История, 10 класс (март–апрель)





Скачать 190.79 Kb.
НазваниеИстория, 10 класс (март–апрель)
Дата публикации27.07.2013
Размер190.79 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
История, 10 класс (март–апрель)

Характеристика инструментария
Для проведения диагностики знаний по истории учащихся 10-х классов было разработано два комплекта тестов (8 вариантов). Каждый вариант диагностической работы состоял из 22 заданий: 19 заданий с выбором одного правильного ответа из четырёх предложенных и 3-х заданий с кратким ответом.

В каждом варианте были представлены как задания базового уровня сложности, так и задания повышенного уровня сложности (до 30% заданий).

Правильно выполненное задание оценивалось в 1 балл. Максимальный тестовый балл за выполнение всей работы составил 22 балла. Была предложена также шкала перевода тестовых баллов в традиционную для школы оценочную пятибалльную шкалу.

В диагностическую работу были включены задания, проверяющие усвоение всех основных элементов содержания курса истории России, изученных в 10 классе.

Основной вариант планирования курсов истории в школах г. Москвы предполагает освоение материала, хронологически охватывающего период до первой четверти последней трети XIX в. (пореформенный период). В соответствии со спецификацией тестов большинство заданий разработано в хронологических рамках с древности до начала XVIII вв.

Распределение заданий по основным содержательным блокам учебного курса представлено в таблице:

Таблица 1



п/п

Содержательные блоки (разделы)

1

Русь с древности до середины XIII века

2

Россия XIII –XV вв.

3

Россия в XVI веке

4

Россия в XVII веке

5

Россия в первой четверти XVIII века (апрель)

6

Задания обобщающего характера


Усвоение этих элементов содержания позволяет успешно продолжить изучение курса истории в 11 классе.

Задания, включенные в тесты, охватывали весь спектр проверяемых предметных умений и навыков, предусмотренных Требованиями к обязательному уровню подготовки выпускников по истории:


  • знать/понимать даты и периодизацию истории, пространственные и временны́е рамки изучаемых исторических событий;

  • знать/понимать основные факты, явления, процессы, характеризующие целостность истории;

  • знать/понимать понятия (термины);

  • уметь определять последовательность исторических событий;

  • уметь соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;

  • группировать исторические явления и события по заданному признаку;

  • выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;

  • уметь устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;

  • уметь проводить поиск исторической информации в источниках разного типа.


Основные результаты выполнения диагностической работы

Диагностическую работу по истории выполняли 6975 обучающихся 10-х классов (362 класса) из 330 общеобразовательных учреждений Москвы.

Распределение учащихся по количеству полученных тестовых баллов представлено на диаграмме.



Рис.1

Большинство учащихся (72%) набрали от 8 до 17 баллов, получив за выполнение работы оценки «3» и «4». 15% десятиклассников, получивших отметку «5», выполнили 18-22 задания.
Анализ выполнения работы по блокам

и отдельным элементам содержания
Блок «История России с древности до середины XIII века»

В диагностическую работу были включены по данному разделу задания, охватывающие наиболее значимые элементы содержания, изученные в 10 классе по отечественной истории. Задания проверяли умения учащихся:

  • ориентироваться в основных событиях и фактах начального периода Отечественной истории;

  • знать основные этапы формирования государственности в Древней Руси;

  • понимать специфику распада Древнерусского государства.

Важнейшая тема этого раздела – «Возникновение государственности у восточных славян» проверялась заданиями, ориентированными на знание особенностей государственного строительства у восточных славян.

Средний процент выполнения заданий по проверяемым элементам содержания этого блока представлен в таблице 2.
Таблица 2



Контролируемое содержание

Средний % выполнения

1

Восточнославянские племенные союзы и их соседи

65%

2

Возникновение государственности у восточных славян

48%

3

Князья и дружина. Вечевые порядки

57%

4

Принятие христианства. Крещение Руси

76%

5

Право на Руси. «Русская правда». Категории населения

75%

6

Культура Древней Руси. Христианская культура и языческие традиции.

64%

7

Причины распада Древнерусского государства. Крупнейшие земли и княжества

51%




Среднее

62%


Самый высокий результат учащиеся показали в теме «Крещение Руси» - 76% выполнение заданий. Это говорит о социальной значимости темы, её фундаментальности в сознании взрослых и детей.

Знания догосударственного периода отечественной истории продемонстрировали немногим более половины учащихся (57% выполнение).

Задания, связанные со спецификой становления политической системы древнерусского государства и процессами его распада, выполнены в среднем половиной тестировавшихся.

Пример 1

Одной из причин распада единого Древнерусского государства в начале XII века стало

1)

противостояние Руси Хазарскому каганату

2)

призвание варягов новгородцами

3)

введение княжной Ольгой «уроков» и «погостов»

4)

перемещение торговых путей от Киева и снижение его роли - (53% - правильный ответ)


Правильный ответ (4) выбрали 53% учеников, вызывает удивление выбор 27% учащимися первого ответа, что свидетельствует о формальном выполнении задания, без осмысленного отношения к нему.
Блок «Россия XIII –XV вв.»

Задания второго хронологического блока, связанные с особым периодом отечественной истории – иноземным владычество над Русью, проверяли умения учащихся:

  • разбираться в особенностях военной, политической и экономической жизни государства, принадлежащего к кочевой цивилизации;

  • понимать причины трансформации древнерусской государственности под воздействием монгольского владычества;

  • понимать причины возвышения Москвы среди других политических центров Северо-Восточной Руси.

Важнейшая тема этого периода – «Куликовская битва. Дмитрий Донской». В этой теме в комплексном виде отражены военные, политические особенности периода иноземного господства.

Средний процент выполнения заданий по проверяемым элементам содержания этого блока представлен в таблице 3.

Таблица 3




Контролируемое содержание

Средний % выполнения

1

Образование монгольского государства. Монгольское завоевание

55%

2

Русь и Орда

53%

3

Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. Москва как центр объединения русских земель.

55%

4

Взаимосвязь процессов объединения русских земель и освобождения от ордынского владычества

61%

5

Куликовская битва. Дмитрий Донской.

61%

6

Культура Руси в XII-XV вв.

59%

7

Завершение объединения русских земель и образование Российского государства

58%




Среднее

57%



Данные таблицы свидетельствуют об устойчивом интересе учащихся к темам с военно-патриотической направленностью и соответствующий уровень знаний по данной тематике. Знания о монгольском нашествии и важнейшем событии борьбы за независимость – Куликовской битве – усвоили 61% учеников.

На уровне 53% выполнены задания, проверявшие умение учащихся разбираться в особенностях русско-монгольских политических и экономических отношений. Так, например, 26 % учеников полагают, что Русь входила в состав Золотой Орды (пример 2). Это говорит об отсутствии у четверти учащихся системных политических представлений о периоде иноземного господства.
Пример 2

Зависимость русских земель от монгольских ханов проявлялась в(во)

1)

ликвидации власти князей

2)

гонении на православную церковь

3)

вхождении Руси в состав Золотой Орды

4)

установлении баскачества - (60% - правильный ответ)


В приведенном ниже задании только 24% учащихся понимают сущностный характер влияния ига на изменение характера власти, а 70% учащихся ориентируются только на факты.
Пример 3

Верны ли следующие утверждения?

В период ордынского ига русские князья

А. должны были получать у хана ярлык на княжение.

Б. переносили деспотическую азиатскую модель правления на своих поданных.


1)

верно только А – (70%)

2)

верно только Б

3)

верны оба утверждения – (24% - правильный ответ)

4)

оба утверждения неверны


С заданиями по эпохе древнерусского Возрождения времени Сергия Радонежского и Андрея Рублева в среднем справилось 59% тестировавшихся.
Блок «Россия XVI вв.»

Третий хронологический блок затрагивал противоречивые события XVI вв. Задания были нацелены на проверку у учащихся:

  • представлений о новом этапе государственного строительства – становлении Московской Руси;

  • знаний о структуре и особенностях функционирования политической системы Московской Руси в режиме реформ;

  • понимании целей и задач внешней политики в XVI в.

Важнейшая тема этого периода – «Реформы середины XVI в. Иван IV». В ней сделан акцент на перспективы государственного строительства и причины неудачного воплощения целей.

