Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 96.13 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации04.03.2014
Размер96.13 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Макарова»

Открытый урок по литературе

«Подвиг любви и чувство долга в поэме Н.А.Некрасова «Русские женщины».

Подготовила:

Потапова Светлана Леонидовна,

учитель русского языка и литературы,

МБОУ «Средняя общеобразовательная

школа № 1 г. Макарова».

Макаров, 2012

Тема: Подвиг любви и чувство долга в поэме Н.А.Некрасова «Русские женщины».

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: познакомить с героическим поступком жён декабристов; определить нравственные понятия, духовные возможности человека; способствовать развитию аналитического и выразительного чтения, построению логических высказываний.

Основной метод: беседа с элементами исследовательской деятельности учащихся.

Задачи урока: 1. (обучающая) обучение приёмам раскрытия характера литературного героя

в драматическом произведении;

2. (развивающая) развитие у учащихся интереса к истории своей Родины; развитие

и формирование таких нравственных качеств, как патриотизм, ответственность

перед долгом – супружеским, семейным; умение сопереживать, прийти на

помощь ближнем

3. (воспитывающая) воспитание верности, способности на благородные

человеческие чувства – дружбу, любовь.

Методическое оснащение: портрет Н.А.Некрасова, портреты жён декабристов, презентация,

фрагмент из художественного фильма «Звезда пленительного

счастья», песня К.Фролова «Посвящение жёнам декабристов»,

учебник, книга «Декабристы и Сибирь», высказывания декабристов о

русских женщинах, стихотворения С. Морозовой, И. Плинер.

Методы обучения: репродуктивный, поисковый, проблемный, дискуссия, кластер, синквейн, исследовательский.

Межпредметные и внутрипредметные связи: музыка, кино, изобразительное искусство

Ход урока:
Обращение к эпиграфу урока

Пленительные образы!

Едва ли в истории какой-нибудь страны

Вы что-нибудь прекраснее встречали.

Их имена забыться не должны.

Высок и свят их подвиг незабвенный.

Выявление первичного восприятия прочитанной поэмы.
Какие ассоциации у вас возникают со словом «подвиг», «духовный подвиг»;

Дайте определение слову «подвиг»;

Какой, по-вашему, должен быть герой?

-Как вы понимаете слова Н.А.Некрасова?

- Прочитайте, выделите ключевые слова. Какие задачи будем сегодня решать?

- О чём же пойдёт у нас речь на уроке?

-Н.А.Некрасов в примечании к поэме «Русские женщины» указал, что не касается «политической стороны события», тогда что же воспевает автор произведения? ( героический подвиг жён декабристов)

(Мы можем рассказать о русских женщинах-декабристках, которые последовали за своими мужьями и рассмотреть произведение Некрасова «Русские женщины», которое он посвятил их героическому подвигу.)

Судьба русской женщины всегда волновала Н.А. Некрасова. Отчасти это связано с его трепетным отношением к матери. Образы его героинь яркие, сильные. Такими они получились и в поэме «Русские женщины»

Какие исторические события послужили основой для создания произведения?

Что вы об этом знаете?
- Итак, ребята, тема сегодняшнего урока: Подвиг любви и чувство долга в поэме Н.А.Некрасова «Русские женщины».

Поразмышляем сегодня и мы, чем восхищают нас женщины, декабристки?
Этап проверки домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

Княгине предстоит проехать всю Россию. Куда она спешит, в какую сторону?

Сегодня трудно представить себе, чем была Сибирь в те времена: «дно мешка», конец света, за тридевять земель. Для самого быстрого курьера - более месяца пути. Бездорожье, разливы рек, метели и леденящий душу ужас перед сибирскими каторжниками - убийцами и ворами.

- Какое испытание её ждёт впереди? (Прощание с родными - тяжёлое испытание, а тем более с родителями, долгий путь, тяжёлая дорога, встреча с губернатором, встреча с мужем, чужая сторона, страшная судьба)

-Дома, ребята вы внимательно читали 2-ую часть поэмы. О чём эта часть?

( встреча губернатора Иркутска с княгиней).

-В чём особенность этой части? (написана в форме пьесы)

Диалог-разговор двух и более лиц.

Монолог- речь одного героя

Нравственная победа- победа духом сильного человека

-Какую цель имеет каждый из героев ? (губернатор- задержать и вернуть княгиню Трубецкую; княгиня- быстрее встретиться с мужем )

Сегодня на уроке мы исследуем 2-ую часть поэмы Некрасова и постараемся ответить на вопрос : В чём заключается подвиг жён декабристов, последовавших за своими мужьями в Сибирь?

На партах перед вами лежат листы с вопросами. В конце урока вы должны будете на них ответить, познакомьтесь с ними.

-Какую цель имеет каждый из героев? (губернатор, княгиня)

-Какие испытания ждали впереди нашу героиню?

- Ради чего и от чего отказалась княгиня?

-Какие качества характера проявили русские женщины-жёны декабристов?

- В чём заключается подвиг жён декабристов, последовавших за своими мужьями в Сибирь?
Этап исследования

I группа: Проследить по тексту, какие доводы против продолжения пути излагает губернатор княгине .

II группа: Проследите по тексту, как укрепляется мужество женщины, как крепнет в её душе порыв к свершению героического деяния.
Доводы Генерала

1. Ваш отец…хоть он вас отпустил по доброте своей, но ваш отъезд его убил…Вернитесь поскорей!

2.Дорога хуже тут пойдёт (800 вёрст). Опасная езда!

3. (Трудности быта в тюрьме) Пускай ваш муж… он виноват…

А вам терпеть…за что?

4. Трудности природных условий:

а) Тот климат вас убьёт!

б) Окреп туземный человек

С природою в бою.

А вы?

Ваше присутствие усилит страдания мужа.
5. Да, вы умрёте, но сперва

Измучите того, чья безвозвратно

голова погибла (мужа).

В себе он будет сознавать

причину ваших слёз.

6. Помочь мужу – минутный

порыв.

Это мечты…Вам захочется

привычной жизни.

Быть может, выйдете

замуж за другого…

Закон позволяет.

7. …бежите вы за ним (мужем),

как жалкая раба!

8. (2 день) Вы отреченье подписать

Должны от ваших прав!

9. (через 6 дней) Вас по этапу поведут

С конвоем…весной

В Нерчинск придёте, если вас

Дорога не убьёт.

10. Я не могу, я не хочу

Тиранить больше вас…
Доводы Княгини

Готов ли экипаж?

2. Мне вам рассказывать смешно,

как я люблю отца…Но долг другой,
И выше и святей, Меня зовёт.

3. Ужасна будет, знаю я
Жизнь мужа моего.
Пускай же будет и моя
Не радостней его!

4. а) Живут же люди в том краю, привыкну я шутя…
б) Пусть смерть мне суждена – мне нечего жалеть!
Я еду! Еду! Я должна
Близ мужа умереть.

5. …Я слёз не принесу
В проклятую тюрьму –
Я гордость, гордость в нём спасу,
Я силы дам ему!

6.Нет, нет я видеть не хочу
Продажных и тупых,
Не покажусь я палачу
Свободных и святых.

7.Нет, я не жалкая раба. Я женщина, жена!
Пускай горька моя судьба, Я буду ей верна!
…к родине любовь Соперница моя,
И если б нужно было, вновь
Ему простила б я!...

8.Вам наши кажутся права правами – не шутя?

Нет! Ими я не дорожу…

9. Неделя целая прошла…

Уж шла бы я давно…
Губернатор

- наращивание психологического давления с целью вернуть обратно

-напоминание о том , какой властью « в здешней стороне» он обладает.

-наличие бумаги

-предсказание будущего

-невозможность вернуться к прежней жизни, возможные угрызения совести мужа , ставшего виновником её горькой судьбы.

-напоминание о славе и знатности рода.

-обращение к женской гордости.

-угроза добираться до Нерчинска «этапом»

Княгиня

-княгиня выдерживает напоминание о горе отца.

-она морально готова к жизни на каторге. Живут же люди в том краю

-княгиня бесстрашна Пусть смерть мне суждена.

Мне нечего жалеть!...

-тверда и мужественна Всем вашим пыткам не извлечь

Слезы из глаз моих!

-на разрыв с прежней жизнью решается осознанно, разделяя убеждения мужа

Там места нет , там друга нет

Тому, кто раз прозрел!
-высота гражданских чувств княгини Трубецкой. Но знаю : к родине любовь

Соперница моя…

-готовность к героическому поступку: Велите ж партию сбирать

Иду, мне всё равно…

- Как воспринимается финал этого поединка?

- А какие строчки говорят нам о том, что генерал всё-таки понимает её, восхищается её поступком стр 244 .

-Какие качества характера проявила героиня в этом диалоге?

Составление кластера Русские женщины ( Что они оставили и что их ждало впереди?)
Не удалось иркутскому губернатору И.Б. Цейдлеру запугать ужасами ссылки и бесправия, угрозами насилия и смерти, предупреждением о несчастье будущих детей эту, казалось, хрупкую, а на самом деле несгибаемую женщину. Что ожидало её впереди?

( выступление ребят о судьбе Е.И.Трубецкой, стихотворение о жёнах декабристов современных поэтов)

- Как вы думаете, можно ли назвать поездку жён декабристов в Сибирь подвигом?

(Да, это был настоящий подвиг для них , привыкших жить в неге и беззаботности)

Главные достоинства русского национального женского характера – несгибаемое мужество в исполнении своего долга, преданность семье, любовь к мужу.

Когда же наступил час испытания, эти женщины оказались сильными и стойкими, потому что они любили своих мужей, считали своим долгом разделить их судьбу

-Среди отважных женщин, решившихся разделить судьбу опальных своих мужей, первой была Екатерина Ивановна Трубецкая. Её примеру последовала Мария Николаевна Волконская, а затем ещё девять жён декабристов.

-Давайте зачитаем имена и фамилии женщин, последовавших за своими мужьями в далекую неизвестную Сибирь. (презентация «Жёны декабристов»)

Вот имена этих 12 жен декабристов:

1. Екатерина Ивановна Трубецкая,

2. Мария Николаевна Волконская,

3. Александра Григорьевна Муравьева,

4. Елизавета Петровна Нарышкина,

5. Александра Васильевна Ентальцева,

6. Наталья Дмитриевна Фонвизина,

7. Александра Ивановна Давыдова,

8. Прасковья Егоровна Анненкова (Полина Гебль),

9. Анна Васильевна Розен,

10. Мария Казимировна Юшневская,

11. Камилла Петровна Ивашева.
Слава и краса вашего пола! Слава страны, вас произрастившей! Слава мужей, удостоивших таких чудных, идеальных жен! Вы стали поистине образцом самоотвержения, мужества, при всей юности, нежности и слабости вашего пола. Да будут незабвенны имена ваши!” – писал декабрист А.П. Беляев.

Не вернулись из Сибири: Александра Григорьевна Муравьева, Камилла Ивашева, Екатерина Ивановна Трубецкая.

-Русская история , литература , театр , кинематограф уберегли от забвения память о прекрасной женщине- княгине Трубецкой. Чистый благородный образ декабристки создала актриса Ирина Купченко в замечательном фильме Владимира Мотыля «Звезда пленительного счастья»,

-Образ женщины, светлый и святой, воспевали во все времена. И в наше время современные поэты посвящают строки жёнам декабристов.

Зачитываю строки из стихотворения Нины Шалыгиной «А вы бы так смогли?»

Ученики читают стихотворения Светланы Морозовой « Когда-то много лет назад…», Ирины Плинер «Лазурью облито бескрайнее небо»

Посмотрите кадр из фильма, послушайте внимательно песню, вглядитесь в них и подумайте:

Рефлексия.

Что вас больше всего поразило в них? Почему их имена помнят и сейчас?

Какие они - эти женщины? Какими вы их увидели?

Ваше отношение к этим женщинам.

Оценки за урок. Спасибо за урок.

Домашнее задание: напишите синквейн Русская женщина

Русская женщина.

Преданная, сильная

Помогает, верит, любит.

Спасает и даёт жизнь

Подвиг

Кластер


Русские женщины

Подвиг любви
Богатство Самопожертвование Сибирь

Дети Стойкость

Почёт Любовь Скудная еда

Свобода Преданность Суровый климат

Власть Чувство долга Воры, убийцы

Дворянство Дети-крестьяне

Близкие и родные Забвение

Блестящий двор Муж

Каторга

Гордость

Достоинство

Честь

Верность

Сила духа

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск