Скачать 242.81 Kb.
|
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный педагогический университет» (МГПУ) Учебно-методический комплекс ДИСЦИПЛИНЫПедагогика досуга ФТД.2 ФТД.6 основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050720 Физическая культура со специализацией Спортивно-оздоровительный туризм 050303 Иностранный язык (английский) с дополнительной специальностью Французский, немецкий языки Утверждено на заседании Кафедра педагогического проектирования и образовательных технологий(протокол № 13 от 07.05.09 г.)Зав. кафедрой _________________Д.Г. Левитес Раздел 1. Программа учебной дисциплины.1.1. Автор-составитель программыВ.Э. Черник, кандидат педагогических наук, доцент1.2. Рецензенты: Д.Г. Левитес, доктор педагогических наук, профессор, МГПУ.Бахмач Н. П., директор муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детская театральная школа города Мурманска», Отличник народного образования РФ, Член Союза театральных деятелей России. 1.3. Пояснительная записка:Курс «Педагогика досуга» является курсом по выбору для студентов, избравших для себя профессию учителя.Умение полноценно организовывать личностный досуг в нынешней национальной доктрине образования рассматривается как одно из условий высокого качества обучения и воспитания подрастающего поколения. В «Стратегии модернизации общего образования» акцент делается на формировании умения учителей и учащихся выбирать пути и способы использования свободного времени, которые обогащали бы личность культурно и духовно. Проблема культурного развития личности в сфере свободного времени предполагает рассмотрение ее в контексте смежных проблем таких наук, как социология, педагогика, психология и другие. Поэтому учителю в его профессиональной деятельности необходимо опираться на знания смежных наук, зарождающихся в их русле идей, представлений, накопленного опыта, технологий. Изучение курса «Педагогика досуга» предполагает знакомство с теоретическими положениями дисциплины – в контексте их динамики и мирового опыта – с принципами, методами, формами, технологиями досуговой деятельности и организации досуга. Цель курса: содействовать формированию у будущих специалистов в области образования педагогической культуры, умения выбирать пути и способы использования свободного времени, которые обогащали бы личность культурно и духовно. Задачи курса:
Требования к уровню освоения дисциплиныВ результате изучения дисциплины студенты должны знать: теоретические основы досуговой педагогики в контексте их динамики и мирового опыта: принципы, методы, формы, технологии досуговой деятельности и организации досуга; В результате изучения дисциплины студенты должны уметь: определять цели педагогической деятельности и отдельных действий в сфере досуга; планировать работу по организации досуга учащихся в соответствии с возрастом и уровнем их воспитанности; взаимодействовать с ученическим самоуправлением при организации досуга; организовать групповую досуговую деятельность учащихся; владеть методикой организации и проведения различных форм досуговой деятельности. 1.4. Извлечение из ГОСВПО: В ГОСВПО отсутствует1.5. Объем дисциплины и виды учебных занятий
1.6. Содержание дисциплины1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах).Примерное распределение учебного времениВариант 1 для050720 Физическая культура со специализацией Спортивно-оздоровительный туризм
Вариант 2 для 050303 Иностранный язык (английский) с дополнительной специальностью Французский, немецкий языки
1.6.2. Содержание разделов дисциплиныТема 1. Досуг как социальное явление Понятие о досуге. Научные подходы к определению понятия. Функции досуга, общая характеристика досуга и досуговой деятельности. Досуг как время, деятельность и состояние. Цивилизационный потенциал досуга. Типологии досуга. Из истории развития российского досуга. Досуговая сфера сегодня: перемены, достижения и проблемы. Тема 2. Свободное время и развитие социально-культурной деятельности Роль социально-культурной деятельности в целенаправленном регулировании сферы свободного времени. Сущностные черты социально-культурной деятельности. Функции социокультурной деятельности. Роль системы квалифицированной помощи специалистов в организации досуга населения. Социокультурная деятельность и социокультурный менеджмент, принципиальная основа его функционирования (принципы гуманизма и демократизма, стимулирования, сочетания государственных и общественных начал, плюрализма, свободы выбора содержания и форм любительской деятельности). Принципы социокультурной деятельности. Средства, методы, формы социокультурной деятельности. Особенности социокультурной деятельности на современном этапе. Тема 3. Просветительно-образовательные занятия в сфере свободного времени Сущность и особенности просветительско-образовательной деятельности. Из истории развития. Средства просветительно-образовательной деятельности. Работа с книгой и другими печатными материалами. Педагогические основы самообразования. Роль искусства, радио, телевидения. Процесс компьютеризации массового просвещения. Интернет и культурно-досуговая деятельность. Самообразование в системе непрерывного образования. Просветительно-образовательная деятельность как педагогический процесс (задачи, содержание, формы, методы). Культура и музей в духовной жизни общества. Формирование музейно-образовательной традиции в России. Опыт использования музея в образовательно-ориентационной деятельности. Тема 4. Ценностно-ориентационная деятельность Из истории развития теории и практики ценностно-ориентационной деятельности; её проблемы и задачи на современном этапе. Воспитание, самовоспитание, перевоспитание. Психологические основы ценностно-ориентационной деятельности. Технологические основы. Роль семьи, средств массовых коммуникаций, образования, социального окружения, деятельности разнообразных социокультурных центров. Пути, средства и методы воздействия в условиях работы центров на формирование ценностно-ориентационного сознания. Процесс формирования отношений к окружающему миру как цель ценностного ориентирования человека. Специфика ценностно-ориентационной деятельности в сфере досуга, ее содержание, методы, формы. Тема 5. Творческая деятельность в сфере досуга Многообразие творческой деятельности в сфере досуга: поисково-исследовательская деятельность (работа любителей и любительских объединений краеведческого и природоведческого типа, коллекционирование, техническое творчество, инициативные объединения в области социального творчества, художественное творчество). Организация любительских художественно-творческих занятий. Задачи и психологические основы любительского художественного творчества. Современное состояние художественно-творческой деятельности в сфере досуга. Тема 6. Рекреационно-развлекательная деятельность Из истории развития. Социально-культурные технологии рекреационно-развлекательного досуга. Игровые различения. Игры как важнейшее средство рекреации и разностороннего развития личности. Специфические особенности игры как вида деятельности. Виды игровой деятельности, классификация игр. Методы организации и проведения игр, роль организаторов игры. Развлекательные зрелища, танцы, народные праздники. Их значение, методика организации и проведения. Тема 7. Досуговое общение Из истории развития досугового общения. Условия и предпосылки процесса общения. Особенности общения и его роль в жизни личности, ее развитии, самопроявлении и самореализации (информационно-познавательная, ценностно-ориентационная, эмоциональная, коммуникативная, гедонистическая, рекреационная). Кооперация, состязание и диалог как форма проявления взаимодействия в сфере свободного времени. Общение и уединение. Виды досугового общения. Стимулы, побуждающие человека к общению. Система средств общения. Функции общения. Повышение культуры общения в сфере свободного времени. Организационная структура досуговой группы (группа-конгломерат, группа-кооперация, группа-коллектив). Взаимосвязь формальных и неформальных подсистем. Методы влияния на процессы общения. Система методов регуляции общения. Роль методики стимулирования. Организация досугового общения в современных условиях. Формы досугового общения (беседа, развлекательно-игровая коммуникация (игровые контакты, танцы, молодежное общение: клубные вечера, встречи - клубные кафе, вечера-встречи)). Методика организации культурного общения семейных людей: прием гостей, и хождение в гости, организация семейных дней и вечеров; салоны (литературные, музыкальные, театральные, болельщиков, коллекционеров). Проблемы повышения коммуникативной квалификации. Проблемы системы организации досугового общения (деятельность досуговых центров, повседневное общение – по месту жительства, организация культурного досуга сельских жителей, роль пешеходных досуговых зон). 1.6.3. Темы для самостоятельного изучения: самостоятельная работа не предусмотрена. 1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины1.7.1. Тематика и планы семинарских занятийЗанятие 1. Тема: Свободное время и развитие социокультурной деятельности
Занятие 2. Тема: Просветительно-образовательная деятельность
Занятие 3. Тема: Музей и его просветительно-образовательная роль
Домашнее задание: Каждый студент выбирает себе индивидуальное задание, составляет план-проспект этого задания, на практическом занятии защищает его. Практические задания:
Занятия 4-5. Защита подготовленных планов-проспектов (или планов-эскизов) практических заданий. Схема анализа досугового мероприятия Критерии оценки:
Домашнее задание Групповое задание: группа выбирает одну из рекомендованных форм досуговой деятельности (или выбранных самостоятельно), определяет тему, ведет подготовку, проводит на последнем практическом занятии. Рекомендуемые формы группового мероприятия:
Некоторые темы диспутов:
Некоторые темы ток-шоу:
Некоторые темы пресс-конференций:
Некоторые темы творческих судов:
Некоторые темы:
Некоторые темы игровых программ:
Занятие 6. Тема: Ценностно-ориентационная и творческая деятельность в сфере досуга
Занятие 7. Тема: Рекреационно-развлекательная деятельность
Занятие 8. Тема: Общение в сфере свободного времени
Занятия 9. Тема: Технология досуговой деятельности Проведение коллективного группового мероприятия. Схема анализа, критерии оценки - в основном те же, что и для индивидуальных заданий. Особо отметить, на какое количество участников рассчитано мероприятие, возможность сочетания коллективной, массовой, индивидуальной и групповой работы участников. Продумать и оформить объявление о планируемом мероприятии. 1.8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины1.8.1. Рекомендуемая литература для студентов:Основная литература:
Дополнительная литература
1.9. Материально-техническое обеспечение дисциплины:Видеоматериалы конкурса «Самый классный классный», «Азбука досуга»1.10 Примерные зачетные тестовые задания: зачет не предусмотрен1.11. Примерный перечень вопросов к зачету
1.12. Комплект экзаменационных билетов: Нет (экзамен не предусмотрен). 1.13 Примерная тематика рефератов: Не предусмотрены. 1.14 Примерная тематика курсовых работ. Курсовые работы не предусмотрены. 1.15 Примерная тематика квалификационных (дипломных) работ. Дипломные работы не предусмотрены. 1.16 Методика исследования. Нет 1.17 балльно-рейтинговая система. Нет РАЗДЕЛ 2. Методические рекомендации по изучению дисциплины (или ее разделов) и контрольные задания для студентов заочной формы обучения. Заочное обучение по данной специальности не предусмотрено РАЗДЕЛ 3. Содержательный компонент теоретического материала. Определяется и формируется на основе имеющегося списка рекомендованной литературы РАЗДЕЛ 4. Словарь терминов (Глоссарий) См.: Словарь терминов УМК по дисциплине «Теория и методика воспитания» РАЗДЕЛ 5. Практикум по решению задач (практических ситуаций) по темам лекций (одна из составляющих частей итоговой государственной аттестации) Итоговая государственная аттестация по дисциплине не предполагается. РАЗДЕЛ 6. Изменения в рабочей программе, которые произошли после утверждении программы.
Раздел 7. Учебные занятия по дисциплине ведут
|
Пояснительная записка Курс «Основы экологического воспитания» Курс «Основы экологического воспитания» является одной из дисциплин национально-регионального компонента в блоке общепрофессиональных... | Пояснительная записка Основные цели и задачи курса. Цель : Курс «Сравнительная... ... | ||
Пояснительная записка программа курса «Научная организация труда студентов» Специальная дошкольная педагогика и психология со специализацией Семейная коррекционная педагогика | Пояснительная записка 4 тематический план 6 содержание дисциплины... Гос спо по специальности 080106. 65Финансы, утвержденный Министерством образования РФ «21» февраля 2002 г. №15-0603-Б | ||
Пояснительная записка Пояснительная записка рабочая программа дисциплины... Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050703. 65 Дошкольная педагогика и психология (заочная форма обучения, 6-летний... | Литвин Виктория Богдановна, к п. н., доцент кафедры литературы мгпу. 3 пояснительная записка Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 3 История отечественной литературы для студентов, обучающихся по специальности... | ||
Программы индивидуального развития одаренных учащихся. Русский язык.... Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 3 История отечественной литературы для студентов, обучающихся по специальности... | Программа дисциплины опд. В. 01 Театральная педагогика г. Томск 2010... Курс «Театральная педагогика» является дисциплиной по выбору и является важным звеном в подготовке студентов педагогического факультета... | ||
Пояснительная записка Курс «Окружающий мир» Охватывают курс программы 1-2 классов | Элективный курс по физике «Элементы биофизики»» Автор : Лимонов Н.... Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных... | ||
Интернет-ресурсы (электронные материалы) к умкд по дисциплине курс... Из книг С. Соловейчика “Педагогика для всех”, “Час ученичества”, “Вечная радость” | Учебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных... При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены | ||
Пояснительная записка: Курс «Гидробиология» Курс «Гидробиология» разработан для студентов, обучающихся по специальности «Биология». Освоение данной дисциплины требует соответствующей... | Учебно-методический комплекс Курс по выбору “Психология религии” предназначен для подготовки студентов факультета "Педагогика и психология", обучающихся по специальности... | ||
Элективный курс «Симметрия вокруг нас» Автор: Соктоева Любовь Жамбаловна... Для учащихся данный элективный курс призван помочь представить математику в констексте биологии | Элективный курс по русскому языку для 11-х классов Пояснительная записка Единому государственному экзамену. Данный курс учитывает эти новые условия, в нем подробно разбираются все задания демонстрационного... |