Средний процент выполнения заданий по проверяемым элементам содержания этого блока представлен в таблице 4.

Таблица 4




Контролируемое содержание

Средний % выполнения

1

Реформы середины XVI в. Иван IV

62%

2

Опричнина

71%

3

Расширение территории в XVI веке. Ливонская война.

56%

4

Культура России в XVI веке.

51%




Среднее

60%


Период истории, связанный с правлением Ивана IV, противоречивой и яркой исторической личностью, привлекает внимание старшеклассников, о чем свидетельствуют результаты выполнения заданий по этой теме (67%).

Задания, проверявшие усвоение учащимися знаний о достижениях России XVI в. в сфере духовной культуры, выполнены в среднем на уровне 51%.

Пример 4
Нестяжатели во главе с Нилом Сорским

1)

считали церковную собственность священной и неприкосновенной

2)

осуждали церковное землевладение (58% - правильный ответ)

3)

выступали в поддержку власти государства

4)

призывали к союзу с католической церковью


24% учеников, выбравших первый ответ, не знают происхождение древнерусского слова «нестяжание».
Блок «Россия в XVII в.»

В четвертый хронологический блок были включены задания, отражающие наиболее сущностные события, явления, факты социальной, экономической и политической истории России в XVII в. Задания проверяли умения учащихся:

  • разбираться в причинах и особенностях Смутного времени;

  • понимать специфику государственности первых Романовых, проявившихся в середине XVII в. тенденциях к укреплению абсолютизма;

  • знать и понимать особенности экономического развития страны, развития единого всероссийского рынка, появление новых явлений в хозяйстве.

Важным событием этого периода истории является тема: «Церковный раскол», в которой нашли отражения главные направления развития России в XVII в.

Таблица 5




Контролируемое содержание

Средний % выполнения

1

Смута конца XVI - начала XVII в. (причины, сущность, последствия).

62%

3

Восстановление самодержавия. Первые Романовы. Юридическое оформление крепостного права (Соборное уложение 1649 г).

55%

4

Новые явления в экономике. Складывание всероссийского рынка

60%

5

Внешняя политика России в XVII в.

47%

6

Церковный раскол.

67%

7

Социальное движение в XVII в.

52%

8

Культура России в XVII вв. Усиление светских элементов в культуре

45%




Среднее

56 %


Самый высокий процент выполнения заданий получен по теме «Церковный раскол»(67%), что говорит о том, что масштабные исторические события, комплексного содержания, с духовно-нравственной основой, усваиваются учениками лучше других.

Самый низкий процент выполнения касается русской культуры в XVII вв.(44%), что свидетельствует о резком падении интереса молодежи к исторической ретроспективе в отечественной культуре.
Пример 5

Новым явлением в российской культуре XVII века стало


1)

использование в строительстве крепостей кирпича

2)

усиление влияния церкви на повседневную жизнь людей (27% - правильный ответ)

3)

появление книгопечатания

4)

“обмирщение” сознания людей


38% учащихся, выбрали ответ 3, это говорит о том, что неусвоен материал, связанный с русской культурой, не только XVII века, но и XVI века.
Блок «Россия в первой четверти XVIII в.»

Задания пятого хронологического блока по материалу, связанному с эпохой Петра I, проверяли умения учеников:

  • понимать сущность петровской модернизации России его реформ;

  • разбираться в особенностях внешней политики в эпоху Петра I.


Таблица 6



Контролируемое содержание

Средний % выполнения

1

Петровские преобразования. Абсолютизм.

77%

2

Внешняя политика Петра I. Северная война. Провозглашение империи

65%




Среднее

71%


Лучше всего по данному разделу усвоен материал о петровских реформах, формировании новых органах государственной власти, внешнеполитических итогах деятельности Петра (77%). Внешняя политика более сложная для понимания учащимися сфера, но задания и по этой теме выполнены в среднем на 65%.

Блок «Задания обобщающего характера»
В данном блоке задания с кратким ответом проверяли сформированность общеучебных и специальных (исторических) умений:

  • умение работать с историческим текстом;

  • хронологические знания и умения;

  • умение выбирать три правильных ответа из шести представленных вариантов;

  • умения сопоставлять даты и события, имена и события, войны и сражения.

Средний процент выполнения заданий по проверяемым элементам содержания этого блока представлен в таблице 7.

Таблица 7.



Контролируемое содержание

Средний % выполнения

1

Работа с историческим текстом.

61%

2

Задания на хронологическую последовательность

42%

3

Задание на выбор нескольких позиций из списка

29%

4

Задание на установление соответствия.

40%




Среднее

43%


Наиболее успешно учащиеся освоили работу с текстом (61%), набольшие трудности вызвало задание на выбор нескольких позиций из списка (29%).

Пример 6

Выберите из перечня три элемента верного ответа и обведите соответствующие цифры.

Для внешнеполитического развития России в XVI веке характерны следующие события:

1)

присоединение Астраханского ханства

2)

поражение в Ливонской войне

3)

завоевание выхода к Балтийскому морю

4)

победа над войском Девлет-Гирея в битве на Молоди

5)

присоединение к России Крыма


Обведённые цифры запишите в ответ, не разделяя их запятыми.
Правильный ответ: 214, дали только 25% тестировавшихся.

Анализ результатов учащихся с различным уровнем усвоения знаний
Результаты выполнения заданий учащимися, получившими оценку «2» за работу, свидетельствуют о том, что ими освоены лишь некоторые элементы содержания, являющиеся ключевыми в курсе Истории России. На уровне от 45% до 55% выполнения этой группой учащихся освоено содержание, связанное с восточнославянскими племенными союзами и их соседями, крещением Руси, категориями населения, церковным расколом, опричниной.

Остальные задания выполнены ниже уровня 40%. Крайне низок уровень сформированности предметных умений. Практически полностью отсутствуют знания по культуре России. Задания с краткими ответами и задания повышенного уровня сложности выполнены на уровне ниже 10%. Средний процент выполнения заданий теста - 26% .

Учащиеся, получившие оценку «3» за выполнение работы, продемонстрировали знание (выполнение заданий не ниже 65%) по следующим элементам содержания: восточнославянские племенные союзы и их соседи; крещение Руси, «РУССКАЯ ПРАВДА», категории населения; образование монгольского государства; монгольское завоевание; опричнина; петровские преобразования; абсолютизм. Средний процент выполнения заданий теста - 46% .
Учащиеся, получившие оценку «4», справились с большинством заданий с успешностью выше 65%. Средний процент выполнения заданий теста - 67% .

Это позволяет сделать вывод о том, что учащиеся этой группы достаточно прочно овладели всеми необходимыми базовыми умениями.

Однако задания по культуре России вызвали у них затруднения (выполнение 44% - 63%). С заданиями на хронологию и установление соответствия справились в среднем половина учащихся этой категории.
Учащиеся, получившие оценку «5» за работу, показали высокие результаты выполнения всех заданий теста (от 70% до 100%), а, следовательно, и уверенное овладение всеми необходимыми для этого умениями. Задания на хронологию и установление соответствия выполнены 77% учащихся этой категории. Средний процент выполнения всех заданий - 87%.
Выводы и рекомендации

1. С заданиями диагностической работой по истории справились 87% учащихся 10 классов.

2. Большинство учащихся продемонстрировали достаточный уровень знаний только по разделу «Россия в первой четверти XVIII века» (средний процент выполнения – 70%).

3. Допустимый уровень знаний учащиеся показали по разделам «Русь с древности до середины XIII века» и «Россия в XVI веке» (средний процент выполнения по каждой позиции – 60%).

4. Самый низкий процент выполнения показали учащиеся в разделе «Задания обобщающего характера» - (средний процент выполнения 43%).

На основании анализа полученных результатов можно предложить учителям следующие меры по совершенствованию методики обучения истории в старшей школе:

  • акцентировать внимание на ярких исторических личностях, изучение которых дает комплексное представление об исторической эпохе с политических, экономических, социальных и культурных позиций;

  • использовать системный подход при изучении масштабных событий, ставших переломными для страны – реформы, войны, революции, на их примере показать действие причинно-следственных связей и потенциальную альтернативность;

  • дать ключевые ценностные установки учащимся на важнейшие события отечественной истории, при этом давая возможность каждому ученику интерпретировать историческую информацию и давать оценки событиям и историческим личностям;

  • целенаправленно использовать на уроках истории символы национальной культуры каждой исторической эпохи, умело сопоставлять достижения культуры с достижениями в других сферах общественной жизни;

  • расширять инструментарий учителя истории, использовать для текущего и итогового контроля задания в формате ГИА и ЕГЭ

  • продолжать работу во втором концентре с основным корпусом понятий по истории;

  • формировать у десятиклассников умения анализировать фрагменты документов, определять по тексту цели создания, время, место и обстоятельства их появления, авторство, соотносить документы со знаниями по истории периода, который в них представлен. Можно использовать документы, опубликованные в изданиях, содержащих материалы ЕГЭ, а также привлекать более широкий круг источников из хрестоматий и других пособий.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

История, 10 класс (март–апрель) iconОкружающий мир, 4 класс (март-апрель)
Методы: словесные, работа с текстовым источником, метод постановки проблемы, контроль (письменные)
История, 10 класс (март–апрель) iconРусский язык, 7 класс (март-апрель)
...
История, 10 класс (март–апрель) iconОсновное расписание Домика Необычных Людей. Март-Апрель 2013 г

История, 10 класс (март–апрель) iconДомашнее задание
План-график использования учебно-лабораторного оборудования по математике в 6-х классах на март, апрель, май
История, 10 класс (март–апрель) iconНоябрь декабрь январь февраль март апрель
Урок мужества, посвященный семидесятилетию освобождения Орла и Орловской области от немецко – фашистских захватчиков
История, 10 класс (март–апрель) iconГусева Ольга Николаевна, до, группа 6, март-апрель 2012 г
По-видимому, урок проводится в классе типа медиалекторий, т к из оборудования указаны только медиапроектор и экран
История, 10 класс (март–апрель) iconБюллетень вака за апрель 2008 г./, имеет Российский индекс научного цитирования
Реферат должен быть написан по истории науки, в соответствии со специальностью, по которой обучается аспирант или соискатель (история...
История, 10 класс (март–апрель) iconПлан проведения акции «Молодежь за здоровый образ жизни» (март апрель...
Оформление информационных стендов, уголков здоровья, содержащих информацию по пропаганде здорового образа жизни, вреде курения и...
История, 10 класс (март–апрель) iconПояснительная записка рабочая программа во Всеобщей истории
Н. И. Шевченко (пояснительная записка, поурочное тематическое планирование, «История Средних веков», 6 класс); А. Я. Юдовская, Л....
История, 10 класс (март–апрель) iconИстория России, 8 класс Март 2013 г
Охватывает материал до темы «Серебряный век» включительно. Согласно логике программы «Школа 2100» темы, посвященные изучению Первой...
История, 10 класс (март–апрель) iconГранты и конкурсы: релиз мероприятий (март-апрель 2013)
«О реализации в 2006-2008 годах пилотного проекта совершенствования системы оплаты труда научных работников и руководителей научных...
История, 10 класс (март–апрель) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Интеллектуальная игра «Творчество А. Н. Островского апрель Русские шашки апрель Историко краеведческая акция «Ищу героя»
История, 10 класс (март–апрель) iconЯнварь 4 февраль 4 март 6 апрель 6 май 7 июнь 9 июль 9 август 11 сентябрь 11 октябрь 14
Юнеско объявил Ереван "Всемирной столицей книги" 2012 года. Этот почётный титул до сих пор присваивался 11 городам мира. Ереван будет...
История, 10 класс (март–апрель) iconО деятельности Федеральной нотариальной палаты за отчётный период...
Количество рабочих мест в каждой аудитории для участников егэ с овз не должно превышать 12 человек
История, 10 класс (март–апрель) iconКалендарно-тематическое планирование курса «Всеобщая История». Пояснительная записка Класс
«Всеобщая История». Пояснительная записка Класс – Количество часов в неделю – 2, в год – 25. Учебник – «Новейшая история» 9 класс....
История, 10 класс (март–апрель) iconРабочая программа по курсу «История. История России и мира» 10 класс (базовый уровень)
Учебник: Загладин Н. В., Симония Н. А. История. История России и мира. 10 класс. М.: Русское слово,2007


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск