Диплом Формирование мировоззрения декабристов





Скачать 352.46 Kb.
НазваниеДиплом Формирование мировоззрения декабристов
страница1/3
Дата публикации15.01.2015
Размер352.46 Kb.
ТипДиплом
100-bal.ru > История > Диплом
  1   2   3


ГОУ Гимназия №1505

«Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория»

Диплом

Формирование мировоззрения декабристов

автор: ученица 10 класса «Б»

Атакишиева Джамиля

Руководитель: к.п.н. Орловский А.Я.

Москва

2012

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

1. Мнения отечественных историков по вопросу определения факторов, повлиявших на складывание мировоззрения декабристов…………………….5

2. Мотивы участия дворянина в деятельности тайных обществ в России в начале XIX в. по мемуарам декабристов………………………………………16

2.1. Внешняя критика мемуаров декабристов…………………………..16

2.2. Внутренняя критика мемуаров декабристов……………………….25

Заключение………………………………………………………………………29

Список литературы……………………………………………………………..32

Введение

Движение декабристов является одним из исторических явлений, отражающих яркую картину выстраивания взаимоотношений между властью и обществом и показывающих конфликтность между двумя сторонами. В истории нашей страны произошло событие, которое стало поворотным, определяющим основной вектор ее развития на полтораста лет вперед. Это событие вызвало множество споров среди историков, которые каждый по-своему трактовал декабристское движение. И поэтому интересным становиться выявление причин, которые определили дальнейшую судьбу конфликта, а также для нас важны его последствия. Также, рассматривая особенности формирования мировоззрения декабристов, можно выявить характерные черты эпохи Просвещения в России в XVIII – начале XIX века. Значение данного отрезка времени заключалось в том, что именно в этот период менялась система ценностей, личность человека стала значимее. Но в связи с тем, что вторая половина правления императора имела консервативно-реакционный характер, крестьянский вопрос не был решен. Попыткой открытой борьбы против такого государственного строя является деятельность первых тайных обществ. Исходя из этого, можно понять, какие были особенности эпохи Просвещения в России. Для нас становится главным увидеть, как сформировалось мировоззрение декабристов.

Целью данной работы является раскрыть особенности формирования мировоззрения декабристов.

Для достижения поставленной в работе цели потребовалось решение следующих задач:

  1. Сравнить мнения отечественных историков по вопросу определения факторов, повлиявших на складывание мировоззрения декабристов;

2) Определить мотивы участия дворянина в деятельности тайных обществ в России в начале XIX в., по мемуарам декабристов ( С.П. Трубецкой «Записки 1844-1845, (1854) гг.», А.Е. Розен «Записки декабриста», Н.И. Лорер «Записки моего времени. воспоминания о прошлом, М.С. Лунин «Письма из Сибири» и «Взгляд на тайное общество в России» ).

Для написания исследования использовалась следующая литература. В работе дореволюционного историка В.О. Ключевского «Курс русской истории». Историк обратил особое внимание на воспитание дворянина-декабриста, на смену системы ценностей старшего поколения (Екатерининская эпоха) и молодого (Александровская эпоха).

М.В. Нечкина в «Детях 1812 года» и в «Декабристах» также рассматривает проблему формирования мировоззрения декабристов. Движение восставших рассматривается как революционное.

Ю.М. Лотман в «Беседах о русской культуре» в главе «Быт и традиции русского дворянства» называет декабристов как «определенный культурно-исторический и психологический тип» и излагает сюжеты, в основном, касающиеся взаимоотношений между декабристами. Особый интерес уделяет духовному аспекту темы декабристов.

Н.Я. Эйдельман в работах «Пален и Пестель», «Лунин», «Первый декабрист», используя сюжеты из биографии декабристов, их письма, исторические документы, выводит причины зарождения революционной мысли среди молодых дворян.

В работе «Ранний декабризм и масонство» Е.Н. Туманник обращает внимание на духовный мир декабристов и на влияние на него религии и масонства.

Глава 1. Мнения отечественных историков по вопросу определения факторов, повлиявших на складывание мировоззрения декабристов

Отечественная историография дает возможность проследить, как менялось отношение к восстанию декабристов в России в различные периоды. Исходя из этого, для начала была проанализирована работа В.О. Ключевского. «Курс русской истории» является единственным аналитическим материалом дореволюционной эпохи, в котором детально рассматривается зарождение причин декабристского восстания.

Он отмечает тот факт, что будущие декабристы жили во время эпохи Просвещения. Именно в этот период на Западе усиливалось волнение в обществе, которое могло перейти на Россию. Исходя из этого, государство предприняло ряд определенных мер, которые должны были не допустить проявление революционных настроений в России. Так образование должно было быть непосредственно связанным с религией, так как, по мнению В.О. Ключевского главной обязанностью христианства было повиновение властям. Власть обращала внимание на то, каковы были мысли студентов и профессоров. Государство старалось устранить «дух вольнодумства и лжемудрия». С этого момента была создана инструкция, указывающая, как и по каким книгам должны были преподавать профессора. Студенты распределялись не по курсам, а по степеням нравственного содержания. Провинившихся студентов называли грешниками, их отводили в отдельные комнаты, куда приходил священник, который причащал и исповедовал их. Таким образом, В.О. Ключевский, подводя итог, пишет: «Следствием всего этого стало тягостное настроение, которое все более овладевало обществом»1

В.О.Ключевский относит к декабристам образованных дворян, которые желали быть полезными Отечеству. Он отличал будущих декабристов от своих отцов тем, что если вторые не воплощали свои мысли в действительность, то первые наоборот стремились выполнить свою цель, жертвуя личными интересами. Объяснял историк это тем, что воспитание отцов и их детей отличалось. В конце XVIII века в Россию переезжают иностранцы, которые внесли католическую пропаганду в общество. Они и являлись гувернерами будущих декабристов. Стремясь изучить окружающую их родную действительность, они хотели избавиться от влияния французской культуры на русскую. В.О. Ключевский писал, что даже изучение европейской политики, культуры приносило интерес к русской действительности, так как они сравнивали родную культуру с иноземной. Таким образом, французские гувернеры способствовали развитию в воспитанниках глубокого чувства патриотизма.

В.О. Ключевский отмечает, что общество при Александре I ждало от государя продолжение реформ по вопросу крестьян, но государство в послевоенное время было истощено и у него не было сил на продолжение реформаторской деятельности. Все начинания императора были безуспешны. Новые центральные учреждения внесли нескладицу в административном механизме. Причиной этого, по мнению историка, являлась внутренняя непоследовательность преобразований. «Император хотел построить либеральную конституцию в обществе, половина которого находилась в рабстве»1. Вследствие этого стал возникать конфликт между властью и декабристским движением.

Будущие декабристы так же, как и их отцы не знали действительности, но они не относились к ней равнодушно. Они были против крепостного права, неуважения к правам личности, презрения общественных интересов, понимая, что им надо действовать, чтобы изменить эту жестокую реальность.

Офицеры военных походов 1814-1815 гг. часто обсуждали, сидя вокруг костра, положение своего отечества, которое защищали. Иностранная газета, как отмечает В.О. Ключевский, являлась потребностью для гвардейского офицера. Чтение сопровождалось обсуждением о том, что делать и как служить. Когда защитники вернулись на родину, офицеры продолжили обсуждение государственной деятельности, сидя в кружках. В казармах они пришли к решению не употреблять телесное наказание по отношению к солдатам. Эти кружки впоследствии превратились в тайные общества.

Из советской историографии я посчитала нужным рассмотреть работы таких историков как: М.В. Нечкина, Ю.М. Лотмана и Н.Я. Эйдельмана.

М.В. Нечкина выделяет следующие факторы, повлиявшие на формирования мировоззрения декабристов.

В первую очередь в работе «Формирование мировоззрения декабристов» историк говорит об обстановке в семье будущих декабристов. Как известно большинство декабристов являлись дворянами, то есть принадлежали к привилегированному сословию тогдашней России. С самого детства они слышали разговоры о политике государства конца XVIII- начала XIX веков. Они узнали о загадочной смерти Павла I, о войнах России с Наполеоном. Безусловно данные факты повлияют на декабристов. Неудача под Аустерлицем и Тильзитский мир послужили сигналами о неблагополучии в политике Российской империи. Судьба России была в центре юношеского мировоззрения. «Много первостепенных по значению политических событий прошло через их сознание»1.

Как уже было сказано, будущие декабристы росли в дворянских семьях, где могли наблюдать разницу между высшими и низшими социальными слоями. М.В Нечкина отмечает: «Сомнение в справедливости самодержавного строя рано пробудилось в молодых умах»2. Студенты-дворяне встречались в университетах со студентами-разночинцами, которые отличались друг от друга и одеждой и образом жизни. Дворяне жили богаче, чем разночинцы, чувствовалась разница между ними. Студенты читали, что законы должны быть для всех граждан одинаковы, но в действительности все было не так, и молодые люди это видели и понимали. В последствии будущие декабристы начинают задумываться о темной действительности России. Именно поэтому, по мнению историка, главная мысль в умах декабристов сводилась к борьбе с крепостничеством и с самодержавием.

