Скачать 60.77 Kb.
|
Программа элективного курса «История нравов России». Пояснительная записка. Программа элективного курса (курса по выбору для учащихся старших классов), рассчитанного на 34 учебных часов, ориентирована на перспективу развития профильного обучения в старшей школе. В основе элективного курса лежит монография Поликарпова В.С. «История нравов в России. Восток или Запад?» Элективный курс может быть использован как дополнительный, в период изучения курса «Человек и общество» в 10-11 классах, в разделе «Духовные ценности современной цивилизации» или фрагментарно, в разделе «Цивилизация и социальное развитие», а так же в курсе «История России», «Всеобщая история», когда поднимаются вопросы о культуре, в 10-11 классах. В процессе изучения данного курса учащиеся познакомятся с особенностями российских нравов, они изучат динамику развития всех слоев Российского и Западного общества (к. XVI - до н.XX вв.). Практически каждая тема этого курса может стать своеобразным модулем в дальнейшем изучении. Направленность курса – ознакомительно-обобщающая и развивающая. Он ориентирован на удовлетворение любознательности старшеклассников, их аналитических способностей. В настоящее время происходит рост национального самосознания русского народа и в связи с этим усиливается интерес к прошлому нашего отечества в его различных аспектов. Немаловажное место в этом прошлом занимают нравы императорской России, их эволюция на протяжении двух столетий, начиная с Петра Великого и заканчивая Николаем II. В основе этого курса лежит модель социальной стратификации-«портрета» общества императорской России, разделенного на страты (слои). Объектом изучения, в этом курсе, выступают нравы российского общества, они напрямую связаны с неповторимостью и уникальностью культуры России, а культура Западной Европы, выступает в качестве сравнения. В процессе работы по изучению данного курса учащиеся могут овладеть:
Итогом работы отдельных учащихся или группы учащихся могут стать самостоятельно подготовленные рефераты или сообщения, презентации, энциклопедические справки, устные и письменные доклады, в основе которых будут не только биографии отдельных исторических личностей, но и будут представлены исторические события из Российской истории и истории Зарубежных стран. Учащимся будут предложены следующие формы контроля:
Содержание курса.
Тематическое планирование. Тема 1. Введение. (2 часа) Тема 2. Семья самодержца. (2 часа) Семейные портреты Российских самодержцев от Алексея Тишайшего до Николая II. Домострой в семейной среде. Тема 3. Придворная жизнь. (2 часа) Влияние знатных российских фамилий на государей. Роскошь - обязанность при дворе российских и французских императоров. «Большой двор» и «Малый двор», роль интриг. Иностранцы при дворе. Тема 4. Высший свет. (2 часа) Московские усадьбы. Богатство русской средневековой кухни. Западноевропейское образование Высшего света. Философские размышления в екатерининскую эпоху. Французская мода в России. Аристократические салоны. Тема 5. Провинциальное дворянство. (2 часа) Быт русских помещиков. Зима и лето русского дворянства. Крепостное право и личность дворянина. Тема 6. Офицерская корпорация. (2 часа) «Табель о рангах». «Честь выше присяги». Воспитание и образование – основа воинской доблести. Нравы гвардии и армейского офицерства. Тема 7. Чиновничество. (2 часа) Приказ «Тайных дел». Императорская бюрократия. Сила и влияние чиновной знати. Взяточничество и казнокрадство. Тема 8. Интеллигенция. (2 часа) «Птенцы гнезда Петрова». Эпоха Ломоносова. Влияние интеллигенции на социальную среду в эпоху Екатерины. Крепостное право в жизни интеллигенции. Кружки и салоны Москвы и С-Петербурга. Тема 9. В мире лицедейства. (2 часа) Западное влияние на старомосковские нравы. Зарождение театра. Немецкие и французские нравы в русском театре. Трагедия, комедия и балет-чудо классицизма. Крепостной театр. «Русские сезоны» в Европе. Тема 10. Духовенство. (2 часа) Конфессиональный раскол – социальные причины. Религия в жизни Петра I. Нравы духовенства в XVIII в. Духовные сокровища XIX в. Тема 11. Купечество. (2 часа) Немецкие путешественники о российских купцах. Домострой в семье купца. Психологический портрет купца на основе литературных произведений. Тема 12. Казачество. (2 часа) «Происхождение» казаков. Аскетизм в жизни казака. Смелость и отвага – основа основ. Семья и личная жизнь. Тема 13. Крестьянство. (2 часа) Уклад жизни мужика допетровской России. Крестьянская община - хранитель чистоты нравов. Пороки крестьянства. Религиозность русского народа. Праздники в жизни крестьян. Нравственные качества русских крестьян. Тема 14. В рабоче-мастеровой среде. (2часа) Русские мастеровые. Западноевропейская и русская артели, в чем разница? «Домашняя промышленность». Жизнь рабочих на фабриках XVIII в. Маленькие «белые рабы» в Англии. Нравы в рабоче-мастеровой среде. Тема 15. На социальном дне. (2 часа) Маргиналы в допетровскую эпоху. Суд над «прелестницами». Любовь русских к парной бане. Ресторанная жизнь или грабеж средь бела дня. Хитров рынок – «язва» российского общества. Тема 16. Повторение. (4 часа) Защита рефератов. Рекомендуемая литература:
|
Пояснительная записка 5 тематический план 7 3 Содержание семинарских... При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены | Пояснительная записка рабочая программа во Всеобщей истории Н. И. Шевченко (пояснительная записка, поурочное тематическое планирование, «История Средних веков», 6 класс); А. Я. Юдовская, Л.... | ||
Календарно-тематическое планирование курса «Всеобщая История». Пояснительная записка Класс «Всеобщая История». Пояснительная записка Класс – Количество часов в неделю – 2, в год – 25. Учебник – «Новейшая история» 9 класс.... | Пояснительная записка рабочая программа по истории России предназначена... Хvi века. 6 класс; Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. Конец ХVI – ХVIII век. 7 класс; Данилов А. А., Косулина Л. Г. История... | ||
Рабочая программа «История России» и«Всеобщая история» 8 класса Пояснительная записка Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни | Рабочая программа По предмету (курсу ) история России Пояснительная записка | ||
Рабочая программа «История западной России» 7 класс (базовый уровень)... Учебный курс «История Западной России. Калининградская область» предназначен для формирования и расширения представлений учащихся... | Рабочая программа. История. 8 класс. Пояснительная записка История России, XLX век: учеб для 8 кл общеобразоват учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. М.: Просвещение, 2009.; Юдовская... | ||
Рабочая программа включает разделы: пояснительная записка; основное... «История России с древнейших времён до конца XVIII века». Программа курса и тематическое планирование рассчитаны на преподавание... | Пояснительная записка к рабочей программе по истории для 7 класса... Программы для общеобразовательных учреждений. «История» (5-9 кл.). М., «Просвещение», 2010 г. Курс «Новая история 1500-1800 гг.»;... | ||
Пояснительная записка к рабочей программе по истории Средних веков,... Программы для общеобразовательных учреждений. «История» (5-9 кл.). М., «Просвещение», 2001 г. Курс «История средних веков»; Курс... | Пояснительная записка 4 тематический план 6 содержание дисциплины... Гос спо по специальности 080106. 65Финансы, утвержденный Министерством образования РФ «21» февраля 2002 г. №15-0603-Б | ||
Рабочая программа учебного плана по новой истории и истории России... Данное тематическое планирование курса «История» состоит из 2 частей: «Новая история,1800 – 1917 гг.» и «История России 1800 – 1917... | Пояснительная записка статус программы: Программа составлена на основе... «История России 6-9 кл.» под ред. А. А. Данилова и Л. Г. Косулиной. – М.: Просвещение, 2009, «Новая история 7-8 кл.» под ред. А.... | ||
Программа история России. XIX век. 8 класс (44 ч) Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по истории для 5-9 классов (М.: Просвещение, 2010) и адаптирована к учебнику:... | Рабочая программа по истории России 6 класс Пояснительная записка Познание развивается посредством многих наук и искусств. Но более всего украшает человека и направляет его в гражданской жизни история.... |