Пояснительная записка курс «Археология»





НазваниеПояснительная записка курс «Археология»
страница1/7
Дата публикации03.03.2015
Размер0.86 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > История > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

РУБЦОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

f:\утверждаю для титульного листа(1).bmp

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
АРХЕОЛОГИЯ

Специальность – 030401.65 История

Форма обучения: очно-заочная (вечерняя)

Кафедра общественных дисциплин

Рубцовск – 2011
При разработке УМК учебной дисциплины в основу положены:
1) ГОС ВПО по специальности 030401.65 История утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000 г., № 308гум /сп

2) Учебный план по специальности 030401.65 История утвержденный Ученым Советом РИ (Филиала) АлтГУ «23» мая 2011 г., протокол № 12
УМК одобрен на заседании кафедры общественных дисциплин «27» июня 2011 г. протокол № 6

c:\documents and settings\ionova\local settings\temporary internet files\content.outlook\bbpwwbhv\шамшин а б .png
СОДЕРЖАНИЕ


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс «Археология» предназначен для студентов педагогических вузов. Целью данной дисциплины является знакомство студентов с археологическими культурами как подразделения исторической науки, методами исторического исследования. В общих чертах показаны важнейшие этапы ее развития. В программе нашли отражение новейшие достижения методики обучения основам археологии, современные тенденции развития археологического образования, как в нашей стране, так и за рубежом. Студенты знакомятся с различными концепциями отбора содержания курса археологии, развивающими возможностями предмета. Изучение данного курса тесно связано и опирается на такие изучаемые дисциплины как История древнего мира, история Отечества, регионоведение и краеведение.

В настоящее время актуальность курса определяется местом и опытом многотысячелетней истории человечества вплоть до формирования первых государств и цивилизаций.

Предполагаемая программа освещает особенности материальной культуры древнего населения нашей страны до образования первых государств Киевской Руси.

Курс «Археология» впервые обстоятельно знакомит студентов с историей материальной культуры, многогранными процессами становления и развития древних племен нашей страны и входит в число обязательных на исторических факультетах высших учебных заведений, обучающих по специальности 032600 «история».

Составление комплексного представления об истории материальной культуры формируется на основе междисциплинарного подхода. Проблематика, рассматриваемая в рамках курса, находится на стыке ряда смежных дисциплин и может быть предметом анализа под разными углами зрения: экономика, внутриполитические процессы, религия, психология мышления древнего человека. Курс тесно связан с такими параллельно изучаемыми дисциплинами, как история Отечества (древний период) и история древнего мира, а также логически предшествует изучению истории средних веков России и Востока.

Особенностью курса является освещение проблем современной археологической научной, научно-популярной и учебно-методической литературы, раскрывается содержание альтернативных учебников, показаны приемы работы с учебниками, научно-популярными, научными сборниками и монографиями, возможности их использования для дифференциации обучения.

Большое внимание также уделено изучению инновационных моделей обучения истории древнего мира, исследовательскому и дискуссионному подходам в науке.

Программа курса «Археология» соответствует требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 032600 «история». Требования государственного стандарта и его основные положения определили структуру курса и логику изложения в нем материала.

Целью курса является формирование у студентов-историков на базе современных взглядов научно обоснованных представлений о развитии первобытных обществ и первых государственных образований.

В ходе ее достижения решаются следующие задачи:

- изучение типологии развития материальной культуры древних обществ;

- изучение основных этапов развития основных археологических культур и культурно-исторических общностей;

- раскрытие характерных черт и особенностей развития материальной культуры древних племен на различной территории и в различные хронологические отрезки;

- определение места и роли опыта древних археологических культур в формировании ранних цивилизаций в мировом историческом процессе.

Курс ориентирует на следующие виды профессиональной деятельности:

учебно-воспитательная;

научно-методическая;

культурно просветительская.

Изучение курса «Археология» способствует решению следующих типовых задач профессиональной деятельности:

в области учебно-воспитательной деятельности:

- осуществление процесса обучения в соответствии с образовательной программой;

- планирование и проведение учебных занятий с учетом специфики тем и разделов программы в соответствии с учебным планом;

- использование современных научно обоснованных приемов, методов и средств обучения;

- применение современных средств оценивания результатов обучения;

- воспитание у учащихся уважительного отношения к культурно-историческому наследию человечества;

в области научно-методической деятельности:

- анализ собственной деятельности с целью ее совершенствования;

в области культурно-просветительской деятельности:

- формирование общей культуры учащихся.

В процессе изучения дисциплины студенты должны знать:

Основные понятия методики археологии, иметь представление о предмете, задачах и методологии изучения и археологической реконструкции истории древних обществ на основе изучения материальной культуры, специфике «археологии» как предмета вузовского обучения, принципах отбора содержания исторического образования, владеть основными методами научного исследования;

методические пути подготовки учителя к урокам археологии, планировать применение и использование современных средств обучения.

уметь:

ориентироваться в современной учебно-методической, научной и научно-популярной литературе по истории древнего мира для высших учебных заведений, уметь анализировать программы и учебники;

использовать содержание учебных курсов для формирования нравственной, правовой, экономической, политической и экологической культуры, выявления национальных и общечеловеческих ценностей, воспитания
2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Дидактические единицы (ДЕ)

Наименование тем

Максимальная нагрузка студентов, час.

Количество аудиторных часов при очно-заочной форме обучения

Самостоятельная работа студентов, час.

Всего

Лекции

Лабораторные работы

1

2

3

4

5

6

7

ДЕ I

Введение

2

-

-




2

Эпоха каменных орудий

14

2

2

-

12

Эпоха палеометалла

8

2

2




6

Железный век степной Евразии

8

4

2

2

4

Железный век лесной Евразии. Гунно-сарматский мир

8

2

2




6

Кавказ в ранний железный век

8

2

2

-

6

Археология античных городов Причерноморья

8

2

-

2

6

Археология протославянских и восточнославянских племен

8

2

2




6

Археология древних и средневековых русских городов

8

2

-

2

6

Итоговый контроль

экзамен

Итого часов

76

18

12

6

54


3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1Содержание ГОС учебной дисциплины «Археология»
Способы существования человека в различной экологической среде, материальные остатки жизнедеятельности людей, их типология и методы изучения, общие черты и характерные особенности жизни древних обществ, формирования этнокультурных миров от эпохи палеолита до раннего средневековья.
3.2 Содержание учебной дисциплины
Тема 1. Введение в археологию

Аудиторная работа:

Что такое археология? Предмет курса. Определение науки В.А. Городцова, С.И. Ожегова, Британской энциклопедии, У. Брейля и Д. Трампа. Цели и задачи археологии, ее место в системе наук. Подразделение на первобытную и историческую археологии. Значение решений I Археологического съезда (1869) для становления и развития отечественной археологической науки. Временные рамки первобытной и исторической археологии. Терминология. Полевая археология. Камеральная археология. Проблемы периодизации и хронологии. Археологические методы и методики исследований на современном этапе. Радиоуглеродный, археомагнитный методы. Термолюминисценция. Металлаграфия. Дендрохронология. Система «Открытых листов». Современное законодательство и проблемы охраны археологического наследия.
Тема 2. Историография археологии

Аудиторная работа:

Предыстория: «громовые стрелы» или «секиры древних»? Оценка «громовых стрел» М. Меркати (1593). История начала археологического изучения территории России в XVII-XVIII вв. (Г.-Ф. Миллер, И.-Г. Гмелин, А.С. Уваров, Н.К. Минко, В.В. Хвойко, Д.Я. Самоквасов и др.). Сибирская экспедиция академика Г.-Ф. Миллера. Попытка первой периодизации археологических памятников Сибири А.Н. Радищевым. Коллекционеры и собиратели древностей XIX в. Археологические исследования в XIX – начале XX вв. (И.С. Поляков, М.И. Ростовцев, В.А. Городцов, А.А. Спицын). Организация Археологических съездов А.С. Уваровым. Этапы истории советской археологии (С.А. Теплоухов, П.С. Рыков, А.П. Окладников, Б.А. Рыбаков, К.Ф. Смирнов, М.Г. Мошкова, Н.Л. Членова, А.П. Смирнов, И.В. Синицын, Е.Е. Кузьмина, С.А. Плетнева, А.Х. Халиков, С.И. Руденко, А.Д. Грач, Н.Я. Мерперт, В.Ф. Генинг, О.Н. Бадер). Археология новейшего периода (А.Д. Пряхин, А.Х. Пшеничнюк, Н.А. Мажитов, Е.Н. Черных, Л.Т. Яблонский, В.С. Горбунов, В.А. Иванов, Т.М. Потемкина, Г.Б. Зданович). 
Тема 3. Территория России в каменном веке

Аудиторная работа:

Природно-климатические и географические особенности территории России в каменном веке. Введение термина «антропогеновый период (система)» (А.П. Павлов, 1922). Лондонский международный геологический конгресс (1948) и установление нижней границы четвертичного периода. Деление антропогена на два яруса – эоплейстоцен и плейстоцен. Синхронизация археологической, геологической и природно-климатической периодизаций. Связь оледенений с этапами заселение территории России в эпоху палеолита. Доминдельское время (Азыхская пещера). Средний ашель (пещеры миндель-рисского времени Кударо, Цонская). Рост памятников в мустьерское (рисс-вюрмское) время. Вюрмское, позднепалеолитическое время. Стоянки Мальта и Буреть в Сибири.

Основные этапы каменного века России.

Палеолит. Периодизация и хронология. Олдувай, шелль, ашель (ранний и поздний), мустье (ранний и поздний), ориньяк, солютре, мадлен (по Мортилье). Ранний палеолит (2 млн. (?) - 150 тыс. лет до н.э.). Средний палеолит (150 тыс. лет до н.э.). Поздний палеолит (80-8 тыс. лет до н.э.). Антропогенез. Важнейшие находки древних гоминид. Основные орудия олдувайской, ашельской и мустьерской эпох). Особенности каменной индустрии. Основные памятники: Костенки, Сунгирь, Мальта, Буреть. Жилища. Распространение загонной охоты. Формирование представлений о загробной жизни. Уникальные погребения на стоянке Сунгирь. Возникновение и расцвет палеолитической живописи (Капова пещера). Палеолитические памятники Южного Урала.

Мезолит – раннеголоценовая эпоха каменного века (8-5 тыс. лет до н.э.). Введение термина для обозначения орудий, занимающих промежуточное положение между палеолитом и неолитом А. Брауном (1893). Принятие двучленного деления мезолита – на ранний (пребореальный и бореальный климатические периоды) и поздний (атлантический климатический период) (Варшава, 1973). Рост числа археологических памятников. Появление возможности выделения археологических культур. Объединение родственных культур в культурные общности. Высокий уровень техники отделения ножевидных пластин. Распространение орудий из микролитов. Появление техники шлифовки, сверления и пиления камня. Разнообразие костяной индустрии. Распространение лука и стрел. Приобретение искусством схематизированного характера. Развитие геометрических узоров. Распространение мелкой пластики из зооморфных и антропоморфных изображений. Изменение типов жилищ и поселений. Временный характер поселков. Базовые и сезонные лагеря. Характеристика шалашевидных построек, полуземлянок и землянок. Обеднение культурных слоев. Расцвет присваивающего хозяйства. Развитие различных форм охотничьего хозяйства. Широкая доместификация собаки. Целенаправленный характер рыболовства. Изобретение лодок, сетей, верш. Развитие веры в загробную жизнь. Появление захоронений с богатым инвентарем. Мезолитические памятники Южного Урала.

Самостоятельная работа:

Неолит (8-5 тыс. лет до н.э.). Периодизация и хронология. Резкий рост числа и размеров археологических памятников. Формирование элементов производящего хозяйства. «Неолитическая революция». Переход к высокой специализации присваивающего хозяйства. Изобретение лыж, нарт и глиняной посуды. Широкое применение шлифовки и заточки каменных орудий. Использование формовки и термической обработки глиняных изделий. Горбуновский и Шигирский торфяники. Неолитические памятники Южного Урала.

Материальная и духовная культура населения России в каменном веке.
Тема 4. Энеолит (медно-каменный век)

Аудиторная работа:

Проблема выделения энеолитической эпохи начала IV – начала II тыс. до н.э. Понятие «энеолит», как переходного периода от каменного века к бронзовому. Появление металлургии меди. Появление медных орудий при преобладании каменных и кремневых. Господство мотыжного земледелия. Большие глинобитные дома первобытнообщинных коллективов. Статуэтки родоначальниц. Расписная, или богато орнаментированная керамика. Разделение южной зоны на земледельческую и скотоводческую.

Основные археологические культуры.

Трипольская культура. История открытия и выделения культуры. Основные памятники. Поселения Триполье (В.В. Хвойко, 1893), Кукутени (Г. Буцуряну, 1889), Лука-Врублевецкая, Усатово. Периодизация и хронология. Разработка периодизации Т.С. Пасек. Раннее Триполье (3000-2700 лет до н.э.). Формирование локальных отличий. Среднее Триполье (2700-2100 лет до н.э.). Позднее Триполье (2000-1700 лет до н.э.). Динамика изменения ареал расселения по периодам. Динамика топографии и географии поселений. Типы жилищ. Глиняные модели жилищ. Рост значения земледелия и садоводства. Погребальная обрядность. Каменная Индустрия. Металлообработка. Керамический комплекс. Типы посуды. Орнаментика. Клады. Антропоморфная пластика. Антропология населения. Общественный строй. Идеологические представления и памятники искусства. Контакты с населением соседних культур. Раннеземледельческие культуры Средней Азии.

Среднестоговская культура (середина IV – первая половина III тыс. до н.э.). Локализация памятников в лесостепных районах Поднепровья и Левобережной Украины. Проникновение в степные районы. Локальные варианты (днепровский, нижнедонской и константиновский). Основные памятники. Поселения Средний Стог II, Александрия, Константиновка, Ливенцовка. Могильники Константиновский, Яма, Койсугский. Топография поселений. Типы жилищ. Грунтовые могильники. Появление первых курганных насыпей. Характеристика погребальной обрядности. Вещевой инвентарь. Стационарный характер производящей экономики. Преобладание скотоводства и редкость земледельческого инвентаря. Освоение всадничества. Связи с населением трипольской культуры.

Древнеямная культурно-историческая общность. Хронологически первая из гигантских общностей степной полосы России. Выделение культуры В.А. Городцовым по памятникам Северского Донца. Современное деление на локальные варианты: волжско-уральский, предкавказский, донской, северско-донецкий, приазовский, крымский, нижнеднепровский, северо-западный, юго-западный. Ареал распространения. Сходство и различия в погребальной обрядности и керамике. Охра. Подкурганный обряд захоронения. «Дом мертвых». Основные памятники. Могильники Герасимовка, Ветлянка-IV, Изобильное, Увак, Тамар-Уткуль. Подвижное скотоводческое хозяйство. Появление колесного транспорта. Металлургия меди.

Самостоятельная работа:

Агидельская и суртандинская культуры Южного Урала. Ареал расселения. Выделение приуральской агидельской и зауральской суртандинской культур (Г.Н. Матюшин, 1982). Выделение локальных вариантов. Основные поселенческие памятники суртандинской (Суртанды, Янгелька, Банное, Карабалыкты) и агидельской (Давлекановское, Кара-Якупово, Муллино, Сауз) культур. Особенности топографии поселений. Типы жилищ. Могильники агидельской культуры (Кара-Якуповский, Муллино III, Старо-Нагаевский). Открытие первого погребального комплекса суртандинской культуры у с. Баишево (И.В. Денисов, 2000). Особенности керамических комплексов и орнаментики. Вещевой инвентарь. Косторезный промысел. Фиксация знакомства с медью. Хозяйственные уклад. Развитое домашнее скотоводство суртандинского населения.

Афанасьевская культура. Выделение афанасьевского этапа С.А. Теплоуховым. Формирование культуры в степях Алтая и Минусинской котловины. Ареал расселения. Основные памятники. Могильники Афанасьева Гора, Карасук III, Тесь. Многообразие погребальной обрядности. Индивидуальные, парные однополые, парные и коллективные разнополые захоронения. Реконструкция структуры афанасьевского общества (С.В. Киселев). Высокий уровень развития камнеобрабатывающего, деревообрабатывающего и керамического производств. Курильницы. Корчаги. Овладение металлообработкой. Уникальная находка браслета из метеоритного железа. Обоснование индоевропейской этнической принадлежности населения. Выявление родства с европейскими древнеямными племенами.

Материальная и духовная культура населения энеолита.
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка курс «Археология» iconПояснительная записка 4 тематический план 6 содержание дисциплины...
Гос спо по специальности 080106. 65Финансы, утвержденный Министерством образования РФ «21» февраля 2002 г. №15-0603-Б
Пояснительная записка курс «Археология» iconПояснительная записка Курс «Окружающий мир»
Охватывают курс программы 1-2 классов
Пояснительная записка курс «Археология» iconКолосницын Павел Павлович Возраст обучающихся: 12-17 лет Срок реализации...
Программа дополнительного образования «Археология Новгородской земли» имеет туристско-краеведческую направленность
Пояснительная записка курс «Археология» iconЭлективный курс по физике «Элементы биофизики»» Автор : Лимонов Н....
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных...
Пояснительная записка курс «Археология» iconУчебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных...
При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Пояснительная записка курс «Археология» iconПояснительная записка: Курс «Гидробиология»
Курс «Гидробиология» разработан для студентов, обучающихся по специальности «Биология». Освоение данной дисциплины требует соответствующей...
Пояснительная записка курс «Археология» iconЭлективный курс «Симметрия вокруг нас» Автор: Соктоева Любовь Жамбаловна...
Для учащихся данный элективный курс призван помочь представить математику в констексте биологии
Пояснительная записка курс «Археология» iconЭлективный курс по русскому языку для 11-х классов Пояснительная записка
Единому государственному экзамену. Данный курс учитывает эти новые условия, в нем подробно разбираются все задания демонстрационного...
Пояснительная записка курс «Археология» iconЭлективный курс по страноведению «Знакомьтесь: Соединенные Штаты Америки» Пояснительная записка
Данный элективный курс заканчивается викториной on-line, позволяющей учителю закрепить и проконтролировать знания учащихся по всему...
Пояснительная записка курс «Археология» iconРабочая программа по географии 7 класс Пояснительная записка
Курс географии материков и океанов – это второй по счету школьный курс географии. В содержании курса увеличен объем страноведческих...
Пояснительная записка курс «Археология» iconПояснительная записка к планированию по географии для 7 класса
Курс географии материков и океанов – это второй по счету школьный курс географии. В содержании курса увеличен объем страноведческих...
Пояснительная записка курс «Археология» iconПояснительная записка Курс «Историческое краеведение»
Курс «Историческое краеведение» в 9 классе обобщает учебный материал, который изучался в 6 8 классе в курсе «История России» на повторительно...
Пояснительная записка курс «Археология» iconПояснительная записка Курс «История дизайна»
Курс «История дизайна» на художественно-графическом факультете является одним из факультативных дисциплин в системе художественно-педагогической...
Пояснительная записка курс «Археология» iconПояснительная записка к программе География. Начальный курс. 6 класс
Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс
Пояснительная записка курс «Археология» iconПрограмма элективного курса Пояснительная записка. Элективный курс «индикаторы»
Элективный курс «индикаторы» предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов. На изучение данного курса отводится...
Пояснительная записка курс «Археология» iconПояснительная записка: Курс «Педагогика досуга»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск