Автономная некоммерческая организация среднего профессионального образования «Ставропольский колледж экономики и дизайна»
«Утверждаю»
Директор АНО СПО «СКЭД»
______________М.Э. Булгакова
Рабочая программа
По дисциплине «История» Для специальности(ей) 080110
(код специальности)
«Банковское дело»
(название специальности)
Ставрополь, 2012 г.
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании предметно-цикловой комиссии «Экономика и банковское дело» «____»______________ 2012 г. Протокол №___________________________ Председатель ПЦК ________________________________________________
(подпись, фамилия, инициалы) Продление действия рабочей программы Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена на исполнение в 20__/20____уч. году ______ «____» ______________20__г. Протокол №___ Председатель ПЦК _____________________________________________________
(подпись, фамилия, инициалы) Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена на исполнение в 20__/20____уч. году ______ «____» ______________20__г. Протокол №___ Председатель ПЦК________________________________________________________
(подпись, фамилия, инициалы) Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена на исполнение в 20__/20____уч. году ______ «____» ______________20__г. Протокол №___ Председатель ПЦК________________________________________________________
(подпись, фамилия, инициалы) Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена на исполнение в 20__/20____уч. году ______ «____» ______________20__г. Протокол №___ Председатель ПЦК_______________________________________________________
(подпись, фамилия, инициалы)
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Цель:
дать студентам необходимый объем систематизированных знаний по истории, расширить и углубить базовые представления, полученные ими в средней общеобразовательной школе о характерных особенностях исторического пути, пройденного Российским государством и народами мира, выявить место и роль нашей страны в истории мировых цивилизаций; сформировать у студентов комплексное представление о культурно-историческом своеобразии России, ее месте в мировой и европейской цивилизации; сформировать систематизированные знания об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, с акцентом на изучение истории России.
Задачи: заключаются в развитии следующих знаний, умений и навыков личности:
понимании гражданственности и патриотизма как преданности своему Отечеству, стремления своими действиями служить его интересам, в т.ч. и защите национальных интересов России;
знания движущих сил и закономерностей исторического процесса; места человека в историческом процессе, политической организации общества;
воспитания нравственности, морали, толерантности;
понимания многообразия культур и цивилизаций в их взаимодействии, многовариантности исторического процесса;
способности работы с разноплановыми источниками; способность к эффективному поиску информации и критике источников;
навыков исторической аналитики: способность на основе исторического анализа и проблемного подхода преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;
творческом мышлении, самостоятельности суждений, интереса к отечественному и мировому культурному и научному наследию, его сохранению и преумножению.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Учебная дисциплина история входит в общий социально-гуманитарный и экономический цикл дисциплин основной профессиональной образовательной программы.
Дисциплина «История» изучает курс истории (история России в контексте всемирной истории) с древнейших времен до наших дней и ориентирована на освоение студентами содержания основных этапов всемирной истории в исторической ретроспективе и овладение различными способами познавательной деятельности, которые должны лечь в основу познавательной, воспитательной, мировоззренческой функций истории.
Изучение «Истории» создает основу для дальнейшего углубленного понимания различных сторон развития общественной жизни: экономики, социальных отношений, литературы, права и др. Знание материала данного курса содействует пониманию специфики проявления в истории наиболее общих закономерностей и тенденций исторического развития, а также пониманию возможностей ее настоящего и будущего развития.
3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенцийу обучающегося:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения задания.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Развивать культуру межличностного общения, взаимодействовать между людьми, устанавливать психологические контакты с учетом межкультурных и этнических различий.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
– систематизировать полученные знания; оперировать базовыми понятиями, теоретическими и ценностными конструктами учебного курса;
– решать познавательные задачи; логично выстраивать устные и письменные тексты;
– анализировать общее и особенное российской истории;
– логически мыслить, вести научные дискуссии;
– работать с разноплановыми источниками;
– осуществлять эффективный поиск информации и критики источников;
– получать, обрабатывать и сохранять источники информации;
– преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;
– формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам истории;
– соотносить общие исторические процессы и отдельные факты;
выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;
– извлекать уроки из исторических событий и на их основе принимать осознанные решения;
– на примерах из различных эпох выявлять органическую взаимосвязь российской и мировой истории;
– определять место российской цивилизации во всемирно-историческом процессе. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
– основные этапы и содержание всемирной истории и истории России с древнейших времен до наших дней;
– усвоить исторический опыт человечества в целом и своего народа и государства в особенности;
– определить особое значение истории для осознания поступательного развития общества, его единства и противоречивости;
– основные направления, проблемы, теории и методы истории;
– движущие силы и закономерности исторического процесса;
– место человека в историческом процессе, политической организации общества;
– различные подходы к оценке и периодизации всемирной и отечественной истории;
– основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
– важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
– овладеть разнообразными способами познавательной деятельности, направленными на развитие гуманитарного мышления, интеллектуальных способностей и познавательной самостоятельности, которые должны стать основой их профессиональной компетентности.
4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Вид учебной работы
| Всего часов
| Семестр
| 1
| Аудиторные занятия (всего)
| 48
| 48
| в том числе:
|
|
| Лекции (Л)
| 24
| 24
| Практические занятия (ПЗ)
|
|
| Семинары (С)
| 24
| 24
| Лабораторные работы (ЛР)
|
|
| Самостоятельная работа (всего) (СР)
| 10
| 10
| в том числе:
|
|
| Курсовой проект (работа)
|
|
| Расчетно-графические работы
|
|
| Контрольная работа
|
|
| Реферат
|
|
| Самоподготовка (самостоятельное изучение разделов, проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к лабораторным и практическим занятиям, коллоквиумам, рубежному контролю и т.д.)
|
|
| Вид промежуточной аттестации
|
| экзамен
| Общая трудоемкость, час
| 58
| 58
|
5. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ 5.1. Содержание дисциплины
№ раздела
| Наименование раздела (темы)
| Содержание раздела (темы)
| 1
| ИСТОРИЯ ПЕРВОБЫТ
НОГО ОБЩЕСТВА, ДРЕВНЕГО МИРА И СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.
| История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки. Особенности становления государственности в России и мире. Формирование основных институтов человеческого общества и древнейших цивилизаций. Истоки российской цивилизации. Киевская Русь. Государства Западной Европы и Востока в Средние века. Складывание Российского государства (XIII - XV вв.). Русские земли в XIII-XV веках и европейское средневековье.
| 2
| РОССИЯ И МИР В ПОЗДНЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ И НОВОЕ ВРЕМЯ.
| Россия в XVI-XVII веках в контексте развития европейской цивилизации. Становление современной европейской цивилизации. Россия в XVI – XVII вв. Преобразование традиционного общества и государства в ХVIII в. в странах Европы и Северной Америки. Россия и мир в XVIII–XIX веках: попытки модернизации и промышленный переворот. Модернизация России в XVIII в. Мир в XIX в. Российская цивилизация в XIX в.
| 3
| НОВЕЙШИЙ ПЕРИОД ИСТОРИИ.
| Россия и мир в ХХ веке. Мир в начале XX в. Первая мировая война как проявление кризиса цивилизации XX в. Россия в начале ХХ века: проблема исторического выбора. Первая русская революция. Февральская и Октябрьская революции 1917г. СССР в межвоенный период (1920–1930-е гг.). Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Вторая мировая война как проявление кризиса современной цивилизации. Россия и мир в 1945–1985 гг. СССР во второй половине 1940-х–первой половине 1960-е гг. Социально-экономическое развитие СССР во второй половине 1960-х – первой половине 1980-х гг. Нарастание кризисных явлений в советском обществе. Меняющийся мир: 1950-е–середина 1980-х гг. Россия и мир во второй половине 80-х гг. ХХ в. –начале XXI в. Перестройка в СССР (1985–1991 гг). Распад СССР. Россия на путях суверенного развития (1991-2011 гг.): Россия и мир в XXI веке.
|
5.2. Структура дисциплины № раздела (темы)
| Наименование раздела (темы)
| Количество часов
| Всего
| Л
| ПЗ (С)
| ЛР
| СР
| Тема 1
| Сущность, формы и функции исторического знания
| 6
| 2
| 2
|
|
| Тема 2
| Формирование основных институтов человеческого общества и древнейших цивилизаций
| 5
| 2
| 2
|
| 1
| Тема 3
| Истоки российской цивилизации. Киевская Русь
| 5
| 2
| 2
|
| 1
| Тема 4
| Государства Западной Европы и Востока в Средние века
| 6
| 2
| 2
|
|
| Тема 5
| Складывание Российского государства (XIII – XV вв.)
| 5
| 2
| 2
|
| 1
| Тема 6
| Становление современной европейской цивилизации
| 5
| 2
| 2
|
| 1
| Тема 7
| Россия в XVI – XVII вв.
| 5
| 2
| 2
|
| 1
| Тема 8
| Модернизация России в XVIII в.
| 5
| 2
| 2
|
| 1
| Тема 9
| Мир в XIX в.
| 5
| 2
| 2
|
| 1
| Тема 10
| Россия в начале ХХ века: проблема исторического выбора
| 5
| 2
| 2
|
| 1
| Тема 11
| Вторая мировая война и послевоенное устройство мира. Россия и мир в 1945–1985 гг.
| 5
| 2
| 2
|
| 1
| Тема 12
| Россия и мир во второй половине 80-х гг. ХХ в. – начале XXI в.
| 5
| 2
| 2
|
| 1
|
| Общая трудоемкость
| 62
| 24
| 24
|
| 10
|
|