Скачать 0.62 Mb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт права, экономики и управленияКафедра математических методов, статистики иинформационных технологий в экономике Бардасов Сергей Александрович ЭКОНОМЕТРИКА (ПРОДВИНУТЫЙ КУРС)Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов всех профилей подготовки направления 080100.68 «Экономика», очной и заочной формы обучения Тюменский государственный университет 2011 Бардасов С.А. Эконометрика (продвинутый курс). Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной и заочной формы обучения направления 080100.68 «Экономика». Тюмень, 2011, стр. 41 Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки. Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Эконометрика (продвинутый курс) [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru, свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой математических методов, статистики и информационных технологий в экономике. Утверждено проректором по учебной работе ТюмГУ. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Зыков В.В., д.с.н., профессор, зав. кафедрой математических методов, статистики и информационных технологий в экономикеТюменский государственный университет, 2011 © Бардасов С.А., 2011
1.1. Цели и задачи дисциплины Цели дисциплины Эконометрика (продвинутый курс)– углубление знаний студентов и привитие им практических навыков выполнения эмпирических оценок в анализе социально-экономических явлений и процессов. Задачи курса: – изучить фундаментальные основы современных методов эконометрики; – понять особенности эконометрических моделей и необходимых для их оценки эконометрических методов. – научиться квалифицированно использовать тесты для правильной спецификации моделей. – научиться выбору наиболее адекватного метода выполнения эмпирических оценок в конкретной практической ситуации, правильно охарактеризовать его достоинства и недостатки, распознать недостатки других методов оценивания; – освоить навыки интерпретации результатов анализа и разработки рекомендаций для экономического развития и экономической политики. – получить навыки выполнения эмпирических оценок на реальных данных. 1.2. Место дисциплины в структуре магистерских программ Эконометрика (продвинутый курс) относится к дисциплинам профессионального цикла (базовая часть) и связана с отдельными дисциплинами общенаучного и профессионального цикла. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах, изученных в бакалавриате: теория вероятностей и математическая статистика; эконометрика; высшая математика; линейная алгебра; микроэкономика; макроэкономика. Данная дисциплина является предшествующей для следующих дисциплин: макроэкономика (продвинутый курс), теория и практика маркетинга, экономика отраслевых рынков, предпринимательство и бизнес планирование, надежность и риски в деятельности фирмы. Теоретические знания и практические навыки, полученные студентами при изучении дисциплины, должны быть использованы в процессе изучения последующих дисциплин по учебному плану и при подготовке магистерской диссертации. 1.3. Требования к результатам освоения дисциплины.В результате освоения дисциплины магистрант обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): – способность к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2); В результате освоения дисциплины магистрант обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): способностью оценивать эффективность проектов с учетом фактора неопределенности (ПК-6); - способность анализировать и использовать различные источники информации для проведения экономических расчетов (ПК-9). В результате освоения дисциплины обучающийся должен: - Знать: методы построения эконометрических моделей объектов, процессов и явлений - Уметь: строить на основе описания ситуаций стандартные теоретические и эконометрические модели; анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты; ситуаций; прогнозировать на основе стандартных теоретических и эконометрических моделей поведение экономических агентов, развитие экономических процессов и явлений на макро- и микроуровне; представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада, информационного обзора, аналитического отчета, статьи - Владеть: современной методикой построения эконометрических моделей; методами и приемами анализа экономических явлений и процессов с помощью стандартных теоретических и эконометрических моделей 2. Структура и трудоемкость дисциплины. Семестр 1. Форма промежуточной аттестации: экзамен, контрольная работа. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов. 3. Тематический план Таблица 1.1. Тематический план (очная форма обучения)
Таблица 1.2. Тематический план (заочная форма обучения)
Таблица 2.1. Планирование самостоятельной работы студентов (очная форма обучения)
Таблица 2.2. Планирование самостоятельной работы студентов (заочная форма обучения)
4. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
5. Содержание дисциплины. 1. Матричная и векторная запись модели. Условия и теорема Гаусса-Маркова. Основные понятия. Определение эконометрики. Эконометрика и экономическая теория. Эконометрика и статистика. Области применения эконометрических моделей. Генеральная и выборочная совокупность. Функциональная, статистическая и корреляционная связь. Ковариация, дисперсия и корреляция. Причины обязательного присутствия случайного фактора. Векторы и матрицы, основные операции. Условия Гаусса-Маркова. Теорема Гаусса-Маркова. Проверка статистических гипотез. Использование статистических и математических функций Microsoft Office Excel. 2. Метод наименьших квадратов. Линейная регрессия с использованием пакета анализа данных Microsoft Office Excel. Анализ модели. Теоретическое и эмпирическое уравнение регрессии. Метод наименьших квадратов. Формулы для оценки коэффициентов уравнения линейной регрессии. Оценка параметров модели с использованием пакета анализа данных Microsoft Excel. Анализ модели. Интерпретация уравнения регрессии. Оценка статистической значимости коэффициентов парной линейной регрессии: t - критерий Стьюдента. Интервальные оценки коэффициентов линейного уравнения регрессии. Коэффициент детерминации . Скорректированный коэффициент детерминации. Оценка статистической значимости уравнения регрессии в целом: F - критерий Фишера. Доверительные интервалы для зависимой переменной. 3. Спецификация переменных в уравнениях регрессии. Последствия неправильной спецификации. Влияние отсутствия значимой объясняющей переменной, проблема смещения и неприменимость статистических тестов. Включение лишней объясняющей переменной, неэффективность оценок. Обнаружение и корректировка ошибок спецификации. 4. Автокорреляция случайных возмущений Причины и последствия автокорреляции. Критерий Дарбина-Уотсона. Методы устранения автокорреляции. Авторегрессионная схема первого порядка AR(1), поправка Прайса-Уинстена. Оценка коэффициента авторегрессии. Методы Кохрана-Оркатта и Хилдрета-Лу. h-статистика Дарбина для моделей с лаговой зависимой переменной. Обобщенный метод наименьших квадратов, Формула Эйткена. Прогноз, в случае автокорреляции возмущений, формула Гольдбергера. 5. Гетероскедастичность Обнаруженеие и последствия гетероскедастичности. тесты Голдфелда-Квандта, Спирмена, Глейзера, Уайта. Метод взвешенных наименьших квадратов. Обобщенный метод наименьших квадратов, Формула Эйткена. Прогноз, формула Гольдбергера. 6. Мультиколлинеарность Возможные источники мультиколлинеарности и способы ее выявления. Ложная корреляция. Последствия мультиколлинеарности. Частный коэффициент корреляции. Методы устранения мультиколлинеарности. Процедура последовательного присоединения элементов, процедура последовательного исключения переменных. Ридж-регрессия. Метод главных компонент, как средство борьбы с мультиколлинеарностью. 7. Независимые фиктивные переменные. Зависимые дискретные переменные Количество альтернатив качественной переменной и число фиктивных переменных. Бинарные результативные показатели, логит- и пробит- модели. Псевдо- и Макфаддена. Модели множественного выбора. Тобит-модель. 8. Нелинейные модели в Microsoft Excel. Преобразования Бокса-Кокса и Зарембки. Степенные модели. Производственная функция Кобба-Дугласа. Обратная модель. Полиномиальная модель. Показательная модель. Кривые Филлипса и Энгеля. Выбор формы модели, преобразование Бокса-Кокса. Преобразование Зарембки. 9. Временные ряды. Модели тренда, трендсезонные модели. Динамические модели. Аддитивная и мультипликативная модели временного ряда. Основная тенденция развития (тренд) временного ряда и отклонения от нее. Прогнозирование на основе моделей временных рядов. Лаги в экономических моделях. Модели с лагами в независимых переменных. Метод последовательного увеличения количества лагов. Преобразование Койка. Полиномиально распределенные лаги Алмон. Авторегрессионные модели, метод инструментальных переменных. Модель адаптивных ожиданий, модель потребления Фридмена. Модель частичной корректировки. h- статистика Дарбина. 10. Стационарные и нестационарные временные ряды. Стационарные и нестационарные временные ряды. Процесс белого шума. Процессы авторегрессии, скользящего среднего, авторегрессии-скользящего среднего. Процесс авторегрессии и проинтегрированного скользящего среднего. Автокорреляционная и частная автокорреляционные функции процессов. Оценка параметров. 11. Системы одновременных уравнений. Эндогенные переменные, экзогенные переменные, предопределенные переменные. Структурные уравнения модели, уравнения в приведенной форме, необходимые и достаточные условия идентифицируемости уравнений. Системы невзаимосвязанных уравнений, рекурсивная система уравнений, применение обычного метода наименьших квадратов. Косвенный метод наименьших квадратов. Инструментальные переменные, двухшаговый и трехшаговый методы наименьших квадратов. 6. Планы практических занятий. |
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов всех профилей подготовки Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс дисциплины Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо для всех направлений подготовки и профилей подготовки | ||
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Горбунова Н. В., Клименко Е. Л. Мировая художественная культура. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа курса по выбору... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 032700. 62 Филология Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 032700. 62 Филология профилей подготовки – Отечественная... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020400.... | Учебно-методический комплекс для студентов специальной медицинской... Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, аспирантов, преподавателей учреждений системы высшего профессионального... | ||
Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ:... В. Философия. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 010500. 62 " Математическое обеспечение и... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления подготовки 050100. 62 Трифонова И. А. Модуль «Сольное пение» дисциплины «Исполнительская подготовка». Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления подготовки 050100. 62 Овсянникова О. А. Подготовка и защита выпускной квалификационной работы. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов... | Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями гос впо... Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления подготовки 100200. 62 «Туризм» | ||
Рабочая программа учебной дисциплины Основная образовательная программа... Рабочая программа учебной дисциплины «Физическая культура» составлена в соответствии с требованиями ооп всех направлений подготовки... | Особо охраняемые природные территории и устойчивое развитие учебно-методический комплекс Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов, обучающихся по магистерской программе «Ландшафтное планирование» направления... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История отечественного государства и права» ... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов очной формы обучения Рыбка А. Г., Кириченко А. Н., Гавронина А. В. Социальная ответственность организации. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа... |