Реферат по краеведению на тему





Скачать 100.12 Kb.
НазваниеРеферат по краеведению на тему
Дата публикации15.02.2015
Размер100.12 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > История > Реферат


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»


РЕФЕРАТ

по краеведению на тему

Выполнила

ученица 10-а класса

Лебедева Юлия.

г. о. Шуя

2007 г.
Введение. Старинный город Шуя.

Шуя – один из старинных городов нашей Родины. Его история значительно древнее первого пока известного упоминания о нём в 1393 году, в связи с разделом суздальского княжества на мелкие феодальные владения. В этом же году Шуя была отдана одному из потомков суздальского князя, который и получил свою фамилию – Шуйского. Официально установленная дата образования Шуи – 1539 год.

Город расположен на Волго-Клязьминском водоразделе на обоих берегах судоходной реки Тезы, вдоль которых проходят в пределах города отроги Тезинской гряды, являющейся одним из восточных продолжений Клинско-Дмитровской гряды.

История Шуи на редкость богата: и событиями, которые порой имели государственное, всероссийское значение, и выдающимися, а то и великими личностями.

Шуяне подвергались многим бедствиям. Нападениями монголо-татарского ига, пожарами, смертоносными болезнями, опустошавшими город. Много бедствий русскому народу принесли польские феодалы, пытавшиеся в начале XVII века поработить русское государство.

Жизнь не стоит на месте, дополняя нашу историю всё новыми и новыми страницами. Но мы не можем забывать и о прошлом. Об уважении к родной истории говорили многие великие умы, напоминая потомкам, что из трёх делений времени (прошлое, настоящее и будущее) самым богатым является прошлое. Это, по определению академика Д.С. Лихачёва, - гигантская кладовая опыта, доступная каждому, кто хочет обогатить своё настоящее и обеспечить будущее.

Глава 1. Родовое имение князей Шуйских.

Шуя окружена несколькими деревнями и сёлами. В их число входит бывшее село Мельничное. До 1940 года оно не входило в городскую черту, было ближним к Шуе селом, известным с незапамятных времён.

Мельничное находится от Шуи на расстоянии не более двух вёрст, расположено на живописном красивом месте, при речках Мотовиловке и Сехе. Последняя из них впадает в Тезу почти в середине самого города.

В средневековье им владели князья Шуйские, державшие там свой загородный дом. До восшествия на престол Василий Иванович Шуйский

частенько наведывался в своё родовое имение в Мельничном, затем направлялся для соколиной охоты в Парское и Васильевское – тоже его вотчины. А Мельничное примечательно еще тем, что там похоронены две дочери Василия Шуйского – Мария и Анна, умершие в младенчестве.

После Шуйских Мельничное было пожаловано родовитым дворянам Внуковым. Один из них, Иван Внуков, был стрелецким головой. Проявил личную храбрость в сражении с поляками у стен Троице-Сергиевой лавры в 1608 году. В 1612-м стал казачьим атаманом. Это он по заданию князя Трубецкого прибыл к Дмитрию Пожарскому и просил его «поспешить с ополчением в Москве».

В Шуе, как известно, похоронен и увековечен мемориальной доской декабрист князь Д. А. Щепин-Ростовский. Он приехал сюда после длительного изгнания и вскоре, в 1858 году, заболел и умер в бывшей Киселёвской больнице, на здании которой и установлена памятная доска. А поселился Щепин-Ростовский в Мельничном у своего старого друга Н. В. Шиманского.

Глава 2. Преображенская церковь.

Когда-то Шую справедливо называли вторым Суздалем, а теперь только по старым фотографиям можно представить, какой она была в начале нашего безбожного века. Из 14 храмов в городе действующем долгое время оставался лишь Преображенский в посёлке Мельничное, а разрушенным - только Воскресенский собор с уникальной 106-метровой колокольней. К счастью, у воинствующих атеистов не хватило технических возможностей для их уничтожения.

Своеобразным памятником Шуйским в России можно считать старинную Преображенскую церковь в Шуе, расположенную в селе Мельничном. Церковь в селе существовала уже в начале XVII века (упоминается в 1632 году) – во имя Святителя и Чудотворца Николая.

В 1711 году на месте обветшавшей была построена новая деревянная церковь. Интересна существующая подлинная Грамота суздальского митрополита Ефрема 1711 года о построении церкви в селе Мельничном.

Строительство существующего каменного храма было закончено в 1836 году, с тех пор внешний вид его не менялся. В 1860 году была построена каменная колокольня. Одновременно с храмом возведены ограда с калиткой и одноэтажное здание конторы – в северо-западном углу ограды, а в 1879 году в нескольких метрах восточнее поставлена церковная сторожка. Сохранились остатки парка усадьбы Внуковых с пересекающими кленовыми аллеями. Все сооружения кирпичные и отштукатуренные.

Церковь Николая – характерный пример приходского храма, в стиле позднего классицизма в его провинциальной трактовке, с колокольней в духе построек К. А. Тона.

Первоначальная настенная живопись Никольской церкви была выполнена в 1830-е годы в клеевой технике. В 1971 году она была полностью переписана масляными красками с соблюдением первоначальной иконографии. На северной и южной стенах изображены крупные фигуры святителей и преподобных, на западной – «Воскресение Христово», «Вознесение Господне», «Преображение» и пророки. Композиция «Сошествие Святого Духа на апостолов» как бы опирается на живописный карниз, имитирующий архитектурные формы. Под карнизом изображены херувимы и атрибуты архиерейского богослужения. В трапезной первоначальная живопись полностью утрачена и вновь переписана маслом в 1970-е годы.

Высокий трехъярусный, пятичиновый иконостас (1830-е гг.) – яркое и в композиционном отношении необычное произведение монументально-декоративных искусств позднего классицизма.

Ворота, расположенные на ее северном участке, напротив входа в храм, и на правом фланге между сторожкой и конторой, выполнены в виде трех пилотонов, завершенных треугольными фронтонами с декоративными главками и прорезанных арочными проемами. В центральном, въездном проеме правых ворот сохранилась изящная решетка с рисунком в виде пальметт и волютообразных завитков, широким фризом скрепляющих копьевидные прутья по низу и верху.

Контора – прямоугольное здание с вальмовой кровлей – типично для сооружений такого рода.

В дореволюционное время в храме было 3 престола: в холодной церкви – главный престол в честь Чудотворца Николая, в тёплой церкви – слева был придел во имя Преображения Господня (освящён 12 января 1869 г.), а справа – придел в честь Св. Апостола Якова (освящён в 1822 г.).

Храм был закрыт в 1939г., по атеистическим соображениям того времени, служба в нём возобновилась с января 1946г. и более не прекращалась. С 1946 по 1991 гг. храм был единственно действующим в городе и являлся соборным. Последнее освящение Никольской церкви было в 1960 году.

Ныне из остатков древностей в церкви имеется и сохраняется несколько старинных вещей: св. икон, книг и значительное количество древних свитков. Близ недавно построенной церкви есть вдавленные от времени в землю два старинных надгробных камня; один из них разбит; на этом камне можно прочитать, и то с трудом, только то, что камень сей положен под прахом рабы Божией Княжны (Шуйской) Анны.

В настоящее время село Мельничное более всего обращает внимание и привлекает к себе богомольцев древнею местно-чтимою чудотворной иконой спасителя и угодника Христова Николая. Есть предание, что в 1616 и 1619-м годах, при набегах литовцев на Шую и её окрестности, враги и грабители не посмели коснуться этой святыни. Сказание и опись чудес, происходивших от этой иконы, утрачены семьдесят лет тому назад, Шуйским купцом Натдачиным, при пожаре в его доме, а другие сказывают, что рукопись эту или подобную этой увёз или затерял бывший первым Шуйский городничим Голембовский.

Глава 3. Преображение Господне.
19 августа православные христиане отмечают двунадесятый праздник в воспоминание великого события в жизни Иисуса Христа. Когда Он, совершив половину Своего земного служения и показав Свою Божественность дивным учением и чудесами, пожелал явить ученикам славу Своего Божества.

Праздник Преображения церковь праздновала уже в IV веке. Святая равноапостольная Елена, мать Константина, построила храм на горе Фавор. Святой Иоанн Даманскин и Косма Маидмский составили песнопения на Преображение. В этот праздник освящаются виноград и колосья пшеницы, часто яблоки, поэтому в народе его кличут яблочным Спасом.

Праздник Преображения для нашего города особенно значим. И потому, что в Шуе есть любимый прихожанами храм, освещенный в честь этого евангельского события, и потому, что церковь на Мельничных отмечает нынче свое 170-летие.

Глава 4. Святой источник.

Преображенский храм расположен на берегу ранее многоводной, а сейчас мелкой речушки Сехи. Воды в реке постоянно обновляются водами родника, находящегося около церкви.

19 декабря 2005 года в день Святителя Николая около церковного родника собралось множество людей. После того как в Преображенском храме прошла праздничная Божественная литургия, священнослужители храма вместе с прихожанами прошли крестным ходом к источнику. У источника Святого Николая священнослужители отслужили молебен водосвятия, а затем настоятель Преображенского храма, отец Василий, совершил чин освящения родника. Рядом с источником была построена купель.

Таким образом, совместными усилиями священнослужителей и городских властей, внесен вклад в возрождение христианских традиций.
Глава 5. Моё родное Мельничное.

История моей семьи также связана с селом Мельничное. Семья моего прадедушки, по линии мамы, Лисина Николая Васильевича (1915-1988), в 1928 году приехала из «Питера» в эти края и выстроила в Мельничном дом.

В то время в селе было всего около пятидесяти домов, вокруг поля, простор заливных лугов и дремучих лесов, рядом с Преображенским храмом дворянская усадьба. И средь других деревьев стоял там вековой, исполинских размеров кедр. Широко и высоко раскинул свои ветви, привлекая взгляды жителей и случайных прохожих. Сколько же лет он прожил на этой земле?! И моя мама, когда была маленькой девочкой, тоже ходила со своей бабушкой полюбоваться этим красавцем.

Постепенно село расстраивалось и превратилось в часть города. Мать Николая Васильевича, Евдокия Павловна, была тесно связана с жизнью Преображенского храма. В стране в то время церковь была под запретом, хотя Мельничновский храм так и оставался действующим. Жители города и района всё равно тайно посещали церковь, крестили детей, поминали усопших. Евдокия Павловна же была активной прихожанкой, входила в церковную «десятку», оказывала помощь в организации христианских праздников и обрядов.

В 1939 году был подписан указ о государственном закрытии этого храма, а в его здании планировалось открыть ватно-суконное производство. Однако задуманное осуществить не удалось, началась война. В первые четыре военных года храм не действовал по своему прямому назначению и служил складом авиамоторов, которые ремонтировались на Шуйском Машинно-строительном заводе им. Фрунзе.

Сразу же после войны церковные служители захотели восстановить церковь. Многие иконы пострадали: были разбросаны и побиты, иконопись на стенах была разрушена.

И тогда служители церкви через Евдокию Павловну пригласили для реставрации церкви её сына Николая, моего прадедушку. Он в 1935 году окончил Ярославский художественный техникум и уже сразу после войны, с 1945 года, работал учителем черчения и рисования в Шуйской средней школе №2.

В те времена учителю никак нельзя было быть связанным с церковью, но и семью тоже нужно было кормить. Заработать на лишний кусок хлеба было не плохо, поэтому прадедушка тайно и взялся за эту работу. Интересно, то совпадение, что Николаю пришлось восстанавливать храм во имя Святителя и Чудотворца Николая. В 1947 году церковь освятили, и она продолжила свою жизнь. После войны мой прадед, Николай Васильевич, женился на Пинаевой Александре Васильевне. Семья так и продолжала свою жизнь в Мельничном. В 1947 – 1953 годах в ней появилось трое детей. Старший из них, Лев, – отец моей мамы Марины, детство и юность которой тоже прошли в тех краях.

Сегодня храм Преображения Господня, который возглавляет протоиерей Василий Добычин, пользуется заслуженной любовью у шуян. Здесь нередко крестятся, венчаются, сюда приходят на службы не только по большим православным праздникам, но и по воскресным дням. Мои родители тоже венчались в Преображенском храме, а многие родные под его сводами приняли крещение. У священнослужителей своя многочисленная паства, которая требует внимания и заботы. Однако и сами они нуждаются в помощи, т.к. старинный храм требует приложения серьезных средств.

По словам отца Василия, несмотря на проблемы; церковь живет и развивается по благоволению Божию и по молитвам прихожан.


Заключение.

О Шуе написано немало. История нашего небольшого города богата и событиями, и личностями. Жизнь не стоит на месте, дополняя ее все новыми и новыми страницами. И те, кто живет сегодня, не имеют права забывать и «о делах минувших дней».

Уважение к родной истории это одно из чувств любви к родному краю. Не возможно не согласиться или остаться равнодушным к строкам нашей Шуйской поэтессы Ольги Рязановой.

Мой город, маленькая Шуя,

На тихих Тезы берегах,

Где пламя зелени бушует

В зелёных солнечных лугах.

Где улиц светлые просторы,

Прямых и ровных, как стрела.

И Воскресенского собора

Серебряные купола.

Люблю среди старинных зданий,

Не рассуждая ни о чём,

Подальше от пустых мечтаний,

Бродить погожим вечерком.

Люблю смотреть. Как в старом парке,

Что наклонился над рекой,

Сквозь веток сомкнутые арки

Сияет купол голубой.

Мой город, маленькая Шуя.

Таких, как ты, в стране не счесть.

Но всё ж судьбу благодарю я.

За то, что ты на свете есть.

Список литературы:

1. Сурин Г. И. Шуя: исторический очерк. – Ярославль: Верх.Волж. кн. изд-во, 1982. – 127 с.

  1. Сурин Г. И. Слово о Шуе. – Иваново: ОАО «Издательство «Иваново», 2005. – 256 с. + 28 с. Ил.(изд. 2-е, испр и доп.).

  2. Борисов В. А. Собрание трудов (материалов): В 3 т.: Т. 3/ Редакторы-составители Е. Г. Вопилин, В. И. Баделин. – Иваново: Издательство МИК. 2005. – 784 с. с ил.

  3. Ставровский Е. С. Храмы города Шуи: краткая история и списки священнослужителей. – Шуя: «Полиграфия-Центр» 2004г. – 31 с.

  4. Васильев Б. Н., Мокеичев Н В. Город Шуя. Ивановская областная типография 1956г. – 120 с.

  5. Научное издание. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России.


Оглавление:

  1. Введение. Старинный город Шуя. Стр. 2.

  2. Глава 1. Родовое имение князей Шуйских. Стр. 3.

  3. Глава 2. Преображенская церковь. Стр. 4-6.

  4. Глава 3. Преображение Господне. Стр. 7.

  5. Глава 4. Святой источник. Стр. 8.

  6. Глава 5. Моё родное Мельничное. Стр. 9-11.

  7. Заключение. Стр. 12.

8. Список литературы. Стр. 13.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат по краеведению на тему iconРеферат по краеведению на тему «Проблемысела»
Время и окружающая действительность ставят перед человеком новые и новые проблемы, задают множество вопросов
Реферат по краеведению на тему iconРабочая программа по краеведению составлена на основе сборника программно...
Рабочая программа по краеведению составлена на основе сборника программно — методических материалов по краеведению
Реферат по краеведению на тему iconРабочая программа по краеведению 7 класс Пояснительная записка
В основной школе «Краеведение» изучается с 5-го по 9-ой класс данной ступени обучения. Программа по краеведению направлена на реализацию...
Реферат по краеведению на тему iconАдминистрации Калачеевского муниципального района
В сборнике освещается опыт работы по школьному краеведению в семеновской сош калачеевского района, дается краткая аналитическая информация...
Реферат по краеведению на тему iconРабочая программа Горбатенко Ольги Петровны по историческому краеведению, 7 класс «Согласовано»
Рабочая программа по краеведению призвана изложить содержание нового учебного предмета – «Историческое краеведение» и полнее раскрыть...
Реферат по краеведению на тему iconРабочая программа по краеведению Краеведение. 7 класс
Гречухин Г. Б. // Сборник методических материалов по историческому краеведению в основной школе. 7-8 кл. – Н. Новгород: нгц, 2006....
Реферат по краеведению на тему iconРабочая программа по литературному краеведению и искусству родного края 8 класс
Предлагаемая программа составлена в соответствии с законом «Об образовании», отражает обязательный минимум содержания образования...
Реферат по краеведению на тему iconРабочая программа по историческому краеведению (наименование учебного...
Рабочая программа разработана на основе использования учебника Балдин К. Е., Барвенко В. Г., Иванов Г. В. Ивановский край в истории...
Реферат по краеведению на тему iconРеферат по краеведению
Имя, образ Великого философа, его жизнь, привычки, легенды о нем и, наконец, его город уже свыше 200 лет вдохновляют поэтов и художников...
Реферат по краеведению на тему iconУрок на тему «Животные степи»
План-конспект урока по биологическому краеведению в 7 классе по теме: «Животные степи». Урок с использованием икт
Реферат по краеведению на тему iconРеферат на тему «Элетротравмы»
Реферат подготовили ученицы Средней школы №20 г. Бреста Лукичёва Юлия и Светлана Черкас
Реферат по краеведению на тему iconРеферат на тему: «Особенности формирования культуры межнационального общения старшеклассников»
Исследование на тему «Отношение учащихся нашей школы к представителям других национальностей»
Реферат по краеведению на тему iconПоложение о региональном конкурсе рефератов среди учащихся образовательных...
Гбоу дод «Краевой центр развития творчества детей и юношества «Муравейник» проводит конкурс рефератов по краеведению и этнографии...
Реферат по краеведению на тему iconРеферат по биологии на тему «Ферменты»
Вот, всё что я знал о ферментах. Я решил пополнить свои знания и поэтому взял реферат по ферментам
Реферат по краеведению на тему iconРеферат по предмету «морская энциклопедия» на тему «судовые дымовые трубы»
Но я в своем реферате не хотел бы затрагивать тему военных конструкторских разработок и ограничусь гражданскими пассажирскими и грузовыми...
Реферат по краеведению на тему iconЧто такое реферат
Реферат (в данном случае) это письменное изложение сведений из источников (книг, статей, материалов из Интернета), освещающее (раскрывающее)...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск