Урок истории в 8 классе по теме: «Нравственный подвиг жён декабристов»





Скачать 114.17 Kb.
НазваниеУрок истории в 8 классе по теме: «Нравственный подвиг жён декабристов»
Дата публикации14.07.2014
Размер114.17 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок
Урок истории в 8 классе по теме:

«Нравственный подвиг жён декабристов».

Цель: знакомство учащихся с судьбой жен декабристов, последовавших за своими мужьями в Сибирь и разделившими с ними их нелегкую участь; отображение внутренней сущности «декабристок».

Задачи:

  • Образовательные: 1. Познакомить учащихся с именами жён декабристов, сосланных в Сибирь, разделивших их сибирское изгнание;

2. Углубить и расширить базовые программные знания;

3. Показать значение семьи как одной из важнейших ценностей бытия через разрешение проблемной ситуации - подвиг жен декабристов.

4. Рассмотреть моральные аспекты человеческих отношений, которым не страшны любые препятствия, связанные с политической ситуацией в России в ¼ XIX века.

5. Организовать самостоятельную познавательную деятельность.

  • Развивающие: 1. Актуализировать личностный смысл учащихся к изучению новой темы, создать содержательные и организационные условия для развития у школьников познавательной деятельности;

3. Продолжить формировать у учащихся навыки работы с источниками, дополнительной литературой.

  • Воспитательные: 1. Ценность семьи на примере подвига жён

декабристов, гражданственности – на примере самих

декабристов, думавших о судьбе Отечества.

2. Способствовать воспитанию любви у учащихся к Отечеству, уважению к родной стране, её истории;

3. Воспитывать чувства ответственности, человеческого достоинства, патриотизма, уважения к гражданскому долгу.

Оборудование: учебник А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной «История России XIX век», тетради, доска, компьютер и мультимедиапроектор.

Тип урока:

Применённая педагогическая технология: проблемное обучение, личностно ориентированное, реализация компетентностного подхода.

Вид контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя.

Важнейшие даты: 14 декабря 1825 года – восстание на Сенатской площади.

Основные понятия: каторга, декабристы, долг.

Персоналии: Е.И.Трубецкая; М.Н.Волконская; А.Г.Муравьева; П.Г.Анненкова; АИ.Давыдова; А.И.Ентальцева; К.П.Ивашева; Е.П.Нарышкина; А.В.Розен; А.Д.Фонвизина; М.К.Юшневская и др.

Ход урока

№ слайда

I. Организационный момент


Добрый день ребята, уважаемые гости.


II .Проверка домашнего задания

Повторим изученное.

Для проверки домашнего задания вы выполните тестовое заданий (Приложение 1). Я прошу вас внимательно читать вопросы, чтоб вы хорошо выполнили задания.

Желаю удачи!

Учащиеся получают задания и отмечают правильные ответы. Ученики меняются работами; на экране появляются правильные ответы. После проверки ребята сдают тетради с выполненными работами.

Слайд № 1-7

Слайд № 8


III. Объявление темы и целей урока

У.: Нам предстоит вспомнить одну из самых интересных, удивительных тем в курсе истории России 19 века: 14 декабря 1825 года в Петербурге на Сенатской площади произошло первое в истории России организованное выступление дворян-революционеров против царского самодержавия и произвола.

Из 289-ти виновных – «по делу 14 декабря» Пятерых его организаторов повесили, остальные были сосланы на каторгу в Сибирь

Жены одиннадцати осужденных декабристов разделили их сибирское изгнание.
Гражданский подвиг этих женщин - одна из славных страниц нашей истории.

Сегодня наш урок посвящен женщинам, которые благословили своих мужей в новый путь – женам декабристов. (Запись в тетради темы.) Как вы думаете, какие цели преследует наше занятие?

