Скачать 104.44 Kb.
|
История дизайна науки и техники Программа составлена на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к минимуму содержания и уровню подготовки специалиста по специальностям «Дизайн костюма». ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ. Дисциплина «История дизайна» занимает важное место в теоретическом курсе учебного процесса по специальности «Дизайн» в высших учебных заведениях. Лекционный курс рассчитан на достаточно детальное изучение условий зарождения и становления и развития во всех аспектах такой сферы художественной деятельности человека, как дизайн. Дисциплина играет важную роль в деле обучения студентов, получающих специальность дизайнера костюма», т.к. является необходимой составляющей того объема знаний, которыми должен обладать высокопрофессиональный специалист в области дизайна. Целью изучения курса – получение знаний по истории не только важнейших открытий и изобретений человечества, но и по истории художественного формообразования изделий индустриального производства в крупнейших странах мира и, в том числе, в нашей стране. Задачей дисциплины является понимание факторов, определивших развитие дизайна и связанных не только с хозяйственно-экономической жизнью общества, но и с явлениями культуры в целом и искусства в частности. Значение дисциплины – изучение курса дает возможность студентам быть знающим и грамотным специалистом, что немаловажно для дальнейшей деятельности. Актуальность дисциплины заключается в том, что получаемые знания дают возможность больше узнать о своей будущей профессии. Курс построен таким образом, что студенты сначала изучают предысторию дизайна, а также весь комплекс причин и условий, сделавших возможным необходимость появление самого дизайна, а затем студенты узнают о первых шагах дизайна, как теоретических, так и практических. Следующая часть курса посвящена тому периоду, когда дизайн становится неотъемлемой частью жизни человеческого общества в любой стране мира, и в заключение даётся материал о тенденциях развития современного дизайна. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ. В результате изучения дисциплины специалист должен: иметь представление о том, что такое дизайн в современном понимании; знать основные моменты исторического развития дизайна, классические образцы работ отечественных и зарубежных мастеров дизайна; уметь ориентироваться во всех сферах и направлениях деятельности дизайнеров; содержание дисциплины по темам Тема 1. «Что такое дизайн? О сегодняшнем понимании предмета» Основные виды дизайнерской деятельности. Современное понятие о такой сфере художественной деятельности как дизайн и её влиянии на жизнь человека. Тема 2. «Из истории техники. На заре технических цивилизаций» Основные изобретения древнего человека: каменные орудия, добывание огня, лук, колесо, плот и др. Тема 3. «Из истории техники. На заре технических цивилизаций» Изобретения древних человеческих культур: письменность, металлообработка, рычаг, парусное судно, мельница, повозка и др. Тема 4. «Из истории техники. Ремесленное производство в средние века» Усовершенствование предшествующих изобретений и новые изобретения: бумага, часы, телескоп, микроскоп, очки и др. Тема 5. «Из истории техники. Промышленная революция в конце XVII века и начале XIX века» Изобретение парового двигателя и новых видов транспорта на его основе, двигатель внутреннего сгорания, автомобиль, электричество, радио, телефон, телеграф, фотография, кинематограф и др. Тема 6. «Техника как искусство. Выставки конца XIX века» Первые всемирные промышленные выставки в Европе (Лондон, Париж). Цели и результаты. Промышленные выставки в России. Тема 7. «Первые теории дизайна» Прерафаэлиты и Дж. Рескин. У. Моррис, его теория и практика. Г. Земпер и его книги. Ф. Рело. Тема 8. ««Модерн» - новый стиль на рубеже XIX – XX веков» Зарождение стиля, его источники, распространение по всей Европе. Характерные признаки модерна. Новый стиль в различных видах искусства. Тема 9. «Русский «Модерн». Особенности развития» Влияние европейского «Модерна»: «Мир искусства», графика и архитектура Петербурга. Национальные традиции: Абрамцево, Талашкино. Тема 10. «Ранний американский функционализм» Чикагская архитектурная школа. Новые принципы строительства. Луис Саливен. Френк Ллойд Райт. Тема 11. Функционализм в Европе начала XX века Михаэль Тонет. Адольф Лоос. Германский Веркбунд. Петер Беренс. Ле Корбюзье. Тема 12. «Баухауз – первая школа дизайна в Германии» История школы. Гропиус, Майер, Мис Ван дер Роэ. Педагогическая система, связь с промышленностью. Тема 13. «Художественный авангард в Европе начала XX века» Поиск новых путей и новые принципы в изобразительном искусстве, их применение в дизайне. Группа Dе Stile. Тема 14. «Художественный авангард в России начала XX века» Новое искусство. Художники-авангардисты в промышленности: текстиль, одежда, посуда. Выставки. Тема 15. «Искусство первых лет революции» Агитационное искусство, новая символика. Плакаты. «Окна Роста». Художественный образ нового мира. Тема 16. «Производственное искусство в России в 20-ых – 30-ых годах» Развитие теории опережает практику. Место художника на производстве и его новая роль в советской промышленности. Тема 17. «Школы дизайна в России в 20-ых – 30-ых годах» ВХУТЕМАС. ВХУТЕИН – разработка принципов нового образования для художников-инженеров. Ладовский, Родченко. Гинхук, декоративный институт. Тема 18. «Американский дизайн 20-ых – 30-ых годов» Источники возникновения и основы и основы развития дизайна в Америке. Первые дизайн–бюро. Гедес, Лоуи, Тииг. Американский стайлинг–дизайн для коммерческого успеха. Тема 19. «Развитие дизайна в США середины XX века» Развитие независимого дизайна и стафф – дизайн. Дж. Нельсон, Эшфорд – два взгляда на развитие дизайна в Америке. Нон – дизайн. Тема 20. «Развитие дизайна в СССР в начале XX века» Инженерное проектирование. Машиностроение и транспорт. Московское метро. Тема 21. «Послевоенное развитие дизайна в Европе» Неофункционализм. Ульмская школа дизайна. Макс Билл иТомас Мальдонадо. Стиль «Браун» Дитера Рамса. Тема 22. «Скандинавский дизайн» Традиционные материалы и новые технологии. Шведский модерн. Датский стиль. Финская культура дизайна. Алвар Аалто. Тема 23. «Дизайн середины XX века в СССР» Послевоенное развитие дизайна. СХКБ. Госдизайн ВНИИТЭ. Дизайн программы. Сенежская студия. Эксперименты и утопии. Тема 24. «Итальянский дизайн» Экономическое чудо. Стиль «Оливетти» Эторе Сотстаса. «Красивый дизайн». Джованни Понтии, Марко Ниццоли, Марио Беллини. Тема 25. «Японский дизайн» Промышленность и технологии в Японии. Национальные традиции и современный стиль. Дизайн определяет конкурентоспособность. Тема 26. «Развитие европейского дизайна в середине ХХ века» Поп-дизайн 60-х. Эксперименты и дизайн-утопии. Дж. Кристофер Джонс, Брюс Арчер, Кристофер Александер. Тема 27. «Новые концепции американского дизайна в 70-е – 80-е годы» Системный подход к проектированию. Комфорт и безопасность. Проектирование не объекта, а эффекта. Использование научных данных для проектирования. Тема 28. «Отечественный дизайн 80-х – 90-х годов» Новая теоретическая концепция системного дизайна. Союз дизайнеров СССР. Расширение сферы дизайн проектирования и деятельности дизайнеров. Тема 29. «Европейский дизайн в 70-е – 80-е годы» Радикальный дизайн и анти дизайн. Группы дизайнеров новых направлений - Архизум, Суперстудио, Штрум, Алхимия. Тема 30. «Постмодерн в дизайне» Новые стили в дизайне. Группа Мемфис. Новый европейский дизайн в Германии, Англии, Франции, Испании. Тема 31. «Дизайн на рубеже тысячелетий» Развитие высоких технологий и развитие дизайна. Стиль хай-тек. Бестелесный дизайн. Экология и дизайн. Маркетинг и менеджмент в дизайне. Тема 32. «Основные тенденции развития современного дизайна» Рынок «эмоциональных покупок» - новые подходы к дизайн – проектированию и рекламе. Создание «концепт-моделей» - новое в рекламе. Арт – дизайн и современное искусство. рекомендации по самостоятельной работе студентов. а. Обязательное изучение литературы рекомендованной педагогом по данной дисциплине. б. Написание реферата в конце каждого семестра по любой из тем прослушанных в течение семестра или по теме согласованной с преподавателем. в. Составление краткого резюме по каждой изученной теме для подготовки ответа на экзамене. Реферат должен быть маленьким научным исследованием, содержащим больше информации, чем лекционный материал, и составляться на основании не менее трех источников из списка литературы или других книг аналогичной тематики. Требования к реферату
вопросы для подготовки к зачету
вопросы для подготовки к экзамену
темы рефератов Баухауз. Художественные принципы стиля «Модерн» О всемирных выставках конца XIX века в Европе. Цели и выводы. ВХУТЕМАС – ВХУТЕИН Функционализм в Европе 20-х годов Первые теории дизайна Основные виды дизайнерской деятельности Производственное искусство в России 20-х годов. Теория и практика Искусство первых лет революции Американский дизайн 30-х годов Ранний американский функционализм О художественном авангарде Европы начала ХХ века Важнейшие изобретения древних цивилизаций Конструктивизм Изобретения эпохи ремесленного производства Супрематизм Изобретения на основе открытия электричества Германский Веркбунд Инженерное конструирование 30-х годов Современный европейский дизайн Русский «Модерн» О развитии американского дизайна середины ХХ века Ульмская школа Отечественный дизайн 80-х – 90-х годов Дизайн в Европе середины ХХ века Американский дизайн 80-х – 90-х годов Советский послевоенный дизайн Современные тенденции развития дизайна О промышленных выставках конца XIX века в России Изобретения средних веков Первая разработка фирменного стиля Изобретения на основе энергии пара Английские теории дизайна начала ХХ века Изобретения в области механизации текстильной промышленности Скандинавский дизайн Стиль «Модерн» в декоративно-прикладном искусстве Европы Японский дизайн Сенежская студия Группа De Stile У. Морис – его теория и практика Открытия эпохи промышленной революции 19 века Постмодерн в итальянском дизайне Неорусский стиль Русский авангард начала ХХ века По согласованию с преподавателем студенты могут взять для реферата более узкую тему в пределах тематики изучаемого курса. Например: «Развитие мебельного дизайна на примере различных форм стула». список литературы. Основной:
Дополнительной:
4) Борисова С. А., Стернин Г. Ю. Русский модерн. – Галарт. 1994 год. 5) Аронов В. Р., Иконников А. И. 100 дизайнеров Запада. – ВНИИТЭ. 1994 год. 6) Ковтун Е. Русский авангард 1920-х – 1930-х годов. – С-Петербург. Аврора. Паркстаун. 1996 год. 7) Тьелве Э. Краткий курс промышленного дизайна. – Машиностроение. 1984 год. |
Программа составлена на основании требований государственного образовательного... Дисциплина История культуры и искусств изучается во всех художественных вузах страны, в том числе и студентами, специализирующимися... | Конфекционирование материалов для одежды Программа составлена на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к... | ||
Рабочая программа «Общая социология» Рабочая программа составлена на основании требований Государственного образовательного стандарта высшего образования к обязательному... | Электрооборудование судов Рабочая программа составлена доцентом М. Н. Романовым на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Анатомия человека Рабочая программа составлена доцентом, Гюнтер П. П. на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Радиационная и химическая защита Рабочая программа составлена доцентом Мазуриным Е. П. на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Программа курса по дисциплине «История государства и права зарубежных стран» Федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу «Общепрофессиональные... | Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности Рабочая программа составлена доцентом Гюнтером П. П. на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Среднего общего образования Образовательная программа разработана на основании фк государственного образовательного стандарта в части государственных требований... | Учебно-методический комплекс по дисциплине Системный анализ Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и на основании примерной учебной программы данной... | ||
Рабочая учебная программа дисциплины «Энергоменеджмент» Рабочая учебная программа дисциплины «Энергоменеджмент» составлена на основании требований Государственного образовательного стандарта... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Теория и методика футбола» составлена в соответствии с требованиями (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания... | ||
1. Характеристика образовательной программы Образовательная программа разработана на основании фк государственного образовательного стандарта в части государственных требований... | Организация и ведение спасательных работ В. Н. Несмеяновым и доцентом, к т н. Ю. И. Пивоном на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Выписка из Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования требований к минимуму содержания и уровню... | Высшего профессионального образования «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» спо (базовый уровень) с учетом требований Государственного образовательного стандарта... |