Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов всех профилей подготовки





НазваниеУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов всех профилей подготовки
страница1/4
Дата публикации02.07.2015
Размер0.62 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Экономика > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт права, экономики и управления

Кафедра математических методов, статистики и


информационных технологий в экономике

Бардасов Сергей Александрович

ЭКОНОМЕТРИКА (ПРОДВИНУТЫЙ КУРС)


Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов всех профилей подготовки

направления 080100.68 «Экономика»,

очной и заочной формы обучения

Тюменский государственный университет

2011

Бардасов С.А. Эконометрика (продвинутый курс). Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной и заочной формы обучения направления 080100.68 «Экономика». Тюмень, 2011, стр. 41

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Эконометрика (продвинутый курс) [электронный  ресурс]  /  Режим  доступа: http://www.umk3.utmn.ru, свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой математических методов, статистики и информационных технологий в экономике.

Утверждено проректором по учебной работе ТюмГУ.


ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Зыков В.В., д.с.н., профессор, зав. кафедрой математических методов, статистики и информационных технологий в экономике



Тюменский государственный университет, 2011

© Бардасов С.А., 2011

  1. Пояснительная записка

1.1. Цели и задачи дисциплины

Цели дисциплины Эконометрика (продвинутый курс)– углубление знаний студентов и привитие им практических навыков выполнения эмпирических оценок в анализе социально-экономических явлений и процессов.

Задачи курса:

– изучить фундаментальные основы современных методов эконометрики;

– понять особенности эконометрических моделей и необходимых для их оценки эконометрических методов.

– научиться квалифицированно использовать тесты для правильной спецификации моделей.

– научиться выбору наиболее адекватного метода выполнения эмпирических оценок в конкретной практической ситуации, правильно охарактеризовать его достоинства и недостатки, распознать недостатки других методов оценивания;

– освоить навыки интерпретации результатов анализа и разработки рекомендаций для экономического развития и экономической политики.

– получить навыки выполнения эмпирических оценок на реальных данных.
1.2. Место дисциплины в структуре магистерских программ

Эконометрика (продвинутый курс) относится к дисциплинам профессионального цикла (базовая часть) и связана с отдельными дисциплинами общенаучного и профессионального цикла.

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах, изученных в бакалавриате: теория вероятностей и математическая статистика; эконометрика; высшая математика; линейная алгебра; микроэкономика; макроэкономика.

Данная дисциплина является предшествующей для следующих дисциплин: макроэкономика (продвинутый курс), теория и практика маркетинга, экономика отраслевых рынков, предпринимательство и бизнес планирование, надежность и риски в деятельности фирмы.

Теоретические знания и практические навыки, полученные студентами при изучении дисциплины, должны быть использованы в процессе изучения последующих дисциплин по учебному плану и при подготовке магистерской диссертации.


1.3.  Требования к результатам освоения дисциплины.

В результате освоения дисциплины магистрант обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

– способность к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2);

В результате освоения дисциплины магистрант обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

способностью оценивать эффективность проектов с учетом фактора неопределенности (ПК-6);

- способность анализировать и использовать различные источники информации для проведения экономических расчетов (ПК-9).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

- Знать: методы построения эконометрических моделей объектов, процессов и явлений

- Уметь: строить на основе описания ситуаций стандартные теоретические и эконометрические модели; анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты; ситуаций; прогнозировать на основе стандартных теоретических и эконометрических моделей поведение экономических агентов, развитие экономических процессов и явлений на макро- и микроуровне; представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада, информационного обзора, аналитического отчета, статьи

- Владеть: современной методикой построения эконометрических моделей; методами и приемами анализа экономических явлений и процессов с помощью стандартных теоретических и эконометрических моделей
2. Структура и трудоемкость дисциплины.
Семестр 1. Форма промежуточной аттестации: экзамен, контрольная работа. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов.
3. Тематический план

Таблица 1.1.

Тематический план (очная форма обучения)







Тема

недели семестра

Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

Итого часов по теме

В том числе в

интерактивной форме

Форма контроля

Лекции

Практические занятия


Самостоятельная

работа

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Матричная и векторная запись модели. Условия и теорема Гаусса-Маркова.

1

2

2

2

6

1

Задачи

2

Метод наименьших квадратов. Линейная регрессия с использованием пакета анализа данных Microsoft Excel.

2, 3

4

4

4

12

3

Задачи

3

Спецификация переменных в уравнениях регрессии.

4

2

2

2

6

1

Задачи

4

Автокорреляция случайных возмущений

5

2

2

2

6

1

Задачи

5

Гетероскедастичность

6

2

2

2

6

1

Задачи

6

Мультиколлинеарность

7

2

2

2

6

1

Задачи

7

Независимые фиктивные переменные. Зависимые дискретные переменные.

8, 9

4

4

4

12

3

Задачи

8

Нелинейные модели в Microsoft Excel. Преобразования Бокса-Кокса и Заребки.

10, 11

4

4

4

12

3

Задачи

9

Временные ряды. Тренд. Динамические модели.

12,13

4

4

4

12

3

тест

10

Стационарные и нестационарные временные ряды.

14, 15

4

4

4

12

3

Задачи

11

Системы одновременных уравнений.

16, 17, 18

6

6

6

18

4

к/р




Итого (часов, баллов):




36

36

36

108

24

экзамен




Итого в интерактивной форме




6

18







24





Таблица 1.2.

Тематический план (заочная форма обучения)







Тема

недели семестра

Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

Итого часов по теме

В том числе в

интерактивной форме

Форма контроля

Лекции

Практические

занятия

Самостоятельная

работа

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Матричная и векторная запись модели. Условия и теорема Гаусса-Маркова.

1

2

2

5

9

1




2

Метод наименьших квадратов. Линейная регрессия с использованием пакета анализа данных Microsoft Excel.

2, 3

2

4

10

16

2




3

Спецификация переменных в уравнениях регрессии.

4





5

5






4

Автокорреляция случайных возмущений

5





5

5






5

Гетероскедастичность

6





5

5






6

Мультиколлинеарность

7





5

5






7

Независимые фиктивные переменные. Зависимые дискретные переменные.

8, 9





10

10






8

Нелинейные модели в Microsoft Excel. Преобразования Бокса-Кокса и Заребки.

10, 11

2

2

10

14

2




9

Временные ряды. Тренд. Динамические модели.

12,13

2

4

10

16

2




10

Стационарные и нестационарные временные ряды.

14, 15





10

10






11

Системы одновременных уравнений.

16, 17, 18





13

13

4

к/р




Итого (часов, баллов):




8

12

88

108




экзамен




Итого в интерактивной форме




3

4







7





Таблица 2.1.

Планирование самостоятельной работы студентов (очная форма обучения)




Модули и темы

Виды СРС

Неделя семестра

Объем часов


обязательные

дополнительные

1

Матричная и векторная запись модели. Условия и теорема Гаусса-Маркова.

Решение типовых задач

Подготовка к опросу

Реферат

1

2

2

Метод наименьших квадратов. Линейная регрессия с использованием пакета анализа данных Microsoft Excel.

Решение типовых задач

Подготовка к опросу

Реферат

2, 3

4

3

Спецификация переменных в уравнениях регрессии.

Решение типовых задач

Подготовка к опросу

Реферат

4

2

4

Автокорреляция случайных возмущений

Решение типовых задач

Подготовка к опросу

Реферат

5

2

5

Гетероскедастичность

Решение типовых задач

Подготовка к опросу

Реферат

6

2

6

Мультиколлинеарность

Решение типовых задач

Подготовка к опросу

Реферат

7

2

7

Независимые фиктивные переменные. Зависимые дискретные переменные.

Решение типовых задач

Подготовка к опросу

Реферат

8, 9

4

8

Нелинейные модели в Microsoft Excel. Преобразования Бокса-Кокса и Зарембки.

Решение типовых задач

Подготовка к опросу

Реферат

10, 11

4

9

Временные ряды. Тренд. Динамические модели.

Решение типовых задач

Подготовка к опросу

Реферат

12, 13

4

10

Стационарные и нестационарные временные ряды

Решение типовых задач

Подготовка к опросу

Реферат

14, 15

4

11

Системы одновременных уравнений.

Решение типовых задач

Подготовка к опросу

Реферат

16, 17, 18

6




ИТОГО:

36


Таблица 2.2.

Планирование самостоятельной работы студентов (заочная форма обучения)




Модули и темы

Виды СРС

Неделя семестра

Объем часов

обязательные

дополнительные

1

Матричная и векторная запись модели. Условия и теорема Гаусса-Маркова.

Решение задач, работа с учебной литературой

Работа с источниками в Интернет

1

5

2

Метод наименьших квадратов. Линейная регрессия с использованием пакета анализа данных Microsoft Excel.

Решение задач, работа с учебной литературой

Работа с источниками в Интернет

2, 3

10

3

Спецификация переменных в уравнениях регрессии.

Решение задач, работа с учебной литературой

Работа с источниками в Интернет

4

5

4

Автокорреляция случайных возмущений

Решение задач, работа с учебной литературой

Работа с источниками в Интернет

5

5

5

Гетероскедастичность

Решение задач, работа с учебной литературой

Работа с источниками в Интернет

6

5

6

Мультиколлинеарность

Решение задач, работа с учебной литературой

Работа с источниками в Интернет

7

5

7

Независимые фиктивные переменные. Зависимые дискретные переменные.

Решение задач, работа с учебной литературой

Работа с источниками в Интернет

8, 9

10

8

Нелинейные модели в Microsoft Excel. Преобразования Бокса-Кокса и Зарембки.

Решение задач, работа с учебной литературой

Работа с источниками в Интернет

10, 11

10

9

Временные ряды. Тренд. Динамические модели.

Решение задач, работа с учебной литературой

Работа с источниками в Интернет

12, 13

10

10

Стационарные и нестационарные временные ряды

Решение задач, работа с учебной литературой

Работа с источниками в Интернет

14, 15

10

11

Системы одновременных уравнений.

Решение задач, работа с учебной литературой

Работа с источниками в Интернет

16, 17, 18

13




ИТОГО:

88


4. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами


№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1.1

1.2

1.3

1.4

1.5

1.6

1.7

2.1

2.2

2.3

2.4

1.

Макроэкономика (продвинутый курс)

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

2.

Экономика отраслевых рынков

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

3.

Теория и практика маркетинга

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

4.

Информационно-аналитические исследования в экономике

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+


5. Содержание дисциплины.

1. Матричная и векторная запись модели. Условия и теорема Гаусса-Маркова.

Основные понятия. Определение эконометрики. Эконометрика и экономическая теория. Эконометрика и статистика. Области применения эконометрических моделей. Генеральная и выборочная совокупность. Функциональная, статистическая и корреляционная связь. Ковариация, дисперсия и корреляция. Причины обязательного присутствия случайного фактора. Векторы и матрицы, основные операции. Условия Гаусса-Маркова. Теорема Гаусса-Маркова. Проверка статистических гипотез. Использование статистических и математических функций Microsoft Office Excel.

2. Метод наименьших квадратов. Линейная регрессия с использованием пакета анализа данных Microsoft Office Excel. Анализ модели.

Теоретическое и эмпирическое уравнение регрессии. Метод наименьших квадратов. Формулы для оценки коэффициентов уравнения линейной регрессии. Оценка параметров модели с использованием пакета анализа данных Microsoft Excel. Анализ модели. Интерпретация уравнения регрессии. Оценка статистической значимости коэффициентов парной линейной регрессии: t - критерий Стьюдента. Интервальные оценки коэффициентов линейного уравнения регрессии. Коэффициент детерминации . Скорректированный коэффициент детерминации. Оценка статистической значимости уравнения регрессии в целом: F - критерий Фишера. Доверительные интервалы для зависимой переменной.

3. Спецификация переменных в уравнениях регрессии.

Последствия неправильной спецификации. Влияние отсутствия значимой объясняющей переменной, проблема смещения и неприменимость статистических тестов. Включение лишней объясняющей переменной, неэффективность оценок. Обнаружение и корректировка ошибок спецификации.

4. Автокорреляция случайных возмущений

Причины и последствия автокорреляции. Критерий Дарбина-Уотсона. Методы устранения автокорреляции. Авторегрессионная схема первого порядка AR(1), поправка Прайса-Уинстена. Оценка коэффициента авторегрессии. Методы Кохрана-Оркатта и Хилдрета-Лу. h-статистика Дарбина для моделей с лаговой зависимой переменной. Обобщенный метод наименьших квадратов, Формула Эйткена. Прогноз, в случае автокорреляции возмущений, формула Гольдбергера.

5. Гетероскедастичность

Обнаруженеие и последствия гетероскедастичности. тесты Голдфелда-Квандта, Спирмена, Глейзера, Уайта. Метод взвешенных наименьших квадратов. Обобщенный метод наименьших квадратов, Формула Эйткена. Прогноз, формула Гольдбергера.

6. Мультиколлинеарность

Возможные источники мультиколлинеарности и способы ее выявления. Ложная корреляция. Последствия мультиколлинеарности. Частный коэффициент корреляции. Методы устранения мультиколлинеарности. Процедура последовательного присоединения элементов, процедура последовательного исключения переменных. Ридж-регрессия. Метод главных компонент, как средство борьбы с мультиколлинеарностью.

7. Независимые фиктивные переменные. Зависимые дискретные переменные

Количество альтернатив качественной переменной и число фиктивных переменных. Бинарные результативные показатели, логит- и пробит- модели. Псевдо- и Макфаддена. Модели множественного выбора. Тобит-модель.

8. Нелинейные модели в Microsoft Excel. Преобразования Бокса-Кокса и Зарембки.

Степенные модели. Производственная функция Кобба-Дугласа. Обратная модель. Полиномиальная модель. Показательная модель. Кривые Филлипса и Энгеля. Выбор формы модели, преобразование Бокса-Кокса. Преобразование Зарембки.

9. Временные ряды. Модели тренда, трендсезонные модели. Динамические модели.

Аддитивная и мультипликативная модели временного ряда. Основная тенденция развития (тренд) временного ряда и отклонения от нее. Прогнозирование на основе моделей временных рядов. Лаги в экономических моделях. Модели с лагами в независимых переменных. Метод последовательного увеличения количества лагов. Преобразование Койка. Полиномиально распределенные лаги Алмон. Авторегрессионные модели, метод инструментальных переменных. Модель адаптивных ожиданий, модель потребления Фридмена. Модель частичной корректировки. h- статистика Дарбина.

10. Стационарные и нестационарные временные ряды.

Стационарные и нестационарные временные ряды. Процесс белого шума. Процессы авторегрессии, скользящего среднего, авторегрессии-скользящего среднего. Процесс авторегрессии и проинтегрированного скользящего среднего. Автокорреляционная и частная автокорреляционные функции процессов. Оценка параметров.

11. Системы одновременных уравнений.

Эндогенные переменные, экзогенные переменные, предопределенные переменные. Структурные уравнения модели, уравнения в приведенной форме, необходимые и достаточные условия идентифицируемости уравнений. Системы невзаимосвязанных уравнений, рекурсивная система уравнений, применение обычного метода наименьших квадратов. Косвенный метод наименьших квадратов. Инструментальные переменные, двухшаговый и трехшаговый методы наименьших квадратов.
6. Планы практических занятий.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов всех профилей подготовки iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...

Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов всех профилей подготовки iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов всех профилей подготовки
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов всех профилей подготовки iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов всех профилей подготовки iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо для всех направлений подготовки и профилей подготовки
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов всех профилей подготовки iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Горбунова Н. В., Клименко Е. Л. Мировая художественная культура. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа курса по выбору...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов всех профилей подготовки iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 032700. 62 Филология
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 032700. 62 Филология профилей подготовки – Отечественная...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов всех профилей подготовки iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020400....

Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов всех профилей подготовки iconУчебно-методический комплекс для студентов специальной медицинской...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, аспирантов, преподавателей учреждений системы высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов всех профилей подготовки iconРабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ:...
В. Философия. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 010500. 62 " Математическое обеспечение и...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов всех профилей подготовки iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления подготовки 050100. 62
Трифонова И. А. Модуль «Сольное пение» дисциплины «Исполнительская подготовка». Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов всех профилей подготовки iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления подготовки 050100. 62
Овсянникова О. А. Подготовка и защита выпускной квалификационной работы. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов всех профилей подготовки iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями гос впо...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления подготовки 100200. 62 «Туризм»
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов всех профилей подготовки iconРабочая программа учебной дисциплины Основная образовательная программа...
Рабочая программа учебной дисциплины «Физическая культура» составлена в соответствии с требованиями ооп всех направлений подготовки...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов всех профилей подготовки iconОсобо охраняемые природные территории и устойчивое развитие учебно-методический комплекс
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов, обучающихся по магистерской программе «Ландшафтное планирование» направления...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов всех профилей подготовки iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «История отечественного государства и права»
...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов всех профилей подготовки iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов очной формы обучения
Рыбка А. Г., Кириченко А. Н., Гавронина А. В. Социальная ответственность организации. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск