РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт права, экономики и управления Кафедра банковского и страхового дела
Мазаева Марина Владимировна
Литвинова Наталья Леонидовна
ИСТОРИЯ СТРАХОВАНИЯ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа
для студентов направления 080100.62 «Экономика», профиль «Страхование»
очной и заочной формы обучения
Тюменский государственный университет
2012
Мазаева М.В., Литвинова Н.Л. История страхования. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 080100.62 «Экономика», профиль «Страхование», очной и заочной формы обучения. Тюмень, 2012, 16 стр.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.
Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Основы страхования [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный.
Рекомендовано к изданию кафедрой банковского и страхового дела Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.
ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Мазаева М.В., к.э.н., доцент
© Тюменский государственный университет, 2012.
© Мазаева М.В., Литвинова Н.Л., 2012.
Пояснительная записка
Цели и задачи дисциплины
Цель дисциплины – приобретение знаний об историческом аспекте развития страхования как категории общественных отношений и страхового дела в России
Задачи дисциплины:
ознакомление с процессами зарождения в мире и в России страховых идей, страховых отношений, страхового рынка и сопровождающего их законодательства;
формирование навыков анализа процессов формирования и развития страхового рынка (состав рыночных участников, экономические параметры и объемы российского страхового рынка в динамике и отчасти в сравнении с аналогичными рынками развитых стран) в историческом аспекте;
изучение причин реформирования страхового дела на каждом этапе его развития;
ознакомление с периодизацией формирования и развития страховых отношений и страхового рынка России и других стран.
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина предназначена для студентов, обучающихся по программе подготовки бакалавра по профилю «Страхование» направления «Экономика» и входит в вариативную часть Профессионального цикла Б.3. учебного плана. Дисциплина «История страхования» входит в состав дисциплин, формирующих профессиональные компетенции в области экономики страхования. Изучение дисциплины базируется на «входных» знаниях, умениях и готовностях обучающихся, формируемых в результате освоения в качестве предшествующих таких дисциплин, как «Микроэкономика», «Финансы», «Теория страхования», «Страховое право», «Корпоративное страхование» и др. Ее успешное освоение предполагает параллельное изучение таких дисциплин как «Финансы страхования», «Страховой андеррайтинг», «Страховое ценообразование». Освоение дисциплины «История страхования» необходимо как предшествующее для дисциплины «Международный страховой рынок/ Международные финансовые организации» и прохождения производственной практики.
Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО. В результате освоения ООП бакалавриата выпускник должен обладать следующими компетенциями:
владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей е достижения (ОК-1);
способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире (ОК-3);
способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);
умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);
способен логически верно, аргументировано и строить устную и письменную речь (ОК-6);
готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);
способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность (ОК-8);
способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);
способен критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-10);
осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11);
способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);
владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером кК средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13);
владеет одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-14);
способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);
способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);
способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновывать полученные выгоды (ПК-5);
способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-6);
способен анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений (ПК-7);
способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8);
способен организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта (ПК-11);
способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-13).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать:
- периодизацию развития страхования;
- освоить методы исторического анализа экономических событий в области страхования;
- изучить наиболее значимые фактические данные истории становления и развития страхового дела в России и других государствах.
уметь:
проводить ретроспективный анализ развития страхования в России
проводить ретроспективный анализ развития страхования в зарубежных странах
владеть:
методами сбора, обработки и анализа информации в области истории страхования на различных этапах
методами сравнительного анализа развития страхования за рубежом и в России;
знаниями в области законодательного регулирования страхования в разные периоды его развития;
Структура и трудоемкость дисциплины.
Семестр 3. Форма промежуточной аттестации – экзамен, контрольная работа. Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц, 180 часов.
Тематический план.
Таблица 1.
Тематический план для студентов дневного отделения
№
| Тема
| Недели семестра
| Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.
| Итого часов по теме
| В том числе в интерактивной форме
| Итого количество баллов
| Лекции
| Семинарские (практические) занятия
| Самостоятельная работа
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| Модуль 1
| 1.
| Зарождение страховых отношений в России в Х−ХVIII вв.
| 1,2,
| 4
| 4
| 10
| 18
| 2
| 0-14
| 2.
| Становление и развитие страховых отношений в дореволюционной России
| 3,4
| 4
| 4
| 14
| 22
| 2
| 0-12
| 3.
| Развитие страховых отношений в советский период
| 5,6,7
| 6
| 6
| 18
| 30
| 2
| 0-19
| 4.
| Современный страховой рынок России
| 8,9
| 4
| 4
| 12
| 20
| 2
| 0-5
|
| Всего
|
| 18
| 18
| 54
| 90
| 8
| 0-50
| Модуль 2
| 1.
| Страхование в рабовладельческом обществе
| 10,11, 12
| 6
| 6
| 18
| 30
| 2
| 0-14
| 2.
| Развитие страховых отношений в феодальном обществе
| 13,14, 15
| 6
| 6
| 18
| 30
| 2
| 0-12
| 3.
| Формирование страховых отношений в период раннего капитализма
| 16,17, 18
| 6
| 6
| 18
| 30
| 1
| 0-24
|
| Всего
|
| 18
| 18
| 54
| 90
| 8
| 0-50
|
| Итого (часов, баллов):
|
| 36
| 36
| 108
| 180
| 8
| 0 – 100
|
| Итого в интерактивной форме
|
| 8
| 8
|
|
| 16
|
|
Таблица 2.
Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля № темы
| Устный опрос
| Письменные работы
| Информа ционные системы и технологии
| Итого количество баллов
| дискуссии, круглые столы
| кейс
| деловая игра
| собеседование
| ответ на семинаре
| контрольная работа
| тест
| реферат
| эссе
| Модуль 1
| 1.
|
| 0-5
|
|
| 0-2
|
| 0-2
|
| 0-5
|
| 0-14
| 2.
|
|
| 0-5
|
| 0-2
|
| 0-2
|
|
| 0-3
| 0-12
| 3.
|
|
| 0-5
| 0-5
| 0-2
| 0-5
| 0-2
|
|
|
| 0-19
| 4.
|
|
|
|
|
|
|
| 0-5
|
|
| 0-5
| Всего
| х
| 0-5
| 0-10
| 0-5
| 0-6
| 0-5
| 0-6
| 0-5
| 0-5
| 0-3
| 0 – 50
| Модуль 2
| 1.
|
|
| 0-5
|
| 0-2
|
| 0-2
| 0-5
|
|
| 0-14
| 2.
| 0-5
|
|
|
| 0-2
|
| 0-2
|
|
| 0-3
| 0-12
| 3.
| 0-5
| 0-5
|
| 0-5
| 0-2
| 0-5
| 0-2
|
|
|
| 0-24
| Всего
| 0-10
| 0-5
| 0-5
| 0-5
| 0-6
| 0-5
| 0-6
| 0-5
| х
| 0-3
| 0 – 50
| Итого
| 0-10
| 0-10
| 0-15
| 0-10
| 0-12
| 0-10
| 0-12
| 0-10
| 0-5
| 0-6
| 0 – 100
|
Таблица 3.
Планирование самостоятельной работы студентов
№
| Модули и темы
| Виды СРС
| Неделя семестра
| Объем часов
| Кол-во баллов
| обязательные
| дополнительные
| Модуль 1
|
|
|
|
|
| 1.1
| Зарождение страховых отношений в России в Х−ХVIII вв.
| Проработка лекций, чтение обязательной и дополнительной литературы, написание эссе, подготовка к опросу, написание реферата, подготовка к тестированию, решение кейса.
| Составление логических схем, подготовка презентации к реферату, работа с нормативно-правовыми и статистическими базами данных, составление библиографического списка и глоссария.
| 1, 2
| 18
| 0-14
| 1.2
| Становление и развитие страховых отношений в дореволюционной России
| Проработка лекций, чтение обязательной и дополнительной литературы, подготовка к опросу, тестированию и деловой игре, решение задач
| Составление логических схем, подготовка презентации к реферату, работа с нормативно-правовыми и статистическими базами данных, составление библиографического списка и глоссария.
| 3,4
| 22
| 0-12
| 1.3
| Развитие страховых отношений в советский период
| Проработка лекций, чтение обязательной и дополнительной литературы, подготовка к деловой игре, собеседованию, опросу, контрольной работе и тестированию, решение задач
| Составление логических схем, подготовка презентации к реферату, работа с нормативно-правовыми и статистическими базами данных, составление библиографического списка и глоссария.
| 5,6,7
| 30
| 0-19
| 1.4
| Современный страховой рынок России
| Проработка лекций, чтение обязательной и дополнительной литературы, подготовка к деловой игре, собеседованию, опросу, контрольной работе и тестированию, решение задач
| Составление логических схем, подготовка презентации к реферату, работа с нормативно-правовыми и статистическими базами данных, составление библиографического списка и глоссария.
| 8,9
| 20
| 0-5
|
| Всего по модулю 1:
| 90
| 0-50
| Модуль 2
|
|
|
|
|
| 2.1
| Страхование в рабовладельческом обществе
| Проработка лекций, чтение обязательной и дополнительной литературы, подготовка к опросу, тестированию и деловой игре, написание реферата, решение задач
| Составление логических схем, подготовка презентации к реферату, работа с нормативно-правовыми и статистическими базами данных, составление библиографического списка и глоссария.
| 10, 11, 12
| 30
| 0-14
| 2.2
| Развитие страховых отношений в феодальном обществе
| Проработка лекций, чтение обязательной и дополнительной литературы, подготовка к опросу, деловой игре, тестированию, решение задач.
| Составление логических схем, подготовка презентации к реферату, работа с нормативно-правовыми и статистическими базами данных, составление библиографического списка и глоссария.
| 13, 14, 15
| 30
| 0-12
| 2.3
| Формирование страховых отношений в период раннего капитализма
| Проработка лекций, чтение обязательной и дополнительной литературы, подготовка к круглому столу, опросу, собеседованию, контрольной работе, тестированию, решение кейса
| Составление логических схем, подготовка презентации к реферату, работа с нормативно-правовыми и статистическими базами данных, составление библиографического списка и глоссария.
| 16, 17, 18
| 30
| 0-24
|
| Всего по модулю 2:
| 90
| 0-50
|
| ИТОГО:
| 180
| 0-100
|
Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
№ п/п
| Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин
| Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
| 1.1
| 1.2
| 1.3
| 2.1
| 2.2.
| 2.3
| 1.
| Финансы
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| 2.
| Корпоративные финансы
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| 3.
| Актуарные расчеты
| +
| +
| +
| +
| +
| +
|
Содержание дисциплины.
|