Скачать 226.53 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Факультет истории Программа дисциплины «АРХЕОЛОГИЯ» для направления 030600.62 «История» подготовки бакалавра Автор программы: ст. преподаватель Куза Василий Андреевич (vkuza@hse.ru) Одобрена на заседании кафедры истории идей и методологии исторической науки «__»____________2014 г. Зав. кафедрой д.и.н., проф. И.Н. Данилевский Рекомендована секцией УМС по истории «__»____________2014 г. Председатель Е.Б.Смилянская Утверждена УС факультета истории «__»____________2014 г. Ученый секретарь О.С. Воскобойников Москва, 2014 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента бакалавриата и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600.62 «История», обучающихся по программе бакалавриата и изучающих дисциплину «Археология». Программа разработана в соответствии
Целями освоения дисциплины «Археология» являются:
В результате освоения дисциплины «Археология» студент должен
Студент бакалавриата в ходе изучения дисциплины «Археология» осваивает следующие компетенции: Компетенции обучающихся, формируемые в результате освоения.
Настоящая дисциплина относится блоку дисциплин вариативной части второго года обучения в и тесно связана с дисциплинами как базовой части («Введение в историю человечества», «Антиковедение»), так и вариативной части образовательной программы и факультативами («История Византии», «История исламской цивилизации», «Рим первого века Империи: власть, общество, культура», «Общая и историческая география» и др.). Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах «Специальные исторические дисциплины», «Европа V - XVII вв.», «История российской государственности». Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями СК-Б3 (Способен выявлять научную сущность проблем в профессиональной области), СК-Б6 (Способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода), ПК2 (способность к письменной и устной коммуникации на государственном и иностранных языках); СЛК-Б9 (Способен ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и ценностей мировой и российской культуры, понимает значение гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации). Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин («Источниковедение и информационные ресурсы истории», «Теория и история исторического знания»).
В докладе (устное выступление с прилагаемым текстом 3-4 тыс. слов) студент должен показать способность прокомментировать смысл и исторический контекст археологического материала, связанного с изучаемой темой, раскрыть проблематику и достижения историографии в области изучения избранной темы, раскрыть предмет исследования с точки зрения проблем, рассматриваемых в курсе, ответить на вопросы слушателей. в письменном виде доклад оформляется в соответствии с правилами оформления научных публикаций (ПК 1; ПК 2; ПК 3; ПК 7 ПК 8 ПК 9 ПК 10 ПК 12 ПК 13) Экзамен – устное испытание, на котором студент должен продемонстрировать владение базовыми знаниями по содержанию учебной дисциплины и освоение рекомендованной литературы (СЛК 1; СЛК 7; ПК 1; ПК 5). Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале. 6.2. Порядок формирования оценок по дисциплине. Преподаватель оценивает работу студентов на практических занятиях (основанную на выполнении самостоятельной домашней работы, участии в обсуждении тем лекций и семинаров): учитывается правильность и аргументированность ответов на предлагаемые вопросы. Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Оаудиторная. Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов, в частности успешность подготовки доклада – Одоклад. Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом: Отекущий = Одокла . Результирующая оценка за итоговый контроль в форме зачета выставляется по следующей формуле, где Озачет – оценка за работу непосредственно на зачете: Оитоговый = k1·Озачет + k2·Отекущий + k3·Оаудиторная Способ округления накопленной оценки промежуточного (итогового) контроля в форме зачета: в пользу студента. k1 = 40%; k2 = 30%; k3 = 30% В диплом ставится оценка за итоговый контроль, которая является результирующей оценкой по учебной дисциплине.
Лекция 1 Археология, источниковедение, историческая география и другие специальные дисциплины : взаимосвязь и специфика. Историки и археологи. Основные археологические понятия. Цели и естественнонаучные методы в археологии вчера и сегодня. Лит.: Авдусин Д.А. Основы археологии М., 1989; Амальрик А.С., Монгайт А.Л. В поисках исчезнувших цивилизаций М., 1966; Брей У., Трамп Д. Археологический словарь М. 1999; Каменецкий И.С. Археология М. 1999; Мартынов А.И., Шер Я.А. Методы археологического исследования М.,1989; Черных Н.Б. Дендрохронология и археология М., 1996; Федоров-Давыдов Г.А. Статистические методы в археологии М., 1987; Щапова Ю.Л. Естественнонаучные методы в археологии М., 1998; Щапова Ю.Л. Археологическая эпоха: хронология, периодизация, теория, модель. М., 2005; Янин В.Л. Очерки комплексного источниковедения М., 1977 Семинар 1 Обсуждение понятий археологическая культура, культурный слой, поселение, город, типы погребений. Естественнонаучные методы в археологии. Домашнее задание Составить таблицу естественнонаучных методов в археологии Лекция 2 Каменный век. Общая характеристика эпохи. Антропогенез. Лит.: Алексеев В.П. Становление человечества М., 1984; Аугуста И., Буриан З., Жизнь древнего человека Прага, 1971; Бутовская М.Л., Файнберг Л.А., У истоков человеческого общества М., 1993; Елинек Я. Большой иллюстрированный атлас древнего человека Прага, 1983 Лекция 3 Палеолит. Мезолит. Неолит. Лит.:Кларк Г.Д. Доисторическая Европа М., 1953; Мелларт Дж., Древнейшие цивилизации Ближнего Востока М., 1986; Монгайт А.Л. Археология Западной Европы. Каменный век М., 1973; Подопличко И.Г. Позднепалеолитические жилища из костей мамонта на Украине Киев, 1969; Смирнов Ю.А. Мустьерские погребения Евразии М., 1991; Столяр А.Д. Происхождение изобразительного искусства М., М. 1985; Шнирельман В.А. Происхождение скотоводства М. 1980 Семинар 2 Каменный век. Датировка основных этапов Каменного века: палеолит, мезолит, неолит. Антропогенез – эволюция человека. Культурные области и археологические культуры. Домашнее задание Составить таблицу основных эпох каменного века Лекция 4 Энеолит Сибири, Дальнего Востока, юга Средней Азии и Закавказья. Лит.: Археология Украинской ССР т.1., Киев, 1985; Иванов И.С. «Золотой» некрополь Варны // Природа 1976. №2; Кузьмина Е.Е. Откуда пришли индоарии? М., 1994; 2003; Рындина Н.В. Человек у истоков металлургических знаний // Путешествие в древность. М., 1983; Рындина Н.В., Дегтярева А.Д. Энеолит и бронзовый век Учеб. пособие. М., 2002 Лекция 5 Энеолит юга Средней Азии и Закавказья. Ранний бронзовый век в пределах Циркумпонтийской металлургической провинции. Лит.: Кузьмина Е.Е. Откуда пришли индоарии? М., 1994; Марковин В.И., Мунчаев Р.М. Северный Кавказ. Очерки древней и средневековой истории и культуры. Тула, 2003; Рындина Н.В. Человек у истоков металлургических знаний // Путешествие в древность. М., 1983; Рындина Н.В., Дегтярева А.Д. Энеолит и бронзовый век Учеб. пособие. М., 2002 Лекция 6 Средний бронзовый век в пределах Циркумпонтийской металлургической провинции. Лит.: Тодорова Х. Энеолит Болгарии. София 1979; Черных Е.Н. Каргалы. Забытый мир М., 1997; Черных Е.Н., Авилова Л.И., Орловская Л.Б., Кузьминых С.В. Металлургия в Циркумпонтийском ареале: от единства к распаду // Российская археология. 2002. №1; Эпоха бронзы Кавказа и Средней Азии. Ранняя и средняя бронза Кавказа: Археология. М., 1994 Лекция 7 Эпоха раннего металла за пределами Циркумпонтийской металлургической провинции. Лит.: Тодорова Х. Энеолит Болгарии. София 1979; Черных Е.Н. Каргалы. Забытый мир М., 1997; Черных Е.Н., Авилова Л.И., Орловская Л.Б., Кузьминых С.В. Металлургия в Циркумпонтийском ареале: от единства к распаду // Российская археология. 2002. №1; Лекция 8 Культуры охотников и рыболовов Северной Европы. Культура земледельцев и скотоводов Средней Азии. Лит.: Черных Е.Н. Каргалы. Забытый мир М., 1997; Черных Е.Н., Авилова Л.И., Орловская Л.Б., Кузьминых С.В. Металлургия в Циркумпонтийском ареале: от единства к распаду // Российская археология. 2002. №1; Эпоха бронзы Кавказа и Средней Азии. Ранняя и средняя бронза Кавказа: Археология. М., 1994 Лекция 9 Поздний бронзовый век. Общая характеристика эпохи. Поздний бронзовый век в пределах Евразийской металлургической провинции. Поздний бронзовый век в пределах Кавказской металлургической провинции Лит.: Черных Е.Н. Каргалы. Забытый мир М., 1997; Эпоха бронзы Кавказа и Средней Азии. Ранняя и средняя бронза Кавказа: Археология. М., 1994 Семинар 3 Энеолит и бронзовый век. Значение металлургии в развитии человеческой культуры и общества. Определение основных металлургических провинций. Главные принципы датировки. Важнейшие археологические культуры эпохи. Домашнее задание Составить таблицу основных эпох энеолита и бронзового века. Лекция 10 Ранний железный век. Общая характеристика эпохи. Лит: Граков Б.Н. Ранний железный век (культуры Западной и Юго-Восточной Европы). М.,1977; История Европы т.1. Древняя Европа. М., 1988; Монгайт А.Л. Археология Западной Европы. т. II. Бронзовый и железный века. М., 1974 Лекция 11 Ранний железный век античных государств. Лит: Граков Б.Н. Ранний железный век (культуры Западной и Юго-Восточной Европы). М.,1977; История Европы т.1. Древняя Европа. М., 1988; Монгайт А.Л. Археология Западной Европы. т. II. Бронзовый и железный века. М., 1974; Сокровища Трои из раскопок Генриха Шлимана: Каталог выставки. М., 1996; Блаватский В.Д. Античная археология Северного Причерноморья. М., 1961; Античные государства Северного Причерноморья. Археология СССР. М., 1984; Филип Я., Кельтская цивилизация и ее наследие. Прага, 1961 Лекция 12 Ранний железный век на территории Северной и Северо-западной Европы Лит: Граков Б.Н. Ранний железный век (культуры Западной и Юго-Восточной Европы). М.,1977; История Европы т.1. Древняя Европа. М., 1988; Монгайт А.Л. Археология Западной Европы. т. II. Бронзовый и железный века. М., 1974 Лекция 13 Ранний железный век на территории Центральной Европы Лит: Граков Б.Н. Ранний железный век (культуры Западной и Юго-Восточной Европы). М.,1977; История Европы т.1. Древняя Европа. М., 1988; Монгайт А.Л. Археология Западной Европы. т. II. Бронзовый и железный века. М., 1974 Лекция 14 Ранний железный век восточных цивилизаций. Скифская эпоха. Сарматская эпоха. Лит: Граков Б.Н. Ранний железный век (культуры Западной и Юго-Восточной Европы). М.,1977; История Европы т.1. Древняя Европа. М., 1988; Граков Б.Н. Скифы. М., 1971; Ставиский Б.А., Яценко С.А. Искусство и культура древних иранцев. М., 2002 Семинар 4 Понятие железный век. Основные этапы освоения железа. Наступление железного века: хронология и география процесса, основные культурно-исторические последствия. Домашнее задание Составить таблицу основных этапов раннего железного века Лекция 15 Средневековье по данным археологи. Кочевники. Лит: Щукин М.Б. На рубеже эр. СПб., 1994; Славяне и их соседи в конце I тыс. до н.э. – начале I тыс. н.э.: Археология СССР. М., 1987; Плетнева С.А. Кочевники южнорусских степей в эпоху средневековья. Воронеж, 2003; Степи Евразии в эпоху средневековья: Археология СССР. М., 1981 Лекция 16 Русь и Варяги. Нормандская теория .Лит: Древняя Русь. Город. Замок. Село.: Археология СССР. М., 1985; Краснов Ю.А. Древние и средневековые пахотные орудия Восточной Европы. М., 1987; Куза А.В. Малые города Древней Руси М., 1989; Терехова Н.Н., Розанова Л.С. и др. Очерки по истории древней железообработки в Восточной Европе. М., 1997 Лекция 17 Монгольская империя и средневековые государства Дальнего Востока. Лит: Путь из Булгара в Киев. Казань, 1991; Степи Евразии в эпоху средневековья: Археология СССР. М., 1981; Егоров В.Л. Золотая Орда: мифы и реальность. М., 1990; Крамаровский М.Г. Золото Чингиситов: культурное наследие Золотой Орды. СПб., 2001; Киселев С.В. и др. Древнемонгольские города М., 1965 Семинар 5 Средневековье по данным археологии. Основные датирующие памятники Европы. Цивилизация кочевников. Материальная культура населения средневековых государств Дальнего Востока. Домашнее задание Составить таблицу крупнейших средневековых государств кочевников и восточных стран
Данная дисциплина преподается в форме лекций и семинарских занятий. Отдельные занятия строятся в виде беседы со студентами, просмотра полевых видеоматериалов, мастер-класса, дискуссии, а также изучения отдельных «кейсов» (case studies). В процессе занятий студенты знакомятся с рекомендуемой литературой, обсуждают ее в аудитории, представляют рецензии и рефераты, выполняют домашние задания по библиографическому описанию и реферированию, осуществляют самостоятельный поиск литературы и источников по теме семинара, готовят доклады и выступают с ними, участвуют в обсуждении чужих докладов.
9.1. Самостоятельная работа студента. 9.1.1 Доклад является самостоятельным научным исследованием, выполненным на основе анализа археологической литературы. В докладе студент должен показать понимание профессиональной лексики и терминологии, основных направлений и современного состояния археологии и, главное, умение выстраивать типологические ряды. Тема доклада выбирается из предложенных тем к итоговой аттестации (п.9.3), а также из списка основной (п.10.2) и дополнительной (10.3) литературы по согласованию с преподавателем. 9.2. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины и задания для итогового контроляПримерный перечень вопросов к итоговой аттестации по курсу : 1. Олдувайская эпоха. 2. Ашельская эпоха 3. Мустьерская эпоха4. Верхний палеолит 5.Хозяйство и быт мезолитической эпохи 6. Духовная жизнь. Искусство. Погребения в мезолитическую эпоху 7. Археологические культуры мезолитического времени 8. Хозяйство и быт. Неолитическая революция 9. Духовные представления. Погребения. Искусство неолита 10. Энеолит: феномен Балкано-Карпатской металлургической провинции 11. Энеолит за пределами Балкано-Карпатской металлургической провинции: юг Средней Азии и Закавказье 12. Ранний бронзовый век в пределах Циркумпонтийской металлургической провинции 13. Средний бронзовый век в пределах Циркумпонтийской металлургической провинции 14. Эпоха раннего металла вне пределов Циркумпонтийской металлургической провинции 15. Поздний бронзовый век в пределах Евразийской металлургической провинции 16. Поздний бронзовый век в пределах Центрально-Азиатской металлургической провинции 17. Поздний бронзовый век в пределах Кавказской металлургической провинции 18. Понятие «железный век». Основные этапы освоения железа 19. Ранний железный век античных государств 20. Ранний железный век восточных цивилизаций 21. Ранний железный век вне зоны античных государств и восточных цивилизаций 22. Археология доколумбовой Америки 23. Гальштатская культурно-историческая общность и зона ее влияния 24. Латенская культурно-историческая общность и зона ее влияния 25. Скифская эпоха 26. Сарматская эпоха 27. Кельтская цивилизация и ее наследие 28. Культура Викингов по археологическим данным 29. Нормандская теория 30. Монгольская империя и средневековые государства Дальнего Востока. 10. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 10.1 Базовый учебник Археология: Учебник / под редакцией академика РАН В.Л. Янина. – А87 М.: Изд-во Моск. ун-та, 2006. 10.2 Основная литература 1. Авдусин Д.А. Основы археологии М., 1989
Иностранная литература
10.3 Дополнительная литература:
Иностранная литература: 1.Agriculture—A Multidisciplinary Portrait Gary S. Kleppel Published by: University of California Press on behalf of the American Institute of Biological Sciences .Article DOI: 10.1525/bio.2013.63.3.12 Stable URL: http://www.jstor.org/stable/10.1525/bio.2013.63.3.12 2.The Contribution of Behavioral Archaeology and the Research of Michael B. Schiffer to the Discipline Stephen Plog Journal of Archaeological Method and Theory, Vol. 18, No. 4, Assessing Michael Brian Schiffer and His Behavioral Archaeology (December 2011), pp. 278-283 3.The Memory of Gold Laurence Ralph Journal Transition, No. 105, Blacks, Jews, and Black Jews (2011), pp. 88-105 4.The Archaeology of Historic Battlefields: A History and Theoretical Development in Conflict Archaeology Douglas D. Scott, Andrew P. McFeaters Journal of Archaeological Research, Vol. 19, No. 1 (March 2011), pp. 103-132 5. The Holocene Archaeology of Southwest Ethiopia: New Insights from the Kafa Archaeological Project Elisabeth Anne Hildebrand, Steven Andrew Brandt, Joséphine Lesur-Gebremariam Journal The African Archaeological Review, Vol. 27, No. 4 (December 2010), pp. 255-289 6.A Niche Construction Perspective on the Middle–Upper Paleolithic Transition in Italy Julien Riel-Salvatore Journal of Archaeological Method and Theory, Vol. 17, No. 4, Archaeological Perspectives on Niche Construction Theory (December 2010), pp. 323-355 7. ARCHEOLOGY: FOUR POEMS Ed Roberson Journal Callaloo, Vol. 33, No. 3 (Summer, 2010), pp. 772-774 10.4 Электронные ресурсы: http://www.archaeology.ru/ http://www.archeologia.ru/Library/ http://archaeology.kiev.ua/
При чтении лекций и проведении семинарских занятий используется профессиональная аудио и видео аппаратура, видеопроектор, персональный компьютер, авторские полевые материалы (аудио и фото) преподавателя. |
Программа дисциплины "Археология" Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600.... | Программа дисциплины Археология и музееведение для направления 030600. 62 «История» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600.... | ||
Программа дисциплины Археология и музееведение для направления 030600. 62 «История» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600.... | Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... «Исторические науки и археология», по профилю «Отечественная история» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «археология степных кочевников» Хисамутдинова Р. Р., д и н., проф., заведующий кафедры методики преподавания истории и обществознания огпу | Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... «Исторические науки и археология», по профилю «Всеобщая история (новая и новейшая история)» разработана профессорско-преподавательским... | ||
Программа вступительного испытания по специальной дисциплине Основная... Программа предназначена для организации вступительных испытаний по специальной дисциплине (История России) при приёме в аспирантуру... | Пояснительная записка курс «Археология» Целью данной дисциплины является знакомство студентов с археологическими культурами как подразделения исторической науки, методами... | ||
Рабочая программа Учебная дисциплина б 1 археология | Учебно-методический комплекс дисциплины «Археология» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 030401. 65 «История» Направление подготовки: 030401. 65 «История», специализация «Археология и этнография Сибири», квалификация специалист | Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 030401. 65 «История» Направление подготовки: 030401. 65 «История», специализация «Археология и этнография Сибири», квалификация специалист | ||
Тема проекта Программа дополнительного образования «Археология Новгородской земли» имеет туристско-краеведческую направленность | Социокультурный образовательный комплекс Программа дополнительного образования «Археология Новгородской земли» имеет туристско-краеведческую направленность | ||
Бюллетень новых поступлений Программа дополнительного образования «Археология Новгородской земли» имеет туристско-краеведческую направленность | Любовь к родному пепелищу Программа дополнительного образования «Археология Новгородской земли» имеет туристско-краеведческую направленность |