Рабочая программа учебной дисциплины «археология степных кочевников»





НазваниеРабочая программа учебной дисциплины «археология степных кочевников»
Дата публикации20.02.2015
Размер240 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > История > Рабочая программа
Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования


«Оренбургский государственный педагогический университет»





Исторический факультет
Кафедра истории России
«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

_______________________ /Е.Г. Матвиевская/

__________ _____________ 2013 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
«АРХЕОЛОГИЯ СТЕПНЫХ КОЧЕВНИКОВ»
Направление подготовки

050100. 62 «Педагогическое образование»

Профиль подготовки

История

Квалификация выпускника

Бакалавр
Форма обучения

очная

Оренбург 2013г.
Рецензенты:
Хисамутдинова Р.Р., д.и.н., проф., заведующий кафедры методики преподавания истории и обществознания ОГПУ

__________ ______________

(дата) (подпись)

Автор/составитель рабочей программы учебной дисциплины:
Матюшко И.В., к.и.н., доц. кафедры истории России

__________ ______________

(дата) (подпись)

Содержание


Пояснительная записка

Программа обучения студентов исторического факультета по курсу «Археология степных кочевников» нацелена на развитие профессиональной компетентности бакалавра в области педагогического образования и на подготовку специалистов для профессиональной преподавательской деятельности в средней школе.

Программа курса дисциплины содержит материалы по истории кочевнических племен Великого пояса степей Евразии и включает изучение археологических памятников ямной культурно-исторической общности бронзового века, савромато-сарматских племен раннего железного века и кочевников эпохи средневековья (гунны, огузы, печенеги, половцы, кыпчаки, татары, монголы). Также в дисциплину входят изучение письменных источников о кочевниках Евразии и изучение этнографической литературы об особенностях форм и типов кочевания.

По содержанию курс дисциплины разделен на семь тем, которые изучаются в течение 2 семестра на 1 курсе. В программе курса предусмотрено написание рефератов. Итоговой формой проверки знаний является зачет в конце 2 семестра. Учебный курс завершается летней археологической практикой на базе экспедиции Оренбургского государственного педагогического университета. Трудоемкость дисциплины – 72 часа, 2 зачетные единицы.

Программой дисциплины предусмотрены следующие виды текущего контроля: написание реферата, индивидуальное домашнее задание. Форма итогового контроля является зачет.


  1. Цели и задачи освоения дисциплины


Целью освоения дисциплины является содействие развитию профессиональной компетентности бакалавра в области исторического образования на основе освоения и систематизации специальных знаний в области археологии, формирование целостных представлений об исторических процессах в степях Евразии как одном из аспектов мировой истории и культуры, дать студентам комплекс научных знаний о процессах прошлого и настоящего на основании вещественных источников.
Задачи освоения дисциплины:

  1. знакомство с материалами археологических раскопок в степях Евразии;

  2. изучение археологических памятников в Оренбургской области;

  3. изучение письменных памятников о кочевниках;

  4. приобретение студентами практических знаний, необходимых будущему учителю в проведении воспитательной работы в школе и во внешкольной работе, что связано с музейным делом и краеведением.




  1. Место дисциплины в структуре ООП ВПО


«Археология степных кочевников» относится к дисциплинам по выбору вариативной части учебного цикла Б.3.В.ДВ.2. Дисциплина преподается в 2-ом семестре. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы.

Материал курса «Археология степных кочевников» позволяет бакалаврам получить системные представления об исторических процессах и явлениях за счет межкурсовых связей с другими дисциплинами учебного плана подготовки бакалавров: тематика курса органично связана с такими дисциплинами как археология, этнология и полевой археологической практикой.



  1. Требования к результатам освоения содержания
    дисциплины



Процесс изучения дисциплины способствует формированию следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки.

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

- способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);

- способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);

- способен логически верно устную и письменную речь (ОК-6);

- готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);

- готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);

в области культурно-просветительской деятельности:

- способен разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ПК- 8);

- способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК-9);

- способен к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10);
Студент, изучивший учебный курс «Археология степных кочевников» должен

Знать:

- особенности развития экономики кочевников и истоки ее формирования в зависимости от степных природно-климатических условий.

- роль степных кочевников в мировой истории;

- особенности развития культуры в разные эпохи и на разных территориях.

Уметь

- использовать полученные знания в учебном процессе, в том числе краеведческий археологический материал.

- проводить историко-культурное сравнение археологических культур;

- использовать полученные знания в музейном деле и в проведении воспитательной работы среди школьников и населения края.

Владеть

- методическими приемами преподавания археологических знаний на уроках истории;

- навыками проведения краеведческой работы и поиска археологического памятника.

Приобрести опыт деятельности:

- учебно-образовательной;

- аналитической;

- научно-исследовательской.


  1. Содержание и структура дисциплины




    1. Содержание разделов дисциплины

В графе 4 приводятся планируемые формы текущего контроля: устный опрос на семинаре (СЗ), самостоятельное изучение вопросов (СВ), подготовка рефератов.


раздела

Наименование
раздела


Содержание раздела

Форма текущего
контроля


1

2

3

4

1.

Кочевничество как хозяйственная и социальная система

  1. Предпосылки перехода к подвижному скотоводству в раннем бронзовом веке в степях Евразии.

  2. Типы кочевого скотоводства в Евразии.




СЗ

СВ

Р

2

Кочевники в раннем железном веке. Взаимодействие с оседлыми земледельческими центрами.

1. Археологические памятники савромато-сарматской культуры в Волго-Уралье.


СЗ

СВ

Р

3.

Великое переселение народов.


1 Памятники гуннской культуры в степях Евразии.

2. Полихромный стиль.


СЗ

СВ

Р


4.

Огузы и печенеги

1. Огузо-печенежское население степей Евразии.

СЗ

СВ

Р

5.

Расселение половцев (кыпчаков) в степях Евразии.

1 Особенности погребального обряда: характер надмогильного сооружения и способы захоронения коня.

СЗ

Р

СВ

6.

Кочевнические племена в золотоордынское время.


1. Родоплеменные объединения кочевников и разнообразие погребальных обычаев и обрядов.

С

СВ


Темы рефератов приводятся далее в пункте 4.6. данной рабочей программы


    1. Структура дисциплины



Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 час.)
Распределение трудоемкости дисциплины по видам работ

Вид учебной работы

Трудоемкость

зач. ед.

час.

семестр

8

Общая трудоемкость по учебному плану

2

72

72

Аудиторные занятия




36

36

Лекции (Л)




14

14

Семинары (С)




22

22

Самостоятельная работа (СР):




36

36

Подготовка к семинарским занятиям и самостоятельное изучение вопросов




21

21

Реферат




6

6

Подготовка к зачету




9

9

Вид контроля: зачет












Разделы дисциплины и виды занятий


раздела

Наименование разделов

Количество часов

Всего

Аудиторная работа

Внеауд.
работа


СР

Л

С

1

Кочевничество как хозяйственная и социальная система.

8

2

2

4

2

Кочевники в раннем железном веке. Взаимодействие с оседлыми земледельческими центрами.

10

2

4

4

3

Великое переселение народов.

10

2

4

4

4

Огузы и печенеги.

12

2

4

6

5

Расселение половцев (кыпчаков) в степях Евразии.

12

2

4

6

6

Кочевнические племена в золотоордынское время.

20

4

4

12




ИТОГО:

72

14

22

36




    1. Лекции






Раздела

Наименование раздела/лекции

Кол-во часов

1

Кочевничество как хозяйственная и социальная система.

2

2

Кочевники в раннем железном веке. Взаимодействие с оседлыми земледельческими центрами.

2

3

Археологические памятники гуннов и письменные сообщения о них.

2

4

Оузо-печенежское население степей Евразии.

2

5

Расселение половцев (кыпчаков) в степях Евразии.

2

6

Кочевнические племена в золотоордынское время.

2

6

Искусство кочевников степей Евразии

2




ИТОГО:

14



    1. Практические занятия (семинары)






раздела



занятия

Тема

Кол-во часов

1

1

Феномен кочевничества в мировой истории.

2

1

2-3

Особенности общественных отношений у кочевников.

4

2

4

Женские погребения с оружием в раннем железном веке.

2

3

5

Погребальный обряд савромато-сарматских племен.

2

4

6

Жертвоприношение коня в погребальном обряде кочевников

2

5

7-8

Огузы и печенеги

4

6

9

Письменные источники о кочевниках Золотой Орды. Общественный строй золотоордынских племен степного Приуралья.

2

6

10-11

Средневековые каменные изваяния в степях Приуралья.

4







ИТОГО

22



    1. Курсовые работы (курсовые проекты)


Курсовые работы (проекты) не предусмотрены.


    1. Самостоятельное изучение разделов дисциплины






раздела

Содержание самостоятельной работы

Кол-во

часов

1.

  • Самостоятельное изучение вопросов (реферат)

    • Подготовка к семинарскому занятию: конспектирование текста, выписки из текста, подготовка сообщений к выступлению на семинаре

4

2.

  • Самостоятельное изучение вопросов (реферат)

  • Подготовка к семинарскому занятию: конспектирование текста, выписки из текста, подготовка сообщений к выступлению на семинаре.

5

3.

  • Самостоятельное изучение вопросов (реферат)

  • Подготовка к семинарскому занятию: конспектирование текста, выписки из текста, подготовка к выступлению на семинаре.

5

4.

  • Самостоятельное изучение вопросов (реферат)

  • Подготовка к семинарскому занятию: конспектирование текста, выписки из текста, подготовка к выступлению на семинаре.

    • Подготовка к контрольному срезу.

3

5.

  • Самостоятельное изучение вопросов (реферат)

  • Подготовка к семинарскому занятию: конспектирование текста, выписки из текста, подготовка к выступлению на семинаре.

4

6.

  • Самостоятельное изучение вопросов (реферат)

  • Подготовка к семинарскому занятию: конспектирование текста.

6

7.

Подготовка к зачету

9




Итого

36


Темы рефератов


  • Предпосылки перехода к подвижному скотоводству в раннем бронзовом веке в степях Евразии.

  • Археологические памятники савромато-сарматской культуры в Волго-Уралье.

  • Проблема женских погребений с оружием в раннем железном веке.

  • Особенности погребального обряда: характер надмогильного сооружения и способы захоронения коня.

  • Характеристика элементов материальной культуры XIII-XIV вв. н.э.

  • Письменные источники о кочевниках в Золотой Орде.



  1. Образовательные технологии




    1. Образовательные технологии, используемые при реализации различных видов учебной работы


В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки предусматривается широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий: интерактивные лекции, разбор конкретных ситуаций, коллоквиум, диспуты, дискуссии, презентации.


    1. Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях


Интерактивный процесс понимается как компонент дидактической технологии, предполагающий интерактивное взаимодействие преподавателя и студентов; взаимодействие между студентами внутри учебной группы.

- интерактивная лекция - основная форма теоретического обучения. Интерактивная лекция отличается от обычной двусторонним потоком информации, включает проблемные вопросы со стороны преподавателя, эвристический тип обучения, допускает прерывание рассказа педагога и обсуждение, вызвавшей затруднения или заинтересовавшей темы, импровизированное выступление студентов по теме лекции. Целью интерактивной лекции является донесение информации и активное усвоение этой информации студентами, a не обмен мнениями. Используются такие интерактивные лекции как:

- проблемная лекция, начинающаяся с вопросов, с постановки проблемы, которую в ходе изложения материала необходимо решить. Лекция строится таким образом, что деятельность студента по ее усвоению приближается к поисковой, исследовательской. Обязателен диалог преподавателя и студентов;

- лекция-визуализация, которая учит студента преобразовывать устную и письменную информацию в визуальной форме; используются схемы, рисунки, исторические карты и т.п.;

- лекции с разбором конкретной ситуации, в процессе которой студенты совместно анализируют и обсуждают представленный материал.

Лекционная форма при переходе к последующим этапам обучения постепенно заменяется дискуссиями, докладами, обсуждениями, делающими процесс освоения знаний и навыков более активным.

В целях оптимизации процесса обучения при проведении практических занятий используются и методы анализа ситуации, экспликативные (объяснительные) и прогностические. Они помогают студентам получать новое знание и применять его в практической деятельности.


Семестр


раздела

Вид занятия

(Л, ПР, ЛР)

Тема

Используемые
интерактивные
образовательные технологии


Кол-во
часов





1

ПР

Феномен кочевничества в мировой истории

Проблемная лекция

2

ПР

Социальная система у кочевых народов

Круглый стол

2

2

Л

Памятники раннего железного века в Оренбуржье

Презентация

2

ПР

Описание кочевников раннего железного века античными авторами

Диспут

4

4

Л

Гунская культура

Лекция-визуализация

4

ПР

Полихромный стиль

Коллоквиум

2

5

Л

Картографирование памятников огузов и печенегов

Лекция-визуализация

2

ПР

Материальная культура огузов и печенегов

Дискуссия

2

ПР

Особенности захоронений коня в погребениях средневековых кочевников

Дискуссия

4

6

Л

Половецкая культура

Интерактивная лекция

2

ПР

Половецкие каменные изваяния

Коллоквиум

4

7

Л

Типы погребальных памятников кочевников Золотой Орды

Лекция-визуализация

4

ПР

Письменные источники о кочевниках Золотой Орды

Круглый стол

2

ИТОГО:

36



Общее количество часов, используемых в аудиторных занятиях дисциплины в интерактивной форме составляет 50.%.



  1. Оценочные средства текущего контроля
    успеваемости, промежуточной аттестации и
    реализуемых в дисциплине компетенций





    1. Оценочные средства текущего контроля успеваемости


Поскольку фонд оценочных средств является отдельным документом и элементом учебно-методического комплекса, то в настоящей рабочей программе описываются только вид и типы оценочных средств.

Программой дисциплины предусмотрены следующие виды текущего контроля: устный опрос, коллоквиум, самостоятельное изучение вопросов, понятийный диктант, рубежный контроль в виде контрольного среза.


    1. Оценочные средства промежуточной аттестации и
      реализуемых в дисциплине компетенций студентов



Итоговой формой контроля знаний, умений и навыков по дисциплине является зачет.

Вопросы к зачету:

  1. Особенности кочевого быта (по материалам раскопок памятников раннего бронзового века)

  2. Стадии кочевания и формы кочевания (по материалам раскопок и письменных источников о сарматах на Южном Урале).

  3. Великое переселение народов и материалы археологических раскопок памятников гуннов в степях Евразии.

  4. Культура печенегов по данным письменных и археологических источников.

  5. Погребальный обряд огузов и данные Ибн-Фадлана.

  6. Кыпчаки (половцы). Быт. Хозяйство. Культурные и торговые связи.

  7. Кыпчаки (половцы). Археологические памятники Приуралья

  8. Кыпчаки в составе Золотой Орды.

  9. Книга Плано Карпини «О татарах» как исторический источник.

  10. Сведения о населении Евразии по данным записям Гильома де Рубрука.

  11. Перечислите наиболее характерные черты погребального обряда огузов и печенегов.

  12. Памятники кочевников домонгольского периода, известные по раскопкам на Южном Урале.

  13. Особенности погребальных обрядов кочевников Восточной Европы в эпоху Золотой Орды.

  14. Предметы материальной культуры, характерные для периода XIII-XIV вв.

  15. Мавзолеи на Южном Урале

.

    1. Критерии оценки формируемых в дисциплине компетенций

Итоговой формой контроля по дисциплине является зачет. Приводятся критерии выставления оценок «зачтено», «незачтено».

«Зачтено» студенту ставится, если он:

- прочно усвоил программный материал, исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно его излагает;

- умеет тесно увязывать теорию с практикой;

- свободно справляется с задачами, вопросами и другими видами применения знаний;

- не затрудняется с ответом при видоизменении заданий;

- использует в ответе материал монографической литературы;

- правильно обосновывает принятое решение;

- владеет разносторонними навыками и приемами выполнения практических задач.

«Не зачтено» выставляется студенту если:

- обнаружены пробелы в знаниях основного учебного материала;

- студент не знает значительной части программного материала;

- неуверенно и с большими затруднениями выполняет практические работы;

- в изложении работы допущены существенные ошибки.


  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение
    дисциплины




    1. Основная литература




  1. Мартынов А.И. Археология. Учебник. М.: Высшая школа. 2007



    1. Дополнительная литература




  1. Кызласов И.Л. Кыпчаки и восстания енисейских племен в XIII в. // СА. № 2.М: 1980. С. 80-92.

  2. Гарустович Г.Н., Иванов В.А. Огузы и печенеги в Евразийских степях. Уфа. 2001.

  3. Засецкая И.П. Культура кочевников южнорусских степей в гуннскую эпоху (конец IV-V вв.). СПб., 1994.

  4. Иванов В.А., Кригер В.А. Курганы кыпчакского времени на Южном Урале XII-XIV вв. М., 1988.

  5. Марков Г.Е. Кочевники Азии. Структура хозяйства и общественной организации. М., 1976.

  6. Плетнева С.А. Половцы. М., 2003.

  7. Путешествие Ибн-Фадлана на Волгу. Пер. под ред. И.Ю. Крачковского Казань 2002.

  8. Рубрук В. Послание Вильгельма де Рубрук / Вилгельм де Рубрук, Алматы: 2003. С. 116-235.

  9. Федоров-Давыдов Г.А. Кочевники Восточной Европы под властью золотоордынских ханов. М., 1966.

  10. Федоров-Давыдов Г.А. Общественный строй Золотой Орды. М., 1973

  11. Федоров-Давыдов Г.А. Искусство кочевников и Золотой Орды. М., 1973.

  12. Кригер В.А. Средневековые захоронения Ново-Кумакского могильника // СА. № 3. М: 1983. С. 171-187.

  13. Матюшко И.В. Захоронение забальзамированного воина XIII-XIV вв. на левобережье Иртека. // Степи Европы в эпоху средневековья. Том 6. Золотоордынское время. Донецк: 2008. С. 141-156.

  14. Сташенков Д.А. Белозерское погребение // Вопросы археологии Урала и Поволжья. К 30-летию Средневолжской археологической экспедиции. Самара: 1999. С. 174-186.

  15. Таскин Д.А., Мамкин А.М., Дробутушенко А.В. Памятники раннемонгольской культуры на территории юго-западных районов Читинской области // Историко-культурное наследие Северной Азии. Барнаул: 2001. С. 132-133.




    1. Периодические издания


Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: полнотекстовая база данных научных периодических изданий, http://www.elibrary.ru/

Журнал «Российская археология»

Известия Самарского научного центра РАН


    1. Интернет-ресурсы




  1. Сайт Восточная литература: режим доступа – http://www.vostlit.info/

  2. http://www.khoroshotamgdenasnet.com

  3. http://www.eurasica.ru/




  1. Материально-техническое обеспечение
    дисциплины





    1. Лабораторное оборудование

Не предусмотрено

    1. Технические и электронные средства обучения и контроля
      успеваемости



Для обеспечения преподавания данной дисциплины необходимы

- аудитория;

- технические средства обучения: DVD-плеер, принтер лазерный, копировальный аппарат, сканер;

- мультимедийный проектор, компьютер и экран;

- наглядные пособия, карты, приборы, учебно-методические пособия

- электронная база данных для создания тематических разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы со студентами.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и примерной ООП ВПО по направлению подготовки 040100.62 Педагогическое образование, профиль история.





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины «археология степных кочевников» icon1. Согласно археологической периодизации история человечества делится...
Историческое прошлое по вещественным историческим источникам изучает наука археология
Рабочая программа учебной дисциплины «археология степных кочевников» iconПрограмма дисциплины "Археология"
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600....
Рабочая программа учебной дисциплины «археология степных кочевников» iconПрограмма дисциплины "Археология"
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600....
Рабочая программа учебной дисциплины «археология степных кочевников» iconРабочая программа учебной дисциплины гражданское процессуальное право...
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры трудового, экологического права и гражданского процесса
Рабочая программа учебной дисциплины «археология степных кочевников» iconРабочая программа учебной дисциплины материаловедение 2013 рабочая...
Рабочая программа учебной дисциплины «Материаловедение» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа учебной дисциплины «археология степных кочевников» iconРабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Конкурентное право»
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)
Рабочая программа учебной дисциплины «археология степных кочевников» iconРабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Конкурентное право»
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)
Рабочая программа учебной дисциплины «археология степных кочевников» iconРабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Банковское право»
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)
Рабочая программа учебной дисциплины «археология степных кочевников» iconРабочая программа учебной дисциплины литература название учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)...
Рабочая программа учебной дисциплины «археология степных кочевников» iconРабочая программа учебной дисциплины химия 2012г рабочая программа...
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ярославской области
Рабочая программа учебной дисциплины «археология степных кочевников» iconРабочая программа учебной дисциплины физика 2012 рабочая программа...
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ярославской области Пошехонский сельскохозяйственный...
Рабочая программа учебной дисциплины «археология степных кочевников» iconРабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины...
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)
Рабочая программа учебной дисциплины «археология степных кочевников» iconРабочая программа учебной дисциплины бд02. Литература
Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины «археология степных кочевников» iconПрограмма дисциплины Археология и музееведение для направления 030600. 62 «История»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600....
Рабочая программа учебной дисциплины «археология степных кочевников» iconПрограмма дисциплины Археология и музееведение для направления 030600. 62 «История»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600....
Рабочая программа учебной дисциплины «археология степных кочевников» iconРабочая программа учебной дисциплины математика 2013 рабочая программа...
Рабочая программа учебной дисциплины «Математика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск