Скачать 69.18 Kb.
|
Использование тестов и тестовых заданий на уроках истории в условиях коррекционного обучения (Гущеварова С.Ю., учитель МБС(к)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 54 VIII вида» г.Перми) Актуальность темы. Проблема повышения надежности и эффективности контроля качества образования всегда была актуальной. В настоящее время тестовая технология наряду с другими педагогическими технологиями в современной школе доступна учителю, так как на данный период существует много сборников тестовых заданий. Тесты широко представлены в методических пособиях разных авторов к конкретному учебнику конкретного класса по конкретно изучаемому периоду истории. В средних общеобразовательных школах дидактические тесты прочно укрепились как инструмент для объективной оценки знаний. Хорошо отлаженные, стандартизированные тестовые системы контроля по различным образовательным дисциплинам и предметам общеобразовательной школы активно внедряются и используются. Однако в коррекционном образовании прослеживается отставание в разработке дидактических тестов как измерителей качества знаний, умений и навыков учащихся. Возникла идея создания системного тестирования с целью попытки внедрения на уроках истории в коррекционной школе контролирующей технологии и способов обновления контроля эффективности обучения. Следовало разработать и апробировать различные виды тестового контроля и типы тестовых заданий в условиях коррекционного обучения. Обучение не может быть полноценным без регулярной и объективной информации о том, как усваивается учащимися материал, как они применяют полученные знания. Контроль знаний и умений - один из важнейших элементов учебного процесса, основное назначение которого заключается в том, чтобы установить «обратную связь» для оценки динамики усвоения учебного материала, действительного уровня владения системой знаний, умений и навыков; и на основе их анализа вносить соответствующие коррективы в организацию учебного процесса на уроке. Педагогический контроль – это система научно-обоснованной проверки результатов образования и воспитания учащихся. Являясь важной частью процесса обучения учащихся, контроль сам по себе не отменяет и не заменяет каких-либо методов обучения и воспитания, он всего лишь помогает выявить достижения и недостатки. В более узком значении, применительно к процессу обучения учащихся, контроль означает выявление, измерение, оценку знаний, умений и навыков, он представляет взаимосвязанную и взаимообусловленную деятельность учителя и учащихся. На основе информации, полученной во время контроля, можно предупредить становление ошибочных навыков, сделать обобщающие выводы о методе обучения, определить уровень подготовки учащихся, оценить их работу, изменить приёмы и методы обучения. Цель темы самообразования. Разработка и апробация тестовой системы контроля знаний школьников по истории в условиях коррекционного обучения. Задачи. Использовать тесты на уроках истории как активную форму обучения учащихся, способствующую развитию и коррекции их психофизиологических возможностей, достаточно прочному усвоению знаний, умений и навыков детей, имеющими ОВЗ, в процессе изучения исторического материала. Педагогический тест представляет собой инструмент, предназначенный для измерения обученности учащегося, состоящий из системы тестовых заданий, стандартизованной процедуры проведения, обработки и анализа результатов. Под педагогическим контролем понимается система научно-обоснованной проверки результатов образования, обучения и воспитания учащихся. В своей практике я использую следующие виды педагогического контроля: 1) текущий контроль; он необходим для диагностирования хода дидактического процесса, выявления его динамики, сопоставления на отдельных этапах результатов обучения с уровнем того, что учащиеся должны знать. Текущий контроль осуществляется в процессе изучения каждой темы, из урока в урок, и обеспечивает возможность диагностирования усвоения учащимися лишь отдельных элементов учебной программы; 2) периодический (рубежный) контроль позволяет определить качество изучения учащихся учебного материала по разделам, темам предмета, проверить прочность усвоения полученных знаний и приобретенных умений, так как он проводится через продолжительный период времени и не по отдельным темам учебного материала. 3) итоговый контроль направлен на проверку конечных результатов обучения, выявление степени овладения учащимися системой знаний, умений и навыков, полученных в процессе изучения отдельного предмета или ряда дисциплин. Данные итогового контроля позволяют оценить работу педагогов и учащихся. Его задача зафиксировать минимум подготовки и соответствие уровню программы коррекционного учреждения. Педагогический контроль выполняет три основные взаимосвязанные функции: - диагностическую, которая заключается в выявлении уровня знаний, умений, навыков учащегося. Это основная и самая очевидная функция тестирования. По объективности, широте и скорости диагностирования, тестирование превосходит все остальные формы педагогического контроля; - обучающую, которая мотивирует учащегося к активизации работы по усвоению учебного материала. Для усиления обучающей функции тестирования могут быть использованы дополнительные меры стимулирования детей, такие как: раздача примерного перечня вопросов для самостоятельной подготовки, наличие в самом тесте наводящих вопросов и подсказок, совместный разбор результатов теста; - воспитательную, которая проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля. Это дисциплинирует, организует и направляет деятельность учащихся, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях, формирует стремление развить свои способности. Преимущества использования тестов в процессе изучения исторического материала заключается в следующем:
Хотя тестирование имеет и недостатки, но в своей работе, используя тестовые задания, я больше вижу плюсов от их применения, чем негатива. На уроках истории я применяю тестовые задания двух типов – закрытые и открытые. Тесты даются каждому ученику в печатном виде. Методика составления тестов рекомендует разнообразить форму тестовых заданий, чтобы мотивация учащихся была устойчивая и положительная, а работа не была монотонной и утомительной. Рассмотрим типы используемых мною тестов на примере тестовых заданий на уроках истории в 8 классе. Закрытые. 1. Задания альтернативных ответов. Духовенство- это: А) приближённые слуги из дворян; Б) знатные бояре и удельные князья; В) служители Русской православной церкви 2. Задания на восстановление соответствия. Соотнесите правую и левую колонки: А) основание Санкт-Петербурга 1) 1714 г. Б) Гангутское сражение 2) 1709 г. В) Полтавская битва 3) 1703 г. 3. Задания на установление правильной последовательности. Восстановите хронологическую последовательность правления в эпоху Дворцовых переворотов: 1) Пётр III; 2) Анна Иоанновна; 3) Екатерина I; 4) Пётр II; 5) Елизавета; 6) Екатерина II Открытые. 1. Задания свободного изложения. Напишите год избрания первого русского царя?_______________________ 2. Задания-дополнения. Абсолютизм – это: форма ____________, при которой вся ________ принадлежит _____________ Результат работы. В педагогической работе с историческим материалом имеется единый банк тестовых заданий в каждом классе; сформированы обобщенные знания и умения учащихся по курсу «История Отечества»; тестирование способно объективно оценить уровень школьных знаний. Предмет «История Отечества» интересен учащимся, само содержание создает благоприятную эмоционально-мотивационную среду. Задания в форме тестов вызывают интерес у учащихся, стимулирует их на качественную систематическую подготовку и получение хорошей оценки, что позволяет успешно решать поставленные образовательные задачи. Они мотивируют на внимательное осознанное чтение, вызывают стремление найти верный ответ, помогают создать ситуацию успеха каждому ученику, формируют положительное отношение к изучению предмета. Литература 1. Аванесов В. С. Композиция тестовых заданий. — М., Центр тестирования, 2002. 2. Алещанова И.В., Фролова Н.А. Педагогическое тестирование как средство повышения качества контроля и оценки эффективности учебного процесса в вузе. 3. Головеева Л.Ю. Современные средства оценивания результатов обучения. – Учебно-методическое пособие. – Барнаул: БГПУ, 2008. 4. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. — М.: Педагогика 1991. 5. Кабанова Т. А., Новиков В. А. Тестирование в современном образовании. Уч. Пособие. — М.: Высшая школа, 2010. 6. Майоров А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования: Как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования. М: Интеллект-Центр, 2002. 7. Михайлычев Е.А. Дидактическая тестология.- М.: Народное образование, 2001. - 232с. 8.Морев И. А. Образовательные информационные технологии. Часть2.Педагогические измерения: Учебное пособие. — Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2004. 9. Нейман Ю. М., Хлебников В. А. Педагогическое тестирование как измерение. Ч.1. — М.: Центр тестирования МО РФ, 2002. 10. Челышкова М. Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов. Уч. Пособие. — М.: Логос, 2002. 11. Якунин В.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. - СПб: Изд-во Михайлова В.А., 2000. |
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида... Новосибирской области, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием территориальной экзаменационной... | Публичный доклад Мбс(к)оу «Бардымская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат VIII вида» | ||
Рабочая программа по технологии для учащихся 6 класса уровень специального... «Михайловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида» | Доклад по теме: «Воспитание самостоятельности через индивидуальную... Мбс (К) оу для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Большеусинская специальная (коррекционная) общеобразовательная... | ||
Образовательная программа ку «Леушинская специальная (коррекционная)... Казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение хмао – Югры для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Конспект урока развития речи в 1 классе мбс(К)оу «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Конспект урока развития речи в 1 классе мбс(К)оу «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Конспект урока развития речи в 1 классе мбс(К)оу «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида» | ||
Публичный отчет краевого государственного казённого специального... «Красноярская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида №4» | Мкскоу «Каширская специальная (коррекционная) общеобразовательная... «Каширская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» | ||
Ольга Геннадьевна Алехина учитель логопед Ольга Владимировна Гридина... Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями... | Е. А. Просвирнина учитель истории Казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры для обучающихся, воспитанников... | ||
Публичный отчет муниципального казенного специального (коррекционного)... «Озоно-Чепецкая специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» муниципального образования «Кезский район»... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Муниципального казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения, для обучающихся воспитанников с ограниченными... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Образовательное учреждение: Муниципального специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся воспитанников... | Приказ №102 от 29. 08. 2013 г. Протокол №1 от 29. 08. 13 Специальная... Сокольского муниципального района «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида» |