(Ответ 1-2 учащихся.) Вы правильно видите цели урока. Я тоже их определила. Давайте, сравним (на экране появляется слайд с целями урока, а учитель их комментирует). Как видите, наши мысли совпали:

Цель: знакомство с судьбой жен декабристов, последовавших за своими мужьями в Сибирь и разделившими с ними их нелегкую участь; отображение внутренней сущности «декабристок».

Слайд № 9,10

Слайд № 11

Слайд № 12

Слайд № 13

Слайд № 13

IV. Изучение нового материала



Страна должна была забыть этих людей, а значит – и их дела.

Но случилось неожиданное. Жены, невесты, матери, сестры осужденных декабристов выразили желание и готовность последовать за ними в Сибирь и разделить их участь. Такого Россия еще не знала. Для русского общества это стало не меньшим потрясением, чем само восстание.

Дамы, принадлежащие к благородному сословию, получившие аристократическое воспитание, были готовы как простолюдинки отправиться за своими близкими в Сибирь, лишившись при этом многих благ и привилегий. Это был открытый вызов обществу, которое отвергло и прокляло тех, кто был им так дорог.

Ни потеря положения в обществе, ни превращение из дворянок в жен ссыльнокаторжных и даже потеря детей, которых не разрешалось брать с собой в Сибирь, не останавливали их.

Что движет женщинами, которые отправились за своими мужьями в добровольную ссылку?

Литературная композиция:


На сцене – Екатерина Ивановна Трубецкая: «Я право, чувствую, что не смогу жить без тебя… Я все готова снести с тобою…, не буду жалеть ни о чем, когда буду с тобою вместе. Меня будущее не страшит. Спокойно прощусь со всеми благами светскими. Одно меня может радовать: тебя видеть, делить твое горе и все минуты жизни своей тебе посвящать. Мне было 26 лет, когда 24 июля 1826 года, я покинула особняк на Английской набережной и выехала в Сибирь.

Я первой сделала этот шаг, но нисколько не сомневалась в благоразумности своего поступка. Заключенных всегда окружали со всех сторон солдаты, так что мы - жены могли их видеть только издали.(берет букет полевых цветов)

Князь Трубецкой срывал цветы на пути своем, делал букет и оставлял его на земле, а я подходила поднять букет только тогда, когда солдаты не могли этого видеть».

Вслед за Екатериной Ивановной из дома Волконских, на набережной Мойки, выехала к мужу в Нерчинские рудники 20-тилетняя княгиня Мария Николаевна Волконская, дочь известного героя 1812 года, генерала Н.Н.Раевского.

«Замуж за генерала Волконского я вышла по воле папеньки. Виделись мы с Сергеем Григорьевичем мало и за год я, по существу, не успела даже как следует узнать его до ареста. Поэтому, решение об отъезде явилось неожиданностью для родных. Но вопреки своей дочерней покорности, послушанию, привитых мне с детства, я не могла поступить иначе, не могла остаться в стороне и не поддержать мужа…

На каторге мне хотелось помочь буквально всем: улучшить образ жизни заключенных, открыть больницу для нуждающихся, одухотворить духовную жизнь каторжников, помочь им сплотиться и легче перенести тяготы и лишения.»

Отрывок из письма зачитывает учащаяся. Исполняющая «роль» А.Г.Муравьевой. Она сидит над письмом, держа в руке перо. Рядом с ней - зажженная свеча.

«Мой добрый друг, мой ангел… - так начинается ответ Александры Григорьевны Муравьевой на покаянное письмо мужа. – Ты преступник! Ты виновный! Ты просишь у меня прощения. Не говори со мной так, ты разрываешь мне сердце. Мне нечего тебе прощать. В течение почти трех лет, что я замужем, я не жила в этом мире, - я была в раю. Счастье не может быть вечным… Не предавайся отчаянию. Это слабость не достойная тебя. Ты упрекаешь себя за то, что сделал меня кем-то вроде соучастницы такого преступника как ты… Я самая счастливая из женщин…»

Встаёт из-за стола и рассказывает о своей судьбе:


«Я так привязана к семье, к детям, к мужу… Судьба приготовила мне тяжелое испытание - 1826 г.: внезапный арест мужа, а затем брата, расставание с родителями, сестрами, а главное — разлука с тремя детьми; через несколько месяцев после моего отъезда в Сибирь — смерть сына; в 1828 г.— смерть матери; через три года — отца; в Петровском заводе умирают двое младенцев; оставшиеся у бабушки девочки — больны, а Нонушка — слабая и болезненная — держит меня в постоянном напряжении. Но когда все принимаешь слишком близко к сердцу — быстро стареешь. Я старею, милая маменька, Вы и не представляете себе, сколько у меня седых волос».
Полина Анненкова (Гебль)

«По мере того, как я удалялась от Москвы, мне становилось все грустнее и грустнее, в эту минуту чувство матери заглушало все другое, и слезы душили меня при мысли о ребенке, которого я покидала. В Читу я спешила приехать к 5 марта, день рождения Ивана Александровича, и мечтала, что тотчас же по приезде увижу его. Только на третий день моего приезда привели ко мне Ивана Александровича. Невозможно описать нашего первого свидания, той безумной радости, которой мы предались после долгой разлуки, позабыв все горе и то ужасное положение, в каком мы оба находились в эти минуты. Наступил пост, и как Иван Александрович ни торопил коменданта Лепарского разрешить нам обвенчаться скорее, но приходилось ждать.

Наконец, был назначен день нашей свадьбы, и именно 4 апреля 1828 года. Сам Лепарский вызвался быть нашим посаженным отцом, а посаженною матерью была Наталья Дмитриевна Фон-Визина, вскоре после меня приехавшая в Читу.

Не было только одной из нас, это Александры Григорьевны Муравьевой, которая накануне только получила известие о смерти своей матеря графини Чернышевой, остальные все: Нарышкина, Давыдова, Янтальцева, княгиня Волконская и княгиня Трубецкая — присутствовали при церемонии.

Веселое настроение исчезло, шутки замолкли, когда привели в оковах жениха и его двух товарищей, Петра Николаевича Свистунова и Александра Никитича Муравьева (Скорее всего, Михайловича - Прим.), которые были нашими шаферами. Оковы сняли им на паперти. Церемония продолжалась недолго, священник торопился, певчих не было.

По окончании церемонии всем трем, т. е. жениху и шаферам, надели снова оковы и отвели в острог».
Вместе рассказывают о правилах, которые подписывали все жены.

  1. «Жена, следуя за своим мужем…, потеряет прежнее звание, то есть будет уже признаваема не иначе, как женою ссыльнокаторжного, …

  2. Дети, которые приживутся в Сибири, поступят в коренные заводские крестьяне.

  3. Ни денежных сумм, ни вещей многоценных с собой взять не дозволено…

  4. Женам не разрешалось жить вместе с мужьями в камерах…»


Никита Муравьев стал седым в тридцать шесть лет — в день смерти жены. До конца дней Никита Муравьев не расставался с портретом жены. Своей смертью А. Г. Муравьева купила облегчение условий заключения для оставшихся в живых. Через два месяца из Петербурга пришло разрешение женам ежедневно видеться с мужьями у себя дома, а не жить в казематах. Через десять с лишним лет после смерти Александры Григорьевны, в 1843 г. умер ее муж.

Жизнь женщин – жен декабристов, отправившихся за своими мужьями в Сибирь, Александра Ивановна Давыдова, Александра Васильевна Ентальцева, Камилла Петровна Ивашова, Елизавета Петровна Нарышкина, Анна Васильевна Розен, Наталья Дмитриевна Фонвизина, Мария Казимировна Юшневская – их жизнь была именно действием. Действием, исполненным безграничной любовью, самоотречением и мужеством.




Слайд № 14

Слайд № 15

Слайд № 16

Слайд № 17

Слайд № 18, 19,20,

21,22,23,24

V. Закрепление, анализ

-В чём видят женщины свой долг? (верность, понимание, честь, достоинство….)

-Какие трудности и препятствия подстерегают женщин? (самоотречение от светской жизни, благ родовитых сословий – знатности и богатства, расставание с детьми, семьей…)


-Что ещё движет жёнами декабристов кроме чувства долга? (Любовь, вера, надежда).

Совершить подвиг гражданский, подвиг на войне – это достойное дело. Но такой подвиг подразумевает хотя бы получение какой-то награды (медали, ордена). Подвиг любви всегда бескорыстен, потому что наградой может быть только ответное чувство.
Вывод:
Подвиг гражданский подразумевает самопожертвование, достоинство, честь, долг. Подвиг духовный – милосердие, сострадание, бескорыстие, верность. Это составляющие двух подвигов. А движущей силой является любовь. В первом случае – любовь к Отечеству, во втором - к близкому человеку.
На доске своеобразная схема, составленная из слов:
Против долга гражданского – подвиг духовный, нравственный, а между ними лежит чувство, название которому любовь – любовь к Отечеству, к мужу, к семье, к близкому человеку…
САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ МИЛОСЕРДИЕ
ДОСТОИНСТВО СОСТРАДАНИЕ
ЧЕСТЬ ЛЮБОВЬ БЕСКОРЫСТИЕ
ДОЛГ ВЕРНОСТЬ


«Они бросили все: знатность, богатство, связи и родных, всем пожертвовали для высочайшего нравственного долга, самого свободного долга, какой только может быть. Ни в чем не повинные, они в долгие двадцать пять лет перенесли все, что перенесли их осужденные мужья...»
Ф. М. Достоевский

Слайд № 25

Слайд № 26

Зураб Церетели


VI .Проблемное размышление
- Послушайте стихи поэтессы Л. Сусловой.
А дом заставленный добром, - еще не дом.

И даже люстра над столом, - еще не дом.

И на окне с живым цветом - еще не дом.

Когда вечерняя сгустится темнота,

Так эта истина понятна и проста-

Что от ладоней до окна наполнен дом

Твоим теплом.
- О каком же тепле идет речь? Что же это за Истина, которая должна быть простой и понятной?

(Дети предлагают свои варианты ответов.)
Конечно, в ваших юных сердцах зарождается с детства и крепнет с годами чувство, лежащее в глубине души каждого, - это любовь к Дому своему. Рождение этой любви – тайна великая требующая размышлений. Поэтому к ней можно только прикоснуться и предпочесть путь неторопливых раздумий и вопросов. Великое дело, когда рождаются в душе вопросы. А это уже труд Души.

-А как создать Тепло нашего Дома? Расскажите о теплых отношениях, сложившихся в ваших семьях (рассказы учащихся).



VII. Итог
- Чувства любви друг к другу, к сожалению, живут столько, сколько мы помогаем им жить - помогаем не искусственно, а всем образом жизни, складом отношений, поведения.

Душевный комфорт основывается на доверии, простоте, открытости.
- Очень важно для каждого члена семьи - понять позицию другого, стать на его место, посмотреть на спор его глазами. Это по-настоящему творческое, почти актерское умение перевоплотиться в другого человека, увидеть его глубинные переживания. Чаще всего это дает ясное понимание своей и чужой позиции, помогает прийти к согласию.
- Завершая наш урок, давайте ещё раз вспомним имена всех одиннадцати жён декабристов, последовавших в Сибирь за мужьями.
Домашнее задание:

Написать мини-сочинение на тему «Высок и свят их подвиг незабвенный. А вы смогли бы повторить его»?
Оценки за урок.


Демонстрируется презентация «Жёны».



Литература:

    1. Э.А. Павлюченко «В добровольном изгнании» Наука

    2. «Своей судьбой гордимся мы». Иркутск, Восточно-Сибирское книжное издательство, 1973 г.П.Е. АННЕНКОВА «ЗАПИСКИ ЖЕНЫ ДЕКАБРИСТА»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок истории в 8 классе по теме: «Нравственный подвиг жён декабристов» iconТема: Нравственный подвиг человека в рассказе М. Шолохова «Судьба человека»
Цель урока дать общее представление о величайшей трагедии в истории России 20 века – Гражданской войне
Урок истории в 8 классе по теме: «Нравственный подвиг жён декабристов» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
День истории – Открытый урок в 8А классе на тему «Династический кризис и восстание декабристов», М. И. Петрякова
Урок истории в 8 классе по теме: «Нравственный подвиг жён декабристов» iconУрок Мужества в 9 классе по теме «Подвиг столицы»
Москвой на других уроках, часах общения, в написании рефератов и других творческих работ
Урок истории в 8 классе по теме: «Нравственный подвиг жён декабристов» iconУрок мужества по теме «День воинской славы Сталинградская битва»
«День воинской славы Сталинградская битва». Урок мужества выполнял следующие задачи: приобщение учащихся к изучению военной истории,...
Урок истории в 8 классе по теме: «Нравственный подвиг жён декабристов» iconУрок 38 Первые страницы нового царствования Урок 39 Попытки укрепить...
Урок 35 Внутренняя политика Александра I после Отечественной войны 1812 г. Первые организации будущих декабристов
Урок истории в 8 классе по теме: «Нравственный подвиг жён декабристов» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: познакомить с героическим поступком жён декабристов; определить нравственные понятия, духовные возможности человека;...
Урок истории в 8 классе по теме: «Нравственный подвиг жён декабристов» iconПриказ №1619 г. Брянск
России, организован и проведен региональный этап конкурса на соискание премии «За нравственный подвиг учителя»
Урок истории в 8 классе по теме: «Нравственный подвиг жён декабристов» iconУрок по истории в 6 классе. Тема : повторительно- обобщающий урок по теме «Киевская Русь»
Воспитывать у учащихся интерес к истории нашей страны, любовь и уважение к прошлому нашего народа
Урок истории в 8 классе по теме: «Нравственный подвиг жён декабристов» iconПрограмма духовно-нравственного воспитания» Конкурса цфо «За нравственный подвиг учителя»
«История святости и главные святыни земли Смоленской» («Православное краеведение»)
Урок истории в 8 классе по теме: «Нравственный подвиг жён декабристов» iconУрок математики в 1 «а» классе по теме «Знакомство с задачей»
Урок химии в 10 классе по теме «Карбоновые кислоты: строение, номенклатура, физические свойства»
Урок истории в 8 классе по теме: «Нравственный подвиг жён декабристов» iconКлуб «Подвиг» Председатель клуба : Поваляева Т. П. Члены клуба: Архипова Н. А. учитель истории
Клуб «Подвиг» это добровольное объединение старшеклассников, имеющих способности к исследовательской и творческой деятельности
Урок истории в 8 классе по теме: «Нравственный подвиг жён декабристов» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рекомендации (Всероссийский конкурс работ в области педагогики, работы с детьми и молодёжью «За нравственный подвиг учителя» Неганова...
Урок истории в 8 классе по теме: «Нравственный подвиг жён декабристов» iconКонспект урока по фгос второго поколения. Технология. ( из опыта...
России, организован и проведен региональный этап конкурса на соискание премии «За нравственный подвиг учителя»
Урок истории в 8 классе по теме: «Нравственный подвиг жён декабристов» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Интегрированный урок литературы и истории в 5-м классе по теме: «Стихотворение М. Ю. Лермонтова "Бородино"-это правда истории или...
Урок истории в 8 классе по теме: «Нравственный подвиг жён декабристов» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Об итогах регионального этапа Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодёжью до 20 лет на...
Урок истории в 8 классе по теме: «Нравственный подвиг жён декабристов» iconДиплом Формирование мировоззрения декабристов
Мнения отечественных историков по вопросу определения факторов, повлиявших на складывание мировоззрения декабристов


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск