Программа дисциплины "Археология"





Скачать 226.53 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины "Археология"
Дата публикации29.02.2016
Размер226.53 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > История > Программа дисциплины



Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины "Археология" для направления 030600.62 «История» подготовки бакалавра




Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования

Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики»


Факультет истории

Программа дисциплины «АРХЕОЛОГИЯ»

для направления 030600.62 «История» подготовки бакалавра
Автор программы:
ст. преподаватель Куза Василий Андреевич (vkuza@hse.ru)
Одобрена на заседании кафедры истории идей и методологии

исторической науки

«__»____________2014 г.

Зав. кафедрой д.и.н., проф. И.Н. Данилевский
Рекомендована секцией УМС по истории «__»____________2014 г.

Председатель Е.Б.Смилянская
Утверждена УС факультета истории «__»____________2014 г.

Ученый секретарь О.С. Воскобойников


Москва, 2014

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.



  1. Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента бакалавриата и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600.62 «История», обучающихся по программе бакалавриата и изучающих дисциплину «Археология».

Программа разработана в соответствии

  • со стандартом НИУ ВШЭ;

  • с образовательной программой

  • с рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 030600.62«История», обучающихся по программе бакалавриата




  1. Цели освоения дисциплины.

Целями освоения дисциплины «Археология» являются:

  • Сформировать у студентов четкое представление об археологии как о важнейшей исторической дисциплине, позволяющей изучать историю человеческого общества как в дописьменный период, так и с использованием письменных источников.

  • Знакомство студентов с основными особенностями археологического изучения истории и возможностями использования археологического материала в реконструкции истории человеческой цивилизации.

  • Знакомство студентов с принципами и методами археологических исследований; анализом вещего материала, полученного в результате археологических раскопок; археологическими культурами от раннего каменного века до позднего средневековья..



  1. Компетенции обучающегося, формируемые в ходе освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины «Археология» студент должен

    • Знать профессиональную терминологию археологии зарубежных стран от древности до современности; основную литературу по курсу;

    • Освоить основы анализа вещевого материала, полученного в результате археологических раскопок;

    • Уметь определять конструкцию жилищ, культовых и гражданских построек, оборонительных сооружений и погребений;

    • Уметь искать заслуживающую доверия информацию в литературе и интернете на русском и иностранных языках;

    • Иметь навыки применения данных и методов археологии в источниковедческом и конкретно-историческом исследовании;

    • Уметь использовать данные археологии при решении самостоятельно поставленных задач в исторических исследованиях.


Студент бакалавриата в ходе изучения дисциплины «Археология» осваивает следующие компетенции: Компетенции обучающихся, формируемые в результате освоения.

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Способен выявлять научную сущность проблем в профессиональной области.

Способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода)

СК-Б3, СК –Б6

демонстрирует способность ориентироваться в смысле изучаемого археологического источника или разбираемого научного исследования

Способен вести исследовательскую деятельность, включая анализ проблем, постановку целей и задач, выделение объекта и предмета исследования, выбор способа и методов исследования, а также оценку его качества

Способен осуществлять производственную или прикладную деятельность в международной среде

СК-Б7, СК-Б11

Демонстрирует способность проводить археологические и исторические сопоставления, выступать с представлением результатов своей работы в дискуссиях. Представляет результаты анализа археологической информации на европейских языках, участвует в дискуссиях на английском языке

Способен критически оценивать и переосмыслять накопленный опыт (собственный и чужой), рефлексировать профессиональную и социальную деятельность

СК-Б10


Не допускает ошибок в интерпретации археологической информации, аргументировано проводит исторические сопоставления на материалах различных археологических культур

Способен к осознанному целеполаганию, профессиональному и личностному развитию


СЛК3

На материале археологических источников вырабатывается умение отличить подлинные ценности от мнимых, уникальные культурные явления от массовых, низкопробных



  1. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина относится блоку дисциплин вариативной части второго года обучения в и тесно связана с дисциплинами как базовой части («Введение в историю человечества», «Антиковедение»), так и вариативной части образовательной программы и факультативами («История Византии», «История исламской цивилизации», «Рим первого века Империи: власть, общество, культура», «Общая и историческая география» и др.).

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах «Специальные исторические дисциплины», «Европа V - XVII вв.», «История российской государственности».

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями СК-Б3 (Способен выявлять научную сущность проблем в профессиональной области), СК-Б6 (Способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода), ПК2 (способность к письменной и устной коммуникации на государственном и иностранных языках); СЛК-Б9 (Способен ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и ценностей мировой и российской культуры, понимает значение гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации).

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин («Источниковедение и информационные ресурсы истории», «Теория и история исторического знания»).

  1. Тематический план учебной дисциплины «Зарубежная археология» (32 часа лекции, 10 часов семинары, 66 часов самостоятельная работа в 1 модуле)





Название раздела

Кафедра, за которой закреплен раздел


Всего часов

Лекции, семинары

Самостоя-тельная работа

1

Археология, источниковедение, историческая география и другие вспомогательные дисциплины : взаимосвязь и специфика. Историки и археологи. Основные археологические понятия. Цели и естественнонаучные методы в археологии вчера и сегодня.

Факультет истории

8



2 л. + 2с.



4

2

Каменный век. Общая характеристика эпохи. Антропогенез. Палеолит. Мезолит. Неолит.

Факультет истории


12



4 л. + 2 с.



6

3.

Энеолит и бронзовый век. Значение металлургии в развитии человеческой культуры и общества. Энеолит: феномен Балкано-Карпатской металлургической провинции. Экономика, искусство и религия по археологическим данным.



Факультет истории


6

2 л.

6

4

Энеолит Сибири, Дальнего Востока, юга Средней Азии и Закавказья. Ранний бронзовый век в пределах Циркумпонтийской металлургической провинции.

Факультет истории



8


2 л.


6

5

Средний бронзовый век в пределах Циркумпонтийской металлургической провинции.

Факультет истории



8


2 л.


6

6

Эпоха раннего металла за пределами Циркумпонтийской металлургической провинции. Культуры охотников и рыболовов Северной Европы. Культура земледельцев и скотоводов Средней Азии.

Факультет истории


10

4л.

6

7.

Поздний бронзовый век. Общая характеристика эпохи. Поздний бронзовый век в пределах Евразийской металлургической провинции. Поздний бронзовый век в пределах Кавказской металлургической провинции.

Факультет истории


10

2 л. + 2с.

6

8.

Ранний железный век на территории Северной и Северо-западной Европы

Факультет истории


10



4 л.



6

9.

Ранний железный век. Общая характеристика эпохи. Ранний железный век античных государств Северного Причерноморья.

Факультет истории



10


4 л.


6

10.

Ранний железный век восточных цивилизаций. Скифская эпоха. Сарматская эпоха

Факультет истории


10



2 л. + 2с.



6

11.

Средневековье по данным археологи. Кочевники. Русь и Варяги. Нормандская теория. Монгольская империя и средневековые государства Дальнего Востока.

Факультет истории


16


6л. + 2с.


8





Итого:





108


32 л. + 10 с.


66




  1. Формы контроля знаний студентов.



Тип контроля

Форма контроля

Модуль, неделя

Параметры оценки


Текущий


Доклад на одну из тем плана (по согласованию с преподавателем)


1 модуль: 3 неделя

Доклад является самостоятельным научным исследованием, выполненным на основе анализа археологической литературы (30%)


Текущий

Посещаемость и активность на занятиях

1 модуль

Участие в обсуждении тем семинарских и лекционных занятий, подготовка кратких выступлений по тематике семинаров (30 %)

Итоговый

Экзамен

1 модуль

Устный ответ по билетам и собеседование по прочитанной литературе (40 %)

    1. Критерии оценки знаний, навыков


В докладе (устное выступление с прилагаемым текстом 3-4 тыс. слов) студент должен показать способность прокомментировать смысл и исторический контекст археологического материала, связанного с изучаемой темой, раскрыть проблематику и достижения историографии в области изучения избранной темы, раскрыть предмет исследования с точки зрения проблем, рассматриваемых в курсе, ответить на вопросы слушателей. в письменном виде доклад оформляется в соответствии с правилами оформления научных публикаций (ПК 1; ПК 2; ПК 3; ПК 7 ПК 8 ПК 9 ПК 10 ПК 12 ПК 13)

Экзамен – устное испытание, на котором студент должен продемонстрировать владение базовыми знаниями по содержанию учебной дисциплины и освоение рекомендованной литературы (СЛК 1; СЛК 7; ПК 1; ПК 5).

Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.
6.2. Порядок формирования оценок по дисциплине.

Преподаватель оценивает работу студентов на практических занятиях (основанную на выполнении самостоятельной домашней работы, участии в обсуждении тем лекций и семинаров): учитывается правильность и аргументированность ответов на предлагаемые вопросы. Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Оаудиторная.

Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов, в частности успешность подготовки доклада – Одоклад.

Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом: Отекущий = Одокла .

Результирующая оценка за итоговый контроль в форме зачета выставляется по следующей формуле, где Озачет – оценка за работу непосредственно на зачете:

Оитоговый = k1·Озачет + k2·Отекущий + k3·Оаудиторная

Способ округления накопленной оценки промежуточного (итогового) контроля в форме зачета: в пользу студента.

k1 = 40%;

k2 = 30%;

k3 = 30%

В диплом ставится оценка за итоговый контроль, которая является результирующей оценкой по учебной дисциплине.


  1. Содержание дисциплины

Лекция 1

Археология, источниковедение, историческая география и другие специальные дисциплины : взаимосвязь и специфика. Историки и археологи. Основные археологические понятия. Цели и естественнонаучные методы в археологии вчера и сегодня.

Лит.: Авдусин Д.А. Основы археологии М., 1989; Амальрик А.С., Монгайт А.Л. В поисках исчезнувших цивилизаций М., 1966; Брей У., Трамп Д. Археологический словарь М. 1999; Каменецкий И.С. Археология М. 1999; Мартынов А.И., Шер Я.А. Методы археологического исследования М.,1989; Черных Н.Б. Дендрохронология и археология М., 1996; Федоров-Давыдов Г.А. Статистические методы в археологии М., 1987; Щапова Ю.Л. Естественнонаучные методы в археологии М., 1998; Щапова Ю.Л. Археологическая эпоха: хронология, периодизация, теория, модель. М., 2005; Янин В.Л. Очерки комплексного источниковедения М., 1977
Семинар 1

Обсуждение понятий археологическая культура, культурный слой, поселение, город, типы погребений. Естественнонаучные методы в археологии.

Домашнее задание

Составить таблицу естественнонаучных методов в археологии
Лекция 2

Каменный век. Общая характеристика эпохи. Антропогенез.

Лит.: Алексеев В.П. Становление человечества М., 1984; Аугуста И., Буриан З., Жизнь древнего человека Прага, 1971; Бутовская М.Л., Файнберг Л.А., У истоков человеческого общества М., 1993; Елинек Я. Большой иллюстрированный атлас древнего человека Прага, 1983
Лекция 3

Палеолит. Мезолит. Неолит.

Лит.:Кларк Г.Д. Доисторическая Европа М., 1953; Мелларт Дж., Древнейшие цивилизации Ближнего Востока М., 1986; Монгайт А.Л. Археология Западной Европы. Каменный век М., 1973; Подопличко И.Г. Позднепалеолитические жилища из костей мамонта на Украине Киев, 1969; Смирнов Ю.А. Мустьерские погребения Евразии М., 1991; Столяр А.Д. Происхождение изобразительного искусства М., М. 1985; Шнирельман В.А. Происхождение скотоводства М. 1980
Семинар 2

Каменный век. Датировка основных этапов Каменного века: палеолит, мезолит, неолит. Антропогенез – эволюция человека. Культурные области и археологические культуры.
Домашнее задание

Составить таблицу основных эпох каменного века
Лекция 4

Энеолит Сибири, Дальнего Востока, юга Средней Азии и Закавказья.

Лит.: Археология Украинской ССР т.1., Киев, 1985; Иванов И.С. «Золотой» некрополь Варны // Природа 1976. №2; Кузьмина Е.Е. Откуда пришли индоарии? М., 1994; 2003; Рындина Н.В. Человек у истоков металлургических знаний // Путешествие в древность. М., 1983; Рындина Н.В., Дегтярева А.Д. Энеолит и бронзовый век Учеб. пособие. М., 2002
Лекция 5

Энеолит юга Средней Азии и Закавказья. Ранний бронзовый век в пределах Циркумпонтийской металлургической провинции.

Лит.: Кузьмина Е.Е. Откуда пришли индоарии? М., 1994; Марковин В.И., Мунчаев Р.М. Северный Кавказ. Очерки древней и средневековой истории и культуры. Тула, 2003; Рындина Н.В. Человек у истоков металлургических знаний // Путешествие в древность. М., 1983; Рындина Н.В., Дегтярева А.Д. Энеолит и бронзовый век Учеб. пособие. М., 2002
Лекция 6

Средний бронзовый век в пределах Циркумпонтийской металлургической провинции.

Лит.: Тодорова Х. Энеолит Болгарии. София 1979; Черных Е.Н. Каргалы. Забытый мир М., 1997; Черных Е.Н., Авилова Л.И., Орловская Л.Б., Кузьминых С.В. Металлургия в Циркумпонтийском ареале: от единства к распаду // Российская археология. 2002. №1; Эпоха бронзы Кавказа и Средней Азии. Ранняя и средняя бронза Кавказа: Археология. М., 1994
Лекция 7

Эпоха раннего металла за пределами Циркумпонтийской металлургической провинции.

Лит.: Тодорова Х. Энеолит Болгарии. София 1979; Черных Е.Н. Каргалы. Забытый мир М., 1997; Черных Е.Н., Авилова Л.И., Орловская Л.Б., Кузьминых С.В. Металлургия в Циркумпонтийском ареале: от единства к распаду // Российская археология. 2002. №1;
Лекция 8

Культуры охотников и рыболовов Северной Европы. Культура земледельцев и скотоводов Средней Азии.

Лит.: Черных Е.Н. Каргалы. Забытый мир М., 1997; Черных Е.Н., Авилова Л.И., Орловская Л.Б., Кузьминых С.В. Металлургия в Циркумпонтийском ареале: от единства к распаду // Российская археология. 2002. №1; Эпоха бронзы Кавказа и Средней Азии. Ранняя и средняя бронза Кавказа: Археология. М., 1994
Лекция 9

Поздний бронзовый век. Общая характеристика эпохи. Поздний бронзовый век в пределах Евразийской металлургической провинции. Поздний бронзовый век в пределах Кавказской металлургической провинции

Лит.: Черных Е.Н. Каргалы. Забытый мир М., 1997; Эпоха бронзы Кавказа и Средней Азии. Ранняя и средняя бронза Кавказа: Археология. М., 1994
Семинар 3

Энеолит и бронзовый век. Значение металлургии в развитии человеческой культуры и общества. Определение основных металлургических провинций. Главные принципы датировки. Важнейшие археологические культуры эпохи.
Домашнее задание

Составить таблицу основных эпох энеолита и бронзового века.
Лекция 10

Ранний железный век. Общая характеристика эпохи.

Лит: Граков Б.Н. Ранний железный век (культуры Западной и Юго-Восточной Европы). М.,1977; История Европы т.1. Древняя Европа. М., 1988; Монгайт А.Л. Археология Западной Европы. т. II. Бронзовый и железный века. М., 1974

Лекция 11

Ранний железный век античных государств.

Лит: Граков Б.Н. Ранний железный век (культуры Западной и Юго-Восточной Европы). М.,1977; История Европы т.1. Древняя Европа. М., 1988; Монгайт А.Л. Археология Западной Европы. т. II. Бронзовый и железный века. М., 1974; Сокровища Трои из раскопок Генриха Шлимана: Каталог выставки. М., 1996; Блаватский В.Д. Античная археология Северного Причерноморья. М., 1961; Античные государства Северного Причерноморья. Археология СССР. М., 1984; Филип Я., Кельтская цивилизация и ее наследие. Прага, 1961
Лекция 12

Ранний железный век на территории Северной и Северо-западной Европы

Лит: Граков Б.Н. Ранний железный век (культуры Западной и Юго-Восточной Европы). М.,1977; История Европы т.1. Древняя Европа. М., 1988; Монгайт А.Л. Археология Западной Европы. т. II. Бронзовый и железный века. М., 1974
Лекция 13

Ранний железный век на территории Центральной Европы

Лит: Граков Б.Н. Ранний железный век (культуры Западной и Юго-Восточной Европы). М.,1977; История Европы т.1. Древняя Европа. М., 1988; Монгайт А.Л. Археология Западной Европы. т. II. Бронзовый и железный века. М., 1974
Лекция 14

Ранний железный век восточных цивилизаций. Скифская эпоха. Сарматская эпоха.

Лит: Граков Б.Н. Ранний железный век (культуры Западной и Юго-Восточной Европы). М.,1977; История Европы т.1. Древняя Европа. М., 1988; Граков Б.Н. Скифы. М., 1971; Ставиский Б.А., Яценко С.А. Искусство и культура древних иранцев. М., 2002
Семинар 4

Понятие железный век. Основные этапы освоения железа. Наступление железного века: хронология и география процесса, основные культурно-исторические последствия.
Домашнее задание

Составить таблицу основных этапов раннего железного века
Лекция 15

Средневековье по данным археологи. Кочевники.

Лит: Щукин М.Б. На рубеже эр. СПб., 1994; Славяне и их соседи в конце I тыс. до н.э. – начале I тыс. н.э.: Археология СССР. М., 1987; Плетнева С.А. Кочевники южнорусских степей в эпоху средневековья. Воронеж, 2003; Степи Евразии в эпоху средневековья: Археология СССР. М., 1981
Лекция 16

Русь и Варяги. Нормандская теория

.Лит: Древняя Русь. Город. Замок. Село.: Археология СССР. М., 1985; Краснов Ю.А. Древние и средневековые пахотные орудия Восточной Европы. М., 1987; Куза А.В. Малые города Древней Руси М., 1989; Терехова Н.Н., Розанова Л.С. и др. Очерки по истории древней железообработки в Восточной Европе. М., 1997
Лекция 17

Монгольская империя и средневековые государства Дальнего Востока.

Лит: Путь из Булгара в Киев. Казань, 1991; Степи Евразии в эпоху средневековья: Археология СССР. М., 1981; Егоров В.Л. Золотая Орда: мифы и реальность. М., 1990; Крамаровский М.Г. Золото Чингиситов: культурное наследие Золотой Орды. СПб., 2001; Киселев С.В. и др. Древнемонгольские города М., 1965
Семинар 5

Средневековье по данным археологии. Основные датирующие памятники Европы. Цивилизация кочевников. Материальная культура населения средневековых государств Дальнего Востока.
Домашнее задание

Составить таблицу крупнейших средневековых государств кочевников и восточных стран


  1. Образовательные технологии

Данная дисциплина преподается в форме лекций и семинарских занятий. Отдельные занятия строятся в виде беседы со студентами, просмотра полевых видеоматериалов, мастер-класса, дискуссии, а также изучения отдельных «кейсов» (case studies). В процессе занятий студенты знакомятся с рекомендуемой литературой, обсуждают ее в аудитории, представляют рецензии и рефераты, выполняют домашние задания по библиографическому описанию и реферированию, осуществляют самостоятельный поиск литературы и источников по теме семинара, готовят доклады и выступают с ними, участвуют в обсуждении чужих докладов.


  1. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента.

    9.1. Самостоятельная работа студента.

9.1.1 Доклад является самостоятельным научным исследованием, выполненным на основе анализа археологической литературы. В докладе студент должен показать понимание профессиональной лексики и терминологии, основных направлений и современного состояния археологии и, главное, умение выстраивать типологические ряды. Тема доклада выбирается из предложенных тем к итоговой аттестации (п.9.3), а также из списка основной (п.10.2) и дополнительной (10.3) литературы по согласованию с преподавателем.

9.2. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины и задания для итогового контроля


Примерный перечень вопросов к итоговой аттестации по курсу :

1. Олдувайская эпоха.

2. Ашельская эпоха

3. Мустьерская эпоха4. Верхний палеолит

5.Хозяйство и быт мезолитической эпохи

6. Духовная жизнь. Искусство. Погребения в мезолитическую эпоху

7. Археологические культуры мезолитического времени

8. Хозяйство и быт. Неолитическая революция

9. Духовные представления. Погребения. Искусство неолита

10. Энеолит: феномен Балкано-Карпатской металлургической провинции

11. Энеолит за пределами Балкано-Карпатской металлургической провинции: юг Средней Азии и Закавказье

12. Ранний бронзовый век в пределах Циркумпонтийской металлургической провинции

13. Средний бронзовый век в пределах Циркумпонтийской металлургической провинции

14. Эпоха раннего металла вне пределов Циркумпонтийской металлургической провинции

15. Поздний бронзовый век в пределах Евразийской металлургической провинции

16. Поздний бронзовый век в пределах Центрально-Азиатской металлургической провинции

17. Поздний бронзовый век в пределах Кавказской металлургической провинции

18. Понятие «железный век». Основные этапы освоения железа

19. Ранний железный век античных государств

20. Ранний железный век восточных цивилизаций

21. Ранний железный век вне зоны античных государств и восточных цивилизаций

22. Археология доколумбовой Америки

23. Гальштатская культурно-историческая общность и зона ее влияния

24. Латенская культурно-историческая общность и зона ее влияния

25. Скифская эпоха

26. Сарматская эпоха

27. Кельтская цивилизация и ее наследие

28. Культура Викингов по археологическим данным

29. Нормандская теория

30. Монгольская империя и средневековые государства Дальнего Востока.
10. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

10.1 Базовый учебник

Археология: Учебник / под редакцией академика РАН В.Л. Янина. – А87 М.: Изд-во Моск. ун-та, 2006.

10.2 Основная литература

1. Авдусин Д.А. Основы археологии М., 1989

  1. Алексеев В.П. Становление человечества М., 1984

  2. Амальрик А.С., Монгайт А.Л. В поисках исчезнувших цивилизаций М., 1966

  3. Брей У., Трамп Д. Археологический словарь М. 1999

  4. Каменецкий И.С. Археология М. 1999

  5. Кларк Г.Д. Доисторическая Европа М., 1953

  6. Кузьмина Е.Е. Откуда пришли индоарии? М., 1994

  7. Мартынов А.И., Шер Я.А. Методы археологического исследования М.,1989

  8. Мелларт Дж., Древнейшие цивилизации Ближнего Востока М., 1986

  9. Монгайт А.Л. Археология Западной Европы. Каменный век М., 1973

  10. Рындина Н.В. Человек у истоков металлургических знаний // Путешествие в древность. М., 1983

  11. Рындина Н.В., Дегтярева А.Д. Энеолит и бронзовый век Учеб. пособие. М., 2002

  12. Смирнов Ю.А. Мустьерские погребения Евразии М., 1991

  13. Столяр А.Д. Происхождение изобразительного искусства М., М. 1985

  14. Черных Н.Б. Дендрохронология и археология М., 1996

  15. Федоров-Давыдов Г.А. Статистические методы в археологии М., 1987

  16. Черных Е.Н., Авилова Л.И., Орловская Л.Б., Кузьминых С.В. Металлургия в Циркумпонтийском ареале: от единства к распаду // Российская археология. 2002. №1

  17. Эпоха бронзы Кавказа и Средней Азии. Ранняя и средняя бронза Кавказа: Археология. М., 1994

  18. Граков Б.Н. Ранний железный век (культуры Западной и Юго-Восточной Европы). М.,1977

  19. Граков Б.Н. Скифы. М., 1971

  20. История Европы т.1. Древняя Европа. М., 1988

  21. Монгайт А.Л. Археология Западной Европы. т. II. Бронзовый и железный века. М., 1974

  22. Пауэлл Т. Кельты. Воины и маги. М., 2003

  23. Ставиский Б.А., Яценко С.А. Искусство и культура древних иранцев. М., 2002

  24. Филип Я., Кельтская цивилизация и ее наследие. Прага, 1961

  25. Шнирельман В.А. Происхождение скотоводства М. 1980

  26. Щапова Ю.Л. Естественнонаучные методы в археологии М., 1998

  27. Щапова Ю.Л. Археологическая эпоха: хронология, периодизация, теория, модель. М., 2005

  28. Янин В.Л. Очерки комплексного источниковедения М., 1977


Иностранная литература


  1. Gender, Temporalities, and Periodization in Early Iron Age West-Central Europe Bettina Arnold Journal Social Science History, Vol. 36, No. 1 (Spring 2012), pp. 85-112

  2. Temporality and Periodization in Ancient Near Eastern History Eva von Dassow Journal Social Science History, Vol. 36, No. 1 (Spring 2012), pp. 113-143

  3. Industrial apiculture in the Jordan valley during Biblical times with Anatolian honeybees Guy Bloch, Tiago M. Francoy, Ido Wachtel, Nava Panitz-Cohen, Stefan Fuchs, Amihai Mazar, Bruce Smith Journal Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America, Vol. 107, No. 25 (June 22, 2010), pp. 11240-11244

  4. Cyprus's Earliest Prehistory: Seafarers, Foragers and Settlers Bernard Knapp Journal of World Prehistory, Vol. 23, No. 2 (June 2010), pp. 79-120



10.3 Дополнительная литература:


  1. Аугуста И., Буриан З., Жизнь древнего человека Прага, 1971

  2. Бутовская М.Л., Файнберг Л.А., У истоков человеческого общества М., 1993

  3. Елинек Я. Большой иллюстрированный атлас древнего человека Прага, 1983

  4. Подопличко И.Г. Позднепалеолитические жилища из костей мамонта на Украине Киев, 1969

  5. Археология Украинской ССР т.1., Киев, 1985

  6. Иванов И.С. «Золотой» некрополь Варны // Природа 1976. №2

  7. Кузьмина Е.Е. Откуда пришли индоарии? М., 1994

  8. Марковин В.И., Мунчаев Р.М. Северный Кавказ. Очерки древней и средневековой истории и культуры. Тула, 2003

  9. Сокровища Трои из раскопок Генриха Шлимана: Каталог выставки. М., 1996

  10. Тодорова Х. Энеолит Болгарии. София 1979

  11. Черных Е.Н. Каргалы. Забытый мир М., 1997

  12. Античные государства Северного Причерноморья. Археология СССР. М., 1984

  13. Блаватский В.Д. Античная археология Северного Причерноморья. М., 1961

  14. Щукин М.Б. На рубеже эр. СПб., 1994

  15. Славяне и их соседи в конце I тыс. до н.э. – начале I тыс. н.э.: Археология СССР. М., 1987

  16. Плетнева С.А. Кочевники южнорусских степей в эпоху средневековья. Воронеж, 2003

  17. Древняя Русь. Город. Замок. Село.: Археология СССР. М., 1985

  18. Краснов Ю.А. Древние и средневековые пахотные орудия Восточной Европы. М., 1987

  19. Куза А.В. Малые города Древней Руси М., 1989

  20. Терехова Н.Н., Розанова Л.С. и др. Очерки по истории древней железообработки в Восточной Европе. М., 1997

  21. Путь из Булгара в Киев. Казань, 1991

  22. Степи Евразии в эпоху средневековья: Археология СССР. М., 1981

  23. Егоров В.Л. Золотая Орда: мифы и реальность. М., 1990

  24. Крамаровский М.Г. Золото Чингиситов: культурное наследие Золотой Орды. СПб., 2001

  25. Киселев С.В. и др. Древнемонгольские города М., 1965


Иностранная литература:

1.Agriculture—A Multidisciplinary Portrait Gary S. Kleppel Published by: University of California Press on behalf of the American Institute of Biological Sciences .Article DOI: 10.1525/bio.2013.63.3.12 Stable URL: http://www.jstor.org/stable/10.1525/bio.2013.63.3.12

2.The Contribution of Behavioral Archaeology and the Research of Michael B. Schiffer to the Discipline Stephen Plog Journal of Archaeological Method and Theory, Vol. 18, No. 4, Assessing Michael Brian Schiffer and His Behavioral Archaeology (December 2011), pp. 278-283

3.The Memory of Gold Laurence Ralph Journal Transition, No. 105, Blacks, Jews, and Black Jews (2011), pp. 88-105

4.The Archaeology of Historic Battlefields: A History and Theoretical Development in Conflict Archaeology Douglas D. Scott, Andrew P. McFeaters Journal of Archaeological Research, Vol. 19, No. 1 (March 2011), pp. 103-132

5. The Holocene Archaeology of Southwest Ethiopia: New Insights from the Kafa Archaeological Project Elisabeth Anne Hildebrand, Steven Andrew Brandt, Joséphine Lesur-Gebremariam Journal The African Archaeological Review, Vol. 27, No. 4 (December 2010), pp. 255-289

6.A Niche Construction Perspective on the Middle–Upper Paleolithic Transition in Italy Julien Riel-Salvatore Journal of Archaeological Method and Theory, Vol. 17, No. 4, Archaeological Perspectives on Niche Construction Theory (December 2010), pp. 323-355

7. ARCHEOLOGY: FOUR POEMS Ed Roberson Journal Callaloo, Vol. 33, No. 3 (Summer, 2010), pp. 772-774
10.4 Электронные ресурсы:

http://www.archaeology.ru/

http://www.archeologia.ru/Library/

http://archaeology.kiev.ua/

  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины

При чтении лекций и проведении семинарских занятий используется профессиональная аудио и видео аппаратура, видеопроектор, персональный компьютер, авторские полевые материалы (аудио и фото) преподавателя.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины \"Археология\" iconПрограмма дисциплины "Археология"
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600....
Программа дисциплины \"Археология\" iconПрограмма дисциплины Археология и музееведение для направления 030600. 62 «История»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600....
Программа дисциплины \"Археология\" iconПрограмма дисциплины Археология и музееведение для направления 030600. 62 «История»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600....
Программа дисциплины \"Археология\" iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
«Исторические науки и археология», по профилю «Отечественная история» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры...
Программа дисциплины \"Археология\" iconРабочая программа учебной дисциплины «археология степных кочевников»
Хисамутдинова Р. Р., д и н., проф., заведующий кафедры методики преподавания истории и обществознания огпу
Программа дисциплины \"Археология\" iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
«Исторические науки и археология», по профилю «Всеобщая история (новая и новейшая история)» разработана профессорско-преподавательским...
Программа дисциплины \"Археология\" iconПрограмма вступительного испытания по специальной дисциплине Основная...
Программа предназначена для организации вступительных испытаний по специальной дисциплине (История России) при приёме в аспирантуру...
Программа дисциплины \"Археология\" iconПояснительная записка курс «Археология»
Целью данной дисциплины является знакомство студентов с археологическими культурами как подразделения исторической науки, методами...
Программа дисциплины \"Археология\" iconРабочая программа Учебная дисциплина б 1 археология

Программа дисциплины \"Археология\" iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Археология»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Программа дисциплины \"Археология\" iconУчебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 030401. 65 «История»
Направление подготовки: 030401. 65 «История», специализация «Археология и этнография Сибири», квалификация специалист
Программа дисциплины \"Археология\" iconУчебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 030401. 65 «История»
Направление подготовки: 030401. 65 «История», специализация «Археология и этнография Сибири», квалификация специалист
Программа дисциплины \"Археология\" iconТема проекта
Программа дополнительного образования «Археология Новгородской земли» имеет туристско-краеведческую направленность
Программа дисциплины \"Археология\" iconСоциокультурный образовательный комплекс
Программа дополнительного образования «Археология Новгородской земли» имеет туристско-краеведческую направленность
Программа дисциплины \"Археология\" iconБюллетень новых поступлений
Программа дополнительного образования «Археология Новгородской земли» имеет туристско-краеведческую направленность
Программа дисциплины \"Археология\" iconЛюбовь к родному пепелищу
Программа дополнительного образования «Археология Новгородской земли» имеет туристско-краеведческую направленность


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск