Скачать 240 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный педагогический университет»
Исторический факультет Кафедра истории России «УТВЕРЖДАЮ»: Проректор по учебной работе _______________________ /Е.Г. Матвиевская/ __________ _____________ 2013 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины «АРХЕОЛОГИЯ СТЕПНЫХ КОЧЕВНИКОВ» Направление подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование» Профиль подготовки История Квалификация выпускника Бакалавр Форма обучения очная Оренбург 2013г. Рецензенты: Хисамутдинова Р.Р., д.и.н., проф., заведующий кафедры методики преподавания истории и обществознания ОГПУ __________ ______________ (дата) (подпись) Автор/составитель рабочей программы учебной дисциплины: Матюшко И.В., к.и.н., доц. кафедры истории России __________ ______________ (дата) (подпись) Содержание Пояснительная записка Программа обучения студентов исторического факультета по курсу «Археология степных кочевников» нацелена на развитие профессиональной компетентности бакалавра в области педагогического образования и на подготовку специалистов для профессиональной преподавательской деятельности в средней школе. Программа курса дисциплины содержит материалы по истории кочевнических племен Великого пояса степей Евразии и включает изучение археологических памятников ямной культурно-исторической общности бронзового века, савромато-сарматских племен раннего железного века и кочевников эпохи средневековья (гунны, огузы, печенеги, половцы, кыпчаки, татары, монголы). Также в дисциплину входят изучение письменных источников о кочевниках Евразии и изучение этнографической литературы об особенностях форм и типов кочевания. По содержанию курс дисциплины разделен на семь тем, которые изучаются в течение 2 семестра на 1 курсе. В программе курса предусмотрено написание рефератов. Итоговой формой проверки знаний является зачет в конце 2 семестра. Учебный курс завершается летней археологической практикой на базе экспедиции Оренбургского государственного педагогического университета. Трудоемкость дисциплины – 72 часа, 2 зачетные единицы. Программой дисциплины предусмотрены следующие виды текущего контроля: написание реферата, индивидуальное домашнее задание. Форма итогового контроля является зачет.
Целью освоения дисциплины является содействие развитию профессиональной компетентности бакалавра в области исторического образования на основе освоения и систематизации специальных знаний в области археологии, формирование целостных представлений об исторических процессах в степях Евразии как одном из аспектов мировой истории и культуры, дать студентам комплекс научных знаний о процессах прошлого и настоящего на основании вещественных источников. Задачи освоения дисциплины:
«Археология степных кочевников» относится к дисциплинам по выбору вариативной части учебного цикла Б.3.В.ДВ.2. Дисциплина преподается в 2-ом семестре. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы. Материал курса «Археология степных кочевников» позволяет бакалаврам получить системные представления об исторических процессах и явлениях за счет межкурсовых связей с другими дисциплинами учебного плана подготовки бакалавров: тематика курса органично связана с такими дисциплинами как археология, этнология и полевой археологической практикой.
Процесс изучения дисциплины способствует формированию следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): - владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1); - способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2); - способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3); - способен логически верно устную и письменную речь (ОК-6); - готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7); - готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14); в области культурно-просветительской деятельности: - способен разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ПК- 8); - способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК-9); - способен к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10); Студент, изучивший учебный курс «Археология степных кочевников» должен Знать: - особенности развития экономики кочевников и истоки ее формирования в зависимости от степных природно-климатических условий. - роль степных кочевников в мировой истории; - особенности развития культуры в разные эпохи и на разных территориях. Уметь - использовать полученные знания в учебном процессе, в том числе краеведческий археологический материал. - проводить историко-культурное сравнение археологических культур; - использовать полученные знания в музейном деле и в проведении воспитательной работы среди школьников и населения края. Владеть - методическими приемами преподавания археологических знаний на уроках истории; - навыками проведения краеведческой работы и поиска археологического памятника. Приобрести опыт деятельности: - учебно-образовательной; - аналитической; - научно-исследовательской.
В графе 4 приводятся планируемые формы текущего контроля: устный опрос на семинаре (СЗ), самостоятельное изучение вопросов (СВ), подготовка рефератов.
Темы рефератов приводятся далее в пункте 4.6. данной рабочей программы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 час.) Распределение трудоемкости дисциплины по видам работ
Разделы дисциплины и виды занятий
Курсовые работы (проекты) не предусмотрены.
Темы рефератов
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки предусматривается широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий: интерактивные лекции, разбор конкретных ситуаций, коллоквиум, диспуты, дискуссии, презентации.
Интерактивный процесс понимается как компонент дидактической технологии, предполагающий интерактивное взаимодействие преподавателя и студентов; взаимодействие между студентами внутри учебной группы. - интерактивная лекция - основная форма теоретического обучения. Интерактивная лекция отличается от обычной двусторонним потоком информации, включает проблемные вопросы со стороны преподавателя, эвристический тип обучения, допускает прерывание рассказа педагога и обсуждение, вызвавшей затруднения или заинтересовавшей темы, импровизированное выступление студентов по теме лекции. Целью интерактивной лекции является донесение информации и активное усвоение этой информации студентами, a не обмен мнениями. Используются такие интерактивные лекции как: - проблемная лекция, начинающаяся с вопросов, с постановки проблемы, которую в ходе изложения материала необходимо решить. Лекция строится таким образом, что деятельность студента по ее усвоению приближается к поисковой, исследовательской. Обязателен диалог преподавателя и студентов; - лекция-визуализация, которая учит студента преобразовывать устную и письменную информацию в визуальной форме; используются схемы, рисунки, исторические карты и т.п.; - лекции с разбором конкретной ситуации, в процессе которой студенты совместно анализируют и обсуждают представленный материал. Лекционная форма при переходе к последующим этапам обучения постепенно заменяется дискуссиями, докладами, обсуждениями, делающими процесс освоения знаний и навыков более активным. В целях оптимизации процесса обучения при проведении практических занятий используются и методы анализа ситуации, экспликативные (объяснительные) и прогностические. Они помогают студентам получать новое знание и применять его в практической деятельности.
Общее количество часов, используемых в аудиторных занятиях дисциплины в интерактивной форме составляет 50.%.
Поскольку фонд оценочных средств является отдельным документом и элементом учебно-методического комплекса, то в настоящей рабочей программе описываются только вид и типы оценочных средств. Программой дисциплины предусмотрены следующие виды текущего контроля: устный опрос, коллоквиум, самостоятельное изучение вопросов, понятийный диктант, рубежный контроль в виде контрольного среза.
Итоговой формой контроля знаний, умений и навыков по дисциплине является зачет. Вопросы к зачету:
.
Итоговой формой контроля по дисциплине является зачет. Приводятся критерии выставления оценок «зачтено», «незачтено». «Зачтено» студенту ставится, если он: - прочно усвоил программный материал, исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно его излагает; - умеет тесно увязывать теорию с практикой; - свободно справляется с задачами, вопросами и другими видами применения знаний; - не затрудняется с ответом при видоизменении заданий; - использует в ответе материал монографической литературы; - правильно обосновывает принятое решение; - владеет разносторонними навыками и приемами выполнения практических задач. «Не зачтено» выставляется студенту если: - обнаружены пробелы в знаниях основного учебного материала; - студент не знает значительной части программного материала; - неуверенно и с большими затруднениями выполняет практические работы; - в изложении работы допущены существенные ошибки.
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: полнотекстовая база данных научных периодических изданий, http://www.elibrary.ru/ Журнал «Российская археология» Известия Самарского научного центра РАН
Не предусмотрено
Для обеспечения преподавания данной дисциплины необходимы - аудитория; - технические средства обучения: DVD-плеер, принтер лазерный, копировальный аппарат, сканер; - мультимедийный проектор, компьютер и экран; - наглядные пособия, карты, приборы, учебно-методические пособия - электронная база данных для создания тематических разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы со студентами. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и примерной ООП ВПО по направлению подготовки 040100.62 Педагогическое образование, профиль история. |
1. Согласно археологической периодизации история человечества делится... Историческое прошлое по вещественным историческим источникам изучает наука археология | Программа дисциплины "Археология" Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600.... | ||
Программа дисциплины "Археология" Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600.... | Рабочая программа учебной дисциплины гражданское процессуальное право... Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры трудового, экологического права и гражданского процесса | ||
Рабочая программа учебной дисциплины материаловедение 2013 рабочая... Рабочая программа учебной дисциплины «Материаловедение» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта... | Рабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Конкурентное право» Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты) | ||
Рабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Конкурентное право» Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты) | Рабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Банковское право» Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты) | ||
Рабочая программа учебной дисциплины литература название учебной дисциплины Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)... | Рабочая программа учебной дисциплины химия 2012г рабочая программа... Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ярославской области | ||
Рабочая программа учебной дисциплины физика 2012 рабочая программа... Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ярославской области Пошехонский сельскохозяйственный... | Рабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины... Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты) | ||
Рабочая программа учебной дисциплины бд02. Литература Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины | Программа дисциплины Археология и музееведение для направления 030600. 62 «История» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600.... | ||
Программа дисциплины Археология и музееведение для направления 030600. 62 «История» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600.... | Рабочая программа учебной дисциплины математика 2013 рабочая программа... Рабочая программа учебной дисциплины «Математика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта... |