Скачать 190.79 Kb.
|
История, 10 класс (март–апрель) Характеристика инструментария Для проведения диагностики знаний по истории учащихся 10-х классов было разработано два комплекта тестов (8 вариантов). Каждый вариант диагностической работы состоял из 22 заданий: 19 заданий с выбором одного правильного ответа из четырёх предложенных и 3-х заданий с кратким ответом. В каждом варианте были представлены как задания базового уровня сложности, так и задания повышенного уровня сложности (до 30% заданий). Правильно выполненное задание оценивалось в 1 балл. Максимальный тестовый балл за выполнение всей работы составил 22 балла. Была предложена также шкала перевода тестовых баллов в традиционную для школы оценочную пятибалльную шкалу. В диагностическую работу были включены задания, проверяющие усвоение всех основных элементов содержания курса истории России, изученных в 10 классе. Основной вариант планирования курсов истории в школах г. Москвы предполагает освоение материала, хронологически охватывающего период до первой четверти последней трети XIX в. (пореформенный период). В соответствии со спецификацией тестов большинство заданий разработано в хронологических рамках с древности до начала XVIII вв. Распределение заданий по основным содержательным блокам учебного курса представлено в таблице: Таблица 1
Усвоение этих элементов содержания позволяет успешно продолжить изучение курса истории в 11 классе. Задания, включенные в тесты, охватывали весь спектр проверяемых предметных умений и навыков, предусмотренных Требованиями к обязательному уровню подготовки выпускников по истории:
Основные результаты выполнения диагностической работы Диагностическую работу по истории выполняли 6975 обучающихся 10-х классов (362 класса) из 330 общеобразовательных учреждений Москвы. Распределение учащихся по количеству полученных тестовых баллов представлено на диаграмме. Рис.1 Большинство учащихся (72%) набрали от 8 до 17 баллов, получив за выполнение работы оценки «3» и «4». 15% десятиклассников, получивших отметку «5», выполнили 18-22 задания. Анализ выполнения работы по блокам и отдельным элементам содержания Блок «История России с древности до середины XIII века» В диагностическую работу были включены по данному разделу задания, охватывающие наиболее значимые элементы содержания, изученные в 10 классе по отечественной истории. Задания проверяли умения учащихся:
Важнейшая тема этого раздела – «Возникновение государственности у восточных славян» проверялась заданиями, ориентированными на знание особенностей государственного строительства у восточных славян. Средний процент выполнения заданий по проверяемым элементам содержания этого блока представлен в таблице 2. Таблица 2
Самый высокий результат учащиеся показали в теме «Крещение Руси» - 76% выполнение заданий. Это говорит о социальной значимости темы, её фундаментальности в сознании взрослых и детей. Знания догосударственного периода отечественной истории продемонстрировали немногим более половины учащихся (57% выполнение). Задания, связанные со спецификой становления политической системы древнерусского государства и процессами его распада, выполнены в среднем половиной тестировавшихся. Пример 1 Одной из причин распада единого Древнерусского государства в начале XII века стало
Правильный ответ (4) выбрали 53% учеников, вызывает удивление выбор 27% учащимися первого ответа, что свидетельствует о формальном выполнении задания, без осмысленного отношения к нему. Блок «Россия XIII –XV вв.» Задания второго хронологического блока, связанные с особым периодом отечественной истории – иноземным владычество над Русью, проверяли умения учащихся:
Важнейшая тема этого периода – «Куликовская битва. Дмитрий Донской». В этой теме в комплексном виде отражены военные, политические особенности периода иноземного господства. Средний процент выполнения заданий по проверяемым элементам содержания этого блока представлен в таблице 3. Таблица 3
Данные таблицы свидетельствуют об устойчивом интересе учащихся к темам с военно-патриотической направленностью и соответствующий уровень знаний по данной тематике. Знания о монгольском нашествии и важнейшем событии борьбы за независимость – Куликовской битве – усвоили 61% учеников. На уровне 53% выполнены задания, проверявшие умение учащихся разбираться в особенностях русско-монгольских политических и экономических отношений. Так, например, 26 % учеников полагают, что Русь входила в состав Золотой Орды (пример 2). Это говорит об отсутствии у четверти учащихся системных политических представлений о периоде иноземного господства. Пример 2 Зависимость русских земель от монгольских ханов проявлялась в(во)
В приведенном ниже задании только 24% учащихся понимают сущностный характер влияния ига на изменение характера власти, а 70% учащихся ориентируются только на факты. Пример 3 Верны ли следующие утверждения? В период ордынского ига русские князья А. должны были получать у хана ярлык на княжение. Б. переносили деспотическую азиатскую модель правления на своих поданных.
С заданиями по эпохе древнерусского Возрождения времени Сергия Радонежского и Андрея Рублева в среднем справилось 59% тестировавшихся. Блок «Россия XVI вв.» Третий хронологический блок затрагивал противоречивые события XVI вв. Задания были нацелены на проверку у учащихся:
Важнейшая тема этого периода – «Реформы середины XVI в. Иван IV». В ней сделан акцент на перспективы государственного строительства и причины неудачного воплощения целей. Средний процент выполнения заданий по проверяемым элементам содержания этого блока представлен в таблице 4. Таблица 4
Период истории, связанный с правлением Ивана IV, противоречивой и яркой исторической личностью, привлекает внимание старшеклассников, о чем свидетельствуют результаты выполнения заданий по этой теме (67%). Задания, проверявшие усвоение учащимися знаний о достижениях России XVI в. в сфере духовной культуры, выполнены в среднем на уровне 51%. Пример 4 Нестяжатели во главе с Нилом Сорским
24% учеников, выбравших первый ответ, не знают происхождение древнерусского слова «нестяжание». Блок «Россия в XVII в.» В четвертый хронологический блок были включены задания, отражающие наиболее сущностные события, явления, факты социальной, экономической и политической истории России в XVII в. Задания проверяли умения учащихся:
Важным событием этого периода истории является тема: «Церковный раскол», в которой нашли отражения главные направления развития России в XVII в. Таблица 5
Самый высокий процент выполнения заданий получен по теме «Церковный раскол»(67%), что говорит о том, что масштабные исторические события, комплексного содержания, с духовно-нравственной основой, усваиваются учениками лучше других. Самый низкий процент выполнения касается русской культуры в XVII вв.(44%), что свидетельствует о резком падении интереса молодежи к исторической ретроспективе в отечественной культуре. Пример 5 Новым явлением в российской культуре XVII века стало
38% учащихся, выбрали ответ 3, это говорит о том, что неусвоен материал, связанный с русской культурой, не только XVII века, но и XVI века. Блок «Россия в первой четверти XVIII в.» Задания пятого хронологического блока по материалу, связанному с эпохой Петра I, проверяли умения учеников:
Таблица 6
Лучше всего по данному разделу усвоен материал о петровских реформах, формировании новых органах государственной власти, внешнеполитических итогах деятельности Петра (77%). Внешняя политика более сложная для понимания учащимися сфера, но задания и по этой теме выполнены в среднем на 65%. Блок «Задания обобщающего характера» В данном блоке задания с кратким ответом проверяли сформированность общеучебных и специальных (исторических) умений:
Средний процент выполнения заданий по проверяемым элементам содержания этого блока представлен в таблице 7. Таблица 7.
Наиболее успешно учащиеся освоили работу с текстом (61%), набольшие трудности вызвало задание на выбор нескольких позиций из списка (29%). Пример 6 Выберите из перечня три элемента верного ответа и обведите соответствующие цифры. Для внешнеполитического развития России в XVI веке характерны следующие события:
Обведённые цифры запишите в ответ, не разделяя их запятыми. Правильный ответ: 214, дали только 25% тестировавшихся. Анализ результатов учащихся с различным уровнем усвоения знаний Результаты выполнения заданий учащимися, получившими оценку «2» за работу, свидетельствуют о том, что ими освоены лишь некоторые элементы содержания, являющиеся ключевыми в курсе Истории России. На уровне от 45% до 55% выполнения этой группой учащихся освоено содержание, связанное с восточнославянскими племенными союзами и их соседями, крещением Руси, категориями населения, церковным расколом, опричниной. Остальные задания выполнены ниже уровня 40%. Крайне низок уровень сформированности предметных умений. Практически полностью отсутствуют знания по культуре России. Задания с краткими ответами и задания повышенного уровня сложности выполнены на уровне ниже 10%. Средний процент выполнения заданий теста - 26% . Учащиеся, получившие оценку «3» за выполнение работы, продемонстрировали знание (выполнение заданий не ниже 65%) по следующим элементам содержания: восточнославянские племенные союзы и их соседи; крещение Руси, «РУССКАЯ ПРАВДА», категории населения; образование монгольского государства; монгольское завоевание; опричнина; петровские преобразования; абсолютизм. Средний процент выполнения заданий теста - 46% . Учащиеся, получившие оценку «4», справились с большинством заданий с успешностью выше 65%. Средний процент выполнения заданий теста - 67% . Это позволяет сделать вывод о том, что учащиеся этой группы достаточно прочно овладели всеми необходимыми базовыми умениями. Однако задания по культуре России вызвали у них затруднения (выполнение 44% - 63%). С заданиями на хронологию и установление соответствия справились в среднем половина учащихся этой категории. Учащиеся, получившие оценку «5» за работу, показали высокие результаты выполнения всех заданий теста (от 70% до 100%), а, следовательно, и уверенное овладение всеми необходимыми для этого умениями. Задания на хронологию и установление соответствия выполнены 77% учащихся этой категории. Средний процент выполнения всех заданий - 87%. Выводы и рекомендации 1. С заданиями диагностической работой по истории справились 87% учащихся 10 классов. 2. Большинство учащихся продемонстрировали достаточный уровень знаний только по разделу «Россия в первой четверти XVIII века» (средний процент выполнения – 70%). 3. Допустимый уровень знаний учащиеся показали по разделам «Русь с древности до середины XIII века» и «Россия в XVI веке» (средний процент выполнения по каждой позиции – 60%). 4. Самый низкий процент выполнения показали учащиеся в разделе «Задания обобщающего характера» - (средний процент выполнения 43%). На основании анализа полученных результатов можно предложить учителям следующие меры по совершенствованию методики обучения истории в старшей школе:
|
Окружающий мир, 4 класс (март-апрель) Методы: словесные, работа с текстовым источником, метод постановки проблемы, контроль (письменные) | Русский язык, 7 класс (март-апрель) ... | ||
Основное расписание Домика Необычных Людей. Март-Апрель 2013 г | Домашнее задание План-график использования учебно-лабораторного оборудования по математике в 6-х классах на март, апрель, май | ||
Ноябрь декабрь январь февраль март апрель Урок мужества, посвященный семидесятилетию освобождения Орла и Орловской области от немецко – фашистских захватчиков | Гусева Ольга Николаевна, до, группа 6, март-апрель 2012 г По-видимому, урок проводится в классе типа медиалекторий, т к из оборудования указаны только медиапроектор и экран | ||
Бюллетень вака за апрель 2008 г./, имеет Российский индекс научного цитирования Реферат должен быть написан по истории науки, в соответствии со специальностью, по которой обучается аспирант или соискатель (история... | План проведения акции «Молодежь за здоровый образ жизни» (март апрель... Оформление информационных стендов, уголков здоровья, содержащих информацию по пропаганде здорового образа жизни, вреде курения и... | ||
Пояснительная записка рабочая программа во Всеобщей истории Н. И. Шевченко (пояснительная записка, поурочное тематическое планирование, «История Средних веков», 6 класс); А. Я. Юдовская, Л.... | История России, 8 класс Март 2013 г Охватывает материал до темы «Серебряный век» включительно. Согласно логике программы «Школа 2100» темы, посвященные изучению Первой... | ||
Гранты и конкурсы: релиз мероприятий (март-апрель 2013) «О реализации в 2006-2008 годах пилотного проекта совершенствования системы оплаты труда научных работников и руководителей научных... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Интеллектуальная игра «Творчество А. Н. Островского апрель Русские шашки апрель Историко краеведческая акция «Ищу героя» | ||
Январь 4 февраль 4 март 6 апрель 6 май 7 июнь 9 июль 9 август 11 сентябрь 11 октябрь 14 Юнеско объявил Ереван "Всемирной столицей книги" 2012 года. Этот почётный титул до сих пор присваивался 11 городам мира. Ереван будет... | О деятельности Федеральной нотариальной палаты за отчётный период... Количество рабочих мест в каждой аудитории для участников егэ с овз не должно превышать 12 человек | ||
Календарно-тематическое планирование курса «Всеобщая История». Пояснительная записка Класс «Всеобщая История». Пояснительная записка Класс – Количество часов в неделю – 2, в год – 25. Учебник – «Новейшая история» 9 класс.... | Рабочая программа по курсу «История. История России и мира» 10 класс (базовый уровень) Учебник: Загладин Н. В., Симония Н. А. История. История России и мира. 10 класс. М.: Русское слово,2007 |