, 2006. С. 7-37 iconВопросы для подготовки к сдаче кандидатского экзамена по «Истории и философии науки»
Белоусов А. И., Ткачев С. Б. Дискретная математика: Учеб для вузов / Под ред. В. С. Зарубина и А. П. Крищенко. – 4-е изд. М. Изд-во...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск