МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
"Ижевский государственный технический университет"
(ИжГТУ) ГЛАЗОВСКИЙ ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (филиал)
УТВЕРЖДАЮ
Ректор ИжГТУ Б.А.Якимович __________________ 2011 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине: история для направления: 080100.62 Экономика
Профиль – Экономика предприятий (организаций)
форма обучения: очная Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы.
Вид учебной работы
| Всего часов
| Семестры
| 1
|
|
|
| Аудиторные занятия (всего)
| 48
| 48
|
|
|
| В том числе:
| -
| -
| -
| Лекции
| 32
| 32
|
|
|
| Практические занятия (ПЗ)
| 16
| 16
|
|
|
| Семинары (С)
|
|
|
|
|
| Лабораторные работы (ЛР)
|
|
|
|
|
| Самостоятельная работа (всего)
| 24
| 24
|
|
|
| В том числе:
| -
| -
| -
| Расчетно-графические работы
|
|
|
|
|
| Реферат
|
|
|
|
|
| Другие виды самостоятельной работы
|
|
|
|
|
| Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)
| -
| экз
|
|
|
| Общая трудоемкость: час
зач. ед.
| 108
3
| 108
3
|
|
|
|
Кафедра: ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ Составитель Дубяго Любовь Сергеевна, ст. преподаватель
Рабочая программа составлена на основании федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и утверждена на заседании кафедры Протокол от _______28.06.2011 г. № _5_ Заведующий кафедрой ________________ В.В.Беляев __________________2011 г.
СОГЛАСОВАНО: Председатель учебно-методической комиссии по направлению 080100.62 – Экономика
_______________ Л.А. Дедов __________________ 2011 г. Количество часов рабочей программы соответствует количеству часов рабочего учебного
плана направления 080100.62 – Экономика Начальник учебно-инженерного отдела ________________ Н.В.Исакова ________________2011 г. Название модуля
| История
| Номер
| ГСЭ.Ф.2
| Академический год
| 2011/2012
| семестр
| 1
| Кафедра
| 82 ЕНиГД
| Программа
| 080100. 62 Экономика, профиль – экономика предприятий (организаций)
| Гарант модуля
| Дубяго Любовь Сергеевна, ст. преподаватель
| Цели и задачи дисциплины, основные темы
| Цели: формирование фундаментальных теоретических знаний об основных этапах исторического процесса, содержании истории России с древнейших времен до наших дней как основы анализа и оценки исторических событий и процессов в контексте мирового общественного развития;
Задачи:
1) дать системное представление об методах исследования прошлого, развить понятийно-категориальных аппарат в исторической сфере;
2)дать представление об особенностях российского типа эволюции, особенностях социального реформирования;
3) обеспечить понимание принципов функционирования социально-политической системы России, основ экономических явлений и процессов, социально-культурных изменений на разных исторических этапах;
Знания: этапы исторического процесса, основные события мировой и отечественной истории; содержание, основные понятия и категории исторического процесса; закономерности исторического развития общества и культуры; представление об истории как науке, ее месте в системе гуманитарного знания
Умения: характеризовать основные этапы истории России; изучать и систематизировать информацию из различных исторических источников; указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории; устанавливать последовательность и длительность исторических событий, выделять причинно-следственные связи между событиями и процессами; характеризовать обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий; сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия.
Навыки: исторического мышления для выработки системного, целостного взгляда на проблемы развития общества; грамотного и аргументированного выражения своих мыслей и мнения при оценке событий прошлого; извлечения необходимой информации из оригинального исторического текста.
Лекции (основные темы):
1) Становление основных типов исторического развития. Подходы к изучению общества 2) Киевская Русь: возникновение и развитие (IX-XIII вв.) 3) Образование Российского государства. (XIV-конец XVI вв.) 4) Начало нового периода российской истории XVII в. 5) Начало модернизации и «европеизации» России (XVIII в.) 6) Социально-экономическое и политическое развитие России в XIX в. 7) Социально-экономическая модернизация и эволюция государственной власти в России в начале ХХ века. Революция 1917 года в России. Гражданская война (1917-1922 гг.) 8) Советская Россия: становление и модели социалистического строительства (1922-1939 гг) 9) Вторая мировая война. Великая Отечественная война советского народа. (1939 - 1945 гг.) 10) Советский Союз в послевоенный период. 11) Современная Россия.
| Основная литература
| 1. История России: Учебник / А.А Чернобаев, И.Е. Горелов, М.Н. Зуев; Под ред. М.Н. Зуева, А.А. Чернобаева. – 3-е изд. – М.: Высш.шк, 2009. – 640 с.
2. Кузнецов И.Н. Отечественная история: Учебник. – 7-е изд., испр. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010. – 816 с.
3. Орлов А. С. Георгиев В. А. Георгиева Н. Г. Сивохина Т. А. История России: учебник для вузов. 2-е изд., перераб – М.: Проспект, 2011. – 680 с.
| Технические средства
| ПК и проекционная аппаратура для презентации лекций, демонстрации иллюстративных материалов и исторических карт.
| Компетенции
| Приобретаются студентами при освоении модуля
| Общекультурные
| Способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире
| Профессиональные
|
| Зачетных единиц
| 3
| Форма проведения занятий
| Лекции
| Практ. занятия
| Лабор. работы
| Самост. работа
| Всего часов
| 32
| 16
| -
| 60
| Виды
контроля
| Диф.зач /зач/ экз
| КП/КР
| Условие зачета модуля
| Получение оценки 3, 4, 5
| Форма проведения самостоятельной работы
| Изучение теорет. матер., выполнение контр. дом. заданий, написание реферата, подготовка к Лек., ПЗ, экз.
| формы
| экзамен
|
| Перечень модулей, знание которых необходимо для изучения модуля
| Школьный курс истории
|
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель преподавания дисциплины
Целью освоения дисциплины «История» является достижение следующих результатов образования:
изучение истории России с древнейших времен до начала XXI века (по направлениям: социально-экономическое развитие, внутренняя и внешняя политика, общественная мысль и общественное движение, культура), комплексное рассмотрение указанного периода отечественной истории в контексте мировой истории;
формирование фундаментальных теоретических знаний об основных этапах исторического процесса, содержании истории России с древнейших времен до наших дней как основы самостоятельного анализа и оценки исторических событий и процессов в контексте мирового общественного развития;
введение в круг проблем исторического развития, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков работы с оригинальными и адаптированными историческими источниками;
образование, развитие и воспитание личности студента, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.
Основные задачи курса:
раскрытие основных закономерностей и направлений мирового исторического процесса,
выделение этапов исторического развития России;
формирование представлений об особенностях российского типа эволюции, специфике природно-климатических и геополитических условиях развития, особенностях социально-экономического и политического формирования, учет личностного фактора и духовного начала;
получение базовых знаний о содержании экономического, социального, политического развития России с древнейших времен до наших дней;
овладеть практическими знаниями важнейших факторов, событий и явлений из истории России;
формирование ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
формирование у студентов умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе;
развитие навыков самостоятельной работы, раскрытие творческих способностей студентов, воспитание многомерной личности, сочетающей в своей профессиональной деятельности рациональный тип поведения и высокую духовность, умеющей применять альтернативные подходы в осмыслении исторической ретроспективы и обладающей культурой межличностного общения;
формирование у студентов представления о специфике отечественной истории как способе познания и духовного освоения мира, овладение базовыми принципами и приемами исторического познания;
приобрести навыки исторического мышления, научно обоснованного анализа событий исторического прошлого и современной действительности;
выработать умение на основе знания истории своего Отечества и национального самосознания ориентироваться в сложных процессах всемирной истории;
научить корректному ведению дискуссий, отстаиванию в условиях демократии и плюрализма мнений собственной позиции;
выявлять в общем потоке исторического материала рациональные моменты для их использования в целях модернизации современной России;
помочь студентам в овладении основами соответствующих компетенций.
В результате изучения Истории студент должен:
знать:
историю России с древнейших времен до начала XX века в рамках учебной программы дисциплины;
основные этапы развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах, особенности, движущие силы и закономерности развития страны с древнейших времен до настоящего времени при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
основные события и процессы мировой и отечественной истории;
основные подходы к изучению истории, основные источники по истории государственных институтов, эволюции законодательства и социально-экономических отношений, развития культуры;
роль России в мировой истории, ее вклад в развитие материальной и духовной культуры человеческой цивилизации;
общее и особенное в истории Отечества и других государств ;
характер отношений власти и общества на различных этапах развития России;
содержание и основные понятия и категории исторического процесса, закономерности исторического развития общества и культуры.
уметь:
анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
объяснять и интерпретировать события истории России до начала XX века, а также оценивать их значение для последующего периода отечественной истории; работать с научной литературой, разными типами источников, на основании чего формулировать и аргументировать свою позицию
характеризовать основные этапы истории России;
применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы исторической науки в профессиональной деятельности;
соотносить прошлое и настоящее;
ориентироваться в мировом историческом процессе,
анализировать процессы и явления, происходящие в обществе;
применять методы познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной деятельности;
владеть:
историзмом как принципом познания и мышления, предполагающим осознание принадлежности общественных явлений к тому или иному времени, понимание неповторимости конкретных событий;
основами исторического анализа и методологическими принципами проведения исторического исследования, основными методами работы с источниками и историографией;
методологией оценки основных направлений общественного движения России;
навыками понимания теоретических конструкций различных российских мыслителей, общественных и государственных деятелей.
навыками написания самостоятельного научного исследования в рамках написания реферата;
навыками исторического мышления для выработки системного, целостного взгляда на проблемы развития общества;
навыками выражения своих мыслей и мнения при оценке событий прошлого;
навыками извлечения необходимой информации из оригинального исторического текста;
Навыками публичной и научной речи;
2. Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина относится к гуманитарному, социальному и экономическому циклу (ГСЭ). Специальные требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента не предусматриваются. Для изучения дисциплины студент должен:
знать: основные события в истории России, изученные в рамках школьной программы
уметь: анализировать и давать общую характеристику ключевых этапов в истории России
владеть: навыками работы с литературой, поиска необходимой информации
Изучение дисциплины базируется на знаниях, полученных при изучении: обществознания, школьного курса истории.
Освоение истории необходимо как предшествующее для следующих дисциплин ООП: политология, философия, культурология 3. Требования к результатам освоения дисциплины: 3.1. Знания, приобретаемые в ходе изучения дисциплины
№ п/п
| Знания
|
| представление об истории как науке, ее месте в системе гуманитарного знания
|
| целостное представление об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;
|
| Закономерности и этапы исторического процесса мировой и отечественной истории
|
| содержание, основные понятия и категории исторического процесса; закономерности исторического развития общества и культуры;
|
| знание хронологии, этапы исторического процесса, основные события мировой и отечественной истории;
|
| хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
|
Умения, приобретаемые в ходе изучения дисциплины
№ п/п
| Умения
| 1.
| умения логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение проблем и способов их разрешения Пользоваться определениями понятий,
| 2.
| применять основные методы исторического анализа
| 3.
| характеризовать основные этапы истории России;
| 4.
| указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
| 5.
| устанавливать последовательность и длительность изучать и систематизировать информацию из различных исторических источников, исторических событий;
| 6.
| выделять причинно-следственные связи между событиями и процессами;
| 7.
| характеризовать обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
| 8.
| сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия.
| 9.
| умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность, анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д., использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях.
| 10.
| решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); · характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
| 11.
| группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
|
3.3. Навыки, приобретаемые в ходе изучения дисциплины
№ п/п
| Навыки
|
| критического восприятия и оценки источников информации; овладение приемами ведения дискуссии, полемики, диалога
|
| Владения способами исторического мышления для выработки системного, целостного взгляда на проблемы развития общества; извлечения необходимой информации из оригинального исторического текста.
|
| грамотного и аргументированного выражения своих мыслей и мнения при оценке событий прошлого;
|
| применения понятийного аппарата исторического знания при анализе и оценке событий прошлого
|
| применения исторического знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
|
| приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности
|
| извлечения необходимой информации, навыки работы с историческими источниками, чтения исторической карты с опорой на легенду,
|
3.4. Компетенции, приобретаемые в ходе изучения дисциплины
Компетенции
| Знания
| Умения
| Навыки
| Способность к общению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (Ок-1)
| 4, 5,
| 5,6,8,10
| 1,6, 7
| Способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире (Ок-3)
| 1, 2, 3, 4, 5,
| 1, 2, 3,4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11,
| 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
| Способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);
| 2, 4,6
| 5,11
| 3, 4
| Способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);
| 1, 3
| 1, 5, 6, 9
| 2, 6
| |