МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
"Ижевский государственный технический университет"
(ИжГТУ) ГЛАЗОВСКИЙ ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (филиал)
УТВЕРЖДАЮ
Ректор ИжГТУ Б.А.Якимович __________________ 2011 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине: История элективный курс История и культура региона для направления: 080100.62 Экономика
Профиль - Экономика предприятий (организаций)
форма обучения: очная Общая трудоемкость дисциплины составляет 1 зачетную единицу.
Вид учебной работы
| Всего часов
| Семестры
| 1
|
|
|
| Аудиторные занятия (всего)
| 32
| 32
|
|
|
| В том числе:
| -
| -
| -
| Лекции
| 16
| 16
|
|
|
| Практические занятия (ПЗ)
| 16
| 16
|
|
|
| Семинары (С)
|
|
|
|
|
| Лабораторные работы (ЛР)
|
|
|
|
|
| Самостоятельная работа (всего)
| 40
| 40
|
|
|
| В том числе:
| -
| -
| -
| Расчетно-графические работы
|
|
|
|
|
| Реферат
|
|
|
|
|
| Другие виды самостоятельной работы
|
|
|
|
|
| Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)
| -
|
|
|
|
| Общая трудоемкость: час
зач. ед.
| 72
1
| 72
1
|
|
|
|
Кафедра: ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ Составитель Дубяго Любовь Сергеевна, ст. преподаватель
Рабочая программа составлена на основании федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и утверждена на заседании кафедры
Протокол от 28.06.2011 г. № _5_ Заведующий кафедрой ________________ В.В.Беляев __________________2011 г.
СОГЛАСОВАНО: Председатель учебно-методической комиссии по направлению 080100.62 – Экономика
_______________ Л.А. Дедов __________________ 2011 г. Количество часов рабочей программы соответствует количеству часов рабочего учебного
плана направления 080100.62 – Экономика Начальник учебно-инженерного отдела ________________ Н.В.Исакова ________________2011 г.
Аннотация к дисциплине
Название модуля
| История элективный курс «История и культура региона»
| Номер
| ГСЭ.В.2
| Академический год
| 2011/2012
| семестр
| 1
| Кафедра
| 82 ЕНиГД
| Программа
| 080100.62 Экономика (профиль - Экономика предприятий (организаций)
| Гарант модуля
| Дубяго Любовь Сергеевна, ст. преподаватель
| Цели и задачи дисциплины, основные темы
| Целью курса является формирование у студентов целостного представления об окружающей этнокультурной среде и уникальности материальной и духовной культуры каждого народа Урало-Поволжского региона, о содержании основных этапов истории Удмуртии с древнейших времен до сегодняшних дней.
Задачи курса:
ознакомить студентов с этапами зарождения и формирования проживающих на территории региона этносов, выделить основные этапы этногенеза и этнической истории финно-угорских и тюркских народов Урало-Поволжья.
раскрыть взаимосвязь и взаимообусловленность событий в контексте региональной и общероссийской истории.
сформировать представления о процессе становления и взаимовлияния культур народов Урало-Поволжского региона
рассмотреть особенности материальной и духовной культуры народов Урало Поволжского региона: удмуртов, бесермян, татар, марийцев, мордвы, башкир, чувашей
Знания: общая характеристика этнографии и истории народов Урало-Поволжского региона, фактический материал, основные исторические сюжеты, названия, имена, даты, касающиеся специфики исторического прошлого и культуры родного края.
Умения: выделять черты этнокультурного и исторического развития народов, находить общее и отличительное в культуре того или иного этноса, понимать уникальной и ценность культуры каждого народа
Навыки: толерантного мышления, уважительного отношения к культуре каждого народа; навыки самостоятельной работы со специальной литературой, развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения.
| Основная литература
| История Удмуртии в 3-х томах: С древнейших времен до XV в.; Конец ХV - начало XX века; XX век. Научное издание. / под ред. К.И. Куликова Ижевск: Удм. институт истории, языка и литературы УрО РАН, 2007. – 1400 с.
Напольских В.В. Введение в историческую уралтистику. монография. - Ижевск: Удм. институт истории, языка и литературы УрО РАН, 1997. – 268
Финно-угры Поволжья и Приуралья в средние века: коллективная монография / под ред. М.Г. Ивановой. - Ижевск: Удм. институт истории, языка и литературы УрО РАН, 1999. – 390 с.
| Технические средства
| ПК и проекционная аппаратура для презентации лекций, демонстрации иллюстративных материалов.
| Компетенции
| Приобретаются студентами при освоении модуля
| Общекультурные
| Способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; место и роль своего края в истории человечества в современном мире; Способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, и прогнозировать возможное их развитие в будущем.
| Профессиональные
|
| Зачетных единиц
| 2
| Форма проведения занятий
| Лекции
| Практ. занятия
| Лабор. работы
| Самост. Работа
| Всего часов
| 16
| 16
| -
| 40
| Виды
контроля
| Диф.зач /зач/ экз
| КП/КР
| Условие зачета модуля
| получение оценки «зачтено»
| Форма проведе-ния самостоят-ельной работы
| Изучение теорет. матер., выполнение контр. дом. заданий, написание реферата, подготовка к Лек., ПЗ, зач
| формы
| зачет
|
| Перечень модулей, знание которых необходимо для изучения модуля
| ГОЭ.Ф2, ГОЭ. Р 2.
|
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель преподавания дисциплины
Курс История и культура региона представляет собой составную часть общекультурной подготовки студентов технического вуза. Территория Урало-поволжского региона с древнейших времен и до наших дней выступает контактной зоной, в рамках которой существуют и активно взаимодействуют различные культуры и этнические группы.
Целью курса является формирование у студентов целостного представления об окружающей этнокультурной среде и уникальности материальной и духовной культуры каждого народа Урало-Поволжского региона, о содержании основных этапов истории Удмуртии с древнейших времен до сегодняшних дней.
Задачи курса:
дать общую этнографическую характеристику народов Урало-Поволжского региона.
ознакомить студентов с этапами зарождения и формирования проживающих на территории региона этносов, выделить основные этапы этногенеза и этнической истории финно-угорских и тюркских народов Урало-Поволжья.
раскрыть взаимосвязь и взаимообусловленность событий в контексте региональной и общероссийской истории.
сформировать представления о процессе становления и взаимовлияния культур народов Урало-Поволжского региона
рассмотреть особенности материальной и духовной культуры каждого этноса: удмуртов, бесермян, татар, марийцев, мордвы.
развить умения и навыки самостоятельной работы со специальной литературой, развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения.
выработать умения выделять черты этнокультурного развития народов, находить общее и отличительное в культуре того или иного народа
способствовать формированию толерантного мышления, уважительного отношения к культуре каждого народа.
дать фактический материал, основные исторические сюжеты, названия, имена, дат, касающиеся специфики исторического прошлого родного края
Курс разработан с привлечением данных археологии, истории, антропологии, лингвистики и этнографии. Перечень дисциплин, знание которых необходимо для изучения данной дисциплины
Отечественная история, культурология, обществознание.
Целью освоения дисциплины «История» является достижение следующих результатов
В результате изучения Истории элективного курса студент должен:
знать:
основные этапы истории Удмуртии с древнейших времен до начала XX века в в контексте истории России;
основные события и процессы истории края;
уметь:
анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего;
объяснять и интерпретировать события истории края, а также оценивать их значение;
работать с научной литературой, разными типами источников, на основании чего формулировать и аргументировать свою позицию;
характеризовать основные этапы истории Удмуртии;
применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы исторической науки в профессиональной деятельности;
анализировать процессы и явления, происходящие в обществе;
применять методы познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной деятельности;
владеть:
основами исторического анализа и методологическими принципами проведения исторического исследования, основными методами работы с источниками и историографией;
навыками написания самостоятельного научного исследования в рамках написания реферата;
навыками исторического мышления для выработки системного, целостного взгляда на проблемы развития общества;
навыками выражения своих мыслей и мнения при оценке событий прошлого;
навыками публичной и научной речи;
2. Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина относится к гуманитарному, социальному и экономическому циклу дисциплины по выбору(ГСЭ.В2). Специальные требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента не предусматриваются. Для изучения дисциплины студент должен:
знать: основные события в истории России, изученные в рамках школьной программы
уметь: анализировать и давать общую характеристику ключевых этапов в истории России
владеть: навыками работы с литературой, поиска необходимой информации
Изучение дисциплины базируется на знаниях, полученных при изучении: обществознания, школьного курса истории.
Освоение истории необходимо как предшествующее для следующих дисциплин ООП: история, философия, культурология 3. Требования к результатам освоения дисциплины: 3.1. Знания, приобретаемые в ходе изучения дисциплины
№ п/п
| Знания
|
| целостное представление об уникальности материальной и духовной культуры каждого народа Урало-Поволжского региона, об историческом пути народов Урало-Поволжья как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;
|
| содержание основных этапов истории Удмуртии с древнейших времен до сегодняшних дней, закономерности и этапы исторического процесса местной истории им культуры;
|
| общая характеристика этнографии и истории народов Урало-Поволжского региона, фактический материал, основные исторические сюжеты, названия, имена, даты, касающиеся специфики исторического прошлого и культуры родного края, знание хронологии, этапы исторического процесса, хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий
|
| процесс становления и взаимовлияния культур народов Урало-Поволжского региона
|
Умения, приобретаемые в ходе изучения дисциплины
№ п/п
| Умения
| 1.
| выделять черты этнокультурного и исторического развития народов, находить общее и отличительное в культуре того или иного этноса, понимать уникальной и ценность культуры каждого народа;
| 2.
| анализировать особенности материальной и духовной культуры каждого этноса Урало-Поволжья: удмуртов, бесермян, татар, марийцев, мордвы, башкир, чувашей.
| 3.
| выделять черты этнокультурного развития народов, находить общее и раскрывать взаимосвязь и взаимообусловленность событий в контексте региональной и общероссийской истории;
| 4.
| изучать и систематизировать информацию из различных исторических источников, исторических событий;
| 5.
| изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность, анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.,
| 6.
| решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); ·
| 3.3. Навыки, приобретаемые в ходе изучения дисциплины
№ п/п
| Навыки
|
| критического восприятия и оценки источников информации; овладение приемами ведения дискуссии, полемики, диалога
|
| самостоятельной работы со специальной литературой, развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения.
|
| грамотного и аргументированного выражения своих мыслей и мнения при оценке событий прошлого;
|
| извлечения необходимой информации, навыки работы с историческими источниками;
|
| толерантного мышления, уважительного отношения к культуре каждого народа;
|
3.4. Компетенции, приобретаемые в ходе изучения дисциплины
Компетенции
| Знания
| Умения
| Навыки
| Способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире (Ок-3)
| 1, 2, 3, 4,
| 1, 2, 3,4, 5, 6,
| 1, 2, 3, 4, 5,
| Способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);
| 2, 4,
| 5,6
| 3, 4
|
Структура и содержание дисциплины (модуля)
4.1. Разделы дисциплины и виды занятий
№
п/п
|
Раздел
дисциплины
| Семестр
| Неделя семестра
| Виды учебной работы, включая самост. работу студентов и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости (по неделям)
Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
| лек
| прак
| лаб
| СРС
|
| История Удмуртии в системе знаний об историческом пролом страны
| 1
| 1
| 2
|
|
|
|
|
| Первобытнообщинный строй на территории Удмуртии
| 1
| 2
| 2
|
|
|
|
|
| Исторические и этногенетические процессы в эпоху железного века на территории Удмуртии (VIII в. до н.э. - V в. н.э.) Предки удмуртов в древности
| 1
| 3
| 2
|
|
| 4
| Реферат
|
| Общая этнокультурная характеристика Удмуртии
| 1
| 4
| 2
|
|
| 2
| Проверочный тест
|
| Этногенетические и исторические процессы в Прикамье в эпоху средневековья (V - XV вв.)
| 1
| 5
| 2
|
|
|
|
|
| Политическая и социально-экономическая история населения Удмуртии в эпоху позднего средневековья (середина XIII - середина XVI веков). Социально-экономическое развитие Удмуртии в XVI – XVIII веках
| 1
| 6
| 2
|
|
| 4
| реферат
|
| Удмуртия в XVIII веке - начале XX века
| 1
| 7
| 2
|
|
| 2
| 1-я аттестация
|
| Социальные волнения и национальное движение на территории Удмуртии в XVI - XIX веках
| 1
| 8
| 2
|
|
|
|
|
| Удмуртия во XIX веке- начале ХХ в.
| 1
| 9
|
| 2
|
| 4
| Контрольная работа №1
|
| 1917 год и гражданская война в Удмуртии
| 1
| 10
|
| 2
|
|
|
|
| Национально-государственное строительство в Удмуртии в 1920-е – 1930-е гг.
| 1
| 11
|
| 2
|
| 2
| Проверочный тест
|
| Удмуртия в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.)
| 1
| 12
|
| 2
|
|
|
|
| Основные вехи истории города Глазова
| 1
| 13
|
| 2
|
|
|
|
| Этнокультурная характеристика удмуртов и бесермян
| 1
| 14
|
| 2
|
| 4
| Контрольная работа № 2
|
| Этнокультурная характеристика татар
| 1
| 15
|
| 2
|
| 4
| Защита рефератов
|
| Русское старообрядческое население.
| 1
| 16
|
| 2
|
| 14
| зачет
|
| Всего
|
|
| 16
| 16
|
| 40
|
| |