В университетах так же царил декабристский дух. В лицее ученикам запрещалось бранить крепостных. Им говорилось, что все лицеисты равны между собой. Воспитывалось чувство равенства. М.В. Нечкина в своей работе «Дети 1812 года» отмечает следующий факт, на открытии лицея Куницын призывал студентов быть против рабства. Также студенты читали запрещенные книги, где описывалась жестокая действительность крепостного права и самодержавия. Многие из этих книг были написаны западными писателями, которые в свою очередь так же повлияли на Французскую революцию. В некоторых книгах также присутствовали антифеодальные идеи. Хотя эти книги не были причиной освободительной идеологии, но они передали свой опыт будущим декабристам, значительно облегчили задачу. Сами профессора знакомили лицеистов с событиями Великой французской революции.

В «Детях 1812 года» М.В. Нечкина знакомит нас с отрывками из жизни А.С.Пушкина, Н.Н. Раевского, В.Ф. Раевского. А.С.Пушкин являлся членом литературного общества «Зеленая лампа» с яркой политической окраской. Многие ее члены входили в Союз Благоденствия. А.С.Пушкин туда не входил, но он уже тогда являлся главным выразителем идеологии декабристов. Он писал смелые стихи в годы жестоких реакций Александра I. Эти стихи знали наизусть все до какого-нибудь прапорщика.
Тогда же в студенческие годы будущие декабристы стали собираться в кружки, где осуждали действия императора и даже хотели создать свою республику и поклялись исполнить свои мечты, но война 1812 года заставила их отложить эти действия. Во время войны будущие декабристы увидели в лице крепостных таких же людей, как и сами они, готовых умереть за Родину. Декабристы с патриотическим чувством долга перед Родиной пошли защищать ее от французов. Они стали участниками знаменитых сражений. Оппозиционное настроение окрепло на войне. Вернувшись домой, солдаты были не довольны тем, что их «тиранят», то есть заставляют потеть на барщине, тогда как они проливали кровь на полях битв.
Заграничные походы 1814-1815 годов также способствовали появлению декабристской идеологии. Будущие декабристы увидели европейские страны, где не было крепостного права и где существовали конституции. Вернувшись на Родину, они более наглядно увидели разницу между западными и российскими формами жизни. Они поняли, что революция не так уж дурна, и что революционные завоевания прочны. После посещения Европы были созданы тайные союзы. Современники утверждали, что настроение в это время в стране было тяжелым. В тайных обществах были попытки создать конституцию, но они не понесли за собой успеха.
В Европе в это время росла борьба между правительством и народом, там так же царил революционный дух. В это время и росли декабристы. Из этого можно сделать вывод, что декабристы не были оторваны от общества, а наоборот участвовали в процессе изменений. И их действия соответствовали духу того времени. П.И. Пестель писал, что революционное настроение распространилось по всему миру в связи событиями начала XIX века.

Так же возникает сомнения в религии, так как появилась идеология о верховенстве человеческого разума, то есть на декабристов повлияла эпоха просвещения.
Ю.М. Лотман в своей работе «Беседы о русской культуре» определяет следующие факторы, повлиявшие на мировоззрение декабристов.

В главе «Люди 1812 года» он обращает внимание на Отечественную войну 1812 года.

Историк говорит о том, что война изменила жизнь и быт будущих декабристов. Солдаты и офицеры, имевшие дворянское происхождение, поняли какова была русская действительность только на войне. «…они увидели Россию, народные страдания»1.

Солдаты и офицеры, сблизившись на войне, оказали большое влияние друг на друга. Ю.М.Лотман отмечает, что если раньше солдаты не видели смысла в действиях офицеров, то сейчас обычные солдаты поняли, что на войне друг без друга не обойтись. Здесь же историк пишет о Денисе Давыдове. Это был офицер, считавший, что сближение солдата и офицера было неизбежным. Он первым заговорил о народной войне, но для народной войны требовался другой внешний вид русской армии. Ю. М.Лотман пишет, что часто русскую армию путали с французской из-за сходств во внешнем виде, именно тогда Денис Давыдов решил переодеть свой отряд в кафтан. В его отрядах появились обычные крестьяне, это послужило началом народной войны, которая «перестроила сознание русского образованного человека, дворянина»2. Ю.М.Лотман так же, как и М.В. Нечкина в работе «Дети 1812 года» говорит, что офицеров сближало их положение, патриотические мысли и размышления о судьбе России. «В них рождался новый человек — человек декабристской эпохи»3.

Так же как и М.В. Нечкина, он отмечает то, что мир 1807 года между Францией плохо воспринимался в патриотическом обществе тогдашней России. Сам император Александр I, по мнению историка, не верил в силы своей армии, но он не мог не обратить внимания на патриотизм народа. А ведь все надежды возлагались на царя, но в умах военных, которые стали постепенно понимать несправедливость действий помещиков по отношению к крестьянам, появились мысли о свободе человека. «Это — влияние военных событий»1.

Таким образом, Ю.М. Лотман отмечал войну 1812 года главным фактором, изменившим мировоззрение и культуру будущих декабристов.
Ю.М. Лотман рассматривает биографию Андрея Сергеевича Кайсарова. Интересно то, что до начала XIX века среди профессоров в России не было потомственных дворян. А.С. Кайсаров интересен тем, что он один из первых среди дворян, кто боролся за свободу и права человека. Он изучает жизнь и фольклор славян, он планировал создать науку о народе. После начала войны А.С. Кайсаров решил создать первую в русской армии газету. Первая военная типография имела большое значение для армии, она «… превратилась в голос молодых офицеров».

Н.Я. Эйдельман пишет, что истоки декабристского мировоззрения берут начало еще во времена Петра I. «Просвещая, Петр подводит мину под всевластие Романовых, но мину замедленную: на его век и на ближних потомков хватит»2. Так же обращает внимание на то, что самодержавие и просвещение не могут существовать вместе, из этого следует, что все споры между дворянами и государственной верхушкой начались еще в эпоху дворцовых переворотов. Как пример историк описывает судьбу фельдмаршала Б.К. Миниха.

Автор отмечает, что уже при Екатерине II служили «способнейшие», но после императрицы снова пути просвещенных дворян и власти разойдутся.

Н.Я. Эйдельман рассматривает взгляды не только общества, но и государства. В своей работе он пишет, что верховная власть была бессильной перед «дворянскими революционерами».

Так же как и В.О.Ключевский Н.Я.Эйдельман отмечает, что от Александра I ждали решения крестьянского вопроса, но во время войн с Наполеоном о реформах забыли. Историк пишет, что в антиправительственном возбуждении был виноват сам император. Сам же Александр I, по мнению Н.Я.Эйдельмана, не мог осуждать оппозицию, так как 20 лет назад император участвовал в заговоре против своего отца «во благо России». Император боялся, что с ним могут поступить так же, как и с его отцом, поэтому он говорил о необходимости ареста членов тайных обществ, а решить крестьянский вопрос он собирался путем расширения военных поселений. Но осуществить свои планы Александр I боялся, ведь заговорщиками против него являлись важные государственные персоны. Из всего этого Н.Я. Эйдельман делает вывод, что действия власти и ее представителей в период приближающегося восстания объясняет многие события революционного движения.

Так же Н.Я.Эйдельман в своей работе рассматривает дружбу между декабристом Павлом Пестелем и руководителем дворцового переворота 11 марта 1801 года генерала Петром Алексеевичем Паленом. Н.Я.Эйдельман пишет, что декабристы относились к перевороту 1801 года довольно сложно, так как коренных перемен в России так и не произошло, заговорщики удовлетворились лишь смертью монарха, декабристам же был присущ патриотический дух. Для самого Пала Пестеля общение с П.А. Паленом было получением опыта. На тайных совещаниях декабристы рассматривали предшествующие дворцовые перевороты, они учились на ошибках предыдущих заговорщиков, кроме того, декабристы их уважали, хотя и не одобряли их действия. Средний возраст собравшихся боевых офицеров, недавно прошедших путь от Москвы до Парижа, не достигал даже 21 года.

Также эти две личности объединяло то, что Павел Пестель, как и П.А. Пален, предпочитает лидерство демократичному тайному обществу. Павла Пестеля и П.А. Палена связывала служба, общие знакомые, «все это позволяло говорить откровенно»1. Подводя итог, историк отмечает, что на многие действия декабристов повлияли события прошлых лет: дворцовый переворот 1801 года.

Н.Я. Эйдельман рассматривает биографию таких декабристов, как братьев Муравьевых-Апостолов («Муравьев-Апостол») и Михаила Сергеевича Лунина («Лунин»). Сравнивая эти две работы, можно сказать, что историк выделяет ключевые моменты в биографиях декабристов, которые могли оказать влияние на их мировоззрение. Он отмечает тот факт, что их отец И.М. Муравьев-Апостол участвовал в заговоре 1801 года, что и могло повлиять на формирование политический воззрений Муравьевых-Апостолов. Впоследствии Александра I настроили против И.М. Муравьева-Апостола. Неблагодарность императора отложилась в сознании детей.

Воспитание также сказалось на сознании Муравьевых-Апостолов и Лунина. Историк отмечает, что учителями декабристов были французы-католики. Их отцы хотели воспитать их как «достойных быть русскими, достойных умереть за Россию». Они были богатыми дворянами, а богатство дает свободу выбора деятельности, они выбрали политическую. Жена И.М. Муравьева-Апостола переехала во Францию с семью детьми. Н.Я.Эйдельман указывает на то, что сам Наполеон знал Анну Семеновну Муравьев-Апостол и относился к ней с уважением. Муравьевы-Апостолы учились во Франции, позже у них появится учитель русскому, как пишет Анна Семеновна мужу, Сергей и Матвей были в восторге от этого. Данный факт объясняет то, что братья любили свою родину. Сергей Муравьев-Апостол был успешен в учебе, чем его старший брат и был умен не по летам. В последствии оба брата пойдут воевать за Россию. На полях битвы Сергей Муравьев-Апостол также был успешен и храбр, но воевал с чувством патриотизма. Н.Я. Эйдельман пишет, что Сергей Муравьев-Апостол также был религиозным, что проявилось в его революционных воззрениях, например, в «Катехизисе», читанному восставшему Черниговскому полку.

Сергей Муравьев-Апостол до конца своей жизни оставался верен своим взглядам. После восстания Сергей Муравьев-Апостол отказывался от помилования, сказав, что он именно и восставал против произвола и потому никакой произвольной пощады не примет.
Из постсоветских историков была рассмотрена работа Е.Н. Туманник «Ранний декабризм и масонство». Историк считает, что предпосылкой для создания тайного общества являлось такое общественное движение, как масонство. Также он указывает на то, что среди организаторов первого тайного общества Союза Спасения масонами были А.Н. Муравьев и М.И. Муравьев-Апостол. Е.Н. Туманник пишет, что создание Союза Спасения являлось согласованным шагом со стороны А.Н. Муравьева, который не допускал мирного существования с установленным тогда политическим режимом. Члены тайного общества хотели воплотить в жизнь благородные гражданские и нравственные принципы, провозглашаемые масонством: «т.е. дело должно было стать полностью адекватным слову, такова исходная суть традиций декабризма»1. Е.Н. Туманник называет А.Н. Муравьева носителем декабристских идей. Также как и другие историки, автор «Раннего декабризма и масонства» пишет, что на тайных собраниях будущие декабристы обсуждали государственные проблемы того времени.

Историк связывает название первого тайного общества с христианством. По его утверждению название показывает связь между нравственными и политическими принципами. Слово «Спасение» по мнению Е.Н. Туманник следует понимать как спасение христианское. Отсюда историк выводит цель тайных обществ: «достойно войти в Царство Божие». Такая идеология, по мнению историка, была актуальна во время активных религиозных исканий. Происходящее в государстве А.Н. Муравьев рассматривал как действия против христианства, он старался бороться с этим, дабы не совершить грех предания веры, а следовательно такое спасение веры и есть спасение самого себя. «Именно идея личного спасения, как важнейшего компонента идеологии тайного общества, и была закреплена в названии первой декабристской организации»1.

Таким образом, следует отметить, что мнения отечественных историков, по вопросу складывания мировоззрения декабристов, одновременно схожи и различны. Данное обстоятельство связанно с тем, что были рассмотрена историография разного периода русской истории.

Сходства в определении историками факторов:

Историки утверждают, что эпоха Просвещения оказала важное влияние на складывание декабристской мысли. Система ценностей, которую прививали будущим декабристам их воспитатели-иностранцы, соответствовала великой эпохе. Будущие декабристы читали книги философов и государственных деятелей, которые были запрещены. Так же незавершенность либеральных реформ Александра I и изменение в направлении внутренней политики императора, по мнению большинства авторов отечественной историографии, являлось причиной недовольства декабристов. Отечественная война 1812 года и заграничные походы 1813-1814 годов могли также существенно повлиять на декабристов.

Различия в отечественной историографии, связанной с декабристским движением, заключается в том, что историки рассматривали влияние разных факторов. Так Н.Я. Эйдельман пишет о влиянии прошлой истории на декабристов (дворцовый переворот 1801 года). Е.Н. Туманник пишет о масонстве, последователями которого являлось большинство декабристов, и о соединение политических и нравственных принципов в их движении. А М.В. Нечкина уделяет внимание обучению декабристов в университетах. Так же остается спорный вопрос религии декабристов. М.В. Нечкина утверждает, что среди декабристов возникает сомнение в религии, тогда как Е.Н. Туманник связывает цель тайных обществ с христианством.

Для того, чтобы понять, какие утверждения историков соотносились с действительностью, следует рассмотреть мемуары самих декабристов и найти в них причины вступления дворянина в тайное общество.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Диплом Формирование мировоззрения декабристов icon«Московская городская педагогическая гимназия – лаборатория» г. Москвы Диплом
Диплом посвящен исследованию стихотворений поэтов-декабристов с позиции сохранения и продолжения в них традиций «высокого штиля»...
Диплом Формирование мировоззрения декабристов iconПлан мероприятий, направленных на формирование антикоррупционного мировоззрения, в гбоу сош №183
Мо-я : «Методики внедрения антикоррупционного мировоззрения в процессе обучения»
Диплом Формирование мировоззрения декабристов iconУрок истории в 8 классе по теме: «Нравственный подвиг жён декабристов»
Цель: знакомство учащихся с судьбой жен декабристов, последовавших за своими мужьями в Сибирь и разделившими с ними их нелегкую участь;...
Диплом Формирование мировоззрения декабристов iconДиплом 1 место 5 класс Диплом 1 место 8 класс Диплом 1 место 11 класс...
Посещают секцию мальчики и девочки разных возрастов ( от 7 до 16 лет). В конце каждого учебного организуются общешкольные ежегодные...
Диплом Формирование мировоззрения декабристов iconУрок 38 Первые страницы нового царствования Урок 39 Попытки укрепить...
Урок 35 Внутренняя политика Александра I после Отечественной войны 1812 г. Первые организации будущих декабристов
Диплом Формирование мировоззрения декабристов iconПолностью готовый диплом
Реферат прилагается в 2-х экземплярах: один вшивается в диплом, второй вкладывается
Диплом Формирование мировоззрения декабристов iconРоссийской федерации
«Введение в ботанику» являются – формирование представлений об анатомическом и морфологическом строении вегетативных и репродуктивных...
Диплом Формирование мировоззрения декабристов iconДиплом Эволюционная теория перед лицом православного мировоззрения
Тимирязев очень вульгарно и цинично, не давая обоснованных доказательств, опроверг все доводы книги Данилевского об опровержении...
Диплом Формирование мировоззрения декабристов iconЭкзаменационные вопросы по философии для студентов
Понятие мировоззрения. Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия
Диплом Формирование мировоззрения декабристов iconДиплом Истоки и причины языковой победы
Поэтому мой диплом особенно актуален для людей, интересующихся историей языка, а именно английского языка в его американском
Диплом Формирование мировоззрения декабристов iconУчебно-методический комплекс политология направления подготовки 030300...
«Политология» является формирование научного мировоззрения; всестороннего понимания содержания и динамики политического бытия; формирование...
Диплом Формирование мировоззрения декабристов iconРешение педсовета протокол №
Формирование научного мировоззрения, умения выделять и описывать физические явления, развитие мышления
Диплом Формирование мировоззрения декабристов iconНазвание курса
Формирование основ научного мировоззрения в процессе систематизации, теоретического осмысления и обобщения имеющихся и получения...
Диплом Формирование мировоззрения декабристов iconСеминар Исторические типы мировоззрения
Мифология как тип мировоззрения: особенности мифологического сознания, типы мифов
Диплом Формирование мировоззрения декабристов iconУрок в 11 классе. Тема: «Демографическая проблема»
Задачи урока: Продолжить формирование научного мировоззрения, интеллектуальных и научно-исследовательских умений обучающихся, навыков...
Диплом Формирование мировоззрения декабристов iconУрок по теме «Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова.»
Цель урока : формирование антикоррупционного мировоззрения на уроках истории через знакомство с историческими источниками


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск